Пить или не пить? Часть первая

Готовы рискнуть здоровьем

Житель семнадцатой колонии Марса, единственный местный историк-кулинар Василий Зернов пребывал на седьмом небе от счастья: ему вручили турпутевку на экзопланету Тау-Ма. Мечта Василия наконец-то исполнилась: он давно жаждал посетить тауманскую Долину Пьянящих Растений. Месяц назад Зернов был участником научного межпланетного симпозиума «Этиловый спирт как напиток. Его история и сегодняшний день». Мероприятие было приурочено к юбилейной дате: два века назад в Солнечной системе запретили изготовление и употребление всевозможных алкогольных напитков. Это решение возникло после того, как Межпланетный комитет по здравоохранению признал этанол наркотическим веществом.
Судя по архивным документам, далекий предок Зернова выпускал водку «Зерновка», и поэтому историк-кулинар выступил с обширным докладом на тему «Изготовление алкогольных напитков жителями Земли на основе этилового спирта». Он напомнил участникам симпозиума, что одноатомный спирт этанол является основой любой водки. И хотя употребление алкогольных напитков на Земле практиковалось в течение тысячелетий, Зернов тем не менее еще раз упомянул о той опасности, которую они представляли для людей. Алкоголь пагубно воздействовал на центральную нервную систему, порождая проблемы с восприятием окружающего мира, слухом и зрением. К тому же у больных, которых в старину называли алкоголиками, нарушалась работа почек, печени, желудка и сердца. Всего же алкоголь служил причиной шестнадцати заболеваний. Для особой наглядности Зернов озвучил коллегам ужасную цифру, которую ему удалось разыскать в исторических архивах: на Земле в начале второго тысячелетия насчитывалось около ста сорока миллионов алкоголиков! К сожалению, не только земляне, но и поселенцы других планет пытались изготавливать спиртное, поэтому проблему удалось решить лишь путем полного запрета алкогольной продукции на всей территории Солнечной системы.
Заканчивая выступление, Василий Зернов извинился перед коллегами за своего бездуховного предка, извлекавшего некогда солидную прибыль от продажи спиртного, и весьма эмоционально подытожил:
– Проделав огромную изыскательскую работу в архивах, я сумел найти двух человек, предки которых активно изготавливали на Земле алкогольные напитки – виски и коньяк. Нашими современниками оказались житель Земли полицейский Боб Уокер и колонист двадцать восьмого лунного поселения химик Шарль Азарян. Я с ними обстоятельно переговорил, и мы втроем готовы провести научный эксперимент. Мы посетим Долину Пьянящих Растений на планете Тау-Ма, где в течение двух дней будем испытывать на себе влияние алкоголя. Обитатели этой планеты добывают его из местных растений. Ради науки мы рискнем своим здоровьем и подробным образом опишем воздействие этилового спирта на современных жителей Солнечной системы. Это позволит лучше понять психологию наших предков и ответить на вопрос, почему их так притягивал алкоголь, употребление которого приводило не только к болезням, но и к смерти. 
Предложение Зернова нашло живой отклик среди участников симпозиума. По их ходатайству Всепланетная ассоциация производителей и поставщиков продуктов питания выделила необходимые средства для краткосрочной экспедиции на далекую экзопланету.
На Тау-Ма не было драгоценных камней, золота, редкоземельных руд. Залежи углеводородов отсутствовали. Вода находилась в весьма ограниченных количествах, поэтому экзопланета не привлекала внимания представителей земной цивилизации. Единственной достопримечательностью Тау-Ма считалась Долина Пьянящих Растений – тауманцы называли ее Водка-Да-Да. Одни растения, произрастающие в долине, вырабатывали этиловый спирт, другие – метиловый.
Пользуясь правилами Межгалактической конвенции мира и сотрудничества, дающей серьезные привилегии слаборазвитым цивилизациям, жители этой карликовой планеты относились к посланцам других галактик весьма настороженно. Тауманцы разрешали космическим гостям посещать свою планету всего лишь раз в год и позволяли находиться там не более трех тауманских дней, соответствующих одним земным суткам. К тому же было запрещено фотографировать и снимать объемным видео обитателей планеты.
