Приёмыш-Главы 3-4

                Глава 3


        Слова запоминались легко, и на каждое уходило не больше двух минут, но Ира тратила в два раза больше времени, чтобы уж выучить наверняка.  У неё был горький опыт изучения английского, когда вроде бы заученные слова на следующий день вспоминаются через одно. К обеду она успела выучить их три десятка, чем и похвасталась Райне:
        – Завтра я буду знать первую сотню, а дней через десять уже смогу хоть как-то общаться и можно заняться магией.
        – Тебе не терпится? – с улыбкой спросила хозяйка.
        – Интересно, – призналась девочка, – и немного страшно, в основном из-за тварей.
        – На день придётся отставить язык. Сегодня ночью мы идём в твой мир, а завтра отоспишься.
        – А почему ночью?
        – Подумай сама, прежде чем задавать глупые вопросы. Моя ученица должна уметь соображать головой, а не всецело полагаться на наставника.
        – Извините, – сказала Ира, которой стало стыдно за справедливый упрёк. – Я как-то не подумала о разнице во времени.
        – Ты испытываешь неудобство из-за того, что не знаешь, как ко мне обращаться. У вас женщину моего возраста молодые не называют по имени, а ваших отчеств здесь нет. Можешь называть меня госпожа Райна. Я чувствую, что тебе что-то неприятно в этом обращении.
        – Слово «госпожа». У нас последние господа были пятьдесят лет назад. Потом начали строить бесклассовое общество, все стали равны, а само слово вызывает неприятное чувство.
        – Все люди не могут быть равными по способностям и положению, – возразила Райна. – И у вас тоже должны быть те, кто управляет, и все остальные. Ты просто не видишь этого из-за молодости и отсутствия опыта. А сказать можно всё. Да и ты теперь не там, а здесь слово «господин» только подчёркивает привилегированное положение человека. Если ты меня так называешь, это не говорит о том, что я твоя хозяйка, ты сама теперь дворянка и госпожа Рина. Так к тебе и будут обращаться, поэтому привыкай заранее. Можешь называть меня словом «мастер». Это обычное обращение ученика к наставнику. Всё, пошли обедать.
        – Вы чем-то недовольны, мастер? – робко спросила Ира идущую рядом хмурую Райну, заодно попробовав новое обращение. – Это из-за меня?
        – Отчасти из-за тебя, отчасти из-за того, что я не знаю, какую одежду надеть в твой мир. Я ничего не найду, если там все носят такие короткие платья.
        – У матери остались два платья, а вы с ней одного роста. Они свободные, так что должны подойти. А что не так со мной?
        – Мне не понравилось то, как быстро и сильно на тебя подействовал мой отвар. Сейчас в этом для тебя одна польза, но если и остальные зелья будут действовать так же, мне нужно быть очень осторожной. Да и наши яды могут оказаться для тебя ещё губительнее. Ладно, не бери в голову, я это потом проверю.
        На этот раз Ира попробовала и фрукты, которые, несмотря на свой необычный вид, по вкусу не отличались от яблок.
        – Когда поедим, сходим с тобой в подвал, – предупредила Райна. – Посмотришь монеты. Ты лучше меня знаешь, что нужно, значит, тебе и выбирать.
        Подвал представлял собой путаницу коридоров с дверями в помещения. Ира видела даже двери с забранными решётками окошками.
        – Тюремные камеры, – объяснила Райна. – Кое-где можно встретить останки узников. Всё это от прежних, мы почти не пользуемся подвалом. А вот и наше золото. Не забегай вперёд, сейчас я обезврежу проход.
        Райна первой вошла в небольшое помещение, в котором стояли три сундука. Ира поспешила за ней, чтобы не задерживаться одной в тёмном коридоре. Хозяйка положила в нишу в стене шар с радужными демонами, которые освещали им дорогу, и откинула крышку одного из сундуков.
        – Здесь монеты, которые я нашла в тайнике под разрушенной башней, – сказала она. – Они очень древние. Сколько уже прошло времени, как погибли хозяева замка, а они, скорее всего, не знали об этом золоте. Во всяком случае, эти монеты сильно отличаются от тех, которыми пользовались сами прежние. Выбирай, что нравится, и бери с запасом.
        – Здесь одно золото, – растеряно сказала Ира, вытаскивая из сундука жменю монет, которые ощутимо давили на ладонь.
        – А чем плохо золото? – не поняла Райна. – Твой знакомый его не возьмёт?
        – Оно слишком дорого для меня, – объяснила Ира. – У нас девчонки не таскают в кармане золото. Даже антикварные серебряные монеты могут вызвать вопросы. И у него может не оказаться денег на такую покупку.
        – Подбирай подходящие монеты, а, если заартачится, разговаривать буду я. Серебро тоже можем взять. Оно отложено для расчёта с крестьянами.
        – А как вы будете с ним разговаривать без знания языка? Мысленно? Так это вызовет ещё больше вопросов.
        – Ты забываешь, что имеешь дело с магом, – пожала плечами Райна. – Никто из тех, с кем я буду общаться, не заметит, что я молчу. Управление людьми – это одна из основных способностей магов. Именно поэтому нас многие не любят.
        – Тогда почему вы не удержали своих слуг, вместо того чтобы топить?
        – Легко что-то внушить человеку на короткое время, – объяснила Райна, – а вот на длительное это сделать труднее. А если внушение противоречит желаниям самого человека, оно разрушится ещё быстрее. Мне нужно было регулярно обновлять заклинание, пока они не сойдут с ума из-за внутреннего разлада или потеряют интерес к жизни. Поэтому маги стараются не управлять людьми долго. Вот расположить к себе человека на непродолжительное время, отвести ему глаза или заставить во что-то поверить – это можно. Так ты выбрала?
        – Да, – ответила девочка, – только они отливаются красным.
        – Это из-за освещения, наверху будут жёлтые. Если всё, тогда пойдём. Нужно посмотреть серебро.
        В своей спальне Райна открыла стоявший на столе у окна ларец и высыпала на стол десятка два монет.
        – Посмотри, здесь есть что-нибудь подходящее?
        – Вот эти подойдут, – Ира отобрала пять наиболее потёртых монет. – Они и отчеканены по-разному, нет ни одной одинаковой.
        – Серебро многие чеканят, это разрешается, главное, чтобы не жульничали с весом. Вот право на чеканку золотых монет имеет только королевское казначейство. Держи этот кошель, сложишь в него монеты, чтобы не растерять. Чем думаешь заняться?
        – Переоденусь и погуляю вокруг замка, а заодно поучу слова.
        – Неплохо, – одобрила Райна, – только я советую долго не гулять, а лучше немного поспать, чтобы ты не была сонной.
        – Попробую. Я с трудом засыпаю днём, а сейчас ещё выспалась на день вперёд.
