Образ семьи в творчестве М. Горького и

Образ семьи в творчестве М.Горького и Г.Исхаки

Институт семьи – очень важный аспект жизни всех времен и народов. Семью не заменит ничто. Никакие идеи, сообщества и объединения. В связи с этим хочется поговорить о семье, об  отражении образа семьи в творчестве М.Горького и Г.Исхаки с точки зрения их отношения к этому глубоко укоренившемуся общественному явлению на предмет укрепления семьи. Почему именно М.Горький и Г.Исхаки? Опираясь на собственное исследование [1], считаю, что данная проблема может раскрыться наиболее полно при сравнении образа семьи М.Горького (1868-1936) с образом семьи в творчестве татарского писателя Г.Исхаки (1878-1954).
Несмотря на то, что указанные выше мастера слова  были современниками с разницей в возрасте лишь в десять лет, и на то, что в их судьбах и творчестве много общего, к проблеме семьи, которая здесь определяется изображением женских образов, они подходят с совершенно разных позиций.
Разница эта определяется и объясняется, главным образом, стадией развития двух (русской и татарской) национальных литератур и их состоянием на момент творческой активности М.Горького и Г.Исхаки. Русская и татарская литературы действительно переживали в своем развитии различные периоды. В то же время  нельзя забывать и о том, что именно в это время национальные литературы народов, населяющих дореволюционную Россию, были максимально приближены к русской. На это имеется множество причин, обоснованных, как с политической, экономической позиции, так и с точки зрения культурного развития.
К рубежу девятнадцатого и двадцатого столетия русская литература уже давно пережила эпоху реализации просветительских идей, оставила в прошлом Золотой век, определенный апогеем ее развития и являющимся бурным расцветом реализма (в т.ч. критического) и романтизма. Русская литература в это время переживала  свой Серебряный век и представляла собой очень пеструю картину, богатую разнообразием идеологической основы и направлениями культуры.  Она переживала дальнейшее развитие реализма и романтизма, в то же время определялась и пестрым соцветием модернистских течений.
Татарская литература в этот же исторический период пережила эпоху раннего Просвещения, вступила в стадию развитого просветительства  и активно осваивала методы критического реализма. Не могли на нее не влиять модернистские направления культуры и литературы, характерные для данной культурной концепции. Именно этим, в первую очередь, и определяется разность в подходах к изображению женщины в русской и татарской литературе.
Кроме этого, на данный факт повлияла разница в мировоззрениях М.Горького и Г.Исхаки. Если один из них известен нам как сподвижник ницшеанских мыслей (в его произведениях много персонажей, мыслящих категориями Ф.Ницше), Г.Исхаки после долгих метаний к 1910-ым годам пришел к мысли о том, что татарскому народу необходимо объединиться под эгидой национальной идеи. Национальная идея любого народа, как известно, определяется, прежде всего, особым отношением к женщине. В этой концепции культуры женщина-мать максимально идеализируется. Так как на нее возлагаются весьма большие надежды, связанные с воспитанием, улучшением человека, определяя его как духовно развитое и морально устойчивое существо, служащее на благо своей нации, и являющееся истинным гражданином собственной страны. Воспитание такого человека, в национальной идее, возможно лишь при условии существования здоровой семьи, соблюдающей религиозные и бытовые традиции, издавна имевшие  и имеющие в жизни данного народа решающее значение.
Во внутреннем  мире М.Горького семья не имеет такого значения как у Г.Исхаки. Великий русский писатель в годы советского правления имевший имидж пролетарского и «певца революции», приобрел основания для получения вышеозначенных эпитетов в силу особенностей своего раннего творчества.
Глубоко симпатизируя Ф.Ницше и другим основоположникам новой идеологии, определенной «теорией отрицания бога», которая явилась основанием для создания «эстетики разрушения», М.Горький, будучи по своей душевной сути великим гуманистом, и испытывающий сочувствие к человеку, искренне  мечтал о его возвышении. Этим и определяются особенности изображения женщины в его творчестве.
Женские персонажи в произведениях М.Горького, имея различие в характерах, разными путями и средствами стремятся к свободе. Свобода в художественном мире М.Горького также представлена   не однозначно. Пути достижения свободы женщинами изображены в различных преломлениях. Через эти преломления открывается возможность проследить эволюцию развития воли к свободе, что в горьковском понимании во многом определяется усовершенствованием личности персонажа, выраженной степенью освобожденности, прежде всего духовной. 
