Возвращение-Ч3-Глава 3-4

                Глава 3


        – Всё! – Я отдал Елене несколько исписанных листов бумаги, которые завершали мои комментарии. – По спискам мне больше нечего добавить, и не вижу необходимости в консультациях, разве что прояснить какой-нибудь упущенный эпизод или выслушать моё мнение. С научно-техническими знаниями будет сложнее, учёные ещё могут вытянуть что-то полезное.
        – Наука – это не моя забота, – ответила Белова, укладывая мои листы в небольшой кейс. – Главное, что мне теперь меньше ездить. Что-то ты мало написал.
        – А для чего расписывать? Всё равно ничего из написанного о последних годах моей жизни не повторится, кроме природных катастроф. Да и их может стать меньше, если не так раскачаем климат. А люди... Разве что почитать, чтобы понять, до чего могут дойти человеческая глупость и национальный эгоизм.
        – Не знаю, – сказала она. – Я не имею права заглядывать в твои записи. Твои пожелания по лету передала, обещали ответить в ближайшее время.
        – Разделался? – спросила жена, когда я проводил Белову и вернулся в нашу комнату. – Сейф заберут? А то он занимает много места.
        – Отдал и свои заметки, и распечатки. А сейф пусть стоит, полезная штука. Пистолет есть где хранить, и драгоценности можешь положить, когда появятся.
        – А когда они появятся?
        – А что бы ты хотела? Уши не проколоты, а в нос пока ничего не вставляют. Диадемы даже в моё время надевали только «Мисс Вселенные». И что остаётся? Кольца, кулоны и бусы. Предлагаю кольцо поскромнее. Помнишь в «Хоттабыче» колечко «Носи, Петя, на здоровье»?
        – Ну тебя, – засмеялась Люся. – Не даешь девушке помечтать.
        – Купим что-нибудь, – пообещал я, – только не сейчас. Сейчас драгоценности будут смотреться слишком вызывающе, нужно малость подрасти. Так, к бездельнице добавляется бездельник.
        – Мы не бездельники, – запротестовала она, – а отдыхающие после изнурительного труда. По лету не ответили?
        – Елена сказала, что не будут тянуть. Люсь, сейчас в кинотеатрах премьера «Кавказской пленницы». Давай сходим, тебе будет интересно. Помнишь в «Сказках» показывали кадры из фильма? Хорошая кинокомедия, я смотрел её не меньше десяти раз.
        – Иди к куратору, – сказала жена, – а я буду собираться. Пойдём на часовой сеанс?
        – Да, должны успеть, если не будешь копаться.
        Дверь открыл сам Фёдор Юрьевич.
        – Есть идея, – поздоровавшись, сказал я. – В нашем кинотеатре классная кинокомедия. Хотим сходить на час. Составите компанию или дадите кого-то из парней?
        – Заходи, – предложил он войти. – Нет больше парней. Елена забрала у тебя бумаги, они с ней же и уехали, так что с вами пойду я, тем более что предлагаете развлечься.
        Был понедельник и до окончания занятий в школе осталось два дня, поэтому билеты купили без проблем и не пришлось стоять в очереди.
        – Ещё пятнадцать минут, – сказал куратор. – Давайте посидим на лавочке, успеем зайти.
        – Вы слушали новости, Фёдор Юрьевич? – спросил я. – А то я их пропустил. По Израилю ничего нового?
        – А что там может быть новое? – сказал он. – Приняли решение о расселении евреев, и теперь те страны, у которых есть лишние деньги, вносят их в специальный фонд. От арабов добились, что вывоз еврейского населения растянется на год. Людей нужно не просто вывезти, а обеспечить всем необходимым. Их там как-никак около трёх миллионов. Наше правительство, кстати, тоже предложило принять часть беженцев. Не думаю, что будет много желающих. Наверняка большинство уедет в Америку.
        – А во Вьетнаме?
        – Дерутся по всему Южному Вьетнаму, – ответил куратор. – Были столкновения на окраине Сайгона. Американцы усиливают свой флот, а в самих Штатах на демонстрациях начали жечь флаги.
        – Пойдём в зал, политики, а то опоздаем, – сказала Люся. – Осталось пять минут.
        Есть фильмы, которые после одного-двух просмотров совершенно не тянет смотреть ещё раз, будь они хоть трижды прекрасные. Нет новизны – нет и интереса. «Кавказская пленница» была из тех, которые по прошествии времени с удовольствием смотрели снова и снова. Может, у других было иначе, а у меня так. Я и сейчас смеялся вместе со всеми, хоть и не сгибался пополам от смеха как те, кто смотрел этот фильм впервые.
        – Давно так не смеялась! – вытирая слёзы моим платком, сказала Люся. – Замечательный фильм!
        – Да, хорошая комедия, – согласился куратор. – Спасибо за то, что вытянули из дома. У вас какие планы на лето? Спрашиваю потому, что нужно кое-куда съездить. Если уехать во время вашего отсутствия, не придётся брать замену.
        – У отца отпуск с десятого июня, – сказал я. – Мы думаем съездить с моими родителями сначала к родителям отца на Украину, а потом к родителям матери в Азов. Передал о своих планах Беловой, теперь ждём ответа.
        – Надоело море? – спросил он.
        – Море не может надоесть, тем более когда на нём долго не были. Только я уже три года не видел родственников и соскучился.
        – А как успехи на секции?
        – Неделю назад участвовал в зачётных поединках ваших стажёров. У меня было четыре противника. Одного хорошо так задел, второй уложил меня, и в двух случаях ни у кого не было явного преимущества и тренер остановил схватку. Вот достать его у меня не получается.
        – И не получится, – усмехнулся  Фёдор Юрьевич. – Он тебе не мальчишка-стажёр. Лет через пять, если будешь ежедневно над собой издеваться... Но ведь ты не будешь?
        – Конечно нет, – ответил я. – Буду только поддерживать форму.
        Куратор довёл нас до подъезда, после чего отправился по своим делам. На следующий день нас навестила Белова.
        – Поезжайте в своё турне, – сказала она. – Ты должен взять с собой пистолет. Кроме того, с вами пошлют Сергея. На ноги он наступать не станет. Как вы обычно ездите?
        – Прямого поезда нет. Едем до Помощной, потом пересадка и выходим в Капитановке. Пишем письмо моему деду, и он встречает с телегой и везёт конным ходом в Писаревку. А из Капитановки в Ростов-на -Дону можно добраться одним поездом.
     – Деду можете написать, но встречать не нужно. Вам купят билеты, а Сергей поедет в соседнем купе. Он же организует транспорт. Обратная дорога тоже на нём. В Азове устроится отдельно и не будет вам мешать. Если куда-нибудь уйдёте, перед этим ему позвонишь. Номер телефона тебе дадут.
        – Есть одно препятствие, – вздохнул я. – У моего деда нет телефона.
        Кажется, она выругалась про себя.
        – Пусть Сергей всё это решает на месте. Счастливо вам отдохнуть.
        Когда Елена ушла, я рассказал Надежде о наших планах.
        – Значит, забираешь дочь, – сказала она, выслушав мои объяснения. – Ладно, можете ехать, но в следующем году постарайтесь навестить моих родителей в Перми, а то они по Люсе сильно соскучились.

