КТЗМ

Было позднее утро. Я сидел дома и пил чай. Жена была на работе, сын в школе. Допив чашку чая вприкуску с печеньем, я убрал со стола и вышел на улицу. Напротив моего домика на высоком крыльце сидел Володька и курил сигарету.  «Здорово, сосед!» - поздоровался я с ним. «Здорово, Ваня! Иди покурим», - ответил Володя и пододвинулся, освобождая место рядом с собой.  «Ты не слыхал, когда на курсы бульдозеристов посылать будут? У тебя жена в кадрах работает, наверное знает?» - спросил я, присаживаясь на ступеньку и доставая сигареты. «На днях отправлять будут в Магадан на ДЭТ-250,  а потом в Сусуман на импортную технику. Ты куда хочешь?» - спросил Володька у меня. «На ДЭТ заявление писал, они весной уже придут, да и Магадан посмотреть хочется», - ответил я. «А я - на «американца» хочу поехать учиться, говорят хороший бульдозер, большой и крепкий, а наши хлипкие, ломаются  часто», - сказал он. - «Американец», это импортный бульдозер, фирмы «Катерпиллер»».  «Поработаем - увидим, можно будет и переучиться, если не понравится», - ответил я. Тут подошла Володина жена на обед и, увидев меня, сказала: «Семёныч, зайди после обеда к главному инженеру, вас четверых вызывают. Наверное в Магадан полетите учиться на курсы».

 Я сидел на скамейке перед зданием конторы и ждал когда придёт с обеда главный инженер Шейхов.  Тут подошли ещё трое рабочих. «Чего вызывают, не знаешь?» - спросил у меня Толик Хаустов. «Кадровичка сказала, что на курсы отправлять будут», - ответил я. «На какие, куда?» - спросил он. «Сказала, что в Магадан. Час все узнаем, вон Шейхов идёт», - мотнул я головой в сторону идущего главного инженера.  «Ну что, мужики, заходите в кабинет, потолковать надо», - пригласил нас Шейхов.  Мы вошли в кабинет и сели на стулья, стоявшие вдоль стены. «У нас на прииске открывается новый участок и не простой, а тяжелой техники», - начал говорить главный инженер. «Вы первые поедете учиться на эту сложную технику, а это значит что вы лучшие. Курсы в Магадане. Учить вас будут три месяца, если кто не хочет, скажите, мы найдем замену, желающих много».  Нас, сидевших здесь в кабинете, было двое семейных - это я и Хаустов, остальные двое - были холостяками.  Отказываться никто и не подумал.  Через пару дней мы были уже в Магадане,  столице колымского края. Я не буду рассказывать, как мы провели эти три месяца в этой столице, но курсы все закончили на хорошо и, получив удостоверения «Машинист бульдозера ДЭТ-250», благополучно вернулись на свой прииск Анюйский. В самый красивый посёлок на земле, с самым красивым названием - Весенний !
Весной на прииск пришли два бульдозера ДЭТ-250, пусть не новые, а уже где-то поработавшие и, может, не один сезон.  Мы были  рады  этой технике нашего родного, челябинского тракторостроения, потому что это были не обычные бульдозера, а тяжелые. С красивым дизайном, быстроходный,  на мягком ходу, с комфортной кабиной и лёгкий  в управлении. Этот бульдозер был дизель-электрический. У него в лодке стоял дизель, который вращал генератор тока, а тот, в свою очередь, передавал эту энергию тяговому электродвигателю в три тонны весом, который свой КПД передавал трансмиссии, которая двигала всю эту массу вместе с грунтом.  Кроме всего этого, была ещё сложная гидравлика. Вот на такой сложный бульдозер учили нас три месяца в  Магадане. Мы были примерными школярами, не помышляя больше ни о чём, тем более о ресторанах, которых было в этом городе пороков больше, чем жилых домов. Мы грызли гранит электрики, гидравлики и механики вместе взятых. Но я отвлекся от основной темы. Вскоре на прииск стала прибывать и другая тяжелая техника. Участок  КТЗМ разросся, бригада стала большой, под сотню человек, бригадиром в которой был  Иван Гонтарев.

Я не изменил своему ДЭТу, больше того, я любил этот бульдозер и отработал на нём несколько лет, пока не уехал с Севера. Нет, я работал не на одном и том же бульдозере, я получал совершенно новые, и сам гнал их из морпорта Зелёный мыс в устье Колымы до прииска, а это не много не мало около шестисот километров тундры и сопок, но это другая история.


Рецензии