Об этнографических экспедициях КДИ
см. также http://proza.ru/2017/05/16/2035
и
http://krylatj.livejournal.com/5628.html и https://stihi.ru/2016/11/19/4322
https://stihi.ru/2016/11/19/4322
Этнография - наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения /этногенез/, расселения / этногеография/ и культурно-исторических взаимоотношений народов,, /Советский энциклопедическим словарь. М. : Советская энциклопедия, 1983, с ,1555/.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключен не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества" переплеталась с магией, культовым поведением и др. ; .тесно связана со спортом, военными и др. тренировками , искусством / особенно с его исполнительскими формами/, там же с 475.
Этнография - наука о народах. Изучает быт, культуру, обычаи, обряды, расселение народов. Изучает данная наука и игру - естественно, своими методами и со своих позиций. Очень часто ставятся рядом этнография и изучение фольклора, т.е. старых сказаний, песен, загадок, сказок и других произведений народного творчества.
Собирание памятников народного творчества - дело чрезвычайно трудное. Этнограф должен хорошо разбираться в истории данной местности. Кроме того, он должен быть обаятельным, располагающим к общению с собой человеком, таким, кому информатор захотел бы рассказать о своей жизни,
Необходимо учитывать, что большинство устных памятников знают сейчас лишь старики, а ведь предназначались они больше для молодежи. Вряд ли кто возразит, что звучание песен у старого человека и человека среднего возраста, а тем более молодого, отличается существенным образом.
Что уж там говорить об игре! Очень часто пожилой и сравнительно молодой человек говорят друг с другом об игре, совершенно не понимая друг друга. Что-то забылось из правил, ушли какие-то слова, бывшие раньше обыденными и всем понятными. Чтобы понять, нужно эту игру опробовать. Сыграем - и правила прояснятся. Как же это сделать? Ведь не со старушками же играть? А местные ребята именно сегодня играть в эту старинную игру не хотят. И их можно понять. Игра требует особого настроя /может быть, завтра они и сыграют, но завтра для вас уже поздно - вы уедете/.
Ну, если что так трудно, - может быть и не нужно собирать и возрождать эти забытые игры?
Нужно, Попробуйте и увидите сами, как. оживится двор, если там возродятся лапта, горелки, попа-гонялы, "караси и щука" и многие другие игры. А школьная переменка! Это просто замечательно, когда ребята не носятся, как очумелые, а ведут пусть даже простенькую игру.
Народ хранит многие тысячи игр, каждая из которых может засверкать, как бриллиант, - только изучи их и примени.
Качественно собирать, опробовать и возрождать игру наука может только прибегая к помощи ребят, "Этнографическая экспедиция КДИ и ставит перед собой такую цель ; Научный сбор игр ведут школьники - юные этнографы. Они опрашивают местных жителей - старожилов и школьников - а потом опробуют найденные игры.
Здесь уместно сказать о "духе КДИ", о взаимоотношениям в коллективе. Ведь здесь любой случай недобросовестности может перечеркнуть работу десятка школьников, - завоевать доверие у науки коллектив юных этнографов может только высоким качеством своей научной продукции. И самый хороший контролер здесь - сами ребята, И вот честное, добросоветсное отношение к своему делу, здоровые отношения в коллективе и честное поведение в игре оказываются глубоко взаимосвязаны и существенно влияют друг на друга. В экспедиционном коллективе поддерживается доброжелательный, но в то же время требовательный стиль отношений.
Обычно экспедиция КДИ длится около недели. Летни ,чаще всего две-три, не дольше. Экспедиционная группа не находится постоянно в движении. Делает остановки на два-три дня, реже на день. Маршрут согласовывается в СЮТ /станция юных туристов/, а также подбирается по результатам прошлых поездок и разведок. Состав экспедиции 10-15 ребят и 4-6 взрослых. В составе экспедиции - научный руководитель, начальник экспедиции,- комендант, а также. должности, занимаемые школьниками,-"боцман", " хозяюшка", " айболит, "пресс-центр", летописец, физорг. Есть, должности, выбираемые на один день -дежком /дежурный командир/, повара, дежурный летописец и т.д. За экспедицию школьники успевают побывать в среднем в 10-15 населенных пунктах и собрать около ста зтноматериалов - анкет, описании игр, наблюдений.
Всё это время идут блиц-концерты, знакомства с новыми коллективами, опробования найденных игр. Не ошибусь, если скажу, что в течение всей экспедиции ребят не покидает ощущение восторга. Чрезвычайно важно, что всё это время они общаются с ровестниами и старожилами, причем, за редким исключением всегда после опросов, совместных игр возникают очень доброжелательные отношения с местными жителями. Хотя бывают случаи и довольно настороженного отношения, особенно в первое время.
В такой экспедиции ребята узнают о Своей Родине больше, чем в любой экскурсионной поездке или в туристском походе.
