Приёмыш-Главы 1-2

                Ищенко Г. В. 2013 г
                anarhoret@mail.ru


                Приёмыш


        Когда на тебя ополчилась жизнь, можно сломаться, можно озлобиться, а можно остаться человеком и драться за своё счастье и место под солнцем, пусть даже это будет солнце другого мира и другой Вселенной. Потеряв свою семью, вырванная из привычной жизни трагическим стечением обстоятельств, Ирина Волкова принимает предложение покинуть свой мир и стать ученицей мага в другом. Старая Райна Албени перед лицом смерти пытается выковать из девочки оружие своей мести. Ненависть переплавляется в любовь, дружба соседствует с предательством, соединяются миры и прокатываются истребительные войны, перекраивая границы королевств. Время начала действия - конец шестидесятых.


                Глава 1


        До двенадцати лет Ира Волкова жила так же, как многие девчонки её возраста в семьях со средним достатком. Родители неплохо зарабатывали, жили дружно, без ругани и ссор, и их единственный ребёнок ни в чём не нуждался. Год назад отца сбил насмерть пьяный водитель – и мир рухнул. Мать горевала сильно, но недолго. Уже через два месяца она подошла к дочери и, пряча глаза, сказала, что решила выйти замуж.
        – Пойми, родная, – говорила она Ире, – мне не вытянуть тебя на свою зарплату, да и тяжело в доме без мужчины. Много такой работы, которую мы с тобой не сделаем. Это замечательный человек и хозяин хороший. Работает слесарем в ЖЭКе и очень неплохо зарабатывает. Увидишь, он тебе понравится.
        Поначалу весёлый и симпатичный отчим действительно понравился, хотя Ира и не одобряла такой скоропалительной свадьбы. И к ней он отнёсся по-доброму, всячески демонстрируя расположение. Николай не так уж много зарабатывал в своём ЖЭКе, но часто находил работу на стороне и умудрялся делать её в рабочее время, а после, отдавая выручку жене, не упускал случая рассказать о том, как тяжело достаются деньги.
        – Сам о себе не позаботишься, – говорил он главным образом для Иры, – никто о тебе заботиться не станет. Поэтому и приходится калымить, чтобы вы у меня ни в чём не нуждались.
        Иной раз он приходил после таких левых работ слегка выпивший. Ире это не нравилось. Раньше в их семье никто не пил, и ей передалось презрительное отношение отца к выпивохам.
        – Не обращай внимания, родная, – говорила мать. – Это бывает нечасто, да и сколько он пьёт? Для такого мужика пара рюмок – это пустяки.
        Со временем такие случаи участились и, судя по состоянию отчима, он уже не ограничивался двумя рюмками. Вскоре Николай стал приносить водку домой.
        – Магарыч! – объяснял он, ставя на кухонный стол четвертушку водки. – Сами предлагают, почему же не взять? Мы с тобой, мать, вечерком пропустим для аппетита, да и по мужскому делу одна только польза!
        Поначалу мать отказывалась, но потом начала составлять ему компанию, а на упрёк дочери ответила:
        – Понимаешь, дочка, мы и пьём-то чуть, и я не вижу в этом ничего страшного. Ты хоть раз видела меня пьяной? Николай устаёт на работе, и ему необходимо расслабиться. Ты у меня уже почти взрослая и должна всё понимать.
        Со временем четвертушки сменились поллитровками, а мать начала быстро спиваться и перестала оправдываться перед дочерью. Вечерами Ира старалась быстрее поужинать и скрыться в своей комнате. Мать с отчимом после выпивки уже не дожидались, пока она заснёт, и ещё засветло выполняли свои супружеские обязанности в большой комнате, которая служила им спальней. Лето стояло жаркое и почти без дождей, поэтому девочка вечерами начала уходить из дома и возвращаться, когда взрослые уже спали. Мать перестала готовить и вообще выполнять по дому хоть какую-то работу. Вскоре её уволили из парикмахерской, после того как отхватила ножницами клиенту кусочек уха. Поднялся скандал, и не помогла даже «Красная Москва», которая не смогла отбить запах перегара. Николай подсуетился, и жену приняли уборщицей в его ЖЭК. Им уже не хватало вечерней дозы, и по утрам отправлялись на работу, приложившись к бутылке. Закончилось всё ожидаемо: вначале за пьянку уволили мать, а вскоре и Николая. Первое время он ещё пытался устроиться на работу или калымить, но работник был уже никакой, поэтому скоро дома не осталось ни копейки и в ход пошли вещи, которые взрослая часть семьи распродавала, чтобы обеспечить себя выпивкой и какой-никакой закуской. Теперь после каждой выпивки возникали пьяные ссоры, которые часто заканчивались драками. Соседи пытались воззвать к совести дебоширов и даже вызывали участкового, но с таким же успехом можно было разговаривать с мебелью. Ира с ужасом наблюдала, как из квартиры одна за другой исчезли её вещи, вся зимняя одежда и вообще всё, что ещё можно было продать. Когда девочка пришла домой и не обнаружила ни одной из своих любимых книг, она впервые расплакалась навзрыд. Мать услышала плач, зашла в комнату и принялась плакать вместе с ней, размазывая слёзы по опухшему лицу и противно дыша перегаром. Точку во всём этом поставил бутерброд с колбасой, которым угостила Иру одна из сердобольных соседок. Девочка давно питалась только хлебом, на который мазала маргарин. Глядя на её осунувшееся лицо, соседки тяжело вздыхали и совали время от времени бутерброды, булочки и фрукты. Вот и сегодня Анна Петровна вручила Ире завёрнутый в газету бутерброд, когда девочка возвращалась домой раньше обычного из-за начавшегося дождя. Подавив в себе желание съесть его тут же, на лестнице, она зашла в прихожую, переобулась и пошла к себе. Отчим уже давно не заходил в её комнату, поэтому девочка села за письменный стол, развернула бутерброд и принялась есть. Скорее всего, Николай почувствовал запах полукопчёной колбасы и ввалился к ней, широко распахнув дверь.
        – Родители сидят на одном хлебе, а эта неблагодарная тварь закрылась у себя и жрёт мясо! – заорал он. – Дай сюда!
        Иру всю скрутило от ненависти.
        – На, подавись! – крикнула она, бросив ему в лицо злосчастный бутерброд. – Сволочь! Это из-за тебя мама стала такой! Гад, алкоголик! Ненавижу! – И тут же свалилась со стула от сильной затрещины и ударилась головой об одёжный шкаф. На шум подошла мать, увидела лежавшую Иру и изо всех сил толкнула мужа. Пьяному Николаю этого хватило, чтобы упасть и больно удариться об стол.
