Возвращение-Ч3-Глава 11-12

                Глава 11


        – Сегодня мы отмечаем день рождения сына! – сказал отец, подняв бокал с шампанским. – В свои двадцать четыре года он очень многого добился в жизни и, я надеюсь, добьётся ещё большего! А для нас главное, что скоро будут внуки!
        Внуки у них действительно должны были скоро родиться, и именно во множественном числе. Этот день рождения был первым за несколько лет, на котором присутствовала сестра со своим мужем. Размером живота она могла поспорить с моей женой. После второго фильма мы перестали предохраняться, и уже через три месяца Люся обрадовала нас будущим ребёнком. Я временно забросил кино и, чтобы быть рядом с женой, сел за написание книг. Кроме того, мы с ней, пока не мешала беременность, выступили на нескольких концертах с новыми песнями.
        – Хоть в чём-то я тебя обогнала! – засмеялась сестра. – У вас только первый, а у нас с Валентином второй!
        – Жаль, что вы не взяли с собой Маринку, – сказала мама, когда выпили за внуков. – За всё время привезли её только три раза!
        – Далеко ехать, – ответил ей Валентин, – а машины нет. Ей только годик, когда станет старше, она вам ещё надоест.
        Мы сидели уже два часа, разорили стол и, наговорившись, включили телевизор, когда зазвонил телефон. Звонила Вика.
        – Извини, что не смогла приехать, – сказала она. – Подарок за мной. А дед не может позвонить. Убили Суслова, так он умчался и до сих пор не появлялся.
        – Как убили? – только и смог сказать я.
        – Я не знаю подробностей, только то, что взорвали автомашину. И его, и ту, в которой ехала охрана.
        – Спасибо, что позвонила, – сказал я. – Присмотри за дедом, ему будет тяжело.
        – Кто звонил? – спросила мама, когда я вернулся к столу.
        – Вика поздравляла, – объяснил я. – Она не смогла приехать.
        О смерти Суслова промолчал. Для всех, кроме жены, он был посторонним. Ей я сказал, когда были уже у себя. Не хотелось расстраивать, но всё равно узнает.
        – И что теперь? – растерянно спросила она.
        – Это не сведение счётов, – ответил я. – Вика сказала, что взорвали обе машины одновременно. Это и понятно, потому что он их менял. Возле машин постоянно дежурит охрана, поэтому заминировать могли только в гараже Комитета, а подрыв осуществляли дистанционно радиовзрывателем. Это не уровень какого-то обиженного чинуши, а разборки в верхах. И я не исключаю того, что посодействовали наши западные недоброжелатели. А во что это выльется, узнаем из сообщений прессы. Брежневу сейчас не до нас.
        Я ошибся, и Леонид Ильич позвонил на следующий день, сразу же после официального объявления о гибели Михаила Андреевича.
        – Извини, что не позвонил, – сказал он, сильно удивив меня и своим извинением, и тоном, которым оно было сказано. – Было слишком много дел. Завтра будем прощаться. Ты придёшь?
        – Во сколько начало церемонии? – спросил я.
        – В десять. Михаил хотел, чтобы ты пришёл. Сам мне как-то говорил, что если... – он замолчал, потом добавил: – Он не во всём был с тобой согласен, но очень уважал и ценил. И ему было не всё равно, как его оценишь ты.
        – Нашли виновных? – спросил я.
        – Потом поговорим, – ответил он, – не по телефону.
        Я появился в Колонном зале Дома Союзов за полчаса до начала церемонии прощания. Возле гроба Михаила Андреевича из членов Политбюро были только Брежнев и Щербицкий. Пятерых мужчин я не знал, а женщина и военный, которые стояли особняком, наверное, были его детьми.
        Мы с Брежневым на несколько минут отошли в сторону.
        – Место Суслова займёт Машеров, – сказал Леонид Ильич. – Сначала в структуре той службы, которая занимается проверками, а на ближайшем пленуме введём в Политбюро уже не кандидатом.
        – Кто? – спросил я. – Есть зарубежный след, или это у нас нашёлся кто-то шустрый? Наверняка ведь завязан Комитет!
        – Об этом потом, – оборвал он меня. – Пошли, сейчас всё начнётся. Постоишь с нами хоть немного. Следствие только началось, так что говорить о чём-то ещё рано.
        – Сильно попорчено тело? – тихо спросил я, пока возвращались к закрытому гробу.
        – Очень сильный заряд, – ответил он. – Михаил был в машине только с водителем, так что разобрались, что кому принадлежит. Во второй машине, помимо шофёра, были четыре человека охраны, так там вообще...
        Я постоял возле гроба минут пятнадцать и ушёл перед тем, как в зал начали пускать людей. Суслова было жаль. Он сильно навредил в моей реальности, но в этой сделал необходимое, крайне важное и лично для него неприятное дело, заплатив за это семью годами своей жизни. А теперь его место займёт Машеров. Это было и хорошо, и плохо. Хорошо тем, что Пётр Миронович будет членом ЦК и обретёт огромную власть раньше, чем это должно было произойти по планам. Плохо тем, что с ним тоже могли расправиться. И на кого тогда ставить? Интересно, найдут ли гниду в Комитете? Это должен быть влиятельный человек, если только устранение Суслова не дело рук какой-нибудь западной спецслужбы. Тогда действительно могли обойтись одним-двумя исполнителями. Могли убрать и Брежнева, особенно если не вычистить Комитет. А за границей таких возможностей море. После перерыва, вызванного охлаждением в отношениях из-за ликвидации Израиля, опять начались поездки в Западную Европу. На него там через два-три года будут готовить покушение, если история в этом повторится. Ладно, последую совету древних и не буду ломать голову над тем, в чём ничего не могу сделать. Интересно, чем мне аукнется сегодняшнее стояние у гроба второго по значению руководителя партии? В зале хватало людей, которые смотрели на меня больше, чем на гроб. На гроб смотреть неинтересно, а вот на невесть каким ветром занесённого к нему артиста и певца... Наверняка о нас с Люсей болтали всякое. Множество концертов, несколько дисков, песни, книги и кинофильмы. Мы уже стали такими же обязательными приметами «Голубых огоньков», как Муслим Магомаев, Эдита Пьеха и уцелевший в этой реальности Юрий Гагарин. Теперь нас при случайной встрече на улице узнали бы даже урки. О нашей дружбе с Брежневым тоже знали многие, а теперь ещё и это. Но я не мог отказаться. Нужно немного поубавить творческую активность. Из-за беременности жены я не планировал на следующий год новых фильмов, концерты тоже исключались. В семьдесят пятом взойдёт звезда Пугачёвой, так что народу будет о ком поговорить, а я пока ограничусь книгами.
