Душа как результат эволюции

                В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне.  Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.
                С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны.
Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли.  В  разных  религиозных  конфессиях  понятие  о  душе  присутствуют,  но  они  друг  с  другом  категорически  не  совпадают. 
               Но  тут  кривые  руки  социобиолога  дотянулись  и  до  этого  священного  понятия.  По  нашему  мнению одним  из  сильных  врождённых  инстинктов  человека  является  любопытство,  которое    от  его  обладателя   требует  пояснения,  чем  живое  отличается  от  неживого.      А  отличия  есть  и  видны  сразу.
               Представьте  себя  на  месте  человека  каменного  века.  У  него  на  руках  умирает  его  Мама.  Она  только  что  была  жива  и  вот  её  уже  нет.  Она  не  дышит,  не  разговаривает,  тело  её  через  некоторое  время  начинает  разлагаться.  Самый  логичный  и  простой  способ  объяснить  почему  тело  обездвижело - предположить  что  от  него что-то  улетело.  Это  что-то    невидимое  и  назвали  душой. Не  склонен  человек  каменного  века  придумывать  сложные  объяснения.
                Подобное   происходило  в  разных  местах  и  в  разных  культурах.  Объяснения  со  временем обрастали  разными  деталями.   Так  просто  можно  объяснить  сложное  явление  прекращение  жизни. 
                Сейчас  мы  знаем  точно,  что  отличие  неживой  природы  от  живой   заключается  в  том, что  живая  природа  при  изменении  внешних  условий  способна  к  адаптациям,  а  неживая  нет.   Тело  умершего  перестаёт  адаптироваться.   В  данном  контексте  адаптироваться - поддерживать гомеостаз  в  живом  теле    становится  невозможным,  и  живое  становится  мёртвым.  Некоторое  время  живут  клетки,  работают  некоторые  механизмы в автономном  режиме  за  счет  запасённой  ранее  энергии,  но  когда  она  прекращается,  то  и  эти  механизмы  прекращают  работать.  Никакого  чуда  нет.  Работают  физические,   химические,  биологические  законы.  Никто  в  момент  смерти  никуда  не  летает.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы. Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г.  При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.  Такой  результат -  отсутствие научных  экспериментов  говорит  о  том,  что  данных,  которые  можно  считать  достоверными  получено  не  было.  И  публиковать  поэтому  нечего.


Второй  аспект  учений  о  душе  более  интересен  для  социальной  биологии.
 
               В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По  своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру, в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу.  Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима. 
                В  разговоре  можно  услышать   про  человека  «Прекрасной  души  человек»  или  противоположное  «Жалкая,   чёрная  душонка».  Что  собственно  имеется  в  виду?
                С  точки  зрения  социобиологии  здесь  речь  идёт  о  ментальности  человека  или  её  части,  относящейся   к  поведению  в  социуме,  к  высказываемым  взглядам,  наличию  элементов   альтруизма  и  эгоизма,  умению  слушать  людей  и  учитывать  их  мнения  и  прочее.  Понятие  менталитета  шире,  чем  душа.  Поскольку  душа  это,  например,   стремление  делать  добро,  а  менталитет кроме  стремления   включает  и  возможность  это  делать.  Но  если  нет  стремления  к  чему  то,  то  и  делаться  оно  добровольно  не  будет.
                Как  мы  ранее  показали,    менталитет  является  проявлением  МЭМнома,   состоящего из  врождённых  и  культурных  МЭМов,  то    воспитание,   которое  формирует  культурные  МЭМы,  является  в  то  же  время  воспитанием  души.
С  этим  мало  кто  будет  спорить,  поэтому  представление  души,  как  части  ментальности,   нацеленной  на  выполнение  добрых  дел   согласуется  с  системой  общепринятых  и  твердо  установленных  представлений.  Понятно,  что  воспитание  может  быть  направлено  и  в  противоположную  сторону.  Воспитательным  фактором  часто  являются  внешние  обстоятельства.   
                Таким  образом,  Душа    получается  не  сотворённая  Богом  сущность,   а  приобретённая эволюционным  путем  часть  ментальности. 

В обращении к католической церкви  папа Иоанн Павел II объявил о согласии Ватикана перевести эволюционное учение Дарвина из разряда гипотез в ранг научной теории.
В своем выступлении папа признал приемлемым верить в то, что тело человека –результат  эволюции.

  Папа этим  заявлением  за  собой  оставил  право  считать,  что  душа  человека  останется  в  распоряжении  церкви.

Но  наше  рассмотрение  показывает,  что  и  душа есть  результат  эволюционного  развития.  Придётся  церкви  ещё  немного  потесниться   в  своих  амбициях.


