Возвращение-Ч2-Глава 9-10

                Глава 9


        – Здравствуй, – сказал Суслов, заходя в кабинет Брежнева. – Говорил с ним?
        Недавно они обращались друг к другу на вы, но после последних событий Брежнев отбросил формальности, включив Суслова в число друзей.
        – Вчера посылал за ними машину, – сказал Леонид Ильич. – То-то у внучки было радости!
        – Привязалась к ним?
        – Я сам к ним привязался, особенно к Геннадию. С ним весело и интересно, даже не учитывая его знания. Интересная смесь мальчишки и взрослого человека.
        – И что он сказал?
        – Он считает, что лучше тебя этого не сделает никто. Так и сказал, что в Политбюро Михаил Андреевич – самый принципиальный человек.
        – Как же он оценил мою принципиальность, если, по его же словам, меня не знает? – хмыкнул Суслов.
        – По отношению к детям. Так и сказал, что о человеке можно судить по его детям. Потом вспомнил о моей Галине и смутился. Я спросил, что он имел в виду, и получил ответ, что ты не помогал пробиваться ни Майе, ни Револию. Они всего в своей жизни добьются сами. Дочери, говорит, мог дать квартиру, достаточно было одного звонка, а вместо этого пустил жить с семьёй к себе. И ещё сказал, что мне это будет трудно сделать. Вы, Леонид Ильич, слишком мягкий человек, особенно по отношению к друзьям. Вы тянете их за собой и не хотите видеть недостатков, а потом отстаиваете, несмотря на всю очевидность прегрешений.
        – Неужели у него совсем нет страха? – удивился Суслов.
        – Он боится, но старательно это скрывает. Но боится  больше тебя, чем меня. Меня он раскусил и знает, что я не трону без веской причины. Он у меня сейчас вроде совести: может говорить всё, что хочет. Лишнего, правда, не говорит. Когда я спросил, были ли обо мне анекдоты, ответил, что были, но не хотел рассказывать. Не было в них, говорит, ничего смешного. Народ раздражали ваш возраст и немощность, их в анекдотах и высмеивали. А над чем здесь смеяться? Здесь плакать надо. Сделаете всё, как надо, и не будет никаких анекдотов.
        – Но ты из него хоть один вытянул?
        – А как же. О твоих похоронах. На поминках по Суслову выступает его лечащий врач и говорит: «Наш главный враг – склероз – вырвал из рядов строителей коммунизма лучшего сына отечества!» «Наш главный враг – недисциплинированность, – ворчит Брежнев, – мы уже час сидим, а Суслова всё нет».
     – Действительно нечему смеяться, – сказал Суслов. – Это не смешно, а страшно. Когда будешь в следующий раз говорить с этим любителем анекдотов, скажи ему, чтобы он меня не боялся. Будет нормально работать, во многом пойдём навстречу. Он мог без всякого риска и ограничений как сыр в масле кататься, а вместо этого, рискуя головой, полез спасать страну. Такое нельзя не оценить. Только уж больно тяжёлую роль он для меня выбрал. Точно назовут Аракчеевым или инквизитором. Он прав в том, что чистка нужна, а как чистить? Ну есть в его списке полторы сотни мерзавцев или тех, кто им станет. Я думаю, что если начнём копать, то всё подтвердится. А как быть с тысячами других, о которых ничего не известно? Нужно создавать аппарат контроля чистоты партийных рядов, а в него подбирать кристально чистых людей. Ты много таких знаешь? Я знаю десятка три, и они на своих местах!
        – Он высказал несколько мыслей. Можно составить список мероприятий, призванных навести порядок в управлении в части того, что касается кадров. Но без периодической порки провинившихся не обойтись.
        – И пороть придётся мне. Что он придумал?
        – Сокращение льгот и привилегий и усиление ответственности за результаты работы. Нужно уменьшить приток в руководящие кадры детей, как он выражается, чиновников, в первую очередь партийных. Протекция в престижные ВУЗы, обучение в них бездарей, уклонение от армии и использование своего положения для того, чтобы выгодно пристроить сынка и обеспечить его быстрый служебный рост.
        – Меня убьют, – сказал Суслов. – Если создать службу с такими полномочиями, в неё сразу полезет всякая шваль. Это ведь власть над властью! Мне придётся больше бороться со своими работниками, чем делать дело.
        – Наш консультант сказал, что если мы сделаем всё келейно, то так и будет, поэтому борьба за чистоту рядов должна проводиться открыто и нужно отстаивать равенство всех перед законом. Ещё и привёл мне слова Ленина о том, что совершивший преступление коммунист должен отвечать дважды: и как гражданин перед законом, и как член партии перед своими товарищами. А мы в его прошлой жизни убрали эту ответственность с партийного руководства. Только Машеров взялся наводить порядок, за что и поплатился.
        – А теперь поплачусь я. Здесь понятно, с чего начинать, а что делать со среднеазиатскими республиками, я пока даже не представляю.
        – Давай собирать группу при ЦК. И самих работников ЦК в ней должно быть чуть. Надо набрать людей на периферии. Озадачить тех секретарей обкомов, в которых мы с тобой не сомневаемся. Пусть присылают людей и отвечают за свои рекомендации. Начнём работу с членами Политбюро. Я думаю, что хватит Косыгина, Мазурова, Шелеста и Полянского. И нужно присмотреться к работе Пельше в Комитете партийного контроля. У кого ни спрошу, никто не в курсе, чем они там занимаются, похоже, что ничем.
        – Как молодёжь восприняла ограничение в свободе?
        – С пониманием. Да и нет там больших ограничений. Три дня назад проехались по магазинам и накупили много всего на осень. Взяли и гитару, теперь развлекаются. Были уже две консультации учёных. Келдыш сказал, что решили много неясных моментов.
        – Он специально не всё писал?
        – Я тоже об этом спросил. Ответ был такой, что, по его мнению, всё самое основное было написано, а если расписывать в подробностях, ему не хватило бы и года. И он не был уверен в том, что записи попадут в нужные руки. Мол, если учёные не хотят думать сами, сейчас по ряду вопросов можно дополнить записи.
        – А что у них с любовью?
        – Я спросил, когда мы были одни. Ответил, что будут терпеть. Но в ласках зашли далеко, это заметно. Надо будет им помочь. Пусть разделаются со школой, а потом...

        – Завтра приезжают ваши родители, – с грустью сказала Елена.