Сказанное выше можно подтвердить примерами из множества его произведений, начиная с самых ранних, таких как «Однажды осенью», «Бабушка Акулина», «Двадцать шесть и одна» и других. Наташа из «Однажды осенью» предлагается читателю как незрелая недоразвитая личность, наделенная при этом умением сочувствовать. Если она, несмотря на весьма тяжелое свое положение, умудряется отдавать часть души другому человеку, то Таня из «Двадцать шесть и одна» имеет способность активизировать, наделять стремлением к совершенству других людей, что, в какой-то мере, говорит о том, что эта малограмотная девушка обладает личностными качествами уже от рождения. В обоих случаях автор пытается возвысить женщину, приподнять, оторвать ее от обыденности и того, что  считалось всякого рода мещанством. Несмотря на то, что среда обитания девушек очень не привлекательна, автор настоятельно стремится к своей мечте, учитывая реально существующую действительность и описывая ее во всей низости и неприглядности. 
Женский персонаж в творчестве Г.Исхаки («Нищенка») Сагадат, поставленный в те же социальные и материальные условия отличается от горьковских героинь наличием  «стержня». Природа этого стержня кроется в религиозно-национальном воспитании, которое в свое время успела получить Сагадат в прежней жизни, до того, как оказалась нищенкой.
На это можно возразить, ссылаясь на то, что Таня тоже имеет внутренний стержень. Но природу душевной силы Тани трудно объяснить с помощью известных диалектических законов психологии. Эта сила исходит из душевной чистоты девушки и веры в свою правоту. Наличие таких качеств у нее и их неслучайный характер с точки зрения позиций культурно-исторических категорий не доказуемы. В то время как Сагадат, по задумке автора, сохраняет свои человеческие качества, даже оказавшись на дне жизни, благодаря заложенной в нее программой, исходящей от воспитания, от факта рождения в определенной социальной и национальной среде.
Вышеупомянутые девушки являются потенциальными матерями семейства. Но это высказывание справедливо лишь по отношению к героиням Г.Исхаки. Семья в его творчестве представлена во всевозможных диапазонах, писателем описана семья в различных вариантах. В цикле рассказов «Семейное счастье» им очень ярко изображен тип несчастной семьи, которая в каждом случае несчастна по-своему. Юноша с обманутыми надеждами, которые даже явились причиной его смерти; девушка, насильно выданная замуж за ненужного ей человека; несчастный муж, женатый на девочке-подростке, еще не созревшей для замужней жизни; жена, вступившая на путь супружеской измены  из-за болезни мужа, полученной в результате тяжелых санитарных условий в медресе.  Несмотря на то, что данные рассказы изобилуют гротескными формами,  в них присутствует надежда на улучшение положения, это выглядит как еще один способ реализации идеи здоровой счастливой семьи: автор указывает на причины. А постановка верного диагноза, как известно, излечение на 50%.
Полное торжество идеи семьи, основанной на искренней любви двух личностей, изображенных в процессе психологического развития героев,  автором реализуется в повести «Остазбикэ». Семья в этой повести имеет огромное социальное значение, где женскому образу придается особая сила, непревзойденная красота.
Семья, показанная в этом свете, у М.Горького полностью отсутствует. В его творчестве резко выделяются самые негативные стороны семейной жизни. И в целом, образ семьи воспринимается читателем как досадное недоразумение, ограничивающее человеческую свободу, мешающее реализации Человека с большой буквы, не обремененного ничем и никем. 
Таким образом, преимущество этнического воспитания в укреплении института семьи здесь налицо. Образ семьи в творчестве М.Горького и Г.Исхаки приобретают различие в смысле, в цели ее создания. Женский персонаж у Горького почти всегда противопоставляется мужскому. Горьковская женщина вступает в борьбу с мужчиной за свои человеческие права, не гнушаясь никаких способов, часто не возлагая ни малейшей надежды на помощь с его стороны. У Г.Исхаки женщина может быть коварной, злой, невежественной, завистливой, или, напротив,  изображенной чистой, и непорочной, обладающей высокой духовной организацией. Но при этом она всегда осознает себя частью общества, представленного семьей.


Рецензии
Каждый раз соприкасаясь с твоим интеллектуальным трудом, Дина, теряю дар речи, и понимаю, что не достаточно образованна, для того, что написать что-то достойное в рецензии под таким очерком! У тебя потрясающее видение аналитика! Но так, как я в этом не сильна, отмечу то, что особенно мне близко.
"Семью не заменит ничто. Никакие идеи, сообщества и объединения." - это точно!
Крепко тебя обнимаю, с огромным уважением, благодарностью и любовью,

Натали Бизанс   13.11.2017 14:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька, за твою щедрость, благодарность!
Таких людей так мало. Ты пронзительно чиста и добра!
У тебя не должно быть проблем бытового характера, они недостойны тебя!
Счастья тебе и твоим близким!

Дина Норбут   13.11.2017 14:13   Заявить о нарушении