        – Простился? – спросила жена. – Семья была?
        – Дочь и сын, – ответил я. – Я немного постоял и ушёл до того, как начали прощаться, но там и так были люди, в том числе и пресса. Наверняка опять пойдут слухи.
        – Их и так много ходит. Мы почти не общаемся с соседями, а матери рассказывали. У нас многих хлебом не корми, дай только посплетничать, а если чего не знают, так придумают. Она узнала, что после «Воина» ты собирался меня бросить и жениться на Бондарчук. Так что пощёчину заработал за дело.
        – Родишь ребёнка, и сразу заткнутся, – сказал я, – тем более что Наталья выходит замуж. Меня сейчас интересуют другие сплетни. Ты не отправила письмо Ире? Вот и спроси, что о нас говорят в Минске.
        – Спросил бы у сестры, она тоже общается с людьми.
        – Спрошу при случае. Брежнев сказал, что вместо Суслова будет Машеров. Я думаю, что он займётся только чистками, а кто теперь будет придерживать Главлит? Как бы опять не разгулялась цензура.
        – Твой Суслов не больно-то придерживал Романова.
        – Он был консервативный, но честный человек, а в последние годы сильно поменял стиль работы. Я вообще не знаю тех, кто сидит в Агитпропе, и с Михайловым из Госкомитета по делам издательств шапочное знакомство.
        – Ну и наплюй. Сам советовал мне жить спокойней. Ещё ничего не поменялось, а ты уже начал ломать себе голову. Думай лучше о другом. Мне через месяц рожать, а мы с тобой ничего не купили для ребёнка. Давай, пока я ещё могу с тобой ездить, возьмём машину и всё приготовим.
        Машеров переехал с семьёй в Москву через двенадцать дней после похорон, а в первый раз мы встретились в субботу, четвёртого января. Уже прошёл внеочередной пленум ЦК, на котором решился вопрос его членства в Политбюро, а я десять дней назад стал отцом. Он поздравил меня и спросил, какой вес у дочери.
        – Три двести, – ответил я. – Для девочки хороший вес. Прекрасный ребёнок: ест и спит. У меня дети были беспокойнее, правда, оба мальчишки. Пётр Миронович, вы не скажете, чем закончилось расследование? А то Брежнев не хочет говорить.
        – И правильно делает, – сказал Машеров. – Дружба не основание для того, чтобы он выдавал тебе государственные секреты. Есть общее правило, что знание каких-то тайн не даёт права знать их все. Зачем тебе это? Слышал поговорку, что крепче спит тот, кто меньше знает. Это как раз для тебя.
        – Я буду спать хуже. Это ведь не любопытство! Моя жизнь напрямую зависит от вас и Брежнева. Если с вами что-нибудь случится...
        – Ты уже достаточно известен, чтобы не тронули.
        – Вы сами верите в то, что сейчас сказали? Долго ли организовать фатальную случайность? Я слишком много знаю и гуляю на свободе только благодаря личным связям. Уйдут Брежнев и Косыгин, заменят Семичастного, и что тогда? Придут новые люди, для которых моё имя – это только набор букв. Я достаточно долго прожил, чтобы понять простую истину: чем выше по лестнице власти забирается человек, тем меньше он руководствуется человеческой моралью. Его собственное окружение не в счёт. К счастью, я стал для Брежнева своим, иначе мы бы с вами сейчас не разговаривали. Нет человека – нет проблемы. Этим ведь руководствуются не только на Западе. А оправдание всегда под рукой – это интересы государства. Если раньше могли где-то изолировать, то сейчас уже нет! И пользы от меня для Проекта немного, и известность мешает. Не дай бог узнают! Проще мне чем-нибудь отравиться или упасть с лестницы.
        – Значит, я, по-твоему, тоже аморальный тип?
        – Бросьте, Пётр Миронович! Вы прекрасно поняли, о чём я сказал, и знаете, как я к вам отношусь. Вы во многом исключение, поэтому я к вам и пришёл. И сейчас я хочу знать, вычистили ли Комитет и есть ли в покушении заграничный след.
        – По обоим вопросам «да». И в Комитете кое-кого арестовали, в том числе и в руководстве, и есть след на Запад. Расследование не закончилось, а больше я тебе ничего не скажу. Не имею права, да тебе и не нужно.
        – Вы приехали один? Я имею в виду не семью, а команду
        – Кое-кого взял, может быть, позже возьму ещё. С Юрковичем встретишься.
        – С полковником? Это хорошо.
        – Он уже имеет генеральское звание.
        – Меня хоть не брали в армию, звание по погонам разберу.
        – Он надевает эти погоны только по праздникам. У меня к тебе вопрос. Почему до сих пор не вступил в партию?
        – Да как-то не было необходимости. В той жизни рвался, а меня отшили. Потом уже уговаривали, но я передумал. А к чему этот вопрос?
        – Ты ещё не наигрался в своих фильмах? Не хочешь поработать со мной? Не обязательно ставить крест на творческой работе, но на время отвлечься-то можно? На память не жалуешься?
        – Не абсолютная, но неплохая. Что нужно делать?
        – Вступить в партию и поступить в заочную Высшую партийную школу. Там, правда, требуется партийный стаж и опыт общественной работы, но это поправимо. С высшим образованием нужно учиться три года, но ты вполне мог бы уложиться за год, работая в это время у меня. Подумай хорошо. Если не будешь в этом году снимать фильмов, ничего не потеряешь, а свои возможности существенно увеличишь. Узнаешь всю систему изнутри, а это в дальнейшем может здорово пригодиться. Ты думаешь, что отдал тетради – и всё? Я, к твоему сведению, тоже не вечный.
        – Я всю жизнь старался избегать руководящей работы!
        – Никто не хочет трудностей, но ты ведь полез в режиссёры? А это и административная работа. Был бы просто актёром и выполнял бы чужие указания, так нет, захотелось самостоятельности.
