Сколько стоит пиар для писателей?

Стать известным литератором не просто. В старину писатели так же жаждали признания, как и в наше время. 
В девятнадцатом веке  широкое развитие получили журналы и газеты, где, кроме художественных произведений, публиковались  критические статьи, публицистика, переводы статей из иностранных журналов, новости. 
               
В статье «О движении журнальной литературы в  1834 и 1835 году» Н.В.Гоголь
отмечает, что «журнальная литература, эта живая, свежая, говорливая, чуткая литература, так же необходима в области наук и художеств, как пути сообщения для государства, как ярмарки и биржи для купечества и торговли» [1].
               
В первой половине  XIX века  в России развивается конкуренция между журналами и газетами. Каждое издательство стремится привлечь как можно больше подписчиков.
Книгопродавец  Смирдин, известный своей деятельностью в области книжной торговли,  объявил об издании нового журнала «Библиотека для чтения» и  привлек к  сотрудничеству известных литераторов.
               
Именно в «Библиотеке для чтения»  российские писатели впервые столкнулись с плагиатом. Распорядитель журнала, профессор арабской словесности  О.И. Сенковский,  исправлял  почти все статьи в нем печатаемые, и откровенно заявлял об этом.
         
«У нас, – говорит он, –  в Библиотеке для чтения, не так, как в других журналах: мы никакой повести не оставляем в прежнем виде, всякую переделываем: иногда составляем из двух одну, иногда из трех, и статья значительно улучшается нашими переделками» [1].
         
Многие писатели отказались   от участия в издании журнала, так как опасались, что читатели примут статьи, публикуемые без подписи или под вымышленными именами, за их собственные и этим  будет нанесен урон их репутации.
            
Н.В. Гоголь сетует на то,  «литераторы иногда похваливали самих себя, или под именем друзей своих, или даже сами от себя, но все же с некоторою застенчивостию, и после сами старались все это как-нибудь загресть собственными руками, чувствуя, что несколько провинились» [1].
         
Критические статьи заполонили журналы. Независимо от того, как критики относились к сочинениям писателей, статьи способствовали продвижению творчества. Опубликованное в журнале произведение не приносило известности автору, если его обошли вниманием критики.
         
Критики излагали свое мнение о книгах, руководствуясь сложившимися отношениями с писателем, повинуясь сиюминутному настроению. Неумеренность и необъективность критики проявлялась к писателям, которые  были неугодны рецензенту.
         
Один  и тот же рецензент, мог похвалить сочинение в одном журнале, в другом – подвергнуть жестокому разбору.  Пренебрегая собственным  мнением, спустя некоторое время рецензенты негативно отзывались о тех книгах, которые не так  давно хвалили.
         
Зачастую мнение критиков не совпадало: если один из них хвалил, то другой, наоборот, «ругал».
В статье  «Литературные мечтания» В.Г. Белинский отзывается о М.В. Ломоносове: «..на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!
С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим. Нужно ли говорить, что это был человек великий и ознаменованный печатаю гения?» [2].
         
С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым, –  писал Белинский. – В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед [2].
         
Восторженные  высказывания о Ломоносове и  Державине  резко противоречили мнению  А.С. Пушкина и он оспаривал преувеличенные похвалы, несмотря на дружеские отношения, сложившиеся с Белинским.  Белинский уничижительно трактовал сочинения В.К. Тредиаковского, которого высоко оценивал Пушкин.
         
Во второй половине  XIX века  на страницах газет и журналов все чаще появляются новые имена.
Литературный  критик, публицист В. А. Зайцев охарактеризовал взаимоотношения между литераторами того  периода:
«…если с виду иногда и покажется, будто не совсем ладно, то это только с виду. На самом же деле царствует такой мир и согласие, что любо; между журналами установились самые дружеские отношения, литераторы стали обращаться друг к другу с приветствиями вроде тех, какими встречали друг друга обитатели того города, где процветал Павел Иванович Чичиков» [3].
            