        В кабинете Суслова сидели трое: он сам, Брежнев и Грушевой.
        – Я решил отпустить Геннадия, – сказал Грушевой. – С его комментариями нет большой необходимости в личном присутствии. Он для того их и писал, чтобы немного освободиться. Учёным он тоже пока не нужен. Охрану обеспечим, да он и сам уже не так беззащитен. Можно на время поездки вооружить его отца. Боевой офицер и очень умный человек. Реальной опасности для него пока нет, просто страховка от случайности. В плане операции прикрытия в дополнение к белорусской инициативе в Управлении «Т» Комитета организована служба прогнозов. В неё передана ЭВМ Мир-2. Выпущен ряд документов, которые в случае утечки должны привлечь внимание иностранных разведок именно к этой службе.
        – Как продвигается «Узбекское дело»? – спросил Брежнев.
        – Яхъяева пришлось снять с должности, – ответил Суслов. – Рашидов вроде помогает. Арестовано больше четырёхсот человек. Половину уже можно судить, остальными занимается следствие. Аресты ещё продолжаются. Я не знаю последних данных, занимался проверками секретарей обкомов.
        – Много накопал? – поинтересовался Леонид Ильич.
        – Сигналы были на двенадцать человек. Подтвердили у троих, пятеро оправданы, а с остальными нужно разбираться.
        – А у тебя, Константин, как идут дела?
        – Большие подвижки в секторе перспективных вооружений. Мы и раньше занимались защитой танков с помощью взрывчатых веществ, а полученные данные по динамической защите «Контакт-5» позволят в ближайший год разработать и испытать опытные образцы и перейти к серийному выпуску. Увеличение живучести танков даст возможность пересмотреть программу их выпуска. Отмена избыточного производства бронетехники позволит сэкономить немало средств, и использовать их для выпуска перспективных видов вооружений, например, боеприпасов объёмного взрыва и кассетных бомб. Большой интерес вызывают данные по экранолётам и конвертопланам. По многим видам вооружений подробностей нет, лишь общие замечания. На основании этих данных мы предлагаем закрыть несколько неперспективных тем. К сожалению, многие идеи пока реализовать не удастся, потому что они требуют электронной техники, которую мы не получим в ближайшие годы. Выводы по вооружениям будут в ближайшее время представлены в ЦК.
        – По космосу что-нибудь есть? – спросил Брежнев.
        – По авариям? Союз-11...
        – Это я читал, – перебил Леонид Ильич. – Я спрашиваю тебя о другом. Можно ли, используя записи, подстегнуть нашу космическую программу?
        – Вряд ли. Когда будет отдача от тех программ, которые курирует Келдыш, можно будет увеличить надёжность и возможности электроники и снизить её вес и объём. По перспективным видам отмечен только плазменный двигатель, который использует совсем другую технологию получения плазмы, чем в наших разработках. При одинаковых тяговых характеристиках и расходе рабочего тела он в пять раз экономичней. Но без ядерного реактора...
        – Видно, что тебя натаскали в проекте, – недовольно сказал Брежнев. – Можешь сказать коротко и своими словами?
        – Если коротко, то не ждите реальной отдачи для космоса в ближайшие три года . По другим направлениям есть интересные мысли, например, аккумулирование электрической энергии. Транспортный сектор предлагает ограничить использование в крупных городах частных и служебных автомашин, бросив большие силы на развитие скоростного общественного транспорта. Это и чистый воздух, и огромная экономия горючего, и отсутствие транспортных проблем. Можно сразу ориентировать его на электропитание. Есть много рекомендаций по тем видам общественного транспорта, который стали использовать в последнее десятилетие жизни Геннадия. По-моему, это очень перспективно. Сейчас будем строить такие заводы, как в Тольятти, а потом получим массу проблем с личным автотранспортом.
        – Предлагаешь отказаться от личных автомобилей? – спросил Суслов. – Боюсь, что нас никто не поймёт.
        – Предлагаю убрать его с тех улиц, по которым будет ездить скоростной транспорт, увеличить в несколько раз плату за пользование своими машинами, а главное – обеспечить быстрый и удобный проезд в разные районы города, особенно туда, где нет метро. И нужно дать возможность строить гаражи за чертой города, позаботившись о том, чтобы люди могли быстро до них добраться. Число желающих ездить на своём авто резко поубавится, и нам будет легче обеспечить спрос.
        – И много вы приготовили таких предложений? – спросил Суслов.
        – Чисто технического плана, которые можно реализовывать в ближайшие два года, уже больше трёх сотен. А есть предложения по совершенствованию управления промышленностью, реорганизации армии и флота и улучшению бытового обслуживания населения. Отдельно идёт комплекс мер по сельскому хозяйству, но там есть спорные моменты, по которым мы консультируемся со специалистами ВАСХНИЛ. Судя по записям, жизнь в конце нашего века и в начале следующего будет густо замешана на электронике и так называемых информационных технологиях. В каждой второй семье будет стоять своя мощная ЭВМ. Если верить Геннадию, к тридцатому году их будут вообще носить на руках, как часы. Я говорил с Келдышем, и он уверен, что такое в принципе возможно.
        – Вот что, Константин, – сказал Брежнев. – Пусть твои специалисты распишут для нас эти мероприятия по направлениям и без излишней зауми. По каждому должна быть ваша оценка и возможные сроки внедрения. Отдельно пусть укажут, что нужно предпринять для скорейшей реализации. С этим всё. Скажи, у тебя есть соображения, что делать с Израилем?
        – Я над этим не думал. А что с ним можно теперь делать? Что говорят в министерстве?
        – Они в растерянности, – ответил Брежнев. – Громыко сказал, что с арабами сейчас трудно говорить на языке дипломатии, а Косыгин прямо заявил, что был против войны. Довольны только военные, хоть и они не ожидали такого финала.
        – А американцы?
        – У них руки связаны Вьетнамом. Ты же знаешь, что там творится. Расхождения с записями огромные. Опыт этой войны показывает, что авиация начинает играть ведущую роль в локальных войнах. Это и нам нужно учесть. К нам у американцев, конечно, куча претензий, хотя мы пошли навстречу и выступили совместно с ними. Ну это и понятно, если учесть, чьим оружием воевали арабы. Ради спасения Израиля они были готовы на многое, разве что не рискнули бы применить ядерное оружие, просто ни у кого не хватило времени. Они, как и мы, не рассчитывали на такой финал. А теперь арабы упёрлись, и я понимаю Насера. После всего, что случилось, он не может допустить сохранения Израиля. Никто не поймёт, ни союзники, ни собственный народ. А после того, что они там творили, ни о каком сосуществовании с евреями не может быть и речи.
        – Так что вы от меня хотите? Я тоже не в восторге от того, что случилось. Судя по записям, арабы не только бодались с Израилем, у них хватало войн между собой. А после двадцатого года из-за изменения климата и уменьшения добычи нефти там вообще все передрались. А сейчас Египет начнёт претендовать на роль лидера в арабском мире, особенно если мы продолжим помогать. Сирия окажет поддержку, а вот королю Иордании это не понравится. И недовольных будет много. На эту роль у них много желающих, помимо Насера. И как долго мы сможем на него влиять? Аппетит приходит во время еды. Если Египет станет по-настоящему серьёзной военной силой, это может привести к неприятностям. Сила есть, а нефти нет. А у соседей всё наоборот. И если Насера сменит кто-то менее вменяемый... Американцы тоже не станут спокойно на это смотреть и начнут вооружать тех, на кого сделают ставку. Боюсь, что регион может вспыхнуть раньше двадцатого года.
        – Всё это так, – сказал Суслов, – но, зная это, можно сделать выводы и избежать многих неприятностей. Не разбрасываться кредитами и оказывать помощь в первую очередь гражданским секторам экономики. Зачем слишком усиливать их армию, если не существует реальной военной угрозы? Делать ставку нужно не на один Египет и пора, наконец, что-то иметь за свою помощь. Я вчера разговаривал с Горшковым, и он мне так и сказал, что пора что-то получать. Лично ему нужна база для флота.
        – В дополнениях Геннадия есть записи о том, что для жителей России Египет был самым дешёвым и привлекательным курортом, – сказал Грушевой. – Они летали в него отдыхать миллионами. И что важно, там это можно делать круглый год. Летать для нас пока дорого, но можно отправлять отдыхающих морским транспортом. Заодно получат морскую прогулку. Конечно, это не сейчас, а когда там всё уляжется. Но египтян нужно настраивать заранее. Мы предложили части евреев переселиться к нам. А куда?
        – Скорее всего, никуда, – ответил Брежнев. – Они и раньше не очень хорошо к нам относились, а теперь не будет ничего, кроме ненависти. Вряд ли кто-то захочет приехать. Но если будут желающие, найдём и место. Хотелось бы, чтобы их не было.

