Дети войны

Я не бежала. Я летела на крыльях . Само безразмерное счастье  несло меня на руках. Вот сейчас я отошлю родителям телеграмму, в которой будет только два слова: «Я – студентка!!!»

Первый день в институте. Вот с этой группой мне предстоит пройти интересный жизненный отрезок пути длиной в пять лет. Что ждет нас впереди? Кто эти молодые люди? С кем из них я буду дружна? Каждый из нас с любопытством оглядывает присутствующих в аудитории. Большинство – девушки. Юношей что-то совсем маловато. Один облачен в солдатскую форму.

Наш «классный руководитель» теперь будет именоваться куратором группы. Он представился: Юрий Аркадьевич Пиявский. Не молодой, но и не старый. Наверно, лет сорока пяти. Приятной внешности. Как оказалось, один из многих репрессированных интеллектуалов, сосланных в наши края из самой столицы, о чем мы узнали , конечно, позже.

А пока наш куратор с улыбкой осматривал свою «разношерстную» группу и погружал нас в предстоящие проблемы нашей студенческой жизни. Оказалось, что многим из нас, точнее сказать большинству, нужно было общежитие, т.к. местных оказалось только семь человек. Благо, что проблем с общежитием не было.

После того, как Юрий Аркадьевич ответил на все наши вопросы, а мы – на его, он объявил нам, что мы начнем свою студенческую жизнь с работы на колхозном поле. А именно – с копки картофеля и уборки овощей. Это никого не удивило, т.к. в те времена (а это был 1958г)  и студенты, и все трудящиеся регулярно помогали колхозам.

Месяц жизни в колхозе дал нам очень много. Мы перезнакомились, хорошо узнали друг друга. Уже здесь закладывались основы нашей студенческой жизни. Складывались тесные группочки по интересам и симпатиям.  Не было такого, чтобы горожане  чем-то «прессовали» сельчан. Группа была очень дружной.

Мы просто не могли быть недружными.  Нам всем довелось родиться накануне войны. Детство наше было безрадостным. А у некоторых не просто безрадостным, а трагичным. В группе было три детдомовца: Валя Перминова, Леша Ващенков и Миша Косолапенков.

Валя была в местном детском доме. А вот Леша с Мишей были  с оккупированных территорий. Они оба  были абсолютно слепыми.  У Миши еще не было по локоть правой руки.  Поезд, на котором  увозили людей от войны, попал под  обстрел.  Пострадавшего, израненного трехлетнего Мишу подобрали санитары.  Так он оказался в детском доме.  А Леша, как очень многие мальчишки, пострадал от найденного снаряда, когда ему было десять лет.

Все пять лет мы  им помогали.  Составили график посещения наших трудолюбивых, жаждущих получить образование сокурсников. Детдомовцы,  как и мы, тоже жили в общежитии. Общежитие – это особая страна. Нас в комнате было пятеро: Зоя (кореянка), Резеда (татарка), Валя (удмуртка) и нас двое русских – Люся и я. Словом, полный интернационал. Общежитие было деревянное, двухэтажное, с печным отоплением.

 Дрова сырые, печка дымная.
 Картошки запах у плиты.
Поели досыта картошечки
В мундире . Дивной вкусноты.

 На общей кухне мы готовили свою скромную еду.   Обедали мы в институтской столовой. Неизменное меню: супчик, котлетка с пюре или оладьи, и компот. Это когда еще не была израсходована стипешка. А бывало, что и просто – чай с хлебом. Благо, что (помните?) хлеб в столовых был бесплатный. Спасибо Хрущеву!


Одеты мы все были очень скромно: родители наши были рядовыми тружениками. «строителями коммунизма», тоже не видавшими кудрявой жизни. Поэтому мы не знали никакой зависти. Нам просто казалось, что все живут одинаково.
На вечер выпускной бежали мы,
Секреты на ухо шепча,
В отцовских брюках поизношенных
И платьях с мамина плеча.

