C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Возвращение-Ч3-Глава 1-2

                Часть 3


                Глава 1


        – Я сама дойду!
        – Я тебе дойду! – рассердился я. – Уже прошлась вчера сама, и какой результат? Обновила растяжение и теперь будешь опять валяться в постели. Поэтому скажи спасибо за то, что носят на руках!
        – Спасибо.
        – Так-то лучше! – Я взял подругу на руки и вышел с ней в прихожую. Здесь на ощупь обул старые осенние туфли, которые использовал для пробежек из одной квартиры в другую, открыл входную дверь и вынес Люсю на лестничную площадку.
        Как назло, снизу поднимались соседи, живущие на пятом этаже.
        – С наступающим Новым Годом! – поздравил я остолбеневшую пару. – Не обращайте внимания, у девушки травма ноги.
        Пройдя мимо них, я открыл нашу дверь и занёс подругу в квартиру. Здесь уже собрались обе семьи. Два сдвинутых стола ломились от совместной готовки наших матерей, у окна стояла шикарная ёлка, а телевизор отодвинули и повернули так, чтобы всем было видно.
        – Куда тебя сгружать? – спросил я. – Может,  положить на тахту и кормить из ложечки?
        – Посади на этот стул, – показала мама. – Здесь удобней сидеть и не придётся поворачиваться, чтобы смотреть телевизор. Садитесь, скоро начнут показ фильма!
        – Давайте поедим, пока идут новости, – предложил я, – а то сейчас изойду слюной.
        Мама принесла пюре, и все его наложили в тарелки, потом то же сделали с мясом.
        – Остальное берите сами, – сказала она и села за стол рядом с отцом. – Наконец-то!
        Объявили наш фильм, и в обвешенный гирляндами ламп самолёт начали грузиться Деды Морозы. Потом пошли титры, после которых показали заснеженную поляну с танцующими парами.
        – Ешьте, пока всё не остыло, – сказал я, видя, что все уставились в телевизор. – Интересное не скоро, а нас покажут чуть ли не в самом конце.
        Пока танцевали ряженые, мы утолили первый голод, потом с удовольствием послушали Пьеху. После её номера Хохряков выбрал себе в качестве охотников Леонова с Анофриевым и выдавал им музыкальные инструменты вместо ружей. Напевая шуточную песню, они пошли в лес искать артистов. Белоснежку с гномами, игру на пиле и братьев Мартьяновых с их плюшевым тигром смотрели без интереса. Интермедия Мироновых была откровенно слабой, но все смеялись. После азербайджанского квартета «Гайя», наконец, появилась троица комиков из «Кавказской пленницы». Сначала они просто бегали по лесу, а потом показали отрывок из фильма с песенкой о султанах. Выступление гимнастов и балет я посмотрел с интересом. Первая серия закончилась русским танцем.
        – Когда покажут вас? – спросила Ольга. – Сколько ещё ждать?
        – Примерно через полчаса, – сказал я. – Смотри балет. Красиво танцуют. «Вальс цветов» из «Щелкунчика». Всегда слушаю его с удовольствием.
        – А почему Пьеха поёт второй раз? – спросила Ольга, когда зазвучал «Манжерок».
        – Потому что она замечательная певица, – сказал я. – Магомаев тоже будет петь два раза.
        – Уж басню можно было бы не рассказывать, – сказала Надежда. – Наконец-то он закончил!
        – Майя! – обрадовалась моя мама, любившая Кристалинскую.
        Певица поведала об ушедшем детстве, и начался танцевальный номер.
        – Это Шубарин! – вскочила Таня. – Смотрите, как он будет танцевать!
        – По-моему, ещё четыре номера, а потом будем мы, – припомнил я.
        – А ты откуда знаешь? – удивилась Ольга. – Этот фильм показывают в первый раз!
        – Режиссёр сказал, – соврал я. – Оттанцевал твой Шубарин, Танечка. Сейчас сыграет оркестр, а потом начнёт танцевать толпа таких же шубариных, только чёрных.
        – Как это? – не поняла сестра.
        – Балет Дагомеи, – объяснил я, – или то, что негры называют балетом. Да, забыл, будет ещё петь Адамо.
        – Мой рояль! – обрадовалась Люся. – Я играла на нём в нашем номере.
        Сыграл оркестр Орбеляна, спел Адамо и закончился негритянский балет.
        – Мама, вот они! – закричала Ольга.
        Посмотреть наш номер было действительно интересно.
        – Не думала, что удастся твоя затея, – сказала Таня. – Вам помогали?
        – Только свели с режиссёром, – ответил я. – Если бы он зарубил номер, никто не стал бы вмешиваться. Почему так плохо едите? Скоро уже есть торт, а почти все закуски целые. Я же говорил, что нужно меньше готовить. Как хотите, а я поем. Никто не будет печень трески?
        – Сейчас будут бить куранты! – сказала Люся. – Нужно выпить, а ты лопаешь!
        – Я вам тоже плесну, – сказал отец, разливая по бокалам шампанское.
        – А мне? – протянула свой бокал Ольга. – Хоть чуточку!
        – Володя, дай ей самую каплю, – сказала Надежда. – И мне только на донышко.
        – Ну что же, – сказал отец, поднимая бокал под бой курантов, – год был для нас... удивительным и полным сюрпризов. Давайте выпьем за всё хорошее, что в нём было, а было его немало!
        В половине первого Ольгу отправили спать, а остальные просидели за телевизором до двух часов. Смотрели праздничную программу, обсуждали наше выступление и продолжали подъедать закуски. Потом убрали со стола, разместив недоеденное по двум холодильникам, и разошлись по своим комнатам спать.
        – Ой, а мы забыли о бенгальских огнях! – вспомнила Люся, когда я перенёс её в их квартиру и посадил на кровать.
        – И хорошо, что забыли, – отозвался я. – Их нужно жечь на улице. И вони не будет, и ничего не загорится. Да и что в них интересного?
        – Когда ты так говоришь, я вспоминаю, что ты намного старше меня, – вздохнула она. – В тебе слишком много рассудительности. Всё-то ты знаешь, и ничего тебе не интересно.
        – Я предупреждал о своём преклонном возрасте? Смотри, ещё не поздно выбрать кого-нибудь помоложе и безрассудней. Правда, тогда тебе придётся ждать два года, а мне – ещё больше, пока подрастёт Вика. Зато породнюсь с генсеком.
