Надувной матрас и завтрак. Очерк

«Ещё не так давно,- пишет авторитетное деловое  издание Fortune,- для того, чтобы взять на себя управление крупной компанией, нужно было годами трудиться, поднимаясь по карьерной лестнице и демонстрируя свой лидерский потенциал. Но те времена прошли, и теперь генеральным директором может стать любой выпускник колледжа, у которого есть хорошая идея».

Одна из таких компаний - сервис по краткосрочной аренде жилья AirBnb. В штате компании — более двух тысяч сотрудников, работающих в 21 офисе по всему миру. Airbnb является лидером на рынке сервисных услуг, который сегодня включает 1,5 млн объектов недвижимости в более чем 34 тысячах городов в 190 странах, кроме Ирана, Сирии, Крыма и Северной Кореи, а пользователей— более 100 миллионов. За время существования компании ее услугами воспользовались более 11 млн человек. И речь идет не только о бедных студентах, ищущих лишний надувной матрас, но и о  солидных путешественниках, поскольку компания предлагает как дешевое жилье (например, комнату в квартире в Мехико за 20 долл.), так и крайне дорогое (день в замке с красивым садом на севере Шотландии обойдется почти в 10 тыс. долл.)

          А всё начиналось 10 лет назад  с трех надувных матрацев, когда молодые дизайнеры  Брайан Чески  и Джо Геббиа, а также молодой инженер в области вычислительной техники - Нейтан Блечарзик - решили организовать собственный бизнес.

БРАЙАН ЧЕСКИ

       Брайан родился 29 августа 1981 года в Нискаюне, штат Нью-Йорк,  в семье двух социальных работников. По словам родителей Брайана, он с самого детства был буквально одержим каким-нибудь делом, и ни одно из его увлечений не носило отвлечённый характер — в каждое он погружался с головой. Так, его любовь к рисованию переросла в страсть к искусству. В школьные годы, он мог пропадать часами в местных музеях, срисовывая с картин, а после школы - поступил в Школу дизайна в Род-Айленде. Помимо всего, именно в школе дизайна проявился его лидерский потенциал, когда он стал капитаном хоккейной команды.
        Когда на церемонии вручения дипломов, именно ему поручили выступать с речью, Брайан отнёсся  к этому настолько  серьёзно, что изучил все найденные примеры выступлений на подобных церемониях.  Более того, чтобы преодолеть в себе смущение от выступления на большой аудитории, он вышел на сцену накануне вечером и повторял свой текст, пока  персонал расставлял в зале  6000 стульев.
«Он никогда не занимался ничем поверхностно, даже в очень раннем возрасте», — говорит его мама- Деб Чески. По мнению редактора Fortune, у Брайана  соответствующий темперамент — он усидчив, сосредоточен и работоспособен.
«Я всегда был увлечен сказками и фантазиями, но мою жизнь изменила одна книга, — почти романтично признается Брайан. — Это 912- страничная биография Уолта Диснея от Нила Габлера». Он и сегодня с удовольствием по памяти цитирует целые куски из книги, особенно эпизоды о провалах, критике и предбанкротных настроениях мастера. 

ДЖОЗЕФ (ДЖО) ГЕББИА

Джо Геббиа - родился 21 августа 1981 года,  в Атланте, штат Джорджия. Также, как Брайана, любовь к искусству привела его в Школу дизайна в Род-Айленде, которую Джо в 2005 году  окончил с двумя дипломами бакалавра: одним в области графического дизайна, а вторым — в области промышленного. Помимо этого, Джо прослушал курсы бизнеса в международной школе  при Массачусетском технологическом институте , а также бизнес-ориентированное обучение в Брауновском университете.

        Именно в Школе дизайна Брайан и Джо познакомились и подружились. Оба - амбициозные и предприимчивые , они успевали везде: участвовали в разных конкурсах художников, вместе придумали талисман для местного хоккейного клуба, помогали в организации выставки промышленного дизайна.  

        После выпускного вечера , Брайан отправился в Лос-Анджелес, чтобы стать промышленным дизайнером в небольшой фирме, а Джо  - дизайнером в издательстве Chronicle Books, в Сан-Франциско. «Прежде чем сядешь в самолёт, я должен тебе кое-что сказать, — сказал, прощаясь  с другом, Джо. - Однажды мы откроем свою компанию, и об этом напишут книгу.».