        То, что для нас было радостью, у неё вызывало печаль. Не знаю, чем она занималась в Комитете, а с нами отдыхала, попробовав себя в роли матери. О себе говорила неохотно, но мы узнали, что своих детей у неё нет. За прошедшие дни я ещё раз консультировал Келдыша и мы съездили за покупками. Вскоре должны были попасть в семьи, поэтому деньги не экономили. Себе я купил не очень много, но Люсю приодели по полной программе. Купили и гитару, на которой я теперь подбирал мелодии к песням, а потом мы разучивали их вдвоём. Елена была из тех, кого посвятили в мою историю, поэтому от неё не таились. Так и проходили дни. С утра, после медитаций и завтрака, садились за учебники и, если не было визитёров, просиживали с ними до обеда. После него смотрели телевизор, разучивали новые песни, занимались йогой, а я ещё и своей гимнастикой. Вечером ужинали и уединялись в одной из комнат. Разговаривали, целовались и просто сидели, обнявшись, мечтая о не столь уж далёком времени, когда Люсе исполнится шестнадцать. Пять месяцев было и мало, и так много!
        – А можно сдавать экстерном не всё сразу, а по одному предмету? – спросила Люся. – Так было бы намного легче.
        – Скорее всего, нельзя, – ответил я, – но нам могут пойти навстречу. Ты учишь материал и сдаёшь экзамены, просто это растягивается во времени. Сделать для всех не получится, а если в виде исключения, то почему бы и нет? Сдал предмет и больше не ходишь на эти уроки, а используешь время для подготовки к сдаче следующего. У тебя усилилась память после медитаций? Ты ведь давно занимаешься, а я почувствовал этот эффект уже через два месяца.
        – Не знаю. Спать стала меньше и почти не устаю, как ты и говорил, а память... Она у меня и раньше была очень хорошая. Нет, не заметила. Послушай, ты соскучился по родителям?
        – И по родителям, и по сестре, и даже по тестю с тёщей, – пошутил я. – Завтра приедут. Надеюсь, что контейнеры с вещами не задержатся, иначе придётся сидеть здесь ещё несколько дней. Завтра, во всяком случае, не отпустят.
        – А к Брежневу больше не поедем? Мне хочется увидеть Вику.
        – Такая большая девушка и подружилась с такой малявкой. Не боишься, что она подрастёт и отобьёт мужа?
        – Разница только в два года, а ты от меня никуда не денешься!
        – У Брежнева много своих дел и друзей, поэтому не рассчитывай на частые приглашения. Эти поездки могут помочь, а могут и навредить. Нас уже многие узнают, поэтому скоро по Москве пойдут гулять сплетни о новых любимчиках генсека. И твоя Вика наверняка не молчала. Брежневу на это плевать, а я сразу не подумал её предупредить, чтобы не болтала. И не факт, что она послушалась бы. Такой повод похвастать! Да её разорвало бы, если бы приказали держать рот на замке.
        – Никогда не думала, что может настать время, когда люди будут хвастаться знакомством со мной, – засмеялась подруга, – да ещё родственница Брежнева, пусть даже малолетняя. А всё ты!
        Шутливая борьба, которая закончилась на ковровой дорожке, чуть не привела к срыву. Люся, сидя на мне верхом, наклонилась и поцеловала в губы. Очнулся я, когда она лихорадочно расстегивала мне пуговицы на рубашке, а мои руки сами ласкали её там, куда я их раньше не допускал. Сил сопротивляться желанию не было. Не знаю, как я смог остановиться сам и остановить её.
        – Это надо прекращать, – сказал я, стараясь не смотреть на пунцовую подругу. – Я еле удержался.
        – Извини, – сказала она, – не знаю, что на меня нашло. – Я оторвала тебе несколько пуговиц на рубашке. Потом пришью.
        Я немного посидел, чтобы прийти в себя и не показываться таким Елене, а потом ушёл в свою комнату. Вечером следующего дня начались звонки. Звонили родители и сёстры, которым дали номер нашего телефона. В квартиры они заселились и перевезли вещи из контейнеров, но не успели расставить.
        – Главное, что есть кровати, – сказал мой отец. – Переночуем, а всё остальное сделаем завтра. В последние дни в Минске ночевали на раскладушках. Вещи отправили заранее, а то их пришлось бы долго ждать. Как вы там?
        – У нас всё прекрасно, – отчитался я. – Завтра должны увидеться.
        – Завтра поедете домой, – сказала Елена. – Ваши вещи не войдут в чемоданы, поэтому водитель что-нибудь привезёт, потом ему вернёте. Заодно поговорю с родителями и познакомлю вас с тем, кто будет за вами присматривать.
        – Я только сейчас почувствовал, как осточертело сидеть в четырёх стенах, – сказал я Люсе утром, когда провели медитацию и пританцовывали от нетерпения возле кухни, торопя Елену с завтраком. – Почему мы с тобой так никуда и не выехали, кроме магазинов?
        – Ты у нас голова, вот и задавай себе этот вопрос, – ответила подруга. – Уж в Москве было бы на что посмотреть.
        – Идите есть, торопыги, – позвала Елена. – Не терпится от меня сбежать?
        – Дело не в вас, – сказал я. – Вам мы всегда будем рады. Просто уже давно не видели родных. И казённая квартира, даже такая уютная, как эта, никогда не заменит дом.
        – Да, – сказала Люся, – приезжайте к нам. Честное слово, нам будет приятно вас увидеть.
        – Спасибо за приглашение, – улыбнулась она, – но я и без него буду к вам заезжать. В курсе ваших дел несколько человек в Управлении, а я одна из них.
        К десяти часам в квартиру поднялся водитель, принёсший две большие сумки.
        – Складывайте в них вещи! – скомандовала Елена. – Гитару я возьму сама.
        Всё было приготовлено заранее, поэтому на сборы не ушло много времени, и уже через десять минут спустились к машине. Ехали с полчаса и свернули во внутренний двор большого пятиэтажного дома, построенного в виде буквы «П». Водитель подогнал машину ко второму подъезду, высадил нас и остался ждать Елену.
        – У вас третий этаж, – сказала она. – У Геннадия двадцать девятая квартира, у тебя тридцатая, а у вашего куратора тридцать первая. Всё, вперёд!
        Я шёл первым, держа в каждой руке по чемодану, следом поднималась Люся с двумя сумками, а замыкала шествие Елена с гитарой в руках.