        – Ах ты, стерва! – заорал он, с трудом поднимаясь на ноги. – Убью гадину!
        Испугавшаяся и немного протрезвевшая мать метнулась прочь от впавшего в пьяную ярость мужика. Тот бросился в погоню, которая завершилась на кухне. Уже пришедшая в себя Ира услышала грохот бьющейся посуды и сильный, полный боли мужской крик. Всё завершил глухой удар упавшего тела. Поднявшись на ноги и придерживаясь за стену рукой, девочка вышла в гостиную и увидела, как из кухни вбежала мать и, завывая от страха, бросилась вон из квартиры. Уже зная, что увидит что-то страшное и непоправимое, она дошла до кухни и заглянула в приоткрытую дверь. На полу лицом вниз, в луже крови, лежал отчим.
        Видимо, Ира потеряла сознание, потому что следующим, что она увидела, был потолок гостиной. Девочка лежала на тахте, а в комнате были люди в милицейской форме. В углу, где раньше был телевизор, сидела мать, которая обхватила голову руками и тихо раскачивалась из стороны в сторону. Рядом с ней на планшетке что-то писал их участковый.
        Перед тем как милиция закончила работу, тело отчима положили на носилки и куда-то унесли. Когда уходили, забрали мать, а руководивший осмотром места преступления старший лейтенант отпустил понятых и обратился к подошедшей Анне Петровне:
        – Мы уже закончили. Вы не могли бы организовать уборку силами соседей? Я понимаю, что неприятно, но не девочке же такое убирать. Сейчас уже поздно, а завтра ею займутся те, кому следует.
        – Я уберу сама, – пообещала соседка. – Хочу спросить, можно ли взять Иру к себе.
        – Этот вопрос не ко мне, – ответил офицер, – но если вы не приходитесь ей родственницей, то вряд ли отдадут.
        Был уже час ночи, а Ира никак не могла заснуть. Завтра её заберут в детский дом, и больше не будет своей семьи, даже такой ущербной, какая была до сих пор.
        Когда участковый собрался уйти, он спросил, остались ли близкие родственники.
        – Живы родители отца, – ответила девочка, – только им уже много лет, а после того как мама вышла замуж за Николая, они с ней поругались и больше с нами не общаются.
        – А больше никого нет?
        – Одна тётя, но у неё нет для меня условий. Мы с ней об этом уже говорили.
        Тётка приезжала два месяца назад, когда мать ещё не спилась, но уже было видно, к чему всё идёт. Она матерно поругалась с сестрой, после чего пришла в комнату к племяннице и, прижав её к себе, говорила, вытирая текущие из глаз слёзы:
        – Вот ведь дрянь, прости господи! Всегда была бесхребетной: с кем поведётся, от того и наберётся. Уж не знаю, что в ней нашёл твой отец! Кончится это плохо, а для тебя, скорее всего, детским домом. Я с радостью забрала бы, но просто некуда. Ты же знаешь, как мы живём. Трое мальчишек и муж, и все в двух маленьких комнатах. Да и зарплата у моего Петра маловата, а я пока не могу работать. Ты уж крепись, милая. Если будет совсем невмоготу, лучше сама сходи в милицию. Детский дом лучше того, что я у вас увидела. Ведь лучше не будет, Ира, только хуже! Ничего, пять лет – это не вся жизнь, а там станешь самостоятельной, да и я пойду работать, когда подрастут младшие, и смогу помочь. А наше государство заботится о детдомовских: и работу предложат, и общежитие дадут. Ты девочка умная и красивая – не пропадёшь!
        Она знала, что Надежда говорит правду и действительно её жалеет.
        – Может, на ночь пойдёшь к нам? – оторвав её от воспоминаний, предложил участковый. – У меня дома есть где переночевать.
        – Спасибо, дядя Лёша, – поблагодарила она. – Я и здесь переночую. Вы не беспокойтесь. Не скажите, что будет с мамой?
        – Однозначно посадят, – вздохнул он. – Квалифицируют как пьяную драку с превышением пределов необходимой обороны. Твои показания приобщат к делу, так что, может, немного скостят срок.
        Захотелось пить, и Ира отбросила махровую простыню, которой укрывалась летом, и прошла на кухню. Из всей посуды остались только старый эмалированный чайник и две алюминиевые кружки. Девочка налила в кружку воду из чайника и присела на табурет. Шум за спиной заставил испуганно вздрогнуть и обернуться. Над тем местом, где раньше лежало тело, была видна радуга, свёрнутая в двухметровый круг. В его центре чернело небольшое пятно. При взгляде на это разноцветное чудо у девочки закружилась голова. Было такое чувство, будто она перегнулась через перила и смотрит в глубокую пропасть. Головокружение усиливалось ещё и из-за того, что разноцветные полосы вращались с большой скоростью. Пятно шевельнулось, притянув к себе взгляд. Всмотревшись, девочка увидела крошечное изображение женщины, одетой в очень длинное тёмное платье. Внезапно эта картинка превратилась в настоящую старушку, а радужный круг за её спиной исчез. Ира во все глаза смотрела на гостью. Лицо женщины с тонкими, некогда красивыми чертами было испещрено морщинами, а густая грива волос, собранная сзади в конский хвост, белела сединой. Она была одета в чёрное бархатное платье, подолом которого за малым не мела пол, а голову покрывал небольшой берёт из той же ткани. Ира не увидела на ней украшений, если не считать высокого стоячего воротника с кружевными вставками и золотым шитьём.
        – К тебе можно зайти? – услышала девочка.
        Хотя губы гостьи были сжаты, почему-то не возникло сомнения в том, что говорила именно она.
        – Конечно, можно, – ответила Ира. – А зачем вы спрашиваете, если уже зашли?
        – Так получилось, – едва заметно улыбнулась старушка. – Врата нельзя держать долго. Ответь на вопрос: здесь недавно пролилась кровь?
        – Да, сегодня моя мать зарезала отчима. А почему у вас не открывается рот?
        – Я не знаю вашего языка, а ты – моего. Пока мы можем общаться только так. Ты дворянка, девочка?
        – Я похожа на папу, а Волковы – это дворянская фамилия. Отец ничего об этом не говорил, а у нас уже пятьдесят лет нет дворян. Раньше можно было пострадать за дворянское происхождение, а сейчас уже не наказывают, но это не то, чем принято хвастать.
