Сотворение Адама и Евы

Сотворение Адама и Евы


Введение

"И сотворил Бог человека по образу Своему" (Быт. 1: 27)

Миф о сотворении мира

Одним из основополагающих мифов о геологическом развитии Земли является миф о сотворении мира. Многие древние народы имеют схожие картины сотворения мира и все они, по-видимому, сводятся к одному древнему источнику, а именно к библейскому.
Ветхозаветный рассказ о шести днях творения мира представляет собой космогонический миф, который присутствует в самых различных мифических системах. Картина исходного состояния мира как водного хаоса (Бытие 1,2) имеет аккадские параллели (Мардук и Тиамат).

Книга Бытия, глава 1

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Книга Бытия, глава 2
 
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.


Библейское сказание о сотворения мира и теория эволюции Дарвина

Существует вечный спор между теологами и атеистами о происхождении человека. Библейское сказание говорит о божественном происхождении человека. Атеисты утверждают, что происхождение и эволюция человека (антропогенез) происходили согласно теории эволюции Ч. Р. Дарвина. Но есть ли на самом деле в этом противоречие ?
Ученый-фольклорист Д.Д. Фрэзер в своей книге «Фольклор в Ветхом завете» пишет о противоречии двух сказаний о сотворении мира в 1-й и 2-й главе книги Бытие. В 1-й главе Бытия создание животного мира происходит от низших животных до человека. Во 2-й главе Бытия сотворение происходит с точностью наоборот. От создания человека до образования животного мира, причем приоритет происхождения млекопитающих явно не указан.
На наш взгляд, никакого противоречия нет, если обратить внимание на два ключевых слова в книге Бытия: «прах» и «образование из земли всех животных».
«И создал Господь бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» [Бытие 2: 7].
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» [Бытие 2: 10].
В библейском сказании, как это ни странно покажется теологам и атеистам, в сжатой и лаконичной форме (всего две страницы !) говорится о происхождении мира почти с точностью соответствующей теории эволюции Дарвина.
1-я и 2-я главы Бытия представляют собой довольно стройную картину происхождения и эволюции жизни на Земле, согласную теории Дарвина. Если, условно, слово «Бог» опустить и заменить его мировым разумом, а это энергетическая внеземная материя, которая может включать и разумную материю, то все совпадает и по Библии и по Дарвину. Например, в Библии пресмыкающихся производит вода  и в теории эволюции происходит развитие земноводных и выходом из воды. Бог сотворил человека, заметьте, не Адама, который появился только в 3-й главе. Этот человек может быть и человекообразной обезьяной и первобытным человеком. Во 2-й главе Бытия Бог снова создает человека из праха земного. Противоречие ? Нет. Прах – это не пыль, не земля и не глина – это прошлое, прошлый человек. Прах > prah > proshl – прошлое (праслав.), то есть гоминиды, homosapiens – человек разумный. Но чтобы проявить свою разумность человек должен освоить речь. Что Бог и делает.
Бог вдуну в лицо человека дыхание. Дыхание – это начало речи, слова (подробнее о дыхании- речи см. раздел «Словообразование»). Это 2-й, важный этап антропогенеза – формирование речи у первобытного человека. И действительно, бог привел всех животных к человеку, чтобы он всем им дал имена – формирование слов. Фразу «образовал из земли всех животных» можно трактовать как «вывел из земли», «собрал по всей земле», то есть животный мир уже существовал, но не имел наименования. И вероятнее всего, что формирование слов у первобытного человека начиналось с обозначения внешних предметов мира, его флоры и фауны.
Этимология слова "человек" происходит от двух слов:
человек - chelo-vek > chelo-verx - чело верх (слав)(редукция x/k, пропуск r), где слово "чело"- chelo > rech - речь (слав.)( инв. chel,  редукция r/l), то есть формирование лба (чела) у гоминида способствовало развитию речи у человека.
Но интересно, что в 1 и 2-й главах Бытия бог называется по-разному. В первой главе Бытия бог просто "Бог", а во 2-й главе бог "Господь Бог". Возможно, это не случайно. В Пятикнижии рассказ ведётся от бога, именуемого то Элоха (во множественном числе Элохим), то Яхве. В русском синодальном переводе Библии Элохим обычно переводится словом "бог", а Яхве - словом "господь". В обоих случаях слово "бог" фактически отсутствует. Элох - Elox > jrok > Jar/Xoro - Яр/Хоро (слав.)(редукция r/l, k/x), где Яр - солнце, иначе, языческий бог. "Хоро" - круг по-славянски.
 Первобытные боги в преданиях народов мира о сотворении человека имели разные названия и что под этими именами подразумевалось, трудно сказать, возможно, это были и хтонические боги. Так по словам Д. Д. Фрэзера среди лебедских татар в Сибири существует предание, что бог вначале создал человека, который жил один на земле. Но однажды, когда этот одинокий человек спал, дъявол коснулся его груди; тогда из ребра его выросла кость, упала на землю, разрослась в длину и превратилась в женщину. Под именем "Бог" в 1-й главе Бытия мог скрываться и Ящер (Змей), что не противоречит эволюции развития животного мира. То есть, сначала были сотворены земноводные, из которых развились млекопитающие, а из последних человекообразные обезьяны. Интересно что в славянском языке слово "Бог" имеет антоним "Гад", если бог читать инверсно: bog > gad - гад (слав.)(инв. bog), где "гад" змея, ящерица, что кстати мы наблюдаем в английском слове "бог" - God.
На островах Таити, по словам, Д. Д. Фрэзера была весьма широко была распространено предание о том, что первая пара человеческого рода была создана верховным богом Тангароа (сравните, Тенгри - бог у тюрков - авт.). После сотворения мира он сделал человека из красной земли, которая служила также пищей для людей до тех пор, пока они не стали пользоваться плодами хлебного дерева. Тангароа однажды окликнул человека по имени и, когда тот подошёл, усыпил его, во время сна взял у него одну из его костей ("иви") и сделал из неё женщину, которую и дал человеку в жёны. Заметим, кость называется "иви", а может "ово" - ovo/ovum - яйцо (лат.) ?!
Племя даяков острова Борнео рассказывают, что первый человек был сотворён двумя птицами. По мнению некоторых приморских племён  даяков творцом людей является некий бог по имени Салампандан, что напоминает слово "саламандра"- вид ящерицы. Племя фонов в Западной Африке рассказывают, что бог создал человека из глины, но первоначально в виде ящерицы, которую он положил в болото, где она лежала семь дней. По прошествии этого времени бог крикнул: "Выходи", и из болота вместо ящерицы вышел человек. Трудно сомневаться, что этот  бог был тотемом Ящера. В заключении главы о сотворении человека Д.Д. Фрэзер пишет:
"Интересно отметить, что во многих из приведённых легенд глина, из которой были созданы наши прародители, была красного цвета, чем по-видимому, имелось в виду объяснить красный цвет крови. Хотя яхвистский автор книги Бытие не упоминает о цвете глины, из которой бог создал Адама, но мы можем, пожалуй, без особенного риска предположить, что глина эта была красная, потому, что на еврейском языке "человек" бообще передаётся словом "адам", "земля" словом "адама", а "красный" - словом "адом". Таким образом, путём естественного силлогизма, и джаже, и даже можно сказать, неизбежного силлогизма мы при ходим к заключению, что наш прародитель был вылеплен из красной земли. Но если бы и оставались ещё кое-какие сомнения на этот счёт, то они рассеиваются благодаря тому обстоятельству, что и в настоящее время почва в Палестине имеет тёмно-красноватый или коричневый цвет, тем самым "намекая", как справедливо замечает сделавший это наблюдение автор, на связь между Адамом и землёй, из которой он был взят." [1].
По-славянски "земля", как это ни противоречит сентенциям Академика А.А. Зализняка, тоже "красная", иначе "рудная".
Адам - adam > rudnaj - рудная (слав.)(пропуск r)