        – А что за работа?
        – Мне нужно как можно быстрее проверить кадры Суслова. Я думаю, что такая работа тебе по силам, а у меня здесь мало опытных людей, которым можно полностью доверять. Суслов знал своих людей, и они его знали и побаивались. Теперь его нет, а я для них человек новый. Поэтому буду сильно удивлён, если не начнутся злоупотребления. С нашими правами это очень опасно.
        – Об этом быстро узнают, – сказал я. – В мою сторону будут плевать. Скажут, что променял талант на место у кормушки. Для художника это смерть. Администратор может творить, если прорезался талант, творец не имеет права уйти в администраторы. Я готов вступить в партию и даже могу какое-то время помочь, так сказать, частным образом. Но никаких ВПШ и официальных должностей.
        Когда я приехал домой, жена распеленала Машеньку и вдвоём с моей матерью с умилением наблюдала, как малышка дрыгает ножками.
        – Быстрая будет! – довольно сказала мама. – Будет бегать туда-сюда. Всё, подвигалась – и хватит. Пеленай, а то застудишь.
        Я вспомнил Машу из мультика с её «туда-сюда и обратно» и вздрогнул.
        – Девочка должна ходить нормально, – сказал я обеим. – Помню, как этажом выше скакала одна почти до двенадцати ночи. Так и хотелось что-нибудь у неё оторвать.
        – Где ты видел тихих детей? – спросила мама. – Я прекрасно помню, какие ты делал баррикады из мебели! А в твоём случае что-то отрывать надо было не ребёнку, а родителям за то, что они не уложили её вовремя спать. Чтобы дети никому не мешали, с ними нужно заниматься. А то, небось, уселись у телевизора, а девочку предоставили самой себе!
        – Уела она тебя? – сказала жена, когда мама ушла. – Тоже мне воспитатель! И этот человек прожил восемьдесят лет!
        – Тоже мне бином Ньютона! – ответил я. – А то я не понимаю таких простых вещей. Я и родителям что-нибудь оторвал бы, но когда в двенадцать часов ночи эта малая зараза забиралась на кресло, а потом прыгала буквально мне на голову или бегала с притопом... А я тогда работал и просыпался в пять утра. Не поспи нормально неделю-другую, я на тебя посмотрю. Рассудок говорит одно, а сердцу хочется другого. Когда были свои, я терпел. И возраст такой, что можно долго безнаказанно над собой издеваться, да и дети свои. Знаешь, за что терпишь.
        – А поговорить с родителями?
        – Думаешь, я тупой? Попробуй о чём-нибудь договориться с хамами. Ладно, наших детей я готов терпеть до смерти. Люсь, Машеров предложил мне заняться партийной работой, а я отказался.
        – Правильно сделал. Насмотрелась я, как ты руководил. Не твоё это. И потом у тебя талант актёра и уйма других, которые придётся убить. Ты помрёшь от тоски, а я останусь матерью-одиночкой. Пусть сами работают, ты и так много сделал.
        На следующий день нас пригласил Брежнев. Было воскресенье, и Вика находилась дома, поэтому девушки вместе с Викторией Петровной ушли агукать над дочерью, а мы с Леонидом Ильичом прошли в его кабинет.
        – Никак не привыкну к тому, что нет Михаила, – вздохнул он. – Садись, не стой столбом. Расскажи, о чём говорили с Машеровым.
        Я рассказал.
        – Хорошая мысль, – одобрил он. – Что ты решил?
        – В партию готов вступить хоть сейчас и помочь не отказываюсь, но учиться не буду и не должен нигде числиться.
        – Что за блажь? – удивился он. – Ты понимаешь, что тебе предлагают? Тебе не придётся десятилетиями толкаться на низовых должностях. Несколько лет поможешь Машерову, и возьмём в аппарат ЦК. Потом поработаешь года три в каком-нибудь комитете и станешь секретарём...
        – Не моё это! – сказал я, видя, что он меня не понимает. – Ну был я какое-то время начальником цеха и замом главного энергетика крупного завода, но с какой радостью я потом оттуда слинял! Не то чтобы не получалось, наоборот, но меня постоянно напрягало руководство. Нельзя бросить то, что доставляет радость, и работать из-под палки. И я буду страдать, и порученное дело. Люди ждут от меня книг, песен и фильмов, а я пошлю всё на... и притулюсь ближе к власти. Понятно, что не из-за самой власти, но всем-то этого не объяснишь! Потом хоть завали их шедеврами, всё равно многие будут помнить.
        – Жаль, – сказал он. – Но заявление в партию напиши, это давно нужно было сделать.
        – Вы прошли курс лечения? – спросил я. – Или продолжаете собираться?
        – А я разве не говорил? – удивился он. – Три месяца назад сделали уколы. С нового года начинаем коммерческое лечение пациентов из-за рубежа. Мне говорили, что мы завалены заявками.
        – Лишь бы в погоне за валютой не наплевали на собственных пациентов, – сказал я. – У нас это запросто.
        – Не один ты такой умный, – проворчал он. – С самого начала предусмотрено, что лечение иностранцев будет проводиться в отдельных клиниках. Лекарства хватит на всех, пока не хватает оборудования.
        Ещё немного поговорили, а потом я забрал семью, и мы уехали.
        – Удивительный ребёнок, – сказал я о дочери, когда заходили в квартиру. – Она хоть раз кричала?
        – Орала как резаная, когда родила, – засмеялась жена, – Отнеси её в детскую. Она уже заснула, а ты сейчас включишь свои новости.
        Я почти каждый день смотрел программу «Время». Она уже началась, поэтому поспешил включить телевизор. Сначала шла ерунда вроде событий в Африке, потом рассказали об очередном чёрном бунте в США. В моей реальности после шестьдесят девятого года масштабных волнений темнокожего населения не происходило вплоть до девяносто второго года, сейчас почему-то было иначе. В конце передачи показали нашу орбитальную станцию, на которой работали двенадцать человек. Шесть из них занимались наукой, остальная шестёрка обеспечивала функционирование систем станции и работу установок, производивших монокристаллы полупроводников. Ежемесячно около ста килограммов кристаллов забирались кораблём, доставляющим на станцию всё необходимое. К сожалению, наша промышленность ещё не могла потребить всю продукцию, поэтому излишки у нас скупали немцы и французы. Выручка от этих продаж покрывала значительную часть расходов на эксплуатацию станции. Потом показали выступление Фиделя Кастро по поводу подписания нового договора о поставках на Кубу нефтепродуктов. Об этом я уже читал в газете, поэтому не стал слушать и выключил телевизор. Как выяснилось, зря.