        – Давайте сначала зайдём к вам, – сказал я Люсе. – Здесь на три четверти твои вещи. Ну и я, как джентльмен, уступаю первенство даме.
        Дверь в квартиру Черзаровых была не заперта, и я первый вошёл в пустую прихожую. В комнате чуть не повалила бросившаяся на шею Ольга.
        – Мама! Они приехали!
        Гостиную уже заставили привычной мебелью, не было только ковров, и отсутствовало пианино. Я так и думал, что они его продадут. Везти такой инструмент в контейнере без заводской упаковки – это почти наверняка его угробить.
        Иван Алексеевич забрал чемоданы, а Ольгу на моей шее сменила Надежда. Потом они переключились на Люсю.
        – Это кто же тебя так приодел? – спросила мать. – Жених?
        С утра было прохладно, поэтому Люся надела импортный шерстяной костюм, состоящий из любимой ею плиссированной юбки и жакета, под которым была белая блуза с отложным кружевным воротничком. Туфли тоже были из тех, что мы недавно купили.
         – Это купило государство, – сказал я, поворачиваясь к прихожей. – Представляю вам «Девушку с гитарой».
        – Здравствуйте! – поздоровалась вошедшая в комнату Елена. – Это ничего, что я в туфлях? Я вижу, что никто не разувается.
        – Ничего, – сказал Иван Алексеевич. – Помоем полы и постелем ковёр, тогда будут тапочки, а пока можно и так.
        – Я уже не девушка и гитара не моя, – улыбнулась она, отдавая мне гитару. – Я капитан Елена Викторовна Белова. Вот документы.
        – Ого! – сказал отец Люси, возвращая удостоверение. – Госбезопасность! Что же это они натворили?
        – Они задействованы в одной государственной программе, – ответила Елена. – Давайте куда-нибудь уединимся и поговорим об этом подробно.
        Беседовали они в другой комнате минут десять, после чего опять вышли к нам. При этом Иван Алексеевич посмотрел на меня... странно так посмотрел, как я мог взглянуть на инопланетянина, а Надежда выглядела растерянной.
        – Ребята, – сказала нам Елена, – берите вещи и инструмент, и пойдём к Геннадию.
        Мои нас зацеловали.
        – Настоящая красавица! – высказалась мама по поводу внешнего вида Люси. – Гена, ты представишь нашу гостью?
        – Это Елена Викторовна Белова, – сказал я. – Всё остальное она расскажет сама. Вы тоже не постелили ковёр? Тогда мы не будем разуваться.
        – Да, конечно, – сказал отец. – Проходите в комнату и садитесь. Сейчас поставим чай.
        – За чай спасибо, но мы только что из-за стола, – отказалась Елена. – У меня к вам важный разговор, а внизу ждёт машина, так что не буду задерживаться сверх необходимого. Я капитан госбезопасности, вот удостоверение.
        Отец посмотрел документ и вернул Елене.
        – Мы вас слушаем, – сказал он. – Никому не нужно уйти?
        – Мой разговор для всей семьи. Люсю уже можете считать своей. Если эти молодые люди не передумают, по достижении обоими шестнадцати лет им разрешат вступить в брак.
        Интересное дело, родителям сказали, а нам не могли? Отец воспринял новость спокойно, сестра вытаращила на нас глаза, а мама решила, что Люся беременна, и перепугалась.
        – Это не то, о чём вы подумали, – сказала ей Елена. – Геннадий с Людмилой заняты в важной государственной программе, поэтому должны жить в Москве. Реальной опасности для них нет, но в связи с особой важностью программы мы должны исключить любую случайность, могущую им навредить. Забирать их в школу и возвращать домой будут наши сотрудники на машине. Если возникнет необходимость куда-нибудь съездить, вы звоните по этому телефону, и мы присылаем машину с охраной. Если нужно выйти во двор или в магазин, обратитесь к соседу из тридцать первой квартиры. Это наш пенсионер, который большую часть времени будет дома. Он составит вам компанию. Фёдор Юрьевич ещё не стар, хороший боец и имеет оружие. Ваш сын собирается сдать школу экстерном. Если это получится, появится возможность заняться им всерьёз, научить защищать себя и подругу и вооружить. Тогда можно будет меньше их опекать. Это всё, что я хотела сказать. А теперь я должна познакомить ваших детей с соседом. До свидания. Ребята, идите за мной.
        Сосед был невысоким широкоплечим мужчиной старше пятидесяти лет. Светлые, стриженые «ёжиком» волосы, грубые черты лица и внимательные серые глаза.
        – Здравствуй, Леночка! – сказал он Беловой. – Это мои подопечные?
        – Да, Фёдор Юрьевич, это они. Геннадий и Людмила. Я вас оставляю и ухожу. Люся, при вызове или поездке в школу приедет эта же машина. Отдашь шофёру сумки, это его личные. До свидания, надеюсь, что скоро увидимся.
        – Входите, ребята, – пригласил Фёдор Юрьевич. – Снимайте обувь и берите под вешалкой тапочки.
        – Давно въехали? – спросил я.
        – На две недели раньше твоих родителей, так что уже успел обжиться. Садитесь. Меня не посвящали в ваши дела, но дали понять, как вы важны. Если с вами что-нибудь случится, мне лучше сразу застрелиться. Вы вроде не шалопаи и должны понимать, что это не игры.  Давайте договоримся вот о чём. Во всех случаях, когда вам нужно куда-то уйти, обязательно обращаетесь ко мне. Если меня почему-то нет дома, дождитесь. Если уйду надолго, в квартире будет замена. Для выездов у вас должен быть номер телефона. За вами не следят постоянно, но если заметят нарушение режима, начнут опекать плотно. Можете мне поверить, что в этом не будет ничего приятного.
        – Обещали не нарушать режим, – сказал я. – Мы не собираемся вас подводить.
        – Хорошо, если так, – кивнул он. – Хотите торт?
        – Сами балуетесь или купили для нас? – спросил я.
        – Для вас, но и сам съем кусочек.
        – Тогда хотим, – сказал я, – только по маленькому кусочку.
        – А что так? – поинтересовался он, заводя нас на кухню. – В тех редких случаях, когда меня навещают внуки, они вдвоём съедают целый торт.
        – Торты – это сплошной вред, – объяснил я. – У меня будут портиться зубы, а у Люси – фигура.
        – Так уж и испортится! – возразила подруга.
        – На сколько частей резать? – спросил куратор, достав из холодильника небольшой торт.
        – На четыре, – предложила Люся. – Что я сказала смешного?