Вспоминая сегодня эти годы, думаешь, какими мы были, несмотря ни на что, счастливыми!

Но сегодня, накануне праздника Победы, хочется вспомнить о моих сокурсниках, жизнь которых была  жестоко перепахана войной. Это Леша и Миша, оставшиеся инвалидами, навсегда потеря
 вшими зрение, но блестяще закончившими вуз. И не один!


Юморист и оптимист Лешка! Высокий, стройный блондин с тонкими музыкальными пальцами. Ох, как лихо он играл на баяне. Шутник невероятный.  Потеряв зрение, будучи учеником третьего класса,  он прекрасно помнил буквы и  мог в перерыве между лекциями написать на доске крупными буквами что-нибудь смешное. Он знал, в отличие от Миши, потерявшим зрение в трехлетнем возрасте, что трава бывает зеленой, цветы – синими, желтыми, красными. Он помнил, он это видел!

Но сейчас и ему, как Мише, многое приходилось «видеть» руками.  Однажды на переменке, услышав наши девчоночьи разговоры, он подошел ко мне  и говорит: « Фая, ну что уж за талия у тебя такая? Можно потрогать?» Под общий хохот он обследовал, что требовалось.

  И рядом с неунывающим, всегда веселым Лешей пять лет в одной связке был серьезный, неулыбчивый Миша, погруженный в какой-то свой, не изведанный нами мир. Все это время замечательные ребята, как сиамские близнецы, были неразлучны.

Вся наша группа очень внимательно относилась к ним. Мы помогали чем могли и как могли.  У  каждого из нас была какая-то своя изюминка, которую мы  дарили своим подопечным.  Ребята пользовались своими книгами для невидящих. Добросовестно записывали лекции, пользуясь системой Брайля.

На экзамены они всегда шли первыми. Кто-то из нас заводил их в аудиторию, подводил к столу, где лежали билеты. Ребята сами вытягивали билеты, а мы сопровождали их до места , садились рядом, зачитывали им вопросы. Наши подопечные всегда знали  материал лучше нас. И мы частенько этим пользовались. Сидишь рядом и чего-нибудь выспросишь.  Выгодный « бартер».

И Леша, и Миша были влюблены в наших девочек. По какому принципу они делали выбор, оставалось для нас тайной. Ведь мы обычно любим глазами, хотя бы для начала. А тут  - что-то совсем другое. Что? Голос? Интеллект? Запах?   Влюбленность так и осталась влюбленностью . Не более.

Жизнь текла своим чередом : сессия за сессией, год за годом. И вот мы уже на пятом курсе. Серьезно готовимся к госэкзаменам. Где-то за три месяца до экзаменов группу повергло в шок : Миша пришел в институт с запахом  спиртного ! У нас в группе такого не наблюдалось. Был, правда, у нас  Сашка Фадеев, который мог выпить, но чтоб в институт заявиться в таком виде, это исключено.

Грянул гром с ясного неба! У Миши нашлись РОДИТЕЛИ.  Мы все плакали.   Пройти через такие муки : бомбежка, тяжелое ранение, потеря зрения и руки, детдом, пять лет учебы без поддержки родных и близких. Осталось несколько дней до вожделенного  диплома. Прожита, считай, четвертая часть жизни, в которой  не было ни одной родной души . Родители считались погибшими. И вдруг такое! Да как тут не напьешься!?

Оказалось, что студент не из нашей группы, знавший историю жизни Миши и предположительное место его рождения, будучи летом  в Таганроге,  сделал объявление в местной газете, что  Косолапенков Михаил разыскивает родителей. Так, на всякий случай, не надеясь ни на что, написал.  А вдруг? Сделал и успокоился. Уж если столько лет прошло, казалось бы, все давно мхом поросло.

 Оказывается, Мишу стали искать. Сомнение вызывала только фамилия. Потерянным был Миша КосолапенкО, а наш Миша был КосолапенкоВ. Но, как выяснилось, настоящая его фамилия была именно Косолапенко!