        Ира пришла в свои комнаты и переоделась в короткое платье. Стараясь не терять время, бегом направилась к ближайшему выходу из замка.
        «Да, в такой обуви только ходить по лесу, – подумала девочка, очищая  туфли от набившихся в них сосновых иголок и мха. – Какая учёба, если нужно всё время чистить ноги? Ой, гриб!»
        В трёх шагах от неё рос самый настоящий подосиновик. Ира до умопомрачения любила собирать грибы и в этом вся пошла в отца. Она в первый раз выехала за грибами вместе с родителями, когда на заводе, где работал папа, выделили для своих грибников два автобуса. Они тогда набрали два ведра маслят и потом дома до самой ночи счищали со шляпок тонкую липкую плёнку. В тот год солёные маслята всю зиму не сходили с их стола.
        «А может, он ядовит? – мелькнула мысль. – Нужно показать Райне. Мясо каждый день, да ещё на обед и на ужин, быстро надоест».
        Ножа с собой не было, и она оторвала гриб от грибницы.
Райны не было в её покоях, и Ире пришлось побегать по замку, пока она не нашла наставницу в лаборатории, где та готовила какой-то отвар.
        – Мастер! – ворвалась она в лабораторию. – Этот гриб не ядовит?
        – Потише носись, – выговорила ей Райна. – И орать можно не так громко: я чуть не оглохла. А если бы не слышала твои мысли ещё раньше воплей, могла бы вообще остаться заикой. Зачем тебе эта гадость?
        – Почему гадость? – обиделась Ира. – Отличный гриб! Если пожарить и есть с кашей, будет очень вкусно! А ещё их солят и маринуют. Разве у вас их не едят?
        – Не помню, чтобы дома хоть раз готовили. Когда появятся деревенские, я их спрошу. Положи на стол и иди отдыхать, а я проверю на яды. Много запомнила слов?
        – Я ещё не учила, – смутилась девочка. – Как увидела гриб, так обо всём забыла. Сейчас поучусь и лягу.
        Поучиться получилось, а вот заснуть – нет.
        – Надо было сказать мне, – проворчала за ужином Райна. – Я тебя усыпила бы. А теперь будешь ходить сонная и хлопать глазами.
        – Давайте не будем ждать ночи, а отправимся сейчас, – предложила Ира. – У нас должно быть раннее утро. В гости или за покупками рано, но я хочу посмотреть, что можно забрать из квартиры, да и вам нужно примерить одежду матери. А потом ещё дверь...
        – Можно и сейчас, – согласилась Райна. – Если поела, беги переодеваться в своё, и пойдём в башню.
        Переход в квартиру занял минуту и ничем не отличался от того, что Ира уже однажды видела.
        – В первый раз я пришла сюда по следу крови, – сказала Райна, выходя из кухни в гостиную, – а сейчас шли по образу, а это намного легче. Собирай то, что хотела. Хоть здесь и раннее утро, но не будем зря терять время. Где платья твоей матери?
        – Сейчас достану! – девочка открыла почти пустой одёжный шкаф и сняла с плечиков платье. – Вот оно. Второго почему-то нет на месте. Когда оденетесь, я застегну сзади молнию. А в этом зеркале можно посмотреть, как оно на вас сидит.
        – Зеркало я тоже заберу, – задумчиво сказала Райна, рассматривая своё отражение в большом, почти в полный рост зеркале. – У нас нет таких больших и чистых. Помоги мне переодеться, вещами займёмся потом.
        Совместными усилиями поменяли платье, а заодно и нижнюю рубашку, которая у Райны была слишком велика и не влезала под платье матери.
        – Какой срам! – высказалась старушка, оглядывая свои наполовину голые ноги. – Как можно ходить в таком виде?
        – Это длинное платье, – успокоила Ира. – Когда выйдем на улицу, вы увидите намного короче. Есть платья на две ладони выше колен. К такому давно привыкли, а на вас неплохо смотрится.
        – Ты думаешь? – Райна покрутилась перед зеркалом, рассматривая себя со всех сторон. – Ладно, на какие только жертвы не приходится идти ради дела. Тебе помочь с вещами?
        – Нет, я сама. – Ира не уходила, с сомнением глядя на обувь наставницы. – Мне кажется, что ваши ботинки не подходят под это платье. Они слишком большие и грубые. У матери есть туфли, которые ей малы. Она почему-то до сих пор их не продала. Давайте попробуем примерить.
        Туфли подошли почти идеально. Они были немного широки, но хорошо держались на ноге и весили раза в три меньше прежних.
        – Вот теперь хорошо! – обрадовалась девочка. – Если бы сколоть волосы узлом на затылке, никто вообще не обратил бы внимания. Но я не умею так делать.
        – А чем плоха моя причёска?
        – Такие у нас носят только молодые. Ладно, это уже не очень важно. Вы отдохните, мастер, а я пока соберу всё, что хотела.
        Понимая, что уже вряд ли когда-нибудь вернётся из того мира в эту квартиру, и уже зная, что может пригодиться в новом мире, Ира обошла комнаты и кухню, складывая всё, по её мнению, полезное в две большие хозяйственные сумки. С кухни в них попали жалкие остатки посуды, тёрка, мясорубка и спички, из ванной – зубная щётка, три банки зубного порошка и несколько кусков хозяйственного мыла, а из своей комнаты она забрала оставшееся бельё, махровую простыню и припрятанные часы. Немного подумав, добавила коробку цветных карандашей, пачку бритвенных лезвий и все общие тетради, которые были в столе.
        – Как у вас с бумагой? – спросила она у наставницы.
        – Очень дорогая, – ответила Райна, – а в замке её уже давно нет. За ней нужно посылать в город, а кого я пошлю?
        – Если продадим монеты, купим тетрадей. У нас бумага очень дешёвая.
        В большой комнате она не нашла вообще ничего полезного и только забрала и уложила вместе с сумками снятые вещи Райны.
        – Может, придётся уходить быстро, так что пусть лежат вместе, – сказала она наставнице. – Я положу вещи в низ одёжного шкафа на случай, если сюда кто-нибудь зайдёт. Давайте ещё берет, он вам сейчас не нужен. Я готова. Осталась одна прихожая, но я и так знаю, что там ничего нет. Вот запасной ключ от двери. Можно попробовать, вдруг замок не меняли.
        Они вышли в прихожую, где Ира открыла замок. Прислушавшись и не услышав шагов или разговора, она отворила дверь, сорвав при этом закреплённый снаружи лист бумаги с чётким оттиском печати.
        – И что теперь делать? – спросила она, чуть не плача. – Первый же, кто увидит, позвонит в милицию, и мы уже не сможем сюда прийти. Забирать вещи и таскаться по городу с мясорубкой?
        – Закрывай замок и ни о чём не беспокойся! – приказала Райна. – Я сделаю так, что до вечера никто ничего не увидит.