Далее 3-м этапом эволюции человека становится создание ячейки общества, семьи. И здесь мы видим, что Бог создает помощника человеку – жену из ребра человека. С этого момента в Бытие человек уже именуется  мужем, а его помощник – жена. И по-славянски муж – muj > jen – жена (праслав.)(инв. muj). Любопытна сама легенда о ребре Адама.

Легенда о ребре Адама.

 

Рис. 1.  Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

Ева по библейской легенде произошла из ребра. Во французском языке есть ряд слов, которые имеет два смысла по написанию: ребро и женский, женщина.
femelle – самка (фр.) > genscijje – женский (пр.-слав.)( замена g/f, c/e, j/l, пропуск s).
feminine - 1. женский; женский род (фр.) > genichina/viminj - женщина/выменная (пр.-слав.)( замена g/f, n/m, ch/n; редукция v/f, замена j/i). (пр.-слав.)( замена g/f, ni/m, chi/ni, пропуск n).
femme – женщина (фр.) > genichina – женщина (пр.-слав.)( замена g/f, ni/m, chi/ni, пропуск n).
femur – бедро (фр.) > bedrinj/genij - бедренный/жений (женский) (пр.-слав.)( замена b/f, ri/m, n/u, j/r, пропуск d; замена g/f, ni/m, j/r).
femoral - анат. бедренный (фр.) > bedrinaj/jeniscaj - бедренный/женский (пр.-слав.).
Есть определенное фонетическое сходство в словах femme и femur, которое дает двойной смысл «женщина» и «бедро» при переводе на праславянский язык и это нельзя не заметить, ни отрицать. Таким образом, можно предположить, что происхождение легенды о Еве, возникшей из ребра Адама не что иное, как игра слов, аллегория, удачно обыгранные в богословской литературе.
Более того, слово «ребро» можно трактовать как «бедро» - rebro > bdro/bedrenj – бедро/бедренный (праслав.)(инв. rebro, переест. b/r), то есть Бог как бы опоясал мужа и жену набедренными повязками, подчеркивая, что это одна плоть.
Однако, остается загадкой, почему Ева произошла из ребра Адама, а не из какой-либо другой части тела, например бедра ?
Иначе слово "ребро" можно трактовать как "бремя", "беременный".
ребро - rebro > beremij - беремий (слав.)(инв. rebro, замена b/o, j/r, редукция m/b)
В статье "Ребро или сторона" уважаемый автор Д. Сливняк пишет:
" Производить иврит от какого-либо современного языка и выводить другие языки из иврита одинаково нелепо, хотя найдется немало любителей этого дела (маститый московский языковед Андрей Зализняк так и называет подобные занятия «любительской лингвистикой»). Вопрос в другом: какое отношение имеет женщина к «стороне»? Чтобы ответить на него, вспомним рассказ о сотворении человека во второй главе Книги Бытия: «21 И навел Господь крепкий сон на человека, и (человек) уснул; и взял одно из его ц;ла, и закрыл то место плотью. 22 И построил Господь из ц;ла, которое взял у человека, жену…». Слово, которое мы выделили здесь курсивом, обычно переводят как «ребро» (это подтверждается многочисленными параллелями из мифологий народов мира). Тем не менее в иудаизме существует традиция, понимающая слово цела в значении «сторона». " [2].
Опять же, посыпая голову пеплом, могу сказать, что слово "цэла" по-славянский переводится как "целый", "тело", срав. цела - тело (белорус.)(редукция t/c). Таким образом, читаем:
"«21 И навел Господь крепкий сон на человека, и (человек) уснул; и взял одно из его тела, и закрыл то место плотью. 22 И построил Господь из тела, которое взял у человека, жену…».
Точно не указано, что взял Господь у Адама из тела. Может ребро, а может плод, яйцо, яйцеклетку ?! Как сказано, Бог сотворил Адама, по всей видимости, двуполым, гермафродитом. Две стороны Адама - это и есть двуполость. Чтобы сотворить из Адама женское существо необходимо было лишить Адама плодоношения. Можно предположить, что в эволюции первобытного человека (конкретно неандертальца), он первоначально был двуполым и прошёл стадию гермафродита через разделение трудовой деятельности, а по библейской версии, Адам был лишён двуполости через удаление ребра, о чём и пишет автор [2]. Потомками неандертальцев, вероятно, были люди из династии фараонов Древнего Египта. Характерно, что фараоны внешне походили на неандертальцев, на пример, имели удлинённые черепа из-за большого объёма мозга и страдали генетической болезнью, которая приводила к двуполости организма, например, это касалось фараона Тутанхамона. Имя Тутанхамон с помощью славянского переводится как "Две жизни", то есть до 18 лет фараон имел признаки мужчины, а после 18 лет он стал приобретать признаки двуполости (см. мою статью "Две жизни Тутанхамона" [9].)
" Еврейский мидраш называет человека до разделения на мужчину и женщину андрогином, то есть существом, содержащим как мужскую, так и женскую «сторону» (этот термин встречается уже в платоновском диалоге «Пир»)." [2].
" Далее в стихе 23 читаем: «<…> называть будут ее жена [ишша], ибо от мужа [иш] взята она». Именно так, а не наоборот: жена от мужа, а не муж от жены. И, наконец, в последнем стихе главы: «И были оба они наги, человек и жена его, и не стыдились». Ничего не поделаешь: человек (hа-адам) — это именно «то, что осталось» после разделения мужчины и женщины, хотя жена для него, безусловно, «кость от кости и плоть от плоти».». [2].
И в самом деле:
ишша- ishsha > shi - она (англ.) > iz ha (ha-man > hu-adam > human- человек) - из он (слав.), иначе, из Адама
ish > hi - он (англ.)(инв. ish, редукция h/sh)> jon -ён (слав.)

