716 Размагничивание корабля 5 03-11 08 1972

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 716. Калининград. Рейд СБР Калининградского ПСЗ «Янтарь». Как строили БПК «Свирепый». 5 Размагничивание корабля. 03-11 августа 1972 года.


Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома Юрия Казённова: Калининград. ПСЗ «Янтарь». БПК «Свирепый». Заводской рейд СБР, где в период с 03 по 11 августа 1972 года БПК «Свирепый» проходил обмоточное размагничивание. На переднем плане снимка радиотелеграфист Червяков Александр Николаевич, период службы 19.11.1970-11.1973, за ним с чапаевскими усами командир отделения механиков БП ЗАС Морозов Николай Николаевич, период службы 19.11.1970-11.1973, а за ним возвышается радиотелеграфист Аносов Борис Алексеевич, период службы 16.11.1970-11.1973 (все из БЧ-4). По бокам от ребят видны двойные кабель-тросы обмотки размагничивания. Сверху на фоне берега виден корабельный измеритель ветра (КИВ) – моё (автора) заведование как рулевого. 03-11 августа 1972 года.

В новелле использованы данные из статьи авторов Зингер М.А., Захаров И.В. Применение инновационных технологий в военном кораблестроении // Актуальные вопросы технических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 13-17.


В предыдущем:

В середине июля 1972 года специальной комиссией представителей всех сдатчиков, военпредов и заказчиков от ВМФ определилась дата выхода на заводские ходовые испытания БПК «Свирепый» - 12-13 августа 1972 года, на этот срок была назначена дата подъёма на корабле Военно-морского флага.

Вот как это было…

В период с 03 по11.08.1972 года БПК «Свирепый» проходил первое обмоточное размагничивание на заводском рейде СБР, которое обеспечивало судно размагничивания Балтийского флота (возможно, СР-570 – автор). Под руководством опытных работников и матросов специального судна, мы разматывали с огромных катушек специальные тяжёлые кабель-тросы в резиновой изоляции, цепляли их, наращивая длину, и заводили под корпусом нашего корабля, поднимая кабель-тросы на надстройки и даже на нашу фок-мачту и реи. В результате, корпус корабля оказался полностью обмотан кабель-тросами и превратился в сердечник электромагнита.

Согласно энциклопедической справки: размагничивание корабля – это искусственное изменение магнитного поля корабля с целью понижения вероятности его подрыва на магнитных и магнитно-индукционных минах. Размагничивание корабля достигается с помощью стационарных размагничивающих устройств (РУ), основным элементом которых являются специальные обмотки, монтируемые непосредственно на корабле и предназначенные для компенсации его магнитного поля.

Корабли и суда, не имеющие размагничивающих устройств, проходят периодическое размагничивание на стационарных или подвижных станциях безобмоточного размагничивания, где после воздействия размагничивающего внешнего магнитного поля собственное магнитное поле корабля снижается до необходимого уровня. В конце 1972 года такое безобмоточное размагничивание БПК «Свирепый» будет проходить на специальном стенде в заливе Хара-Лахт (Эстония).

А пока мы все, весь экипаж БПК «Свирепый», в поте лица таскали по кораблю толстые медные кабель-тросы в резиновой изоляции. Потом мы, «штурманцы», снимали все корабельные часы с переборок, ящичек с хронометрами, другие корабельные часы, а также отдавали корабельному баталёру наши наручные часы, чтобы они не испортились от сильного магнитного поля.

На БПК «Свирепом» ещё не закончились разные работы, доводка машин и механизмов, установка новых приборов, поэтому на корабле присутствовали многочисленные специалисты разных заводов, приехали конструкторы и проектанты корабля, инженеры-наладчики и учёные из военных институтов. Все были в хорошем праздничном настроении и восприняли время, предназначенное для размагничивания корабля (в течение нескольких дней), как своеобразный «отпуск».

Матросы БПК «Свирепый» тоже, невзирая на невидимые магнитные поля, с удовольствием загорали на «крыше» ГКП и ходовой рубки во время проведения работ по размагничиванию, что и подтверждает фотоиллюстрация из ДМБовского альбома радиотелеграфиста Казённова Юрия Васильевича, период службы 16.11.1970-11.1973. На переднем плане снимка Юра Казённов, за ним с чапаевскими усами командир отделения механиков БП ЗАС Морозов Николай Николаевич, период службы 19.11.1970-11.1973, а за ним возвышается радиотелеграфист Аносов Борис Алексеевич, период службы 16.11.1970-11.1973 (все из БЧ-4). По бокам от ребят видны двойные кабель-тросы для размагничивания.