        – Долго будешь сбивать? – облизнувшись, спросила жена.
        – Сколько надо, столько и буду, – ответил я, орудуя маслобойкой. – А ты бы лучше не облизывалась. Тебе вредно есть много масла. И для здоровья и, главное, для фигуры.
        – А я немножко. Очень уж вкусное, магазинное почему-то совсем не такое.
        Мы уже три дня гостили у моей украинской родни. Дом родителей отца стоял на краю села, вытянувшегося вдоль пыльной дороги километра на три. Дома располагались только по одну сторону дороги, вторая была вся распахана и засажена пшеницей. За каждым домом был разбит небольшой фруктовый сад, а дальше в сторону озера шли огороды. У деда Тихона в хозяйстве было много живности: корова, парное молоко которой мы пили дважды в день, два кабана, ждавших своего часа, чтобы превратиться в ароматное солёное сало и колбасы, и с полсотни кур, служивших деревенским основным источником мяса. Лошадь для своих нужд дед брал в колхозе. Из средств передвижения у него был только старый велосипед, уже несколько лет пылившийся в сарае в ожидании моего приезда. На огороде стояли два улья. Когда-то их был десяток, но теперь у деда не хватало сил на такое хозяйство. Других мужчин в доме не было. Старики жили вместе с дочерью и её младшим сыном. Тётя Ирина была наполовину слепа, но работала в хозяйстве с раннего утра до позднего вечера. Бабка страдала полнотой и кучей болезней, и толку от неё было немного. Мой младший двоюродный брат родился на пять лет позже меня, а старший – на два года раньше и уже окончил школу, и уехал работать в районный центр. Соседняя изба принадлежала дядьке Аркадию, который сильно походил на отца. Он работал в колхозе бригадиром и имел мотоцикл «Иж», на котором часто катал меня «с ветерком». Третий брат отца и ещё одна сестра давно не жили в деревне. Вот такое семейство. Из удобств здесь не было ничего. По грунтовой дороге после затяжных дождей можно было проехать только на тракторе. Электричества и газа не было, а воду мы набирали из колодца. В туалет бегали в будку в конце двора, благо летом это было простым делом. Лет десять назад даже муку получали с помощью небольшой ручной мельницы, которая до сих пор стояла в сарае, а из неё потом пекли хлеб. Сейчас хлеб покупали в небольшом магазинчике в центре села. Там можно было купить селёдку, соль, сахар, спички и мыло. Водку завозили редко, потому что свой самогон обходился дешевле. Немудрено, что лет через десять молодёжь начала массово разбегаться, а когда я посмотрел по интернету, узнал, что там живут только семьдесят человек. Но пока до этого было далеко и мы наслаждались всем тем, что может дать городскому человеку деревня. Никогда не пробовали борщ, сваренный из только что бегавшей курицы и выкопанных на огороде овощей? Значит, вы много потеряли. От вареников из своего творога, плававших в домашней сметане, Люся была в полном восторге. Свежий мёд – это тоже было нечто особенное. Вишня в саду уже поспела, хоть и не была пока такой сладкой, какой станет дней через десять. Оборотной стороной этой благодати был каждодневный тяжёлый труд без отпусков и выходных. Дед Тихон только один раз выбрался нас навестить, когда мне было восемь лет. Я не только ел деревенские деликатесы и дышал свежим воздухом. За три дня мы с отцом напилили чурок, а потом я нарубил дров на год вперёд, нажив несколько водянок. Вся родня, от которой не скрывали наш брак, приняла Люсю как родную. О нашем творчестве никто не знал, а мы сами о нём не распространялись. Сергей устроился на постой за пять изб от нас и наслаждался бездельем.
        Сегодня я привёл в порядок велосипед и смотался на нём за хлебом. Люся тоже покаталась, только для неё мне пришлось опустить седло.
        – Раньше я любил спускаться на нём оттуда, – показал я на дорогу, поднимавшуюся на небольшой холм прямо за деревней. Подниматься долго, зато потом несёшься, как на мотоцикле!
        – Я тоже так хочу!
        – Пожалуй, нужно разобрать велосипед, – задумался я. – Не хочу, чтобы ты свернула шею. Как после этого жить и что сказать твоим родителям? Пойду и утоплюсь в озере. Финал в стиле «Ромео и Джульетты».
        – Не буду я оттуда ездить, – обняла она меня. – Ген, твои родственники относятся ко мне как к родной. Все, кроме бабушки. Почему?
        – Она так относится ко всей нашей семье. В своё время подобрала отцу невесту, а он взял и женился на городской, отсюда и неприязнь. Я на это уже давно не обращаю внимания.
        – А сколько им осталось?
        – Бабушка умрёт через два года, дед – через три. Ирина будет жить долго. В конце почти полностью ослепнет из-за катаракты, а потом прозреет из-за Кашпировского.