        – Просто вспомнил анекдот, – ответил я. – Одна девушка спрашивает свою подругу, на сколько частей резать торт, на четыре, или на восемь. «Конечно, на четыре, – отвечает подруга. – Восемь это слишком много. Ты же знаешь, что я на диете».
        – Ничего смешного, – ответила Люся, с удовольствием поедая свой кусок. – А торт вкусный. Ешь, ничего твоим зубам не будет от одного раза. Спасибо, Фёдор Юрьевич, мы побежим домой, а то долго не видели родных.
        – Конечно, – сказал он. – Вы можете заходить не только по делу. Если будет желание...
        – Давай разбежимся по семьям, а позже встретимся, – предложил я. – Меня сейчас начнут пытать...
        – Хотела предложить то же самое. Я побежала, держись.
        Первой за меня взялась мама.
        – Геник, скажи честно, у вас с Люсей правда ничего такого не было?
        – Не было, – ответил я. – Я же вам обещал.
        – А почему такая охрана, если нет опасности? Или есть?
        – Просто перестраховка. Честное слово, нет никакой опасности.
        Я ушёл относить вещи и знакомиться со своей новой комнатой, и здесь меня взяла в оборот Татьяна.
        – Ничего не хочешь мне сказать?
        – Сядь! – сказал я, показав на кровать. – Вижу, что уже созрела поверить во что угодно. Ты понимаешь, что дело серьёзное и нельзя болтать?
        – Я не дура. Если нас из-за тебя перетягивают в Москву и вас даже в школу собираются возить с охраной, значит, всё очень серьёзно. Ты ведь сказал родителям?
        – Сказал, хоть и не сразу. Они сами признались, что сразу не поверили бы. А тебе хотел сказать позже. Я прожил восемьдесят лет, умер, и в момент смерти вся моя память передалась мне же, но в четырнадцать лет. Я твой брат, но получивший память взрослого человека из будущего. Так вот, в знании этого будущего и заключается моя ценность. Извини, но я не имею права говорить больше. Я и родителям сказал только это, ну и ещё чуточку об их жизни.
        – Офигеть! – сказала она. – Вот почему ты стал вести себя как взрослый. Сразу исчезла вся придурь! А Люся?
        – Люся идёт ко мне довеском. Она кое-что знает и очень важна для меня, поэтому заодно носятся и с ней. Если с ней что-нибудь случится, мне всё будет по фиг!
        – Расскажи, что со мной будет.
        – Я не знаю. В той реальности твоя жизнь пошла совсем по-другому. Я считаю, что она не удалась, хотя у тебя было другое мнение, или просто не хотела это признавать. Пока могу посоветовать не спешить с замужеством и слушать старшего брата. Что вскинулась? Я в четыре с половиной раза старше тебя.
        – Выходит, и песни не твои, и книги ты не сам писал?
        – А чьи же ещё? Назови автора! Молчишь? Вот и дальше молчи. Всё равно я не скажу больше, чем сказал. Если приобретёшь дурные привычки в питании, как это было в прошлой жизни, дам совет. Если послушаешь, не заболеешь сахарным диабетом. Чем думаешь заниматься?
        – Из-за переезда не успеваю поступить в институт. Придётся куда-нибудь устроиться работать.
        Она ушла, а я задумался, где могли установить микрофоны. Я не верил в то, что этого не сделали. Вот где бы я их установил? Скорее всего, просверлил бы стены со стороны квартиры куратора и вёл запись. Придётся всех предупредить, чтобы не болтали лишнего, а обычную болтовню пусть пишут. И надо купить магнитофон. Включил погромче и разговаривай себе на здоровье. Слава богу, что пока не придумали цифровую обработку звука.
        Мне понадобилась мать, поэтому пришлось сходить на кухню.
        – Мам, – обратился я к ней. – Что с выпуском книги?
        – Совсем забыла! – сказала она. – Выпустили твою книгу. Мы забрали твой экземпляр, и Тане удалось купить три книги. Больше не получилось: их расхватали. Деньги тоже забрали. Из-за переезда их не положили на книжку, поэтому бери из шкатулки. Что-то хотел купить?
        – Хочу купить магнитофон. Ладно, это не горит. Я побежал к Черзаровым.

        – Пришло сообщение из Турции, – сказал Брежнев. – Всё, как в распечатках: сильное землетрясение и больше двух тысяч погибших. Надо решать насчёт урагана. Кубинцев нужно предупредить. Если попросить, Фидель промолчит.
        – От него больше досталось Гаити, – заметил Суслов, – но у нас нет и не будет никаких контактов с Дювалье.
        – От «Инесс» и кубинцам досталось, – Брежнев взял распечатку. – Сотни погибших, сто пятьдесят тысяч беженцев. Там у них был потоп. Надо срочно увеличивать группу, действующую на заграницу, и готовиться к американским бомбардировкам Ханоя. До декабря вся техника и люди должны быть там.
        – Число людей с допуском растёт, – недовольно сказал Суслов, – а ещё будем создавать группу по катастрофам, связанным с техникой. И Глушкова придётся подключать, у них
было несколько аварий с ракетами. Потрясём Комитет, особенно первое и шестое управления. Пусть Семичастный даёт людей. И нужна какая-нибудь легенда вроде той, которую придумали для нас белорусы.
        – Кто поверит в этот бред? – спросил Брежнев.
        – А это не бред? – показал рукой на распечатки Суслов. – Нужно быстрее подключать людей, чтобы не заниматься этим самим. Я не смогу помогать, если займусь кадрами, да и у тебя хватает другой работы. Есть проверенные профессионалы. Им не обязательно знать источник информации, их дело – отрабатывать директивы.


                Глава 10


        – Сегодня вас собрали по очень важному вопросу, – сказал Суслов. – Перед каждым лежит папка. Прошу вас, товарищи, ознакомиться с её содержимым. Много времени это у вас не займёт.
        Шестнадцать мужчин раскрыли папки и начали читать вложенные в них документы. Лишь некоторые из них имели представление о том, что в них может быть, для остальных прочитанное оказалось полной неожиданностью.
        – Неужели правда? – спросил Рашидов, увидев, что все закончили чтение. – Откуда эти сведения?
        – А вы думаете, Шараф Рашидович, что мы оторвали вас от дел и собрали здесь для того, чтобы дать почитать заведомую ерунду? – сказал Брежнев, – К моему глубокому сожалению, указанные в списке члены нашей партии совершили уголовно наказуемые поступки. Есть мнение, что это не единичный случай.
