Первые экспедиции В. К. Арсеньева

Первые экспедиции В.К, Арсеньева в засучанский край.

Всем известен ключ Печной, северо-западнее с. Лазо. Каких только версий я не слыхал о происхождении этого необычного названия. И то, что первые поселенцы там находили груду древних кирпичей от древней печки. И то, что до революции там была фанза с русской печью. И то, что пленные японцы там построили какую-то свою японскую необычную печь. Чего только не говорили разные люди, отвечая на мой вопрос.
Но! Передо мной карта Владивостокской военной крепости за 1903 год – та самая, по которой Владимир Клавдиевич Арсеньев ходил по нашему району до 1905 года. И на ней нанесено ясно читаемое название «Пейча». Конечно же это русифицированное название, а изначально оно писалось «Бэй-ча». Отсюда и «Печной». Переводится как «Северная развилина». Так просто!
Ключ Марков имел название «Цан-фазагоуза». «Цзян - фу-цзу-гоу-цзы» - река охоты в кедрачах. Да, были там богатые кедрачи, были!
Ключ Шумный назывался «Янзагоуза». «Ян-цзу-гоу-цзы» - река одинокого охотника. Что за охотник там жил?
Ключ Герасимов - «Чингоу». «Чэн-гоу» - крепостная долина. Верно: и у впадения ключа крепость и в истоках его тоже крепость.
Река Лазовка в верхнем течении - «Хонгоуза». «Хуа-гоу-цзы» - долина раннего снега. Точно: это самая снежная долина в южном Приморье.
Ключ Листопадный - «Синанча» - юго-западная развилина. А речка Грибная – «Малаза».  «Му-лу-цзы» - изюбриная речка.
Гора и река Хындагоу – «Хань-да-гоу»  – долина святилища Хань. А может «Хай-да-гоу» – долина Большого медведя?
Гора Кедровая – «Танинсуань» – «Да-нань-шу-янь» – большая южная кедровая гора. Действительно, в Приморье южнее нет такой большой заросшей кедром горы. А в Кишинёвке в то время была почтовая станция Глинкинская.
Ключ Большой назывался «Чингауза» – «Чань-гоу-цзы» – рыбная речка. В селе Беневское в это время была почтовая станция Гродеково.
На месте бывшей деревни Ивановка была почтовая станция Сухановская.
Бухта Киевка называлась бухта «Чен-ю-вай» – «Чань-юй-вай» – рыбный залив.
Бухта Тепляки имела название «Ташеньвай» – «Да-шань-вай» – залив большой горы.
Падь Лагунная – «Тяпигоу» – «Да-пао-гоу» – долина большой лагуны.
Речка Валентиновка – «Ханчан» – «Хань-чань» – медвежья рыба.
Падь Прохладная  - «Санчаза» – «Сан-чань-цзы» – третья рыбная речка.
Падь Песчанка (Тупича) – «Та-пейча» – «Да-бэй-ча» – Большая северная развилина.
Падь Кустарниковая – «Лазгоу» – «Ла-цзы-гоу» – скалистый ключ.
Падь Солнечная – «Канихеза» – «Хань-ни-хе-цзы» – сухая речка. В ней была почтовая станция Таухинская.
Корпадь – «Синанза» – «Си-нан-цзы» – юго-западная речка.
Гора Большереченская – гора «Янлаза» – «Янь-лу-цзы» – изюбринная скала.
Падь Америка – «Сыдагоу» – «Си-да-гоу» – большая южная речка.
Гора Мономах – гора «Юмбелаза» – «У-ми-бэй-ла-цзы» – туманная вершина.
Ключ Каменка – «Юючисан-ху» – «У-у-ча-сан-кун» - пятая развилина трёх скал.
Гора Календарь – «Лауха-дынза» – «Лу-у-хэ-дин-цзы» – изюбринная гора у пятой развилины.
На месте бывшего села Батюково была в это время почтовая станция «Подъёмная», а село называлось «Юмбиши». «Юм-бэй-шу» - «У-ми-бэй-шу» - скрываемый туманом большой кедрач.
 Но это всё свежие, дореволюционные названия. И опять обращаю внимание, что эти все названия и перевод примерные. Точно можно что-то утверждать в случае находки названий-иероглифов. А как всё это называлось до прихода китайцев? Вот что узнать бы! 
Как например, удалось установить, что наша река Севан - Эмули-бира –Эмулихэ – Шуцзыхэ – Киевка, не просто так когда-то называлась. Если название Севан из 18 века можно предположительно перевести как Княжеское Озеро, то название Эмули-бира примерно этого же времени (ЭМЭ-ЛАИ-бира. ЭМЭ – прибытие, явление, ЛАИ – победа, бира – река), с орочёнского-эвенкийского переводится как Река Одержанной Победы. Кто кого и когда победил и так назвал нашу реку, кто подскажет?
В Арсеньевских «Материалах по изучению древнейшей истории Уссурийского края» есть интересная информация, связанная с Лазовским районом.
… «Показания старообрядцев (Поносова, Могильникова и др.), приехавших с рек Судзухе (Киевка) и Сучана в северные районы (заливы Пластун и Амгу), ещё более интересны. Они рассказывали, что в тех же приблизительно годах на Сучан приехали два японца и с ними православный священник с Камчатки. Они так же имели какие-то планы, нанимали рабочих и делали раскопки в укреплении, которое находится на левом берегу реки, около корейской деревни. Они достали из земли много разных вещей, сделанных из камня, серебра и меди. Две находки обратили особенное внимание старообрядцев. Это была лошадь из белого камня и баран из какой-то чёрной массы…»
Ну, конечно же это наш знаменитый Афанасий Поносов, основатель Нового Сиона или нашей современной Глазковки. Он, оказывается, видел, как делали первые раскопки в Партизанском районе в селе Николаевка, в знаменитом Николаевском городище. Интересно, с какой целью он там бывал в корейском селе? Что-то продавал? Что-то покупал?
О своих путешествиях в Засучанье  Арсеньев пишет:
… «Вначале все поездки предпринимались мной по доброй воле, на личные средства, самостоятельно на свой страх, часто в одиночку, с одним или двумя стрелками из числа желающих побродить по тайге, в горах, на воле.
В 1902 и 1903г.г. я, состоя начальником охотничьей команды, имел уже возможность предпринимать и более отдалённые экскурсии с целью изучения окрестностей и сбора статистических данных о населении. Попутно с ведением разведок чисто военного характера я вёл и дневники, в которых записывались те наблюдения, которые могли представить интерес научный по географии Края. Только два раза я ходил к Посьету, обыкновенно же центром моих исследований в то время были: Шкотово, р. Сучан, р. Судзухе, Сяухэ, р. Лефу и озеро Ханка.»
Удивительный человек! Такая страсть к познанию неизвестного, совершенно дикого и опасного!
24 марта 2016 года меня приняли в Русское Географическое общество. Поэтому появилась возможность работать в Архиве Общества изучения Амурского края в новом статусе. Как раз в это время прочитал информацию, что Арсеньев брал во все экспедиции, начиная с самых первых путешествий, фотоаппарат и сохранилось более 5000 фотографий из его личного архива. Сразу же появилась идея просмотреть все фотографии Арсеньева до 1906 года – времени, когда он активно изучал юг Приморья и Лазовский район, но об этом периоде его деятельности очень мало информации. Мои поиски оказались результативными. Хотя пока не удалось отыскать конкретное фото Арсеньева в Лазовском районе, но есть интересные фото из близлежащих территорий. Так же отыскал неопубликованные фотографии последующего периода жизни великого путешественника и исследователя.
 