        – А кто это? Врач?
        – Психотерапевт, который лечил людей по телевизору. Потом расскажу.
        – Какой телевизор, если ты говорил, что здесь не будет электричества?
        – Ирина к тому времени будет жить в городе. Есть такой небольшой город Смела.
        – Мы ещё долго здесь будем?
        – Неужели надоело? Возьми послушай радиоприёмник.
        Я перед поездкой купил «ВЭФ-Спидолу», чтобы слушать новости. Младший брат смотрел на неё жадными глазами, но дарить не имело смысла, потому что никто не станет мотаться для него за батарейками в районный центр.
        – Наоборот, мне здесь очень нравится. И в сене очень понравилось. Давай туда сходим, а то здесь постоянно кто-нибудь мешает, а твоя бабушка не выходит из хаты. Сколько можно терпеть?
        – Ещё два дня погостим и уедем. Я больше не увижу стариков, а отец приедет только на похороны, так что немного потерпи. А сено, наверное, уже вывезли.
        На третий день после нашего разговора дед взял в колхозе телегу с лошадью и повёз нас всех, включая Сергея, на станцию. Ехали больше двух часов, поэтому я включил свой приёмник и настроился на «Маяк». Передавали эстрадные песни, а после них сообщили последние новости.
        – Вот те раз! – сказал я, услышав об отставке Макнамары.
        – А что не так? – спросила Люся. – Ты о демонстрации евреев в Москве?
        – Всё так, – ответил я. Не говорить же при всех, что в моей реальности министр обороны Соединенных Штатов ушёл в отставку на полтора года позже.
     Дед Тихон привёз нас на привокзальную площадь, где мы и попрощались. Сергей ненадолго исчез, а потом вернулся и сообщил, что билеты для нас будут за час до прихода поезда. Этого пришлось ждать пять часов. Билеты были только в плацкартный вагон. Нам с Люсей достались боковые места, родители заняли два места напротив, а Сергей ушёл в конец вагона. Пассажиров было много, в тамбурах не переставая дымили папиросами, но почти все окна были приоткрыты, и табачную вонь выдувало. Часам к десяти вечера пассажиры угомонились и улеглись на свои места. Потом выключили свет и наступил сон, прерываемый ором репродукторов на больших станциях и резкими рывками состава. В Ростов-на-Дону прибыли днём и сразу же отправились на автовокзал, откуда автобусом уехали в Азов. Сказать, что родители матери нам обрадовались – значит ничего не сказать. Когда они узнали, кем мне приходится Люся, долго приходили в себя. Мы никому не писали о своей свадьбе, и старики знали мою жену только по нашим выступлениям на эстраде.
        – Фёдор Прокофьевич! – представился дед. – А это Наталья Яковлевна. Честное слово, мы за вас очень рады, просто это слишком неожиданно!
        Жили они в двухкомнатной квартире на втором этаже двухэтажной «сталинки». Кроме комнат, была маленькая лоджия, которую застеклили и превратили в ещё одну комнату для летнего времени. Жилой площади было много, но кроватей на нас не хватало, поэтому из подвала принесли две раскладушки. Сергей довёл до дома и убежал устраиваться и решать вопрос со связью. Я ходил по квартире, которую не видел больше полувека, и испытывал те же чувства, как и тогда, когда в первый раз осознал себя в детском теле и смотрел на наши комнаты и воскресших родителей. Старые статуэтки, граммофон, волчья шкура на потёртом кожаном диване, сказки Пушкина... Каждый предмет был знаком и почему-то навевал грусть.
        – Что это ты какой-то не такой? – заметила моё состояние жена.
        – Слишком давно здесь не был. Всё связано с детством. Время не остановить, и все дети стремятся быстрее стать взрослыми. Это правильно и естественно, но больно. Тебе пока не понять. Я думал, что это чувство ушло, оказывается нет.
        – Старичок! – она поцеловала меня в губы. – Пойдём ко всем. Сам же говорил, что главное – это не вещи и дома, а люди. Видел, как они тебе обрадовались? Дедушка у тебя кто?
        – Был корреспондентом газеты «Молот», а бабушка Ната никогда не работала. Они замечательные люди, хоть и не без недостатков, но чтобы их заметить, нужно не приехать на две недели в отпуск, а пожить с ними год.
        – Можно подумать, что у тебя нет недостатков! – сказала Люся. – Чем будем заниматься?
        – Покажу тебе город, сходим в одно место, где должна жить моя жена из той реальности, и будем ходить на пляж. Слава богу, Дон ещё чистый. А если переедем на другой берег, будет песчаное дно. А чуть позже проедемся на «Комете» в Таганрог к родственникам. Там уже искупаемся в море. Устраивает тебя такая программа?


