Неопределённость смыслов

                Я с опаской приступаю к этой истории. Всё в ней смутно и неопределённо. У художника Лёни во дворе проживала семья эстонского художника с немыслимой фамилией типа Ээсмаа. Запомнить я её толком никогда не мог. Лучше называть его по имени, которое у меня вызывает меньше затруднений – Андрес. Русскую его жену звали Инна и она тоже была художником, а также керамистом, и ещё она делала куклы, не детские, а нечто под куклы стилизованное. Как в одной семье могут уживаться два художника - не знаю. А тут ещё и мама Андреса, Виктория Николаевна (это её так перекрестили для удобства, на самом деле она носила какое-то эстонское имя) увлекалась теософией и записывала под диктовку "внутреннего голоса" длиннейшие откровения. Рос ещё у них и сын какой-то странный. Большие у меня сомнения возникали, на него глядя, относительно его сексуальной ориентации.
 
                Семья Андреса при Советской Власти процветала. Дело в том, что Прибалтике модернизм разрешался и был он востребован любителями живописи. Андрес, как Прибалтийский художник, выставлял довольно фривольные в смысле модернизма картины и заодно протаскивал Инну. Андреса покупали. Не то, что бы его картины висели в ведущих музеях, но на жизнь хватало. Хватало и  Виктории Николаевне на теософский бред, и на поездки летом опять же в Прибалтику тоже хватало. Мне картины Андреса тогда скорее нравились, так как я в числе остальных оставался человеком затравленным, со сниженными запросами в смысле качества искусства. Лишь бы не соцреализм. Позже я сменил точку зрения на творчество Андреса и пришёл к выводу, что ничего оригинального и по-настоящему живого оно в себе не заключало.
 
                Несмотря на материальное благополучие, миром в семье не пахло. Главным возмутителем спокойствия являлась Инна. В противоположность флегматичному Андресу, Инна постоянно самовозгоралась. Что-то не давало ей покоя. Прежде всего ей нужно было доказать, что как художник она не уступает Андресу и вполне бы её заметили и без его помощи. Чудилось мне здесь нечто болезненное. Словно началось всё гораздо раньше, едва ли не в детстве, а ситуация с мужем просто наложилась на детские комплексы. Так или иначе, запомнилась мне Инна резкостью и внезапностью вспышек по самым разным поводам. Была она среднего роста, худая с пристальным взглядом. Причём этот её взгляд не упирался в собеседника, а как бы блуждал вокруг, словно высматривал кого-то ещё, спрятанного в тени или за его спиной. Несла она разный вздор по самому неожиданному поводу, как правило самой ею и изобретённому. Скажем, вдруг набрасывалась на христианство, что оно мол лишает человека свободы воли. Через минуту она о христианстве забывала и вонзалась во что-нибудь ещё. Изнутри её грыз бес непокоя. Ладно бы ещё просто непокоя, я тоже человек неспокойный, но непокой этот всегда стремился найти точку приложения вовне. Она ссорилась со всеми. Со мной, с Андресом, с сыном. Сын вёл скрытное существование и старался никому на глаза не попадаться. Кроме того, что секретом не являлось, Инна прикладывалась к бутылке.
 
                В начале девяностых они развелись и Андрес уехал в США. Сын закончил художественно-промышленный институт и я его видел всё реже. Инна бедствовала, продавала керамику и кукол, но покупали не очень, время стояло суровое и людям было не до искусства. Андрес за границей тоже не особенно процвёл. Учитывая его успехи в совке, он видимо решил или его друзья думали, что этот успех получит продолжение за океаном. Не один он пролетел на подобных иллюзиях. Так что я не думаю, что он оказался в состоянии материально помогать жене, матери и сыну. Что до матери, то она чем дальше, тем больше погружалась в теософскую паранойю. Видел я её пару раз, она еле волочила ноги и что-то бормотала себе под нос. Потом я начал встречать Инну с каким-то довольно представительным мужиком. Правда оба, похоже, в состоянии трезвости находились не часто. Во всяком случае, Инна глядела на него снизу вверх завороженным взглядом. Я в тот период с Инной никак не пересекался, разве что на улице или во дворе у Лёни встречал. У меня самого жизнь шла кувырком и не до сумасшедшего дома в Лёнином дворе мне тогда было.

                Внезапно Лёня с глазами на лбу мне сообщил, что Инна покончила с собой. Я так и не понял как именно она себя порешила, но умерла не сразу, а плакала и просила прощения у сына, своих родителей, которых я никогда не видел, кажется они и не в Харькове жили, а также у Виктории Николаевны, которая по такому случаю отвлеклась от "внутреннего голоса". Это всё мне тоже Лёня рассказал, который суетился вокруг, выпучив глаза и высунув от ужаса язык. С его слов ситуация выглядела так, что мужик, который, как выяснилось, работал электриком, Инну бросил. Инна влюблена в него была последней, закатной любовью и понимала, что теперь старуха и на оставшуюся жизнь одна. Это кстати тоже являлось её заскоком. Она категорчески не хотела стареть и её бросало в холодный пот от одной мысли о старости. Она и пила во многом по этой причине. Я замечал за ней эту придурь давно, ещё когда заходил к ним в гости. При разговорах на тему возраста, Инна начинала вести себя неадекватно и лучше было рассуждения такого рода при ней не начинать. Но до конца мне её самоубийство не ясно. По-видимому навалилось всё вместе: нищета, страх одинокой старости, а главное, разбитое сердце. Что-то там у них ещё и с сыном происходило. Предположений строить не хочу, но боюсь, сыграла роль и его нетрадиционная ориентация. До высот современного либерализма Инна не успела дорасти.
 
