Страничка из дневника 61 Об алчности

 Когда я думаю об алчности – причине большей части бед человечества, то всегда вспоминаю строки из романа М. Алданова «Девятое термидора»:

«Монах … рассказал, что Саладин*) на одре смерти велел эмирам пронести по улицам Дамаска кусок черного сукна и при этом кричать в назидание мусульманам: «Вот все, что уносит с собой в землю повелитель мира Саладин!»

Действительно, мне непонятно, о чем думают люди, которым всегда мало их миллиардов? Ведь никто не вечен, и с собой ничего не унесешь.

Обеспечить своих потомков на несколько поколений вперед?
Но будут ли счастливы люди, с рождения окруженные роскошью? Им нечего желать, и остается, подобно скандально известной Маре Багдасарян, гонять с неимоверной скоростью на сверхдорогих машинах, ведя бессмысленную жизнь «мажоров».

Вот что писал римский философ Луций Анней Сенека (4– 65г.г.н.э.), обращаясь к олигархам тех времен:

«Теперь я обращаюсь к вам, чья расточительность так же безбрежна, как алчность.
Долго ли еще не будет такого озера, над которым не поднимались бы кровли ваших загородных, такой реки, чьи берега не были унизаны вашими домами? Где ни пробьются горячие ключи, там тотчас же поднимутся новые пристанища роскоши. Где ни изогнется заливом берег, вы кладете основания построек и, довольные только созданной руками почвою, гоните море вспять. Пусть повсеместно блистают ваши жилища, то на горах, откуда так широк вид на сушу и на море, то на равнине, но возносясь ввысь вровень с горами; сколько бы вы ни строили, как бы высоко ни строили, вы – только крошечные тела и ничего больше. Зачем вам множество спален? Ведь только в одной вы ложитесь! А где вас нет, там все не ваше».

Не правда ли, звучит вполне современно?

Понять алчных людей мне не дано, а потому совершенно разделяю мысли великого Демокрита:

«Жадность до денег, если она ненасытна, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем большие потребности они порождают.
Для меня слово мудрости ценнее золота».


«Я пришел нагим на землю и нагим уйду под землю. И зачем попусту я тружусь, видя свой нагой конец?»

*)Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.
В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя.
 Салах ад-Дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «благочестие веры»[2]. Собственное имя этого правителя — Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба)(1137– 1193).


Рецензии
Елена, признаюсь, страничкой об алчность Вы меня вызвали на диалог.

Поясню.

Алчность, по-моему, сейчас редкое слово, но запомнилось многим с школы, когда нас заставляли учить монолог Чацкого "А судьи кто?..", вот те строчки:

«Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний»

Несовременное, неровное, употребление, однако показывает совсем иное направление алчности, не то, которое используется в Вашей заметке.

Аналогичные примеры легко найти для жадности.

Качества притяжения к себе или стремления к чему-то сами по себе не имеют знака плюс и минус.

Вообще они присущи телу, не разуму, хорошо заметны, т.к. часто в своих проявлениях находятся на поверхности.

По этой причине с глубокой древности они и попали в дошедшие до нас рассуждения и записи. Тут полностью согласен с Вашей ссылкой на Сенеку и Демокрита.

К слову, жадность-то легко разглядеть и у братьев наших меньших. Много было сообщений о неповоротливых мишках и тиграх в цирках, в зоопарках. Природа не создала механизм останавливающий обжорство. Организм насыщается до тех пор, пока все его ресурсы не требуются для усвоения, и не остаётся энергии для движения.

А другой пример – жадность зверьков до игр! Не замечали? Бросишь пёсику палку, принесёт. Раз, другой, десятый, сотый… Бросаешь и бросаешь, уж сил у самого нет, а он всё лает, требует ещё и ещё.

Дело ума повернуть эти естественные стремления к достойной цели, к жадности до знаний, исследований, открытий, изобретений...

Только объяснением, призывом, воспитанием добиться результата невозможно, разве тысячелетняя история не доказывает бессилие простых подходов? Иначе-бы люди давно стали идеальными. В каждом новом поколении людей генерируется жадность со знаком плюс и со знаком минус. Причём отличия появляются независимо от происхождения, от лишений или роскоши.

Хочу говорить только о положительных результатах, о жадности, алчности до знаний … , вот, А.С. Пушкин, с рождения не нуждался, учили его по доброму, а М.В. Ломоносов нуждался да разуму набирался под палками, а результат-то един.

Тут, с понимания ситуации, с осознания естественного происхождения качеств, начинается самое интересное, поиск решения гуманитарной задачи, но гуманитарной лишь на первый взгляд.

Надеюсь, не надоел.
С уважением Ваш читатель,

Владимир Мельников   15.04.2017 16:33     Заявить о нарушении
Я очень рада, Владимир, что мои непритязательные тексты иной раз заставляют читателя задуматься и даже высказать свое мнение.

Вот определение, которое дает толковый словарь Ожегова (на котором я выросла): А́ЛЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна.
1. Жадный, корыстолюбивый. А. к деньгам или до денег.
2. Страстно желающий чего-н., выражающий такое желание.

Синонимы:
все мало, глаза завидущие руки загребущие, жадный, загребистый,
загребущий, корыстный, корыстолюбивый, ненасытный, несытый, руки
загребущие, сребролюбивый, и.т.д.

В этой страничке я писала именно об алчности в первом (и главном) значении этого слова и, на мой взгляд, огромной беде человечества.

Жажда знаний - вещь, безусловно, похвальная, но не о ней речь.

"Только объяснением, призывом, воспитанием добиться результата невозможно"-

тут Вы правы: совладать с человеческой алчностью и агрессивностью еще никому не удавалось.
Даже религии, призванные смягчить и облагородить людей, со всеми призывами "Возлюби" и "Не убий" пока не очень преуспели, иначе мы не видели бы постоянных войн, насилия, обмана как практики жизни, нищеты одних (большинства) и непомерной роскоши других (меньшинства) и прочего зла.
Очень хотелось бы верить, что "начинается самое интересное, поиск решения гуманитарной задачи, но гуманитарной лишь на первый взгляд".

Пишите, мне всегда интересно Ваше мнение.
С уважением,

Елена Пацкина   16.04.2017 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.