Рядом с Пушкиным. Дантес. 3

… Почему же Пушкин  уже с зимы тридцать шестого года испытывал лихорадочное беспокойство? Об этом пишет его сестра: "Я не помню его в таком отвратительном состоянии духа", ведет речь в январском ответном письме Пушкину Прасковья Александровна Осипова: "Оттенок Вашей меланхолии перешел и в мое сердце,  а между тем одному Богу известно, как я желаю, чтобы вы были счастливы и довольны.
Один знакомый пишет мне из Петербурга, что Наталья Николаевна продолжает быть первой  среди красавиц на всех балах. Поздравляю ее с этим и желаю, чтобы можно было сказать о ней, что она самая счастливая среди счастливых."
На это указывают и три дуэльные истории, зачинщиком которых он стал в том феврале.  Подобного   не случалось со времен его бурной молодости.

   В марте скончалась   Надежда Осиповна.  Александр Сергеевич   "положил тело матери  в Святогорском Успенском монастыре и тут же сделал вклад обители на собственную свою могилу." 
Он  хотел оставить Михайловское  за собой, но не нашел   средств для   раздела с родственниками.
В апреле выходит первый том  журнала «Современник», разрешенного   Пушкину для издания.   Он  начинает новый  журнал не только и не столько в попытках поправить материальное положение семьи. Задача Пушкина — просветительство.  Считая     литературу   орудием образованности общества, он хочет  "найти и воспитать своего читателя" и      привлекает  для сотрудничества друзей - единомышленников: Гоголя, Тургенева, Жуковского, Вяземского. 
Однако на  новинку подписалось всего шестьсот  человек, что не покрыло ни типографских расходов, ни гонораров сотрудников. Два следующих  тома  Пушкин более чем наполовину наполнит своими произведениями, по большей части, анонимными.  В четвёртом томе "Современника" опубликует  "Капитанскую дочку", но  восторженных отзывов   услышать не успеет.

... В последнее пушкинское лето  Анна  Вульф, сообщая матери, что  "Современник" не пользуется большим успехом",  замечает: "А жена его уж на будущие барыши наняла дачу на Каменном острове еще вдвое дороже прошлогоднего".
В отсутствии мужа Натали  с сестрами перебирается  за город.  Он же  из Москвы шутливо отчитывает жену:
"И против тебя, душа моя,  идут кое-какие толки… видно, что ты кого-то довела до такого отчаяния своим кокетством и жестокостью, что он завёл себе гарем из театральных воспитанниц. Нехорошо, мой ангел; скромность есть лучшее украшение вашего пола."    Конечно, это о царе

В это же время  после годичной отлучки в Петербург вернулся  барон Геккерен с документами об  усыновлении Дантеса, которому  королевским декретом   предоставлено голландское подданство,  голландское дворянство и присвоено имя барона ван Геккерена.  Жорж Шарль Дантес - Геккерен становится богатым женихом.

Наталья Николаевна благополучно родила четвертого ребенка, а муж  первого  июня  подписал два новых заемных письма — на пять тысяч и три тысячи  рублей сроком на полгода.  Деньги дал  под проценты  дальний родственник — отставной поручик князь  Оболенский, известный игрок.

Лето   выдалось  ненастное,  и к Пушкину пришло  вдохновение. Кроме  "Капитанской дочки",  рождается   названный впоследствии каменноостровским  поэтический цикл,  в центре которого - драма жизни и смерти, мысли о внутренней свободе и независимости художника. ... Предчувствие собственного  близкого конца.   Понятия "труды поэтические, семья, любовь"   стоят здесь в одном ряду, обозначая главные ценности бытия.
В этих стихах много величия, горечи и печали.
На обороте чернового листа  "Памятника"  его рукой торопливые карандашные строки:
"Пошли мне долгу жизнь и многие года!"
- Зевеса вот о чем и всюду и всегда
Привыкли вы молить — но сколькими бедами
Исполнен долог век..."

"Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив", — писал он  жене в то последнее лето. - "Не сердись, жена, и не толкуй моих жалоб в худую сторону. Никогда не думал я упрекать тебя в своей зависимости ... Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным."
Посетивший Пушкина в это время  французский литератор,  историк и дипломат Леве-Веймар рассказывает: "Счастье его было велико и достойно зависти, он показывал друзьям с ревностью и в то же время с нежностью свою молодую жену, которую гордо называл "моей прекрасной смуглой Мадонной." "Я более не популярен", - говорил он.  Но, наоборот, он стал еще популярнее благодаря восхищению, которое вызывал его прекрасный талант, развивавшийся с каждым днем".