                Жуть меня охватывает, когда я представляю себе её последние часы, когда она, находясь в сознании, просила у всех прощения, ничего уже не будучи в состоянии изменить. Если уж уходить так, то чтобы сразу.
 
                Виктория Николаевна вскоре последовала за Инной, но мирным путём и в компании "внутреннего голоса". Андрес постепенно остался без средств и окончил дни в доме для престарелых самого бедного, то есть за государственный счёт, типа. Так проходит слава земная. Мне даже трудно себе представить этого флегматичного, уверенного в себе человека в доме для престарелых и всеми брошенного. Я-то могу очутиться в подобной ситуации, но никогда не купался в лучах успеха и ни на что не рассчитывал.

                Несмотря на вполне определённые причины и следствия, весь этот ужас, падение дома Эшеров, расплывается у меня перед глазами в тумане неопределённости. Слишком много здесь чёрной краски и пейзаж покрывается как бы чернилами каракатицы, под которыми неразличимы делаются  подробности случившегося, то есть единственное, что придаёт реальность всякой человеческой драме.       


Рецензии
В юные годы "Падение дома Эшеров", как и остальное творчество Эдгара По, производило на меня глубокое впечатление. С возрастом пришло понимание, что материальная составляющая человеческой жизни является во многом определяющей в его судьбе. Но главным, тем не менее,остается внутренний стержень. Именно он дает возможность выстоять в жизненных испытаниях, а также сообщает то внутреннее спокойствие и уверенность в себе, которым так привлекают сильные духом люди. Именно они умеют выбрать дело по себе и ощущать удовлетворение уже от того, что им занимаются. Настоящие гениальные художники просто творят, а не комплексуют по поводу востребованности, хотя, хороший кусок хлеба с маслом еще никому не помешал. Как и доброе слово, сказанное в твой адрес.
И это утверждение справедливо не только в отношении людей творческих профессий. Мне посчастливилось встречаться с людьми, которые пережили две мировые войны и революцию, и не потеряли себя. И сохранили семью. На их фоне потрясения в нашей стране, произошедшие в девяностых годах прошлого столетия, не выглядят столь ужасающими, хотя, падение государства и ломка общественных устоев, происходившие в то время, перемололи не одну человеческую судьбу. Но это, ведь, как в природе - выживают те, кто может противостоять негативному натиску или хотя бы приспособиться к изменениям окружающей среды. Слабым приходится уйти, чтобы освободить место для следующего поколения, потомков тех, кто сумел выжить. Все это правильно и спокойно, когда читаешь размышления ученых о глобальных процессах в природе и обществе, но в приложении к конкретной личности - непереносимая трагедия.
Теперь хочу сказать еще об одной стороне этой житейской драмы, вызывающей у Вас искреннее(?) непонимание. Действительно, подавляющее большинство мужчин раздражаются и искренне недоумевают, когда наблюдают потуги женщин, во что бы то ни стало, сохранить свою молодость. А ведь, все так просто! И опять корни в нашем животном прошлом, которые мы так любим присыпать пеплом и блестками от достижений боготворимой нами цивилизации. "Мужчина любит глазами" - факт неоспоримый. Его взгляд должен сначала зацепиться за объект, чтобы потом осознать то, что этот объект говорит и делает. Или не слушать, тут уж дело вкуса. И дело не в "порочности" мужчин, а в генетически заложенном способе увеличения числа себе подобных. Самцам всех видов необходимо за жизнь оплодотворить наиболее возможное количество самок детородного возраста. Им важно разнообразие, жизнь в движении. У самки же совсем иная задача - благополучно вырастить потомство. Им важна стабильность. И как бы мы не превозносили эволюцию, против природы не попрешь. Имею огромное количество примеров, когда мужчину в семье не может удержать ни духовное родство, ни умение великолепно обустраивать совместный быт. Все меркнет перед длинными и стройными ногами и юным личиком. Он просто следует глубинному зову природы, а потому - счастлив. Женщина же сталкивается с тем же глубинным голосом:"Проиграла битву, перестала быть нужной - умри!" И далеко не у всех доводы разума перевешивают зов природы, просто потому, что разумная история человека по отношению к общей истории живой природы - гораздо тоньше, чем кожура на яблоке.
А еще мы все страшно боимся одиночества, потому как человек - существо общественное. И пожилая мать вышеописанного художника тут самый счастливый персонаж - у нее есть компаньон, который никуда и никогда не уйдет - внутренний голос. Так что все в этой ситуации вполне ясно и определенно.

Инга Риис   17.11.2017 12:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.