По существующим правилам Межпланетной ракетно-космической корпорации «Wanderer» , Зернов, Уокер и Азарян прошли недельный инструктаж, на котором их подготовили к многомесячному полету на Тау-Ма, находящуюся от Солнечной системы на расстоянии ста семидесяти пяти световых лет. Участников экспедиции познакомили с мерами безопасности, необходимыми для нахождения на этой планете. Природа Тау-Ма хранила немало загадок. Ее флора и фауна были слабо изучены.
Приготовления к полету завершились и космический челнок стартовал с Марса на Тау-Ма. Марсоастронавты должны были доставить туристов на экзопланету за двенадцать месяцев и забрать их обратно через шестнадцать земных часов. Зернова, Уокера и Азаряна облачили в специальные костюмы и, уложив в герметические капсулы, ввели в режим глубокого сна. Искусственная «спячка» позволяла снизить затраты на обеспечение жизнедеятельности членов космического корабля. Каждые две недели космических туристов будили и через двое суток вновь усыпляли. Полет проходил без происшествий, и потомков «алкогольных королей» доставили на Тау-Ма точно по графику.

В долину на летающих огнях

Посланцы Солнечной системы заранее уведомили тауманцев о цели своего посещения, не преминув при этом указать, что привезут им драгоценный груз – двадцать литров воды. Это было единственное вещество, которое можно было передавать обитателям планеты. У них оно считалось местной валютой.
Ранним тауманским утром управляемая капсула, напоминающая мини-самолет вертикального взлета, отделилась от космического челнока и стала приближаться к поверхности планеты. Космические туристы с интересом прильнули к большим иллюминаторам, но ничего, кроме огней взлетно-посадочной полосы, разглядеть не смогли.
Через несколько минут члены экспедиции услышали сообщение, что посадка завершена и можно выходить. С замиранием сердца они спустились на тауманскую поверхность.
Зернов, Уокер и Азарян не скрывали удивления. Они то и дело крутили головами по сторонам, разглядывая местный пейзаж. Никто из них еще не бывал на этой крохотной планете, затерянной в бескрайних просторах Вселенной.
Спустившись на Тау-Ма, Зернов и его спутники очутились в зеленовато-желтом тумане, который стелился по поверхности планеты, время от времени меняя свою плотность. В тауманском небе мерцал огромный оранжево-красный шар солнецеподобной звезды Тау-Ма-Ма. На шлеме, перчатках и ботинках членов экспедиции включились противотуманные фонари. Зернов взглянул на космотермометр, расположенный на рукаве комбинезона. Высветилась цифра пять, означающая температуру по Цельсию. К гостям стала приближаться группа светящихся грушеобразных объектов передвигающихся по воздуху.
– О, они чем-то напоминают воздушные шары с подсветкой, – заметил Боб Уокер. – Только размером гораздо больше наших.
 В нижней части каждого объекта находился круг темно-фиолетового цвета. Подлетев к космическим туристам, объекты остановились, интенсивность их свечения заметно уменьшилась и вскоре совсем исчезла. Из фиолетового круга, словно горох, высыпали полноватые существа зеленого цвета. Они были небольшого роста – не выше ста двадцати сантиметров. Их одежда ограничивалась лишь набедренными повязками.
Зернов удивился: по земным меркам погода была не настолько теплой, чтобы так обнажаться. Внешне существа напоминали статуэтки китайских улыбающихся божков. Отличались они лишь тем, что глаза их были не узкие, а большие и выпуклые, как у лемуров. Это были местные жители. В словаре обитателей Вселенной они значились как тауманцы, хотя сами себя они называли тау-ма-да.
Тауманцы, подняв головы и воздев к небу руки, стали издавать приятные звуки, похожие на трели канареек. Так они встречали посланцев космоса, исполняя песню-приветствие. Потом тауманцы надели на шею каждому гостю венок из растений. В центре предполетной подготовки Зернова и его спутников предупредили, что это своеобразные амулеты-обереги, с запахами особых трав отпугивающие тауманских птиц лети-да, похожих на земных медуз, если представить их с небольшими крыльями по бокам.
