Диагональная любовь
ДИАГОНАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ
Советские турпоходы
как клуб знакомств
Новые ключевые слова: асимметричная половозрастная структура, возрастные посредники, диагональная любовь.
Самодеятельный туризм, особенно пригородный туризм выходного дня, выполняет важную роль клуба знакомств мужчин и женщин. Большинство самодеятельных туристов, пропитанное традиционным ханжеством, не любит говорить об этой функции, но она становится очевидной, как только начинаешь занимать позицию наблюдателя. Эта гипотеза подтверждается исследованиями М.Г. Бабенко (1978).
В самодеятельном туризме, в отличие от формальных клубов, нет какой-то продуманной, навязываемой программы знакомств; люди собираются, чтобы выполнять общее дело, от которого никто не может уклониться, не покидая коллектива. Стимуляторами знакомств служат не природа, ландшафт, маршрут как таковые, а обусловленный ими походный быт и связанная с ним этика. Возникнув в туристском походе, этот специфический образ жизни может затем успешно поддерживаться и в стационарных условиях, не только полевых, но и камеральных: на слётах, пикниках, а также при встречах в городских квартирах. Но для возникновения туристского быта и образа жизни и приобщения к нему новичков нужен поход с преодолением некоторых препятствий. В процессе преодоления трудностей у туристов вырабатываются и проявляются личные качества, используемые для самоутверждения и для привлечения половых партнёров.
При стационарной рекреации в курортных районах, домах отдыха, на турбазах для привлечения лиц другого пола решающее значение имеют красивая и модная внешность и одежда, sex appeal, свидетельства повседневного материального благосостояния и социального благополучия, «светская» общительность и тому подобные качества, привлекающие людей с потребительской ориентацией. В отличие от этого, в туристских походах, особенно трудных, моральная красота человека важнее физической, а социальные различия и внешность менее существенны (Родоман 1981). Здесь гораздо важнее быть (или казаться, до момента серьёзного испытания), «настоящим человеком», «хорошим товарищем». Чтобы проверить и проявить эти качества, нужны условия и ситуации, близкие к экстремальным для туристов с данным уровнем физической подготовки (Зорин и др. 1985). В среде самодеятельных походных туристов ценятся общительность, выносливость, неприхотливость, бивуачные и маршрутные технические и бытовые навыки, трудолюбие, скромность, коллективизм, а в критических ситуациях – находчивость, мужество, умение прийти на помощь. В походном быту и в поведении людей господствуют конформизм и скрупулёзная уравниловка. Не принято хвастаться, сплетничать, афишировать свои вкусы и симпатии, выделяться и выделять других членов коллектива, т.е. многое из того, чем добиваются успеха в обывательской среде. Зато здесь может завоевать симпатии, стать душой общества тот, кто хорошо поёт, интересно рассказывает, шутит, веселит людей.
Для привлечения полового партнёра человеку, как и любому другому представителю высших животных, требуются демонстрация привлекательных качеств и устранение конкурентов (Дьюсбери 1981); и то, и другое в походном туризме осуществляется попутно, в ходе выполнения его основных задач (здесь мы имеем редкий случай, когда слово «попутно» можно употреблять в самом буквальном смысле). В туристском походе дискредитируются и отсеиваются неприспособленные и выдвигаются «настоящие» туристы. Рекреационные и туристские земельные угодья служат подлинными «токовищами» для молодёжи. В отличие от «светского общества», складывающегося возле пляжей, на вечеринках, в ресторанах, демонстрация человеческих качеств в среде походных туристов более искренна, так как люди постоянно находятся на виду и им трудно что-нибудь скрыть. Речь идёт, впрочем, далеко не обо всём диапазоне человеческих качеств, а только о том, что выявляется в походах. Во многих духовных аспектах личность здесь может сохранить свою «суверенность», а высокий уровень интеллекта в турпоходе как правило не требуется.
