Колдун, колдунья, колдовство - этимология

А что такое ворожея? Староста. Колдун! Жид.
Что ж такое колдун и что он делает?
В. Т. Нарежный. Российский Жилблаз, или Похождения князя
Гаврилы Симоновича Чистякова (1814)
 

1) Древнерусский летописец о деятельности волхвов и кудесников

В древней русской литературе термины колдун и колдунья не фиксируются, наличествуют волхвы и кудесники (предсказатели будущего): «И сказал ему (Олегу) один кудесник… (ПВЛ)». Функции того или иного  чародея не определены: «Итак, кто что скажет о творящих волшебным искушением дела? (ПВЛ)».

ПВЛ под 1044 г.: «В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волхвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: «Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти», и носил его на себе Всеслав и до дня последнего своего, оттого и немилостив он был на кровопролитие».

В Повести временных лет (под 1071 г.) отмечается осознание стихийных бедствий как результат мистической деятельности женщин (поздних колдуний и ведьм): «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что «мы знаем, кто урожай держит». И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает, а та — мед, а та — рыбу, а та — меха. … и убивали многих женщин, а имущество их забирали себе. …Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз и съел кудесников (повешенных волхвов)».

Другой пассаж Повести… (1071) рассказывает о сношении кудесника с бесами (сверхъестественными силами): «Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: «Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?» Он же сказал: «Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся». Новгородец же сказал: «А каковы боги ваши, где живут?» Кудесник же сказал: «Боги наши живут в безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов».

"Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями".

«При апостолах ведь был Симон волхв, который заставлял волшебством собак говорить по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или кого-нибудь превращал в иной образ, в мечтании. Так творили Анний и Мамврий: они волхвованием чудеса творили, противоборствуя Моисею, но вскоре уже ничего не могли сделать, равное ему; так и Куноп напускал наваждение бесовское, будто по водам ходит, и иные наваждения делал, бесом прельщаем, на погибель себе и другим».

В общем, богатая основа для красноречивых русских сказок, былин, а позже для литературных образов в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

2) Существующая этимология

Викисловарь

* Колдун. Корень: -колд-; суффикс: -ун. Значение: человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта.
* Колдовать. Корень: -колд-; суффикс: -ова; глагольное окончание: -ть. Значение: заниматься колдовством, с помощью магических приёмов воздействовать на людей, природу.
* Колдунья. Корень: -колд-; суффиксы: -унь-j; окончание: -я. Значение: мифол. женск. к колдун; женщина, занимающаяся колдовством, умеющая колдовать.
* Колдовство. Корень: -колд-; суффиксы: -ов-ств; окончание: -о. Значение: по суеверным представлениям — система магических приёмов, имеющих целью воздействовать на людей и природу.
 
Этимология общая по Максу Фасмеру со вставкой неизвестного автора

(Происходит от неустановленной формы; - вставка) сравнивают с лит. kalba «язык», латышск. kalada «шум, ссора», лат. саlo, -arе «вызывать, сзывать», греч. kaleo «звать, призывать», др.-в.-нем. halon «звать, приносить», holon — то же, греч.  kelados «шум». Ввиду отличия знач. и широкого распространения русск. слова совершенно невероятно заимствование из венг. koldulni «попрошайничать», koldus «нищий». Сравнивают также с колтун «путаник».

3) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1990, вып. 7

Колдование. «Колдование и иное ведовъство». Травник Любеч. 1534.
Колдовати. Колдовать, 1673. Колдовство, «колдовству никакому и людей портить не учивался». XVII в.
Колдун, колдуниха, колдуница, колдунья – вся терминология втор. пол. XVII в.

б) Национальный корпус русского языка

* Приворот (1625-1650, Сборник заговоров): «так бы напали мои слова на сю рабу Б[о]жию имярек, по мне, по рабе Б[о]жии имярек, в ден под с[о]лнцем, в ноч[ь] под м[е]с[я]цом, а избавит[ь] бы ей не мог никакой человек, на земли живущей, ни стар, ни молод, ни мужик, ни женка, ни старец, ни стариц[а], ни колдун, ни ведун».

* А. С. Пушкин. Руслан и Людмила (1817-1820)
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря…
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой...
Там русской дух… там Русью пахнет!

в) Словарь Академии Российской 1789 г.: «Колдунъ. Колдунья. Ворожея, мнимой чародей».

г) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974: «Колдунов Андрей, подьячий, 1613 г., Москва».
 
4) Колдуны в Библии/ст. Ворожба, Некромантия в ЕЭБЕ


«Ворожба, (чародейство, колдовство, волхвование, волшебство). Сущность и история. — В древности языческий мир, в особенности на Востоке, был полон суеверных представлений, среди которых вера в таинственные волшебные силы занимала очень широкое место. Понятие волшебства (чародейства, колдовства) в его многоразличных видах заключается в вере во влияние людей на силы природы и на судьбу отдельных лиц (или народов) путем таинственных средств, в особенности путем магических формул. …
Иудейство очень рано начало борьбу против этого суеверия. Колдовство во всех формах было запрещено даже под угрозой смертной казни (Исход, 22, 17; Левит, 19, 26; Второзаконие, 18, 10—11). … Из первой книги Самуила (28, 8) известно, что "ОБ", означает вызывание мертвых для вопрошения их ; будущем. … Неопределенным является этимологическое и реальное значение слова "ИИДОНИ"; обыкновенно оно упоминается вместе с "ОБ", a o Сауле говорится, что он запретил "ОБ" и "ИИДОНИ" под угрозой смертной казни (I книга Самуила, 28, 9), хотя под влиянием страха сам прибег к их помощи. …
В Талмуде упоминаются различные виды колдовских средств, являющихся не чем иным, как грубыми фокусами. Колдуны или чревовещали брали в рот кость и заставляли ее говорить. …По свидетельству Оригена (Contra Celsum, IV, 33), не только еврейские заклинатели духов называли при заклинаниях имена Авраама, Исаака и Якова, но и языческие волхвы, так как действие этих имен было повсюду известно... Ипполит (Философ., IV, 28) также сообщает, что, по заявлениям кудесников, известные демоны могли изгоняться только путем еврейских заклинаний» … и т.д.