   А Софья  Карамзина, встретившая Дантеса первого июля на петергофском празднике, рассказывает: "Он забавлял меня своими шутками,  веселостью и даже смешными припадками своих чувств как всегда, к прекрасной Натали.»   
Странно...  Уже способен смеяться над своей страстью?
В августе кавалергардский полк после маневров разместился в Новой Деревне. Острова оживились. Начались балы в здании минеральных вод, расположенном неподалеку от каменноостровских дач. 
Дантес — не только  один из лучших кавалеров. Вокруг  его двойного имени возник  романтический ореол – теперь гадают,  то ли  он - отпрыск королевской семьи,  то ли   — побочный сын посланника. Новое имя открыло  перед ним    двери дипломатических салонов и самых аристократических домов Петербурга, в которых  принят его приемный отец.
Он  уже успел влюбить в себя  Екатерину Гончарову и княжну Марию Барятинскую.  Неизвестно, знала ли Наталья Николаевна о второй   но, по воспоминаниям современниц,  уже ревновала Дантеса к своей сестре.

Что это? Самолюбие уязвленной красавицы? Вдруг проснувшаяся любовь? И почему Дантес больше не хранит тайну?
Он не только частый  гость на её даче. Не только  "присылает ей книги, театральные билеты с щекотливыми записками и  постоянно ангажирует   её на танцы", что для того времени было вполне допустимо. Высоченный красавец-кавалергард в великолепном мундире, с лихо закрученными усами и светлыми, слегка навыкате, глазами   бесцеремонно  преследует замужнюю даму,  словно, намеренно  стремится её скомпрометировать,  намекая на их   интимные отношения.
А ведь всего несколько месяцев назад он твердил Геккерену о  глубоком    чувстве  к ней, уважая её отказ нарушить долг замужней женщины и, кажется, вполне искренне страдал...  Может быть, те  письма - поздняя подделка? Или их героиня — не  Пушкина? Иначе куда вдруг делась "великая и возвышенная страсть?"  И каковы истинные чувства Дантеса осенью 1836 года? Может быть, это   безумное  стремление любым способом добиться цели?  Или желание отомстить? Перемену в его отношении к Пушкиной никто не объясняет. Пишут только, что мадам Пушкина   отпора назойливому кавалеру давать не хотела или не могла — лишь   опускала глаза и краснела.

Свет шушукается,  бросая на обманутого или ожидающего скорого обмана мужа  оскорбительно сочувственные взгляды... Первый поэт России   становится  объектом насмешек, злых намеков и плоских шуток.
Полтора года из шести прожитых  с женой лет он провел в разъездах и все время боялся, чтобы она  не сделала в свете ложного шага в его отсутствии. Теперь  позор  происходит на его глазах. Но Пушкин  открытого скандала  пока не допустил, только перестал принимать Дантеса у себя  в доме. То же самое сделали и Вяземские.
А Наталья Николаевна?  В ответ на предупреждение Вяземской она   искренне или притворно? - возражает: "Мне с ним весело. Он мне просто нравится, будет то же, что было два года сряду." 
И  зазвучало осуждение от  друзей Пушкиных.  В середине сентября  Софья Карамзина пишет брату  о своих именинах: "Получился настоящий бал, и очень веселый, если судить по лицам гостей, всех, за исключением Александра Пушкина, который всё время грустен, задумчив и чем-то озабочен. Он своей тоской и на меня тоску наводит. Его блуждающий, дикий, рассеянный взгляд с вызывающим тревогу вниманием останавливается лишь на его жене и Дантесе, который продолжает всё те же штуки, что и прежде,— не отходя ни на шаг от Екатерины Гончаровой, он издали бросает нежные взгляды на Натали, с которой, в конце концов, всё же танцевал мазурку. Жалко было смотреть на фигуру Пушкина, который стоял напротив них, в дверях, молчаливый, бледный и угрожающий. Боже мой, как всё это глупо !"

