О либретто

Два либретто. – Слышал это слово, но забыл, что оно означает. А может быть и не знал. Поясни, раз уж его сказал. Традиция у нас такая: сразу определяться с понятиями. Чтобы не спорить так, как на современных ток – шоу славяне -  русские и украинцы спорят под умелым руководством ведущих эти шоу. – Либретто – словесный текст – краткое изложение содержания, например, оперы. – Понял. Гони дальше. – Не так давно, в очередной раз, я посетил место дуэли Лермонтова, в Пятигорске. Стоял задумчиво, как полагается, но видел глаза проходящего мимо молодого человека, случайно попавшего на это святое для многих культурных людей место. Они были пусты. Дома подумал: почему так? Нашел ответ: в другом формате воспитан этот человек. С какой – то непостижимой для меня целью. – Ну чему ты удивляешься? Такова жизнь: всё забывается. Я вспомнил случайное посещение мемориала Ленина в Ульяновске. Давно это было. Внутрь грандиозного комплекса – музея не заходил. Периодически звучала таинственная и величественная музыка. Это запомнилось. Теперь, видимо, такая музыка звучит у грандиозного мемориала – музея Ельцину. Там быть пока не довелось. – Вот что я придумал. Хорошо было бы у памятника Лермонтову давать, можно даже продавать как сувенир, либретто. Черновик его я уже сочинил, читая книгу «М. Ю. Лермонтов. Стихотворения, поэмы. «Маскарад». Эта книга издана в 1974 году. Тираж 250000 экз. Цена 71 копейка. «Образ поэта. Черты поэта ускользали не только от кисти художников портретистов, но и от описаний мемуаристов. Один из почитателей Лермонтова: «То были скорее щели, а не глаза. И щели эти были полны злости и ума». Другой: «Решительно все стремятся передать непостижимую силу его взгляда. Он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых осталась для меня загадкой. С глазу на глаз и вне круга товарищей он был любезен, речь его была интересна, всегда оригинальна и немного язвительна.  Но в своём обществе это был настоящий дьявол, воплощение шума, буйства, разгула, насмешки…» Третий: «Лермонтов терпеть не мог рисоваться и был истинно предан малому числу своих друзей, а в обращении с ними полон женской деликатности и юношеской горячности». За четыре с небольшим года после гибели Пушкина он создал величайшие творения романтической поэзии. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремлённость, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его короткой жизни. «Лермонтов, более чем кто – либо другой при его жизни, исключая Белинского, понимал собственное значение и роль, какую ему было предназначено сыграть в русской литературе и – более того – в жизни русского общества». «Всё, что было им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины!» «С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан своим рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах всё лживое, бесчувственное, жестокое, лицемерное». Герцен: «К несчастью слишком большой проницательности он прибавил другое – смелость высказывать многое без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскоблённые никогда не прощают такой искренности». «И через всю жизнь мы пронесли в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страданиями, волей и умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». – При наличии такого либретто наши молодые люди примут Лермонтова за образец! – Правильно мыслишь, ДОТОГО – дорогой товарищ – господин! Скажи, какое либретто, наилучшим образом, подошло бы для памятника СОВЕТСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Если бы он был воздвигнут. По твоему мнению. Только честно! – Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». «Погиб Поэт! – невольник чести. Пал оклеветанный молвой…» - Ты – МОЛОТОК! От душ говорю.     В. Лоб
               
         


Рецензии