        – Какой, к чёрту, единичный! – высказался Шелест. – Сто тридцать восемь ответственных работников!
        – Хочу поставить вас в известность, что в списках не все, – сказал Суслов. – Есть несколько лиц, занимающих более высокое положение в партии. Вопрос по ним уточняется, и, пока идёт следствие, их фамилии не разглашаются. Выборочные проверки показали, что в ряды партийного руководства проникли люди, чуждые не только нашим идеалам, но даже элементарной порядочности. Поэтому вам предлагается проект постановления ЦК о введении аттестации партийного руководства, начиная с секретарей горкомов партии.
        – И заканчивая кем? – спросил Шелепин.
        – Вас, Александр Николаевич, мы проверять не будем, – пояснил Брежнев, выделив слово «мы». – При ЦК уже создаётся комиссия, которая будет осуществлять проверки по письмам и жалобам рядовых коммунистов и руководителей партийных организаций. В «Правде» и ряде других газет будет опубликовано моё обращение к коммунистам с призывом принять участие в чистке наших рядов. Особо хочу подчеркнуть, что все сигналы будут проверяться самым тщательным образом, чтобы не пострадал безвинно ни один из наших товарищей.
        – А зачем, Леонид Ильич, что-то создавать, когда уже есть Комитет партийного контроля? – спросил Пельше.
        – Затем, уважаемый Арвид Янович, что мы собираемся заняться не любителями зелёного змия или чужих жён, а более серьёзными нарушениями, – ответил за Брежнева Суслов. – Вашему Комитету эта задача явно не по плечу.
        – Давно пора кое-кому прижать хвосты! – одобрил Шелест. – Я только «за».
        – Я ознакомился с материалами и полностью поддерживаю это решение, – сказал Косыгин. – Совет министров окажет всю возможную помощь.
        – Я давно говорил, что нужно наводить порядок, – добавил Полянский.
        – Вот мы ваше мнение и учли, Дмитрий Степанович, – сказал Суслов. – Кто-нибудь желает высказаться?
        – Я хотел бы знать, что мы будем делать с этим? – потряс распечатками Мжаванадзе.
        – По материалам следственных органов возбуждены уголовные дела, – сказал Брежнев, – а мы снимаем их с занимаемых постов и рекомендуем на исключение из партии. Всё это найдёт отражение в печати. Ещё вопросы?
        – Может, лучше обсудить этот вопрос на декабрьском пленуме? – предложил Демичев.
        – Не декабря нужно ждать и заниматься говорильней, Пётр Нилович! – резко сказал Воронов. – Если встал вопрос, его нужно решать. А уж пленум потом пусть оценивает наши действия. Лично я за чистку.
        – Тогда возьмите проект постановления и внимательно прочитайте, – сказал Суслов. – Сегодня все в сборе, кроме заболевшего Виктора Васильевича. Если после прочтения будут вопросы, я вам на них отвечу. Если будут предложения по изменению текста, мы их обсудим, но сегодня непременно нужно проголосовать.

        Сегодня было воскресенье, двадцать восьмого, и до школы оставалось три дня. С утра вся семья была дома. Отец просматривал вчерашнюю газету «Известия», а я рядом с ним листал свою книгу, разглядывая иллюстрации Сергея.
        – Давно пора было этим заняться! – сказал он, отложив газету.
        – Ты о постановлении? – спросил я.
        – Да, вчера у нас много о нём говорили. А ты читал?
        – Сразу же, как только принесли газету. Меня интересовало не само постановление, а обоснование необходимости чистки в статье Брежнева. Как у вас к этому отнеслись?
        – С удовлетворением, хотя есть и опасение. Написать можно всё, а вот как будут выполнять? Зря ты не выключаешь магнитофон. Быстро сотрёшь головки, да и соседу тяжело весь день слушать твою музыку. Если поставили микрофоны, их могли установить и в прихожей. Оттуда нетрудно ввести провода, а в коробках их явно больше, чем нужно.
        Мы поговорили по поводу прослушивания сразу же, как только я приехал, и решили ни в чём себя не ограничивать. Ничего крамольного не говорили, так что пусть пишут. Но я из вредности поставил на табуретке у стены куратора купленный магнитофон и крутил на нём весь день классическую музыку. Куратор пока молчал.
        – Написал письмо Сергею? – спросил отец. – Хороший парень, жаль, что вы разъехались. Я на твоём месте не терял бы с ним связь.
        – Я и не собираюсь, а письмо написал и сегодня отдам соседу. Тоже глупость, если подумать, ваши же письма не проверяют.
        – А ты хочешь, чтобы везде и всё было по уму? У государства есть инструкции на все случаи жизни. Если утверждено, положено выполнять, умно это или нет. Не хочешь погулять с Люсей? Смотри, какая замечательная погода!
        – А куда? В кино неохота, а театры я не люблю. Точнее, не сами театры, а в них ходить. Мне Москва надоела еще в той жизни.
        – Скучный ты человек! – упрекнула Таня. – Самому не интересно, так хоть бы подумал о Люсе! Если не хочешь в кино, отвези её в какой-нибудь парк. Лучше гулять по парку, чем сидеть в квартире. Ещё насидитесь, когда пойдут дожди. Сразу видно, что человек в возрасте!
        – Устыдила, – сказал я, откладывая книгу. – Пойду к Черзаровым, а от них позвоню.
        – Уже соскучился? – встретила меня Надежда. – Иди в комнату, дочь сама собралась к тебе бежать.
        Она никак не могла свыкнуться с мыслью, что дочь скоро станет женой. Ничего, рано или поздно это случилось бы, а у неё останется Ольга.
        – А я собралась идти к тебе, – сказала Люся. – Учебники надоели, хочется заняться чем-нибудь другим.
        – Хочешь в парк? – спросил я.
        – Ещё как хочу!
        – Тогда собирайся, а я пойду звонить.
        Машину ждали у подъезда минут пять.
        – Здравствуйте, ребята, – поздоровался шофёр, открывая свою дверцу. – Садитесь на задние сидения.
        Рядом с ним сидел спортивного вида парень лет двадцати пяти.
        – Как вас зовут? – спросил я. – Нам постоянно с вами ездить, а в прошлый раз и не познакомились.
        – Виктор, – представился он. – Охрана у вас может меняться. Сегодня со мной Сергей.
        Лет ему было за сорок, но если хочет, чтобы называли по имени...