        – Ах ты бессовестный! – Люся повалила меня на кровать и навалилась сверху. – Задушу! Не мне, так и никому!
        Я кубарем скатился с кровати и отошёл к двери, застегивая пуговицы на рубашке. Доиграемся когда-нибудь...
        – Пойду, а то твои родители из-за меня не ложатся, – сказал я и вышел из её комнаты.
        – Уже уходишь? – спросила Надежда, которая стелила постель.
        – Да, пойду. Спокойной ночи.
        Странный вопрос. Что, уже можно не уходить? Я зашёл в нашу квартиру и запер за собой дверь. Родители легли, но из-за меня не выключили торшер. Это сделал я, после чего на ощупь прошёл в свою комнату и сел за стол. Слова подруги о возрасте неожиданно больно задели. Неужели я действительно такой скучный и нелюбопытный? Или дело в том, что мне неинтересно многое из того, что составляет жизнь людей этого времени? Я стал молодым, но воспринимал действительность больше как человек двадцать первого века. То, что заставляло смеяться других, вызывало у меня только улыбку, да и в отношении многого другого планка оценки была поднята выше. Старость в этом виновата, или я просто видел много такого, что современные люди даже не могли себе представить? Посидев ещё немного, я решил не травить душу, а сделать выводы и почаще интересоваться мнением подруги, а не только руководствоваться своим пониманием того, что для неё лучше.
        Несколько дней мы только отдыхали, потом Люся нехотя села за учебники, а я тоже возобновил свою работу. В воскресенье, девятого, нас отвезли к Брежневу. Он увёл меня в свой кабинет, а в Люсю вцепилась Вика, которой было интересно, как нас снимали в фильме.
        – Хочу поблагодарить, – сказал он, когда мы сели в кресла. – Наступление американских войск во Вьетнаме захлебнулось. Если бы не поддержка с воздуха, оттуда вообще мало кто ушёл бы. Бои ещё идут, но успеха у них уже не будет. А потери очень большие и у американцев, и у сайгонцев.
        – Не было операции «Боло»? – спросил я.
        – Нет, они больше не посылают авиацию в Северный Вьетнам.
        – Значит, реальность сильно изменилась и остальные прогнозы по Вьетнаму можно выбросить в корзину. Теперь события там пойдут по-другому.
        – Кое-что могут и повторить, – сказал Брежнев. – Ладно, этим занимаются, и всё на контроле. Давай поговорим о вас. С какого возраста в твоё время разрешали вступать в брак?
        – По закону общепринятый возраст устанавливался в восемнадцать лет. При наличии уважительной причины он мог быть снижен органами власти для обоих супругов до шестнадцати лет, а в исключительных случаях ещё больше. Этот предельный возраст в разных местах был своим, обычно четырнадцать-пятнадцать лет.
        – Совсем сошли с ума: женить детей! Я могу понять, когда шестнадцать лет, да ещё в виде исключения, но четырнадцать – это не лезет ни в какие ворота.
        – Такое было редко, больше на Кавказе или в Азии. В России и в шестнадцать выходили замуж из-за беременности.
           – У нас готовится новый закон о браке, – сказал Брежнев. – Органам местной власти будут даны права снижать брачный возраст на два года, как ты и говоришь, в исключительных случаях. Но его должны принять только в следующем году. Единственное законное основание для вашего вступления в брак – это решение Президиума Верховного Совета. Его указы и постановления часто носят закрытый характер. Я договорился с Подгорным, так что скоро мы вас поженим. Вы собираетесь жить в семье или отдельно?
        – До восемнадцати лет я думаю жить вместе с родителями.
        – Это хорошо. Когда вступит в силу новый закон, ни у кого не возникнет вопросов да и вы к тому времени станете старше. Надеюсь, ты не планируешь детей? Значит, через месяц поженитесь, а квартиру получите позже. Супругами будете только для родных, остальным необязательно об этом знать.
        – Дадите свидетельство этого подпольного брака? – спросил я. – Или всё только на словах? А то у матери Люси случится инфаркт.
        – Всё будет совершенно законно, в том числе и документы. Просто не хочется привлекать к вам ненужного внимания. Одно дело ваши выступления или твои книги, и совсем другое – постановление президиума высшего органа власти. Я этого не затевал бы, если бы не видел, что вы скоро поженитесь без загса.
        – Подготовились к захвату посольства в Пекине? – спросил я, чтобы перевести разговор.
        – Многих вывезли, – ответил он. – Остальным придётся перетерпеть.
        – А что планируют делать с Солженицыным?
        – А что бы ты сам с ним сделал? – с любопытством спросил он.
        – Я затрудняюсь ответить. Понятно, что Солженицын для многих как геморрой в заднице, только не нужно изгонять его за границу, его туда вообще нельзя пускать. Сколько помоев выльет потом на нас этот святоша. В январе он должен дописать свой «Архипелаг ГУЛАГ», в который нас будут тыкать мордой.
        – Ты не любишь его, но перекладываешь решение на других, – заключил Брежнев. – Почему? Не хочешь пачкаться?
        – А за что его любить? – сказал я. – Человек старательно выискивает у нас самое плохое, не желая замечать ничего хорошего. Его, понимаете ли, обидели, когда раскулачили родню и арестовали за несдержанный язык, после чего он разочаровался в коммунизме. Достаточно посмотреть на то, кто потом делал его совестью русского народа, чтобы определить своё отношение.
        – Ты помнишь наш разговор насчёт выступлений? – спросил Леонид Ильич. – Что-нибудь надумал?
        – Готовим большой концерт на весну, – сказал я, – к первому мая или к девятому. Не хочу пристёгиваться к чужим выступлениям, поэтому готовы выступить где угодно, лишь бы сделали запись, а её потом можно показать на телевидении. Должны подготовиться к середине марта, так что можно не ждать праздников.
        – Я поговорю с Сусловым, – пообещал Брежнев. – Он что-нибудь придумает. Ладно, пойдём есть торт и пить чай. Сегодня у внучки двойной праздник: вы и «Наполеон».