Тауманцы указали на паривших в воздухе существ желто-лимонного цвета, изнутри которых свисали святящиеся нити ярко-малинового цвета. Местные жители зажали носы руками, давая понять гостям, что этих существ теперь можно не опасаться.
Зернов приложил левую руку к сердцу и правой протянул главному тауманцу, который отличался от других сородичей наибольшей полнотой и улыбчивостью, фляжку из зеленого небьющегося стекла и громко сказал:
– Вода-ма!
Тауманцы радостно повторили:
– Вода-ма! Вода-ма!
«Хорошо, что у нас есть вода. Здесь она пользуется большим спросом», – удовлетворенно подумал Зернов.
Во время полета пилоты космического челнока рассказали ему, что тауманцы несколькими каплями воды оплодотворяют «пьянящие растения», содержащие в себе этиловый спирт, после чего тот мгновенно превращается в алкогольный напиток. По сведениям двух туристов, побывавших лет десять назад на Тау-Ма, в жилище вождя находится пятидесятилитровая каменная емкость, в которой хранится вода. Правда, они ее сами не видели: вождь показывает свое сокровище только тем, кто вызывает его доверие. Похитить воду считается страшным преступлением. Когда начинается сезон цветения «пьянящих растений», вождь выдает каждому взрослому тауманцу мягкий орех, в который закачано пятнадцать миллилитров воды – ровно столько, чтобы использовать ее в ритуальных целях для получения напитка водка-да. Татуанцы очень ценят земную воду, так как, по их мнению, она самая чистая и легкая. В местной же воде много примесей различных металлов и окислов.
Зернов протянул главному таутанцу небольшой блестящий медальон на шнурке – звуковой переводчик, позволяющий беседовать с тауманцами в режиме онлайн.
– Дорогие жители планеты Тау-Ма, – торжественно произнес Зернов. – Я и мои товарищи прилетели сюда с дружественным визитом. Мы, жители голубой планеты Земля, привезли вам двадцать литров чистой вода-ма!
Тауманцы возбужденно заворковали.
Зернов улыбнулся и продолжил:
– Мы хотим посетить Долину Пьянящих Растений, вы называете ее Водка-Да-Да. В целях научного эксперимента нам необходимо попробовать сок этих растений. Надеемся, что вы нас туда отвезете и расскажете, как добываете его и как используете.
Главный тауманец, широко улыбаясь, обратился к гостям приятным бархатистым голосом:
– Друзья, я вождь племени тау-ма-да. Меня зовут Мудрый Папа-Да. Давайте нам вода-ма, и наши «летающие дома» доставят вас в долину. Там как раз началось цветение растений. Мы соберем сок водка-да, и вы его попробуете.
Тауманцы в знак согласия закивали головами, и глаза их стали переливаться разными цветами. 
 Зернов с товарищами передали спутникам вождя четыре пятилитровые пластиковые канистры с водой и подошли к высоким грушеобразным объектам, на которых тауманцы прилетели. Вождь предупредил гостей, что должен стоять первым, а за ним по росту все остальные. Показав рукой на долговязого Боба Уокера, тауманец строго произнес:
– Он будет последним, иначе «летящий огонь» его не примет. Когда все построились по ранжиру, вождь притронулся к стоящему объекту ладонями, закрыл глаза и, помолчав несколько секунд, торжественно воскликнул:
– Доброе дерево пробка-да! Теперь ты снова «летящий огонь»! Ты полетишь туда, куда нам надо, потому что мы тоже летающие огоньки. Поднимись! 
Через несколько секунд объект начал светиться и затем медленно взмыл над вождем, Зерновым и его товарищами. В фиолетовом круге образовалось отверстие, и вся компания, подхваченная какой-то неведомой силой, переместилась внутрь пробка-да. Круг закрылся, свечение объекта стало еще сильнее, и «летящий огонь», поднявшись на несколько десятков метров, быстро полетел к темнеющим вдалеке высоким холмам.
Вождь оказался на самом верху пробка-да. Он стоял на выступе напротив круглого окошка, напоминающего иллюминатор. Главный тауманец передвигал руками какие-то окрашенные в разные цвета рычаги – видимо, управлял полетом своего «летучего дома».