        – Тонкие черты лица, большие глаза и лебединая шея, стройная фигура и тонкая кость. В тебе, вне всякого сомнения, течёт благородная кровь. Скажи мне, девочка, ты счастлива?
        – Я так счастлива, что впору сдохнуть! – ответила Ира. – Мне уже настолько всё безразлично, что я даже вас не боюсь. Вы ведь ведьма?
        На этот раз гостья улыбнулась по-настоящему.
        – Кем меня только не называли! – сказала она. – Говорили и так, только это неправда. Я принадлежу к знатному роду и владею тайными знаниями, а в остальном обыкновенная женщина. И ты сможешь многое узнать, если примешь моё предложение.
        – А что вы хотите предложить?
        – Я предлагаю тебе уйти в другой мир и стать моей ученицей. Я сделаю тебя богатой и сильной. Ты будешь жить по своему разумению, а не следовать обстоятельствам.
        – Так вы из другого мира? Как же можно путешествовать из мира в мир без космических кораблей?
        – Мне непонятно, о каких кораблях ты говоришь, но мне они не нужны. Используя магию, я хожу сквозь пространство.
        – Магия – это волшебство?
        – То, что промелькнуло у тебя в голове, не магия, а выдумки. Магия – это наука. И это сила, причём во всех мирах.
        – А я смогу вернуться обратно?
        – После того как я научу тебя прокладывать врата и ты мне поможешь, сможешь вернуться.
        – Тогда я согласна. Только подождите минутку, я возьму с собой фотографию папы!
        Ира сбегала в свою комнату и взяла лежавшую в ящике письменного стола фотографию отца. Через минуту она снова была на кухне. Желание бежать из мира, который ополчился на неё без всяких причин, охватило девочку с такой силой, что её бросило в дрожь при мысли, что гостья может уйти. Но старушка по-прежнему ждала на кухне, с интересом рассматривая алюминиевые кружки.
        – Интересный металл, – сказала она. – Они дорогие?
        – У нас это один из самых дешёвых металлов, – ответила девочка. – Но он очень лёгкий и не ржавеет. Если хотите, их можно забрать с собой.
        – Возьмём! – решительно сказала старушка, забирая обе кружки. – Ты готова? Тогда не будем терять время! Отойди к двери, я буду открывать врата.
        – А как мне вас называть?
        – Называй Райной. А теперь помолчи, мне нужно сосредоточиться.
        Она не говорила заклинаний и не размахивала руками, но посередине кухни возник слабо светящийся белесый вихрь, который постепенно рос и уплотнялся. Внезапно он раскрасился всеми цветами радуги, став копией того, который исчез полчаса назад.
        – Иди первая прямо в центр, – приказала Райна. – И поспеши, потому что мне трудно долго держать врата.
        На мгновение Иру охватил страх, и она невольно замешкалась, но потом сделала над собой усилие и с закрытыми глазами шагнула в радужный туман. Вышла из такого же вихря в большом полутёмном помещении с высоким сводчатым потолком. Сразу же за ней появилась и Райна, после чего врата исчезли и стало ещё темнее.
        – Где мы? – с испугом спросила девочка.
        – Это единственная уцелевшая башня в замке, – прозвучал в голове ответ Райны. – В ней я занимаюсь искусством.
        – Так мы будем жить не здесь?
        – Нет. Пойдём, я покажу замок и познакомлю со слугами. Только ты не сможешь с ними общаться, пока не выучишь наш язык.
        – А ваша магия поможет его выучить? А то у меня плохо с языками. По английскому еле поставили четвёрку.
        – Магия не помощник в учёбе, поэтому придётся учить самой. Ничего, память у тебя хорошая, а мы ещё усилим её отваром. Только сначала нужно тебя изучить. Мы очень похожи внешне, но внутренне можем сильно отличаться. Мне нужно выяснить, что может оказаться для тебя вредным или смертельным. Сделаем это в лаборатории. Иди за мной.
        Ира поспешила за Райной, которая быстро шла, высоко поднимая ноги, чтобы не зацепиться за неровности на стыках каменных плит пола. В одной из стен была неприметная с виду дверь, через которую они вошли в коридор и по полого спускавшейся лестнице перешли в небольшой зал. Из этого зала анфиладой шли пять точно таких же. Везде было пусто и грязно.
        – Это нежилая часть замка, – объяснила Райна, видимо, прочитав её мысли. – У меня осталось мало слуг, чтобы поддерживать порядок во всех уцелевших помещениях.
        – А здесь есть и не уцелевшие? – спросила Ира. – Кто-то штурмовал ваш замок или было землетрясение?
        – Когда я заняла его больше полувека назад, здесь всё уже был таким. Наверняка замок разрушили при штурме, земля на моей памяти никогда не тряслась. Иди быстрее. Это в твоём мире уже ночь, а у нас сейчас время обеда. Я проголодалась, а ещё нужно разобраться с тем, что тебе можно есть.
        «Кто бы знал, как проголодалась я!» – подумала Ира и тут же услышала смешок старухи.
        Похоже, что та читала мысли. Приятного в этом было мало.
        – Когда выучишь язык, мне не нужно будет лезть в твою голову, – сказала Райна, – а пока терпи, иначе мы не сможем общаться. Позже я научу тебя, как можно закрыться.
        Пройдя двумя коридорами, они вошли в небольшое тёмное помещение. Райна что-то сделала – и комната осветилась. Свет исходил из подвешенного под потолком прозрачного шара размером с футбольный мяч.
        – Радужные демоны, – почувствовав удивление Иры, сказала она. – Безобидные и полезные, если умеешь с ними общаться. У вас такого нет?
        – У нас вместо демонов электричество, – ответила Ира. – Тоже полезная вещь и безопасная, если не совать пальцы в розетку. Это и есть ваша лаборатория?
        Посередине помещения находился большой стол, заставленный лабораторной посудой и каким-то устройством, похожим на самогонный аппарат, а у одной из стен возвышался стеллаж с ларцами и книгами. Больше здесь не было ничего, кроме четырёх стульев.
        – Сейчас я тебя посмотрю, – бормотала Райна, перебирая стеклянные шары разных размеров. – Вот он где! Для анализа нужна капля твоей крови. Быстро подойди к столу и дай руку. Не бойся, больно не будет. Ну же!
        Не слишком поверив в безболезненность процедуры, Ира поспешила выполнить приказ. Умирать от пищи хотелось ещё меньше, чем от голода. Старуха проворно схватила протянутую руку и тут же отпустила.
        – Уже всё? – удивилась девочка. – А где же кровь?