        – Куда положить сумки? – спросила Люся.
        – Положите на пол, чтобы не мешали. Куда едем?
        – Мы хотим погулять в парке, – сказал я. – Надоело сидеть в четырёх стенах. Сами выберите, куда ехать, я плохо знаю Москву.
        – Поедем в Тимирязевский парк, – решил он. – И недалеко, и парк хороший. Захлопните хорошо дверцу!
        – Мне приказали спросить, нет ли у вас проблем, – сухо сказал наш охранник.
        По-моему, он был недоволен поездкой.
        – Недовольны тем, что приходится тратить на нас время? – спросил я. – Изливайте недовольство на своё начальство, а не на нас. Я тоже не в восторге от вашей опеки и прекрасно воспользовался бы метро. Беда в том, что ни с вами, ни со мной никто не стал советоваться.
        – Мне приказали спросить, нет ли у вас просьб, – не отвечая, повторил Сергей. – Если хотите, можете передать через меня.
        – У меня только одна просьба, – сказал я. – Передайте своему руководству, а оно пусть отправит выше. Я хочу, чтобы вы сняли прослушку и с моей квартиры, и с квартиры Черзаровых. Не уберёте сами, обращусь на самый верх и найду, как вас отблагодарить.
        – Не понимаю, чем ты недоволен, – неприязненно сказал Сергей.
        – Не понимаешь, значит, тупой! – рассердился я. – По-твоему, я должен писать кипятком от счастья из-за того, что вы прослушиваете мою спальню? Может, вы и в туалете повесили микрофон, чтобы записывать, как мы пускаем газы? Вот ведь козлы! Поставили микрофоны в квартире и хотят, чтобы я радовался! Вы бы ещё повесили кинокамеры!
        – Дать бы тебе по шее... – вздохнул Сергей.
        – Размечтался! – зло сказал я. – Давай выйдем из машины и попробуешь. Может, и не получится. Приезжал недавно один из ваших меня проверять, так я его удивил. Синяк на боку точно оставил. Смотри, чтобы и тебе так же не удивиться!
        – Ген, успокойся! – попросила Люся. – Сказал, а зачем ругаться? Он, что ли, приказал ставить эти микрофоны?
        – Ладно, – сказал я. – Он меня разозлил тем, что считает это нормальным. Понимаешь? Любому человеку будет дико жить в таких условиях. Это всё равно что ходить голым по улице. Не смертельно, но неприятно.
        – Всё, спорщики, приехали, – сказал Виктор, останавливая машину возле входа в парк. – Давайте на выход. Я сейчас отъеду и вас догоню.
        Мы шли по аллеям отдельно от сопровождения. Виктор с Сергеем держались метрах в двадцати позади нас.
        – Не ожидала, что ты будешь так ругаться, – сказала Люся, взяв меня под руку.
        Я и сам этого не ожидал. Видимо, сказалась нервотрёпка первых дней пребывания в Москве. Я тогда никому не показал свой страх, хотя Брежнев, кажется, догадался. Я хорошо знал, чем всё может для нас закончится. Если бы не медитации, сорвался бы ещё раньше.
        – Немного перенервничал,  потому и высказался. Ничего, съедят. Давай тебя развеселю. В три часа ночи стучат в дверь. Мужик смотрит в глазок и видит двух амбалов. «Вам кого?» – спрашивает, а ему отвечают: «Мы из морга». «А у нас никто не умер!» «А у нас план!»
        Подруга рассмеялась, и моя ругань была забыта.
        – Что было во вчерашней газете, если отец так к ней прилип? – спросила она. – Я хотела посмотреть, но не успела.
        – Статья Брежнева, в которой он обосновал необходимость чистки партийного руководства, и постановление о создании механизма такой чистки. Конечно, со временем всё может выродиться в ещё одну бюрократическую структуру или заработать на манер мясорубки, перемалывая всех подряд. Но если сделают по уму и на постоянной основе, эффект будет большой и долговременный. Это второе постановление, которое появилось по моим материалам.
        – А о чём было первое?
        – Было постановление правительства СССР о мерах, направленных на сохранение урожая. Наверное, это пошло с подачи Машерова, вряд ли здесь успели бы всё подготовить. Мы теряем больше трети всего, что выращиваем, поэтому это очень важно. Лучше повременить со строительством одной ГЭС и из сэкономленного бетона построить много хранилищ для зерна, овощей и фруктов. Да и в уже имеющихся нужно наводить порядок.
        – А было в газетах ещё что-нибудь?
        – Я не видел. Но у нас о многом не пишут. Например, вчера в Архангельске должен был гробануться Ил-18. Никто не погиб, и ранения получили только десять человек, но самолёт потеряли. Теперь этого не случится, но и в газетах ничего не появится. В декабре должна была произойти авария беспилотного «Союза» с человеческими жертвами. И никто ничего не узнал бы, как не узнали об аварии шестидесятого года, когда на космодроме сгорели сто человек. Теперь ничего этого не будет. Думаешь, зря с нами возятся? Если предотвратить аварии и смягчить последствия природных катастроф, экономика страны получит колоссальные средства. Не меньше можно получить со временем и от новых технологий. Наша главная беда – это управление, но теперь, похоже, взялись и за него.
        – Значит, всё хорошо?
        – Всё движется в нужном направлении, но это только первоочередные меры. Экономику нужно реформировать по-настоящему, только не сейчас, а позже. Нынешнее руководство на это неспособно, поэтому оно должно выполнить своё дело и уступить место другому. А потом придётся реформировать общество. Без этого скоро достигнем потолка. Будет намного лучше, чем было в моей реальности, но этого недостаточно. Ладно, мы с тобой не о том говорим. Смотри, какое небо! Приедем, и начну писать тебе стихи!

        На следующий день, в десять утра, нам позвонили.
        – Геннадий, через пять минут жди возле подъезда, – услышал я голос Елены. – Люсю с собой не бери.
        Было пасмурно и прохладно, поэтому я надел вельветовую куртку и спустился вниз, предупредив перед этим куратора.
        – Мне звонили, – сказал он. – Спускайся и жди, они сейчас подъедут.
        Ждать не пришлось: как только я вышел из подъезда, возле него остановилась «Волга».
        – Быстро в салон! – выглянула Елена. – Садись назад.
        Машина и водитель были другие.
        – Куда едем? – спросил я.
        – С тобой хотят поговорить, – ответила она. – Не задавай вопросов, скоро всё узнаешь.