Под Папа-Да сверху вниз по спирали расположился Шарль Азарян, за ним Зернов и Боб Уокер. Они сидели на выступах, но никаких окошек перед ними не было.
Мудрый Папа-Да важно сказал:
– Если «летящий огонь» ослабеет, то самый высокий упадет вниз, потом второй, затем третий. Я всегда остаюсь вверху, потому что смотрю, куда направить «летящий огонь».
Услышав это, Уокер недовольно пробурчал:   
– Зернов, скажи ему, что мы на такое не подписывались! Заодно уточни у этого чересчур мудрого Папа-Да, когда его летающее дерево может устать? И что делать, чтобы этого не произошло?
Услышав вопрос Зернова, вождь самодовольно улыбнулся.
– Мы летаем в домах, которые сделаны из особого дерева. Оно крепкое и не горит, но легче всех других деревьев и растений. Чтобы пробка-да подняло груз, нужно представить себя летящим огнем – таким, на котором вы к нам прилетели. Поэтому мы садимся в дома, сделанные из пробка-да – вы называете их самолетами и ракетами, и представляем, что стали летящими огнями. После этого перемещаемся куда нужно. Если все вы представите себя огоньками, то пробка-да будет лететь долго. – Помолчав немного, вождь добавил: – И самое главное: дума-ма, мысль, по-вашему, может создавать что угодно! Без нее даже сама Ма-Ма не может существовать.
–Уважаемый, а что такое «ма-ма»? – поинтересовался Зернов.
– Ма-Ма… – Вождь задумался. – Это душа планеты, великая животворящая энергия, сила, которая дает жизнь на Тау-Ма и поддерживает ее в каждом тауманце, в каждом растении и в каждом животном. Если нет Ма-Ма – значит, нет и существования на Тау-Ма! Надеюсь, ты понимаешь? – участливо поинтересовался тауманец. – Поэтому нужно поверить в то, что вы – летящие огни, и сказать об этом нашему доброму дереву.
Зернов и его товарищи, словно по команде, тут же громко произнесли:
– Пробка-да, мы тоже – летающие огоньки!
– Теперь дерево не устанет, и мы скоро достигнем долины, – сказал довольный вождь и тут же весело рассмеялся. – А вообще-то я пошутил. Мне же нужно развлекать гостей. Наши летающие дома перемещаются по принципу ваших дирижаблей. Мы своими мыслями нагреваем воздух в пробка-да – и они поднимаются вверх, открываем окошко для ветерка – и они опускаются. Все очень просто!
Вождь вновь засмеялся. Потом помолчал и, словно извиняясь за свой розыгрыш, добавил:
– Но то, что я сказал вам о силе дума-ма, – правда. Мысль помогает нам жить и понимать друг друга, даже вас, мои дорогие космические друзья.

Теперь можно радоваться

Через двадцать минут полета вождь обратился к Зернову:
– Старший пришелец! Можешь радоваться. Мы прилетели в долину! Ты и твои друзья должны делать все, что я скажу. Иначе великий дух долины Папа-Да-Да может вас наказать. А сейчас прыгайте вниз по очереди: сначала тот, кто внизу, потом те, кто наверху. Я – главный, поэтому всегда выхожу последним.
Зернов с товарищами совершили посадку на поверхность планеты и оказались по пояс в зеленом тумане. Последним «приземлился» Папа-Да. Туман доходил ему до груди.
На костюмах посланцев Солнечной системы зажглись противотуманные фонари, автоматически настроившись на новый цвет тумана.
Зернов и его спутники огляделись. Летающий объект вождя опустился на большой площадке возле лощины. Рядом с ним сели и остальные «летящие огни». Из них высыпало несколько десятков тауманцев.
Мудрый Папа-Да, указывая рукой вперед, где виднелся голубой туман, расцвеченный разноцветными всполохами, предупредил Зернова:
– Слушай внимательно! Впереди пойдут тау-ма-да, потом вы, я последним – так заведено. Гости и вождь – всегда самые главные. Каждый из вас должен идти след в след за впереди идущим. В сторону ходить нельзя, там растет мягкая почва мшина-да, или мох, по-вашему. Ее нельзя топтать! Мшина-да сохраняет влагу, которой питаются растения водка-да. Их сок имеет целительную силу. Поэтому мы пойдем по растениям сетка-да. Они живут над мягкой почвой, охраняя ее.