В 3-й главе Бытия жена вкушает  от дерева познания добра и зла по совету змея и дает плод мужу. Само слово «плод» уже наводит на мысль, что это процесс соития. На этом этапе эволюции человека происходит осознание природы, нравственных законов бытия и общества, познания закона размножения и смерти.
Здесь уже появляется Адам.
Адам – Adam > odin – один, число 1 (пр.-слав.)(замена n/m). Один – в значении первый, 1- единица счета. В тоже время, Один – скандинавский и славянский бог.
Ева – Eva > deva – дева (пр.-слав.)(пропуск d). В тоже время deva > dva – два – в значении вторая, 2 - единица счета. Таким образом, Адам – Один был первочеловеком, а Ева – ivi > jvj – живая (прасл.)/divi >  Дева, два, число 2 (прасл.)(пропуск d) – второй человек.
А где же третий, число 3, «три» ?
В английском языке слово tree – «дерево» и слово three – «три» фонетически читаются одинаково. В славянском языке слово «дерево» - drvo – «древо (древнеслав.), слово «три» - tri фонетически тождественно англ. cлову three. Дерево в Библии – это древо познания добра и зла. Адам и Ева вкусили от древа познания добра и зла, то есть познали нравственные законы, природный закон размножения, стали смертными.
Tree >drv>  tri – три (размножение) > nrv > нерв, норов, нрав, нравственность (прасл.)(замена d/n).
they - они (англ.)
Tri > rd > rod > nrod – род, народ (прасл.)(инв. t/r, редукция t/d).
Размножение людей происходит через смерть предыдущих поколений.
Начиная со 2-й главы Бог поселяет человека в рай, Эдем, эдемский сад.
Что это означает ?