Размагничивание защищает корабли от неконтактных магнитных мин. При плавании корабля магнитное поле Земли намагничивает его металлический корпус, когда корабль многократно пересекает силовые линии магнитного поля под разными углами. Таким образом, корпус корабля сам начинает излучать магнитное поле, на которое и реагируют специальные мины.

Снизить магнитное поле корабля можно двумя путями – применением маломагнитных материалов (стеклопластик, алюминий, дерево, титан) и размагничиванием корпуса корабля. При этом основным способом магнитной защиты кораблей является их размагничивание. Для этого искусственно уменьшают все составляющие напряжённости магнитного поля корабля до установленных норм его стабильности.

При обмоточном размагничивании корпус корабля равномерно обматывается кабель-тросами, через который пропускают ток, и создаётся компенсирующее магнитное поле. При безобмоточном размагничивании корабль проходит наплаву через сильное и кратковременное магнитное поле от излучателей, расположенных на дне и по бокам специального стенда-канала или морского полигона.

Обмоточное размагничивание гарантирует результат, а безобмоточное зависит от точности курса корабля на стенде-полигоне и от длительности воздействия компенсирующего магнитного поля. Оба метода одновременно или последовательно дают максимальный положительный эффект.

Корабельное размагничивающее устройство или система – это сеть-обмотка размагничивания из нескольких витков и петель медных электрических кабелей, уложенных внутри корпуса корабля, которые «опутывают» его сверху донизу со всех сторон. Таким образом, система корабельного размагничивания – это электромагнитная катушка, которая генерирует такое магнитное поле, которое компенсирует магнитное поле корабля.

Естественно, система корабельного размагничивания требует много электроэнергии, поэтому на корабле имеются специальные тензодатчики и магнитные датчики, которые включают систему размагничивания только тогда, когда нарушается стабильность магнитного поля корабля.

Обмоточное размагничивание БПК «Свирепый» на заводском стенде СБР с помощью специального судна, возможно, СР-570, было последним событием перед первым торжественным подъёмом Военно-Морского флага ВМФ СССР, потому что 10 августа 1972 года Командующий Балтийским флотом, адмирал В.В. Михайлин издал свой приказ №0432 о зачислении новостроящегося БПК «Свирепый» в списки боевых надводных кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота.

Что значило для нас, экипажа БПК «Свирепый», издание командующим Балтийским флотом такого приказа и поднятие Военно-морского флага?

Первое, - это, конечно, гордость за то, что мы досрочно справились с большими задачами, приняли и первично освоили корабль, подготовились к заводским ходовым испытаниям.

Второе, - это повышение денежного содержания и норм питания с «сухопутных» (общевойсковых норм), до «морских» (флотских).

Третье, - начало настоящих испытаний и приключений, потому что наш корабль должен был впервые дать ход, пройти узостями по калининградскому каналу из акватории калининградского ПСЗ «Янтраь» в ВМБ Балтийск и встать там к причальной стенке – на своё законное место

Ну, а дальше – в море! Ребята, море! Балтика!..


Рецензии
Рецензия:

Статья о регулярном размагничивании кораблей на флоте. Описано три способа размагничивания - контактный-кабельный, бесконтактный-трансформаторный, и комбинированный.

В связи с этим вопрос -чем отличаются частотные характеристики магнитных полей при бесконтактном и контактном виде размагничивания. Или частоты одинаковые, только амплитуды разные. Тогда какие частоты размагничивания наиболее часто применяемые и почему...

Нетран Неглин   27.04.2017 08:21     Заявить о нарушении
Уважаемый Нетран Неглин.

К сожалению, Вы ошиблись. Это не статья "о регулярном размагничивании кораблей на флоте", а новелла о БПК "Свирепый", его экипаже и его истории. Ваши вопросы, уважаемый Нетран Неглин, выходят за пределы новеллы и требуют профессионального изложения темы, информации и данных, вероятно, интересных только вам.

Спасибо Вам за отклик. С уважением и наилучшими пожеланиями, Александр Сергеевич суворов.


Александр Суворый   27.04.2017 11:04   Заявить о нарушении
Жаль что ответа нет. По нему можно было бы понять в каких условиях Земли, в основном, находиться корабль. И, соответственно, в каких условиях находится экипаж. Может быть экипаж тоже можно было бы размагничивать, как и корабль.
О корабле заботятся, а о экипаже-нет. Недальновидно.

Нетран Неглин   27.04.2017 11:36   Заявить о нарушении
Знаете ли вы что частота работы мозга- 1-40 гц. И если частоты магнитных полей намагниченного корабля в этом диапазоне -то это вредно для здоровья мозга.

Нетран Неглин   27.04.2017 17:52   Заявить о нарушении