Тауманцы выстроились в одну шеренгу и, разведя руки в стороны, запели уже знакомую космическим гостям песню приветствия. Затем все медленно направились вниз к синеющему в овраге туману. Зеленоватые тауманцы почти растворились в синевато-голубом тумане. Лишь по их светящимся глазам можно было определить, где они находятся.
Освещая путь противотуманными фонарями, Зернов и его спутники осторожно ступали по толстым стеблям растений сетка-да, которые образовали жесткий каркас-дорожку над мхом белого цвета. Видимо, лучи солнецеподобной звезды Тау-Ма-Ма не достигали мшина-да, и та находилась в постоянной полутьме.
Достигнув дна большого оврага, тауманцы остановились. Взору космических путешественников предстала завораживающая картина. Туман вспыхивал разноцветными искрами. Белые и фиолетовые огоньки, подобно елочным гирляндам, мигали на протяжении нескольких десятков метров. Из тумана поднимались высокие растения с крупными лопастными листьями красно-фиолетового цвета, между которыми светились ярко-оранжевые соцветия в виде сетчатых пирамидок. Тауманцы несколько минут стояли молча – видимо, хотели дать гостям время насладиться необычным зрелищем, а может быть, выполняли свой очередной ритуал. 
Наконец Мудрый Папа-Да важно изрек:
– Великий дух долины Папа-Да-Да не любит суеты и шума, поэтому сок водка-да рождается в тишине. Тау-ма-да дают растениям вода-ма и получают взамен целительный напиток. Он помогает радоваться жизни, воздавать хвалу великому духу долины и матери всего живого Тау-Ма-Ма. Сок разогревает наше тело, раскрепощает сознание и дает дополнительную энергию восторг-да. Испив водка-да, мы ощущаем полет и разнообразные видения.
Вождь сделал знак, и несколько тауманцев подошли к растениям, выступающим из тумана.
– Смотрите, сейчас мы напоим растения водка-да, – обернулся к Зернову и его спутникам Мудрый Папа-Да.
Он медленно поднял руку, показывая всем небольшой полупрозрачный орех с драгоценной вода-ма. Стоящие около растений тауманцы достали такие же орешки и опустили их в оранжевые соцветия-пирамидки, которые через короткое время вспыхнули малиновым свечением, в то время как листья-лопасти растений приобрели желтоватый оттенок. 
– Друзья, растение водка-да напилось вода-ма, и мы скоро получим живительный сок. Когда он будет готов, узнаем по цвету свети-да, – пояснял космическим гостям происходящее вождь.
– Мудрый Папа-Да, а свети-да – это что?
– Свети-да – это светящиеся жуки. Они мерцают в темноте и в тумане. Во время цветения растений водка-да (вы называете их «пьянящие растения») эти жуки прилетают в долину. Свети-да, как и мы, тоже любят сок водка-да. Они запасаются им впрок и пьют до тех пор, пока уже не смогут взлететь. Когда это происходит, жуки перестают мерцать – светятся ровным светом.
– Вот почему, оказывается, у вашего тумана такая красивая подсветка! – воскликнул химик Шарль Азарян. – На голубой планете Земля тоже живут жуки, которые светятся. Их называют светляками. А у вас они – свети-да, вполне логично, – подытожил, улыбаясь ученый-химик.
– Шарль, получается, что, когда сок растений смешается с водой и превратится в алкогольный напиток, жуки нам об этом подскажут, – уточнил Зернов, обращаясь к Азаряну. – Это весьма любопытно! Когда мы будем возвращаться домой, вы, как химик, не забудьте прокомментировать происходящее в своем отчете.
– Смотрите! Напиток водка-да готов! – перебил вождь Зернова и радостно засмеялся, указывая на туман.
(Продолжение следует)


Рецензии
Неплохая тема. Можно было бы много смешного и интересного написать, но Вы сильно её затянули, да ещё пообещали продолжения. Попробуйте сократить Вашу публикацию раза в три и добавить юмора. С уважением,

Борис Волков   19.04.2017 01:46     Заявить о нарушении