У меня в руках интереснейшее издание 1948 года - «В.К. Арсеньев. Сочинения.» Том 6, «Соболь и способы охоты на него в Уссурийском крае». Страница 173:
… «Русских охотников в крае очень мало. Их всех можно перечесть по уездам, волостям и селениям. Ольгинский уезд, Киевская волость, селение Батюково, число дворов 28, число душ мужчин 78. Надо считать, что не все занимаются соболеванием, а половина. … Настоящая статья составлена по выборкам из путевых дневников автора, тщательно ведённых им во время служебных поездок по Приморскому краю с 1900 по 1905 года…»
Поздравляю, дорогие жители Лазовского района! Это уже прямое доказательство, что Арсеньев лично был в селе Батюково, пересчитал дворы и мужское население. Думаю, со временем кем-нибудь установится и дата этого пребывания, и маршрут, и результаты этой служебной поездки, а может даже у кого ночевал.
А вот ещё в этом же издании, только другой том:
… «Однажды, в 1903 году, я с 16-ю стрелками охотничьей команды пробирался по местности совершенно безлюдной ( в истоках реки Сандагоу – перевал на реку Судзухе). После 8 дней пути мы остановились биваком в самых истоках р. Улахе. На другой день утром я пошёл на охоту. Отойдя от бивака километра 4, я совершенно случайно натолкнулся на маленькую земляночку-фанзочку, похожую на логовище зверя. Фанзочка была пустая, но по вещам, находившимся в ней, видно было, что в ней живёт искатель женьшеня. … Через 38 дней случилось мне возвращаться тою же дорогою…»
Ну, вот! Это первое найденное мной путешествие Арсеньева по Лазовскому району в 1903 году. (Или ещё в этом году были его визиты в нашу местность?) И можно утверждать, что команда шла от Преображения по реке Сяухе (Соколовка) – именно от неё перевал на Сандагоу (Беневка). От истоков Сандагоу за 8 дней Арсеньев достиг истоков Улахе (Уссури). Интересно – в каком месте? Не с Ванчина (Милоградовка) ли он попал на Уссури? И это, скорее всего было в августе – раз корневщик был на месте. Но каким путём Арсеньев шёл? В октябре он возвращался тою же дорогою. Целый месяц был в верховьях Уссури! А второе путешествие, как мы знаем, было 3 ноября, когда Арсеньев шёл по долине реки Кривой и переправлялся по тонкому льду ползком с жердями через Та-Судзуху (Киевка) в районе всем известного Чистоводненского моста. Что за необходимость была в течение короткого времени дважды побывать в Лазовском районе?
И ещё что удалось найти. Почтовый тракт от станции Океанская до поста Святой Ольги был построен в 1898 году. Тогда же появились на территории Лазовского района и почтовые станции: Сухановская, Гродеково, Глинкинская, Подъёмная, Таухинская. А почтовая станция это несколько строений, несколько служащих. В те времена это были центры цивилизации. Уверен, что остались потомки тех почтовых служащих, может даже и фотографии сохранились.

Олег Вороной


Рецензии
Спасибо́ .Потомки умные найдут оценят и поймут что правда не подвластна времени.Читала Паллада Гончарова тоже много удивительного.Особенно о нахождении баранов.Их сейчас снова завозят.Спасибо

Нонна Исадская   20.01.2022 08:48     Заявить о нарушении
Спасибо! Успехов Вам!

Олег Вороной   21.01.2022 02:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.