        День рождения Люси, как по заказу, пришёлся на воскресение. Естественно, что на нём присутствовала и Вика. О том, что она подарила подруге, я узнал только вечером, после окончания праздника.
        – Смотри, – Люся разжала ладонь, на которой лежали два золотых кольца. – Примерь своё, а то я могла ошибиться. Моё надевается идеально.
     – Моё тоже нормально. Как ты умудрилась измерить мой палец?
        – Не скажу. Вика передала слова деда, что нам не придётся ездить в загс. Документы подпишем задним числом. Я, конечно, рада, но так хотелось побыть невестой, надеть белое платье... Почему-то хочется плакать.
        – А кто нам мешает сыграть свадьбу через год с небольшим? – сказал я. – К тому времени появятся и друзья, а сейчас и приглашать некого, разве что Брежнева с Сусловым.
        Я добился своего: она рассмеялась.
        – Есть ещё вариант, – предложил я. – Можно пригласить всё милицейское начальство Москвы, мы их знаем по «Сосновому». Люди ответственные и никому ничего не раззвонят, а вот насчёт Вики не уверен.
        – Зря ты так к ней относишься, – защитила подругу Люся. – Она никогда не сделает ничего, что пойдёт тебе во вред. Знаешь, что она мне сказала? Я, говорит, люблю вас обоих, но Гену – больше. Жаль, что я так поздно родилась. Вот так! И дед с ней говорил, так что можешь быть спокоен: не будет она болтать.
        – И когда же вас будем женить? – подошёл к нам Иван Алексеевич.
        – Скоро, папа, скоро! – сказала Люся. – Вот посмотри на подарок Брежнева. Только наш брак зарегистрируют, а свадьбы пока не будет.
        – А что так? – удивился он.
        – Не хотят, чтобы мы выделялись, – объяснил я. – Скоро должны принять новый закон о браке, тогда и сыграем свадьбу задним числом.
        – А если будет ребёнок? – спросила Надежда, которая слышала наш разговор.
        – Мы пока не хотим детей, – сказал я, – но если так получится, просто прекратим скрывать наш брак. Он совершенно законный.
        – Я сначала окончу институт, – покраснела Люся, – а потом будем думать о детях.
        Всё произошло на редкость буднично. В очередной приезд Елена предложила нам написать заявления о вступлении в брак, а через день привезла книгу регистрации и оформленное свидетельство. Мы расписались и забрали книжечку, которая одним фактом своего существования полностью меняла наши отношения.
        – Пойдём огорошим твою маму, – предложил я. – Или начнём с моей?
        – Я жена? – до конца не веря написанному, уставилась она в свидетельство.
        – Пока только формально, – сказал я. – Если родители кое-чем поделятся, сегодня станешь настоящей. Не рада?
        – Ты даже не представляешь, как я рада! – ответила она. – Только сердце просит праздника, а мне тебя отдали, как билет в кино.
        – Давай сначала скажем матерям, а потом я с кем-нибудь из парней куратора пробегу по магазинам, и вечером устроим пир! Вот и будет праздник. Пусть это не свадьба, но с нами разделят радость самые родные и близкие люди.
        Надежда обрадовалась до потери сознания.
        – Что это? – спросила она, когда дочь протянула ей наше свидетельство.
        – Можешь нас поздравить, мама! – сказала Люся. – Мы теперь муж и жена! А это свидетельство о браке.
        Сознания моя тёща не потеряла, но ей стало плохо, поэтому я помог лечь на диван, а Люся сбегала на кухню за водой.
        – Ну что вы, мама! – сказал я. – Мы ведь давно говорили о том, что это скоро случится.
        – Роди дочь и вырасти её, умник! – слабым голосом ответила она. – А потом к тебе подходят и говорят, что она уже не твоя, и суют под нос бумажку с печатью!
        – Я не увожу её за тридевять земель, – возразил я. – И она не перестанет быть вашей дочерью из-за замужества. А к дочери получите сына. Чем плохо?
        – Всем хорошо, – сказала она. – Плохо только то, что у вас всё слишком рано. А от такого сына, как ты, откажется только дура.
        – Тогда вы полежите, а мы пойдём обрадуем мою маму, – сказал я, видя, что ей стало лучше. – А потом я сбегаю в магазин и наберу продуктов. Посидим вечером и семейно отметим.
        Моя мама не стала падать в обморок. Поначалу она нам не поверила, а когда рассмотрела документ, прослезилась и принялась нас целовать, называя Люсю дочкой.
        – Мам, – сказал я, – сейчас сбегаю в магазин и принесу всё, что нужно, а вы с Надеждой по-быстрому накроете столы. Я думаю, что не нужно ничего готовить, обойдёмся закусками. Сходи пока к Черзаровым, посмотри, оклемалась ли Надежда.
        – А что такое? – всполошилась мама.
        – Слишком много радости за один раз, вот ей и стало немного нехорошо.
        Мама, как была в домашних тапочках, побежала к подруге, а я взял из шкатулки деньги, прихватил на всякий случай пистолет и пошёл одеваться.
        – Я пойду с вами! – решила Люся. – Подождите, я быстро.
        Я позвонил в квартиру куратора и сказал открывшему дверь парню:
        – Вадим, нужно срочно организовать застолье. Помоги смотаться в гастроном и набрать всякой всячины к столу. Или позови Игоря, мне без разницы.
        – Подожди в подъезде, – ответил он. – Я сейчас оденусь.
        – Я взяла сумки, – сказала уже одетая жена. – Мог бы и сам подумать! Кто пойдёт?
        – Сейчас соберётся Вадим. Пойдём к выходу. Пока его нет, буду тебя целовать, чтобы не тратить время попусту.
        До гастронома было рукой подать. Продукты покупал сам, а телохранителя попросил купить бутылку водки.
        – Что отмечаете? – спросил он.
        Эти ребята из Комитета, как в своё время Сергей, поначалу относились ко мне... не очень, хотя добросовестно выполняли свои обязанности. Потом, когда мы лучше узнали друг друга, отношение изменилось. Им я мог открыть великий секрет своего бракосочетания. На их службе болтливость не приветствовалась, да и без этого они не были трепачами. Но всё равно ведь не поверят.
        – Всё прогрессивное человечество отмечает третьего марта день писателя, а я тоже писатель. Эх, бухну!
        – Трепло! – высказался он обо мне. – Поднимай выше сумку, а то грохнешь бутылку об ступеньки и чем будешь бухать?
        Вадим нёс самую тяжёлую сумку, а вторую оставил мне.
        – Я не имею права брать и одну, – объяснил он. – Взял только потому, что ты надорвёшь пуп, а с меня потом спросят. Но одна рука у меня обязательно должна быть свободной.
        К нашему приходу обе матери, объединив усилия, уже провели ревизию холодильников и составили вместе столы.
        – Вот надо было вам двигать мебель! – рассердился я. – Времени ещё вагон, я пришёл бы и помог!
        – Ты и так помог, – сказала Надежда. – Как только тащил эти сумки! И водку продали? Ты предъявлял в магазине свидетельство о браке?
        – Что толку его предъявлять без фотографии, – засмеялся я. – У меня есть персональная охрана, она и помогла. А Люся нам помогала морально.
        Наши отцы, как обычно, вернулись со службы вместе. Мы заканчивали сервировку столов и мотались из квартиры в квартиру, не закрывая дверей. Первой их увидела Оля и тут же побежала докладывать нам.
        – Что у вас творится? – спросил мой отец.
        – Заходите оба в нашу квартиру, там и узнаете, – сказал я. – Не объяснять же вам на лестничной площадке.
        Едва они вошли в прихожую, как Люся вручила своему отцу наше свидетельство.
        – Не знаю, как дочь будет с тобой жить, но скучать ей не придётся, – сказал мне Иван Алексеевич. – Я за последний год уже разучился удивляться.
        – Значит, выполнили то, что обещали? – сказал мой отец, в свою очередь рассматривая наш документ. – Ну что же, поздравляю обоих! Ого, какой стол! Давай, Иван, мой руки, я смотрю, у них уже всё готово.
        – Сейчас придёт Таня, и начнём, – подтвердил я.
        Сестра пришла минут через десять после отцов.
        – Что вы затеяли? – удивилась она.
        – Свадьбу, – сообщил я. – Держи и читай, ты у нас последняя, кто не в курсе. Только учти, что об этом пока нужно молчать.
        – И здесь обошёл! – с завистью сказала она. – Ну братик! Поздравляю обоих! Жаль, что нельзя устроить нормальную свадьбу.
        – Устроим, – пообещал я. – Люся, неси кольца!
        Наша свадьба длилась два часа, и впервые на моей памяти Надежда выпила несколько рюмок водки и захмелела. Иван Алексеевич отвёл жену в свою квартиру и уложил спать, а потом вернулся и незаметно сунул мне в руки маленький свёрток.
        – Тут два размера, – шепнул он. – Будь с ней нежней, совсем ведь ещё ребёнок.
        – Спасибо, – тихо ответил я. – Не беспокойтесь, всё будет хорошо.
        Он вздохнул и тоже ушёл, забрав с собой Ольгу.
        После того как убрали посуду и начали расходиться на отдых по комнатам, мой отец молча дал мне завёрнутые в бумагу презервативы.
        – Ну что, жена! – сказал я, закрывая дверь в свою комнату. – Вот мы с тобой вместе и на всю жизнь. Люсенька, да ты вся дрожишь!
        – Да, дрожу! – ответила она. – Так сделай так, чтобы не дрожала! Ты же можешь!
        И я сделал.
        Проснулся до звонка будильника, который ставил для себя отец. Кровать была даже меньше той полуторной, какие были в моё время, и мы лежали на боку, обняв друг друга. Было жутко неудобно, но вчера я этого не заметил. Сегодня обязательно поменяю кровать. И книгу нужно быстрее заканчивать, пока не потратили все деньги. Рука, на которой лежала жена, затекла, и я слегка ею пошевелил. Люсе этого хватило, чтобы проснуться. Вначале она не поняла, где находится, но потом её глаза вспыхнули радостью и для меня исчезло всё, кроме неё.