        – Ты уже выключил? – спросила жена. – Включи, пожалуйста. Забыла сказать, что с сегодняшнего дня после новостей будут показывать «Семнадцать мгновений весны».
        – Ты же уже видела два раза, – удивился я. – Неужели будешь смотреть ещё?
        – Если не собираешься спать, я немного посмотрю. Очень уж хороший фильм.
        Фильм, действительно, получился просто прелесть. Качественная цветная плёнка, отсутствие необходимости экономить на многом и проработанный сценарий, позволивший Лиозновой работать без спешки – всё это сделало его лучше того, который был в моё время. Фильм купили десятки стран. Его показали все ведущие страны Запада, кроме Соединенных Штатов, но американцы редко покупали чужие фильмы, и наших среди них не было.
        Следующие полгода я видел Машерова только по телевизору. Не думаю, что он обиделся, просто было не до меня. В партию я вступил, но к работе так и не привлекли. На последней странице газеты «Правда» по-прежнему публиковали краткие сообщения о результатах действия его комиссии. Сейчас они взялись за Прибалтику. Пока было тихо.
        Четвёртого августа, на полгода раньше, чем это было в моей реальности, начался двадцать пятый съезд КПСС. Запомнился он двумя событиями: подтверждением курса Политбюро на очищение партийных рядов и одобрением планов правительства увеличивать заработную плату всем категориям трудящихся на десять процентов в год в течение следующей пятилетки, начиная с января семьдесят шестого года. О расширении ЦК, слава богу, не говорили. Увеличение зарплат было необходимостью. Магазины завалили товарами, а спрос был невелик. Не потому, что производили ненужное, у людей просто не хватало денег. Накопленные резервы позволяли поднимать доходы более высокими темпами, но решили ограничиться принятым. Результатов расследования гибели Суслова так и не опубликовали. Я думал, что Семичастного заменят, но ему удалось удержаться. Через три месяца после покушения на Суслова США ни с того ни с сего сняли часть торговых санкций. Наверное, западный след в этом преступлении превратился в натоптанную американскую тропинку, и отмена санкций была платой за молчание.
        Этим летом мы не уезжали из Москвы, только два-три раза в неделю вызывали машину и гуляли по одному из московских парков. Сегодня тоже собрались на такую прогулку. Мы стояли у подъезда и ждали машину, когда ко мне подошёл высокий симпатичный мужчина.
        – Здравствуйте, – поздоровался он. – Позвольте представиться. Я второй секретарь американского посольства Бальдер Роуз. Меня просили передать вам письмо посла.
        С этими словами он вручил небольшой конверт из плотной бумаги.
        – И что в нём? – спросил я.
        – Приглашение посетить посольство в любое удобное для вас время, – ответил он. – Господин Уолтер Стессел является большим поклонником вашего таланта и хочет познакомиться с вами и вашей очаровательной женой. К сожалению, мы уже отпраздновали День Независимости, но вы можете стать почётными гостями Спасо-Хаус и без такого повода. Подумайте и позвоните, в письме есть номер телефона.
        Он попрощался и ушёл, а через несколько минут подъехала машина.
        – Едем в парк? – спросила Люся.
        – Конечно, – ответил я. – Не вижу причин откладывать поездку. Садись в салон.
        Дочь не умела толком ходить, но на ножках стояла, особенно когда при этом можно было за что-то держаться. Вот и сейчас, пока я разговаривал с американцем, она стояла на асфальте, ухватившись за мою ногу. Увидев машину, малышка радостно заулыбалась и потянула ко мне руки, едва не бухнувшись на попу. Машина – это катание и прогулка в парке – целое море удовольствия. Я подхватил Машку на руки и следом за женой устроился на заднем сидении. Последнее время шофёры у нас часто менялись, и сегодня тоже был новый. Следуя инструкции, он показал удостоверение и спросил, куда везти.
        – Поедем в парк Горького, – решил я. – Поездка примерно на час.
        – Тебя раскусили? – спросила жена, когда мы с ней, взяв дочь за руки, медленно шли по одной из аллей, приноравливаясь к заплетающимся шажкам малышки.
        – Вычислить меня не могли, – ответил я. – Раз действуют в открытую, значит, заложил кто-то из тех, кто знал точно. И сходить придётся. Вопрос в том, что можно говорить, а чего нельзя, и о чём с ними договариваться. Но об этом уже нужно говорить с Брежневым и Семичастным. Сегодня вечером позвоним Леониду Ильичу. Эти вопросы будут решаться не мной и не в один день. Если не найдём общего языка с американцами, придётся полностью менять жизнь.
        – Ты так спокойно об этом говоришь...
        – Я был уверен в том, что это рано или поздно случится. Хотелось бы попозже, но это от нас не зависит.
        Когда я вечером со второй попытки дозвонился до Брежнева и коротко доложил о произошедшем, он сразу выслал за нами машину. Как обычно, женская часть его семьи развлекалась с дочерью, а мы прошли в кабинет.
        – Расскажи подробно, – приказал он. – Всё, что случилось, и свои соображения.
        Я описал сцену вручения письма и отдал ему вскрытый конверт.
        – Наверняка сдал кто-то из тех, кто обо мне знал, иначе они не действовали бы так прямолинейно. Я не собираюсь прятаться всю жизнь, поэтому нужно сходить. Кричать, что это не я, тоже глупо. Вопрос в том, что можно сказать и чего от них добиваться. Моя ценность для американцев заключается в знании технологий, до которых они додумаются через десятки лет. Ну и природные катастрофы, остальное становится всё более недостоверным. Естественно, что я не собираюсь передавать технические знания, об этом пусть договариваются с вами. Можно сообщить о катастрофах в самих Штатах и рассказать, до какой они докатились жизни и почему. Это и для нас может быть полезно. В моей реальности вы уже договаривались об ограничении вооружений. Если бы не Афганистан, возможно, добились бы большего.
