Старшая дочь Великого Маршала Победы

     Из эпизодов Великой Отечественной войны мне по малолетству запомнился лишь один. Зато какой: салют в честь Победы над фашистской Германией!

     Я, четырёхлетняя малышка, сижу на плечах отца, участника трёх войн: финской, польской и Великой Отечественной, которого комиссовали по случаю болезни, и во всю свою детскую глотку, захлёбываясь от восторга, вместе со всеми кричу: «Ура, ура, ура!»  Это символ одобрения, радости и привета. Кажется, что счастливый гул моих земляков – москвичей заглушает выстрелы тысячи орудий, салютующих в честь Великой Победы.

       Под этим знаком любви к защитникам Родины прошли мои детство, юность и вся жизнь. Мы, дети войны, дети отцов и матерей, совершивших героический подвиг во имя освобождения своего Отечества и народов Европы от порабощения, особенно трепетно относимся к людям, облачённым в военную форму. А имя легендарного  маршала Победы с благоговением произносилось во многих семьях.

      Окончание войны Георгий Константинович Жуков, почитаемый и на фронте, и в тылу, встретил в блеске  славы и благодарной всенародной любви.

     «Для меня главным было  служение Родине, своему народу, - писал он в своей книге «Воспоминания и размышления». – И с чистой совестью могу сказать: «Я сделал всё, чтобы выполнить этот свой долг…Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревоги Родины, её потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные. Я прожил жизнь с сознанием, что приношу пользу народу, а это главное для любой жизни».

       Жуков прошёл нелёгкий путь от солдата до маршала. Двумя Георгиевскими крестами отмечены боевые заслуги унтер-офицера Георгия Жукова в период Первой мировой войны. Четырьмя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза увенчан воинский путь маршала в годы Второй мировой войны. Кроме того, он награждён двумя высшими орденами «Победа», шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Александра Суворова 1-ой степени. Он-Герой Монгольской Народной Республики.
 
       Георгий Константинович Жуков – кавалер самых высоких наград многих стран мира, в том числе ордена «Легиона почёта» главнокомандующего Соединённых Штатов, ордена Бани первой степени и Большого рыцарского креста Великобритании, ордена «Почётного легиона первой степени Франции. Таково признание полководческого мастерства маршала в нашей стране и за рубежом.

       В апреле-мае 1945 года войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза  Жукова во взаимодействии с войсками 1-го Украинского и 2-го Белорусского фронтов успешно провели Берлинскую наступательную операцию. Как    представитель советского Верховного главнокомандования, 8 мая 1945 года Георгий Константинович Жуков принял в Карлхорсте капитуляцию фашистской Германии.

       Ему, полководцу, внёсшему огромный вклад в разгром немецко-фашистских войск, выпала честь принимать парад Победы на Красной площади.

      Вслед за высокими почестями, которые государство воздало Жукову в победном 45-ом году, вдруг резко повеяло отчуждением. Посыпались обвинения в выпячивании своей роли как полководца в войне, мародёрстве, в подготовке заговора. Создалась информационная блокада.

      Национальный Герой Советского Союза был снят с должности министра обороны, выведен из состава членов Президиума ЦК КПСС и членов ЦК КПСС. В прессе появились клеветнические оскорбления. В бой вступили «переосмысливатели» истории, которые пытались свести на «нет» высокие оценки, данные полководцу во всём мире. Имя Георгия Константиновича Жукова практически было вычеркнуто из нашей истории.

      Последние 16 лет жизни стали для Жукова, по натуре деятельного и волевого, самыми трагичными.

       Он был готов работать. Говорил, что «ещё не рехнулся и память у меня хорошая, навыки и знания хорошие, и меня можно было бы использовать. Используйте!».

       Но Георгий Константинович оказался не востребован  в своём Отечестве. И всё же моральный дух великого сына своего народа не был сломлен.