                Глава 4


        – Это она! – сказал я, во все глаза глядя на девчонку, вышедшую из подъезда старого двухэтажного дома.
        Сейчас ей было одиннадцать лет.
        – Не красавица, – сделала вывод жена, – но симпатичная. Только уж больно серьёзная.
        Светлана, помахивая сумкой, прошла мимо, не обратив на нас внимания. Было видно, что её мысли бродят где-то далеко-далеко.
        – У неё очень нелегко сложилась жизнь, – сказал я. – Родители уже разбежались. Сейчас она живёт с матерью, позже будет жить с новой семьёй отца. Такой я её не видел. Когда нас познакомили, ей уже было двадцать семь лет.
        – И долго ты за ней ухаживал?
        – С месяц, потом пошли в загс.
        – Быстро у вас!
        – А у нас была любовь с первой драки.
        – Как это?
        – Она после работы играла в азовском ТЮЗе, а меня пригласили на спектакль, чтобы мы познакомились. Спектакль был «Разговоры в учительской». С первого взгляда мы не приглянулись друг другу, но я, как джентльмен, пошёл провожать её до общежития. Дело было вечером в конце октября. Идём мы по берёзовой аллее и обгоняем двух подвыпивших парней. Они не собирались уступать дорогу, а обойти было нельзя, вот я и отодвинул одного. На мне тогда было что-то вроде утеплённого пальто, на голове – шляпа, а на ногах – югославские туфли с каблуками в три пальца. В общем, вид ещё тот. Парень, которого я слегка оттолкнул, махнул рукой и сбил мою шляпу в лужу. Сама понимаешь, что я не мог утереться и уйти, вот мы там и подрались. Я попытался применить то немногое, что знал из каратэ, и, как ни странно, всё получилось. Посмотрела она на то, как я прыгаю на югославских каблуках, и решила сразу со мной не рвать. Ну и я решил то же самое и потом не пожалел о своём решении. Надо будет помочь ей с квартирой, когда приедет сюда после фармацевтического института. Надеюсь, что ты не будешь ревновать.
        – Я не буду против, даже если ты один раз поможешь материально. Не вздумай только из жалости подарить ей ребёнка, этого я точно не переживу. Помоги и забудь.
        – Что за фантазии, – сказал я, обнимая её и притягивая к себе.
        – Совсем потеряли стыд! – заорала на нас какая-то тётка из дома Светланы. – Вы бы ещё поцеловались!
        – Люди просят, – громко сказал я, так развернул Люсю, чтобы тётке было лучше видно, и поцеловал в губы. После этого взял за руку и, не дожидаясь новых воплей, вывел со двора.
       На выходе встретили возвращавшуюся с полной сумкой Светлану. Видимо, я как-то не так посмотрел, потому что девчонка смутилась и быстро заскочила во двор.
        – Ну вот, напугал ребёнка! – сказала Люся. – Пойдём быстрее, пока сюда не заявилась твоя тёща из той жизни в компании моралистки, которая из-за нашего поцелуя чуть не выпала из окна. Что ты хотел мне показать?
        – Местные достопримечательности. Сначала сходим на крепостной вал, а потом в пороховой погреб.
        – Странно! – Она оглянулась назад. – Целый час ходим, и без присмотра. Не похоже на Сергея. Неужели из-за твоего пистолета?
        – Размечталась, – засмеялся я. – Видишь возле акаций молодого мужчину? Он идёт за нами от центра города.
        Мы прошли через крепостные ворота и взобрались на вал.
        – Красиво! – сказала жена, осматривая Дон и небольшой островок напротив порта. – Такой простор! И река очень широкая.
        – Завтра сядем в порту на катер и поплывём на ту сторону. Только нужно взять родителей.
        – Без них не перевезут?
        – Без них будем купаться по очереди, иначе у меня могут спереть ствол. Можно взять в прокате лодки и переплыть самим, но здесь ходят «Ракеты», так что есть риск с ними столкнуться. Если не потонем, Сергей точно убьёт. Не будем нервировать человека, он за нас отвечает.
        – А когда в Таганрог?
        – У всех уже пятидневка, так что поплывём в субботу, чтобы были дома. Пошли обратно, а то напечёт голову. Надо купить тебе панаму, здесь без шляпы ходить нельзя, перегреешься.
        На следующее утро мы вместе с другими любителями песочка зашли на борт большого тихоходного катера, который за полчаса перевёз на ту сторону Дона, к старому деревянному причалу. Удобств, как на городском пляже, здесь не было, но при купании под ногами вместо ила был чистый песок. Народа было немного, поэтому мы без труда заняли часть песчаного пляжа рядом с ивами, в тени которых при желании можно было укрыться. В тень отправились вода и продукты, а мы постелили себе старое покрывало на самом солнцепёке. Родители купались мало и вскоре забрались в тень. И правильно: на таком солнце с непривычки легко можно было обгореть. Я с женой почти не выходил из чистой и тёплой воды. Конечно, не море, но тоже неплохо. Когда позагорали и решили перекусить, включил радио и настроился на «Голос Америки». Поблизости никого не было, но звук приглушил. Гудение, которым забивали станцию, сегодня было не очень сильное, и слова диктора можно было разобрать.
        – Что услышал? – спросил отец, когда я выключил «Спидолу» и мы взялись за бутерброды с колбасой, вареные яйца и помидоры.
        – Опять Ближний Восток, – ответил я. – Сейчас это у них основная тема. Рассказывают, как египетская армия пёрла награбленное барахло. На танках из-за узлов и чемоданов не было видно брони. Некоторые цепляли к танкам прицепы. Всё с колёсами тоже угнали. Наверное, наша армия столько не вывезла из Германии, сколько египтяне из Израиля.
        – И ты в это веришь? – спросил отец.
        – Думаю, что они говорят правду. В Египте порядок был только во времена фараонов. Продажный и жадный до денег народ. Им нужно помогать, но при этом держать одной рукой за горло. Мягкости не поймут и примут за слабость. А наши разбазаривают много средств на помощь другим государствам. Вьетнаму – понятно, там очень дружелюбный и работящий народ. Эти рано или поздно отдадут долги. Вот с арабами или с Африкой нужно быть осторожней, иначе просто выбросим деньги на ветер. Я всё подробно расписал, как только отреагируют? Ладно, незачем здесь об этом болтать. Люсь, неси гобелен в тень, а то останемся без шкуры. Это тебе не московское солнце.
        Следующий день отдыхали на том же месте, а в пятницу пошли на городской пляж, взяли напрокат лодку и вволю наплавались и накупались. Утром в субботу забрали купленные в Москве подарки и направились в порт на девятичасовую «Комету». За полчаса до её прибытия купили билеты и подошли к причалу.
        – Съездим в Таганрог, а потом отдыхайте с матерью, – сказал нам отец, – а я с дедом немного порыбачу.
        – Не компанейские вы люди, – сказал я. – Смотрите, Сергей пришёл. Вот выпала человеку работа. Знает, что почти наверняка колотится зря, а выполнять нужно. Интересно, что он о нас говорит своим коллегам?
        – Может ничего не говорить, – высказался отец. – У них любопытство не поощряется. Есть указание сверху – выполняй.