        Она приложила ладонь к порванной бумаге и та сразу же соединилась в месте разрыва в одно целое.
        – Пошли быстрее! – заторопилась Ира. – Нельзя, чтобы меня здесь видели соседи. Если квартиру опечатали, то меня наверняка ищет милиция.
        – А я здесь для чего? – сказала Райна. – Никто тебя не увидит, но поспешить не помешает.
        Девочка ожидала, что город ошеломит Райну, но она невозмутимо шла по проспекту, заполненному тысячами машин и толпами пешеходов.
        – Лучше проехать автобусом, но у нас нет денег, – виновато сказала Ира. – Придётся идти пешком. Это не очень далеко – только две остановки. Как вам город?
        – Много людей, много повозок, много шума и вони, – высказалась Райна. – Я и раньше не любила многолюдства, а за время жизни в замке отвыкла от людей. Твой знакомый будет дома?
        – Он инвалид и, по словам отца, редко покидает квартиру.
        На звонок им открыла молодая привлекательная женщина лет тридцати.
        – Вы к кому? – спросила она Райну.
        – Извините, – сказала Ира, – Иван Никифорович дома? Мы пришли по поводу его коллекции.
        Женщина смерила Иру взглядом и посторонилась, пропуская их в просторную прихожую.
        – Подождите минуту, – сказала она на этот раз обеим. – Я предупрежу отца.
        Вернулась она почти сразу и пригласила гостей следовать за собой. Хозяин принял их в кабинете и сразу же узнал Иру.
        – Вы дочка Игоря Волкова, – сказал он. – Имя, кажется, Ирина? А вашу спутницу я вижу впервые. Чем могу быть вам полезен? И почему вы, Ира, пришли ко мне без отца?
        – Отец погиб год назад, – сделав над собой усилие, почти спокойно ответила Ира, – а мы с моей бабушкой к вам по делу, связанному с вашей коллекцией. Мы хотим продать старинные монеты.
        – А почему говорите вы, а не ваша бабушка?
        – Она немая, но прекрасно вас понимает и может показать согласие кивком. И она полностью доверяет мне в этом деле.
        – Покажите монеты.
        Он долго рассматривал золотые и серебряные монеты с увеличительным стеклом, потом оставил их на столе, повернулся к гостьям и спросил, как к ним попало это богатство.
        – Моя бабушка нашла их на чердаке своего дома, – начала врать Ира. – Хотела продать золото, а ей посоветовали обратиться к настоящему коллекционеру. Сказали, что так она выручит больше, чем просто продав металл по весу. Наверное, монеты остались от её мужа, который умер пять лет назад.
        – Врёшь и не краснеешь, – посмотрел ей в лицо Иван Никифорович. – В любом другом случае я попросил бы вас обеих покинуть мою квартиру. Если принесённые вами монеты не подделка, они стоят огромных денег. У меня их нет и никогда не будет. Но вот то, что вы принесли... Я никогда не видел ничего подобного. На подделку не похоже, да и какой смысл в такой мистификации?
        – Иван Никифорович! – Ира подняла глаза и тоже посмотрела ему в лицо. – Чем угодно могу поклясться, что монеты подлинные. Я в отчаянном положении и нуждаюсь в деньгах. Сами монеты не имеют для меня никакой ценности. Я готова продать их за те деньги, которые вы дадите сами. Надеюсь, что мне их хватит.
        Несколько мгновений девочке казалось, что коллекционер выставит их вон, но он лишь тяжело вздохнул, выдвинул ящик стола и достал из него обычный почтовый конверт, который протянул Ире.
        – Здесь всё, что у меня отложено на пополнение коллекции, – сказал он. – Всего двести сорок рублей. Не знаю, хватит их тебе или нет, но больше дать не могу.
        – Я не рассчитывала получить такие деньги, – обрадованно сказала Ира, когда они очутились на улице. – Мне показалось, что он хочет нас вытурить. Спасибо, что вмешались.
        – Я на него не влияла, – покачала головой Райна. – Он почти не сомневался в подлинности монет, но ничем не рисковал. Свои деньги в любом случае вернул бы, просто продав золото. Его так захватила загадка наших монет, что решил забыть об осторожности. Он очень увлечён этим делом, хотя я такого не понимаю.
        – Коллекционеры все такие. Хорошо, что деньги десятками, сотню мне не разменяли бы. Могли бы позвать милицию.
        – Почему?
        – У детей не должно быть таких денег, – объяснила Ира. – Это не очень большая зарплата работника за тридцать дней. Могли подумать, что деньги украдены.
        – Странное у вас общество, – высказалась Райна о социализме. – Давай покупать всё, что нужно. Чем быстрее вернёмся, тем лучше отдохнём. Кроме того, сама говорила, что в квартиру могут прийти.
        – Да-да, – заторопилась Ира. – Вот, кстати, «Спорттовары», с них и начнём.
        Она купила себе две пары кедов, одна из которых была на вырост, две пары хэбэшных трико и три наручных компаса. Потом был обувной магазин, где купили две пары туфель на Иру и одну – на Райну. Вторую пару девочка опять брала на размер больше. Добавив к покупкам нижнее бельё, две рубашки и кучу полезной мелочёвки, она решила, что больше не сможет унести, но по пути домой не удержалась и купила два будильника и резиновые сапоги, а почти у самого дома в магазине канцтоваров взяли толстую кипу тетрадей, авторучку и чернила. Нести это пришлось уже самой Райне.
        – Столько всего хочется и деньги есть, а взять не получается, – сокрушалась Ира. – Я и это с трудом допру до дома.
        – Ничего страшного, – успокоила её сама нёсшая тяжёлую сумку Райна. – На первое время у тебя всё есть, а позже можно сходить ещё раз. Деньги есть, поэтому будет проще обернуться.
        Когда заходили в подъезд, на лавочках сидели старушки, но ни одна из них не обратила на Иру внимания. Они поднялись на свой третий этаж и с облегчением сложили сумки с покупками на пол. После того как Райна сказала, что в квартире никого нет, девочка открыла дверь, уже не заботясь о сохранности наклеенной бумаги. Дверь заперли изнутри и сложили сумки и узлы на кухне. Туда же Райна с трудом принесла снятое зеркало. В последний момент Ира вспомнила про коробку, в которой у матери хранились иголки разных размеров и катушки с нитками, и добавила её к куче барахла.
        – Ничего не забыла? – спросила Райна. – Тогда я открываю врата, а ты кидай в них всё, что купили. Посуду хорошо замотала? Значит, не должна побиться. Последним занесём зеркало. Только не споткнись на стыках плит, а то будешь сама убирать стекло.