       В те трудные для Георгия Константиновича дни поддержка родных и близких особенно дорога. Старшая дочь Маргарита Георгиевна рассказывала, что хорошо ориентируясь в сложившейся ситуации и боясь, «что конъюнктурные писаки переврут всю его жизнь, папа завёл со мной разговор о том, чтобы я… изучила все его архивы, дневники, письма и написала правдивую книгу. Вот сейчас я этим и занимаюсь».
 
       Завещание отца Маргарита Георгиевна выполняла с любовью, с тем завидным упорством, которое было присуще и самому Жукову. Она совершила более 330 поездок по фронтовым дорогам отца, которые пролегли не только по городам и весям России, но и 11 зарубежным странам.

        Невозможно сосчитать число её слушателей и участников всевозможных встреч, организованных по инициативе Маргариты Георгиевны за те 45 лет, которые она посвятила увековечиванию  памяти великого маршала.

        Ветераны и молодёжь с равным вниманием впитывали в себя рассказы о боях, в которых принимал участие Георгий Константинович Жуков, его отношении к фронтовым товарищам, друзьям и близким. От этого образ полководца становился глубже, весомее.

        В 1994 году Маргарита Георгиевна основала фонд «Маршал Жуков». Будучи его президентом, она продвигала в жизнь идеи и взгляды отца. Делала всё для того, чтобы нынешнее и будущие поколения гордились своими предками, которые из страшных и  суровых испытаний 1941-1945 годов вышли не побеждёнными, а победителями, и чтобы  не было очернено имя великого сына России.

        По её инициативе установлено 50 памятников, проведено 10 вахт памяти Маршала Советского Союза. Множество библиотек и парков стали носить имя полководца. «О войне должны знать всю правду» - жизненное кредо  дочери Георгия Константиновича. Ею издано более 350 произведений об истории  Отечества и наследии отца.

       Моя первая встреча  с Маргаритой Георгиевной произошла 9 мая 2008 года. И я поразилась: как же она похожа на отца. Тот же открытый высокий лоб, тот же овал лица. Глаза умного и интеллигентного человека. И  ничуть не удивилась, что по просьбе скульптора В.Клыкова Маргарита Георгиевна позировала ему при работе над памятником Георгию Константиновичу Жукову, установленном у стен Кремля.

       А приехала я на ту встречу, чтобы рассказать членам фонда «Маршал Жуков» об уникальной летописи героизма защитников Отечества в битве с фашизмом. Мои коллеги по Объединённому Совету ветеранов Союза журналистов России подготовили десятитомник «Живая память» (на тот момент было 7 томов). Разнообразными жанрами здесь отражён суровый путь к Великой Победе. Память участников войны вместила в себя массу героических и трагических событий военной поры. В третьем томе эпопеи целая глава посвящена Георгию Константиновичу Жукову. Она называется «Маршал Победы».

       Маргарита Георгиевна, детство которой было прервано войной, вспоминала, что  беседуя с отцом в разные годы, она «всегда явственно ощущала, что его особенно волновала судьба молодого поколения. Выдержит ли оно, не свернёт с дороги отцов и дедов, впитает ли их лучший опыт, который поможет с наименьшим числом просчётов и ошибок идти вперёд?». Это уже послевоенные встречи и рассуждения.

       А во время войны – письма, письма, письма… Конечно, не такие частые, как хотелось бы, но всегда желанные, наполненные любовью к дочери, желанием уберечь её от неприятных дум, ненужных поступков.

       Маргарита, как и многие её сверстники, бегала в госпитали, выполняя нехитрую, но очень нужную в ту пору работу: мотала бинты, писала письма для раненых к их родным и близким, участвовала в концертах. У каждого был свой любимый раненый. Был такой и у Риты:

       - Мой боец – молодой, голубоглазый украинец – всё обещал завтра встать и даже пройти по коридору. Я ждала этого дня как великого события. Помню, раненый сказал: «Девочка, съешь кусок сахара, ты что-то худая и бледная». Я отвечала: «Нельзя. Сахар можно есть только раненым». Боец настаивал: «Мне завтра ещё дадут. Съешь. Завтра точно встану».