 Полусумасшедший от происходящего Миша поехал на встречу, все еще не веря в случившееся.  Деревня, в которую он добирался , находилась недалеко от  Таганрога.

 Как жаль, что Миша не мог видеть людей, пришедших его встретить. А встретить его пришли  жители всех окрестных деревень. Плакали все.

Оказалось, что у Миши живы оба родителя и сестра.

P.S. 
Как сложилась судьба детдомовских детей, детей войны?
Валя успешно вышла замуж, преподавала русский язык в средней школе. Воспитала сына и дочь, но очень рано ушла из жизни.
Алексей остался жить и работать в Ижевске. Женился на красавице Шурочке, которая родила ему двух детей. Работал председателем общества слепых. Получил 4-хкомнатную великолепную квартиру и растил детей. Рано ушел из жизни.
Михаил вернулся на родину. Получил дополнительное образование логопеда. Женился, имел сына. Тоже рано ушел из жизни.
Что ни говори, а детдом – он и есть детдом. И ВОЙНА...


Рецензии
Дорогая Фаина! С большим интересом читаю Ваши мемуары, из которых уже получила много ответов на вопросы, заданные мной в Личных сообщениях. Вот, читаю полемику и узнаю, что у Вас не работает эта опция. Вы и получить отправленные сообщения не можете или получаете, но нет возможности ответить?
А я не умею, к своему стыду, работать с электронной почтой. И у меня в доме престарелых нет из техники ничего кроме недорогого смартфона.
Все Ваши мемуары- это не только Ваша личная жизнь. Это ещё и история страны СССР, которой уже 32 года нет на карте мира... Меня поразили эти два студента из Вашей группы, которые потеряли зрение из- за боевых действий. Не представляю, как трудно им было учиться. Это кажется невозможным! Без руки можно, а вот без глаз? И смогли они потом работать и жениться. В школах для слепых и слабо видящих детей, разве что... Это просто герои!
Ответьте мне только: получили ли Вы мои сообщения в Личку? Писать ответ можно сюда, раз нет другого выхода.
Я не против Вашего предложения, но надо хотя бы поближе узнать друг друга.
Повторно сообщаю номер своего телефона:+ 972 - 53- 52-58-147. Звонить мне - на Ватсап лучше всего. А ещё лучше предварительно написать. Я по ряду причин не всегда могу взять трубку.
С теплом души и низким поклоном,

Вера Шляховер   13.12.2023 09:56     Заявить о нарушении
Увидела, что сообщение моё до сих пор ещё не прочитано. Очень жаль, если Вы не можете в Личке ничего читать. Я так долго печатала всё в подробностях...

Вера Шляховер   13.12.2023 10:00   Заявить о нарушении
Да, очень жаль,но почта не работает.
У меня есть одна очень хорошая знакомая
в Израиле, с которой мы давно в перепи-
ске, но вот не знаю как у нее дела в
связи с войной.
Попробую ей написать. Если у нее все но-
рмально, м.б. она могла бы вам чем-то
помочь.
В какое время Вам лучше звонить ? Я живу
на Урале. У нас с Москвой 2 часа разницы
(в Москве ,допустим ,21 час ,а у нас -23).
Пишите.

Фаина Нестерова   13.12.2023 11:16   Заявить о нарушении
Написала в Израиль Татьяне Хожан.
Буду ждать ответа. Можете загля-
нуть на ее страницу.Можете ее
найти и связаться с ней.