        – Присмотрись внимательней к моей руке, – буркнула Райна, – и больше доверяй своей наставнице, то есть мне. Если я сказала, что не будет больно, то не для того, чтобы тебя успокоить. Когда потребуется терпеть боль, потерпишь.
        Присмотревшись, девочка увидела ярко-красную капельку, которая плыла в воздухе сантиметрах в пяти от морщинистой старушечьей ладони. Поднеся её к большому прозрачному шару, Райна стряхнула на его поверхность. Шар мгновенно приобрёл розовый цвет и начал слабо светиться. В его глубине закопошился клубок каких-то почти прозрачных существ.
        – Астральные паразиты, – непонятно сказала старуха. – В крови разумных много силы, которой они питаются и при этом познают сущность пожираемых объектов. В нашем случае достаточно одной капли крови. А теперь помолчи, а то мешаешь сосредоточиться. Всё, прочла. Слава богам, наша пища для тебя подходит и мои зелья должны действовать. Но всё-таки мы сильно различаемся. Ты не сможешь зачать ребёнка ни от одного мужчины нашего мира, хотя это не помешает заниматься с ними любовью. А для зачатия придётся прогуляться в свой мир. Что ты так покраснела? Нечего здесь стесняться – самое обычное дело. В деревне все девчонки твоего возраста расстались с девственностью, а дворянки делают это на год позже. Как только готова рожать, так чаще всего сразу же и выдают замуж.
        – Я не готова, – запротестовала красная как маков цвет девочка.
        – Уже готова, – осмотрев её, сделала вывод Райна. – Не волнуйся, я не собираюсь подкладывать тебя парням, наоборот, мне нужно, чтобы ты держалась от них подальше. Ты правильно делаешь, что не хочешь рано рожать, потому что такие ранние старятся к тридцати годам, да и сами роды не всегда бывают удачными. Ладно, я совсем заболталась, а в трапезной стынет обед. Пошли быстрее! По пути я кое-что расскажу. Сначала давай определимся с тем, как к тебе обращаться. У тебя в голове какая-то каша из разных названий. Как тебя зовут чаще всего?
        – Ира или Ирина.
        – Значит, назовём Риной. У наших дворянок есть такое имя. А как название рода?
        – Фамилия по отцу – Волкова.
        – Это слишком длинно и неблагозвучно. Будешь баронессой Риной Волк из Ливены. Это одно из соседних королевств. Там уже много лет нет короля и все режут друг друга. Особенно много дерутся на западе, вот и скажешь, если спросят, что бежала оттуда. Ни один нормальный человек не поедет проверять. С тобой решили. Теперь по моей челяди. У меня только двое слуг. Кухарит и убирает комнаты Лая, а остальное хозяйство на Гарте. Их родовые имена тебе не нужны, они и сами, наверное, их забыли.
        – Вы столько лет живёте в этом замке только втроём?
        – Двенадцать лет назад были и другие слуги, но они презрели свой долг, обворовали хозяйку и подались в бега. Далеко, правда, не убежали.
        – А что вы с ними сделали?
        – Натравила болотников, чтобы упокоили слуг и вернули золото. В трясине они гниют.
        – Разве можно убивать людей за кражу?
        – У тебя в голове столько глупостей, что устанешь чистить, поэтому запомни сразу, что в нашем мире для слуг за предательство существует лишь одно наказание – смерть. А вот способы умерщвления у всех разные, мой ещё не самый страшный. Уже пришли. Это у нас трапезная.
        Это помещение было в три раза больше покинутой квартиры, слабо освещённое, с низким потолком, который поддерживался каменными колоннами. Повсюду в беспорядке стояли столы из потемневшего до черноты дерева. Стулья были только возле двух столов, за одним из которых сидели двое. На этих столах были расставлены блюда, от которых так пахло жареным мясом и свежим хлебом, что Ира чуть не захлебнулась слюной.
        – Садись за мой стол и ешь, а то сейчас грохнешься в обморок. Со слугами я познакомлю потом.
        Ира села, пододвинула к себе тарелку с кашей и наложила в неё же горячее, мелко нарезанное мясо из большого блюда. Хлеб тоже был ещё тёплый и прямо таял во рту. Стараясь лучше пережёвывать пищу и не сильно чавкать, девочка быстро очистила тарелку и осмотрелась более внимательно. На столах, помимо каши и мяса, лежали какие-то фрукты и мелко нарезанная, остро пахнущая зелень и стояли высокие кувшины из тёмного металла. Она больше не могла есть или пить, поэтому перевела взгляд со столов на слуг. Высокий крепкий старик с резкими чертами лица и белыми, собранными сзади в конский хвост волосами, которого Райна назвала Гартом, неторопливо ел кашу и овощи, почему-то не притрагиваясь к мясу. Лая была на голову ниже его и гораздо полней, с грубыми чертами лица. Свои не до конца побелевшие волосы служанка отбросила назад и сколола гребнем. Она больше ела мясо. Слуги, как и Ира, закончили есть раньше своей госпожи, но встали из-за стола только после неё. Райна сказала несколько отрывистых слов, в которых девочка услышала своё новое имя, и показала на неё рукой, после чего слуги поклонились им обеим и занялись уборкой столов.
        – Я покажу твои покои, – сказала Райна. – Мои находятся рядом. Лая уже там убрала и положила всё, что нужно. Если будут вопросы, обращайся только ко мне. Когда осмотришь свои комнаты, зайдёшь в мои. Я должна многое рассказать о себе и о мире, который теперь будет твоим.


                Глава 2


        Знакомство с новым жилищем не заняло много времени. Покои девочки состояли из двух небольших комнат, расположенных вагончиком. Дальняя служила спальней, и её большую часть занимала кровать, размерами раза в два больше оставленной на Земле тахты. Она была застелена выцветшим гобеленом. Девочка присела на край кровати, а потом легла на спину. Лежать было мягко, и нигде ничего не давило. В этой же комнате, возле одной из стен, стояли три сундука. В одном из них лежали подушка и шерстяное одеяло, а во втором – верхняя одежда, которую Ира решила посмотреть позже. Третий сундук был пуст. Первую комнату она окрестила гостиной. Её меблировка состояла из небольшой кушетки, круглого стола, пустого сундука и двух стульев. На стене возле кушетки висел гобелен с изображением охоты на какого-то зверя. На столе стояли наполненный водой кувшин  и кубок из тёмного металла. Двери в комнатах можно было закрыть изнутри на надёжные засовы.