        А назавтра, когда я пришла в госпиталь, мне сказали: «Девочка, уходи. Твой боец умер». Я была потрясена. Убитая горем, подавленная, пришла домой. И вспомнила слова отца, сказанные при расставании: «Если что случится, пиши сразу». Написала в отчаянии: «Какая же тяжёлая и страшная жизнь! Почему война  убивает таких молодых?».

       Отец, как всегда, не замедлил с ответом:
       - Письмо твоё получил. Из письма вижу, что ты хорошая и умная девочка. Пусть тебя не угнетает тяжёлая жизнь. В детстве, юности, да и в средние года я перенёс очень много горя и лишений и очень редко видел радостные дни, но такая жизнь меня многому научила и закалила, как солдата нашей Родины. Без этого вряд ли я был бы стойким солдатом и опытным полководцем…»

       При колоссальной занятости, даже в дни тяжёлых боёв Георгия Константиновича не оставляли мысли о своей дочери: «…Что касается твоего пути после школы, обдумаем после 9-го класса, а сейчас, детка, учись хорошенько…»

      Георгий Константинович часто размышлял о такой проблеме, как отцы и дети, о качестве  образования, о самостоятельности и самовоспитании. По воспоминаниям Маргариты Георгиевны:

       - Сам он, будучи на высоких командных должностях, занимая видное положение, никогда не нанимал для нас репетиторов и не делал никаких протекций на жизненном пути. Что касается меня, то он всегда подчёркивал, что верит в мои способности и что мне надо самой стремиться их развивать.

         Я в свою очередь, делилась с отцом всеми своими мыслями, планами, мечтами. Даже посылала на фронт свои детские стихи и спрашивала мнение о своих первых литературных опытах. Он отвечал: «…В литературе и стихах я специалист и критик слабый, но вижу, что признаки способностей у тебя есть. Поэтому, если эти увлечения не мешают твоей учёбе, продолжай тренировки в этих направлениях…».

       Отец верил в нас, молодых, в нашу силу воли, в то, что мы сумеем всего добиться личным трудом. Приведу ещё один пример. В 1948 году, уже работая в Свердловске, отец узнал из моего письма, что я стала студенткой юридического факультета Московского государственного университета. Поскольку я готовила себя к литературной деятельности,  то, естественно, отец ждал, что я поступлю на филологический факультет. А тут вдруг такой поворот.

       И вот как он отозвался на это: «Дорогая моя Маргариточка! Очень рад, что ты учишься в университете и неплохо справляешься с учебными задачами. У тебя скоро должны начаться экзамены. Я уверен, доченька, что ты с успехом справишься с зачётами, то есть вижу, что силы воли, настойчивости у тебя достаточно, а это главное в учёбе. Видно, что жизненная закалка, полученная тобой в суровой обстановке, не пропала даром. Я уверен, что она ещё не раз тебе поможет в жизни…».

        Это письмо не только лишний раз говорило об удивительной его деликатности, но и вновь подтверждало, сколь высоко ценил он самостоятельность решений и любые успехи, достигнутые на основе личного труда».

       В 1953 году Маргарита Георгиевна окончила юридический факультет МГУ имени Михаила Васильевича Ломоносова и одновременно школу при МГУ по подготовке преподавателей политэкономии. Её стаж работы составил 35 лет: 9 лет в Московском энергетическом и 26 лет в Московском металлургическом институтах. Оценены и её писательские заслуги  – она член  Союза журналистов России.

       6 июня 2009 года в культурном центре «Красные ворота» собрались родные и друзья дочери легендарного маршала, чтобы поздравить её с 80-летним юбилеем.

