О совершенствовании архитектурного образования

Пожар 2006 года унес на небо вместе с квартирой все, что в ней было, и я был абсолютно уверен, что материалов этой студенческой  работы, завершенной в 1973 году уже нет с нами. Однако этой ранней весной, открывая картонные коробки, привезенные лет 8 назад на деревенскую дачу, обнаружил ее и публикую теперь повторно, но в электронном формате (ссылка в конце страницы).

Все началось с того, что мне, не помню из какого источника, но стало известно, что количество занятий в нашем институте превышает в 1,5 - 2 раза максимально допустимое по закону количество учебных часов в неделю (36 для 1-4 курсов, и 30 - для 5 курса). Во время естественного процесса распространения этой информации в МАрхИ возникла ощутимо реальная возможность студенческих волнений. Партбюро и под его руководством комитет ВЛКСМ, что бы загасить в зародыше начинавшуюся смуту, меня и сочувствующую группу протестантов подхватили под белые руки и затащили в комитет, а там, так элементарно, взяли нас на слабо - типа  "возмущаться  может каждый, а ты попробуй предложить что-то дельное для решения проблемы". И зимой 1971 года из активистов протеста создали научно-исследовательскую группу комитета ВЛКСМ, которая должна была принять участие в разработке учебного плана института (специальности 1201) на 1972-1973 гг., а меня назначили ответственным за эту работу.

В связи с этим нам пришлось разработать  вопросы для анкетирования, составить тексты анкет, провести анкетирование и добыть учебные планы и другие материалы для анализа, а мне прочесть немало книжек и документов по вопросам образования (допматериалы.pdf), для чего я немало времени провел в третьем читальном зале Ленинской библиотеки (примыкание проспекта Калинина (ныне и ранее ул. Воздвиженка) к проспекту Карла Маркса (ныне и ранее ул. Моховая), метро "Библиотека имени Ленина"), с которой был хорошо знаком еще с первого курса. Тогда, чтобы получить читательский билет, в институте мне дали специальное письмо, ну а после 3-го курса для входа вроде было достаточно студенческого билета. Сначала изучал отраслевые и тематические библиографические указатели, заказывал книги, а потом вчитавшись в список использованной автором литературы и выписав необходимое, заказывал его в следующий раз по алфавитным указателям в каталожных ящиках с карточками из тонкого картона.

В результате в течении года с небольшим я написал 30 страничный тест, с которым мне предложили выступить на городской студенческой научной конференции "Творческий поиск московских студентов - производству, науке, культуре". Презентация работы, которую я назвал "К вопросу о совершенствовании архитектурного образования" (Доклад и отзывы.pdf https://yadi.sk/i/cEY258ud1DPRaA), с подачи руководителя темы Романенко Л.В., преподавателя кафедры марксизма-ленинизма, кандидата философских наук (зав. кафедрой Илиади А.Н., 1971 по 1976 г.), состоялась 25 апреля 1973 г. в красном зале института при публике и президиуме, в котором сидел в том числе и ректор. Мой доклад на подсекции "Архитектура" в разделе "Советская архитектура" под № 11 был последним, как и было напечатано в брошюре "Городская научная студенческая конференция". Уставший президиум громко меня поблагодарил, за то, что я уложился точно в отведенное время.

Материалы нашего анализа и данные анкетирования были переданы в учебную часть института, где в итоге был сверстан проект учебного плана специальности 1201-Архитектура, который сопровождали материалы его количественного сравнения с действующим учебным планом. Кстати, анкету № 1 (обращенную к специалистам проектных институтов) по моей просьбе моя мама (тогда ГИП института "Севосгипрогорсельстрой") раздала некоторым специалистам проектных институтов "Севосгипрогорсельстрой", в котором и я как-то работал во время институтской практики и "Кавказгипроцветмет", оба находятся на центральной площади г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В июне того же года работа в 5 экз. была напечатана и переплетена, и теперь ее можно было дать почитать приличным людям. В Центральный НИИ теории и истории архитектуры (ЦНИИ ТИА) меня привела однокурсница Надежда Шмыткина, участница протестной группы для того, что бы отдать материалы В.Л. Глазычеву (1940-2012), зав. сектором социальных проблем, на отзыв. Потом в ЦНИИ ТИА я побывал еще несколько раз, и там, в том числе, познакомился с В.Ф Колейчуком, ныне известным, как русский художник, архитектор и теоретик искусства, мастер экспериментального дизайна, работы которого в то время там присутствовали еще не пригруженные современным искусствоведческим статусом.
Также я предложил на отзыв, и, к моему удивлению, старший педагог нашей 3-й группы по архитектурному проектированию, профессор Барщ Михаил Осипович (1904-1976) не только взялся почитать, но и очень заинтересованно отнесся к моим идеям модернизации архитектурного образования, поддержав почти все ее основные тезисы.

Во время работы над этой темой возникло убеждение, что ее нужно продолжить в рамках аспирантуры, учебная часть с интересом отнеслась к такому пожеланию. Надо сказать, что в 1971 году, когда я стал папой первый раз, приезжая с сыном в институт из дома студента-архитектора, оставляли его в моей бывшей маленькой ~8 м2 комнате дворницкой квартиры, недалеко от института, в расселенном доме на Малом Кисельном переулке. Он был идеальным ребенком, строго соблюдал режим сна и питания, никогда не плакал, почему его мама, которая была студенткой 2 курса МАрхИ, не прекратила учебу в институте, ходила на занятия, а на переменках бегала его кормить или менять пеленки. А поздней осенью того самого 1973 года, я стал папой второй раз, возможно поэтому, как-то к дате распределения, идея с аспирантурой незаметно испарилась сама по себе. И продолжение этой истории записано уже в другом рассказе - http://www.proza.ru/2015/06/08/262

Но возможно поэтому, я взял темой диплома - проект второго или третьего, но в любом случае нового здания МАрхИ на ул. Жданова (ранее и ныне - Рождественка) на участке за церковью "св. Николая Чудотворца в Звонарях" (1762—1781), в котором у нас тогда была кафедра рисунка.

У этой студенческой работы в следующем году будет 45-летний юбилей. Она в свое время имела значительный резонанс, уже учебный план специальности 1202 на 1972-73 гг. был изменен под влиянием ее выводов, ну а за прошедшие десятилетия у автора идей только добавилось ...


P.S.
Доклад и отзывы.pdf, конференция.pdf, Учебные планы МАрхИ.pdf, Допматериалы.pdf - https://yadi.sk/d/Jad04l6M3Gnn4Y


Рецензии
просто Изумительные-ваши Эссе---снимаю шляпу..!!!

Хранитель Хаоса   24.04.2018 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо за это замечательное "изумительно", правда, одновременно встал вопрос: мои мемуары разве это - эссе? Почитал академиков, действительно, эсть такое определение: "Эссе - это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь" (цитата). Ладно уговорили. Интересно, какие мои эссе еще изумительные? я, вроде впервые вижу на своей страничке.

Владимир Балашов   24.04.2018 15:43   Заявить о нарушении
хотите чтобы ответили(?)а зачем(?)здесь не писательский сайт--и нет их протоколов--здесь что желаешь--то и говоришь...полицией сайта .....разрешено.

Хранитель Хаоса   24.04.2018 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.