5) Обобщение и вывод

Разумного объяснения (этимологии) «колдовской» терминологии нет, исторические сведения о колдунах и колдуньях в России до середины XVI века отсутствуют. Людей, занимающихся сверхъестественными делами, магией, предсказанием будущего и попутно лекарским ремеслом называли: волхвами, кудесниками, ведунами, ведуньями и ворожеями. Согласно описаниям летописцев они были способны вступать в контакт с «бесами», слышать их «голоса», передавать вопросы людей и получать на них ответы. Со временем «функции» колдунов расширились, обросли легендами и мифами, собственно образ колдуна в народных представлениях сформировался в XVII веке, что вероятно связано с распространением книгопечатания на Руси и расширением доступа  к иностранной переводной литературе.

Первое упоминание «колдовских действий» в России фиксируется в Травнике Любечском 1534 года; Травники - общие медицинские справочники известны с XV века, наряду с медицинскими рекомендациями содержали массу сведений мистического характера: заговоры, заклинания и молитвы.

Деятельность «колдунов» можно отнести к древней лечебной практике, низкий уровень знаний о явлениях природы и неспособность людей объяснить  физиологические процессы,  происходящие во время болезни человека или животного, послужила основанием  определять их как результат влияния сверхъестественных сил. Колдун (лекарь) вступает в связь с этими силами, в результате речевого воздействия (заклинание, молитва об изгнании бесов, болезней, бед)  и применения освященных лекарств (настойки на травах) – изгоняет их из тела человека; внешне это выглядит как мистическое ритуальное действие.
 
Итак, мы выделили образ, колдун – человек, слышащий и понимающий голоса сверхъестественных сил и голоса мертвых; термин необходимо должен содержать слово-понятие ГОЛОС.

Вывод

Медицина в средневековой Руси находилась под контролем Церкви, народные целители могли лечить больных, только получив разрешение от местных церковных властей, иначе их занятие объявлялось  колдовским со всеми вытекающими последствиями.
 
* Епископ Владимирский Серапион Печерский (? - 1275) в четвертом и пятом своих наставлениях выступает против языческого обычая  предавать казни людей, обвиняемых в колдовстве (очевидно не единичные случаи).

V. Обычай поганьский имате: волхвамъ въру имете и пожагаете огнемъ неповинныя человъки. Гдъ се есть въ Писаньи, еже человъкомъ владъти обильемъ или скудостью? подавати или дождь, или теплоту? О, неразумнии! вся богъ творит, якоже хощет; бъды и скудость посылаеть за гръхи наша и наказая насъ, приводя на покаянье» (Памят. Лит. Древ. Руси. XIII век. М., 1981, с. 440-455).
Целесообразно рассмотреть термин в связи с образами и терминологией сакрального языка иудеохристианства.

6) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – КОЛДУН = КОЛ+ДУН, у нас сразу же выявляется соответствующий функции колдуна термин иврита КОЛ голос, глас.

* русск. КОЛДУН, КОЛДУНЬЯ = КОЛ+ДУН = К.Л. + Д.Н. = ивр. КОЛ голос, слух, молва, весть + ЙИДОНИ  колдун, предсказатель будущего, волшебник, целитель, маг.

 Колдун -  специалист по «голосам», предсказывающий будущее посредством истолкования «голосов» бесов или мертвых;  раннее проявление широко распространенного в Европе СПИРИТИТИЗМА  XIX века.

Транслитерация, создание нового слова-понятия на основе библейских образов и терминов, в другой алфавитной системе (русскими буквами), в результате которой происходили некоторые изменения в огласовках (гласных и в йотированных знаках) при сохранении всех согласных букв.
 
Источники

* См. стронг иврита 6963, КОЛ

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_418.htm

* См. стронг иврита 3049, ЙИДОНИ

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_176.htm

* русск. КОЛДОВСТВО, КОЛДОВАТЬ = КОЛ + Д + ОВ + СТВ + О, КОЛ+Д+ОВ+АТЬ = КОЛ  голос, слух, молва, весть + Д связка слова, который + ОВ колдовство, вызывание духа, черная магия, дух умершего + САТА отклоняться (от нормы), сходить с пути, грешник, или СЕТ отступник (еретик).
 
б) Библейский образ

* Левит 19:31: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых (ОВ), и к волшебникам (ЙИДОНИ) не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш».
* 1-я Царств 28:3: «И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей (ЙИДОНИ) из страны».
* Второзаконие 18:10, 11: «(Не должен находиться у тебя) …обаятель, вызывающий духов (ОВ), волшебник (ЙИДОНИ) и вопрошающий мертвых».

Таким образом, русское слово КОЛ+ДУН составлено из двух корней иврита, историческое и логико-лексическое основание – библейские термины КОЛ голос + ЙИДОНИ (Д.Н.) колдун, волшебник, целитель.
«Колдовская» терминология находится в рамках иудейской доктрины, если ты используешь как основу в организации общества идеологию иудаизма, то должен использовать в мышлении и её терминологию, образы, иначе Бог теряет свой абсолютный авторитет.

18.5.2017 г.


Рецензии