        Свой первый экзамен за десятый класс жена поехала сдавать в четверг, тридцатого марта. К этому времени я написал книгу и отправил в редакцию «Молодой Гвардии», предупредив, что к тексту будут добавлены иллюстрации. Сергею ушло объёмное письмо с выдержками из текста, по которым я предлагал нарисовать иллюстрации. Я даже кое-что набросал сам, чтобы показать ему, как я себе их представлял. Наша концертная программа тоже была полностью готова. Вот свою работу для проекта я выполнил только наполовину, но до лета должен был всё закончить. Теперь дело было за Люсей. Русский она сдала на отлично и сразу же договорилась о литературе. Не знаю почему, но бывший ухажёр к ней больше не подходил. Наверное, оказался умным парнем и понял, что ему ничего не светит. У Брежнева были только один раз, и три раза к нам приезжала Вика. Леонид Ильич приготовил Люсе в подарок золотые серёжки и расстроился, потому что она не прокалывала ушей и не носила серьги.
        – Я и клипсы не люблю, – сказала она на всякий случай. – От них уши болят. Не надо, Леонид Ильич, никаких подарков. Вы и так уже подарили нам кольца и возможность быть вместе! Спасибо!
        – Сам необычный и жену себе нашёл под стать, – пошутил Брежнев. – В первый раз вижу женщину, которая отказывается от украшений. Возьми, отдашь матери.