Эдемский сад

Здесь начинается практически жизнеописание иудеев или евреев, их происхождение. То есть описание сотворения мира заканчивается и автор Библии переходит к расселению людей по миру через еврейское генеалогическое дерево.
Эдем – edem > mede > medina – Медина. Медина, Мидия – историческая область и город на северо-западе Аравийском полуострове близ Палестины, где существует нынешняя Саудовская Аравия (ранее назывался Ясриб).
Рай в первоисточнике назывался «парадиз» (араб.) – paradis > sid-arap > sad – arab – сад арабский (праслав.)(инв. слова, редукция b/p).
Но это, скорее, арабская, более поздняя трактовка Эдема.
Славянская трактовка слов семито-хамитского языка производится по методу поиска славянских слов в иностранных словах (подробнее см. раздел «Словообразование»).
Д. Ролл так пишет о происхождении слова Эдем:
" В клинописных текстах встречается древнемесопотамское слово edin (эдин)  (на шумерском) или edinu (на аккадском), впервые появляющееся в предании, повествующим о войне между месопотамскими городами Лага и Умма. Из контекста следует, что эдин - это открытая равнина, расподоженная между двумя враждующими городами, своего рода пустырь или невозделанная земля, целина. На этом основании учёные высказали предположение, что эдин означает "от крытое пространство" или "невозделанная земля [целина], приблизившись тем самым к этимологическим истокам Эдема." [5].
И это не противоречит славянской трактовке слова "эдин":
эдин - edin > edinj - единый (слав.), иначе, "целый", "невозделанный".
"Другая точка зрения сводится к тому, что слово "Эдем" происходит от древнееврейского глагольного корня adhan (ад/х/ан), означающее "испытывать наслаждение", что тоже не противоречит славянской трактовке (и пусть простит меня за своеволие А.А. Зализняк) - "отдых":
адхан - adhan > otdihanj - отдыхание (слав.)
Мотивы «райского начала», путей человечества, нарушенного приходом в мир зла, самого Эдема как блаженного места на земле подобно острову Тильмун  имеют параллели в шумеро-аккадской мифологии.
Развивая тему о "красной" библейской земле можно топонимизировать прародину Адама. Это, скорее всего, древнейший город шумеров Эриду (urud-шум.), этимологию названия которого вы не найдёте ни в одной энциклопедии, но она есть в славянском языке.
Эриду - eridu > ridj - рудый (слав.), иначе, "красный".
 Рядом с г. Эриду находилось "протоморе" из которого вытекали четыре библейские реки, Тиг, Евфрат, Инд и Нил (точнее эти реки втекали в протоморе), когда ещё существовал континент Афро-Евразия. до всемирного потопа. Об этом подробнее описано ниже.
Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона можно узнать про Эриду:
"Эриду
(греч. ;;;; у Птолемея) — один из древнейших городов мира, самый южный из вавилонских религиозных центров, лежавший некогда у Персидского залива и устьев Тигра и Евфрата, а потому посвященный богу водной стихии Эа. Имел своих патеси (см.), большей частью зависимых от великих царей Севера. Развалины храмовых сооружений в Э. обследованы в 1855 г. Тэйлором. Обширная пятиугольная платформа, окруженная кирпичной стеной и снабженная лестницей, имеет посредине развалины башни с этажами. Местность носит в настоящее время арабское имя Абу-Шахрейн. В религиозных сказаниях вавилонян сохранилось предание об Э. как о земном рае, где растет пальма, осеняющая океан, и жил древний Адапа, первозданный сын Эа, приставленный им к служению в его святилище." [ЭБЕ]
Адапа не иначе как Адам ?
С красным цветом связан и культ воскресающего и умирающего бога Адониса.
"Так год за годом девицы оплакивали его преждевременную смерть, когда цветы Адониса - красные анемоны - расцветали следи ливанских кедров и река Адонис волнистой розовой лентой текла в море, окаймляя извилистые берега голубого во время бриза Средиземного моря" [1]
Есть определённая фонетическая и историческая связь между Эриду и древним государством Урарту (современная Армения), расположенным за горами Загроса на Армянском нагорье.
Эриду - eridu > urartu > ur aratu - Ур-Арат (слав.)(редукция t/d), иначе, "город Арата".
Цари Шумера торговали и воевали с царями Урарту. В шумерском эпосе есть сказание "Энмеркар и владыка Аратты", где Энмеркар-царь Урука. Некоторые учёные полагают, что шумеры были выходцами с гор Загроса до и после потопа, но шумерский язык не имеет аналогий ни с одним языком мира. В тоже время можно предположить с точностью наоборот, что жители Урарту были выходцами из государства Шумер. Тем не менее, есть определённое внешнее сходство шумер и армян - все одни "черноголовые" - sag-gig-ga (шум.) > saga golovka - сажа-головка (слав.)(пропуск lv, редукция k/g)
Интересно отметить, что не только армянский этнос мог участвовать в формировании этноса шумер. Вот что пишется о генетических исследованиях гаплогруппы R1a1:
" Гаплогруппа R1a1 возникла около 15 000 лет назад в Азии и в дальнейшем распалась на несколько субкладов, или как их еще называют, дочерних гаплогрупп. Мы рассмотрим основные из них - это Z283 и Z93. R1a1-Z93 - это азиатский маркер, характерный для тюрков, евреев, индийцев. С участием гаплогруппы R1a1-Z93 изобрели колесо в степи, сконструировали первые повозки и приручили лошадь. Это были культуры Андроновского круга. Гаплогруппа быстро освоила всю полосу евразийских степей от Каспия до Забайкалья, распавшись на множество различных племен с разными этнокультурными особенностями.
R1a1-Z283 - это европейский маркер и характерен по большей части для славян, но не только, свои отдельные субклады имеются и у скандинавов, англичан. В целом на сегодняшний день древняя гаплогруппа R1a1 наиболее характерна для славянских, тюркских и индийских этносов.
В октябре 539 года (до нашей эры) иранское племя Персов  захватило Вавилон, вождь персов Кир решил не уходить, а серьезно обосноваться в захваченном городе. Впоследствии Киру удалось значительно расширить свои владения, так возникла великая Персидская Империя, просуществовавшая дольше всех империй в мире - 1190 лет! В 651 году нашей эры ослабленная междоусобицей Персия пала под натиском арабов, и это привело к изменению гаплогруппного состава населения. Сейчас на обширных территориях, занимаемых некогда иранским государством, практически не осталось гаплогруппы R1a, по иронии судьбы Иран, остался без  гаплогруппы, внесшей большой вклад на этапе становления этого государства." [10].   
Что же случилось с благодатной землёй шумеров ?
Обратимся к началу библейского сказания, сотворению мира.

