Кёнигсбергские лекции

Борис Родоман

КЁНИГСБЕРГСКИЕ ЛЕКЦИИ
о географии

Конспект

Проблемный семинар сессии Программы подготовки резерва кадров высшего звена управления (г. Калининград) «Государство и местное самоуправление» (7 – 10 декабря 1995 г.).

(Прочие лекторы: А. Анисимов, А. Кара-Мурза, А. Мурашко).

Лекция 1

СОВРЕМЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

География – наука экологическая, она изучает приповерхностную оболочку земного шара как среду обитания людей и их взаимодействия с природой; рассматривает земное пространство как сплющенное и почти плоское – как территорию, обычно по частям, которые нередко сама же и выделяет, называет, разграничивает. Современная география – это система из многих географических наук, выросших на почве некогда единой географии и объединённых общими методами. Различаются науки систематические, хронологические и хорологические. География – наука хорологическая, т.е. пространствоведческая. Почти все науки спрашивают и отвечают, «почему» и «как»; географ интересуется: где? куда и откуда? почему здесь, там, туда, сюда? Географическое мышление, комплексное и разностороннее, привязано к территории и отражается на географической карте. Природа, люди, хозяйство – три кита географии. На смену простым территориальным географическим открытиям в XIX – XX веках стали приходить открытия теоретические: новые методы, модели, законы. Мир теоретической географии состоит из идеальных объектов, мысленно сконструированных учёными: идеальный континент, бесконечная равнина, изолированное государство и т.п. Точные расчёты возможны лишь для идеальных моделей, с которыми реальная действительность сравнивается путём рассуждений. Идеальные объекты изображаются картоидами, похожими на географические карты. География – важная мировоззренческая наука, не меньше, чем история. Изучая географию, мы своеобразно знакомимся с многими направлениями науки, материальной и духовной культуры, а также с философией. География не навешивает на обучающегося шоры специализации, а показывает ему широкую панораму.

Лекция 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
В СССР И РОССИИ

Под влиянием вульгарного марксизма география в СССР резко раскололась на физическую и экономическую. Человек провалился в пропасть между естественными и общественными науками; его оттуда до сих пор вытаскивают. Экономическая география рассматривала людей как «население» и рабочую силу.  Слово «население» отделилось от цифр и стало обозначать «народ» в противоположность начальству, чиновникам, армии. Между тем, география населения несла в нашу науку новые идеи и вскоре заняла в экономической географии центральное место. Сегодня вся гуманитарная половина веера наук о Земле официально (в ВАКе) называется «экономическая, социальная и политическая география», т.е. это теперь комплексная география человека, изучающая всё, что создано людьми. В рамках гуманитарной географии студенты знакомятся с основами и пространственными аспектами антропологии, этнографии, политологии, социологии, экономических наук. В этом винегрете, объединённом географическими методами, география производства (экономическая в старом и узком смысле слова) занимает отныне скромное место и больше не претендует на роль всё подстилающей тарелки. В отличие от физгеографии, география человека рассматривает арену жизни людей не как сплошной слой или плёнку, а как сеть, кружево из линий движения и узлов. Географу присущи недоверие к статистике и натурально-вещественный подход к среде как к культурному ландшафту; народное хозяйство – не сводная таблица показателей, а территориальная структура; важны не абсолютные цифры, а качественные связи между отношениями «ближе-дальше» и «больше-меньше». Социально-экономические карты получаются не от формальной обработки статистики, а в результате творческой генерализации (обобщения с упрощением и отбором). От архитекторов, тоже занимающихся  культурным ландшафтом, географ, между прочим, отличается вниманием к дикой природе, к сельской местности, к нерукотворным явлениям и к стихийной самоорганизации людей.

Лекция 3

УЧЁТ МЕСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
И РАЙОНИРОВАНИЕ

Для культуры и цивилизации важно не столько наличие ресурсов, сколько различия от места к месту, в чём бы они не выражались. Без разности потенциалов нет тока, а без географических различий нет движения и развития. География в СССР не случайно стала второстепенным школьным предметом и забытой непрестижной наукой: её предмет – разнообразие и местные особенности – искоренялись центральной властью. Реформы проваливаются, если не считаются со своеобразием России. География призывает опираться на местные особенности и традиции, приспосабливаться к унаследованной ситуации, превращая её недостатки в достоинства; не переносить бездумно программы и проекты из страны в страну, из региона в регион, из столицы на окраины. Но чтобы использовать местные особенности, их надо знать. Методом их познания служит районирование – расчленение территории на качественно своеобразные или внутренне связанные части. Это способ деления и систематизации, аналогичный классификации и периодизации, позволяющий соединить территорию и карту со словесными высказываниями и статистическими показателями. Советские географы разделили страну на тысячи природных и сотни социально-экономических районов. Теперь эти сетки можно использовать, например, сгруппировать районы по более грубым зонам, в зависимости от практических целей; для каждой зоны разработать свои варианты законов, норм, правил, экологических стандартов, особые налоги и тарифные сетки, разные программы и сроки реформ и т.д. Если центральная власть не учитывает местные особенности, то при очередном ослаблении этой власти они учтут сами себя путём распада страны.

Лекция 4

АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ
И ЕЁ РЕГИОНОВ

Россия не сошла со столбовой дороги цивилизации и не возвращается на неё, но, как и любая другая страна, идёт своим путём, отчасти предопределённым её историко-географическими особенностями. Побеждённая в гонке вооружений и потерявшая часть подвластных территорий, Россия продолжает существовать как бюрократическая военно-колониальная империя, живущая за счёт уничтожения невозобновимых ресурсов. Заслуживают обсуждения альтернативы развития страны: 1) дальнейшая милитаризация, реставрация тоталитарного режима, изоляция, истощение, экологические катастрофы, внешние войны; 2) социальное разложение (гниение, тление, пожар, взрыв), внутренние вооружённые конфликты и войны; 3) интеграция многих регионов в мировую экономику как сырьевых придатков новых индустриальных стран и плацдармов для мирной переселенческой колонизации из перенаселённых частей мира; 4) после истощения ресурсов и разрушения ландшафта – превращение во всемирную мусорную свалку; 5) отказ от материального производства и догоняющего развития, превращение в экологический резерват постиндустриального мира, в сторожа природы, продающего экологические услуги (рекреация, туризм, регенерация чистой воды и кислорода и т.д.). Для Калининградской области актуален антагонизм двух вариантов: 1) оставаться военно-морской базой России, жить за её счёт, висеть у неё камнем на шее и вместе тонуть ради сегодняшних интересов генералов и адмиралов; 2) демилитаризоваться, взять своё географическое положение в свои руки, дистанцироваться от России, интегрироваться в Европу, получать выгоды в роли малой страны, избежав вышеперечисленных неприятных альтернатив; по производству кооперироваться прежде всего с Литвой, а по торговле и транспорту с Белоруссией, стать её портом и базой её морского флота. Калининград мог бы сделать Белоруссию морской державой.

Написано и подготовлено для ксерокопирования
1 декабря 1995 г.

Впервые набрано на компьютере и подготовлено
для «Academia.edu» и для «Проза.ру»
3 мая 2017 г.   


Рецензии