                Глава 2


        – Что можешь сказать? – спросил Брежнев. – Доложи полностью результаты полёта.
        – Это первый из трёх запланированных беспилотных запусков «Союзов», – сказал Дербинин. – После выхода за пределы атмосферы не раскрылась часть солнечных батарей. Из-за недостатка электроэнергии было затруднено маневрирование. Начала сбоить система ионной ориентации и отказал солнечно-звёздный датчик. Что-то у них было по мелочи, я всё подробно написал в докладной записке.
        – А парашют?
        – Парашют открылся нормально, но я выяснил, что они его всё-таки дорабатывали. Точнее, не сам парашют, а крышки парашютных контейнеров. Создана комиссия, которая разбирается в причинах неполадок, а уже по результатам её работы будем решать то ли это конструкторские недоработки, то ли производственный брак. Понятно, что отложены остальные старты.
        – Мишин больше ничего тебе не демонстрировал?
        – Демонстрирует готовность разобраться и принять меры.
        – Проследи за этой работой. Раз не напортачили в главном, пока не будем наказывать. Корабль экспериментальный, так что всякое может случиться. А вот по результатам второго запуска будем решать. Так там и скажи.

        В четверг, двадцать седьмого апреля, Люся сдала экзамен по географии.
        – Шесть экзаменов – шесть пятёрок! – довольно сказала она мне вечером. – Осталось три, и со школой можно прощаться.
        – Молодец! – похвалил я. – Вижу, что у тебя хорошее настроение, поэтому давай займёмся концертом.
        – А чем там заниматься? – спросила жена. – Всё уже отточено. Или ты хочешь включить в него что-то ещё?
        – Мне не нравится, что ты только поёшь, а публику смешу один я. Это нужно исправить. Я подобрал два политических анекдота, и мы включим их в сценарий. Они не настолько смешные, чтобы ты их не рассказала, а публика воспримет нормально. Вот послушай один из них. Американка миссис Смит приехала в Париж. Её интервьюирует корреспондент французской газеты. «Миссис Смит, вы замужем?» «Да». «У вас есть дети?» «Да, мсье, три сына, и все в армии. Джон служит на японском острове Окинава, Дэвид – в Доминиканской Республике, а Боб – во Вьетнаме». «А ваш супруг, миссис Смит?» «К сожалению, он не смог меня сопровождать. Он совершает турне по разным странам с лекцией на тему «Вмешательство русских в дела других государств»». Сможешь такое рассказать?
        – Такое смогу. Слушай, ты же написал в своих записях о фашистском перевороте в Греции, а он всё равно произошёл. Неужели ничего нельзя было сделать?
        – Ты слишком многого хочешь, – возразил я. – У себя дома не всё могут поменять, а это Греция. Перевороты не происходят без причин. У них там лет двадцать политический кризис. Кстати, когда к нам приезжал Грушевой, я спросил о том же, так Константин Степанович ответил этими же словами. Компартию предупредили, так что коммунисты, наверное, подготовились, насколько это было возможно. Ладно, давай заниматься делом, а не «чёрными полковниками». В субботу концерт, так что мы сможем попасть в эфир только ко Дню Победы.
        – Так даже лучше, – сказала Люся. – И праздник более важный, и в репертуаре у нас почти половина военных песен. А лучше показать его после праздника. Давай прервёмся и сходим к нам поужинать, я маме обещала.
        С того дня, когда моя жена, весёлая и довольная жизнью, после первой брачной ночи появилась в квартире родителей, Надежда не чаяла во мне души и постоянно приглашала не на обед, так на ужин.
        – Конечно, сходим, – согласился я. – Давай прямо сейчас.
        Мы предупредили мою мать и направились к Надежде.
        – Здесь кормят голодающих? – спросил я, поцеловав её в щёку.
        – Идите мыть руки, голодающие! – сказала она, растаяв от ласки. – Сейчас всё будет готово.
        – Ласковое теля двух маток сосёт, – сказал я Люсе, заходя в ванную комнату. – Учись, жена. Эй, а драться-то зачем? Что дочь, что мать – шуток не понимают!
        – И это глава семьи! – сказала Надежда, отвесившая мне символический подзатыльник. – Пора становиться серьёзней.
        – А зачем? – спросил я, садясь за кухонный стол. – С шуткой легче жить. Я давно заметил, что весёлым людям даже меньше хамят, и к ним не так сильно липнет всякая дрянь. А что не воспринимают всерьёз, так это только до поры до времени. И в этом тоже можно найти свои плюсы.
        – Ешь, философ! – улыбнулась Надежда. – Ты и под старость был таким весёлым?
        – До смерти жены, – ответил я. – После некому было демонстрировать свою весёлость. Да и не с чего было веселиться. Сытно, удобно и одиноко. Дети помогали и заботились, но человеку мало, чтобы кто-то убрал у него в квартире или приготовил поесть. Я их не виню: у каждого своя семья и свои заботы. Самый родной человек – это всё-таки муж или жена, у детей своя жизнь. Когда живут вместе, это не сильно заметно, но не у всех получается ужиться со стариками.
        – Повезло тебе, дочь! – сказала Надежда. – Молодой муж с опытом прожившего жизнь человека для женщины – это драгоценность. Особенно такой, как твой.
        – Да, я такой один! – заявил я, получив подзатыльник на этот раз от жены. – Люсь, перестань, чуть из-за тебя не подавился. Уже поела? Тогда иди мыть руки, а я помогу маме всё убрать.
        – Идите, – сказала Надежда. – Нечего здесь помогать, я и сама прекрасно управлюсь.
        Мы поблагодарили и ушли к себе, где занялись отработкой анекдотов. Мало знать хороший анекдот, его нужно уметь рассказать. Вот этому я и учил жену. На два коротких анекдота потратили полтора часа, прежде чем я остался доволен её исполнением.
        – Нормально, – сказал я. – На будущее запомни, что смешные вещи нужно рассказывать с серьёзным видом. Если начнёшь смеяться, не дойдя до сути, может, и вызовешь смех, но не над анекдотом, а над собой. Помнишь, с каким выражением лица жених Дафны сказал: «У каждого свой недостаток»? С невозмутимым.
        – Весь зал зашёлся от смеха, – засмеялась Люся. – Хорошо, что ты вытянул меня на этот фильм. С удовольствием посмотрела бы его ещё раз. Ген, у нас будет комиссия перед выступлением?
        – У нас не будет предварительного прослушивания. Можешь поблагодарить Михаила Андреевича. Он спросил, есть ли в концерте что-то неподобающее, и я ответил, что нет.
        – А что он?
        – Сказал, что верит. Цени: немногим артистам доводилось услышать такое от Суслова. Но перед показом по телевидению запись будут проверять. Я думаю, что мы шокируем комиссию и песнями не по возрасту, и вольным поведением на сцене, и смешением жанров, но с поддержкой Брежнева утрутся и пропустят без купюр. Ещё и поможем нормально выступать другим. Если нам позволено пританцовывать, почему остальные должны стоять навытяжку?
        Концерт состоялся в Центральном Доме Советской Армии. Зал был полон, причём люди в форме составляли только треть наших слушателей.
        – Дорогие товарищи! – сказал я, когда раздвинулся занавес и мы вдвоём под прицелом кинокамер подошли к микрофонам. – Мы рады вас поздравить с приближающимся Днём Победы и постараемся сделать всё, чтобы этот вечер стал для вас приятным.
        – Мы споём как те песни, которые уже звучали в нашем исполнении, так и новые работы, – сказала Люся, – и постараемся весёлой шуткой поднять ваше настроение. Жаль, что мы не успели привлечь к подготовке этого концерта какой-нибудь инструментальный ансамбль, как это было в минском Доме офицеров, поэтому всё придётся делать самим, а вам слушать песни под аккомпанемент только двух музыкальных инструментов, но мы будем стараться.
        – Некоторые наши песни не подходят к возрасту исполнителей, – продолжил я, – но часть из них мы исполняли, когда были ещё моложе, и наше исполнение очень понравилось публике. К сожалению, более взрослые исполнители пока их не спели, поэтому это опять сделаем мы. Надеюсь, что вы будете снисходительны.
        – Не будем утомлять вас речами, – закончила Люся, – и начнём работать!
        Я долго сидел над сценарием концерта, придумывая, в какой последовательности представить публике наш разношёрстный репертуар, какими словами увязать каждый номер в нечто цельное, и когда и как вставлять рассказы и анекдоты. По-моему, всё получилось очень неплохо. Зрители горячо аплодировали после каждой песни, смеялись после шуток и анекдотов, а история с воришкой кирпичей, который угодил в реанимацию, заставила зал лечь от хохота. Без нескольких минут концерт длился полтора часа. Вроде немного, но за это время мы выложились полностью. Когда Люся объявила, что концерт окончен, все в зале встали и долго аплодировали, заставив нас вторично выйти на сцену. Наконец зрители начали двигаться к гардеробу, оживлённо обсуждая наши номера.