Сотворение мира

«1. В начале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» [Бытие 2: 8]
Первоначально планета Земля была покрыта толстым слоем воды (мировым океаном). Суши не было.
Что же произошло ?
Возможно, первопричиной пробуждения вулканической деятельности является падение крупного космического тела (метеорита) в мировой океан («И сказал Бог: да будет свет. И стал свет») ! Это явилось катализатором дальнейших процессов: возникновение трещин в литосфере земли, формирование вулканической деятельности. Произошло поднятие гигантского материка Пангеи в акватории нынешнего Тихого Океана. Метеорит или метеориты несли на себе споры живых организмов, которые сформировали развитие жизни на земле.
«Согласно геолого-геофизичесим и сравнительно-планетологическим данным в истории Земли выделяются две основные стадии ее развития: постаккреционная или догеологическая стадия (4,6-4,0 млрд. лет) и собственно стадия эндогенной эволюции, занимающая период времени 4 млрд. лет. Последняя характеризуется двумя мегаэпохами – архейской и протерозойско-фанерозойской. Предполагается, что после завершения аккреации Земли ее внешняя оболочка толщиной в первые сотни километров была расплавлена благодаря  мощной метеоритной бомбардировке и представляла собой «магматический океан», из которого в процессе дифференциации и кристаллизации образовалась первичная кора Земли.
Около 4 млрд. лет назад произошло кардинальное событие в истории Земли, связанное с тем, что мощная тепловая волна, идущая из глубины планеты, достигла верхней мантии, приведя к ее частичному расплавлению, о чем свидетельствуют данные по геохимии и изотопии раннеархейских коматиитов и базальтов. Высокая степень плавления архейской астеносферы являлась причиной крупномасштабного ареального полеитового и коматиитового вулканизма. По мере нарастания объема вулканизма наступил момент, когда архейская литосфера, нагруженная тяжелыми коматиитовыми лавами, стала в отдельных местах гравитационно неустойчива и начала аогружаться в астеносферу. Над зонами погружения или субдукции вогникли многочисленные разновозрастные дуги с известково-щелочным вулканизмом. Столкновение их друг с другом привело к образованию первых небольших протоконтинентов преимущественно тоналитового состава. Протоконтиненты, в свою очередь, наращивались на активных континентальных окраинах, в частности, за счет столкновений с магматическими дугами, а также раскалывались а процессе рифтогенеза. К концу архея все протоконтиненты объединились в один суперконтинент Пангея-0, а на остальной поверхности Земли сформировался океан Панталасса (Пантифик, ред. автора)». [4]
Нами приведен отрывок из научной статьи, насыщенной сложными геологическими терминами, чтобы убедить читателя в правоте древнего мифа о сотворении Земли. Нельзя отказать древним сказителям в образности мышления (земля покоится на трех китах), однако это доказывает о необходимости использования мифотворчества в историческом исследовании.
Процесс формирования суперматерика  Пангеи происходил следующим образом. При падении метеорита на Землю возник разлом литосферы и мантии, образовался гигантский кратер из жерла которого вырвались магматические массы. В результате вулканической деятельности сформировался суперматерик Пангея на основе лавообразований, а по контуру материка образовались горные массивы, которые в дальнейшем преобразовались в тихоокеанские океанические хребты.  Материк подобно пробке заткнул жерло кратера. Давление магмы со стороны ядра создало мощный подпор на основание материка, произошел раскол материка Пангеи и вторичный выброс магмы на поверхность литосферы. С помощью центробежных сил произошел разбег (дрейф) новых материков. В дальнейшем возникли центростремительные силы в результате опускания тектонических плит в центре вулканизации, которые обеспечили процесс сближения материков и формирования единого суперконтинента (Рис. 2). Таким образом, в определенные геологические периоды от 4 млд. до 200 млн. лет происходило, как отмечают специалисты, формирование четырех материков Пангея-0 – Пангея 4. Последний суперматерик Пангея-4 раскололся в период 250-135 млн. лет назад. Распад Пангеи, на наш взгляд произошел не по оси экватора, а под углом. И образовались не Лавразия и Гондвана, как полагается по существующей теории, а другое сочетание континентов. Южная и Северная Америки отделились от материка Афро-Евразия и начали дрейф на запад. Результат этого действия мы видим на современных картах мира.
Рассмотрим исторический водный бассейн глазами мифологии. Библии повествуется о местоположении Эдема и райского сада:
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал…». [Бытие 2: 8] (Эдем - историческая область первочеловека в дельтах рек Нила, Евфрата, Тигра и Инда, прим. автора).
«Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». [Бытие 2: 10] (Нил, Евфрат, Тигр и Инд, прим. автора).
«Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;» [Бытие 2: 11]  (возможно это Инд, Индия славилась золотыми изделиями, прим. автора).
«И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс». [Бытие 2: 12]
«Имя второй реки Гикон: она обтекает всю землю Куш». [Бытие 2: 13]  (возможно Нил. Кушский язык является до сих пор основным языком многих народов Африки,. прим. автора).
«Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею». [Бытие 2: 14]  (возможно Тигр, прим. автора).
«Четвертая река Евфрат». [Бытие 2: 15]  (без комментариев, прим. автора).»
Данная гипотеза подтверждается и выводами иудейского историка Иосифа (Флавия) (37- ок. 100 г. н.э.), богослова и философа Августина (354-430 г. н.э.), автора и редактора Библии Иеронима (ок. 340-420 г. н.э.). Немецкий ученый Гезений (1796-1842 гг.) выдвинул гипотезу о том, что долина Инда была местонахождением библейской земли Хавила. Его версия была подтверждена открытием следов высокоразвитой древнеиндийской цивилизации, как утверждает историк Д. Кол.
Книга Д. Кола «Генезис цивилизации» считается сенсацией и написана известным египтологом Дэвидом Колом. Исследование истории цивилизаций с многочисленными историческими фактами, выводами, гипотезами, археологическими находками, лингвистическими выкладками, таблицами, рисунками, иллюстрациями произвело на меня глубокое впечатление. Больше всего поразило меня то, что Д. Кол рассматривает ту же тему: поиск прародины цивилизаций на основе шумерских и библейских мифов. Это мифы о происхождении мира, о потопе и Вавилонской башне. К прародине человечества мы шли разными путями, но в итоге моя гипотеза подтверждается мастистым специалистом. Во многом мы не согласны с Д. Колом, но замечательные подсказки исследователя укрепили нашу веру в необходимость написания этой книги, в чем и приносим глубокую благодарность нашему оппоненту. Думаем, что основная ошибка Д. Кола состоит в традиционной попытке сначала совместить исторические мифы шумеров и Библии, а затем и подменить все достижения шумерской цивилизации в области мифотворчества библейскими сказаниями. Более мелкие ошибки состоят в чрезмерной увлеченности исследователя, желании добиться отождествления описаний в Библии с реальными событиями, людьми, именами, географией. Миф, хотя и имеет исторические корни, но все же не реальность и в процессе удаления от действительных событий обрастает немыслимыми историями. Задача исследователя мифологии состоит в том, чтобы снять шелуху, очистить зерно от плевел и явить миру первоначальное событие. Увлечение деталями в мифе доводит иногда до абсурда первоначально правильно выдвинутую гипотезу. Увлечение «игрой в имена» чаще искажает информацию, чем дает положительные результаты. Так, например, Д. Кол субъективно установив, что шумеры произошли от Сифа - потомка Ноя, стал искать эпоху библейских патриархов в родословной ассирийских царей.