       Много добрых слов в адрес Маргариты Георгиевны прозвучало из уст экс-секретаря Правления Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры, участника Великой Отечественной войны писателя и журналиста Ю.Т. Грибова,  атамана  Московского казачьего округа МСОО «Всевеликое войско Донское» генерал-лейтенанта Ю.И. Рыжова, помощника атамана МКО полковника В.А. Метелицы, президента «Фонда ветеранов ФСБ»    генерал-майора  В.И. Аяцкова, представителей Парламентского центра «Комплексная безопасность Отечества» Б.М. Галихина и А.А. Мартиросова.
 
       За большой вклад в увековечивание памяти и научного наследия прославленного полководца страны Георгия Константиновича Жукова, самоотверженное служение Отечеству, многолетнюю лекционную и преподавательскую деятельность, в честь 15 годовщины основания фонда «Маршал Жуков» и в связи с 80-ем со дня рождения Маргарита Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед казачеством», учреждённым Московским казачьим округом.   Парламентский центр отметил вклад  Маргариты Георгиевны в поддержку ветеранов Великой Отечественной войне и защитников нашей Родины орденом «За заслуги».
 
      В торжествах приняли участие ветеран ансамбля Российской Армии им. А.В. Александрова В.П.Кокарев, артист содружества театров на Таганке С.С. Серёгин и воспитанники колледжа автоматизации и радиоэлектроники им. Вахрушева во главе  с заместителем директора, заслуженным работником культуры, членом Союза писателей России  Г.И. Ермоленко. Было много поздравлений от друзей и соратников.

      Мы, члены фонда, постарались придать празднованию душевную, семейную обстановку. Думаю, удалось. И разве могли мы предположить, что это последний день рождения Маргариты Георгиевны.
 
      10 мая 2010 года Маргарита Георгиевна ушла из жизни. Она успела отметить свой самый любимый праздник. Надеялась, что в 65 Победный год получит, как и многие ветераны, юбилейную медаль.

       Не дождалась…


Рецензии
Уважаемая Раиса Сергеевна! С большим интересом прочитал несколько Ваших публикаций. Почти все они-фундаментальны и подлежат опубликованию в книгах. Работа о старшей дочери Жукова Г.К. очень интересна. Думаю, что Вам будет по пути с генералами Шумиловым Л.В. и Макарычевым А.А. Они занимаются похожими с Вашим делом жизни: восстановление и увековесивание имён больших и маленьких участников ВОВ. Думаю, что нужно встречатся с ними. Это будет полезно и продуктивно для обеих сторон. Я о Вас доложу. А рецензии короткие я обязательно напишу. По всем публикациям жму зелёную. Обратите внимание, подалуйста на время написания этой рецки. С уважением и признанием, Григорий Алексеевич Ерохин. ................ .. Сейчас Межгосударственный Союз Городов-Героев работает над привлечением школьников регионов к поиску детей войны с описанием из помощи фронту. Написан и издан 3-х томник маленьких героев войны. Ориентирую Вас на Алексея Алексеевича Макарычева

Григорий Ерохин   21.11.2023 03:57     Заявить о нарушении
Григорий Алексеевич, дорогой, - у вас бессоница: так рано-поздно помечено ваш заход на мою страничку? Может просто разница во времени? Приятно, что вы видите меня в своей команде. Учитывая, что я работала редактором радиовещания, все мои публикации улетали в эфир. А печататься стала, только придя на этот сайт. Да и то волей случая. Один из членов организации "Дети Великой Отечественной войны" города Москвы Алексей Никуленков был тяжело болен. Но навестив его дома, узнала о его интересной жизни в годы войны: он, мальчишка, помогал партизанам. Впоследствии даже получил удостоверение об этой службе. Подготовила очерк о нём. Денег на издание книги не было. Кто-то из друзей посоветовал войти на этот сайт. Долго потом шутили, потому что у моего героя интернета не было. Но естественно нашёл у соседей. Оценка его была:"Мы все обрыдались". Ну, а мне ничего более не оставалось, как прижиться на этом сайте.

Раиса Лунева   21.11.2023 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.