В коллективах туристов постоянно происходит борьба и плетутся интриги. Активные участники туристских групп, инициаторы и лидеры походов стремятся окружить себя приятными и нужными людьми и отсеять нежелательных. Но борьба эта не ожесточённая, интриги не бесчестны. В большом городе каждый может найти себе подходящую компанию, если не сразу, то за длительный срок, путём терпеливого перебора, и даже стать лидером, окружить себя поклонниками. В этом, видимо, и заключается один из главных социальных эффектов урбанизации.
Функцию первоначального клуба знакомств для людей, которые видят друг друга впервые, выполняют походы выходного дня: и многолюдные «организованные», и малолюдные «неорганизованные» (при всей относительности различий между первыми и вторыми). В большой группе можно обнаружить нового человека, а в малой и тесно сплочённой – раскрыться перед ним и увидеть потенциального партнёра «в разрезе». Таким образом, естественной стадией углубления знакомства становится переход из большой аморфной группы в малую сплочённую («кристаллизовавшуюся», структурированную). Познакомившись таким способом в походах выходного дня и получив необходимую тренировку, туристы отправляются в дальний и длительный поход и там держат экзамен на поведение в полуэкстремальных условиях. Их роли в походе могут меняться очень быстро и стать совсем не похожими на те, которые проявились на пригородных прогулках. Не выдержавший испытания, осрамившийся обычно покидает эту группу, но может найти себе других спутников (в достаточно многолюдном городе). Несмотря на такую потенциальную мобильность, неформальные туристские коллективы довольно устойчивы. Их удерживает от распада не принуждение, а свобода выбора.
Гендерная структура туристских походов прекрасно коррелирует со степенью их трудности. Чем труднее поход, тем меньше в нём доля женщин. В пригородных походах преобладают женщины, а в трудных спортивных – мужчины. (Практикуются ещё и чисто женские походы для самоутверждения главным образом пожилых женщин). В спортивных походах высоких категорий типичен случай, когда женщин двое, а мужчин – десяток и более. Самые трудные спортивные и спортивно-технические походы в экстремальных природных районах нередко формируются из одних мужчин.
Самодеятельный поход выходного дня выполняет свою социально-демографическую задачу благодаря своеобразной асимметричной половозрастной структуре. В походах этого типа различаются две возрастные категории участников, которые на кривой распределения туристов по возрасту выглядят, как две волны: молодые (до 27 – 30 лет) и «зрелые» (старше 35 лет). Между ними располагается некоторая ложбина, объясняющаяся большей занятостью людей промежуточного возраста семейными обязанностями (прежде всего, родительскими) и потому меньшим участием их в турпоходах.
В молодой группе преобладают бездетные незамужние и неженатые, в большинстве своём ещё не состоявшие в браке, в меньшей степени разведённые. В зрелой группе преобладают тоже одинокие: не состоявшие в браке, бездетные, разведённые. Бездетные женщины этой группы делятся на две подгруппы: 1) не потерявшие надежду родить ребёнка и ещё надеющиеся заполучить для этого законного мужа – от 35 до 42 лет; 2) распрощавшиеся с этой надеждой (старше 42 лет). Никакой чёткой грани между этими возрастными группами в походах нет, они выделяются нами скорее как некоторые скрытые элементы структуры, чтобы объяснить матримониальный механизм. В походах все ведут молодёжный образ жизни, от молодёжи не оторван никто. Омолаживающее влияние походов этого типа и, более того, некоторая инфантильность поведения походных туристов по сравнению с нетуристами влечёт за собой как бы затягивание, продление периода их молодости и холостого состояния, следствиями чего бывают поздние браки и безбрачие.
Важнейшим механизмом поддержания матримониальных функций походного туризма служит своеобразная возрастная структура младшей группы. По данным М.Г. Бабенко (1978), женщин в этой группе вдвое больше, чем мужчин. Объяснить эту асимметрию можно тем, что молодые мужчины данной группы и того профессионального круга, из которого преимущественно пополняются кадры самодеятельного спортивного и оздоровительного туризма, т.е. инженерно-технические работники (ИТР), в повседневной жизни заняты самодеятельным техническим творчеством и спортом, в том числе тренировками для серьёзных турпоходов и подготовкой снаряжения для них. Из этой категории мужчин в походы скорее попадут некрасивые, робкие, застенчивые, бедные, не карьеристы, но они компенсируют эту ущербность туристской деятельностью.