Рассматривая миф о сотворении мира,  Д. Кол пишет следующее:
«Однако, действительно ли столь обширный регион совпадает с описаниями, изложенными в Книге Бытия ? Многие ученые полагают, что нет. Так, например, если бы Эдем действительно был настолько обширен, то тогда в его границах свободно уместилась бы вся библейская история. Между тем потомки Адама были изгнаны из Эдема в суровый и жестокий внешний мир. Они отправились в страну Шинар, которую ученые чаще всего отождествляют с Шумером на территории южного Ирана. Сцена действия событий, случившихся после изгнания потомков Адама из Эдема, - регион, именуемый Левантом, попросту не может быть той же землей, что и библейский Эдем. Земной рай находился на востоке, за Шумером, за Ханааном, за Египтом. Это была земля, на которую потомки Адама не могли претендовать и которая оставалась для них вне пределов достигаемости». [5]
Из этого Д. Кол делает вывод, что Эдем должен существовать в локальной по географическим масштабам области гористого района западного Ирана. С помощью многочисленных топонимических выкладок Д. Кол локализует Эдем в районе горного массива Загрос.
«Четыре реки, упоминаемые в тексте Бытие 2: 10-14, являются Кезель-Уизхун (Фисон), Гайхун/Аракс (Гихон), Тигр (Хиддекель) и Евфрат (Перит)». [6]
«Можно с уверенностью утверждать, что библейский Эдемский сад (в русской версии – рай) находился в долине реки Аджи-Чай (в древности именовавшейся долиной Мейдан) в том районе северо-западного Ирана, регион столицей которого является Тебриз.» [5]
Рассмотрим ошибки в гипотезе Д. Кола, которые подвергают глубокому сомнению концепцию Д. Кола.
1. Эдем и райский сад Д. Кол рассматривает как отдельные объекты. На карте Кола (стр. 83, 85) Эдем помещается между озерами Урмия и Севан, а райский сад восточнее озера Урмия. Хотя в Библии сказано: « И насадил господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека…» (т. е. Райский сад должен находиться в Эдеме, прим. авт.).
Д. Кол видно опирается на следующие строки из Библии: «Из Эдема выходила река для орошения рая.» [Бытие 2.10]. Даже если предположить, что рай находился вне Эдема, то река (реки) не могли орошать рай по карте Кола, поскольку рай находится вне истоков Евфрата и Тигра.
2. Хотя можно допустить, что из Эдема вытекала не одна, а четыре реки, но по карте Кола (стр. 71) из Эдема вытекают притоки Тигра, а не сама река Тигр, как указано в Библии.
3.”Когда бог узнал о преступлении Каина, он изгнал его из сада (т.е. рая) И Каин вынужден был отправиться в изгнание, «в землю Нод, на восток от Эдема» [Бытие 4:16].”
Из Эдема был изгнан не Каин, а Адам и Ева, т. е. родители Каина, следовательно область Нод нет необходимости рассматривать.
4. Пытаясь объяснить истоки шумерского мифа, Д. Кол открывает второй рай на острове Бахрейн (Дилмун). «По всей вероятности, в древности существовало два Дилмуна: ранний, «доисторический» Дилмун, лежавший за горами Загрос, и «исторический» островной Дилмун, основанный в более поздние времена потомками первого Дилмуна, выходцами с нагорий Загроса»[6]. Окончательно запутавшись он резюмирует:
«На наш взгляд, в данном случае мы имеем дело с примером переноса топонима» [5].
В таком случае, если поискать, то можно найти еще немало Эдемов и Дилмунов. Известный шумеролог Самюэль Крамер рассказывая о Саргоне Великом первом семитским царе Шумера пишет: «Сюда (гос. Шумер, прим. авт.) стекались дары и дань из четырех частей саргонских владений, а в его гаванях стояли суда из далекого Дильмуна, Магана и Меллухи (т.е. вероятно, Индии, Египта и Эфиопии).» [10]. По картографии Д. Кола Дилмун- остров Бахрейн, Магана – современный Оман, Мелухха – Индия. Тот же С. Крамер отмечает, что в Шумер приезжали мелуххи, «люди черной страны». «Черная страна» вероятнее всего Эфиопия. В слове Дильмун четко прослеживается корень «мун» (мунд). Это название племен аборигенов северного Индостана  мундов, которые предшествовали дравидским племенам, освоивших Южную Индию и арийским племенам, вытеснивших аборигенов из Северо-Восточной Индии. Таким образом Дильмун – это Индия, а не остров Бахрейн, хотя они и находятся относительно близко.
Неблагодарное занятие искать Эдем по топонимике географических названий древних и современных поселений, да к тому же анализируя космологические мифы. Д. Кол пытается совместить шумерский миф о сотворении мира (сказание о Гильгамеше), аккадский (вавилонский) миф о сотворении мира Мардуком и библейский миф о сотворении мира богом Яхве. Все эти мифы созданы в разные исторические эпохи и самым древним является шумерский миф. Еще в 19 веке человечество даже не подозревало о существовании шумерской цивилизации. После открытия памятников письменности шумеров постоянно возникают дискуссии о самобытности шумерского народа. Предположим, не существовало одного народа в государстве Шумер, а был своеобразный этнос, состоящий из шумеров (протошумеров – субаритов) и семитов. Факт тот, что оригинальная шумерская мифология явилась источником для творения последующих вариантов мифов древних народов. Историческое развитие мифотворчества шло от политеизма пантеона богов шумеров к последовательности смены поколения богов от древних  к новым (Аккад, Хеттское государство) и формированию единобожия (бог Яхве в иудаистской теологии).
Памятники (в основном 1-го тыс. до н. э.) дают возможность реконструировать общую систему космогонических воззрений вавилонских теологов. Микрокосм представлен отражением макрокосмоса – «низ (земля)» - как бог отражением «верха» (небес).Земной географии соответствует география небесная. На страны разделены и солнце и месяц: на правой стороне месяца – Аккад, на левой Элам, верхняя часть месяца – Амурру (амореи), нижняя чась – страна Субарту. Под небесным сводом лежит (как перевернутая лодка) «ки» - земля, которая также разделена на несколько ярусов. В верхней части живут люди, в средней части владения бога Эйа (океан пресной воды или подпочвенных вод), в нижней части – владение богов земли, аннунаков, и подземное царство. Океан пресной воды – это может быть то самое протоморе (Райское море) из которого произошла жизнь на земле.
В поисках Дильмуна Д. Кол сделал замечательное открытие: «Но почему же Бахрейн носит такое странное название – «две воды» ? Причина этого заключается в том, что у северного побережья острова имеет место весьма примечательное природное явление. Здесь, прямо напротив острова Мухаррак (древний Арад), вы можете войти в соленые воды Персидского залива, нырнуть на самое дно и набрать свежей питьевой воды.  На дне моря существуют естественные артезианские скважины, через которые пресная вода из огромных подземных озер выбивается на поверхность. Это уникальное явление и дало острову его странное название. Таким образом, Бахрейн – это место встречи соленой и пресной воды – двух вод морских.» [5].
«Знаменитое чудо острова Бахрейн известно на протяжении многих тысячелетий. Оно даже упоминается в 55-й суре Корана: «Он (Бог) смешал (арабск. Марайа) два моря (арабск. бахрани), которые встречаются друг с другом».» [5].