Для того, чтобы напомнить читателям о себе и о  каком-либо писателе, прибегали к хитрости.  Литераторы   во всеуслышание заявляли, что в том или ином вопросе произошли разногласия с добрейшим приятелем.   Ситуацию обращали на пользу: вроде  укоряют друг друга, но в упреке  проявлялась  добродушие  и похвала.
            
Плагиат  развился в новом направлении. Так, напечатанная в одном журнале  острота или шутка  тут же подхватывалась другими журналами, ее вносили  в статьи и книжки.   
«Напишет, например,  г. Достоевский, вместо «обличить», «абличить» – смотришь и Ап. Григорьев, и Аверкиев, и все  остальные пишут «абличить» и  всякий раз, видимо довольные собою, подчеркивают или все слово или букву «a», в которой и заключается вся соль» [3].
            
«Назовет  г. Григорьев г. Н. Потехина –  junior – глядишь, г. Аверкиев повторяет то же самое с таким веселым и радостным видом, как будто сам сочинил подобную прелесть. В сущности конечно это обстоятельство маловажное, но для читателя весьма приятное, ибо такая, незначительная сама по себе, черта рисует ему целую  картину домашнего счастья» [3].
            
Критические статьи  способствовали популярности и  не нарушали дружественной атмосферы в  среде литераторов. Начинающим литераторам не всегда удавалось примкнуть к обществу писателей,  и  некоторые из них  прибегали к хитрости.
            
Русская  политическая и литературная газета «Северная пчела», основанная в 1825  году, была некой  стартовой площадкой для начинающих литераторов.
Еще в 1934 году Н.В. Гоголь высказал свое мнение об этой газете: «она была какая-то корзина, в которую сбрасывал всякой все, что ему хотелось. Разборы книг, всегда почти благосклонные, писались приятелями, а иногда самими авторами» [1].

В шестидесятых годах XIX века  газета «Северная пчела»  в литературном смысле не имела определенного значения. В основном здесь   публиковали сочинения  авторы под псевдонимом.
            
Не всем из начинающих  писателей  удавалось выйти  на более высокий уровень и опубликовать произведения в солидном журнале. Критик  М. А. Уваров в статье «О литературе» описал курьезный случай,  назвав его неблаговидным поступком.
            
Начинающий  литератор N, опубликовал несколько сочинений в «Северной пчеле» и возомнил себя талантливым писателем. Хвалебные статьи на свои сочинения, написанные им самим под псевдонимом, принесли некоторую известность, но этого  было мало. Чтобы войти в круг литераторов, необходимы публикации в солидных журналах.  Едва  просмотрев рукописи, редакторы отказывали в печати.
            
Не выдержав пренебрежительного отношения редакторов, он  опубликовал в газете статью о том, что по дороге в редакцию утерял рукописи с несколькими сочинениями.
Бездарный литератор N, получив по подписке журнал с новыми публикациями талантливых писателей, попытался обвинить их в том, что они использовали его идеи, отраженные в утерянной рукописи. Ложь  обнаружилась сразу, как  только редакторы указали, что новые сочинения были сданы в редакцию задолго до утери рукописей.
            
«Не мое дело разбирать подобные дела, и я предоставляю судить об этом людям.  Я же ограничусь только замечанием касательно силы творчества.  Г-н Полонский   действительно умеет делать все из ничего, руководствуясь при этом единственно фантазией. Неблаговидный поступок литератора N должен быть осмеян и поруган» [4].
            
Путь к признанию для современных писателей  не прост.  Написать интересную книгу, которой  заинтересуется издательство, под силу единицам. Выпустить  книгу за свой счет, для себя и друзей может не каждый.  В таком случае одним из способов продвижения служит реклама  произведений.
Сколько стоит пиар-кампания для современных  литераторов?
            
Можно совершенно бесплатно стать известным не только в среде пишущей братии, но и среди огромного числа  читателей. Немного фантазии, минимум усилий  – и вы становитесь известным писателем. Материальных затрат не потребуется!
            