        Вскоре из-за поворота реки показалась «Комета», которая быстро приблизилась и подошла к причалу, осев в воду. Несколько пассажиров вышли на пристань, а мы по перекидному трапу зашли на борт судна. Простояли минут пять, после чего матросы отвязали канат, оттолкнулись от причала и на «Комете» включили двигатели.
        – Пойдёмте в носовой салон, – предложил я. – Там слабо слышен шум.
        – А если постоять на палубе? – спросила Люся. – Я никогда на таких не ездила, интересно!
        Родители ушли в носовое помещение, а мы остались. Двигатели взревели, «Комета» ускорила ход, поднимаясь над водой, а сзади вырос столб брызг.
        – Здорово! – закричала жена, хватая меня за руку. – Вот это скорость!
        Косу она уже не заплетала, просто отбрасывала волосы на спину, и сейчас сильный ветер трепал их, заставляя напрягать мышцы шеи. Это было красиво, но она быстро устала, и мы тоже зашли в салон. Скоро берега Дона разошлись, впереди была только вода.
        – Залив, – сказал я. – Плыть ещё сорок минут, и не будет ничего интересного.
        – Ты слышал, что утром передали о смерти Малиновского? – спросил своего соседа один из сидевших впереди.
        В моей реальности он умер на три месяца раньше. Жаль, что я раньше не сообщил о его болезни, просто не подумал. Хотя в его возрасте это было бы бесполезно, разве что протянули бы ещё несколько месяцев.
        Может быть, нас за время отпуска кто-нибудь и узнал, но подошли только в «Комете».
        – Извините, – обратился к нам представительного вида мужчина. – Это не вы?
        – Нет, – ответил я, – это не мы, вы обознались.
        – Что за ерунду ты ему ответил? – спросила жена, когда спрашивавший сел в своё кресло.
        – Какой вопрос, такой и ответ. Да и нет у меня желания с ним болтать. Смотри, показался Таганрог.
        Из порта ехали автобусом, потом пересели на трамвай. В двенадцатом часу поднялись на второй этаж, к квартире Богданчиковых. Почтовую открытку не посылали, поэтому наш приезд оказался сюрпризом. Как я и ожидал, известие о моей женитьбе повергло их в шок. Украинская родня восприняла эту новость намного спокойней.
        – Ничего не понимаю! – сказала тётя Вера. – Какая свадьба, когда им только шестнадцать лет?
        Я молча достал из сумки свидетельство. Взяв в руки документ с печатью, она сразу успокоилась.
        – Нам пошли навстречу, – объяснил я. – Предупредили, что о свадьбе лучше не распространяться, поэтому и вам не писали.
        – Раз разрешили, значит, всё законно, – сказал дядя Миша. – Это дело нужно перекурить. Я сейчас вернусь.
        – Не могу поверить в то, что ты теперь женатый человек, – растерянно сказала моя двоюродная сестра Наталья.
        – Я тоже к этому пока не привык, – засмеялся я. – Хватит нас обсуждать, принимайте подарки. Надеюсь, что вам всё подойдёт.
        Мы раздали подарки, после чего Наталья увела жену в меньшую комнату, где они шушукались, наверняка обмывая мне косточки.
        – Так и курит? – спросил я тётю Веру. – Меня всё-таки три года у вас не было.
        – Ещё хуже, – вздохнула она. – По полторы пачки в день.
        Дядя Миша курил на улице, но после возвращения находиться рядом с ним было неприятно.
        – Он всегда так курит? – спросила меня жена, когда Михаил в третий раз ушёл перекуривать.
        – Он умрёт из-за папирос через четыре года, – ответил я. – Схватит летом двухстороннее воспаление лёгких и за неделю сгорит, как свеча. Когда сделают вскрытие, все лёгкие будут пропитаны этой дрянью.
        – Может, как-то на него повлиять?
        – Как ты себе это представляешь? Подойти к нему и сказать, что он сам себя убивает, или прочитать лекцию о вреде курения? Ему и так об этом постоянно говорят родные, толку-то. Знал я таких, как он, никто из них так и не бросил. Пусть всё будет, как было. Он сам выбирает себе судьбу, жаль только тётю Веру с Наташей. Я ничего не смогу сделать.
        – Мне понравилась Наташа, – сказала Люся. – Как у неё сложится судьба?
        – Плохо сложится, – ответил я. – В техникуме был парень, но родители запретили ему жениться. Она русская, а они татары – такое вот братство народов. Потом смерть отца подкосит мать, и с ней надо будет возиться. Мать, работа и дом. Друзей будет много, а замуж она так и не выйдет.
        После обеда мы поехали на один из городских пляжей. К воде спускались через красивый парк с изумительными узорами цветов на клумбах.
        – А здесь песок, а не камни, – сказала жена, разуваясь на последних ступенях лестницы. – Хорошо!
        Народа было много, но не настолько, чтобы мы не нашли себе места. Расстелили два старых покрывала, сложили на них свои вещи и разделись. Старшее поколение купалось мало, больше сидели на покрывалах и беседовали. Скоро все, кроме дяди Миши, набросили на себя рубашки.
        – Родители почти не ездят на море, – сказала Наташа, – а отец загорел на даче. – Я тоже пока не сильно загорела, так что лучше больше быть в воде.
        – Пахнет морем, – сказала Люся, когда мы уже собрались уезжать, – и солёная вода до горизонта, но почему-то сразу чувствуешь, что это не Чёрное море.
        – В Чёрном море отошёл на десять шагов от берега и утонул, – засмеялся я, – а в этом можно пройти сто шагов, и вода будет только по грудь. И волн нет, но иногда здесь прилично штормит.
        – Когда ты мог видеть здесь шторм? – спросила Наташа.
        – Неважно, я читал. Хорошо очищайте ноги от песка, а то натрёте обувью.
        Дома немного отдохнули, поужинали и собрались в большой комнате возле телевизора. В выпуске «Телевизионных новостей» показали, как в пришедшие в порт Хайфы суда загружаются беженцы, которых вывозили в Соединенные Штаты.
        – Жалко людей! – сказала тётя Вера. – Вчера передавали, что многие не хотят уезжать. Не понимаю, как там вообще можно было жить. Всё время на ножах с соседями, почти постоянная война. Я бы так не смогла.
        – Мы всех жалеем, – сказал дядя Миша. – Победили арабы – жалеем евреев, а было бы наоборот, жалели бы арабов. Я ненадолго выйду.
        – Косыгин полетел в Америку, – сказал отец. – Нелегко ему будет. Хоть мы выступили вместе с американцами за прекращение войны, понятно, кому они обязаны ликвидацией Израиля. А если заберут к себе большинство евреев, хороших отношений не будет.
        – А их и так не было, – сказал я. – Забыли экономические санкции шестьдесят второго года? Из-за них у нас до сих пор нет нормальной торговли с Западной Европой. Ничего, на Америке свет клином не сошёлся, а всему миру они не прикажут, по крайней мере, сейчас. Придёт время, и мы своими нефтью и газом привяжем к себе не только Восточную Европу, но и Западную. «Дружба» – это только начало. Ещё и устроим ассоциацию с ОПЕК.
        – Слова-то какие знаешь! – Тётя Вера поднялась с дивана и выключила телевизор. – Всё! Приехали один раз за сколько времени и сидите у телевизора! Расскажи лучше о том, как вы готовитесь к выступлениям.