На Аравийском полуострове, представляющего собою выжженную пустыню, встречаются оазисы с ключевой водой. Ученые считают, что под Аравией находятся гигантские запасы питьевой воды. В дравидской мифологии прослеживаются отголоски мифов о потопе и некой прародины дравидов, покинутой ими в незапамятные времена (в некоторых легендах отождествляенаш с затонувшим материком Лемурией, или Гондваной). Известно и то, что дравидский язык весьма схож с эламским, а Элам как город-государство входил в объединение  Шумерского царства, т. е. совсем близко к Аравийскому полуострову.
Как отмечено в энциклопедии мифов народов мира: «река является важным мифологическим символом, элементом сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего «стержня» вселенной, мирового пути, пронизывающего верхний, средний и нижние миры, выступает т. н. космическая река. Примером космической реки может служить эвенкийская Мумонги хокто бира («водяная дорога-река»). (Кстати, отметим схожесть наименования Тигра (древнее Буранун) и бира (эвенк. - река), а шумерский язык имеет близкое родство с турецким и финно-угорским. Территориально финно-угры находятся рядом в Северо-Западной Сибири (прим. авт.)). У енисейских кетов осью вселенной является Енисей. Вверховьях Енисея (теплый верх, небо) находится добрая Томэм, оттуда прилетают птицы и приходит весна, в низовьях Енисея (холодный низ, преисподняя) находится злая Хосэдем (в царстве на острове в устье Енисея собираются мертвые души).
Вариантом образа космической реки , вероятно, является  и находящееся в центре вселенной большое море или озеро, из которого вытекают главные реки (иногда они текут из центра, отмеченного древом мировым) или одна река. Таким образом, широко распространенная в разных традициях идея четырех стражей стран света в данном случае соединяется с образом четырех рек, которые не только задают структуру пространства, но и выступают как элементы мифопоэтической классификации. Четыре реки, указывающие стороны света, известны в библейских легендах [Бытие 2: 10-14].» [7]
Не менее впечатляющим является миф о сотворении мира в текстах саги «Младшая Эдда» (древнеисландское повествование) [8]. В текстах говорится, что конунг Гюльви под вымышленным именем «Ганглери» посетил страну асов Асгард, чтобы набраться  у асов мудрости. Повествование ведется в виде диалога Ганглери с «Высоким», «Равновысоким» и «Третьим». Высокий отождествляется комментаторами с богом Одином. Что же тогда означают тогда «Равновысокий» и «Третий» ? Можно предположить, исходя из мифологии древних славян, что Один (слав. Водан) имел три личины или три или четыре головы. Саксон Грамматик упоминает, что в храме города Аркона на острове Рюген стоял большой, превосходящий рост человека кумир с четырьмя головами, на стольких же шеях...».
«Ганглери спросил: «Что же было в начале ? И откуда взялось ? И что было еще раньше ?. Высокий отвечает, как сказано в прорицании Вёльвы»:
В начале времен
Не было в мире
Ни песка, ни моря,
Ни волн холодных.
Земли еще не было,
И небосвода,
Бездна зияла, трава не росла.
И сказал Равновысокий: «За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм. («земля» имеется в виду – почва, материк, континент. Авт.). В середине его есть поток, что зовется Кипящий Котел, и вытекают из него реки: Свёль, Гуннтра, Фьёрм, Фимбультуль, Слил и Хрид, Сюльг и Ульг, Вид, Лейфт. А река Гьёлль течет у самых врат Хель (Кипящий Котел – вулкан, образованный от падения метеорита. авт.) ».
Тогда сказал Третий: «Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспеля и его защищает. (название Муспелль олицетворяется с подземным миром вулкана. авт.).
В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир». (циклические извержения вулкана. авт.).
Ганглери спросил: «Что же было в мире до того, как возникли племена и умножился род людской ?». Тогда сказал Высокий: « Когда реки, что зовутся Эливагар, настолько удалились от своего начала, что их ядовитая вода застыла подобно шлаку, бегущему из огня, и стала льдом, и когда окреп тот лед и перестал течь, яд выступил наружу росой и превратился в иней, и этот иней слой за слоем заполнил мировую бездну. (ледниковый период. авт.)». И сказал Равновысокий: «Мировая бездна на севере вся заполнилась тяжестью льда и инея, южнее царили дожди и ветры, самая же южная часть Мировой бездны была свободна от них, ибо туда залетали искры Муспелльхейма». Тогда сказал Третий: «»И если из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода, то близ Муспельхейма всегда цалило тепло и свет. И Мировая бездна была там тиха, словно воздух в безветренный день. (Образование протоморя. авт.).
 Когда ж повстречались иней и теплый воздух, так, что тот иней стал таять и стекать вниз, капли ожили от теплотворной силы и приняли образ человека, и был тот человек Имир, а неистовые великаны зовут его Аургельмом. От него и пошло все племя неистовых великанов, как сказано о том в «Кратком прорицании Вёльвы»… Тогда спросил Ганглери: «Где жил Имир ? И чем он питался ?» (Происхождение гомосапиенс. авт.). Высокий отвечает: «Как растаял иней, тотчас возникла из него корова по имени Аудумла, и текли из ее вымени четыре молочные реки, и кормила она Имира» (четыре реки – Ефрат, Тигр, Нил, Инд./или Дунай, Днепр, Днестр, Дон, авт.). Тогда сказал Ганглери: «А чем же кормилась сама корова ?». Высокий говорит: «Она лизала соленые камни, покрытые инеем, (соленое протоморе. авт.) и к исходу первого дня, когда она лизала те камни, в камне выросли человечьи волосы, на второй день – голова, а на третий день возник весь человек. Его прозывают "Бури" (Бури – в переводе с протоиндоевропейского языка – племя. авт.). Следует отметить реальную картину, представленную в саге «Младшая Эдда» о геологических циклах выбросов вулкана (бездны) и оледенения протоматерика Пангеи. Геологические катастрофы в саге связаны с Суртом (черный человек) который при возмущении бездны пойдет войной на богов и победит их и погибнет человечество, но часть людей спасется и мир снова возродится. Такова концепция германо-скандинавского эпоса.
Исследователи мифологии видят в мифотворчестве древних только поэтическую и сакральную форму.  Однако, предложенная мною гипотеза о происхождении мира и развитии цивилизаций не противоречит ни мифическим сказаниям древних народов, ни реальным процессам эволюции биосферы и человеческого общества. Область местоположения протоморя («Райское море») -  в настоящее время Персидский залив, по берегам которого селился первобытный этнос. Это побережье и является тем самым библейским Эдемом из которого вытекали реки Евфрат, Тигр, Нил и Инд (Евфрат и Тигр текут почти параллельно) формировали направление движения и расселение первобытного этноса в послепотопный период. Этот же послепотопный период связан и с членением ностратической языковой общности.
Каким же образом были соединены четыре библейских реки, которые проистекали из Эдема ? Дело в том, что до всемирного потопа материки Африка и Евразия были единым целым. Если посмотреть на географическую карту мира, то можно увидеть, что контур Африки идеально подходит для соединения с Индостаном, если сдвинуть Африку вправо. Следует также отметить, что Аравийского полуострова тогда не существовало. Этот участок суши "всплыл" после потопа.
И ещё одно поправка. Четыре реки не вытекали из Эдема, как описано в Библии, они втекали в Эдем, поскольку в нём было протоморе.