Вследствие асимметричной гендерной структуры младшей группы половина молодых женщин достаётся молодым мужчинам, а половина – зрелым мужчинам, если допустить (на теоретической модели) полную эндогамию. Таким образом, в туристских походах могут удовлетворить свои потребности в полноценном межполовом общении три из четырёх групп: молодые мужчины, молодые женщины и зрелые мужчины.
В туристских походах зрелые мужчины привлекают молодых женщин туристскими сексуальным опытом, умом, волей, выносливостью, лидерством, бытовыми и житейскими навыками. Здесь они выглядят полноценными людьми в противоположность той незначительной социальной роли, которую обычно играют в сфере повседневного профессионального труда. Походные туристы не делают на «работе» карьеры, не ездят в командировки в капиталистические страны, не занимают, как правило, руководящих постов, а продвигаются в сфере досуга вверх и в стороны: становятся руководителями походов, меняют байдарки на катамараны или Арал на Байкал. Пути продвижения личности в досуговом пространстве напоминают ветвистое дерево, и каждый сам выбирает, по какой ветви ему идти, а в государственной служебной сфере выбора почти нет, социальные лифты труднодоступны. Отсутствие возможностей для продвижения и ранняя остановка карьеры в молодом возрасте отрицательно сказываются на ранимом самолюбии мужчины, прямой дорогой ведут его к психопатии и алкоголизму. Ну, а в походном туризме люди сами создают себе довольно неплохой мир и живут в нём играючи.
Что касается зрелых женщин (старше 35 лет), то их положение в самодеятельных турпоходах менее отрадно. Сексуально-семейные задачи у лиц этой группы в подавляющем большинстве случаев остаются невыполненными. Немногие женщины, достигнув критического для деторождения возраста, решаются родить ребёнка от кратковременной или даже одноразовой связи с партнёром, часто из той же туристской среды, и становятся матерями-одиночками, не получающими алиментов. Большинство женщин остаются одинокими и бездетными, но продолжают ходить в походы, привыкнув к туристскому ритму жизни и с годами всё больше чувствуя его незаменимое оздоровительное значение, а своей свободой от семейных хлопот широко пользуются для потребительского «культурного развития», организуя и вовлекая друзей в культпоходы по выставкам, театрам и концертным залам, в познавательные экскурсии. По-существу, эти женщины ведут большую, но никем не учтённую общественную работу, а в турпоходах они ценятся как хранительницы туристских традиций и бытовых навыков, образуя устойчивый и надёжный «кворум», без которого поход бы не состоялся.
Некоторые пожилые женщины, отмежевавшись от не оценивших и предавших их мужчин, формируют чисто женские компании и самоутверждаются в трудных походах, демонстрируя чудеса выживания в экстремальной обстановке. Предшествующий походно-туристский опыт приучил их самоутверждаться в спортивно-оздоровительной сфере, а не в интеллектуальной. Они увлекаются голоданием, аэробикой, автогенной тренировкой и т.п. и на этой почве могут стать лидерами и учителями молодёжи, омолодить себя соприкосновениями с юностью. Резюмируя сказанное, мы можем утверждать, что в ряду главных причин активного туризма находится неудовлетворённость профессиональной деятельностью, социальной или семейно-сексуальной ролью.
После того как матримониальные функции туризма были в какой-то мере осознаны передовыми кругами общества, в Советском Союзе возникли специальные «турклубы знакомств» (первоначально в Эстонии). Походы этих клубов не отличаются от обычных, разница только в том, что идущие в поход не скрывают своей главной цели. Знакомство и какие-либо действия для его укрепления никому не навязываются. Беда заключается в том, что устроители этих клубов, преследуя благие намерения, разделили их на две возрастные группы – молодёжную и «для тех, кому за 30» (фактически, за 35: какая же женщина станет афишировать, что ей вчера стукнуло 30 и сразу же проситься в «группу зазо»?). Но тургруппы для людей зрелого возраста неустойчивы из-за недостаточного влечения немолодых мужчин к своим ровесницам, а молодёжные тургруппы – за недостатком туристского опыта, необходимого для передвижения по малонаселённой местности.
