Через поляну к Иоанну
Добираться туда надо пешком, приближаясь, шаг за шагом к гармонии, совершенству и простоте…
Купол храма Иоанна Богослова показался на мгновение и тут же скрылся за одним из углов современной шестиэтажной коробки. «Так вот ты каков? Поманил и растаял. Это уже из области мирского, но никак не духовного», - подумала я и с еще большим рвением устремилась на поиски дороги, ведущей к храму. Он вновь мелькнул одноглавием открывшейся неземной красоты и исчез, но я уже не расстраиваюсь и, ускоряя шаг, старалась не расплескать, сохранить эти первые впечатления. Вот и кромка поляны, шагнув на которую я позабыла о многом, лишь на подсознательном уровне ощутив причастность к тому, что предстало передо мной: стройное, невесомое совершенство, с летящим в небо куполом. Он был довольно далеко и мне не терпелось приблизиться, притронуться и убедиться, что красота эта не растает вместе с бегущими в небе облаками, не уплывёт вниз по обмелевшей Ишне, как обычный мираж.
Ромашки, васильки, клевер, колокольчики - классические полевые цветы средней полосы России не преграждали мне дорогу, обрамляя ее, указывали верный путь. Но их, дорог, как в той сказке – три. По какой пойти? Вечный вопрос! Оказалось – прямо. Мне её указал один из встречных. Он говорил с протяжностью москвича смешанной с окающим акцентом жителя русского Севера, что явно выдавало в нем местного жителя. Ведь Ярославщина, расположенная между Московией и Вологодчиной, наделила своих обитателей промежуточным протяжно– окающим диалектом. Он окал, растягивал слова, указывая на дорожку, что ведет к мостику через речку Ишня некогда судоходную, сейчас же обмелевшую, затянутую камышами, кувшинками, да водорослями. Не верится, что эту маленькую речушку в былые времена знавали русские купцы. Пусть Ишня не сохранила многоводие свое, но, зато, дала название поселку, который расположился на её берегу. Эта речушка сохранила многочисленные легенды о себе.
Одна из них повествует о том, что церковь Иоанна Богослова приплыла сюда по течению реки и встала на крутом берегу. Кто–то может не поверить, а мне эта легенда кажется вполне реальной, ведь бревна корабельной сосны, из которой построена церковь, добиралась сюда водным путем и уже здесь, на месте, два монаха Авраамиева монастыря, что в ближнем Ростове, сложили ее быстрехонько, за год, но даже тем самым не увековечили своих инён. Может быть от того, что первоначально строили они церковь для сбора пошлины с проходивших мимо судов в пользу Авраамиева мужского монастыря и остались безымянными мастерами-строителями? Хочется надеяться, что не навсегда потеряли мы их имена заложенные, как многозначный код в фундамент этой церкви. Вполне возможно, кто–то из потомков найдет ключ к этой тайне.
Эти факты я узнала чуть позже. Поспешила немного, извините. Впечатления нарастают: все чётче вырисовывается купол, но ощущение легкости, устремленности в небо, от довольно высокого строения, усиливается. Мне и самой вдруг захотелось парить, а, верней, воспарить, устремиться вверх также легко и изящно, как это делает купол Иоанна. Я пытаюсь, но потом ловлю себя на мысли, что это совершенно ребяческая выходка и ничего у меня не получится. Озираюсь по сторонам. Не хочется выглядеть маленькой девочкой в глазах моего солидного спутника. Но нет, к счастью, он не заметил этой попытки взлететь. Тоже, очевидно, увлечен, потрясен, хотя и не пытается воспарить. Все–таки здорово, вот так, постепенно приближаться к чуду! Как – будьто есть и доля твоего сотворчества в создании этого дива-дивного.
Подойдя вплотную к церкви, не разочаровываюсь, а, лишь, пытаюсь поддержать, усилить впечатления, поглаживая трехвековые деревянные срубы. Эта близость позволяет впитывать в себя истории минувших лет, увидеть миллионы судеб представших перед этим древним луковичным храмом. Вот уж воистину гармония в простоте! В который раз убеждаюсь в этом и спрашиваю хранителя церкви Иоанна Богослова:
- Как же удалось уберечь эту диковинку в столь прекрасной форме.
- В сим виноваты мастера, сотворившие храм, - отвечает он напевно-мелодично.
Он произносит это важно, как полагается хранителю подобного сооружения и рассказывает о необыкновенной пропинке, состав которой до сих пор не удалось установить, но, зато, благодаря ей вот уже три века отражаются в водах стройно – строгие формы храма Иоанна Богослова.
Гульбище, купола, храм – такие родные, согревающие душу слова. Кстати, гульбища век тому назад превратились в гульбище. Оно сохранилось лишь с левой стороны. Но и этого вполне достаточно, чтобы ощутить дух времени. Тогда любой вопрос решали на народном собрании; будь то посев или уборка урожая, помощь в постройке нового дома для односельчанина, сбор ополчения, свадьба или похороны – все обсуждалось миром на гульбищах.
Мы заходим в церковь. С первых лет гражданской войны не совершаются здесь обряды, не раздается мерный, кажущийся заунывным голос батюшки, не слышно просьб молящихся обращенных к Господу; лишь ветер разгуливает между кустов и деревьев церковного кладбища, да блики ярких молний освящают загрустившие лики святых. Может за грехи наши, за то, что забыли когда то дорогу в храм, и решил наказать нас Господь, чуть не лишив прекрасного творения. В одну из грозовых ночей залетела шаровая молния в растворенное окно церкви, поблуждала по ликам святых, как бы ища место для удара – мести, для наказания за строптивость и, не найдя такого, вылетела в открытое окно.
- Господь милостив, - сказали узнавшие об этом селяне.
И все–таки после «незваного посетителя» пришлось отправить иконы на реставрацию. В церковь их так и не вернули. Они находятся в экспозиции Ростовского музея – заповедника, потому–то при входе в церковь на нас глянули лишь пустые глазницы знаменитого когда-то иконостаса. Чуть приоткрытые святые врата (копия 18 века) позволяют заглянуть в алтарь, где совершались церковные таинства. Прекрасно сохранилась в алтаре и сточная труба, смонтированная при постройке церкви в 17 веке.
Поблагодарив старательного смотрителя за рассказ о храме, я медленно спускаемся вниз по высокой лестнице. Вот за спиной слабо щелкнул замок – ровесник церкви. Мой смотритель, опираясь на палочку, не торопясь прошел к своему дому. Ласточка пролетела низко – низко над поляной и вновь воспарила к куполу. Я ложусь на свежевыкошенную траву чуть поодаль от церкви, перевожу взгляд с неба на купол, затем, вновь любуясь стройным станом Иоанна, и время для меня замирает. Я ощущаю дыхание вечности.
Г. Ростов Великий, Ярославская область
Свидетельство о публикации №217050401355