        Эвакуация прошла успешно, и обе путешественницы, оставив вещи в башне, поспешили в свои комнаты досыпать остаток ночи. Проснулась Ира позже обычного и, встав с кровати, обнаружила свои вещи на полу в гостиной. Наверняка их принёс Гарт. Раскладывание по сундукам пришлось отложить на потом, потому что Райна почувствовала, что ученица уже проснулась, и погнала её на завтрак.
        – Мастер, вы разобрались с моим грибом? – спросила Ира, увидев, что Райна закончила завтрак. – Или принести другой?
        – Разобралась, – отозвалась наставница. – Не знаю, есть ли в нём что-нибудь полезное, но вредного точно нет.
        – Тогда я совмещу изучение языка и сбор грибов. А потом мы их пожарим и добавим в кашу или съедим просто так. Чужие здесь не ходят, так что грибов должно быть много.
        – Смотри, не уходи далеко от замка! Если тебя кто-нибудь увидит в твоём платье, могут быть неприятности. А то ещё и заблудишься.
        – Не беспокойтесь, мастер, я надену спортивный костюм и возьму с собой компас, так что буду в штанах и не заблужусь. Да и не собираюсь я уходить далеко от замка.
        Первый же поход в трико оказался последним. В лесу росла трава с семенами, которые мёртвой хваткой цеплялись за штаны, и на то, чтобы их очистить, у Иры ушло больше часа. Собранные подосиновики были пожарены Лаей и с удовольствием съедены.
        – Очень недурно! – сделала вывод Райна. – Странно, что их не готовили у нас дома. Собирай и дальше, мясо действительно надоело.
        Разобрав вещи, девочка взяла в руки часы отца и задумалась. Как определить время и сколько часов может быть в здешних сутках? Результатом этих раздумий стали примитивные солнечные часы, состоявшие из ровной палки, которую Ира прочно вогнала в мягкую лесную почву. Определив момент, когда тень от палки была самой короткой, она отметила это положение камнем и перевела стрелки часов на двенадцать. На следующий день при том же положении тени часы ушли вперёд на двадцать минут.
        «Ну и ладно, – подумала Ира, заводя оба будильника и выставляя их по наручным часам. – Буду каждые три дня переводить стрелки на час назад. Зато теперь буду знать время».
        Она отдала Райне один из будильников и научила им пользоваться. Та восприняла новшество без энтузиазма.
        – Не вижу от них большой пользы, – сказала она расстроенной таким отношением к подарку девочке. – Я всю жизнь оценивала время на глаз, а если жить по твоим часам, их нужно покупать и слугам. Но пусть стоят, мне не мешает их тиканье. Только сама будешь заводить и переводить стрелки.
        «Как говорил папа? – думала Ира, возвращаясь от наставницы. – Ага, инициатива наказуема исполнением. Как раз про меня. Дикие они здесь. Ничего, у меня руки не отвалятся, зато теперь можно планировать время».
        Благодаря рвотному зелью, которое ежедневно варила Райна, девочка легко запоминала свои сто слов в день. Она попросила хозяйку готовить отвар пораньше, чтобы принимать его натощак. Так было легче пить, и не пропадёт завтрак, если не получится удержать в себе выпитое. Недавно прошли дожди, поэтому грибов было много, и Ира каждый день после завтрака отправлялась в лес. Руки были заняты корзиной и складным ножом, поэтому она с благодарностью взяла принесённый служанкой поясок с двумя кармашками. В один отправилась напоминалка, а в другой – компас и папины часы, которые были велики для ношения на руке. Сегодняшний день был третьим после их возвращения с покупками. Ира позавтракала, поменяла платье и в приподнятом настроении пошла в лес. Она уже знала, где возле замка больше всего грибов, и первым делом обходила эти места. Обычно грибов было много, и за какой-то час корзина набиралась с верхом, но на этот раз ей не повезло. Обобрав одну поляну, Ира пошла на другое место и не нашла там ни одного гриба. То же было и в следующем месте по её маршруту. Недоумевая, кто мог собрать её грибы, девочка выбежала на поляну и чуть не вляпалась в большую, ещё дымящуюся вонючим паром кучу навоза. Шагах в пятидесяти жрал грибы тот, кто её наложил.
        – Ах ты скотина! – закричала Ира на здоровенного лося, который поначалу никак не отреагировал на её появление. – Пошёл прочь!
        Лось поморщился от громких звуков, съел ещё один подосиновик, укоризненно посмотрел на жадину и пошёл, куда послали. На этой поляне удалось сорвать с десяток грибов, но корзина не наполнилась даже наполовину. Решив поискать грибы дальше от замка, она вынула компас, определилась с направлением и пошла в сторону от поляны, на ходу зубря слова. Выбранное направление оказалось неудачным: грибов почти не было. Расстроенная девочка решила вернуться, но, видимо, ушла в сторону, так как вскоре попала в густой ельник, которого раньше не видела. Пройдя ещё немного, Ира остановилась как вкопанная: впереди, перегораживая ей дорогу, стоял крупный волк и скалил зубы. Она испуганно попятилась и чуть не упала на спину, зацепившись ногой  за выступавший из земли корень. Волк зарычал и двинулся к ней.
        «Они же не нападают летом, – думала Ира, борясь с навалившимся страхом. – Где же взять палку? Стоит повернуться, и он точно прыгнет! Вот что стоило взять нож побольше?»
        За спиной волка в кустах раздались тявканье и скулёж.
        «Господи! – похолодела девочка. – Да это же волчица! А там у неё волчата! Она порвёт меня просто так, на всякий случай. Даже собаки со щенками часто бывают бешеными, а тут волки!»
        Наступив ногой на лежавший сук, она присела и схватила его в руки, бросив на землю корзину с грибами и свой ножик. Выставив перед собой кривую, но длинную и прочную на вид палку, она продолжала пятиться назад, осторожно ставя ноги, чтобы, не дай бог, не грохнуться. Волчица, не переставая рычать, следовала по пятам. Когда лес стал редеть и потянуло дымом, она повернулась и скрылась в подлеске.
        «Куда же меня занесло? – подумала девочка, с облегчением опустив палку. – Деревьев почти нет, повсюду торчат пни, и пахнет дымом. Наверное, вышла к деревне. И как теперь добраться до замка? Деревенские должны знать, и я смогу объясниться, но как там появиться в моём платье?»