        Ехали недолго: уже через двадцать минут Елена завела меня в большую трёхкомнатную квартиру. В гостиной сидел Суслов.
        – Оставьте нас, – сказал он Беловой и обратился ко мне: – Садись, нужно поговорить. В нашу прошлую беседу ты сказал, что обо мне почти не было публикаций. Соврал? С Брежневым ты был откровенней. Даю слово, что всё, что ты сейчас скажешь, останется без последствий. Мне важно знать.
        – Не соврал, – ответил я, – просто кое о чём умолчал. Зачем вам это слушать? Вы уже не сможете измениться сами и изменить стиль работы.
        – Я жду.
        – Ну как хотите. Публикаций действительно было мало. В них отмечался ваш крайний консерватизм и зажимание интеллигенции, причём часто без причин. Вы запрещали к продаже уже отпечатанные книги, заявляя, что на идеологии не экономят. Были запрещены отдельные театральные постановки и показ фильмов. В немногих случаях это было оправдано, в остальных... Наша цензура была слишком жёсткой. Нельзя, Михаил Андреевич, постоянно затыкать людям рот и ожидать, что они будут вас любить. Кому мешали песни Высоцкого? На них потом выросло два поколения молодёжи, а он стал Народным артистом! Все слушали его магнитофонные записи, а при вас самому Владимиру запретили выступать. Ну были у него блатные песни, но с эстрады-то он их не пел! А вы думали, что стоит чуть ослабить удавку, и вскоре у нас всё зальют грязью. Когда обсуждался вопрос отмены цензуры вы сказали: «Известно, что между отменой цензуры в Чехословакии и вводом советских танков прошло всего несколько месяцев. Я хочу знать, кто будет вводить танки к нам».
        – Ты действительно считаешь, что цензуру можно убрать?
        – Я такого не говорил. Её не убрали у нас и при капитализме. Всё, что противоречит Конституции и может быть государственной тайной, должно запрещаться, а авторов нужно брать на карандаш, а то и сажать. Но такого реально очень немного.
        – А я, значит, перегибал палку?
        – Перегибали. В семьдесят третьем году едва не зарубили уже отснятый многосерийный фильм о наших разведчиках «Семнадцать мгновений весны». Фильм, в котором не было ничего попадающего под цензуру. Когда его передавали, у телевизоров сидели все, у кого они были. В дни показа даже падала преступность. Вам не понравилось то, что в фильме не отражён подвиг народа в войне, а он о работе нашего разведчика в самом сердце Германии. Правильно вам возразил председатель КГБ, что весь советский народ не мог служить в ведомстве Шелленберга. Вы попросили, я рассказал.
        – У тебя есть какие-нибудь проблемы?
        – У кого их нет! – сказал я. – Извините, но я считаю установку микрофонов в наших квартирах издевательством. Или мне верят, или нет. Я могу понять, когда прослушивают рабочий кабинет или гостиницу, но квартиру – это уже слишком!
        – Кто-то перестарался, – сказал он. – Всё уберут. Дальше.
        – Из-за нашего переезда сестра пропустила год для поступления в институт. Я хочу попросить об одолжении. У неё красивая внешность и большие способности к танцу. Много лет выступала в самодеятельности и танцует на профессиональном уровне. Я хотел бы, чтобы её посмотрели в ансамбле Моисеева. Вряд ли они её возьмут, но Игорь Александрович может что-нибудь посоветовать. У Александрова женщины пока не танцуют, а я не знаю других танцевальных ансамблей.
        – Я поговорю с Игорем Александровичем, – пообещал он. – Вам позвонят. Ещё?
        – Спасибо, это всё.
        – В ближайшее время тебе принесут вопросы по следующему году. Там есть неясности, постарайся дать ответы.
        На следующий день опять позвонила Елена.
        – Сестра дома? Скажи, чтобы была готова, сейчас я за ней приеду.
        – Собирайся! – сказал я Татьяне. – Сейчас приедет Белова и отвезёт тебя на смотр к Моисееву. Вряд ли они тебя возьмут, но, может быть, рекомендуют в какой-нибудь ансамбль рангом пониже. Дай щёку, поцелую. Ни пуха ни пера!
        Я вытолкнул ошеломленную сестру за порог и вышел сам.
        – Успокойся, если будешь мандражировать, не сможешь себя показать.
        Я позвонил Черзаровым, и мне открыла Ольга.
        – Почему не спрашиваешь, кто звонит? – спросил я. – Откроешь когда-нибудь на свою голову.
        – А я тебя чувствую! – заявила она. – Ты не поговоришь, чтобы мне тоже разрешили выйти замуж с шестнадцати?
        – Уже есть кандидат? – спросил я, привычно взлохматив ей волосы. – Ты сначала дорасти, а потом поговорим. Где сестра?
        – На кухне. Помогает маме готовить.
        – А ты почему сачкуешь?
        – Мне ещё рано, а ей нужно готовиться к семейной жизни, а то у тебя будет гастрит. Мама говорит, что готовка для жены – это первое дело, потому что все мужчины не дураки поесть.
        – Чем занимаетесь? – спросил я, заходя на кухню.
        – Повышаю квалификацию, – ответила Люся, обжаривая котлеты.
        – До свадьбы полгода, ещё успеешь всё забыть, а у меня большой опыт готовки. И вообще, лучшие кулинары – это мужчины. Рассказать анекдот?
        – Ну расскажи, – разрешила Надежда.
        – Разговор двух приятелей. «Ой, как вкусно у тебя получилось! Сам готовил?» «Жена помогала». «Да? Умница какая! И как же она тебе помогала?» «Не лезла с советами...»
        – Ну тебя с такими анекдотами, – сказала Надежда. – Воспитаешь ленивую жену, потом сам наплачешься. Люсь, отдай сковородку, и маршируйте отсюда.
        – Я не обидел мать? – спросил я подругу, когда мы зашли в её комнату. – Она какая-то не такая, как обычно.
        – Она не такая с тех пор, как узнала о нашей свадьбе. Для родителей ты и так уже член семьи, иначе она реагировала бы по-другому. Но ей нужно время, чтобы привыкнуть.
        – Завтра последний день безделья, – сказал я, – а потом школа.
        – Тебе хорошо, девятый класс уже можешь сдать хоть сейчас. Или будешь сдавать сразу за два года?