Тургруппы и походы для пожилых людей как правило превращаются в туризм пожилых женщин, преследующий теперь уже чисто оздоровительные цели. Охваченные энтузиазмом и двигательной эйфорией, эти женщины достигают порой поразительных результатов в деле физического оздоровления, но в одном отношении остаются не удовлетворёнными. Пожилые мужчины, продолжающие ходить в туристские походы, тоже черпают в них средства для поддержания здоровья, но одинокими в личной жизни как правило не остаются.
В отличие от молодёжных дискотек и кафе, не может быть чисто молодёжного туристского движения без старших руководителей, но широко распространены полностью молодёжные компании «стационарных псевдотуристов», которые ночуют в палатках, разводят костры, пьянствуют и предаются сексу на берегах водоёмов. Вместе с тем, эти категории молодёжи охотно участвуют, нередко как незваные гости, в более организованных и цивилизованных стационарных туристских и полутуристских мероприятиях, т.е. приходят на слёты, регаты, сборища клубов самодеятельной песни (КСП) и через это поддаются вовлечению в здоровый активный туризм.
Замечательная особенность стихийно сложившихся тургрупп – отсутствие пропасти между поколениями. В повседневной нетуристской жизни такая пропасть является не столько биологической, сколько социально-ролевой: её поддерживает противоположность ролей родителя и ребёнка, учителя и ученика, начальника и подчинённого. Антагонизму поколений способствует и малосемейность, недостаток старших сестёр и братьев, «пестунов», частично взявших на себя воспитательную миссию родителей.
В самодеятельном туризме во многих отношениях все равны, вплоть до возможности выдвинуться в лидеры (не в этом походе, так в другом), и все ведут молодёжный образ жизни. У московских туристов даже не принято называть людей моложе 60 лет на «вы» и по отчеству, которого обычно никто и не знает. Сплочённости поколений и отсутствию возрастных границ очень способствует наличие возрастных посредников – людей промежуточного возраста, одинаково дружных и с молодыми, и со зрелыми участниками похода. Посредническую роль лучше исполняют женщины из-за присущей им большей стадности и несклонности к уединению. Благодаря возрастным посредникам в самодеятельном туризме обеспечивается преемственность поколений, передача опыта и традиций.
В формальном учебно-воспитательном коллективе учитель, вожатый, воспитатель, инструктор, один или с помощником, противостоит двум-трём десяткам человек и держится в их присутствии «профессионально», без полной непринуждённости, сохраняя дистанцию. Положение не меняется, если руководитель опирается на какой-то штаб активистов. Члены совета пионерского отряда, старосты студенческих групп, бригадиры отрядов и групп на учебной полевой практике, старосты групп плановых туристов всё равно остаются учениками, школьниками, студентами, клиентами; не превращаются в учителей, вожатых, инструкторов. А в самодеятельном туризме нет такой противоположности ролей. Походный туристский коллектив по своей половозрастной структуре более естествен, близок к человеческой популяции в целом.
Переженившись и родив детей, многие туристы отчасти покидают родной туристский коллектив и ходят в особые походы с малышами, объединившись (не на многие годы) с другими родителями. В то время как штатные работники ЦСТЭ [Центрального совета по туризму и экскурсиям] и педагоги ломают голову над тем, как организовать отдых родителей с детьми, самодеятельный туризм прекрасно решил эту проблему применительно к своему образу жизни, который протекает под открытым небом, в лесах, в горах и, более всего, при сплаве в лодках и на плотах по рекам, но пока ещё не вмещается под крышу гостиниц.
