Zlata Praha

Прага у каждого своя. Когда начинаешь говорить об этом городе с тем, кто в нем побывал, понимаешь, что каждый видит и подмечает что-то близкое себе, своему мироощущению. Кто-то привозит в багаже впечатлений Карлов мост и готические шпили, кто-то вкусное пиво и свиное колено, кто-то Парижскую улицу с лакшери бутиками, а кто-то магазин “C&A”  и больше ничего...
      Мы поехали в Прагу не спонтанно, мы очень хотели ее увидеть. Мой любимый муж в детстве клеил из картона Пражский град, и визуальные впечатления от этой поделки в нем были настолько сильны, что он мечтал увидеть это построение вживую. Город нас встретил проливным дождем. Но в этом оказалась особая прелесть. Во время дождя Прага невероятная. Она становится похожей на старинную средневековую сказку, страшную, мистическую. Нависшее над темными зданиями серое небо кажется зловещим, и в обрамлении черных грозовых туч собор св.Вита всем своим видом говорит тебе: ”Бойся кары небесной!”. Когда среди луж и мокрой земли ты выбираешь тропки в Пражском граде, чтоб не намочить обувь, ты ощущаешь себя как  в фильме о том времени, что-то схожее с энергетикой фильмов Козинцева неотъемлемо следует за тобой в этот момент. Фантазия начинает бурно работать, и ты уже начинаешь инстинктивно вглядываться в каждый закоулок, кажется, что вот-вот из-за угла появится священник святой инквизиции и потащит тебя на дыбу. Все эти ощущения сразу же пропадают в солнечную погоду. Словно два разных места. В лучах солнечного света собор кажется добрым и мирным, тянущимся в бескрайнее чистое небо, как бы давая надежду, что жизнь вечна.
      Zlata Praha - устойчивое выражение, применяющееся к этому городу, сегодня кажется немного странным. Ведь золота на домах и соборах практически нет. Сегодня туф, из которого построен город, потемнел от времени, стал мрачно- коричневым, и это цветовое сочетание темных оттенков делает Прагу больше мистическим городом, нежели золотым. Но на самом деле, когда много веков назад город только начинал строится, свежий туф на солнце был золотого цвета, и это было невероятное зрелище - весь город был словно из золота. Это помогла ощутить нам новая статуя на Карловом мосту, копия той, которая стояла на этом месте. Она была сделана из свежего материала, и на фоне всего моста, она была как кусочек солнечного света в темном подземелье.
     Самое удивительное, что меня поразило в Праге, что ты совсем не замечаешь толпы туристов. Потому что ты боишься пропустить что-то вокруг себя, ведь каждое здание заслуживает внимания. Ты растворяешься в своих впечатлениях, в своих ощущениях. Тебя как бы поглощает энергетика этого города, и ты впитываешь эту красоту, запоминаешь запахи и звуки.
      Познания о Чехии у меня, как и у любого человека, были не глубокие. Конечно, я знала, что Богемия была частью Австро Венгрии, что в СССР очень ценилось богемское стекло, на истории изучала биографию Яна Гуса, читала Гашека и Кафку, смотрела фильмы Милоша Формана, яркого представителя мировой киноиндустрии, знала, что творчество моего любимого Моцарта связано с Прагой, в детстве любила все чехословацкие фильмы: “Златовласка”, “ Три орешка для Золушки”, “ Приключения в каникулы”, “Осьминожки со второго этажа”, мультик про Крота, который, кстати, в Праге можно сказать национальный герой, там вы найдете огромное количество сувениров с этим героем, смотрела сериал “Больница на окраине города”,  из которого были познания о чешских именах и некоторых словах, конечно знала  о разрушениях и трагедиях Второй мировой войны, знала о Пражской весне и о современной истории этой страны, а также о мощном движении чешской фотографии. Но когда приехала в Прагу, я поняла, что мне этого мало. Благо, у меня был замечательный путеводитель, в котором подробно была изложена вся история этой страны. История Карла IV и Золотого века Чехии. А также вся мифология: история про Голема и его создателя, про которых я знала лишь поверхностно. Именно этим я и вдохновилась, посмотрев Еврейский квартал. Еще ни в одном месте я не испытывала схожих ощущений. Когда перед тобой могилы 13 века, а в первой синагоге  все, как один, боятся потревожить прах Голема, который по преданию находится на чердаке. Это не просто мистические ощущения, это то, что переворачивает твое сознание. Ты словно открываешь мир заново, через учение Каббалы. И вся история этого великого народа, весь ее трагизм ощущается именно там. От всей этой богатой красоты: украшений, ковров, книг, посуды до разрывающих сердце рисунков детей в гетто и фашистских концлагерях…
