Клима

  … Должен отметить, что мне везло на друзей. Был у меня друг – Саша (Клима), проверенный временем и порохом боевой обстановки мальчишеской жизни чечеловского района  нашего города. Саша - отличный человек, настоящий Друг. Клима по отцу – немец, а по маме, точно не знаю, но манера жить у него кавказская. Даже без застолья он не выпустит из своего дома друга без подарка. Проведёт. Посадит в транспорт. Например, один раз он провожал меня до остановки трамвая №15. Но, не наговорившись,  мы вдвоём дождались именно пятнадцатого по счёту и только на нём я уехал.
 
    В качестве примера пороха боевой обстановки, приведу такой случай. Солнечный день. Мы – старшеклассники. Только, что сдали очередной экзамен. Ватага одноклассников-пацанов вышла из здания школы. На белых рубашках сверкают на солнце комсомольские значки, настроение у всех отличное. Неспешно ведутся весёлые мальчишеские разговоры. Вместе мы сила, ничто нас не сможет остановить на жизненном пути.

      Но меня, вдруг, остановило жало заточенной отвёртки. К счастью, удара не было – меня просто подцепили, как рыбу на кукан. Приставив жало к моей шее у основания челюсти. Если бы это было в вечернее время и в другой обстановке, я был бы начеку – мы всегда так жили. А тут я, непростительно, расслабился. Считая, что я достаточно подготовлен для любых встреч, нахожусь в своём районе, меня все знают, разгар дня, со мной мои школьные товарищи – на вид целая банда. «Если бы», «был бы на чеку» - обычные блеяния ротозея. Я прозевал момент, когда, один из идущих нам на встречу мужиков сделал внезапный подскок ко мне.

    И, практически, нанизал на, спрятанную в руке отвёртку. Молча, деловито, профессионально настолько, что я был полностью в его власти. Мне пришлось подняться на носках и замереть – любое моё неосторожное движение привело бы к однозначному событию. Подскока я не видел потому, что беспечно разговаривал с товарищами, а привычки всегда трезво оценивать окружающую обстановку по принципу «свой, чужой?» или «есть/нет?  опасность» у меня тогда ещё не было. Опыт к человеку приходит не сразу и хорошо, если будет шанс учесть ошибки. На звук подскока я среагировал, повернул голову, заметил движение руки к моей шее, но времени уклониться мне не хватило.

  События развивались дальше нестандартно. Их было всего двое. Нападавшим ничего не нужно было конкретно от кого-либо из нас. Это  были совершенно незнакомые нам люди и даже не из нашего района (мы бы хоть мельком, но встречались). Наверное, им нужен был кто-то другой и они просто на нас решили сорвать свою злость.  Не снимая меня с отвёртки, за действием последовала команда: «Соплечьё, быстро разбежались по домам!». И ватага «товарищей» одноклассников  улетучилась в одно мгновение. С высоты своих «цыпочек» я мог наблюдать, как спешно, не оборачиваясь, уходил Сергей Г. А самым проворным оказался «крутой» Саша Д., который всегда хвастался своими связями в блатном мире, много говорил о дружбе и взаимовыручке.
 
     Но я не остался один – со мной рядом стоял Клима и не собирался никуда уходить. Он просто не знал, что в такой ситуации можно делать, чтобы мне не навредить – моё положение сковывало его. В ответ на их угрозы. Он жёстко и твёрдо пообещал им, что если меня подрежут, то один из них точно ляжет рядом со мной.  И они убрали отвёртку.

  Дальше события развивались ещё более неожиданно для нас. Агрессивные незнакомцы расхохотались. Наверно Клима не очень их смог напугать? Нас похвалили, что мы оба не испугались, а особенно Климу. «Смотри, какая на Чечеловке поросль растёт!» и посоветовали нам, и впредь, держаться друг друга. А трусливых «дружбанов» переловить и навалять им как следует для науки. Потом они не спеша ушли в своё восвояси. Только после этого мы вспомнили о страхе (до этого как-то не было на него времени) и лёгкий после-геройский мондраж охватил нас. Не спеша пошли мы с Климой посидеть на остановке трамвая. Через некоторое время, из-за угла показался «крутой» Саша Д. Нас он поначалу не видел, поэтому шёл медленно. Когда заметил нас. Сразу деловито засунул руку в карман (он потом нам объяснил, что у него там разводной гаечный ключ) и ускорил походку. Своё бегство объяснил тем, что помчался за подмогой, но так, как никого не нашёл, забежал домой за гаечным ключом  для кровавого боя за друзей. В тот день, только немного нюхнув «пороха»,  мы быстро поняли, кто есть, кто. Никого мы не стали отлавливать, жизнь сама расставит всё на свои места.

