Герои и жертвы снайперской войны. Декабрь 1943

     С наступлением зимы и ухудшившихся погодных условий в декабре 1943 года, упали темпы наступления Красной Армии, и резко сократилась деятельность снайперов. Соответственно их успехи в этом месяце были незначительны. В сообщениях Совинформбюро лишь однажды было сказано о воздействии советских снайперов на противника:
     «Пленный ефрейтор 7 роты 110 мотополка 11 немецкой танковой дивизии Валентин Рогличек рассказал: «В боях, продолжавшихся несколько дней подряд, рота потеряла убитыми и ранеными более 80 солдат. Такие же тяжёлые потери понесли и другие подразделения полка. Вскоре наступило некоторое затишье, но русские снайперы не давали нам житья. Только за два дня они убили 9 человек из нашей роты, в том числе её командира обер-лейтенанта Ливальда. После этого солдаты не только днём, но даже и ночью боялись выглянуть из окопа» (сообщение 26 декабря).

     Несмотря на то, что результаты действий снайперов Красной Армии в декабре существенно снизились, всё же есть кое-какая информация о потерях фашистов от снайперов:
     Лейтенант Вальтер Мюллер, служивший на бронепоезде № 66, получил пулю снайпера в голову 7 декабря.
     8 декабря в течение четырех часов 1-й батальон 13-го танково-гренадерского полка немецкой 5-й танковой дивизии отражал яростные атаки советских войск в районе Вязовице. В полдень, командир 2-й роты 22-летний лейтенант Эрих Макс Роберт Абрахам, с помощью 40 уцелевших солдат и даже раненых, предпринял отчаянную контратаку, которая увенчалась полным успехом. Вскоре после этого он в отместку был застрелен русским снайпером. Посмертно ему было присвоено звание обер-лейтенанта, и 10 февраля 1944 года он был награжден Рыцарским крестом.
     В бою 14 декабря в районе Городок севернее Витебска пулей в голову был убит 18-летний кавалерист Йоахим Рюланд.
     15 декабря в районе Булганак под Керчью 21-летний ефрейтор Антон Вейерс из 46-го войскового штурмового саперного батальона погиб от пули снайпера в голову…

     Разумеется, с резким уменьшением выходов снайперов на «охоту» из-за сложных погодных условий, в декабре сократились соответственно и потери наших снайперов. Тем не менее, каждая потеря была чувствительной:
     Двух своих снайперов-девушек потеряла 21-я гвардейская стрелковая дивизия 3-й Ударной армии в боях за деревню Мотовилиха под Невелем: 1 декабря погибла 29-летняя ефрейтор Клавдия Григорьевна Прядько (47 сраженных врагов), а 13 декабря умерла от ран 21-летняя ефрейтор София Михайловна Кутломаметова (на счету было 24 убитых гитлеровца).
     Снайпер 1-й отдельной горно-стрелковой бригады 30-летний сержант Анатолий Павлович Поспелов погиб 12 декабря в районе Мги Ленинградской области. 
     15 декабря под Невелем был убит 19-летний сержант Василий Иванович Волчков из снайперской команды 379-й стрелковой дивизии.
     Погиб 25 декабря снайпер 599-го стрелкового полка 145-й стрелковой дивизии Прибалтийского фронта Василий Александрович Яшин, имевший на своем счету 68 подстреленных фашистов.
     В бою на территории Кировоградской области 6 декабря был убит 34-летний командир отделения ефрейтор Максим Никитович Шинкаренко - снайпер 399-го стрелкового полка 111-й стрелковой дивизии.
     Попавших в плен советских снайперов тут же приканчивали: например, в одном из немецких документов сообщается о расстреле 19 декабря двух снайперов, взятых со снайперскими винтовками…

     О состоянии снайперского дела в войсках противника в декабре есть лишь небольшая информация к размышлению. А именно: на первое число в 1-й пехотной (моторизованной) бригаде СС, воевавшей в районе Жлобин – Рогачев – Бобруйск было всего 12 снайперских винтовок. Действовавшая в районе Житомира 25-я танковая дивизия Вермахта располагала 19 такими винтовками. Зато 25-я танково-гренадерская дивизия, сражавшаяся в районе Орши, имела на вооружении 96 винтовок с оптическими прицелами…