После того, как дети подрастут, родители возвращаются с ними в многосемейный коллектив, включающий и холостую молодёжь (как разбившихся на парочки, так и не разбившихся); половозрастная структура группы становится ещё более естественной. Входящие в коллектив девушки завидуют счастливым семьям, бок о бок с которыми они путешествуют на байдарках и катамаранах, и невольно мечтают занять место своих старших, замужних подруг. И это им удаётся! Подрастающие девочки становятся подругами друзей своих родителей, а мужчины не порывают со своими жёнами и детьми, пока могут встречаться в турпоходах с девушками. Туристский коллектив становится прекрасной ширмой для внебрачных половых связей, которые всё равно неизбежны.
Женщина, кажущаяся уже немолодой своему мужу, не может не отпустить его в туристскую компанию, из которой она сама вышла, и тешит себя иллюзиями, что отношения её супруга с новыми девушками «чисто товарищеские», поскольку и у неё самой «целомудренные» отношения с лицами другого пола были, как и у всех туристов. В походном туризме не принято афишировать влечения, они прикрываются грубоватой шутливостью мужчин в обращении с женщинами. А сплетни и доносы в самодеятельном туризме не процветают. Таким образом, пережитый опыт несексуальных отношений, нередко преподносимый (иногда с оттенком ханжества) как возвышенная вера в товарищество и дружбу, становится прикрытием для адюльтера и фактической полигамии.
Сложившийся, зрелый туристский коллектив с участием детей и подростков можно квалифицировать как преимущественно эндогамную квази-родосемью (среднюю по размерам между малым родом и большой семьёй), состоящую из нуклеарных семей и неполных семейных единиц (родителей-одиночек с детьми и холостяков), в основном моногамную, но с перекосом к полигамии. Магистральным, осевым направлением межличностных связей здесь служит отношение типа «дядя – племянница», т.е. ДИАГОНАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ – половое влечение мужчин – лидеров и активистов похода, к дочерям своих товарищей. Выращивать себе будущую верную подругу и новую жену с самого её младенчества лучше всего в семье друга, но только поход позволяет плодотворно общаться семье с семьёй фактически круглосуточно. В то время как официальная педагогика стремится ликвидировать пропасть между поколениями, отчуждение детей от родителей, ищет способы залезать в душу подросткам при трудовом, бытовом, военно-патриотическом воспитании, она не замечает своеобразной стихийно сложившейся субкультуры, в рамках которой эта проблема вполне решена, и не заметит ничего, пока не будет снят запрет с оглашения сексуальных стимулов формирования человеческих коллективов.
Л и т е р а т у р а
Бабенко М.Г. Современное состояние и тенденции развития самодеятельного туризма. Раздел «Социальная эффективность самодеятельного туризма». – Сходня: ВНИЛТЭ, 1978 (рукопись).
Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты. – М.: Мир, 1981.
Зорин И.В. и др. География туризма и экскурсий в СССР. Учебное пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
Родоман Б.Б. Уровни использования окружающей среды и общение людей в сфере досуга // Рекреация и охрана природы. Научные труды по охране природы, вып. 3. Уч. зап. Тартуского ун-та, вып. 495. – Тарту, 1981, с. 15 – 21.
20 октября 1986 г.
Борис Борисович Родоман, кандидат географических наук, старший научный сотрудник ВНИЛТЭ ЦСТЭ ВЦСПС СССР [Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории туризма и экскурсий Центрального совета по туризму и экскурсиям Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов Союза Советских Социалистических Республик], г. Сходня, Московской области.
Подготовлено для ксерокопирования 15 марта 2001 г.
P.S. Эта статья, которую невозможно было напечатать в СССР, извлечена из глубин моего архива и в таком виде публикуется впервые, но почти все её положения были впоследствии развиты и опубликованы во многих текстах (статьях и книгах), часть которых представлена и на «Проза.ру».
Впервые набрано на компьютере и подготовлено для «Проза.ру» 3 мая 2017 г. 20,7 тыс. зн.
Свидетельство о публикации №217050301645
Но я не ходок.
Ещё в советское время в печати было слово СЕКСАПИЛЬНАЯ
Зус Вайман 07.02.2022 19:55 Заявить о нарушении