        – Изучил? – спросил Брежнев Суслова.
        Они сидели вдвоём в кремлёвском кабинете Леонида Ильича.
        – Ознакомился, – ответил Суслов. – Я не учёный и не хозяйственник, поэтому о многом судить сложно, но и мне видно, что некоторые мероприятия со временем сильно изменят жизнь к лучшему. Плохо, что наши возможности сильно ограничены. Не хватает средств и производственных мощностей, и многое нам не продадут. Понятно, что трубопроводы привяжут к нам страны Запада, но это будет только через несколько лет.
        – Есть предложения по внутренним резервам, – сказал Брежнев.
        – Видел я эти предложения. Кое-что принять можно, но я боюсь сильно сокращать армию и вооружения. Мало ли что нам не понадобилось! Может, потому и не понадобилась такая армия, Леонид, что она у нас была?
        – Ну не настолько мы беззащитны. Новые предложения сделают стратегические ракеты практически неуязвимыми. Тогда зачем они нужны в таком количестве? Как видно из записей, значительную часть ядерных арсеналов придётся уничтожить. Для чего их тогда создавать? Только для того, чтобы было о чём торговаться с американцами? Модернизируем то, что есть, а дальше будет видно. По словам Келдыша, мы уже через два года развернём производство таких электронных деталей, которые позволят создавать ракеты с разделяющимися боеголовками. Это по ракетам. Численное сокращение личного состава тоже компенсируется изменением структуры вооружённых сил и улучшением качества оружия. В отличие от американцев, мы не ведём войн за границей, а война с НАТО начнётся с обмена ядерными ударами. Большая армия в этом случае не понадобится. Здесь целый комплекс мер по новым вооружениям. А старые виды оружия нужно срочно продавать, пока на них есть спрос. Позже упадут цены. Кстати, расплачиваться за старую технику могут продовольствием. Нам оно скоро будет нелишним.
        – Меры по промышленности и вооружениям более или менее понятны, – сказал Суслов, – а вот социальные вызывают много вопросов. Я хотел поговорить с Геннадием, но он пока не приехал. Мне там всё не нравится. А программа по сельскому хозяйству затормозилась из-за позиции руководства ВАСХНИЛ. Они не согласны с рядом положений, а по другим пока не определились. Лобанов попросил ещё время.
        – Что говорят в Проекте?
        – Нецензурно говорят. Руководство сельскохозяйственного сектора уверено в своих предложениях, и Грушевой их поддерживает, но он не специалист.
        – А какая позиция у руководства министерства сельского хозяйства?
        – Им пока не показывали эту программу, – сказал Суслов. – Мацкевич и так просит увеличить ему штаты из-за работ, связанных с засухой. Их действительно очень сильно загрузили, так что просьба обоснованная.
        – Не слишком ли решительно взялись за чистку партийных рядов? – спросил Брежнев. – Не проходит дня, чтобы мне кто-нибудь не плакался. Неужели всё так плохо?
        – Нет, – ответил Суслов, – не так плохо, как показалось вначале. Такой гнуси, которую нужно убирать, а то и сажать, мало. Но вот обеспечить постоянный контроль работы партийных кадров просто необходимо. И жизненно важно искоренять семейственность. Действий преступного характера мало, а вот блата и протекции хватает. В обкомы разосланы инструкции, пусть изучают. Будем снимать к чёртовой матери, невзирая на заслуги. По-другому просто не получится.
        – Знаешь, как тебя кое-кто называет?
        – Знаю, – криво усмехнулся Суслов. – Как я тебе тогда и говорил – инквизитором. И это мы чистим только Россию и Узбекистан. Мне страшно подумать, сколько работы по другим республикам. Я при жизни точно не закончу. Кстати, нужно ограничить приём в аппарат ЦК бывших работников ЦК комсомола. Есть причины.