                Глава 4


        Ира достала компас и дождалась, когда успокоится стрелка. Замок находился на юге, а дымом тянуло с севера. И как его искать? Единственная уцелевшая башня была высотой метров двадцать, многие деревья и то выше. Можно пройти в ста шагах и ничего не заметить, а она не Чингачгук и изучила лишь небольшой кусочек леса с восточной стороны замка. Крестьяне часто возят Лае продукты и должны были за полвека вытоптать хорошую тропинку, вот только начинаться она должна где-то у деревни. Или это не та деревня? Райна говорила, что их здесь три. Хочешь не хочешь, а придётся выйти к людям. Хозяйку замка здесь уважают и побаиваются, так что, может быть, и ей не сделают ничего плохого. Ира очистила подол платья от колючек и двинулась к невысокому холму, из-за которого ветер приносил запах дыма. У его подножья девочка увидела узкую тропинку и пошла по ней. Огибая холм, она лицом к лицу столкнулась с невысоким полноватым мужчиной лет пятидесяти, одетым в штаны и рубаху из грубой ткани, похожей на виденную в родном мире мешковину. Он удивлённо уставился на Иру, уделив особое внимание коленкам. Посмотрев ему в глаза, Ира почувствовала страх и чуть было не бросилась прочь. Остановило понимание того, что взрослый мужчина легко догонит.
        – Я дорога дом где не знать помощь, – начала она подбирать из известных слов просьбу о помощи.
        Не дослушав, мужчина быстро шагнул вперёд, схватил Иру и, повалив на землю, навалился сверху. Дикий страх заставил рвануться изо всех сил, но она не смогла даже шевельнуться. Попытка закричать тоже провалилась: насильник накрыл её рот своим и зачем-то засунул в него язык. Сильные руки задрали платье и сорвали трусы, порвав их надвое. В низ живота что-то ударило, вызвав сильную боль, а потом эти удары повторялись раз за разом, пока всё не закончилось и её не отпустили. Слёзы застилали глаза, а когда Ира вытерла их рукавом, довольный мужик уже натянул штаны, развернулся и пошёл в том направлении, откуда появился. Она стянула то, что осталось от трусов, и побежала прочь от холма в лес. Слёзы лились не переставая, а тело била дрожь омерзения. Вспомнив чужой слюнявый язык у себя во рту, Ира остановилась и согнулась в рвотных спазмах. Оставив на мху свой завтрак, она побежала дальше, не думая о том, куда бежит, лишь бы оказаться подальше отсюда.
        «И это то, о чём мы тайком мечтали с Веркой?! Боже, какая мерзость!» – мелькнула первая связная мысль, когда она наконец остановилась: сил бежать больше не было.
        Опустившись на мягкий мох, Ира сжалась в комок, обхватила руками колени и опять зарыдала. Такой её и нашла Райна вместе с Гартом. Не дожидаясь приказа, старик взял девочку на руки и отнёс в замок, который, оказывается, был совсем близко. Иру внесли не в её комнату, а в лабораторию Райны и усадили на стул.
        – Уйди! – приказала хозяйка слуге, после чего обратилась к ученице: – Я тебя предупреждала? Стоили твои грибы такого? Впрочем, сейчас с тобой говорить бесполезно. Снимай платье, буду тебя чистить. Понести ребёнка у тебя не получится, но это не повод, чтобы оставлять в себе всякую дрянь. А потом займёмся твоим женишком! Всё забыли и обнаглели? Ну так я им напомню! Что сидишь? Эх, придётся и это за тебя делать. Вот послали боги ученицу! Ну взял силой мерзавец, так отчего так убиваться-то? Поверь, он пожалеет о том, что родился.
        Ира не слушала, что ей говорит старуха. К слабости добавилось безразличие и сильно захотелось спать.
        – Не спи! – Райна приподняла её голову и поднесла ко рту кубок. – Выпей, это поможет.
        Выпитый отвар был неприятным на вкус и пощипывал язык, но почти сразу оказал волшебное действие. Ушло безразличие, но ему на смену не вернулись терзающие её до того боль и отчаяние, наоборот, возникло и окрепло желание увидеть, что задумала наставница, а вместе с ним прибавились силы.
        – Сможешь идти? – спросила Райна, складывая в сумку какие-то камни. – Нужно добраться до башни.
        – Дойду. – Собственный голос показался ей чужим, низким и хриплым.
        Когда вошли в башню, Райна закрыла дверь изнутри на засов и спичками разожгла закреплённые на стенах факелы. Ещё не стемнело, но окна в башню были заложены камнями.
        – Здесь нельзя использовать радужных демонов, – объяснила она Ире, хотя та ничего у неё не спрашивала. – При проведении ритуала призыва они освободятся и удерут.
        В свете факелов на полу башни стала видна сложная многоугольная фигура, выложенная вмурованными в пол камнями.
        – Прислонись к стене, – посоветовала Райна, – будет легче. Стульев у меня здесь нет. Как-то не тянет оставаться в этом месте надолго. Ничего, я сделаю быстро. Сейчас выложу камни Сорга, и можно проводить ритуал. Представь лицо своего обидчика! Эк тебе не повезло! Надо же было нарваться на мельника. Это тот ещё жеребец. Свою жену загнал в могилу, а теперь, как приспичит, идёт валять деревенских девчонок. А те и рады: какая-никакая, а денежка, да и любительниц этого дела среди них хватает. Не веришь? Ну и зря. Это ты оказалась не готова, да ещё завела его своими ногами. Вот всё так и получилось. А он и рад, что не пришлось переться в деревню и платить. Если поймал бы тебя возле мельницы, дал бы ещё попользоваться сыну. Привыкай к тому, что во всех мирах правит сила. И ваш в этом не исключение, что бы тебе там ни говорили. Поэтому тебе нужно стать сильной. Тогда мерзавцы станут перед тобой пресмыкаться, как они пресмыкаются предо мной. Знал бы мельник, что ты моя ученица и благородная дама, никогда такого не совершил бы, наоборот, на руках донёс бы до замка. Но нам его незнание без разницы, а за твою боль он сейчас получит сполна.
        Говоря это, Райна быстро вытаскивала из сумки и выкладывала в вершины фигуры принесённые камни. Закончив с этим делом, она поспешно отошла к стене и начала ритуал. Старушка не танцевала, не пела заунывным голосом заклинания и не жгла свечей, а просто молча стояла, закрыв глаза. Сначала призрачным голубым огнём загорелись сами камни, а потом этот огонь начал быстро растекаться по линиям фигуры до тех пор, пока на полу башни не засветился весь рисунок.
        – Пора! – сказала Райна, открывая глаза. – Приди!
        До крика наставницы в башне не было никого, кроме них двоих, сейчас же в центре фигуры появилась огромная ящерица. Она вся была покрыта блестящей чешуёй, отсвечивавшей багровым светом догорающих факелов. Чудовище внимательно осмотрело фигуру, присело по-собачьи на задние лапы и вопросительно посмотрело на Райну. Ира не слышала, о чём наставница говорила со Страшилой, как она окрестила про себя чудовище, но, когда они закончили, тварь утвердительно кивнула и посмотрела на девочку, как той показалось, с сочувствием.
        – Выведи его из фигуры! – приказала Райна. – Не бойся, он не тронет.