        – Этот вопрос рассмотрят эксперты Проекта, – сказал Брежнев, – и дадут свои рекомендации в том, что тебе можно сказать. Документы и разрешение получишь через Комитет. Когда они закончат, мы ещё поговорим. Может быть, всё сложится к лучшему.


                Глава 12


        – Вы всё-таки пришли один! – на чистом русском языке сказал посол. – Зря, ваша жена получила бы от этого визита немало удовольствия.
        – Как-нибудь в другой раз, – пообещал я. – Она не хочет надолго оставлять дочь, а везти сюда маленького ребёнка – это перебор.
        – Я запомню, – улыбнулся Уолтер Стессел. – Раз вы приняли моё предложение, значит, должны догадываться, о чём пойдёт речь.
        – Возможно, – вернул я улыбку. – Но вы объясните, а то, может быть, я заблуждаюсь.
        – Как там в будущем? – перестав улыбаться, спросил Уолтер.
        – Если честно, то очень плохо, – ответил я. – Это не в последнюю очередь послужило причиной моего возвращения.
        – А для кого плохо?
        – Для всех. Давайте я коротко кое-что расскажу, а потом поговорим более предметно.
        – Я вас слушаю.
        – Ваши учёные сильно кипятились, когда узнали о путешествии во времени?
        – Не то слово, они в него до сих пор не поверили.
        – И правильно сделали. Материальное тело не может двигаться против потока времени. Мне сказали, что это один из фундаментальных законов Вселенной. Я не попадал в будущее и не возвращался обратно. Я прожил свои восемьдесят лет и умер, а в моё молодое тело вернули только память прожитой жизни.
        – Кто вернул? – подался он ко мне.
        – Люди другого мира. Нам до такого было далеко даже в конце моей жизни.
        – И чего они хотели добиться? Чем вы с ними расплатились?
        – Вы не поверите, Уолтер! – засмеялся я. – Я отдал килограмм отличных вафель! И не нужно искать в этом скрытый смысл: ребёнку, который оказал мне такую услугу, она ничего не стоила, он сделал бы это и так, просто из симпатии ко мне.
        – Допустим, – согласился он. – А как же причинно-следственные связи?
        – Они так же фундаментальны, как и законы природы. Одним из следствий переноса моей личности в прошлое стало исчезновение той реальности, которую я знал. Её ещё нет, и я не могу сказать, что будет вместо неё. В результате наших действий сильно меняются даже события ближайшего будущего, что уж говорить о более отдалённом времени.
        – И какая цель? Вывести в лидеры Советский Союз?
        – Одна из целей. Можете мне не верить, но ваше лидерство не принесло ничего хорошего ни миру, ни вам самим. И потом абсолютное лидерство, как и мировое господство, – это фикция. В следующем веке будет много новых центров сил, а все прежние придут в упадок.
        – И вы тоже?
        – Вашими стараниями! – ехидно улыбнулся я. – Вы делаете всё возможное, чтобы разорить Советский Союз гонкой вооружений, а ведь мы ускоряем ваше развитие самим фактом своего существования. Видели бы вы, до какого маразма докатится западная цивилизация. Рассказал бы, но вы не поверите.
        – А вы попробуйте.
        – Хорошо, – хмыкнул я. – Как вы относитесь к геям?
        – Мерзость, – скривился он.
        – К вашему сведению, в начале второго десятилетия следующего века однополые браки были узаконены во всех ведущих западных странах. За их права так яростно боролись, что кандидат в президенты, осмелившийся сказать хоть слово против, мог считать себя проигравшим. К тридцатому году в Европе, если не считать нас, такой была каждая пятая семья. Мы, естественно, не приняли эту мерзость.
        – А мы?
        – Вы ушли в этом недалеко от остальных, просто в США творилось такое, что вам было не до статистики. И это я сказал, в сущности, о мелочи.
        – А что в вашем понимании крупное?
        – Ну хотя бы фундаментальные научные исследования и космонавтика. Они не дают быстрой отдачи и требуют огромных вложений. Пока ими занимались мы, вы старались не отстать, а кое в чём нас опередили. Как только мы вынуждено свернули свои работы, вы тут же бросились сокращать свои. В результате первый термоядерный реактор, который европейцы с горем пополам запустили в двадцать пятом году, стал последним. А нефти к тому времени осталось самое большее лет на двадцать. Попробовали гнать горючее из кукурузы, но обострившийся продовольственный кризис положил этому конец. С защитой Земли от астероидов тоже ничего не получилось.
        – А зачем её от них защищать? – удивился он. – Тысячи лет жили без всякой защиты...
        – Динозавры когда-то думали так же, – сказал я. – Где они сейчас? Ваши соотечественники создадут каталог потенциально опасных небесных тел диаметром свыше ста метров, которые могут вызвать при падении на Землю громадные разрушения и жертвы. Их там было тысяч пять, а более мелких вообще немерено. Один такой мелкий взорвался в тринадцатом году в небе над Челябинском с мощностью четыреста килотонн. К счастью, взрыв был высоко и полторы тысячи человек пострадали в основном от осколков стёкол. Второй, который был намного крупнее, упал недалеко от окраин Бангкока в двадцать четвёртом году. Мегатонный взрыв унёс жизни ста тридцати тысяч человек, и полмиллиона были ранены. А в две тысячи тридцать втором году впритирку с Землей должен пройти астероид диаметром в четыреста метров. Пролетит мимо или врежется – это большой вопрос. Мы пытались создать службу защиты, но дело не пошло дальше болтовни, а вам, как я уже говорил, было не до того. Спасать всех собрались  Китай, Индия и Бразилия.
        – Эти?
        – Сколько пренебрежения! Я говорил вам о новых центрах сил? К вашему сведению, к двадцатому году Китай догнал вас по валовому внутреннему продукту. Хотя по производству он догнал гораздо раньше. У вас оно будет только двадцать процентов от вала, потому что большая доля вашего бюджета – это обслуживание и банковское дело, а у Китая доля производства была шестьдесят процентов! И первая станция на Луне была у Китая! По остальным говорить не стану, догадывайтесь сами.
        – А что явилось причиной нашего упадка?