        – Я как будто таскала кирпичи! – сказала жена. – Дай платок.
        – Держи. – Я отдал Люсе носовой платок, которым она вытерла вспотевший лоб. – А ты хоть раз таскала кирпичи?
        Она не успела ответить, потому что к нам подошёл полковник, которого я уже видел здесь несколько раз.
        – Хочу поздравить, – сказал он, приветливо улыбаясь. – Ваш концерт просто замечательный. Я начальник Дома Советской Армии. Вы говорили, что в Минске вам помогал ансамбль. Если будет нужна помощь, обращайтесь ко мне. У нас большой музыкальный коллектив. Возьмите бумагу, на ней номер моего рабочего телефона. Сейчас вас проводят к машине, на которой доставят домой. Буду рад вас у себя видеть.
        Дома пришлось рассказывать о выступлении сначала матерям, а потом отцам и Татьяне, а показали наш концерт вечером в воскресенье, седьмого мая. Вчера Люся сдала химию и сегодня бездельничала. В программе телепередач не было концерта, но за два часа до показа нам позвонили из телецентра, поэтому у нашего телевизора собрались обе семьи.
        – Не ожидал, – сказал мой отец, когда всё закончилось. – Я уже слышал порознь многое из того, что вы исполняли, но всё вместе производит совсем другое впечатление. И все шутки к месту, а рассказ о кирпичах... Вы видели, как все хохотали?
        – Я не видел, – сказал Иван Алексеевич. – Я в это время сам хохотал. Ребята, а ведь это настоящая известность. Этот концерт наверняка будут не раз показывать, и не только по центральному телевидению.
        – Я скромный человек, – заявил я. – Мне известность не нужна, но страна должна знать своих героев!
        – Ты от скромности не умрёшь, – засмеялась Надежда.
        – А для чего от неё умирать? С ней нужно уживаться, загнав в какой-нибудь угол, чтобы не мешала.
        Когда Черзаровы ушли к себе, нас огорошила Татьяна.
        – Папа, – сказала она, – скоро я от вас уйду.
        – Как уйдёшь? – не понял отец. – Куда?
        – Я хочу выйти замуж.
        – И за кого? – спросила мама, которая после моих выходок на удивление спокойно восприняла это известие.
        – Вы его не знаете. Это хореограф. Мы с ним вместе работаем. Он очень хороший человек.
        – А учёба?
        – Неужели всем обязательно заканчивать институт? У меня и так хорошая работа, а вдвоём мы неплохо зарабатываем.
        – Хоть тебе не нужно ничьё мнение, всё-таки найди возможность его показать, – попросил я. – Любовь слепа, может, он не такой хороший, каким кажется. У него есть квартира, или собираетесь жить в общежитии?
        – Постараюсь привести в следующее воскресенье, – пообещала Таня. – У него двухкомнатная квартира, так что обойдёмся без общежития.
        – Когда-нибудь и наши дети так же разбегутся! – сказала жена, когда мы удалились к себе.
        – Нашла о чём печалиться, – засмеялся я. – Ты сначала роди, воспитай и помоги начать самостоятельную жизнь. Потом сама будешь рада тому, что они живут отдельно. Лишь бы не уехали к чёрту на кулички. Татьяна сейчас одна и никому не мешает, а если бы здесь появился её муж? Жила бы ты так же свободно, как сейчас? А потом у них появятся дети. Знаешь, какая нервотрёпка, когда у малыша болит животик или режутся зубки? Свои дети утомляют, когда не дают спать по ночам, терпеть выходки чужих ещё трудней. Так что квартира – это хорошо, был бы действительно хороший человек.
        – Мне десятого сдавать историю и опять этой мымре.
        – Подготовилась? Ну и ничего не бойся. Я, как и директор, думаю, что она не будет занижать оценку. А если будет, настоим на пересдаче.
        На следующий день нам принесли извещение о том, что на почте на имя матери лежит бандероль от Сергея Деменкова. В ней было короткое письмо и тринадцать иллюстраций ко второй книге.
        – Он специально рисует их в таком количестве? – спросила Люся. – Опять ведь забракуют. А нарисовано здорово! Ему не следователем надо быть, а художником.
        – Рассказать анекдот про суеверия?
        – Да ну тебя с этими анекдотами! Смотри, какая прелесть! Когда повезёшь в редакцию?
        – Теперь только после праздника. Ты поедешь пудрить мозги завучу, а я – в редакцию.
        – Ещё неизвестно, кто кому будет пудрить мозги! Слушай, муж, это ведь уже последний месяц весны, скоро лето. Опять ехать на море?
        – Я чёрт-те сколько времени не видел родню, – сказал я. – Деды с бабками уже обо мне забыли, а кроме них есть и другие родственники. Закончу свои записи, и поедем сначала на Украину, а потом в Азов. А оттуда съездим в Таганрог к сестре мамы. Заодно поплаваем в море. Азовское – это не Чёрное, но всё равно море. Сейчас оно ещё чистое, это лет через сорок загадят до невозможности. А в следующем году можно будет съездить к твоим старикам. Не возражаешь?
        Девятое мая опять отмечали вместе обе семьи, но без Тани. Она праздновала со своим женихом и его роднёй. А на следующий день я с утра вызвал машину и уехал в редакцию «Молодой Гвардии». В очередь к редактору становиться не стал, сразу пошёл к оформителям.
        – Олег, – обратился я к одному из тех, кто занимался моей книгой, – посмотри рисунки. Их делал тот же человек, который иллюстрировал «Волкодава». В этом конверте его данные. В вашем минском отделении его знают. Если будут какие-то вопросы, позвоните мне.
         – Прекрасно нарисовано, – сказал он, просмотрев рисунки. – Только решать, подойдут они или нет, буду не я. Я позвоню завтра или послезавтра. Да, поздравляю с выступлением. У нас сначала ругались из-за отмены фильма, а потом только радовались. Песни замечательные, а рассказы убойные! Все животы надорвали. Сегодня утром рассказывал твои анекдоты тем, кто не смотрел концерт.
        – Спасибо, – поблагодарил я. – Мы старались. Буду ждать звонка.
        – Я уже начала волноваться, – сказала Люся, когда я приехал и поднялся в квартиру. – Через сорок минут экзамен, а вас нет. Что с рисунками?
        – Сказали, что позвонят. Давай не будем ждать и поедем сейчас? Ребята всё равно никуда не уедут, будут ждать на улице.
        – Идём! – решила она. – Может быть, Надежда уже свободна и примет раньше. А то сидишь и ждёшь, как на приёме у зубного врача!
        Я немного волновался и, чтобы отвлечься, полчаса, которые мы ждали её возвращения из школы, рассказывал Виктору с Сергеем анекдоты.
        – Мы с тобой в расчёте! – сказал я Сергею, увидев вышедшую из школы жену, и сам вышел из машины и поспешил ей навстречу.
        Видимо, Люся почувствовала моё состояние, потому что подняла вверх руку, растопырив пять пальцев.
        – Кто принимал? – спросил я.
        – Надежда принимала, – ответила она. – Директор простыл, так что мы были только вдвоём. На этот раз она меня не мурыжила. Выслушала ответы и поставила оценку, а потом поблагодарила за концерт! И тебя, кстати, тоже. Остался один английский. Я договорилась на завтра. Представляешь? Завтра свобода!
        – Не представляю, – улыбнулся я. – Надеюсь, из-за английского не будет такой нервотрёпки?
        – Тебе-то из-за чего нервничать? Сам говорил, что оценки...
        – Я переживаю не из-за твоих оценок, а из-за тебя.
        А на следующее утро началась война. Я узнал о ней уже позже, когда Люся уехала сдавать свой английский. Войска Египта, Сирии и Иордании нанесли удар по Израилю. Несколько позже, как и в известной мне «Шестидневной войне», к ним присоединились Ирак и Алжир. Подробностей не сообщали, сказали только что на всей границе с Израилем идут ожесточённые бои, стороны обмениваются авиаударами и у всех участников конфликта имеются многочисленные жертвы среди мирного населения и потери в войсках. Срочно созванный Совет Безопасности ООН призвал все стороны к незамедлительному прекращению боевых действий, но его призывы были дружно проигнорированы. Если кто и хотел выйти из драки, он уже не мог этого сделать. Сражения происходили с невиданным ранее ожесточением, перемалывая военные ресурсы участников войны. В вечернем выпуске новостей передали, что Египет срочно перебрасывает свои элитные бригады из Йемена.
        – Что случилось? – спросила Люся, когда приехала с экзамена. – За мной не поехал, ходишь какой-то нервный.