        Девочка на ватных ногах приблизилась к голове Страшилы, которая возвышалась над полом на высоте её роста. Ящер наклонил голову набок и усмехнулся, показав треугольные зубы размером с кухонный нож. Ира посмотрела в его большие зелёные глаза с вертикальным зрачком и уже не отводила от них взгляд. Ушёл страх и появилась уверенность, что перед ней друг. Неожиданно для самой себя она решительно вступила в фигуру и ласково провела рукой по гладкой тёплой чешуе на шее ящера. Из полуоткрытой пасти выскочил длинный розовый язык, который лизнул волосы девочки. Выйдя за пределы фигуры, Страшила повернул к ним голову и внезапно исчез.
        – Повезло, – вытирая пот со лба, сказала Райна. – Я не могу приказывать таким, как он, только просить совершить услугу взамен на что-то. У меня было что ему предложить, но плата не понадобилась. Случилось то, что бывает очень редко: ты чем-то ему понравилась и он предложил тебе свою дружбу и отомстит без оплаты. Но я на твоём месте не спешила бы соглашаться. Если согласишься, сможешь призвать его на помощь, но у такой дружбы есть и оборотная сторона. Если твоя помощь потребуется ему, ты не сможешь отказаться, а он найдёт тебя в любом из миров.
        – А что может понадобиться от такой, как я?
        – Откуда мне знать? Они разумны и имеют свой язык. Если примешь дружбу, сможешь говорить с ним, как со мной. А услуги могут быть разными. Видела его лапы? Такими только рвать на куски рыцаря в латах. А если ему потребуется выполнить тонкую работу? Да не здесь, что не так уж трудно, а в его мире? Потому и говорю, что хорошо подумай. Я могу сделать так, что ты увидишь всё, что сейчас видят его глаза. Он это разрешил, только не советую. Как бы сильно тебя ни обидели, не стоит на такое смотреть. Я и так могу сказать, что мельник будет умирать долго и страшно. Я попросила не трогать его сына. Он не сделал тебе ничего плохого, а людям нужна мельница. Так что ты решила?
        – Не буду я на это смотреть, а если предложит дружбу, приму.
        Ящер вернулся в башню так же внезапно, как до этого исчез. Не заходя в фигуру, он вопросительно посмотрел на Иру и наклонил голову набок.
        – Как ему сказать, что я благодарна и не останусь в долгу? – спросила девочка Райну.
        – Так и скажи. Только нужно обращаться к нему и смотреть прямо в глаза. Он поймёт.
        – Я благодарю тебя и принимаю дружбу! – сказала Ира, подойдя вплотную к Страшиле. – Если понадобится помощь, приходи. Только я пока ничего не умею.
        – Это ничего, маленький друг, – прозвучал у неё в голове его голос. – У тебя всё впереди, а мне пока не нужна помощь. Мне понравилось имя, которое ты для меня придумала. По нему можешь вызывать, если понадоблюсь. Твоя наставница расскажет, как это сделать. Она недовольна твоим решением, но знай, что я постараюсь сделать так, чтобы ты о нём не пожалела.
        Страшила прыгнул в фигуру и исчез. Факелы давно прогорели, а сейчас погасла и фигура, и стало темно.
        – Пошли, я отведу тебя в спальню, – сказала Райна. – Скоро закончится действие отвара и тебе опять станет плохо. Лучше, если ты в это время будешь спать. Если не получится быстро заснуть, я помогу. Обопрись на мою руку и пойдём. Камни я заберу завтра.
        Помощь наставницы не потребовалась, потому что едва голова Иры коснулась подушки, как опять навалились безразличие и усталость и девочка провалилась в похожий на обморок сон. Она легла намного раньше обычного, поэтому проснулась тоже рано и долго лежала, вспоминая случившееся. Переживаний почему-то не было, и омерзение почувствовала лишь тогда, когда начала вспоминать всё в подробностях. Решив, что глупо растравливать начавшую заживать рану, девочка сходила в туалет и умылась, а когда возвращалась к себе, её перехватила Райна.
        – Зайди ко мне, – распахнула она дверь. – Раз уже не спишь, расскажи, для чего вчера попёрлась на мельницу. Садись на мою кровать, всё равно ещё в ночном.
        – Я не виновата, – принялась оправдываться Ира. – Обычно я быстро набирала грибы на своих полянках возле замка и никуда от него не удалялась. А тут припёрся лось и слопал мои грибы, да ещё и нагадил!
        – Твои, значит, – засмеялась Райна. – Я думаю, лось тоже не был в восторге от того, что одна девушка повадилась рвать его грибы. Ладно, продолжай.
        – Не хотелось возвращаться с пустой корзиной, поэтому решила немного пройти по компасу, а потом вернуться, но налетела на волчицу с волчатами, и та погнала до выхода из леса, где я и наскочила на мельника. Попробовала попросить помощь...
        – Понятно. Пока ты составляла фразу из своего куцего словарного запаса, он завёлся от коленок и уже не слушал твоего блеяния. Так?
        – Так.
        – Из этого делаем выводы. О твоём платье, каким бы оно ни казалось удобным, нужно забыть. Не стоит своим видом провоцировать мужчин. Это у вас девицы могут ходить полуголые, наши мужчины к такому не привычны. Если бы ты была не моя ученица, а девчонка со стороны, я этого мельника даже не осуждала бы. И пока не научишься говорить, нельзя лезть к людям. Мало того, помимо разговора, существуют правила общения, которые ты не знаешь. Всё это будем учить. Иначе, несмотря на внешность и наряды, любой поймёт, что ты не имеешь отношения к дворянству, а к самозванцам у нас очень суровое отношение. Собирай грибы возле замка, а если не хочешь делить их с лосем, возьми у Гарта арбалет и убей. Он научит, как им пользоваться. Это должна уметь любая дворянка, тем более если она из Ливены. И запомни следующее. Если вдруг потеряешься недалеко от замка, сиди и жди помощи, я приду. Мы с тобой связаны, и я смогу найти, конечно, если ты не слишком далеко. Вчера я именно так тебя и нашла. Напоследок хочу сказать, что начну с тобой заниматься, не дожидаясь, пока ты переговоришь меня на языке кайнов. У тебя и так тело было забито всякой гадостью, да ещё добавил вчерашний день. Так что готовься. У тебя что-то ещё?
        – Мне нужно забрать корзину и нож. Я оставила их возле волчьего логова.
        – Найдёшь место?
        – Я помню направление и сколько шла, а там приметный ельник.
        – Тогда после завтрака сходите с Гартом. Я скажу ему и предупрежу, чтобы непременно взял арбалет. Волчица с детёнышами – страшный зверь. Тебе повезло, что она просто отогнала, могла и порвать.
        – У меня была палка!
        – Не смеши. При желании она загрызла бы тебя даже с охотничьим копьём. Иди и через половину часа приходи в лабораторию пить отвар.