        После плотной еды на не спавшую большую часть ночи Иру навалилась сонливость, но она сделала над собой усилие и поплелась в комнаты Райны. Хозяйка встретила на пороге, покачала головой и отправила спать, показав перед этим, где находится то, что здесь было вместо туалета. Ира даже не взяла подушку с одеялом и заснула, не разбирая постель. Она проспала оставшуюся часть дня и всю ночь и, проснувшись утром, не сразу поняла, где находится. Лёжа на огромной кровати в комнате с непривычно высоким потолком, Ира в подробностях вспоминала события вчерашнего дня и заново прощалась с матерью, квартирой и вообще всем, что было близко и знакомо в прошлой жизни. Сами собой потекли слёзы, а когда выплакалась, сразу стало легче. В животе заурчало и захотелось есть. Сколько же она проспала? Девочка не видела в замке ничего похожего на часы, но, судя по светившему в окно солнцу, давно пора было вставать. Прежде всего решила посмотреть, что за одежду ей оставили. Вчера она заметила, с каким неодобрением Лая смотрела на голые коленки. Хозяйка и служанка – обе носили платья с длинными подолами, и ей не стоило выделяться. В сундуке лежали пять платьев одного кроя, сшитых из облегающего лифа и длинной пышной юбки, с расширяющимися к низу рукавами и поясками в тон ткани. Перебрав их и полюбовавшись красотой ткани и богатством отделки, Ира отложила три в сторону: лиф в них крепился шнуровкой на спине, и она не могла надеть такие наряды без посторонней помощи. Два оставшихся платья застёгивались спереди пуговицами. В голубом они были искусно выточены из кости в виде рыбок, а в тёмно-зелёном сделали из тяжёлого жёлтого металла.
        «Вряд ли это бронза, – подумала Ира. – Наверное, Райна не врала о том, что у неё много золота, если из него сделали даже пуговицы. И что надевать?»
        Живот опять требовательно заурчал, и она, больше не раздумывая, сняла своё платье и надела зелёное, не такое маркое, как голубое, и немного короче. Ира уложила остальную одежду обратно в сундук и сходила в местный санузел. Сделав свои дела, она смыла водой из оставленного для этих целей ведра и умылась под тонкой струйкой воды, которая лилась из отверстия в стене и по жёлобу стекала в отверстие туалета.
        «А чем же подтираться, когда понадобится? – подумала девочка. – Неужели этим?»
        Возле туалета висел на верёвке большой ком шерсти. Закончив знакомство с удобствами и помахав руками, чтобы стряхнуть с них воду, она поспешила к покоям хозяйки. Райна была у себя и встретила Иру на пороге.
        – Ну и горазда же ты спать! – усмехнулась она при виде девочки. – Мы уже давно позавтракали. Иди в трапезную, Лая ещё должна быть там. Вижу, что платье моей младшей сестры пришлось тебе впору. Ты в нём просто красавица, нужно только поправить причёску. Но это потом. Поешь и приходи ко мне. Не поговорили вчера, сделаем это сегодня.
        Жилая часть замка состояла из нескольких, расположенных рядом помещений, поэтому Ира быстро нашла трапезную, хотя вчера не пыталась запомнить дорогу. Служанка одобрительно посмотрела, поклонилась и молча поставила на стол тарелки с кашей и мясом и пузатый кувшин с питьём. Кубок и нарезанный хлеб на столе уже были.
        «Наверное, это серебро, – подумала девочка, взяв в руки кубок. – Металл такой, как у серебряных полтинников, которые когда-то были у отца».
        Ира никогда не пила сидра, но один раз ей дали попробовать шампанское, поэтому, выпив половину бокала сладкого, слегка пенящегося напитка со вкусом и запахом яблок, поняла, что это не компот, а что-то алкогольное. Не став допивать, она принялась с аппетитом есть уже остывшую еду, время от времени ловя на себе сочувственные взгляды Лаи. Очистив тарелку, девочка приветливо улыбнулась служанке, не зная, как можно поблагодарить словами, получила в ответ такую же добрую улыбку и поспешила в комнаты Райны. Выспавшись и утолив голод, она спешила утолить любопытство.
        – Садись на стул, разговор будет долгим, – встретила хозяйка. – Я расскажу о нашем мире и о той его части, в котором мы живём. Ты узнаешь историю моей жизни и поймёшь, зачем я тебя сюда привела. Может быть, что-то из рассказанного не понравится, но не спеши делать выводы и судить. У нас здесь своя жизнь, имеющая очень мало общего с той, которую ты вела у себя дома. Я не собираюсь тебя обманывать и водить за нос. Мне нужна не обманутая или запуганная помощница, а сознательная и верная последовательница. А теперь слушай.
        Из рассказа Райны Ира узнала, что предки тех, кто сейчас населял эти земли, заняли их четыре сотни лет назад.
        – Незадолго до их прихода здесь жили сильные народы, которые создали могучие королевства, – говорила хозяйка. – Жившие здесь маги были мастерами тайных искусств, нам в этом до них далеко. Но однажды они заигрались с силами, которым нет места в нашем мире. Никто не знает, что с ними случилось. Когда сюда пришли первые кайны, готовые мечами отвоёвывать себе право на жизнь, оказалось, что воевать уже не с кем. В такое трудно поверить, но здесь не было ничего живого, кроме травы и деревьев. Погибли не только люди, но даже мелкие звери и птицы, и только их кости хрустели под ногами пришельцев. От деревень остались лишь зараставшие бурьяном поля и дичающие сады, а города превратились в обожжённые огнём развалины. Сохранились лишь отдельные замки.
        – А насекомые сохранились? – спросила Ира. – Они очень живучие. Тараканов чем только ни травим, а они всё равно плодятся.
        – О насекомых не знаю. Нет о них упоминаний в легендах, а письменных источников не сохранилось. Всё сгорело в войнах, в которых сошлись наши предки, чтобы поделить наследство прежних. Так стали называть тех, кто жил здесь до нас. Образовывались и рушились королевства, и к костям бывших хозяев этой земли прибавилось немало останков кайнов. Постепенно установились границы новых владений, люди начали строить дома и налаживать жизнь, а в леса и поля стали возвращаться звери и птицы. Были попытки прибрать к рукам то, что осталось от дворцов и крепостей прежних, но в них исчезали люди, а из заброшенных подземелий выползали такие существа, которых удавалось уничтожить только силами мастеров, потому что обычное оружие их не брало. Со временем перевелась нечисть и перестали пропадать люди, но дурная слава у замков осталась. Они и сейчас стоят пустыми, хотя иные нетрудно привести в порядок. Мы живём в одном из них. Я заняла его вместе с моими людьми во время бегства.