        – Уродливая экономика, уродливая политика и национальный эгоизм. И ещё ваша идиотская пропаганда. Не возмущайтесь, я сейчас расшифрую. Ваша экономика очень долго сохраняла лидирующее положение в мире. Ещё бы, ведь ваш доход составлял четверть мирового! Реально он был намного меньше из-за характера ВВП. Вы существовали практически без инфляции, затыкая бюджетные дыры печатанием денег. Огромная долларовая масса ежегодно выбрасывалась на внешние рынки. Её фактическая стоимость равнялась стоимости печати. Ваша ФРС только за двенадцатый год раздала друзьям и союзникам шестнадцать триллионов долларов. Большинство этой напечатанной бумаги давалось в долг под проценты. Вы, дорогой Уолтер, замкнули на себя рынки большинства государств мира. Накачивая мировую экономику ничем не обеспеченными деньгами, продавая налево и направо свои «ценные» бумаги, вы разгоняли инфляцию в других странах. Неужели кто-то думает, что так будет вечно? После мирового финансового кризиса, спровоцированного вашей банковской системой, некоторые страны начали вводить региональные валюты, отказываясь от вашего доллара. От ваших казначейских обязательств, валюты и прочей макулатуры начали усиленно избавляться. И вот тут вы показали всему миру кукиш. Напечатали новые банкноты только для внутреннего употребления и отказались принимать к расчёту всё остальное. И объявили дефолт по внешним займам. А многие государства хранили в ваших бумагах свои резервы. Разразившийся кризис не имел равных в мировой истории. Те, кто перешёл на региональную валюту, пострадали меньше, но и им было несладко. Мировая экономика восстанавливалась восемь лет и, когда я уходил, так и не достигла докризисного уровня. Вам этого не простили ни враги, ни друзья. Собственно, друзей у вас больше не было. От вас отвернулась даже Англия. Американские предприятия за границей и активы в банках национализировали, а внешние рынки для вас закрыли. И оружие не помогло, его у всех было слишком много, чтобы можно было безнаказанно им размахивать.
        – Это экономика, – сказал посол. – А что не так с политикой?
        – А всё не так. Сколько было любителей подмять под себя мир! Вроде бы должны понимать, что это бесперспективное занятие, так нет! Вы развязали гонку вооружений, израсходовав в ней за пятьдесят лет ресурсы, которых всему человечеству хватило бы на сто лет мирного развития! Я долго и много мог бы говорить, но не буду. Вы уже давно на дипломатической работе и были у нас сразу же после войны. Должны помнить, как мы относились друг к другу во времена президента Рузвельта. Американцы были для нас друзьями! А сейчас вы враги, и полностью по своей вине! Советский Союз и Соединенные Штаты могут либо дружить и сотрудничать, либо враждовать и конфликтовать. К сожалению, вы выбрали второе. У меня был разговор о том, чем можно с вами поделиться. Знания политических событий вам не нужны. Как я уже говорил, всё начало меняться, и ориентироваться на то, что я рассказал, становится опасно. Научные секреты и технологии вам не дадут и за деньги. Такое не дают врагам, только друзьям. Намёк поняли? Единственное, что можно дать, – это этот список.
        – Что в нём?
        – Перечень природных, техногенных и транспортных катастроф в вашей стране. По транспорту указаны аварии ваших самолётов и кораблей и за границами Штатов. Сюда не входят военные потери в ваших заварушках. Транспортные катастрофы могут теперь вообще не произойти или случиться в другое время. Ураганы и торнадо в более позднее время тоже могут не состоятся, если не разогреем атмосферу. А вот землетрясения и извержения вулканов произойдут точно в срок. Естественно, потери в людях теперь могут быть намного меньше.
        Посол взял в руки три принесённых мной листа и бегло просмотрел.
        – А это что такое? – удивился он.
        – Разрушение всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Два угнанных арабскими террористами самолёта протаранили башни-близнецы, вызвав их обрушение. История очень мутная. Когда начали расследование, выявилась масса нестыковок, почему-то замелькали имена агентов ваших спецслужб, а многие авторитетные эксперты назвали официальную версию насквозь лживой. Одним словом, есть большое подозрение, что вы это сами и устроили, подгадав время, когда в башнях было мало народа. А причина проста, как апельсин. В то время у вас президентом было дерьмо под названием Джорж Буш-младший.
        – Почему дерьмо? Очень приличная семья.
        – Насчёт отца спорить не буду, потому что не знаю. Может, он был достойным человеком. Вы даже назвали его именем авианосец. А вот сынок... Война в Ираке под выдуманным предлогом – это не единственный его грешок. Он сам и его окружение были заинтересованы в этом теракте. Запугать нацию, развязать войну против терроризма, бросив на это десятки миллиардов долларов, создать оправдание для последующих войн с арабами и для открытого беспредела ваших спецслужб внутри страны и за рубежом. Борьба с терроризмом – это святое, на неё многое можно списать.
        – Ладно, спасибо, мы это изучим. К вам можно обращаться, если будут вопросы? Естественно, что любая работа...
        – Вот мой телефон. Обращайтесь, только сразу обговорите, что вас интересует. Таких бесед больше не будет. Я составлю письменный ответ, и, если руководство сочтёт это возможным, вам его отправят. О вознаграждении можете не говорить, оно мне не нужно. Посоветуйте лучше своему президенту выступить с инициативой ограничить стратегические ядерные вооружения. В моей реальности такой договор уже был подписан. Сейчас из-за Израиля всё зависло.
        – Не мы его уничтожили.
        – И не мы. Его вообще не собирались уничтожать. В моей реальности первыми ударили евреи, раздолбали арабов в пух и прах, а потом десятки лет являлись, наряду с вами, главными возмутителями спокойствия в регионе. Я считаю, что это государство вообще не нужно было создавать.
        – Они имели право создать своё государство.
        – На чужой земле?
        – Их предки...