        – А ещё говорила, что от часов нет пользы! – пробурчала Ира, заходя к себе, и явственно услышала у себя в голове смешок Райны. – Нужно изо всех сил учить этот язык. Надоело, что у меня не голова, а проходной двор!
        Когда позавтракали, Ира вместе со старым слугой сходила за корзиной и ножом и быстро всё нашла. Волчица не показалась, и её щенков тоже не было слышно. Наверное, она увела их из места, где появились люди. На обратном пути зашли на грибные поляны и заполнили корзину. То ли лось сегодня припозднился, то ли застеснялся и ушёл кормиться на другое место, но грибов опять было много. Едва вернулись, как прибыли подводы из ближайшей деревни и с мельницы. Оказывается, от них была проложена не тропа, а настоящая дорога, по которой нормально ездили крестьянские телеги. Мужики привезли продуктов втрое больше обычного, занесли в замок и, низко кланяясь, удалились, не взяв платы. Сын мельника привёз подводу с мукой, всё перетаскал в замок и под конец бухнулся в ноги Райне.
        – Смилуйтесь, госпожа! – плакал взрослый мужик. – Уж не знаю, чем вас разгневал отец, но клянусь, что не знаю за собой вины!
        – Встань! – велела хозяйка. – Виноват был твой отец, а в чём, то тебе знать не следует. К тебе претензий нет, иначе ты здесь не стоял бы. Иди с миром.
        – Вот видишь, – сказала она Ире, – в этом все люди. Если их не трогать, очень быстро всё забывают, и в первую очередь добро. Но стоит о себе напомнить... А ведь я сделала для них немало хорошего. Не из-за них самих, конечно, просто решила, что такое не помешает с соседями и они это запомнят. Они и помнили, только очень недолго. Приходится время от времени освежать память. Хорошо, что привезли много молока и сметаны. Я уже соскучилась по молочному, хотя в моём возрасте оно вредно. Чему ты удивляешься? Так и есть. Молоко – это пища детёнышей. В зрелом возрасте от него больше вреда, чем пользы, а уж в моём... Но иногда очень хочется.
        – Так ведь оно быстро испортится!
        – Магией можно сохранить продукты и отпугнуть крыс с мышами. Это бытовая мелочь, доступная всем магам, я в разговоре с тобой о таком даже не упоминала.
        – А кто этот мужик, который таскал мешки, а потом бился головой об пол?
        – Это сын того поганца, который сделал тебя женщиной.
        – Как женщиной?!
        – А что тебе непонятно? Теряя девственность, девушка превращается в женщину. У вас разве не так?
        – Не знаю. У нас молодых женщин часто зовут девушками.
        – Ладно, закончим этот разговор, тебе сейчас не стоит об этом думать.
        – А когда вы начнёте со мной заниматься?
        – С завтрашнего дня будешь принимать настойки, которые я для тебя готовлю. Прежде чем чистить твою духовную сущность, нужно почистить тело. Попьёшь два дня и посидишь без мяса. И в лес не побегаешь.
        – Почему нельзя в лес?
        – Потому что будешь бегать очищать кишечник, а в лесу неудобно этим заниматься.
        – А после этой чистки?
        – После неё настанет черёд магии. Есть возможность стать магом без больших усилий. Я так и поступила бы, если бы у меня были десять лет. Увы, этого времени нет, поэтому мы пойдём другим путём. Он очень быстрый, но тяжёлый. Тебе придётся вспомнить и пережить всё то плохое, что ты испытала в жизни, начиная с момента рождения, а это очень нелегко. Но зато ты полностью подготовишься к обучению за три декады.
        Следующие два дня Ира зубрила слова и бегала в туалет. Есть совсем не хотелось, и она с трудом съедала немного каши. К тому же нормально заниматься можно было только полдня. К обеду очищающий экстракт выводил из организма весь отвар для улучшения памяти, а обучение обычным способом почти ничего не давало. И самочувствие было хуже некуда.
        – Так и должно быть, – ответила Райна после жалобы на головную боль. – В тебе слишком много всякой гадости, которая находится в разных частях тела, главным образом в кишечнике, печени и местах скопления жира. Теперь всё это идёт в кровь, отсюда и боли. Ничего, скоро пройдёт.
        На третий день Ире уже не давали настойки, и к обеду она чувствовала себя почти нормально, хоть и похудела килограмма на три.
        – Пятьсот слов ты уже выучила, – сказала Райна, отдавая ей заряженный новой порцией слов шар. – Выучишь ещё столько же, и займёмся составлением предложений, а остальное доучишь потом. Сегодня учишься только до обеда. Сам обед для тебя переносится на более позднее время. Поешь после наших занятий, если будет такое желание. Иногда при чистке духовного тела люди начинают блевать, а в лаборатории мне такое не нужно.
        В этот день Ира родилась заново. Как всегда, всё началось с питья очередного отвара. Потом Райна погрузила её в некое подобие сна. Сначала Ира находилась в уютной тёплой пещере. Она не чувствовала тела, знала только, что оно есть. Постепенно стены пещеры начали сближаться и куда-то её выталкивать, рождая смутное беспокойство. Когда с силой сдавило и начало толчками двигать по узкому проходу, беспокойство переросло в панику. Она попыталась рвануться, но не смогла даже открыть глаза. Наконец давление стало таким сильным, что перехватило дыхание. Миг – и сквозь сжатые веки в глаза ударил режущий свет, а тело обрело вес, который не давал нормально двигаться. Кроме того, здесь царил жуткий холод. Было так плохо и страшно, что она не выдержала и закричала. И всё сразу закончилось. Ира сидела на стуле, туго обмотанная к нему простынями.
        – Для чего это, мастер? – спросила она.
        – Для того чтобы ты не покалечилась сама и не покалечила кого-нибудь из нас, – объяснила Райна. – Ты так рвалась, что мы не удержали бы. Сейчас размотаю. На на этом закончим. Хочешь есть? Если нет, тогда иди немного поучись и раньше ложись спать. Завтра продолжим.
        Весь следующий день был посвящён младенческим обидам. То не дали вовремя есть, то оставили мокрую в постели, и она начала замерзать, то почему-то перестали реагировать на крики. Обиды были мелкие, но в большом числе. Потом ей разрешили ползать и сразу появились ушибы. Они были не сильные, но она исправно ревела, пытаясь привлечь к себе внимание. А потом начали резаться зубки, и Райна прервала сеанс.
        – На сегодня достаточно, – сказала она. – И так много прошли. Тебе нужно хоть немного поесть и рано лечь спать. Во сне процесс продолжается.