        – А от кого вы бежали?
        – Чтобы ты поняла мой рассказ, я должна хоть немного рассказать о нашем народе, о его верованиях и о том королевстве, где мы находимся. Четыре сотни лет назад мой народ обитал далеко на востоке. У нас было одно королевство, которое простиралось от морского побережья до огромной пустыни на юге на сотню дней пути. На севере стеной стоял великий лес, населённый многочисленными племенами дикарей, а на западе находились степи, в которых лишь изредка можно было встретить кочевое племя. Не имея опасных соседей, мои предки не занимались созданием сильной армии, за что однажды и поплатились. Мы так и не узнали, что привело на наши земли пришельцев, которые в одну из ненастных ночей во множестве высадились в наших бухтах с сотен гребных судов. Они не стали с нами разговаривать и сразу же взялись за мечи и копья. Это была не война, а бойня. Всё побережье было залито кровью, а король пал одним из первых, защищая столицу. На наше счастье, пришельцы не сразу двинулись вглубь страны и тем самым дали возможность собраться и уйти. У нас было много скота, поэтому удалось многое увезти.
        – А почему вы не стали сопротивляться?
        – Это был не обычный набег, а вторжение воинственного и сильного народа. У нас было много оружия, но слишком мало людей, которые умели им пользоваться. Исход возглавили пять... назовём их герцогами. Это наиболее близкое по смыслу из известных тебе слов. Они же потом стали первыми королями в новых королевствах. Двигались в единственно доступном направлении – на запад, в степи. До этих мест шли целый год. На зимовье остановились на берегу большой реки в самом сердце степи. Зимы у нас не очень холодные, но было много погибших, особенно детей, а стада сократились вдвое. С весной пошли дальше. В пути нам помогали кочевники, которые вели отряды от источника к источнику, с ними потом расплатились скотом. Придя на опустевшие земли прежних, люди занялись своим любимым занятием: стали захватывать всё, до чего смогли дотянуться их руки, а после с оружием в руках пытаться отнять то, что удалось захватить другим. Мелкие столкновения и большие войны длились пять лет, сильно уменьшив и так не очень большую численность кайнов. Наконец образовались пять королевств, короли которых сумели договориться о границах и прекратить кровопролитие. Мы с тобой находимся в середине захваченных земель, в королевстве Тессон, которым правит король  Аниш Третий. Нас окружают земли четырёх королевств. Теперь коротко расскажу о религии. Во всех королевствах верят в одних и тех же богов, которых насчитывается пятнадцать. Я не буду подробно о них рассказывать. Тебе это сейчас не нужно, а позже прочтёшь о них сама. Каждому богу строят свой храм. В небольших городках или крупных сёлах жрецы договариваются между собой и ставят общих храм, в котором для каждого бога есть свой алтарь. Раньше жрецы разных богов не враждовали, но семьдесят лет назад те из них, кто прославлял бога воинов Ашуга, начали утверждать его верховенство среди прочих, применяя для этого силу оружия. При этом они уничтожали магов, объявив их неугодными Ашугу, и в первую очередь ополчились на мастеров. Магия в нашем народе была всегда. Маги лечили, влияли на погоду, увеличивали плодородие земли и поголовье скота. И ещё они принимали участие в войнах, используя своё искусство. Ты ничего не знаешь о магии, поэтому я остановлюсь на этом чуть подробней. Человек очень слаб в магии и почти ничего не может сделать только своей силой. Если долго тренироваться, можно научиться лечить людей, создавать иллюзии и двигать лёгкие предметы. Многие этим и ограничиваются, но есть ещё мастера. По силе они превосходят остальных магов и умеют привлекать для выполнения своих задач демонов из других миров или астральные существа. И тех, и других не интересуют люди и их дела, за исключением тех случаев, когда человек или его сила могут служить кормом. Поэтому редко удаётся заставить выполнить приказ, чаще договариваются и что-то дают взамен или привлекают одни существа, чтобы с их помощью подчинить себе других.
        – А как становятся магами? – спросила Ира. – И почему их нет у нас?
        – Я не знаю вашего мира, чтобы делать выводы, – покачала головой Райна, – но, судя по тебе, мы почти не отличаемся. Главные причины, которые мешают человеку развить свои силы и ими управлять, – это боль, страх и ненависть. Обычно эти чувства быстро проходят, но следы от них остаются и постепенно накапливаются. Всё начинается с рождения, когда мать выталкивает плод из чрева. Ребёнка вырывают из самого удобного и безопасного для него места, и он испытывает страх, усиливающийся болью из-за самих родов. Если потом не снять родовые последствия страха и боли, они остаются с человеком на всю жизнь и не только мешают ему в магии, но могут стать причиной тяжёлых болезней. В семьях потомственных мастеров их жёны рожают детей в подогретой воде, где роды переносятся намного легче и матерью, и ребёнком.
        – А что делать мне?