Тогда Наталья Николаевна, видимо, объяснилась с Дантесом,  отвергая его ухаживания. На это указывает  запись из   дневника княжны Барятинской, к которой якобы безрезультатно сватался француз: "Maman узнала через Трубецкого, что Дантеса отвергла госпожа Пушкина." 
Но тот не успокоился. Наоборот, в  дело лично вмешался Геккерен-старший, за что  Пушкин позднее в своем обвинительном письме прямо назвал его сводником. При каждом удобном случае теперь дипломат  твердил Натали   о  страданиях сына,  призывая уступить  его желаниям.  Вот только,обвиняя в подлости приемного отца,  поэт не ведал, что дипломат получал от Дантеса    письменно инструкции,  как вызвать  у женщины  жалость и вырвать обещание об их встрече наедине.

По  просьбе Дантеса,  Идалия Полетика, жена его приятеля и родственница Натальи Николаевны, устроила их свидание наедине у себя в доме. Известна и дата — второе ноября. Об этом есть рассказ  самой Пушкиной.  Якобы она приехала к Идалии, но там  её ожидал  Дантес, который  выхватил пистолет и начал угрожать, что немедленно застрелится, если она  тут же ему не отдастся. Спасло ситуацию  стойкое женское сопротивление  и  появление то ли дочери Идалии, то ли её самой. Освободившаяся Натали  бросилась  к Вяземской, чтобы всё ей тут же сообщить.

   Вот нам и превращение возвышенного чувства в неприглядный фарс!
Узнал ли об этом несчастный муж?  Пожалуй. Ведь жена ничего от него не скрывала?  Разделял ли её версию?  Кто знает...
 
Через два дня, четвертого ноября,  городская почта доставила Пушкину и нескольким  его друзьям  одинаковые конверты без  адреса отправителя.  В каждом  находились  запечатанные письма к Пушкину. Кто-то вскрыл  и прочел, кто -то передал ему   не читая. Это были анонимные  пасквили - дипломы рогоносца:
"Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. Борх".

Термин "коадъютор"” — из церковной практики. Когда католический епископ впадает в физическую или духовную дряхлость, ему дают помощника — коадъютора. "Великий магистр Ордена" Нарышкин,  был дважды рогоносцем, поскольку его жена, Мария Антоновна Нарышкина, четырнадцать   лет была любовницей Александра I, а потом сбежала с его флигель-адъютантом в Париж.  Сам Нарышкин  за счет жены  сделал замечательную карьеру, став  обер-егермейстером двора.  Графе Борх считался гомосексуалистом, а его жена была известна своим распутством.
 
Конечно, упоминание Пушкина рядом с Нарышкиным  подразумевало, что Наталья Николаевна – любовница императора.   Но  в то время   появление анонимных писем связывали только с именем Дантеса.  Среди откликов современников  нет ни одного,  намекающего  на царя. Может быть, потому, что    точного содержания пасквиля  не знали  и  были уверены, что в нем  прямо названо имя Дантеса?  Но   уже после дуэли друг Вяземский не побоялся послать   копию  "диплома"       брату императора.  Сомнительно, чтобы   не понимал  намека. Пожалуй, демонстрировал    непонимание.
Пушкин же все, конечно,  понял... Но   авторство пасквиля уверенно связал  с именем Геккерена старшего, имея, по его утверждению,  прямые доказательства, хотя они   неизвестны до сих  пор. А без них  трудно разделить его  мнение  - ведь   дуэль  при распространении подобного письма была  неизбежной и   при любом исходе грозила  крахом  карьеры в Росссии обоим Геккеренам.
Современные пушкинисты косвенно подозревают в  авторстве диплома князей Гагарина и Долгорукова.  Жену  Нессельроде.  Идалию Полетику.

   Муж потребовал от жены объяснения,   получил его  и  уже вечером  послал   вызов на  имя господина Жоржа Дантеса Геккерена-младшего.

 Дальше — вихрь событий. Волнений. Неожиданностей.
Геккерен-отец   просит  отсрочки на сутки, на что Пушкин  соглашается. Наталья Николаевна подключает   Жуковского и тетку Загряжскую.  Дипломат  добивается отсрочки дуэли ещё на две недели и  уговаривает Натали  написать Дантесу, прося не драться с мужем.
Пушкин хочет  освободиться от  казенного долга в сорок пять тысяч рублей путем продажи в казну части болдинского имени, но не получает разрешения царя.
Друзья и родственники всеми силами пытаются заставить его  отказаться от поединка. Но он не идет ни на какие уговоры.
Вдруг  Дантес... делает предложение  сестре Натальи Николаевны - Екатерине Гончаровой.  И  17 ноября   Пушкин отзывает  вызов.