Фаина Нестерова   13.12.2023 11:36   Заявить о нарушении
Фаина, я не отказываюсь от Вашего предложения, если Вы его сделали серьёзно. Меня только смущает Ваш, уже почтенный, возраст, Ваша давняя депрессия, о которой Вы часто сообщаете. Да и неблизко от Москвы Вы находитесь. Я боюсь быть Вам в тягость, т.к. сама не совсем здорова.
Я - гипертоник и лечусь у психиатра с диагнозом Генерализованное тревожно- депрессивное расстройство, что может Вас смутить. Я моложе Вас, 1951 гр. Ещё ходячая и способная к самообслуживанию. В Израиле оказалась из- за войны на Украине, дочь меня вызвала, а здесь оформила в дом престарелых, где я уже год и 7 мес живу. Отношения с дочерью весьма холодные. Дома в Северодонецке- квартира. Но как добраться одной так далеко да под лекарствами? Как там жить, когда столько там пока проблем? А жизнь уплывает из- под ног. С каждым днем всё меньше остаётся...
Я похоронила мужа в 2020, а вскоре у нас началась большая и долгая война...
Я - санитарный врач и эпидемиолог по профессии. Окончила Иркутский мединститут в 1975. Работала в г Барыш Ульяновской обл в райсанэпидстанции до 1984. Потом переехала к родителям на Донбасс из- за болезни. Врачом больше не работала...
С помощью израильских знакомых моих виртуальных знакомых я уже неоднократно сталкивалась.... Это - пустое дело... В Израиле у людей не тот менталитет, что в России. Звонить мне лучше после 15 часов и не позднее 20 ти и только на Ватсап. Лучше написать на Ватсап. По обычному телефону я отвечаю лишь на знакомые номера, т.к. измучили мошенники, ищущие русскоговорящих дураков, чтобы выведать данные их банковских карт.
Я вынуждена принимать горсти лекарств, в том числе успокоительные, от которых порой днём отключаюсь и не слышу звонка. Ватсап, Скайп - вот, где можно меня найти и написать, если не отвечаю на вызов.
А можно писать и на Проза. Ру. Какие особые секреты могут быть?
Да, важный момент: я не могу купить билет в РФ по украинскому загранпаспорту. Стала в очередь в МВД на получение изр заграндокумента. 14 января 2024 мне надо быть первый раз. Готово будет в конце февраля- начале марта, не раньше.
Огромное Вам спасибо, дорогая Фаина,
За расположение Вашего сердца ко всем страждущим, в том числе - ко мне!

Вера Шляховер   13.12.2023 13:21   Заявить о нарушении
Интересуюсь политикой. Сижу
в ютубе телеграме.
Нормальная бабка, не бойтесь.

Фаина Нестерова   13.12.2023 15:28   Заявить о нарушении
Вера , написала Вам огромное письмо,
а от него осталось то, что осталось.
Ничего не понимаю.

Фаина Нестерова   13.12.2023 15:30   Заявить о нарушении
Танюша, дорогая!
Здравствуйте!
Пожалуйста, напишите хоть
пару слов. Я очень за Вас
переживаю. Где Вы находитесь?

Здоровья Вам и МИРА!

Фаина Нестерова 13.12.2023 11:33 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить
+ добавить замечания
Здравствуйте, Фаина! Спасибо, что не забыли и за беспокойство. Сейчас перейду в личную почту, если получится - последний раз почему-то не видела ни своего сообщения, ни ответа не него. Пошла пробовать. :)

Татьяна Хожан 13.12.2023 12:03 Заявить о нарушении / Удалить
Танюша! Дорогая!
Личная почта у меня не работает.

Это моу письмо Тане и ее ответ.
Видите, кругом что творят. Скоро
говорить запретят.

Фаина Нестерова   13.12.2023 15:58   Заявить о нарушении
Моё сообщение, Фаина, к Вам ушло и у меня оно высвечено. Попробуйте нажать в своём Кабинете на Сообщения. Там очень подробное письмо.

Вера Шляховер   13.12.2023 16:30   Заявить о нарушении
Завтра попрошу компетентного соседа.
Но, думаю, что ничего не получится.
Я отправила Вам мое письмо к Тане
в Израиль,и она,как Вы прочли, тоже
не смогла отправить письмо. Кругом
все проверяют. Только чего ищут,не
понятно...

Фаина Нестерова   13.12.2023 17:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 116 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.