        – В первую очередь не перебивать. Когда придёт время, я об этом расскажу. Теперь вернёмся к жрецам Ашуга. Поначалу они сводили счёты с теми из мастеров, кто был выходцем из простонародья, но, когда им стал покровительствовать отец нынешнего короля, посмели поднять руку и на знать. Мой отец был очень богатым человеком и имел большие земельные владения, в твоём мире его назвали бы маркизом. Наш замок располагался в центре земель маркизата Афрем, возле города с тем же названием. Когда на нас напали, вся семья находилась в замке. У отца была большая дружина, и мы отбились бы от псов Ашуга, но с ними к замку пришли и королевские войска. Отцу вменяли в вину участие в заговоре против короля, а это плаха, лишение земель и титулов, как для него, так и для всех нас. Никакого заговора, конечно, не было, а всё подстроили жрецы, которым нужно было заполучить в свои руки мою мать, её младшую сестру, а заодно меня с моей сестрой, так как и у нас были немалые способности, которые мать ещё только начала развивать. Отец остался защищать замок, чтобы дать нам время уйти вместе с немногими верными слугами и казной. Мы ушли подземным ходом в расположенный недалеко от замка лес. У жрецов Ашуга была своя магия, и в погоню за нами выпустили каких-то тварей. Если бы не моя мать, никто из нас оттуда не спасся бы. Она попросила о помощи в одном из самых жутких из известных ей миров. Нужно было заплатить, и мать пожертвовала собой, отдав тварям очень лакомую плату – жизнь и силу опытного мастера. Две стаи тварей схлестнулись между собой. Преследовавшие нас чудовища были растерзаны, и пришла очередь жрецов. Я так и не узнала, чем закончилась их схватка, потому что сестра матери погнала нас прочь от места побоища. Вскоре натолкнулись на одну из засад, устроенных воинами короля. Чтобы дать нам уйти, тётка повторила то, что до неё сделала мать. Слуги поймали носившихся без всадников лошадей, и мы начали уходить верхом. В этот день всё было против нас. Конь под сестрой попал копытом в нору сурка, из-за чего он сломал ногу, а моя сестра – шею. Из семьи спаслась одна я. Мы долго уходили лесными тропами, пока не набрели на этот замок, где и остановились. В первое время, пока не утих шум и обо мне не забыли, мы старались как можно реже его покидать. Поблизости есть три небольшие королевские деревни, но я посылала слуг за продуктами в более отдалённые места. Со временем нас перестали искать и можно было уже не прятаться. Местные с настороженностью встретили появление хозяев у древних развалин, но я щедро заплатила за услуги, и они помогли привести в порядок часть замка и с тех пор исправно привозят продукты. Обо мне узнали в находящемся неподалёку вольном городе Согде, но только потребовали заплатить в казну города и короля налог за захват земли. Такой платят те, кто занимает свободную землю. Я заплатила, и они забыли обо мне. Но я не забыла гибели отца, того, во что превратились моя мать и тётка, и безвременной смерти любимой сестры. Все эти долгие пятьдесят лет я копила в себе силу и выращивала ненависть. Начинающему магу очень трудно самому овладеть мастерством. В магии, как нигде, очень важен опытный наставник, а моими наставниками были только наши семейные книги. Сколько раз я была на краю гибели, сколько страшных шрамов пришлось сводить с тела! И сколько их осталось в моей душе! Я обрела силу слишком поздно и уже не успею свершить задуманного. Я знаю, что мне осталось жить год или чуть больше, поэтому моя цель – успеть за это время вырастить из тебя мастера. Это очень сложная, почти невозможная задача, но я попробую. В крайнем случае доучиваться будешь уже без меня. А потом ты отомстишь за меня и за гибель семьи. У меня в подвалах очень много золота. Его гораздо больше, чем ты сможешь истратить за всю свою жизнь, даже если учесть, что у магов она длиннее обычной. К привезённому золоту добавилось то, которое я отыскала под развалинами одной из башен. Им и соблазнились слуги, которым надоело сидеть со мной в этом замке.
        – Так дали бы им часть золота и отпустили!
        – Какой же ты ещё ребёнок! Ты думаешь, что мне жаль золота? Их нельзя было отпускать! Рано или поздно, вольно или невольно, но они выдали бы меня, а то ещё и вернулись бы сюда с ватагой за остальным золотом! Я не призываю тебя не верить никому, просто знай, что на одного человека, которому можно открыть душу, приходится сотня таких, которые тебя предадут. Поэтому всегда смотри, кому и что доверяешь, а лучше без нужды не доверяй никому!
        – И кому вы думаете мстить, если прошло уже столько лет?
        – Не бойся, я не безумная старая карга, обозлённая на весь свет. Мстить нужно немногим. Во-первых, жив старый король, хотя он старше меня на десять лет. Я надеюсь, что придворные маги не зря едят свой хлеб и он доживёт до тех пор, когда ты войдёшь в силу и нанесёшь ему последний визит. Следующий на очереди – это верховный магистр ордена псов Ашуга. Он тоже очень стар и почти не покидает столичного храма. Было бы неплохо развалить этот храм и похоронить под его развалинами и старого пса, и прочую собачью свору! А больше некому мстить. Выполнишь и станешь свободной. Можешь жить здесь, можешь вернуться в свой мир или уйти в какой-нибудь другой. Всё, что есть в этом замке и его подвалах, будет твоим. Твоими станут и собранные за века знания семейства Афрем. Это щедрая плата за год усердного труда и убийство двух старых мерзавцев, которые зажились на свете!
        – Я ещё никого не убивала, – призналась Ира. – Не знаю, получится ли.
        – А тебе не придётся убивать самой. Если действовать по моему плану, ты останешься в стороне и это будет ещё не скоро. Для обычного человека нет ничего приятного в том, чтобы отнять чью-то жизнь, но в нашем мире часто приходится убивать. Этому учат даже дворянок. И ты научишься.
        – Когда мы начнём учиться магии?
        – Сегодня займёшься языком. Пока поучишь слова, а потом я покажу, как из них складывать фразы. Остальное придёт само, когда будешь разговаривать с нами или с крестьянами. В последнюю очередь выучишь грамоту. Я сделаю для тебя напоминалку и заварю сбор для улучшения памяти. Он сильно облегчит запоминание слов.
        – А что за напоминалка?
        – Это простое магическое устройство, которое диктует слова. За один раз в него не впихнёшь весь язык, только сотню слов, а когда их выучишь, запишу другие. Зубрёжку можешь совмещать с изучением замка. Только не лезь в подвалы: там приготовлены пакостные сюрпризы для любителей чужого золота. Сейчас разгар лета, так что днём можешь прогуляться возле замка. Только никуда от него не уходи, потому что это опасно делать без оружия и знания языка .
        – А я смогу носить своё платье возле замка? А то в тех, которые мне выдали, можно ходить только по ровному полу. В лесу я их запачкаю, а платьев только два, остальные не смогу надеть из-за завязок на спине.
        – Носи, но старайся никому в нём не показываться. В этом мире оно просто неприличное. А с платьями с задней шнуровкой тебе поможет Лая. Когда научишься языку, возьмём в деревне служанку.
        – Я хотела спросить... – нерешительно сказала Ира. – Вам было очень трудно сходить в наш мир?
        – Тебе нужно что-то забрать? – догадалась Райна. – Что именно?
        – Платья вы дали, но у меня нет обуви. Эти туфли почти сношены, а на то, что носит Лая, страшно смотреть. Я случайно увидела, когда она повернулась. Это не туфли, а какие-то сундуки. И ещё у меня нет сменного белья. Я спешила и не подумала взять. Да и не осталось у меня дома ничего приличного. И ещё хочу купить книги.
        – С обувью тяжело, – призналась Райна. – Кожа не материя, её долго не сохранишь даже с помощью магии. Деревенские делают очень грубую обувь, а ехать за ней в город далеко, и не хочется о себе напоминать. К тому же ты не знаешь языка. А запасные нижние рубашки сестры должны где-то храниться, я поищу. У тебя есть деньги на покупки, или подойдут наши?