       Через несколько лет,  Брайан охладел к своей работе и понял, что хотел бы заняться чем-то другим. В конце -концов, Джо , который уволися из издательства, убедил его переехать в Сан-Франциско, чтобы вместе начать бизнес.  Так в 2007 году друзья снова встретились.
                Амбиции - амбициями, но вскоре молодые художники поняли, что их финансы на нуле: нужно было заплатить за жилье 1150 долларов, а на банковском счете осталась всего лишь тысяча.
В один из таких дней, Джо пришел с новостью, что в течение двух недель в Сан-Франциско будет проходить конференция Общества промышленного дизайна, а все отели  в городе переполнены. Тогда же ему, у которого были три надувных матраса, пришла в голову идея сдавать желающим небольшое пространство в своей квартире.
За три дня на своем доморощенном простеньком сайте им удалось заполучить троих человек, каждый из которых выложил по 70 долларов в сутки за несколько ночей и завтрак. Этого  друзьям хватило, чтобы самим заплатить за жилье. Тогда они поняли, что их импровизированный отель можно превратить в масштабный сервис, который поможет путешественникам , при отсутствии средств на номер в гостинице,  устроиться на ночь в каком-нибудь  доме или квартире, и что на краткосрочной сдаче жилья через Интернет можно заработать.
       Так друзья стали создавать свой  сайт, который  они , не мудрствуя лукаво, назвали Airbedandbreakfast.com  то есть "Надувной матрас и завтрак" или сокращенно - "Airbnb".
 
Однако, по-началу сайт у друзей -дизайнеров был , прямо скажем, весьма примитивным: не было у потенциальных клиентов ни возможностей онлайн-платежей, ни обзоров жилья, ни их поиска. Чтобы решить эту и ряд других проблем,  в феврале 2008 года   друзьям пригласили в свою компанию Нейтана Блечарзика, который не только имел диплом Гарвардского университета в области вычислительной техники, но и успел поработать на разных инженерных позициях в Microsoft, OPNET Technologies и Batiq. 
         Более того, у него уже был предпринимательский опыт, поскольку заниматься бизнесом Нейтан начал еще в старших классах школы: уже тогда его компания успешно работала с клиентами в более чем 20 странах, а бизнес составлял 1 миллион долларов.
В результате, на сайте постепенно появились и продуманный поиск, и отзывы гостей, и карта местности, и подробная информация о налогах, залогах, платежах.
В 2009 году начинающим бизнесменам, наконец удалось заинтересовать нескольких серьёзных инвесторов: руководители Y-Combinator - Пол Грэм и Майкл Сибел выделили им 20 тысяч долларов, а затем венчурный фонд Sequoia Capital предоставил 600 тысяч. И дело пошло!

Только в 2014 году проект привлек $500 млн долларов финансирования, после чего его стоимость повысилась до $10 млрдов. А в конце июня 2016 года, по данным  такого авторитетного издания, как The Wall Street Journal, компания закрыла очередной инвестиционный раунд на сумму $1,5 млрда и стала оцениваться в $25,5 млрдов — дороже, чем такие крупнейшие сети отелей и гостиниц , как Mariott, имеющая более 4000 заведений по всему миру, или сеть Hyatt, стоимость которой оценивается в  8,4 млрда долларов.
Так что учредители компании - Брайан Чески, Нейтан Блечарзик и Джо Геббиа - которым принадлежит сейчас по 15% акций - получили статус миллиардеров.

        На сегодняшний день, Брайан Чески - исполнительный директор компании- руководит стратегическим планированием и развитием. Любопытно, что он довольно часто  вместе со своей подругой бронирует квартиры на Airbnb в других районах города — чтобы протестировать сервис. Своё жильё они при этом сдают — его также можно найти на сайте Airbnb.

Джо Геббиа — директор проектов , отвечает за эстетику и дизайн, находит инновационные пути будущего развития , входит в Совет директоров и осуществляет общее руководство проектом. Перед слушателями со всего мира Джо выступает с лекциями о предпринимательстве и дизайне. В 2009 году - был занесен  businessweek в Топ-20 лучших молодых технических предпринимателей, а также неоднократно входил в рейтинги предпринимателей издания Fortune, такие как  30 до 30 и  40 до 40.

       Нейтан Блечарзик - технический директор - занимается стратегией технического развития компании и отвечает за подбор лучших разработчиков в команду, которая обеспечивает ведущие позиции сервиса в индустрии.

       «Мы видим вещи совсем по-разному из-за нашей биографии, - признается Нейтан Блечарзик, - но мы поняли, что в этом наше преимущество».


Рецензии