Для начала создадим пару «шедевров», попробуем их продвинуть в крупных издательствах. Не  берут – не тот жанр, который  нужен! Да и написано не профессионально и не интересно. Такая книга не  привлечет  читателя.  Проще  предложить киносценарий. Уж там точно ухватятся за идею, ибо застой у кинематографистов: придумать нового не могут, нужна свежая струя.
            
Создаем киносценарий для экранизации. Как художественное произведение сценарий  ценности не представляет, в данном случае  это не требуется! По нему нельзя снимать, требуется доработка.  Но  мы не профессионалы, здесь главное –  интересный сюжет.   Предлагаем крупным компаниям, но они не считают нужным даже ответить. 
«Путь  к успеху: сделать имя/псевдоним  известным, узнаваемым»[5].
            
Сценарий пиар-кампании включает несколько этапов.
На первом этапе организовываем  переписку. Составляем текст письма от имени известного продюсера/режиссера.  Отсылаем  письма со своего второго адреса на свой же электронный адрес. 
Письмо-предложение от известного продюсера содержит заманчивое предложение: продать/передать право на киносценарий.
            
Конечно, ни о какой продаже не может идти речь, по той причине, что «продюсер  предложил слишком низкую цену». Бесплатно отдать не хотим. Но письма нужны для подтверждения поступившего предложения.
            
На втором этапе рассылаем  статьи во все СМИ, громко заявляя, что «стороны не пришли  к согласию»  и поэтому киностудия может использовать идею для очередного сериала. Предполагается, что идея сценария будет попросту украдена. Таким образом,  благодаря скандалу  имя/псевдоним становится  узнаваемым.
            
Третий этап. Его может и не быть, все зависит от вашей расторопности. Сумеете грамотно подать материал о  том, что пытаются украсть идею или уже украли – тогда и захочется взглянуть, а стоит ли того сценарий, чтобы за ним гоняться?
            
Четвертый этап. Идеей  действительно воспользуются, выплатят автору гонорар и его имя упомянут в титрах: «идея такого-то автора».
            
«Новое» – это забытое «старое». Некоторые авторы в целях  саморекламы  публикуют информацию о том, что у них крадут идеи и сюжеты,  и,  как дополнение,   успешно  воплощают данный сценарий.
По-разному становятся известными писателями. Кто-то корпит над очередным  произведением, доводя его до совершенства. Кто-то  вкладывает огромные деньги в раскрутку, а кто-то поднимает «шумиху», с целью привлечь внимание к своей персоне.

Литература.
1. Н.В.Гоголь. О движении журнальной литературы в  1834 и 1835 году
2. В.Г. Белинский.  Литературные мечтания. 1834г.
3. В.А. Зайцев.  Перлы и адаманты русской журналистики. «Русское слово», 1864, No 6. Отд. II.
4. М. А. Уваров. О литературе. 1862 г.
5. Д.Карнеги. Путь к успеху.2006г.


Рецензии
Здравствуйте.
У меня не крадут. Из этого делаю вывод, что пишу неважно. Ну да ладно.
А идея со скандалом хорошая! Как говорится, плохой рекламы не бывает.
Вспомнился анекдот:
Белинский садится к извозчику. Тот его спрашивает:
- Чем барин занимается?
-Критик я.
- А это как?
- Ну вот допустим напишет автор книгу, а я критикую.
Извозчик чешет в затылке и бормочет:
- Ишь, гОвна какая...
Извиняюсь за казарменный юмор.
С уважением, Алексей.

Алексей Бойко 3   09.04.2019 13:07     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей!
Спасибо большое за отзыв!
Пишете Вы хорошо и есть что украсть. Уличить в плагиате не всегда удается.
Зачастую автор не знает, что его произведение выдали как свое. Пусть сия участь обойдет Вас стороной!
Всего Вам самого доброго!
С уважением

Дива Заморская   17.04.2019 21:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.