Презумпция невиновности

                Сёма Полонский учился вместе со мной на одном курсе в Харьковском мед.институте. Не то, что бы мы особенно дружили, но будучи единственными евреями на весь курс в те достославные времена, то есть в начале семидесятых, невольно общались время от времени. Сёма являл собой довольно типично еврейское зрелище, хоть в нацистскую газету его портрет помещай. Среднего роста, полноватый, неуклюжий брюнет, с пухлыми губами, горящими энтузиазмом голубыми глазами и орлиным носом, Сёма вдобавок размахивал руками и должен был непременно встрять в любой рядом ведущийся разговор. Одним словом, и антисемит и сионист могли хором воскликнуть: вот за что я люблю евреев! Первый с сарказмом, второй с восхищением.

                После третьего курса отправились мы в сентябре помогать труженикам села убирать, а точнее, губить, урожай помидоров. И у меня и у Сёмы сельскохозяйственные работы ничего кроме отвращения не вызывали.

                Руководителем, точнее нашим начальником, оказался отъявленный жлоб и антисемит с кафедры травматологии. Он вальяжно и презрительно вправлял студентам, что в нашем возрасте он с автоматом в руках защищал родину. Сёма немедленно вякнул, что сейчас не война, а то бы и мы с автоматами бегали, а не с тяпками. На это начальник заорал, что если бы Сёма так с автоматом обращался, как он обращается с тяпкой, то прострелил бы себе ногу и пошёл под трибунал. Я внутренне согласился с основательностью его суждения, добавив себя к Сёме в расстрельный список. Позже доброхоты мне доложили, что начальник за бутылкой откровенно признался, что он бы этих двух жидов, то есть меня и Сёму, лично под трибунал отправил.

                Дни шли и мы с Семёном получали всё больше нагоняев. И норму мы хронически не выполняем и ведём себя кое-как. Какие там ещё были придирки я не помню, но оказалось, что любимым аргументом Сёмы является «презумпция невиновности». Он этот юридический термин всё время употреблял и им бравировал, чем доводил нашего начальника до исступления, тем более, начальник понятия не имел что он означает. Кончилось дело тем, что нас решено было, то есть решил это наш начальник-травмотолог, отправить из колхоза в город с выговором и рекомендацией исключения из института. Сёма опять пытался ссылаться на то, что вина наша не доказана, а следовательно работает презумпция невиновности. Он настаивал, что трудимся мы в меру сил, а если и хуже остальных, то не по злому умыслу, а потому что родились и выросли в городе и о сельских работах понятия не имеем. Это было правдой. Основной контингент медицинскокго института тех лет – бывшие сельские жители, которые в отличие от нас неплохо знали специфику работ. Дальше произошла странная история. Мне до сих пор кажется, что она на совести нашего травматолога. Сёму тем же вечером отколотили местные. Сёма вернулся в наше общежитие в лунатическом состоянии и тут же лёг в постель, ни с кем не заговорив, что на него было настолько не похоже, что я моментально разволновался и заподрзрил неладное. Я подсел к нему и буквально клещами вытянул происшедшее. Мне очень хотелось его спросить: «Ну как, помогла тебе презумпция невиновности?». Я конечно промолчал и вместо расспросов осмотрел его. К счастью, самой тяжёлой травмой оказалось лёгкое сотрясение головного мозга. Переломов я не обнаружил. Впрочем, хороший фингал под глазом ещё долго менял цвета. Наутро мы отправились с позором в город на свидание с деканом. Декан оказался нормальным человеком и только тяжело вздыхал. Мы продолжили трудовой семестр в стенах института, а Сёма ещё и получил больничный лист в связи с побоями.

                В дальнейшем Сёма, в отличие от меня, не оставил карьеру врача не только на родине, но и в Канаде. Я в своём Чикаго его не встречал, но однажды у общих знакомых познакомился с его женой. Жена рассказала, что Сёма сейчас (это происходило пятнадцать или семнадцать лет назад) в резидентуре по хирургии, то есть на практике после сдачи медицинских экзаменов. Приходится ему очень тяжело. В скобках добавлю, что в резидентуре всем очень тяжело, а Сёма был к тому же не молод и английский не его родной язык. Когда он приходит домой, поведала жена, то сидит и плачет.
   
                По-видимому, судьба последовательно старалась объяснить Сёме, что презумпция невиновности является скорее мечтой и идеалом, чем законом жизни.


Рецензии
На мой взгляд, именно отсутствие "презумпции невиновности" является основным законом человеческого бытия! А термин красивый придумали, чтобы "пудрить мозги" доверчивым юнцам. Судя по всему, наши вузовские годы объединяло одно десятилетие, мои шли чуть позже Ваших, но антураж был удивительно похожим. И я думаю, что не государственный строй тому виной, а человеческая природа. Всегда находились люди, обожающие помыкать подчиненными и злоупотреблять своей маленькой властью, прикрываясь при этом высокими словами. В отличие от Вашего знакомого, я не испытывала особых физических затруднений, когда наш курс посылали "на картошку", но тоже едва не вылетела из вуза, когда попыталась придать официальною форму стихийным протестам однокурсников, протестовавших против убогой кормежки (кормили исключительно той же картошкой и даже хлеб не всегда привозили) и отсутствием возможности помыться после работы. Зато, как только объявили забастовку и сообщили об этом в горком комсомола, то в наш лагерь немедленно примчался комсомольский лидер института и принялся тыкать нам в нос строителями Магнитки и Комсомольска на Амуре. Хлеба при этом не привез. На пресловутую "презумпцию" у меня уже в те годы надежды не было, поэтому тылы были подготовлены соответствующими петициями не только в комсомольские , но и во все другие инстанции, поэтому "зачинщикам " удалось обойтись без "строгача".
Кстати, тот самый "идейный" лидер в настоящее время работает ректором того же вуза с зарплатой! в 1,5 миллиона в месяц, тогда как профессор того же учебного заведения имеет окладом всего 15 тысяч. Наверное, тут тоже сработал некий закон природы, например;" Хочешь жить хорошо, умей вертеться!"
Извиняюсь, если отклик получился слишком пространным, но Ваш рассказ всколыхнул давние, но яркие воспоминания. Инга.

Инга Риис   14.11.2017 15:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.