   А дальше — мученическая трагедия Пушкина.
Ох, как напрасно он  посчитал себя отмщенным, унизив и оскорбив противника! - Свет жестоко мстит ему самому.   Никто не считает Дантеса трусом, отказавшимся    от дуэли ценой невыгодного брака. Все превозносят  его- рыцаря, принесшего  себя в жертву ради любимой женщины.
Пишет графиня  Бобринская: "Никогда еще, с тех пор как стоит свет, не подымалось такого шума, от которого содрогается воздух во всех петербургских гостиных— Геккерн-Дантес женится!  Вот событие, которое поглощает всех и будоражит стоустую молву.  Он женится на старшей Гончаровой, некрасивой, черной и бедной сестре белолицей, поэтичной красавицы, жены Пушкина. И чем больше мне рассказывают об этой непостижимой истории, тем меньше я что-либо в ней понимаю Это какая-то тайна любви, героического самопожертвования, - это Жюль Жанен, это Бальзак, это Виктор Гюго. Это литература наших дней. Это возвышенно и смехотворно."

Вяземский поясняет: "Часть общества захотела усмотреть в этой свадьбе подвиг высокого самоотвержения ради спасения чести г-жи Пушкиной. Это оскорбительное и неосновательное предположение дошло до сведения Пушкина и внесло новую тревогу в его душу. Он увидел, что этот брак не избавлял его окончательно от ложного положения, в котором он очутился. Молодой Геккерен продолжал стоять, в глазах общества, между ним и его женой и бросал на обоих тень, невыносимую для щепетильности Пушкина".

Поэту  нечего было противопоставить клевете: он был связан обязательством хранить в тайне историю несостоявшейся дуэли.
 
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/05/05/663


Рецензии
Хорошо, логично ведёшь сюжет, Люда, уместно цитируешь письма. В сущности это была травля Пушкина. По воле небес? По безволию поэта? А если была другая «тема»? Ты тут верную интонацию насчёт поведения Дантеса взяла, помянув, как изменился он, осмеивая свою страсть к молодой неопытной Натали, и продолжая соблазнять её.
Ох, Людочка как много переплетений и злокозней в этой истории! И случайны ли сомнительная праведница Софья Карамзина, и ненавидящая Пушкина Идалия Полетика… (Кстати! Поговаривали, что она была любовницей Ланского, за которого потом вышла замуж Натали Пушкина) Так вот: эта Идалия ненавидела Пушкина – за что остаётся только догадываться. Это светское спесивое стадо так легко делится на своры… Но самое нутряное в трагедии семьи Пушкина – это масоны. Как и в судьбе Лермонтова. Но тему эту я трогать не стану – слишком она на айсберг смахивает. Введи в поиск «Пушкин Геккерн масоны» и «Лермонтов Мартынов масоны» – сама поймёшь о чём я. Недаром поэт Николай Зиновьев, который сравнивал Россию с рябиной на обрыве просил в своих стихах забить окно в Европу. Несколько лет назад я начала исследование о Лермонтове и споткнулась об этот айсберг. Не знаю уже – закончу ли? Знаю только одно: Тьма приходит с Запада…
Растревожила ты меня, Люда – и это плюс твоей работе…

Лариса Бесчастная   19.05.2017 00:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Ларочка.
Я не стала касаться ни масонского, ни шпионского следа намеренно. Пожалуй, потому, что сомневаюсь в его истинности. Ведь "непростой" нрав и меткий злой поэтический язык Александра Сергеевича и Михаила Юрьевича создали им множество врагов в высоких сферах. Хотя... почему-то о смерти Пушкина долго "гудел" Париж.
А Полетика... видимо, были причины личные. Есть версия, что она была влюблена и в Дантеса. Да, и как не быть свободной в связях незаконной дочери русского вельможи и иноземной дамы?


Людмила Лунина   19.05.2017 15:22   Заявить о нарушении
Вы кажется пропустили как реально "ценил" Натали д-Антес и как он называл ее в письмах = кажется об этом есть акцентировано у Ахматовой
Это важно (скрытое и куда более малоизвестное) ибо ведет к версии = д-Антес исполнил заказ (компромат на пушкину) - он не мог не знать кто такая при Дворе Его, которую муж 4 года непрерывно просил не кокетничать с Ним, но вдруг как белены объелся - с декабря 1835 кинулся (публично) в гон, состоя при этом в интимной связи с неск особами и готовясь к браку с М Барятинской...

Поль Читальский   24.07.2023 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.