      Такую школу мы заканчивали параллельно с официальной школой (общеобразовательной). Только зачёты и незачёты выглядели иначе. Такие у нас были внеклассные учителя….

PS: Отмечу один забавный момент. Клима в старших классах приходил в школу в отцовских кирзовых сапогах. Потом переодевал их на сменную обувь. Таким манером он в весеннюю и осеннюю чечеловскую распутицу берег туфли от уличной грязи…


Рецензии
Мальчишеская жизнь в какой-то степени мне знакома, я росла вместе с братом старше меня на два года. В нашем небольшом городке было несколько группировок, они порой выясняли между собой отношения. Я чувствовала защиту брата, могла идти по городу в любое время, зная, что никто меня не тронет. Только потом все стало не так...

Галина Вольская   01.09.2020 20:03     Заявить о нарушении
Мне кажется, что этот рассказ более глубокую тему затрагивает. В тот день у нас была незапланированная переменка от мальчишеской жизни с благополучно закончившимся перерывом-испытанием на неожиданный внеклассный урок мужской жизни.

У моей Мамы тоже был брат, только младший, но стоял за неё горой (50-е года, мой рассказ "Зоя. Наша семейная история Чечеловки" http://proza.ru/2018/02/22/1112 ):

"... Пока ещё стоит старая трансформаторная будка на углу улиц Павлоградский переулок (теперь Альпийский переулок) и Братьев Миллеровых. Будка примечательна тем, что у моей мамы возле этой будки, под угрозой ножа, забрали первые, в её жизни, наручные часы и собственноручно вышитый носовой платок, который она под рукавом носила за ремешком часов (была такая мода у девушек того времени). Её брат, «поднял» своих знакомых, оббегал всех блатных района, но часы так и не удалось вернуть. Похоже, её провожали от остановки трамвая заезжие «гастролёры» и, улучшив удобный момент, когда рядом не было свидетелей, совершили этот грабёж.

Время было «весёлое». В трамваях ездили бригады воров-карманников. Резали сумки и карманы половинкой лезвия (пиской) или заточенной с одной грани ребра монеткой. Маршрут трамвая №8, проходящий через район Чечелевки, считался повышено-криминальным, из-за того, что в тупике трамвая №8 была городская «толкучка» (туча), куда люди с деньгами ехали со всего города за покупками. Были частыми и уличные нападения, с применением холодного оружия. В случае неподчинения или неравного соотношения сил, нападавшие пускали холодное железо в ход. Грели его в крови граждан. Чаще всего «подрезали», чтобы вывести из строя или били на поражение. Отсюда и термин «пописать» - порезать лицо пиской или ножом. Справедливости ради, должен добавить, что в отличие от нашего, более спокойного времени, тогда был смысл кричать: «Помогите!», «милиция!».

Люди были в то время более сплочёнными и отзывчивыми на чужую беду, могли вмешаться, защитить. Ещё много было растворено фронтового народа в гражданской массе населения, послевоенных городов. Не пустым звуком звучали слова: мой двор, мой район. У посторонних агрессоров легко могли возникнуть проблемы с жильцами, просто, исходя из территориальной принадлежности. Мужское население соседних домов могло выскочить в трусах и шлёпанцах на зов о помощи. Доходило и до казусов. Один знакомый, сам с уголовным прошлым, но выскочил в одних трусах, что бы защитить соседа по подъезду, с которого «чужая» братва пыталась снять шапку перед входом. Основание одно – этой мой подъезд, мой двор и тут будут наши порядки, а не чужие.

Сотрудники милиции выглядели иначе, чем нынешние. Это были все бывшие фронтовики с недавним боевым прошлым. Да и внешне они выглядели иначе – не были отягощены животами, реально владели минимальными навыками рукопашного боя, стрелять учились не в тире, война отучила их бояться врага. У них была привычка побеждать и обострённая мотивация дать бой уголовной братии, навести порядок на улицах. Не представляю ситуации, что бы, пойманный уголовник мог предложить такому милиционеру взятку в обмен на свободу или запугать местью...."

Виктор Комосов   02.09.2020 10:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.