     Напоследок, несколько цифр, взятых из различных, не всегда точных, источников о результатах действий наших снайперов в 1943 году:
     Снайперы пограничники (502 чел.) войск НКВД 2-го Прибалтийского фронта за второе полугодие 1943 года уничтожили 5.367 солдат и офицеров противника;
     Снайперы пограничники войск НКВД Ленинградского фронта подстрелили в течение 1943 года 53.518 фашистских солдат и офицеров;
     Снайперы пограничники войск НКВД Украинского фронта вывели из строя в течение 1943 года 216.640 немецко-фашистских солдат и офицеров;
     Снайперами погранвойск НКВД по охране тыла в течение 1943 года было истреблено 53.307 фашистов.      
     А всего снайперами Действующей армии за 1943 год было убито и ранено около 500.000 солдат и офицеров противника. Половину из них следует отнести на счет 46 тысяч снайперов-комсомольцев, которые составляли около 50% всей Действующей армии. То есть, количество всех задействованных советских снайперов составляло почти 100 тысяч человек!   

     Следует подчеркнуть, что в течение 1943 года в Советском Союзе было выпущено рекордное количество снайперских винтовок - 218.466 штук, что позволило развернуть полномасштабную войну по истреблению вражеских солдат и офицеров. Потеряно за год 1.260.000 винтовок и карабинов различных систем, в том числе несколько тысяч снайперских винтовок.
     В 1943 году в Германии было выпущено 57.255 снайперских винтовок K.98k ZF, правда, часть винтовок находилась на вооружении войск, сражавшихся в Африке, Италии, Югославии, а также располагавшихся в Западной Европе. Тем не менее, большую часть винтовок немцы отправляли, естественно, на Восточный фронт. Кроме возросшего количества винтовок, на фронте всё больше стало появляться профессиональных снайперов, прошедших специальное обучение. Появились снайперы и в румынской армии, правда, о результатах их действий абсолютно ничего не известно. Грозными противниками продолжали оставаться финские снайперы: от их пуль полегло немало бойцов и командиров Красной Армии…       

     Продолжение следует


Рецензии
Интересно. Меня самого в ДОСААФе бывшие снайперы учили:

Снайперы. Советы стрелкового тренера
Репин В.

«Есть возможность бить по цели не спеша, не торопясь –
Целься точно! Мы умели не ударить мордой в грязь.
Бей в плечо, колено, локоть – он калека, хоть жилец:
Будет жрать, но не работать – глядь, быстрей войне конец.
Но атака, заваруха – лучше в корпус целься влёт:
Далеко – получит в брюхо, близко – голову пробьет.
Пусть прицел не слишком точен – не убил, так напугал.
Зацепило – и не очень прёт вперед любой нахал.
Снайпер взводу не обуза; знай, фашист – здесь бой не прост,
И со «шмайсером» у пуза не походишь в полный рост!
Даже если свистнет рядом, душу – в пятки, морду – в пень;
Тут их миной иль снарядом ковыряй, кому не лень.
Тут ему спасаться надо, и уже не до тебя;
Вот тогда и кончи гада, самого себя любя».

http://www.stihi.ru/2005/01/10-964

Владимир Репин   21.05.2017 20:15     Заявить о нарушении
Спасибо, занимательные стихи...

Олег Каминский   21.05.2017 20:26   Заявить о нарушении
И ярость снайпера в бою, холодная, как лёд...
Репин В.

Рассказ стрелкового тренера
Из цикла "Маленькие рассказы о Великой войне"

«Я видел яростных атак
Кровавый результат:
Глаза, зажатые в кулак,
Без челюсти солдат…
Прикладом череп рассечён,
И в каске тает мозг…
Чуть жив солдат и обречён,
Но рвал чеку зубами он,
И вот, осколками сражён –
Противник в полный рост…

Но ярость снайпера в бою –
Холодная, как лёд,
Когда у смерти на краю
Он жизням счет ведет.
И каждой пулей - точно в цель,
А цели – на подбор.
Вот – амбразуры видно щель,
Вот там, в мундире – офицер,
И выстрел – точен, скор.
Кого могу – я уложу,
Я здесь не просто так,
Не будет места мандражу
В прикрытии атак.

Но после боя, как в бреду,
Я фляги горлышко найду…

Конечно, снайперу – почёт.
Но фриц в бою нам не в зачёт».

***
В снайперских книжках указывались только победы на "свободной охоте", и обязательно с подписью наблюдателя. Фашист, убитый в общем бою, в счет не шёл.
Десять пораженных (и подтвержденных) целей - медаль "За отвагу".

Владимир Репин   21.05.2017 22:32   Заявить о нарушении