        – Дорогой Уолтер! Если все те, чьи предки когда-то где-то жили, начнут предъявлять претензии на чужую землю... Например, ваши индейцы. Найти поводы и оправдания можно всему, было бы желание. В Югославии есть такая провинция – Косово. Не так давно там жили одни сербы, но постепенно начали селиться албанцы, которых со временем стало большинство. Подстрекаемые исторической родиной косовские албанцы решили, что им будет удобнее жить в Албании, и надумали уйти туда вместе с югославской провинцией. А поскольку жившие там сербы стали возражать, они взялись за оружие. Вы сочли это прекрасным поводом вмешаться. Были сфальсифицированы фотографии, на которых бедные албанцы выглядели страшнее узников Освенцима. О том, что фотографии сделаны в Албании, узнали уже позже. Но вы настроили общественное мнение против сербов, поэтому, когда ваши самолёты без санкции ООН бомбили Белград, многие восприняли это как должное. Как видите, когда надо, быстро забыли о сербских корнях. Сербы – это не евреи.
        – Вы сильно не любите американцев, Геннадий?
        – Это сложный вопрос. Я благодарен тем американцам, которые переживали за нас и оказывали нам помощь, иной раз жертвуя своими жизнями, и был бы рад видеть их своими друзьями. Но мне не за что любить тех, кто с равнодушием сбрасывали из люков на головы вьетнамцам тысячи тонн бомб и вынуждал нас из последних сил тянуться за ними в создании самых смертоносных видов оружия. А более поздние американцы – это вообще мрак. Мне очень не хочется, чтобы всё закончилось так же, но боюсь, что так и будет. Я не наивный мальчик, чтобы верить в ваше изменение только из-за знания того, в какой заднице окажется Америка. Многие просто не поверят. Конечно, это красная пропаганда! Кто-то просто наплюёт, а остальные, как и в моей реальности, будут руководствоваться своими интересами. Тот же президент десять раз подумает, стоит ли круто перекладывать руль. А вдруг машина перевернётся и придавит? Кеннеди никто не забыл. Интересы миллионов американцев связаны с производством вооружений, там влиятельное лобби и огромные деньги. У этих людей деформировано сознание, поэтому бесполезно взывать к их разуму или совести. Положение можно выправить, но это долго и трудно, и нужно желание обеих сторон. Запись вели?
        – А вы как думаете?
        – У вас ещё есть вопросы?
        – У меня миллион вопросов, – вздохнул посол.
        – Я вас понимаю, Уолтер. Сам на вашем месте прыгал бы от любопытства. Только мы на этом закончим. Нам ведь разрешили поговорить, чтобы вы определились в этом вопросе. Если появится желание сотрудничать, милости просим. Только всё обычным порядком через правительство. И перед этим нужно убрать введённые вами санкции и обеспечить обоюдную безопасность. Хочу предостеречь от попыток как-то на меня воздействовать. Я не юнец, каким кажусь, поэтому ничего не получится, даже если использовать моих близких.
        – За кого вы нас принимаете!
        – Не надо обижаться. Как человек вы мне симпатичны, но если прикажут, будете делать и то, к чему не лежит душа. Так вот, вы должны знать, что ничего не получится. В крайнем случае я просто уйду. Я уже прожил одну жизнь и не прочь прожить вторую, но не любой ценой. Наши ничего не потеряют из-за моей смерти, а вы ничего не приобретёте, разве что получите много недоброжелателей из числа моих друзей, которые не оставят это без последствий. А среди них много влиятельных персон.
        – Я передам, – сказал он. – Не думаю, что до такого дойдёт. Вас и ваших близких наверняка охраняют, а просто причинять неприятности никто не будет. Спасибо за то, что пришли, и за этот список, который, возможно, спасёт тысячи жизней.
        Мы простились, и я вышел к машине, которая ожидала на другом конце площади. Посол выглядел угрюмо. Наверное, я выглядел бы не лучше, услышав такое о своей стране. Даже если он не во всё поверил, ничего хорошего в моих словах не было. В машине, кроме шофёра, сидел охранник. Теперь нам запрещалось куда-либо отлучаться без охраны, а соседям из тридцать второй квартиры поменяли жильё, и в неё заселили двух парней из девятого управления Комитета. Я мог гордиться тем, что нас по важности приравняли к руководителям государства, но гордости не было, была неловкость, как будто я занял чужое место в театре и жду, придёт хозяин или досижу до конца.

        – Записали? – спросил посол вошедшего первого секретаря Роберта Фултона. – Как он?
        – Писали на двух комплектах, – ответил секретарь. – Качество обеих записей превосходное. Гость чист: никакой электроники у него не было, посторонних шумов тоже не слышали.
        – Роберт, срочно отправьте одну запись президенту, а вторую принесите мне. Хочу прослушать ещё раз. Какое у вас сложилось впечатление о нашем госте?
        – По разговору показался старше, чем выглядит. Молодые немного не так строят фразы. Вроде говорил искренне, но это может быть результатом игры. Он всё-таки хороший актёр.
        – Какое мнение по поводу сказанного?
        – Наверное, не врал, хотя почти наверняка сгустил краски. Вряд ли там всё было так уж плохо. А вообще, конечно, дерьмо. Я не думал, что ФРС отдаёт столько денег за рубеж.
        – Он говорил о следующем веке, наверняка сейчас суммы намного меньше.
        – Взять бы его, вывезти из страны и качественно потрясти. А можно забрать жену с ребёнком: тогда сам прибежит. Не верю я в то, что он их бросит – не тот человек.
        – Оставьте свои идеи при себе, Роберт, – недовольно сказал посол. – Такие акции могут выйти боком и ничего не дать взамен. В любом случае решать будут в Вашингтоне.

        – И как будем теперь жить? – сказала жена, когда дочь наконец угомонилась и заснула, а мы с ней только готовились лечь.
        – Как жили, так и будем жить, – ответил я, раздеваясь. – Старайся не обращать внимание на охрану. Есть ещё один вариант. Забираем Машку и забиваемся в какой-нибудь медвежий угол на Алтае или в Сибири и крестьянствуем себе помаленьку. Не хочешь?
        – Не смогу. Я уже больше года не снимаюсь и не выступаю. Знаешь, как тоскливо? Терпела только из-за дочери, но она уже подросла, вполне можно на несколько дней оставить с родителями. Нет желания написать сценарий?
        – Обязательно напишу, только сначала разучим несколько новых песен. И музыкантов нужно взять из ЦДСА, чтобы было нормальное сопровождение. А пока будем этим заниматься, я допишу книгу и подумаю над сюжетом.
        – А Брежнев постарел. Вика говорит, что он сильно устаёт и вечером уже никакой. Ложится и засыпает.
