714 Как строили Свирепый 3 Достройка корабля 1972

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 714. Калининград. Дивизион-экипаж БПК «Свирепый». Как строили БПК «Свирепый». Часть 3. Достройка корабля. 30 июля 1972.

Фотоиллюстрация из ДМБовского альбома Юрия Казённова: Калининград. ПСЗ «Янтарь». БПК «Свирепый». Доставка на корабль корабельного колокола (рынды) БПК «Свирепый». Июль 1972 года.


В предыдущем:

Вы спросите, откуда ты, Суворов, всё это знаешь? Неужто сам бывал в роли такого «новенького»? Увы, нет. Я просто однажды пошутил и сыграл в такую игру, вспомнив наши уличные игры детства. Этот розыгрыш понравился всем, кто в тот раз дежурил и его ещё несколько раз повторили. При этом знаменитый слоган-выражение: «Положь на место, падла!» вошёл в традиционную морскую речь первого изначального экипажа БПК «Свирепый».

Командование ВМФ СССР и Балтийского флота внимательно следило за ходом строительства боевых кораблей пр.1135 типа «Буревестник», потому что их основной боевой задачей было уничтожение в водах Мирового океана атомных подводных ракетоносцев «вероятного противника». Командование расценивало работу коллектива рабочих, служащих, инженеров и конструкторов Калининградского ПСЗ «Янтарь» не иначе, как «весьма ответственную работу по укреплению морской мощи нашей великой Родины» и «Военно-морской Флот отмечает высокое качество работ» (Адмирал флота Советского Союза С.Г. Горшков - автор).

Первый головной корабль пр.1135 – БПК «Бдительный – строили 2,5 года. БПК «Свирепый» заложили на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде 15 июня 1970 года, через 4 месяца 20 октября 1970 года он был зачислен в списки кораблей ВМФ и через два месяца был спущен на воду 27 января 1972 года.

До марта 1972 года велись работы по дооснащению БПК «Свирепый», установке основных машин, агрегатов и вооружений, а с 7 марта по 12 августа 1972 года (5 месяцев) начались монтажные и пуско-наладочные работы на оборудовании, заводские и швартовные испытания. При этом экипаж корабля активно принимал участие в этих работах и испытаниях.

Приблизительный ход строительства БПК «Свирепый», начиная с момента спуска на воду:

Как и все корабли пр.1135 типа «Буревестник» БПК «Свирепый» на железнодорожных тележках был заведён в плавучий док, а затем 27 января 1972 года плавно опущен в воду до самостоятельного пребывания в воде и после этого выведен из дока буксирами и поставлен к «достроечной стенке» ПСЗ «Янтарь».

Работы на БПК «Свирепом» велись как обычно, «ни шатко, ни валко», однако с большими «прорехами» по срокам и перечню работ, поэтому вскоре после спуска корабля на воду последовал приказ директора ПСЗ «Янтарь» об внутрисменном использовании рабочего времени на сдаточных объектах по сетевому графику работ и нарядов. Дело пошло значительно быстрее и чётче.

В марте-мае 1972 года корабль готовили к швартовным испытаниям, потому что уже смонтировали все машины и механизмы, трубопроводы и сети силовых кабель-трасс. Плавкраном погрузили на БПК «Свирепый» артиллерийские установки и торпедные аппараты, ПУ РБУ-6000, КПУ ЗРК «Оса-М». Корабельное оружие устанавливали на БПК «Свирепый» представители заводов изготовителей.

В мае-июне 1972 года велись пусконаладочные работы на корабельном вооружении, в том числе навигационных средств и средств РТС, из-за задержек поставок с самого начала достроечных работ был введён двусменный график работы (с 06:00 до 21:30), в том числе ночное дежурство личного состава на корабле при производстве неотложных работ.

Во время достроечных, монтажных и пусконаладочных работ по Сетевому графику на БПК «Свирепый» ежедневно трудилось и пребывало около 300-350 человек, что естественно вызывало трудности у дежурных по кораблю и вахтенных у трапа, которые должны были записывать приход и уход всех и каждого.

Ко времени переезда экипажа на корабль 29 июля 1972 года в него были загружены, установлены и смонтированы все так называемые «специзделия», в том числе системы азотного пожаротушения и иные спецсистемы. Активно велась так называемая «зашивка помещений», то есть утепление и косметическая отделка, устанавливались антенные посты, радиолокационное оборудование и средства внутрикорабельной и внешней связи.

До начала заводских швартовных испытаний последними на корабль были загружены и установлены системы дистанционного автоматизированного управления главной энергетической установкой (ГЭУ), некоторое оборудование ПЭЖ (пост энергоживучести корабля) и других систем управления. Вопрос готовности ГЭУ был самым главным, ему посвящалось всё рабочее время и всё внимание работников ПСЗ «Янтарь» и военпредов (военной приёмки), напряжение в их работе и в отношениях было очень сильным…

Чтобы «вложиться» в Сетевой график в июле 1972 года на ПСЗ «Янтарь» выходит приказ: «В качестве вынужденной меры для выполнения сдаточной программы завод фактически переходит на круглосуточный (трёхсменный) режим работы (третья смена – с 22:00 до 06:00). Как ни странно, но работники были довольны и они привыкли к такой работе, потому что платили им зарплату вдвойне, а то и «втройне» больше…

Последней на БПК «Свирепый» была погружена пусковая установка УРПК-4 «Метель» и соответствующее РЛС-оборудование к ней. Оборудование РЭБ (радиоэлектронной борьбы), кроме ПУ постановки пассивных радиопомех, так и не установили…

Примерно через неделю после заселения экипажа на корабль в понедельник 7 августа 1972 года был объявлен «дошвартовный период», подписаны «построечные удостоверения, иные документы и акты по результатам контроля выполненных работ, закрыт приём на борт электропитания, что повлекло за собой начало работы собственных корабельных генераторов электроэнергии, «запитку» всех электросетей и электрооборудования корабля. БПК «Свирепый» начал «оживать», превращаться в самостоятельный живой организм, а экипаж корабля начал вставать на нормальные корабельные вахты.

С этого момента лица офицеров, мичманов, матросов и старшин экипажа БПК «Свирепый» обрели озабоченное, но спокойно-нормальное выражение, практически в течение двух-трёх дней мы адаптировались к жизни на корабле и вернулись в режим нормальных корабельных вахт и к службе корабельного наряда. Единственным нарушением этой традиционной флотской системы были постоянные приборки…

С первого же дня переезда 29 июля 1972 года из дивизиона на корабль не существовало ни выходных, ни отдыха, - только приборка, ежедневная, прерываемая только неотложными делами, приборка, приборка и приборка. Мы отмывали и очищали наш БПК «Свирепый» от заводской окалины, от заводских запахов, от следов грязных рук, от строительно-монтажного мусора и сора.

К 12 августа 1972 года, ко дню подъёма Военно-морского флага на БПК «Свирепый» наш корабль, правда, ещё не совсем освобождённый от строительно-монтажных ферм и конструкций, блестел чистотой, порядком и даже красотой новенького боевого корабля Военно-Морского Флота СССР.

Одновременно уже проводились заводские швартовные испытания, о которых нужно рассказать в отдельной новелле…


Рецензии