Душа как результат эволюции
С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны.
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли. В разных религиозных конфессиях понятие о душе присутствуют, но они друг с другом категорически не совпадают.
Но тут кривые руки социобиолога дотянулись и до этого священного понятия. По нашему мнению одним из сильных врождённых инстинктов человека является любопытство, которое от его обладателя требует пояснения, чем живое отличается от неживого. А отличия есть и видны сразу.
Представьте себя на месте человека каменного века. У него на руках умирает его Мама. Она только что была жива и вот её уже нет. Она не дышит, не разговаривает, тело её через некоторое время начинает разлагаться. Самый логичный и простой способ объяснить почему тело обездвижело - предположить что от него что-то улетело. Это что-то невидимое и назвали душой. Не склонен человек каменного века придумывать сложные объяснения.
Подобное происходило в разных местах и в разных культурах. Объяснения со временем обрастали разными деталями. Так просто можно объяснить сложное явление прекращение жизни.
Сейчас мы знаем точно, что отличие неживой природы от живой заключается в том, что живая природа при изменении внешних условий способна к адаптациям, а неживая нет. Тело умершего перестаёт адаптироваться. В данном контексте адаптироваться - поддерживать гомеостаз в живом теле становится невозможным, и живое становится мёртвым. Некоторое время живут клетки, работают некоторые механизмы в автономном режиме за счет запасённой ранее энергии, но когда она прекращается, то и эти механизмы прекращают работать. Никакого чуда нет. Работают физические, химические, биологические законы. Никто в момент смерти никуда не летает.
В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы. Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было. Такой результат - отсутствие научных экспериментов говорит о том, что данных, которые можно считать достоверными получено не было. И публиковать поэтому нечего.
Второй аспект учений о душе более интересен для социальной биологии.
В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру, в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу. Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
В разговоре можно услышать про человека «Прекрасной души человек» или противоположное «Жалкая, чёрная душонка». Что собственно имеется в виду?
С точки зрения социобиологии здесь речь идёт о ментальности человека или её части, относящейся к поведению в социуме, к высказываемым взглядам, наличию элементов альтруизма и эгоизма, умению слушать людей и учитывать их мнения и прочее. Понятие менталитета шире, чем душа. Поскольку душа это, например, стремление делать добро, а менталитет кроме стремления включает и возможность это делать. Но если нет стремления к чему то, то и делаться оно добровольно не будет.
Как мы ранее показали, менталитет является проявлением МЭМнома, состоящего из врождённых и культурных МЭМов, то воспитание, которое формирует культурные МЭМы, является в то же время воспитанием души.
С этим мало кто будет спорить, поэтому представление души, как части ментальности, нацеленной на выполнение добрых дел согласуется с системой общепринятых и твердо установленных представлений. Понятно, что воспитание может быть направлено и в противоположную сторону. Воспитательным фактором часто являются внешние обстоятельства.
Таким образом, Душа получается не сотворённая Богом сущность, а приобретённая эволюционным путем часть ментальности.
В обращении к католической церкви папа Иоанн Павел II объявил о согласии Ватикана перевести эволюционное учение Дарвина из разряда гипотез в ранг научной теории.
В своем выступлении папа признал приемлемым верить в то, что тело человека –результат эволюции.
Папа этим заявлением за собой оставил право считать, что душа человека останется в распоряжении церкви.
Но наше рассмотрение показывает, что и душа есть результат эволюционного развития. Придётся церкви ещё немного потесниться в своих амбициях.
Свидетельство о публикации №217041601694
Уважаемый, Виктор! Скажите, что такое свет, которым мы видим, или звук, который мы слышим? Что такое боль, радость, красота, совесть ...
Ведь ни света, ни звука в природе не существует. Существуют ЭМВ, существуют звуковые волны. А все вышеперечисленные явления являются просто ощущениями.
Вопрос: кто ощущает? Кто видит, слышит, ощущает боль, чувствует красоту и стыд?
Вынужден констатировать: Вы ошибаетесь в своих выводах.
Погуглите - психофизическая проблема. Наука не знает, как её объяснить. Как физическое действие на живой организм человека переводится им в ощущение?
Вы пишите:" Сейчас мы знаем точно, что отличие неживой природы от живой заключается в том, что живая природа при изменении внешних условий способна к адаптациям, а неживая нет".
Во-первых, понятие "природа" не совсем уместно в сочетании со словами "живая" или "неживая". Есть понятие Жизнь.
Во-вторых, адаптация к внешним условиям не проясняет суть устройства жизни. Более того - не является главным признаком Жизни.
Живой организм - открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой с целью предотвращения роста энтропии в себе любимой и использующая физические взаимодействия в качестве информационных.
Наблюдения над живыми организмами показывает, что они уклоняются от плохих взаимодействий и ищут хороших. Т.е. как минимум, организм должен содержать в себе критерий собственного состояния, уметь переводить физ взаимодействия в их психическое отражение (ощущения) и сравнивать их с критерием. А после этого являться инициатором движения.
Информация - это прерогатива сознания, а само сознание является наработкой Души, обладающей свойством осознания. Самый нижний уровень сознания - ощущение, чувство.
Всё это характерно для живых организмов любой сложности. Так что об эволюции души говорить не приходиться.
Не обижайтесь, но Вы мало работали над собой. У Вас всё впереди!
Успехов!
Влад Тихонов 16.04.2017 21:58 Заявить о нарушении
"Ведь ни света, ни звука в природе не существует." а я этого не знал. Я по учебнику Пёрышкина учился, там это всё есть.
"Во-первых, понятие "природа" не совсем уместно в сочетании со словами "живая" или "неживая". Есть понятие Жизнь." живая природа это жизнь, а неживая это вода скалы, металы. Всё верно.
"Во-вторых, адаптация к внешним условиям не проясняет суть устройства жизни. Более того - не является главным признаком Жизни." Здесь всё правильно изложено. Последовательное изложение вопроса в моих статьях.
Ваша формулировка неприемлема "Живой организм - открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой с целью предотвращения роста энтропии в себе любимой и использующая физические взаимодействия в качестве информационных."
Неприемлема потому, что это чистая теология, как у Ламарка аргументация, только онтропию прицепили вместо стремления к совершенствованию. Вы не понимаете эволюции совершенно.
Ну этот образчик теологии прям на выставку. "Наблюдения над живыми организмами показывает, что они уклоняются от плохих взаимодействий и ищут хороших. Т.е. как минимум, организм должен содержать в себе критерий собственного состояния, уметь переводить физ взаимодействия в их психическое отражение (ощущения) и сравнивать их с критерием. А после этого являться инициатором движения."
Не обижайтесь, но Вы мало работали над собой. Изучите идеи эволюции, а потом
поговорим. Про открытые системы не надо. Это жизнь а не кибернетика.
Виктор Ефременко 16.04.2017 23:07 Заявить о нарушении
Виктор Ефременко 16.04.2017 23:23 Заявить о нарушении
" поэтому представление души, как части ментальности, нацеленной на выполнение добрых дел согласуется с системой общепринятых и твердо установленных представлений. Понятно, что воспитание может быть направлено и в противоположную сторону. Воспитательным фактором часто являются внешние обстоятельства.
Таким образом, Душа получается не сотворённая Богом сущность, а приобретённая эволюционным путем часть ментальности.
Виктор Ефременко 17.04.2017 04:46 Заявить о нарушении
С уважением
Аркадьевич 2 03.10.2018 19:25 Заявить о нарушении