        Поезд прибыл в Москву рано утром на Казанский вокзал. Здесь нас уже ждала «Волга» с Виктором за рулём. Сергей проводил до машины и попрощался. Через полчаса мы подъехали к дому. Была пятница, седьмого июля, и до окончания отпуска у отца остались два дня.
        – Загорели, как негры! – сказала Надежда, когда мы зашли к ним сразу после приезда. – А Люся поправилась.
        – Я же говорил, что незачем есть столько масла! – пошутил я, уворачиваясь от тычка локтем. – Скоро не пройдёшь в дверь. А где Ольга?
        – Где-то бегает. В отличие от вас, у неё уже много друзей. Вы когда будете подавать документы в институт?
        – Сразу после выходных, – ответил я. – А когда вы уезжаете?
        – В понедельник уезжаем. Вам будет задание поливать цветы и убирать в квартире. Можете занять её на время нашего отсутствия.
        Когда пришёл со службы Иван Алексеевич и приехала с работы сестра, собрались вместе и пообщались за чаем с пирожными. Выходные просидели дома. Делать было нечего, поэтому я часто включал радиоприёмник в надежде услышать что-нибудь интересное. Еврейская тема по-прежнему занимала центральное место в передаче «Голоса Америки», но они не сообщили ничего нового, только сказали о безрезультатности визита Косыгина в США. Этого следовало ожидать, непонятно, зачем Алексей Николаевич вообще туда сейчас полетел. Были и другие новости, так сообщили, что в Советском Союзе на сорок девятом году жизни от острой сердечной недостаточности скончался член союза писателей, видный борец за гражданские права Александр Исаевич Солженицын. В выпуске газеты «Правда» за седьмое июля на последней странице нашёл сообщение о ещё одной смерти. В Праге на сорок шестом году жизни в результате болезни скончался секретарь ЦК коммунистической партии Чехословакии Александр Дубчек.
        В понедельник я вызвал машину, которая отвезла Черзаровых на Казанский вокзал. Они уезжали в Пермь поездом, потому что Надежда отказалась лететь самолётом, она панически их боялась. После этого Виктор вернулся за нами и отвёз во ВГИК. Мы прошли в приёмную комиссию, где нас сразу же узнали.
        – Давайте ваши документы, – сказала немолодая женщина с грубоватыми чертами лица. – Присядьте на стулья, я ненадолго отлучусь.
        Она вернулась через десять минут с молоденькой девушкой, посадила её на своё место и отвела нас в большую комнату непонятного назначения, которая, как я узнал позже, была актёрской студией. За стоявшим в углу письменным столом сидел почти лысый мужчина лет шестидесяти, с усиками, длинным носом и добрыми глазами.
        – Здравствуйте, ребята! – поздоровался он. – Хотите у нас учиться? На каком факультете?
        – Извините, – обратился я к нему, – мы можем узнать, с кем говорим?
        – Сергей Аполлинариевич Герасимов, – представился он, с интересом меня рассматривая.
        – И из-за чего нам такая честь? – спросил я. – Абитуриентов принимает завкафедрой и один из столпов отечественной кинематографии. Вам звонили по-поводу нас?
        – Был звонок из тех, которые я не вправе игнорировать, – не стал он отрицать.
        – Тогда будет большая просьба о нём забыть и взять у нас документы, как у других. Поступить хотим на актёрский факультет.
        – А почему ты настроен против небольшого послабления, о котором меня попросили?
        – Потому что нам у вас учиться, потому что об этом могут узнать другие студенты, потому что я принципиально против протекций. Продолжать?
        – А что скажете вы, девушка? Людмила, кажется?
        – В этом у нас одно мнение на двоих, – ответила Люся. – Не думаю, что будет так уж трудно сдать экзамены, вот не вылететь потом...
        – Браво! – сказал он. – Вы умница. Поступить не так легко, но доучиться до выпуска намного труднее, здесь вы правы. Иной раз отсеивается половина студентов, особенно на актёрском. Вас я принял бы и без звонка. Есть у меня такое право, а на вас я уже налюбовался на экране и примерно представляю, на что вы способны. Это хорошо, когда актёр обладает такими вокальными данными. У вашего друга они слабее, но вот сценическое мастерство развито хорошо. Если действительно хотите учиться на нашем факультете, могу зачислить вас в свою студию. Экзамен в вашем случае – это пустая формальность, и, если об этом узнают, поймут правильно. Не вы одни такие, так что считайте себя уже зачисленными, приходите первого сентября и постарайтесь заниматься так, чтобы не вылететь из института. Если покажете свою непригодность, вам не поможет никакой звонок, да вы и сами не захотите остаться. Договорились?
        – Если ваше решение вызвано нашими выступлениями, а не звонком, то договорились.
        – Тогда расскажи мне анекдот, и можете быть свободными.
        – У одного актёра спросили, кто сейчас, по его мнению, самый популярный артист. «Нас несколько», – скромно ответил он.
        – Жулик! – констатировал мэтр. – Ладно, в следующий раз расскажешь что-нибудь подлиннее. Идите в комиссию к Инне Павловне. Она вернёт вам документы и выдаст памятку о том, что нужно для учёбы.
        После посещения приёмной комиссии сели в ждавшую нас машину и вернулись домой.
        – Поступили, – сказал я маме. – Теперь мы студенты ВГИКа. Приняли без экзамена.
        – Это из-за ваших концертов? – спросила она.
        – Завкафедрой сказал, что да, но был ещё звонок, по-видимому, из ЦК. Мне это не нравится, но не стал выделываться. В случае чего у Герасимова могут быть неприятности.
        – А кто он? – спросила Люся.
        – Выдающийся человек. Режиссёр, сценарист и актёр. Вместе с женой ведёт актёрскую студию. После смерти его именем назовут ВГИК. Так что нам с тобой повезло, если, конечно, не вылетим.

     Часть 3, Главы 5-6   http://www.proza.ru/2017/05/25/225


Рецензии
Привет!

Интересно, вспоминаю то по жизни, с чем сам соприкасался.
Только успехов нашей молодёжи!

Кристен   02.09.2020 19:21     Заявить о нарушении
Привет! Наверное, этим вызван интерес к роману в большинстве у пожилых читателей.

Геннадий Ищенко   03.09.2020 05:33   Заявить о нарушении
Я покамест молодой читатель.

Кристен   03.09.2020 08:57   Заявить о нарушении
На "Самиздате" роман прочитало много народа. Не знаю, как там сейчас, а раньше приводили статистику по возрасту, полу и даже стране. Так вот, большинству прочитавших было больше 50 лет

Геннадий Ищенко   03.09.2020 11:13   Заявить о нарушении
Понятно.
Пусть вообще люди читают, чем-то интересуются.
Мы живём в такое время, или я просто так почувствовал - что возраст играет роль только тогда, когда прыгаешь через забор, а так - и в 20 лет перед тобою может быть старичок, а иной человек - всегда молод. Как-то так, я это имел в виду...

Кристен   03.09.2020 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.