Рецензии
Как я понял, ваша аргументация об отсутствии души основана на том, что наука не смогла доказать её вещественность, т.е. взвесить, "пощупать" её приборами. Но это вовсе не является убийственным аргументом её отсутствия. Сегодня не смогла, а завтра возможно сможет...

Уважаемый, Виктор! Скажите, что такое свет, которым мы видим, или звук, который мы слышим? Что такое боль, радость, красота, совесть ...
Ведь ни света, ни звука в природе не существует. Существуют ЭМВ, существуют звуковые волны. А все вышеперечисленные явления являются просто ощущениями.

Вопрос: кто ощущает? Кто видит, слышит, ощущает боль, чувствует красоту и стыд?

Вынужден констатировать: Вы ошибаетесь в своих выводах.

Погуглите - психофизическая проблема. Наука не знает, как её объяснить. Как физическое действие на живой организм человека переводится им в ощущение?

Вы пишите:" Сейчас мы знаем точно, что отличие неживой природы от живой заключается в том, что живая природа при изменении внешних условий способна к адаптациям, а неживая нет".
Во-первых, понятие "природа" не совсем уместно в сочетании со словами "живая" или "неживая". Есть понятие Жизнь.
Во-вторых, адаптация к внешним условиям не проясняет суть устройства жизни. Более того - не является главным признаком Жизни.
Живой организм - открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой с целью предотвращения роста энтропии в себе любимой и использующая физические взаимодействия в качестве информационных.
Наблюдения над живыми организмами показывает, что они уклоняются от плохих взаимодействий и ищут хороших. Т.е. как минимум, организм должен содержать в себе критерий собственного состояния, уметь переводить физ взаимодействия в их психическое отражение (ощущения) и сравнивать их с критерием. А после этого являться инициатором движения.
Информация - это прерогатива сознания, а само сознание является наработкой Души, обладающей свойством осознания. Самый нижний уровень сознания - ощущение, чувство.
Всё это характерно для живых организмов любой сложности. Так что об эволюции души говорить не приходиться.

Не обижайтесь, но Вы мало работали над собой. У Вас всё впереди!
Успехов!

Влад Тихонов   16.04.2017 21:58     Заявить о нарушении
"Сегодня не смогла, а завтра возможно сможет..." вот когда сможет, тогда и будет что обсуждать.
"Ведь ни света, ни звука в природе не существует." а я этого не знал. Я по учебнику Пёрышкина учился, там это всё есть.
"Во-первых, понятие "природа" не совсем уместно в сочетании со словами "живая" или "неживая". Есть понятие Жизнь." живая природа это жизнь, а неживая это вода скалы, металы. Всё верно.
"Во-вторых, адаптация к внешним условиям не проясняет суть устройства жизни. Более того - не является главным признаком Жизни." Здесь всё правильно изложено. Последовательное изложение вопроса в моих статьях.

Ваша формулировка неприемлема "Живой организм - открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой с целью предотвращения роста энтропии в себе любимой и использующая физические взаимодействия в качестве информационных."
Неприемлема потому, что это чистая теология, как у Ламарка аргументация, только онтропию прицепили вместо стремления к совершенствованию. Вы не понимаете эволюции совершенно.
Ну этот образчик теологии прям на выставку. "Наблюдения над живыми организмами показывает, что они уклоняются от плохих взаимодействий и ищут хороших. Т.е. как минимум, организм должен содержать в себе критерий собственного состояния, уметь переводить физ взаимодействия в их психическое отражение (ощущения) и сравнивать их с критерием. А после этого являться инициатором движения."
Не обижайтесь, но Вы мало работали над собой. Изучите идеи эволюции, а потом
поговорим. Про открытые системы не надо. Это жизнь а не кибернетика.

Виктор Ефременко   16.04.2017 23:07   Заявить о нарушении
Вы определения с открытой системой и энтропией взяли у заведомых графоманов. Забудьте об этом навсегда

Виктор Ефременко   16.04.2017 23:23   Заявить о нарушении
Я не отрицая существования души в простом обывательском смысле:
" поэтому представление души, как части ментальности, нацеленной на выполнение добрых дел согласуется с системой общепринятых и твердо установленных представлений. Понятно, что воспитание может быть направлено и в противоположную сторону. Воспитательным фактором часто являются внешние обстоятельства.
Таким образом, Душа получается не сотворённая Богом сущность, а приобретённая эволюционным путем часть ментальности.

Виктор Ефременко   17.04.2017 04:46   Заявить о нарушении
Рекомендую книги авторов Секлитова Л.А. Стрельникова Л.Л. Там и о душе, о ментальности, эволюционировании и многом другом.
С уважением

Аркадьевич 2   03.10.2018 19:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.