Я приведу два примера из моего экспедиционного опыта.
В начале ХХв. в деревне Хоново Быхоского Уезда Могилевской губернии, как сообщал журнал "Могилеская старина", местные энтузиасты проводили записи народных игр. Одном из задач Днепровской экспедиции 1983 года /Смоленск -Быхов - Киев/ было найти эту деревню и сверить бытующие игры с записанными ранее. И вот мы с Эдиком Алиевым /тогда учеником 9 класса/ отправились в Быхов впереди основного отряда. Обратились в несколько районных госучреждений и узнали, что деревня Хоново, Борки и еще несколько были уничтожены во время войны. Настроение у нас совершенно упало. Уже без всякой надежды зашли мы в райисполком и - совершенно неожиданная удача. Именно здесь, в земельном отделе райисполкома мы встретились с сотрудником, который знал, что в деревне Борки еще есть оставшиеся в живых жители Хонова.
У нас остается времени - "с гулькин нос". Завтра вечером должны приехать из Смоленска ребята основной группы, а у нас еще нет лагеря, неизвестно, где будет база. Вдвоем летим в Дом пионеров. Там - опять в последний момент - застаем директора, она проводит нас во двор и щедро показывает два домика, где будут жить наши ребята. На следующее утро мы отправились в дорогу, - часть пути на автобусе, часть пешком, часть на попутках - добрались мы до деревни Борки, нашли жителей бывшего Хонова. Люди пожилые, пережившие войну и оккупацию. С большим трудом, но все же установили с ними хорошие отношения. "Все! Несказанная удача!"
Естественно, Лидия Ивановна Григорьева, начальник экспедиции, была нами несколько недовольна; ребята основной группы просидели несколько часов на вокзале в полной неизвестности. Они рассказывали потом, что ума не могли приложить - где мы
и что с нами. (Мы, на самом деле, по договоренности, оставили для них письмо на почте Быхова, но они о договоренности забыли. В письме было написано - где мы с Эдиком и где будет лагерь.) Последняя надежда - вечерний автобус из деревни Борки. И вот мы появляемся! Сияющие, довольные своей удачей, - сердце поет, хочется делать прекрасные дела,!
В течение десяти дней, проведенных в Быхове, ребята совершили несколько поездок в разные концы Быховского района и за пределы района группами по. 3-7 человек. Опросы давались трудно - в воспоминаниях о прошлом была почти сплошь война и оккупация. Буквально на каждом шагу, нам встречались памятники, установленные в честь боев, прорывов и т.д. У нас осталась фотография памятника (фотографию передали в архив КДИ-КИДа), установленного в деревне Борки, с примерно следующим текстом на нем: " Здесъ немецко-фашисткими окупантами было уничтожено тысяча пятьсот жителей деревни Борки и окрестных деревень". Мы увидели, прочувствовали - вся Белоруссия и до сих пор пронизана памятью о той войне. Трудно переоценить значение подобных открытий для патриотического воспитания школьников.
Еще эпизод. Было это во время экспедиции 1986 г. /Новгород - Ленинград/. Отправились мы впятером / Вера Назаренко, Андрей Радодский, Лена Ухловская, Виталик Пчельников и я/ в одну из деревень близ города Новгорода. Другие групп направилиоъ в иные места, а мы выбрали Старорусский район, д. Взвад. Место подсказал писатель Балашов, с которым, по рекомендации местных этнографов я встречался в Новгороде. Было в нашем распоряжении трое суток. Первый день мы очень удачно поработали в г.Старая Русса. Всего, что там видели и не пересказать. Уже поздно вечером добрались до деревни Марфино, а когда совсем стемнело - разбили лагерь. Лето, Север, белые ночи, земляника в ибытке... А утром мы стали свидетелями чуда - под лучами восходящего солнца лес, и поле, и стога вдалеке, и деревянные дома возле речушки засветились такими мягкими тонами, такими замечательными красками, что мы встали и долго стояли, любуясь этой: красотой. И Вера Назаренко сказала: "Давайте "Россию споем..." К другие сказали: "И мне этого захотелось... И мне..." И мы запели:
"Когда иду я Подмосковьем, и пахнет мятою трава, Природа шепчет мне с любовью Свои заветные слова..."
Позднее были написаны следующие стихи:https:
//stihi.ru/2016/11/19/4322
земля пружинит помогая
и подставляет нам бока
лишь только иногда вздыхает
вбирая тяжесть рюкзака
до рези четки грани неба
слегка припудрена листва
слились в дали в которой небыль
холмы трава и облака
забьется сердце помогая
объять что взору не дано
и словно в сказке замелькает
природы чудное кино
сменится лес рекою чистой
Забьет и выльется в простор
умерим бег дороги быстрой
прибавим чувств своих задор!
см. http://krylat.livejournal.com/?skip=10
Свидетельство о публикации №217052001071