        Спала Ира очень много, засыпая уже в пять-шесть часов вечера и просыпаясь в обычное время. Она не понимала, как можно снять страх, пережив его вторично, но полностью доверяла Райне. Когда была выучена первая тысяча слов, по утрам начались занятия по составлению предложений. Правил было мало, и Райна учила в основном на примерах. На дневных занятиях у Иры прорезались зубы и начались проблемы с животиком. А потом она серьёзно простудилась и пришлось даже вызывать скорую. Девочка медленно разматывала свою жизнь, как оказалось, полную неприятностей и огорчений. Через неделю таких занятий она сильно похудела, и Райна была вынуждена сделать перерыв.
        – Ты очень плохо ешь, – сказала она на возражения Иры. – Посмотри, на кого стала похожа! Лая не может смотреть на тебя без слёз. Отдохни, набери вес, заодно позанимайся словами, а потом продолжим.
        Отдых длился пять дней. Девочка почти вернула вес и уже свободно разговаривала со слугами, лишь иногда ошибаясь в составлении фраз. Она была не против занятий языком, но хотелось большего. Ира не рвалась снова переживать свои прошлые горести, тем более что впереди были смерть отца и насилие, но осознание необходимости этого для приобщения к магии и желание стать сильной заставили просить Райну продолжить занятия. Наставница осмотрела её и решила, что можно продолжить при условии, что ученица будет нормально питаться.
        – Если не будешь есть, – сказала она, – придётся или опять делать перерыв, или пить отвар для аппетита. У нас с тобой не так уж много времени, а отвар... Аппетит он придаст, но сам не вкуснее остальных моих снадобий.
        Ира обещала есть хорошо, но такое легче обещать, чем выполнить. Сейчас она была уже старше и обиды были серьёзней. Девочка почти всё забыла, а теперь опять сжималась от боли и страха, когда мать избила её за порезанные ножницами деньги. Тогда отец впервые сильно с ней поругался.
        – Ты соображаешь, что сделала?! – орал он на жену. – Ну залез ребёнок в шкатулку и порезал три десятки, так ей же только пять лет! Объясни и накажи, если считаешь нужным. Но так бить по пояснице, да ещё девочку, это надо быть дурой! Ты мать или кто? Хочешь, чтобы она потом всю жизнь с чем-нибудь маялась?
        – Так ведь последние деньги, Игорь, – плакала мать, сама напуганная тем, что наделала. – А до зарплаты больше недели. И как жить? А она так их искромсала, что в сберкассе не возьмут.
        – Займём! – отрезал отец. – А потом отдадим. У нас должна быть хорошая премия, так что как-нибудь выкрутимся. И попробуй хоть раз так ударить! Думаешь, наши предки были дураками, что лупили детей розгами да линейкой? Больно, но безопасно. А ты рукой изо всех сил!
        После этого случая Ира две недели боялась матери, но потом всё забылось. Дальше были детский садик и вражда с одним мальчишкой, который то ли из-за чего-то её невзлюбил, то ли, наоборот, оказывал внимание в такой извращённой манере. Последней каверзой, после которой мать перевела в другую группу, была история с куклой. Игрушек в садике было мало, и воспитатели не возражали, когда дети приносили свои. Отец тогда подарил небольшую куклу, в которую Ира просто влюбилась. Она могла играться с ней часами и очень неохотно давала только одной девочке, с которой дружила. И вот этот гадёныш улучил момент, вырвал куклу из рук Иры и оторвал ей голову. После этого сеанса девочка очнулась вся в слезах.
        – Это хорошо, что ты так эмоционально переживаешь, – сказала Райна. – Хорошо для очистки, но тебе будет нелегко пережить всю свою жизнь.
        До четвёртого класса у неё не было в школе больших проблем. Училась на отлично, и учителя не придирались, а с одноклассниками были нормальные отношения. А в четвёртом классе влюбилась. Это сейчас она могла думать о той любви с усмешкой, тогда было не до смеха. Всё было всерьёз, с терзаниями, ревностью и слезами в подушку. И закончилось это чувство так же внезапно, как и возникло. Ира случайно подслушала разговор предмета своей страсти с приятелями, когда они обсуждали девчонок. Она ушла с красными от стыда и злости щеками и дала себе зарок никогда не влюбляться в этих козлов. А через год убили папу. Когда Ира переживала это вторично, Райне пришлось пичкать её своими снадобьями, чтобы хоть как-то поддержать. Даже очнувшись в очередной раз и уже понимая, что это всё в прошлом, она продолжала рыдать взахлёб и отказываться от пищи. Пришлось опять делать перерыв. Райна хмурилась, но молчала. А сегодня она пришла в спальню Иры, обняла её, прижала к себе и впервые уже не мысленно начала успокаивать, говорить ласковые слова, которые девочка понимала через одно.
        – Я ведь тоже потеряла всю семью, – говорила она, целуя Иру в макушку, – и прекрасно понимаю каково это – остаться одной. Но и так терзаться – это тоже не дело. Посмотри, на кого ты стала похожа! Пойми, ты снимаешь старую боль, но вместе с тем зарабатываешь себе новую, которую опять нужно переживать. И к чему мы придём? Мало того что мы с тобой теряем время, которого у меня и так осталось немного, так ты ещё гробишь здоровье. Тело и душа – это единое целое. И терзая свою душу, ты ослабляешь и тело, что обязательно вызовет болезни.
        В конце концов Ире удалось справиться с хандрой и пережить уже однажды пережитое горе. Сеансы возобновились. Последний этап жизни пестрел неприятностями, связанными с домашними пьянками матери и отчима. Переживать такое было неприятно, но эти воспоминания, к её удивлению, почему-то слабо затрагивали. А убийство отчима, после того как она отошла от шока, вызвало что-то вроде удовлетворения. Бегство от волчицы и встреча с мельником не завершили работу по очистке. Как и предупреждала Райна, пришлось ещё раз окунуться в переживания, связанные со смертью отца, которые она испытала уже здесь.
        – Слава богам, что мы закончили! – подвела итог Райна. – И ты уже неплохо знаешь наш язык. Прежде чем мы займёмся магией, тебе нужно немного отдохнуть и отъесться. Но чтобы не терять зря время, я буду обучать тебя всему, что должна знать и уметь молодая дворянка. Пока будут только этикет, геральдика, наш счёт и грамота. Когда окрепнешь, я дам несколько уроков танцев, а Гарт научит обращаться с кинжалом и арбалетом. Всё это нужно изучить быстро, так что без отвара не обойтись. И не нужно так морщиться, ты уже должна к нему привыкнуть. Позже нужно дать старосте деньги, чтобы купил для тебя коня. Ты ведь не умеешь ездить верхом? Я так и думала, потому что у вас на улицах не было ни одной лошади, одни повозки.
        – А когда магия?
        – А магией займёмся дней через десять.

     Главы 5-6   http://www.proza.ru/2017/05/23/352


Рецензии
Очень интересная работа с обидами. И жду месть мельнику. )))

Ольга Анисимова 2   19.06.2018 09:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.