Когда же произошел потоп, зафиксированный в мифологической памяти народов ?
Полагаю, что в течении эволюции жизни на Земле происходило ряд потопов. Потопы, связанные с расколом протоматерика, его соединения и распада в ранний геопериод Земли происходили регулярно и нас они не интересуют. Важно отметить существование потопов в эпоху возникновения жизни на планете.
Распад Пангеи 200 млн. лет назад сопровождался мировой катастрофой. Разделение материков, активная вулканическая деятельность, наступление ледников, изменение климата, сейсмические толчки с возникновением гигантских волн цунами существенно повлияли на животный и растительный мир, возникший на планете. Произошел первый всемирный потоп. Следует отметить, что речь идет о первом потопе в эпоху развития животного и растительного мира, когда это явление уже могло оказывать значительное влияние на эволюцию биосферы.  Анализ известного древнего мифа о великом потопе будет рассмотрен в другой статье.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова

Ссылки

1. Д. Д. Фрэзер "Фольклор в Ветхом Замете", М., изд. "Политическая литература", 1985 г.
2. Д. Сливняк "Ребро или сторона", http://ja-tora.com/rebro-ili-storona/
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm
4. Двухярусная термохимическая модель конвекции мантии и ее геодинамические следствия. Л.И. Лобковский, В.Д. Котелкин. Труды семинара отд. института океанологии РАН, г. Москва
5. Генезис цивилизации. Дэвид Рол,  ЭКСМО, 2002 г.
6. Происхождение цивилизации. Н.В. Клягин, Интернет
7. Мифы народов мира, энциклопедия. Гл. ред. С.А. Токарев, изд. «Советская энциклопедия», 1991 г.
8. Круг Земной. Сага об Инглингах
9. В. Н. Тимофеев "Две жизни Тутанхамона", http://www.tezan.ru/dan_4.htm
10. Гаплогруппы: описание древних родов и известные представители гаплогрупп, http://haplogroup.narod.ru/celeb.html


Рецензии