Скворцы прилетели и... улетели

   
Ручьи весенние журчат,
Хандра уходит тихо в Лету.
Скворцы на веточках скворчат,
И много солнечного света.
          Кира Крузис.


Я где-то читала, что скворцы бывают полигамны. Очень удивилась и не поверила - в скворечниках, что висят вокруг моего сада, всегда дружные парочки. Вместе строят гнездо, кормят птенцов. Наблюдать за ними очень интересно.

В этом году я купила готовый скворечник в магазине "Природа". Приехал внук и повесил его на прочный шест напротив моего окна. Смотрелся очень красиво - такой милый домик с двускатной крышей.

Вскоре, ранним утром, началось пение. Я не знаю, можно ли назвать пением эти разнообразные звуки, которые издают скворцы. Но для слуха они приятны, это точно.

Две пары претендовали на новый домик. Они по очереди подлетали, заглядывали внутрь, иногда даже залезали. Наконец, осталась одна пара, и началось строительство гнезда. Строил самец - он приносил сухую траву в клюве и нырял в домик. И вдруг! Скворец, с травинками в клюве, задумчиво сел на пенёк, посидел немного и улетел в неизвестном направлении!

А самочка, ещё долго, сидя на палочке у летка, ждала его, а потом тоже улетела.
Скворечник остался незаселённым.

Я каждое утро смотрела в окно - не вернулись ли птицы. Нет, не вернулись.
Тогда я решила сама сделать скворечник. Нашла в сарае доски, и работа закипела.
Мой домик был неказист, да что там говорить - страшноват. Но, тем не менее, уже на следующий день был заселён. И, кажется, не собираются его покидать, с раннего утра строят гнёздышко, без устали носят сухую траву и листья. Будем ждать потомства.

Какие же они трудяги! Как только всходит солнце, начинают строить гнездо.
Надо отметить, что строит, в основном, самец. Я их различаю по окраске: самец ярко-чёрный, блестящий, с отливом у шейки, а самочка поскромней, больше серого на крылышках.
Примерно до двух часов носят в клюве сухие травинки, небольшие листочки. Без перерыва! Потом их не видно, отдыхают.

Строительство длилось примерно неделю. За это время, два раза были намерения у других скворцов занять домик. Но мои отстояли! Такая драка была! Сначала оба самца дрались на лету, потом хозяин несколько раз поклевал захватчика на земле.
Так чужие и улетели искать новое пристанище. Больше никто не претендовал.

Началось высиживание птенцов. Сидели на яйцах по-очереди, но больше самочка.
Весна в этом году холодная, даже снег выпадал, я беспокоилась, как они там, бедняги? Осторожно подходила сбоку, прислушивалась. И вот, наконец, услышала писк птенцов! Как я была рада!

Начала беспокоиться, выживут ли в такую погоду? По ночам частенько заморозки, да 
 и днём не лучше - дождь со снегом, сильный ветер.
 
Родители без устали носили птенцам насекомых. Выкармливание длилось примерно три недели. За это время должно сформироваться оперение, чтобы детки смогли сделать пробный вылет. Это самый ответственный момент. Если птенец выпадет из гнезда, не сможет взлететь, жди беды - коты не дремлют. Правда, мой кот не интересуется птичками, но ведь ходят и чужие, когда мой спит!

И вот настал этот день, вылет птенцов. К счастью, я была в этот момент в саду и услышала крики скворцов, карканье ворон, шум крыльев. Помчалась на помощь.
Хлопала в ладони, кричала и прогнала ворон. Но одного птенчика хищница всё же успела утащить. Остальные улетели вместе родителями. Неуверенно, перелетая с ветки на ветку, но спаслись. Птенцов осталось трое. В скворечник они больше не вернулись. Где вы сейчас, мои дорогие? Сколько опасностей подстерегает вас в природе!

Считается, что скворцы могут делать по два выводка за сезон. Жду, вдруг прилетят?
Продолжение написано в июне.


Рецензии
Замечательное настроение после Ваших рассказиков о братьях наших меньших, Эмма
Жаль, скворцов в большом городе не увидишь. Я люблю их с детства, когда жила в частном доме. Особенно восторгалась их способностью к звукоподражанию. Наши скворцы щёлкали, свистели, мяукали и рулады выводили.

Марина Стрельная   10.12.2020 16:15     Заявить о нарушении
Спасибо! Уже прилетали на кормушку снегири!
С теплом,

Эмма Татарская   10.12.2020 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.