О проблемах памяти и мышления

Понимая, как формируется структура памяти и нейронной сети, можно понять и особенности нашего логического мышления.

Например, когда мы читаем текст, где встречается много незнакомых понятий, мы действуем по определенному алгоритму. Мы отталкиваемся от тех слов, которые нам уже понятны, а когда появляется новое, мы либо пытаемся догадаться по контексту, либо (если это невозможно), ищем определение этого слова в других источниках (словаре, энциклопедии). Если и в этом определении нам встретилось незнакомое слово, мы снова ищем его определение, и так до тех пор, пока не разберемся полностью. Затем мы возвращаемся шаг за шагом к первоначальному тексту и продолжаем чтение. В результате образуется эдакое логическое дерево, в котором понятия связаны друг с другом и образуют единую информационную систему.

Похожим образом устроена и структура памяти, в которой все понятия связаны друг с другом цепью событий и ассоциаций. И если эта структура несовершенна, обрывочна, если в ней плохо прослеживаются логические и ассоциативные взаимосвязи, то это приводит к проблемам памяти и мышления.

Что происходит в том случае, когда с помощью несовершенного мышления и несовершенной системы понятий мы пытаемся анализировать окружащий мир? Это напоминает работу программы в условиях неполноты данных. Программа не пытается пересмотреть систему понятий, не сомневается в совершенстве логической схемы компьютера, она просто пытается заполнить существующие пробелы различными хитрыми способами. Для этого используются методы статистики, комбинаторики и т. д. Проще говоря, программа пытается угадывать то, что ей не доступно, восполнить существующие пробелы своими догадками. То же самое делают и люди, и в первую очередь ученые — с помощью математики и компьютеров.

Вместо того, чтобы пересмотреть сложившуюся систему понятий, найти ошибки в собственном мировоззрении, люди часто идут ложным путем, придумывают гипотезы и теории, которые могли бы объяснить то, что не укладывается в имеющуюся систему, невероятно усложняя и запутывая понимание еще больше.

Правильный же путь состоит в том, чтобы вернуться к тому уровню понимания, на котором все ясно, и отталкиваясь от него, шаг за шагом пересмотреть все логические связи между понятиями, выбросить лишнее, противоречивое, усовершенствовать имеющееся и прийти к новому уровню полного понимания.

И это невозможно без работы над собой, без усилий над самопознанием и устранением личных противоречий. Но только таким образом и добывается истинное знание, только таким образом возможен настоящий прогресс в развитии человека.


Рецензии
Чем сильнее аналитическое,критическое мышление,тем слабее память.
Мышление бывает художественное,дедуктивное суть научное.
Нужно годами наблюдать за какими-то параметрами,объектами что бы обнаружить причинно-следственных связи.

Генрих Поляков   20.05.2017 15:17     Заявить о нарушении
А почему аналитическое мышление обратно пропорционально памяти? Откуда такая закономерность? Статистика?

Гульмира Жамантикова   20.05.2017 15:20   Заявить о нарушении
Когда--то насчет взаимосвязи памяти и критического мышления я прочитал у В. Леви.
Если по тексту начинаешь задавать вопросы типа:достоверность,уровень значимости,а стоит ли запоминать справочные данные итд то мало что запомнишь.
Простое самонаблюдение.

Генрих Поляков   20.05.2017 15:33   Заявить о нарушении
Но согласитесь, что не всякую информацию стоит запоминать. И эти вопросы вполне оправданы. Другое дело, что когда информация объективно является ценной и важной, она запоминается легко и без усилий. И такие вопросы просто не возникают.

Гульмира Жамантикова   20.05.2017 15:56   Заявить о нарушении
Запоминается не важное,а сильно возбуждающее.
При утомления память слабеет.В медицинском институте я был в одной группе с некой Н.Галюк,которая подавляла своей способностью к запоминанию,но в дедукции была полной заурядностью.Мнемотехника...?

Генрих Поляков   20.05.2017 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.