        – Денег у меня нет и на ваши у нас ничего не купишь. Но я знаю, где живёт один человек, который может хорошо заплатить за редкую монету. У него дома большая коллекция разных монет, есть даже золотые. Я познакомилась с ним, когда отец ходил по какому-то вопросу и взял с собой.
        – И какие монеты ему нужны?
        – Чем древней монеты, тем дороже они ценятся, а таких, как ваши, у нас нет. Нам нужно только получить деньги и сделать покупки, а потом вернёмся, а он пусть ломает голову над тем, откуда они взялись.
        – Он сумасшедший?
        – Он коллекционер. По-моему, они все немного чокнутые. Так что насчёт этих врат? Их трудно делать?
        – В первый раз было трудно. Пройти второй раз по образу намного легче.
        – Ой! А нашу квартиру, наверное, опечатали! И замок пришлось ломать: я же оставила дверь запертой! Если мы в неё попадём, то наружу не выйдем: замок наверняка уже поменяли.
        – Дверь не помешает, – успокоила Райна. – Неужели ты думаешь, что деревяшка задержит мастера, который шагает через миры? Ладно, я подумаю, что и как лучше сделать, а ты пока походи по замку, только не лезь к разрушенным башням. На голову уже ничего не упадёт, но можешь поломать ноги. А я пока пойду готовить напоминалку. Язык для тебя важнее остального. Прежде чем заниматься магией, ты должна хоть как-то научиться общаться. И отвар сварю, он тебе сильно поможет.
        «Куплю кеды, – подумала Ира, зацепившись каблуком за неровность пола. – Каблуки маленькие, а ходить всё равно неудобно. А в лесу ещё хуже. Куплю даже две пары, если хватит денег. Надо спросить у Райны, какие здесь зимы. Только как разговаривать, если не можешь оценить температуру? Ой, обязательно нужно забрать папины часы!»
        Когда началась продажа вещей, Ира спрятала наручные часы отца, чтобы их не постигла печальная участь быть проданными за бесценок. При уходе она в спешке о них забыла, а сейчас вдруг вспомнила.
        Девочка бродила по замку часа два. Нашла полностью обвалившуюся часть и незапертый вход в подвал, но и не подумала к нему приближаться. Она верила старухе. Если та сказала, что это опасно, значит, так и есть и глупо собой рисковать. Из окон можно было, не выходя наружу, хорошо осмотреть окрестности замка. Он был окружён не очень густым смешанным лесом, вырубленным только возле самых стен. Никакого рва не было, как и крепостных стен, хотя сама стена замка толщиной с метр вполне могла сойти за крепостную. Внезапно Ира почувствовала, что хозяйка хочет её видеть, и поспешила на зов.
        – Долго идёшь! – недовольно сказала Райна, увидев спешащую Иру. – И платье могла надеть своё: в нём сподручней лазить по камням, а Лая как-нибудь переживёт твои коленки. Когда идёшь в таком наряде, особенно если спешишь, обязательно придерживай руками подол, а то так недолго и грохнуться. Эти полы клали криворукие работники, или они покоробились за прошедшие века.
        – Я спешила, а на каблуках здесь не побегаешь. О платье не подумала, но ходила осторожно и вроде ничего не запачкала.
        – Держи напоминалку, – не слушая оправданий, сказала Райна, передавая небольшой стеклянный шарик молочно-белого цвета, по размерам в два раза больше теннисного. – В ней сотня самых употребительных слов. Чтобы услышать, нужно слабо сжать шар в руке. Когда слово уже выучено и хочешь перейти к другому, опять сожми, но на этот раз посильнее. Понятно? Попробуй при мне.
        Ира попробовала работать с шаром по указаниям наставницы, и всё получилось. Шар голосом Райны называл местное слово и тут же давал его перевод. Сильное нажатие меняло слово на следующее.
        – А как вернуться к слову? – спросила она, наигравшись с шаром.
        – Никак. Слово повторится, когда ты полностью прослушаешь все остальные, поэтому будь внимательна и меняй, когда уверенна в том, что запомнила. Потом можно повторить. А теперь пей отвар. На вкус он не очень приятный, но память должен усилить.
        Говорить о том, что коричневая гадость не очень приятная, мог только тот, кто ни разу её не пил. Отвар был попросту отвратительным, но девочка стойко допила и вернула Райне кубок.
        – И когда это должно подействовать? – едва сдерживаясь, чтобы не выплеснуть выпитое вместе с завтраком, спросила Ира. – Долго ждать?
        – На людей этого мира действует через половину свечи, – ответила Райна, – а как подействует на тебя, посмотришь сама.
        – А что это за мера? Так измеряют время?
        – Обыкновенная мера, – пожала плечами наставница. – В любом храме можно купить свечи. За сутки таких свечей сгорит два десятка, если жечь их одну за другой. Так время и меряют, если в этом есть нужда. Отсчёт ведётся либо от восхода солнца, либо от его заката.
        «Значит, свеча горит чуть больше часа, – сообразила девочка, – при условии, что сутки здесь не сильно отличаются от наших. Ну что же, подождём с час и посмотрим, не зря ли я пила эту гадость. Ой, а она ведь слышит мои мысли!»
        – Конечно, слышу! – посмеиваясь, сказала Райна. – Но я не в обиде, вкус у этого напитка действительно неважный.
        – Ой!
        – Что «ой»? Что ты чувствуешь?
        – Странное ощущение, – прислушиваясь к себе, сказала Ира. – Как будто прозрачная голова, а мысли прямо летают. Пойду учить слова. Интересно, что получится.

     Главы 3-4   http://www.proza.ru/2017/05/23/350


Рецензии
"Приёмыш".
А у меня "Потерёныш". И тоже пьющий отвратительный отчим, и не менее отвратительная пьющая мать. А далее все разошлось. Но не стало менее интересным, захватывающим.
Я нырнул в Ваше, Геннадий, фэнтези с удовольствием.
Но... Не хотелось бы чтобы девочка стала исполнительницей чужой мести. И поэтому я буду пытаться придумать ей другую судьбу (возможно и ночью). А завтра продолжу чтение и уверен, возникнет новый поворот.

С теплом,

Евгений Боуден   16.11.2020 12:02     Заявить о нарушении
Евгений, там этих поворотов... Обе книги романа только из них и состоят. :) Моей героине досталось в обоих мирах, но и судьба такая, что можно позавидовать. Конечно, лентяи будут завидовать итогам, потому что сам путь только для трудоголика.

Геннадий Ищенко   16.11.2020 05:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.