     Случилась в Праге, конечно, и грустная для меня история. Я, как огромный любитель и почитатель творчества великого Моцарта, просто не могла обойти стороной те места, по которым ходил любимый композитор. Прага - город, в котором он был счастлив. Все три его приезда были ознаменованы успехом. В Праге его любили и боготворили. После успеха “Свадьбы Фигаро” впервые он приехал в этот город, и был поражен насколько атмосфера Праги насыщена его музыкой. На улицах напевали отрывки из оперы. Прага стала для Моцарта неким творческим оазисом. В Сословном театре состоялась премьера его оперы “Дон Жуан”, Симфония D dur носит название Пражской, так как была написана и исполнена в Праге, в Страговском монастыре до сих пор хранится орган, на котором играл композитор, и в этом городе есть место, в котором он жил  у своих друзей, место, где были написаны основные части оперы “Дон Жуан”, а также ее финал и увертюра. Место, где стены, сад, и скамейка возле дома хранят дыхание Гения, место, куда мне очень хотелось попасть, чтобы ощутить дух композитора. И мы туда добрели… Вилла Бертрамка оказалась в жутком состоянии, заброшенный неухоженный сад с грязным памятником композитору, развалившаяся скамейка, и абсолютно пустой дом, который считался музеем Моцарта в Праге. Ныне там только продают диски с произведениями, в комнатах нет никакой мебели, стоит только клавесин, но он привезен из антикварного магазина. А вся мебель, настоящий клавесин композитора и все предметы, документы, принадлежащие Вольфгангу- Амадею вывезены куда-то в другое место, а музей погряз в судебных тяжбах. Походив по пустым комнатам, я сфотографировалась с портретом Моцарта, одиноко висящим на пустой стене, и подумала, как же это  грустно, что город, с которым связан расцвет творчества Гения, не смог сохранить память о нем, что все поглотило какое-то нелепое судебное разбирательство о правах собственности.
      После поездки в Прагу, я долго видела этот город во сне, он меня словно не отпускал. Я мысленно проходила заново знакомые маршруты и очень хотела туда вернуться. И через несколько лет мне выпала такая возможность. Мы были на театральном фестивале в городе Брно, тоже очень красивом, старинном чешском городе, и нам выпал один свободный день, в который, я с коллегами, сев на поезд, отправилась в Прагу. С замирающим сердцем я ждала этой долгожданной встречи, составила себе маршрут, куда я отправлюсь в первую очередь. Но, обойдя весь исторический центр, неспешным шагом за полтора часа, я вдруг увидела огромные толпы туристов, которых не замечала в первый приезд, для меня вдруг не случилось открытий и таинства, которое было раньше. И этот город меня отпустил. Мне стало спокойно и свободно на душе, я словно перевернула последнюю страницу и закрыла эту книгу, дочитав ее. Я попрощалась с моей Прагой, пожелала ей всего самого хорошего, и уехала из нее с открытым сердцем, готовым к новым впечатлениям, к новым очарованиям, к новым городам, к новым историям, к новым горизонтам. Но когда меня спрашивают какой город просто необходимо увидеть, я всегда говорю однозначно: “Прага!”, потому что, хотя бы раз в жизни, нужно поддаться волшебству и очутиться в самой настоящей сказке, которой для меня является этот старинный, красивый,невероятно гостеприимный город.
         


Рецензии
Мне так же по душе пришлась Вена - очень красивый город, душевный, светлый. Мне повезло - он был весь в солнце и сирени. До Праги еще не доехали. Спасибо за заметку - очень красиво и местами грустно. Жаль, что музей в таком ужасном состоянии. Обидно за Моцарта.

Соня Ляцкая   22.05.2017 01:45     Заявить о нарушении
Обязательно доедьте до Праги😊Это невероятный город!А Вена у меня в планах, все же самый музыкальный город😊

Елена Ряшина   22.05.2017 10:04   Заявить о нарушении