        – Ему через несколько месяцев будет шестьдесят девять. Сердце должно работать, как мотор. Наверное, слишком много работает, да и смерть Суслова пережил тяжело. Ему продержаться бы два года, пока Машеров укрепит свои позиции в Политбюро, а потом нужно уходить на пенсию.
        Двух лет не получилось, потому что второго марта семьдесят седьмого года, возвращаясь с совещания Политического консультативного комитета стран Варшавского договора, Брежнев погиб при падении самолёта. Вместе с ним были член Политбюро ЦК КПСС, министр обороны маршал Дмитрий Фёдорович Устинов и маршал Советского Союза Виктор Георгиевич Куликов. Мы в это время находились на съёмках в одном из павильонов «Мосфильма» и узнали о трагедии от Вики, которая дозвонилась в студию и добилась, чтобы меня позвали к телефону. Всё бросив, я вызвал машину и вместе с женой поехал на квартиру Брежневых. Открыла нам Галина, которую увидели в первый раз. Она молча посторонилась, и мы прошли в прихожую. Охранник был здесь, но, похоже, просто не успел уехать. В гостиной встретила заплаканная Вика.
        – Спасибо за то, что позвонила, – сказал я.
        – Бабушка очень плоха, – заплакала она. – Идите в спальню, она уже о вас спрашивала.
        При виде Виктории Петровны у меня сжалось сердце. Я по себе знал, что потеря близких после долгой и тяжёлой болезни переносится легче, чем их внезапная смерть. Мучаясь с больным и видя, как он постепенно угасает, привыкаешь к мысли о неизбежном. Наверное, у неё так было в моей реальности. Сейчас несчастье ударило внезапно, и она не выдержала.
        – Скорую вызывали? – спросил я у вошедшей следом за нами Вики.
        – Была скорая, – ответила мне Виктория Петровна. – Сделали уколы. Ты не беспокойся, ничего со мной не случится. Подойдите ближе.
        Я поставил второй стул рядом с тем, который уже стоял у кровати. Мы сели, а я взял безвольную сморщенную руку и поднёс к лицу.
        – Лёня так молодо выглядел после этих уколов, – сказала мне она, – только уставал, но ведь и работать приходилось много. Как несправедливо! Он хотел через год уйти на отдых, мы уже обсуждали, куда поедем... А теперь ничего не будет, а я осталась совсем одна. У детей своя жизнь, Вика тоже вечно занята. И вам теперь не к кому приезжать.
        – Мы будем вас навещать, честное слово! – пообещала Люся. – И Машку привезём.
        – Не нравится мне её вид, – сказал я Вике, когда мы через десять минут вышли в гостиную. – Хорошо бы здесь подежурить медсестре.
        Я подошёл к телефону и набрал рабочий номер Келдыша. Мне повезло: Мстислав Всеволодович был в своём рабочем кабинете. Я объяснил ситуацию:
        – Охрана разбежалась, Косыгина не хочу сейчас беспокоить и не знаю, где Машеров. Поможете?
        – Ждите, – сказал он. – Скоро приедут.
        – Ты побудешь здесь? – спросил я Вику. – Тогда встретишь медиков. Где её сын?
        – Дядя в командировке в Румынии, но скоро должен подъехать муж. Спасибо вам за то, что приехали.
        Вика была уже замужем и училась на пятом курсе ВГИКа.
        О гибели нашей делегации сообщили на следующее утро. Съёмки я отменил, и мы после завтрака сели за телевизор. В стране объявили пятидневный траур и были отменены все развлекательные передачи. Сообщалось, что прощание будет проходить с четвёртого по шестое марта. Вскоре позвонила Вика.
        – Если бы не ты, бабушки уже не было бы! – сказала она мне. – Ночью случился инфаркт, и врач сразу отреагировал. Он еле её вытянул, скорая не успела бы. Я никогда этого не забуду!
        Едва я положил трубку, позвонили вторично. Это был Юркович.
        – Звоню по поручению Машерова, – сказал он. – Вы будете дома? Тогда я скоро заеду.
        Через двадцать минут я открыл дверь и впустил в квартиру одетого в форму Илью Денисовича.
        – Я уже начал забывать, как вы выглядите, – сказал я ему. – Сколько лет мы не виделись?
        – Много, – ответил он. – Вот что, ребята, времени у меня на разговоры нет, поэтому слушайте и не отвлекайте. С падением самолёта много неясностей. Ил-62 упал через двадцать минут полёта с высоты десять километров. Связь сразу прервалась, а самолёт не планировал, а рухнул на лесной массив. На борту было шестьдесят тонн горючего, которое воспламенилось и зажгло лес. Там был настоящий ад, поэтому надежд на то, что уцелели бортовые самописцы, почти нет. Пожар потушен, но к работам пока не приступали.
        – Много было людей? – спросила Люся.
        – Кроме них, ещё восемь человек сопровождения и пять членов экипажа. Завтра нужно выставлять гробы, так что сейчас первым делом начнут искать останки, а уже потом заниматься остальным. Ладно, вас это не касается. Я приехал вот из-за чего. В день похорон у гробов будет стоять руководство, а пока только родственники и друзья. В первый день постоишь и ты, если не против. Мне сказали, что он этого хотел. Начало в десять, но прийти нужно немного раньше. Заодно увидишься с Машеровым, он там будет.
        – Уже решили, кто заменит Леонида Ильича? Или вы не в курсе?
        – Я в курсе. Были две кандидатуры: Кириленко и Машеров, но Андрей Павлович отказался из-за возраста. Так что до пленума ЦК обязанности генерального секретаря выполняет Машеров. Ещё вопросы есть? Приезжай минут за десять до начала, я тебя встречу.

     Часть 3, Главы 13-15   http://www.proza.ru/2017/05/26/272


Рецензии
У нас многих хлебом не корми, дай только посплетничать, а если чего не знают, так придумают.
***
И придумают очень много.

Ольга Смирнова 8   21.10.2020 10:28     Заявить о нарушении
И как мухи тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам... Так было, сейчас переносчики слухов СМИ и интернет. Впрочем, с помощью мобильников любой слух можно растиражировать на небольшой город. :)

Геннадий Ищенко   21.10.2020 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.