        – Что получила? – сказал я. – Пять? Я и не сомневался, что будет пятёрка. Ты отлично знаешь язык для школы, и никто не стал бы портить табель четвёркой. А нервный... Понимаешь, пятого июня Израиль должен был напасть на арабские страны и разнести их в пух и прах. Они сами хотели сделать то же самое, но мы им это запретили. Точнее, должны запретить двадцать пятого мая. А сейчас только одиннадцатое.
        – Хочешь сказать, что поменялось будущее?
        – Хочу сказать, что его поменяли. Наверняка в Египет передали, что не будут препятствовать войне. Даже не стали ждать визита их министра обороны в Москву. А теперь там такая каша! В той реальности Ближний Восток из-за действий США и Израиля постоянно был пороховой бочкой и рассадником терроризма. Израилю не удалось уничтожить авиацию противников, поэтому я думаю, что ему сейчас приходится туго. Но Штаты не должны допустить его поражения, если только успеют. Наверняка и наши, и американцы сейчас начнут подтягивать туда флоты. Закончиться может чем угодно, даже обменом ядерными ударами, хотя я не думаю, что до этого дойдёт. По идее, наши должны были это предусмотреть и заранее подготовиться.
        На следующий день в Москву прилетел Государственный секретарь США Дин Раск, а через день Советский Союз и Соединенные Штаты Америки выступили с совместным заявлением к воюющим сторонам, но было уже поздно. Израиль проиграл войну и был оккупирован союзными арабскими государствами. Грабежи и насилия творились повсеместно.
        – Этого стоило ожидать, – говорил я жене, после просмотра вечернего выпуска «Последних известий». – Нельзя так обращаться с соседями и рассчитывать на то, что они будут вечно это терпеть. Я всё же думал, что Израиль уцелеет, но сильно ослабнет и долго не сможет мутить воду. А вообще, образование там этого государства – это шило в задницу всем арабам. Мало ли где жили чьи-то предки много веков назад! Пытаться повторно воссоздать еврейское государство в Палестине – это безумие. Евреев нужно куда-нибудь расселять.
        На третий день после захвата Израиля командованию Египта и Сирии удалось навести в нём хоть какой-то порядок, а остальные участники конфликта вывели свои войска из Палестины. К этому времени возле берегов Египта сосредоточилась ударная группировка шестого флота США, а в сотне миль от побережья Сирии ждали три десятка советских боевых кораблей из состава Черноморского и Тихоокеанского флотов.
        – У американцев ничего не выйдет! – сказал Иван Алексеевич. – После того, что творили арабы, евреи начнут разбегаться. Они сами всё это затеяли, но даже дураку было ясно, что не получится вытурить арабов с их земель, а потом основать на них своё государство и жить в мире. Англичан я понимаю: эти подлецы повсюду наплодили конфликты, но наши-то чем думали? Главное, что прекратили кровопролитие. Земли в той Палестине с гулькин нос, а сколько народа из-за неё положили!
        Утром следующего дня президент Египта Гамаль Абдель Насер обратился к правительствам США и СССР. Он сказал, что не считает законным создание еврейского государства на арабских землях. Египет, Сирия и Иордания собираются возродить палестинское государство, поэтому еврейское население бывшего Израиля и оккупированных им территорий должно быть выселено. Куда его выселять, пусть решает Совет Безопасности ООН. Насер предостерёг великие державы, в первую очередь Соединенные Штаты, от применения силы. Он заявил, что арабские государства будут сражаться до последнего человека, а в случае американской агрессии он не может гарантировать, что на землях Палестины уцелеет хоть один еврей.
        Именно угроза уничтожения населения Израиля остановила американцев. Начались длительные переговоры и консультации. Пока они шли, арабы разрешили доставку в Израиль гуманитарных грузов.
        – Драки уже не будет, – сказал я жене. – Сейчас начнут торговаться, а евреи побегут по всему миру. Не повезло этому народу с родиной! Надо было отдать им Антарктиду, там нет другого населения, кроме пингвинов.
        – Не нужно издеваться, – сказала жена, – им и так плохо.
        – Я не националист, – возразил я. – У русских национализм никогда не был в почёте. Были и у нас придурки, но мало. Знаешь почему?
        – Почему?
        – Потому что наш народ образовался из сотен племён и народностей. Мы не англичане, которые порабощали народы при захвате колоний. Мы сливались с другими народами и давали им свой язык, свою веру и всё своё государство! Говоришь по-русски и принял нашу культуру, значит, ты и есть русский! Какой уж тут национализм. А евреи... Их ведь и у нас до фига. Когда им разрешили уезжать за границу, уехали триста тысяч человек. Ну бросили вы страну, которая была вам Родиной, и чёрт с вами! Так ведь большинство потянулось в свой обетованный Израиль, туда, где им не сильно рады, где война и песок на зубах. Самые умные смылись в Штаты, но остальные-то остались! А ведь уезжали не придурки, а умные и образованные люди. И какая цель? Самая дрянная нация – это англичане. Они очень долго жили за счёт других, обдирая половину мира, и слишком привыкли считать себя выше всех прочих. Конфликт между Индией и Пакистаном дело их рук. Когда рушилась колониальная империя, они сделали всё, чтобы напакостить своим бывшим подданным. Наверное, и создание Израиля было запланировано не из-за любви к евреям. Выгнали арабов из половины Палестины и заселили её евреями. Понятно, что бывшие хозяева с этим не смирились и судьба Израиля – это бесконечная война с соседями. Иногда она затихала, потом вспыхивала вновь и длилась до моего ухода. Здесь этого, по-видимому, не будет. Ладно, это всё большая политика. Скажи лучше, когда получишь документы и медаль?
        – Не знаю. У завуча есть наш телефон, должна сообщить.
        На следующий день нам позвонили из телецентра. Узнав, с кем говорит, звонивший представился и сообщил, что по многочисленным просьбам телезрителей собираются повторить наш концерт. Выступать не нужно, будет передаваться запись. Перед передачей хотят показать интервью с исполнителями, поэтому он интересуется, когда мы сможем освободиться от школы и приехать в студию. Естественно, за нами пришлют машину.
        – Да хоть сейчас, – ответил я. – Мы окончили школу экстерном.
        – Сколько вам нужно времени на сборы?
        – Не меньше получаса, но вам до нас столько же ехать. Высылайте машину, а мы начнём собираться.
        Я объяснил задачу жене, а сам пошёл предупредить куратора.
        – Можете ехать, – сказал он, – а я на всякий случай вызову сопровождение.
        Собрались мы за десять минут и столько же ждали машину возле подъезда. Когда приехали в телецентр, нас отвели для интервью в одну из студий.
        – Я Элеонора Беляева, – представилась нам ведущая. – Садитесь на эти стулья. Ваш концерт покажут в записи, а перед ним пройдёт это интервью. Пользуясь случаем, хочу предложить вам приходить с новыми песнями в наш «Музыкальный киоск». А сейчас будьте внимательны, начинаем запись. Здравствуйте, дорогие телезрители. Сегодня в нашей студии...
        Рассказав о нас, она перешла к вопросам.
        – Мне сказали, что вы закончили школу экстерном. Это правда?
        – Да, – ответил я. – Я сдал чуть раньше, а Люся – дней десять назад. Всё на отлично. Так что теперь у нас будет больше времени для творчества.
        – Если быть талантливым, то во всём?
        – А чего мелочиться? – пожал я плечами. – Это многим по плечу, только не все хотят напрягаться. И не так легко расставаться с детством.
        – Из ваших слов можно сделать вывод, что вы с ним расстались?
        – А вы считаете нас детьми? Я думаю, что в четырнадцать лет ещё дети, в пятнадцать – уже подростки, а в шестнадцать – юноши и девушки. В этом возрасте люди быстро взрослеют, хотя многое зависит от того, кем считает себя сам человек. Можно и в восемнадцать остаться ребёнком.
        – Вы сочиняете и поёте песни не по возрасту. Спеть можно всё, но как сочинять хорошие вещи о том, о чём не имеешь представления?
        – Никак, – ответил я. – Только кто вам сказал, что мы не имеем представления? Своим опытом можно жить в любом возрасте, а для того чтобы творить, человек должен прожить большую и интересную жизнь или обратиться к опыту тех, кто её прожил. Я не смог бы написать «Прощание с Братском» без множества прочитанных книг, газет и журналов, без просмотра фильмов. Можно читать книгу только для развлечения, не сильно нагружая мозги, а можно брать из неё всё то ценное, что даёт чужой опыт. Я ведь и книги пишу, используя заимствованные знания.
        – Понятно, – сказала Элеонора. – Теперь зададим вопросы Людмиле, а то она незаслуженно забыта. Скажите...