        – Наверное, за два. Похожу с тобой в школу и посмотрю, чтобы никто не обижал. Заодно закончу всё повторять, а потом отчитаюсь. И попрошу, чтобы тебе разрешили сдавать отдельные предметы. Ты умница, поэтому за год получишь аттестат. А в следующем году поступим в институт.
        – А куда?
        – Если хочешь заняться только пением, то можно поступить в институт на вокал. Я их не знаю, но в Москве должны быть.
        – А ты куда хочешь?
        – Актёрский факультет ВГИКа. Это не помешает выступать с песнями.
        – Я с тобой!
        Через три часа приехала Татьяна. Мы в это время сидели с учебниками в моей комнате.
        – Как съездила? – спросил я, когда она к нам заглянула.
        – Станцевала три танца, – ответила она. – Два сама и один с партнёром. Сказали, что очень хорошо, но они пока никого не берут. По-моему, разговаривала не с самим Моисеевым, потому что он должен быть старше. Уровень у меня до них не дотягивает, но можно было бы поднять. Обещали, что будут иметь в виду, и направили в Центральный дом народного творчества. Там тоже меня посмотрели и приняли на работу.
        – На какую работу? – не понял я. – Танцевать?
        – Нет, работать с самодеятельностью. Директор сказал, что со временем смогу и танцевать. С выбором ансамбля мне помогут. Сказали, что прикрепят к кому-нибудь из хореографов, чтобы набирались опыта.
        – Понятно, – сказал я, – будешь на подхвате. Тоже неплохо. Всё равно нужно чем-нибудь заняться. А об учёбе всё-таки подумай. Они могут дать рекомендацию. Без образования вечно будешь на вторых ролях.
        – Спасибо! – она подошла и поцеловала меня в щёку. – Я подумаю.
        На следующий день позвонили за пятнадцать минут до начала линейки. Когда выбежали из подъезда, нас уже ждала машина.
        – Привет, – поздоровался Виктор. – Быстро садитесь.
        – Здравствуйте, – сказал Сергей. – Аппаратуру вчера убрали. Ваша школа недалеко. Пешком топали бы минут двадцать, а на машине доедем за две. К школе подъезжать не будем.
        Школа была в трёх минутах ходьбы от места, где нас высадили. Определили в девятый «Б», которой быстро нашли и пристроились с тыла. Линейка уже началась, поэтому на нас не обратили внимания. На ней говорили долго. Помимо директора, были и другие выступавшие, но я их не слушал. Школа была больше той, в которой мы учились в Минске, с четырьмя девятыми классами. Девятый «Б» был самым малочисленным, наверное, поэтому нас в него и зачислили. Ученики стояли в пять рядов вдоль фасада школы, так что первоклашке с колокольчиком пришлось побегать. Как только закончилась линейка и начал рассыпаться строй, нас увидели.
        – А это что за скромники? – спросил здоровенный юноша, на голову выше меня. – Вы в нашем классе?
        – Если вы «Б», то в вашем, – ответил я. – Показали на вас.
        – Игорь! – представился он и протянул руку.
        Я назвал себя и взял его руку, уже зная, что меня будут проверять. Игорь изо всех сил сжимал ладонь, а я в ответ делал то же самое.
        – Ладно, хватит! – сказал он, и мы разорвали рукопожатие. – Силён, а по внешнему виду не скажешь. Побежали, а то получим втык от классной.
        Мы припустили к школе, поднялись на второй этаж и пробежались по коридору до классной комнаты. Все уже сидели за партами, а возле учительского стола стояла немолодая полная женщина в очках.
        – Начинаешь учебный год с опоздания, Сычевский? – сказала она Игорю.
        – Никак нет, Мария Яковлевна! – ответил он. – Привёл заблудившихся новичков!
        И посторонился, паразит, пропуская нас в класс.
        – Вы откуда, ребята? – спросила классная, как-то сразу определив, что мы не москвичи. – Я только вчера приехала и ещё не была в учебной части, поэтому не видела ваших документов.
        – Из деревни они приехали, если заблудились в школе! – с места выдала хорошенькая девчонка с короткой причёской, сидевшая за партой одна. – Мария Яковлевна, вы их ко мне не сажайте!
        Видимо, классная, несмотря на возраст, была из либералов, потому что не сделала замечания нахалке. Или у них допускаются вольности на классном часе? Был неприятный вариант, в котором вольности допускались, но не всем, а этой крале.
        – Хорошо в деревне! – сказал я, обращаясь к ней. – Жаль, мы давно там не были. Пахнет навозом... Не всем нравится, но лучше, чем человеческое дерьмо. Ты права: лучше нам сидеть за разными партами. Мария Яковлевна, это Людмила Черзарова, а я Геннадий Ищенко. Мы недавно приехали из Минска.
        – Постой! – она сняла очки и внимательно посмотрела на нас. – Ну конечно! Вы та пара, которая поёт свои песни? И о тебе говорили, что ты пишешь книги. А учитесь вы как?
        – За восьмой класс одни пятёрки, – ответил я. – Мы можем выбрать себе места?
        За пятью партами у них было по одному ученику.
        – Да, конечно, – сказала она. – Садитесь где хотите.
        Я прошёл мимо красной от злости крали и показал Люсе на третью парту в крайнем ряду, за которой сидела, на мой взгляд, нормальная девчонка, а сам сел за последнюю парту рядом с парнем.
        – Начнём классный час, – начала учительница. – В этом году...

     Часть 2, Главы 11-12   http://www.proza.ru/2017/05/24/539


Рецензии
Мы теряем больше трети всего, что выращиваем, поэтому это очень важно. Лучше повременить со строительством одной ГЭС и из сэкономленного бетона построить много хранилищ для зерна, овощей и фруктов. Да и в уже имеющихся нужно наводить порядок.
***
И ГЭС эти пусть бы позже построили и качественнее.

Ольга Смирнова 8   15.04.2019 08:47     Заявить о нарушении
Ну ГЭС у нас строили качественно, в отличие от хранилищь сельхозпродукции, до сих пор стоят и вырабатывают электроэнергию.

Геннадий Ищенко   15.04.2019 08:52   Заявить о нарушении
А как же тогда авария на Саяно-Шушенской ГЭС?

Ольга Смирнова 8   15.04.2019 13:49   Заявить о нарушении
Авария вызвана не разрушением плотины, а элементов крепления турбины после 41 года эксплуатации. Это нужно спрашивать с Чубайса, куда тратили деньги вместо замены устаревшего оборудования.

Геннадий Ищенко   15.04.2019 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.