Четыре сына пасхального седера, символа избавления

Четыре типа отношения к жизни, сменяющих друг друга и существующих вместе, можно выделить благодаря источникам мудрости. Они складываются исходя из двух производных: отношения к Высшему, высшей силе, Богу и из отношения к построению связи, к другими:

«Мудрый сын»

«Благословен Тот, который всюду» - для «мудрого сына» Бог везде. Он спрашивает о других так: Что это за свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вам Г-сподь, Б-г наш?» Говорится на это: "А ты подробно расскажи ему обо всех законах Песаха", чтобы он мог соблюдать их.


«Нечестивый сын»

«Благословен Он»  - воспринимает Бога как нечто стороннее, внешнее. Он обращается к другим: "Что это за служение у вас?" Требуется дать ему ответ и показать, что он рубит сук, на котором сидит.


«Несмышленый сын»

"Благословен Всевышний, Который дал Тору народу Своему" – есть и у него возможность, соблюдая необходимое, приблизиться самому к Богу и приблизить к Нему весь мир. Такой человек хочет быть связан со всеми, и он спрашивает обо всем, что видит. Ему ты скажи: «Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабов».


«Неспособный задавать вопросы»

"Благословен Он", - благословение "в третьем лице". Указывает на то, что тот, кто не спрашивает, находится в опасном состоянии, и он может легко превратиться в "нечестивого сына". Для него - "И скажи (сам) сыну своему в тот день так: "Ради этого сделал мне Бог при выходе моем из Египта"


Песах - переход от желания всё получать к намерениям ради блага другим.
Выход из Египта - освобождение из плена эгоистических намерений.


Рецензии