     Часть 3, Главы 3-4   http://www.proza.ru/2017/05/25/223


Рецензии
"Я думаю, что в четырнадцать лет ещё дети, в пятнадцать – уже подростки, а в шестнадцать – юноши и девушки. В этом возрасте люди быстро взрослеют, хотя многое зависит от того, кем себя считает сам человек. Можно и в восемнадцать остаться ребёнком." Голосую за это положение. (Кристен)

Здравствуй, Геннадий!

Твоя работа заставила вспомнить и переосмыслить ещё раз некоторые детали из прошлого. В этих деталях многое кроется и раскрывается. На словах это передать сложно, но, может быть, ты меня сможешь понять. Тем более, как более зрелый человек из того времени. Итак. Очень многое зависело от нас самих. Никто не заставлял, например, копать под талантливых людей. Но были люди, единицы быть может, которые просто на говно исходили, стараясь напакостить любой личности, которая творила нашу историю, реально двигала всякое Дело. А другие молчали, если их не ткнёшь в бок, было просто лень... И вот эта неуёмная сила пакости ломала и тормозила наш ход вперёд - жизнь - это конкретные поступки.

С другой стороны, я подмечал, что многое зависело от того, кто и каким образом двигает свои проекты. Одну и туже концепцию можно воплотить, если подумать, как её представить для власти и окружающих людей из той структуры, где этот проект осуществляется - ничто не работает в воздухе - всё опирается на конкретные положения и людей. Поймай харизму, научись внимательно относиться к людям, перестань сам много пиндеть - отвечай за свои слова - и тебя примут люди, проект войдёт в реальность структуры.

Третья составляющая. Повышение профессионализма. Нельзя всё заколачивать и подправлять одним лишь ломом и выражением епись-провались. Есть реальное проявление эмерджентного эффекта - перехода количества в качество - в сочетании с трезвым подходом, основанном на работоспособности, на интересе, на желании.

Мы завалили свою страну и плохо жили из-за личного пофигизма - слишком много в нашей системе было субъективных стимулов, "словесных" и в тоже время - мало альтернативных управленческих структур, достигающих целей. Получалось на бумаге описано понятие целевой комплексной программы - а её достижение в реале, как новое качество вещей - никак не контролируется. Самой системы контроля в узлах структуры нет. Есть контроль за тем - как говоришь, кому лоялен из верхушки, как прикрываешь задницу своему начальству - это как игра в структуру по воспроизводству не результата дела, а формального перекладывания директив из одной комнаты в другую...

От подобного топтания на месте люди спивались, чувствуя великую скуку в душе. А когда человек пьян - а он конкретность, двигающая историю - то приобретает черты безумия и вся система работы. Это просто слова - это такие нюансы, которые каждодневно тормозили ход нашей жизни. И лишь после этого, в плюс к таким процессам добавлялась и вся эта выверенная вражеская работа. Более того, не были бы наши Конкуренты сами лентяи и очковтиратели - уже давно не существовало бы России и умолк русский язык.

Короче,
за наших девчонок, и чтобы все были здоровы!

С уважением и теплом,

Кристен   02.09.2020 11:37     Заявить о нарушении
От качества народа, его обычаев и традиций, уровня развития вообще зависит всё. И у нас в развале государства и общей неудачи, помимо массы объективных внешних и внутренних препятствий было и хреновое качество значительной части населения. Что уж всё спихивать на таких сволочей, как Хрущёв! Те, кто по-настоящему строил светлое будущее, не жалели себя, остальные - устраивались в жизни, часто за счёт других. А тут ещё во ВОВ погиб цвет нации, а на верх всплыло много дерьма. А спивались... Благодаря Пете I, приучившему русских жрать водку и курить, алкашей хватало. Ему нужны были деньги для реформ, а юность ищет простые пути. В СССР водка тоже приносила немалые доходы в казну, но и потерь от неё было... Когда спохватились (после доклада Новосибирского филиала Академии наук), кинулись в другую крайность - вырубать виноградники и закрывать заводы. Источник пьянства не в водке или вине, а в низком уровне культуры народа и невозможности организовать досуг. В любом народе есть небольшая часть уродов, которая ищет "расслабухи" в водке и наркоте. Обычно они быстро спиваются и дохнут. Я считаю это естественным отбором, оздоравливающим общество. Вот когда это входит в привычку у многих... Но и тогда одними запретами многого не добьёшься, это показал опыт Америки, да и наш. Нужно вкладывать деньги в людей - это самое выгодное и дальновидное вложение.

Геннадий Ищенко   02.09.2020 13:08   Заявить о нарушении
"Нужно вкладывать деньги в людей - это самое выгодное и дальновидное вложение." Оно самое - на буржуйском языке - называется человеческий капитал, это ещё можно определить как воздаяние за талант и обеспечение ресурсами при эффективной работе.

Кристен   02.09.2020 15:10   Заявить о нарушении
Таланты на грядке не растут, это только во времена Ломоносова крестьянин смог пробиться в академики. Людей нужно учить наукам, правильному образу жизни, политической и общей культуре и многому другому. Им нужно обеспечить бвзовые материальные ценности социального государства: работу, жильё, лечение и возможность интересно и с пользой отдохнуть. Тогда исчезнет социальная почва для пьянства. Будут отдельные уроды, но в любом самом идеальном обществе всегда будут лидеры, масса середнячков и отстой. Последнее - это не бедняки, а люди, склонные к разного рода извращением. Со временем человечество может измениться, а пока только так.

Геннадий Ищенко   02.09.2020 15:19   Заявить о нарушении
Всё верно, Геннадий. И могу ещё раз порекомендовать молодёжи - работайте, дерзайте, ищите и находите. Любопытная зарисовка. Во Владимире есть семья, которая виртуозно обращается с мотоциклами - высокий класс вождения и знание техники по всем составляющим изнутри. Для 6 летней (ещё раз - возраст шесть лет) девушки-дочурки папа заказал японский мотоцикл - мощный но для её сил и роста. Отец, естественно, возглавляет байкерский клуб. При желании может обучить виртуозному владению техникой - в целом, езда на мотоцикле подразумевает быстрое и грамотное перемещение между точками А и Б не зависимо от состояния дел на трассе - при этом надо остаться в живых и другим не создать никаких сложностей на дороге. Так вот, когда кто-то говорит, что ему не надо уже учиться и он умеет управлять машиной, то такого умельца могут "наказать" - ему надо выйти на учебный трек с шестилетней девочкой и сделать своё задание быстрее и лучше... Возможно, это некая крайность, так сказать напоролись на уникума. Быть может. Но чаще мы просто много ла-ла, а мало работаем.

Откуда, кстати, я теперь в курсе про эти байкеркие дела?.. А у меня сын озадачился быстрым перемещением из Москвы во Владимир и Суздаль - на дорогах часто огроменные пробки. Вот он и купил себе и жене мотоциклы. Себе взял что-то типа чоппера. Пошёл специально ОБУЧАИТСЯ правильному вождению. Автомобиль он и так безаварийно водит с 18-ти. Ну и, понятно, он уже прекрасно управляет своим Бичкрафтом, недавно я летал с ним и на другом самолёте - иное управление - так потихоньку, было бы желание - можно и нужно управлять любой техникой. Всё делается - было бы желание работать, а не водку пить и семечки щёлкать. И это лишь техничсекая, так сказать внешняя сторона дела. А внутри стоит грамотное исполнение своих профессиональных обязанностей, так приходится работать, чтобы не надо было кредиты брать и денег легко хватало на всякие увлечения и средства передвижения.

Кристен   02.09.2020 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.