Приёмыш2-Главы 27-28

                Глава 27


        После возвращения Ира обложилась нужными амулетами и развила бурную деятельность.
        – Март, – позвонила она в замок, – готовься, скоро у вас появятся гвардейцы. Поведёшь их за чешуёй, да не один раз, а три-четыре.
        – Зачем нам столько чешуи, ваше величество? – удивился маг. – И так почти все сундуки ею забиты.
        – Найдёшь пустое помещение в подвале, и ссыпайте из сумок прямо в него. Чешуи нужно много! В перспективе у нас война с даргонами, которые уже показали, что не остановятся ни перед чем. Да и для второй империи устойчивость нашего населения к магическим атакам станет веским аргументом относиться к нам с должным уважением.
        – Вы хотите защитить всех? – удивился Март. – Но ведь это десятки миллионов людей.
        – Ну и что? Нам не хватит чешуи?
        – Чешуи-то хватит, её там в отдельных местах по колено. Нам магов не хватит.
        – Есть у меня по этому поводу мысли. Гвардия сейчас ничем не занята, а они все маги, правда, учили их так... Обучим гвардейцев делать амулеты и пусть трудятся. То же и с армией. Пошлю магов, чтобы выявили самых способных ребят, активировали эти способности, ну и всё остальное, что нужно. Учителей сейчас достаточно, поэтому азам научим быстро. Ничего сложного в этих амулетах нет, да и сил на их изготовление нужно немного. Посадить на это дело две тысячи человек, и достаточно. Один сделает за день с полсотни амулетов, а все вместе – уже сто тысяч. Подготовим ещё людей, чтобы эти не свихнулись от однообразной работы. Одни работают, другие служат, потом меняются. Думаешь, не получится?
        – Получится, – согласился Март. – За год всех обеспечат. Только вы подумали о том, что не будут бояться и наших магов?
        – Подумала, Март! Магов должны не бояться, а уважать. Вами должны гордиться! А если я освобожу магов от клятвы, от них будет намного меньше неприятностей.
        – Воля ваша, – согласился он, – но с чешуёй получается перебор.
        – Ничего подобного! – не согласилась Ира. – Мы сидим на уникальном материале и почти его не используем. Знаете, как делают защитные амулеты в империи? Там для этого выращивают специальные кристаллы. Долго и дорого, поэтому у них ни у кого нет защиты, кроме армии и чиновников. Они после захвата моего дворца первым делом стащили амулеты связи. Думаю, что, если я предложу чешую императору, он будет брать её миллионами, а мы вытянем из них золото. Его потребуется очень много для торговли с Землёй и на мои проекты. Делаем одновременно два дела: помогаем союзнику и получаем золото за товар, который в буквальном смысле слова валяется у нас под ногами. Я думаю, что гвардейцев нужно посылать за чешуёй несколько дней. Запас карман не тянет, а когда забьём чешуёй подвал, это будет уже наше добро, а не бесхозный мусор в каком-то мире.
        Следующий звонок был командующему гвардией.
        – Ален, сколько у вас людей?
        – После третьего набора тысяча человек. Но подготовленных к боевым действиям только восемьсот, остальные проходят обучение.
        – Вам нужно не сражаться, а поработать грузчиками. Оставьте для охраны столицы три сотни гвардейцев, а остальных кто-нибудь из магов перебросит к моему замку, а Март отправит в один из миров, откуда нужно вынести чешую дракона. Это очень важная и ответственная работа. Пусть каждый возьмёт с собой по две сумки. Если не хватит сумок, используйте ранцы. Чешуя тяжёлая, поэтому набирайте сумки так, чтобы не оторвали ручки и не надорвались. Сделайте сегодня столько ходок, сколько получится, только не загоняйте людей. Следующие два дня займётесь тем же самым. И не берите с собой автоматы, достаточно пистолетов.
        – Саш, – позвонила она магу. – Чем ты занят? Ничем? Вот и хорошо. Иди к казармам гвардейцев и, когда они будут готовы, переправь к Марту. То же сделаешь и в следующие два дня, поэтому договорись с графом о времени.
        Следующий звонок был Хардину.
        – Лаш, – в каком состоянии те маги, с которыми ты занимался?
        – Я закончил с ними три дня назад. Пришли маги из Зартака, но они не хотят давать клятвы, поэтому с ними занимаются другие.
        – Мне нужно, чтобы ты сделал одну работу. Даргоны очистили побережье от рахо, но при этом потеряли все корабли, которые могли бы использовать для его захвата. Пока они построят новые и обучат команды, пройдёт год, а то и два.
        – А ты хочешь их опередить и занять побережье?
        – Совершенно верно. За это время нам нужно хорошо там укрепиться. Купим на Земле что-нибудь убойное для береговой обороны, и фиг они вообще подойдут близко к берегу. На кораблях нет брони, поэтому для их уничтожения хватит небольших орудий. И стрелять можно прямой наводкой.
        – Мы прикроем орудиями только города. А остальное побережье?
        – Там можно использовать торпедные катера или что-нибудь другое. Я озадачу этим военных, а нам нужно подумать о другом. Основная угроза от империй – это их свёрнутые заклинания. Я потом объясню, что это такое. С их помощью они могут уничтожить десятки миллионов людей, у которых нет защиты от магии. Поэтому я хочу дать такую защиту всем жителям королевства. Тогда мы сможем наплевать на даргонов и будем мало зависеть от своих союзников.
        – Это огромная работа.
        – Не такая уж и огромная. Гвардейцев я уже отправила за чешуёй, и за три дня они натаскают столько, что хватит не только для нас, но и на продажу ланшонам.
        – Хочешь вытянуть из них золото?
        – Конечно. Его понадобится очень много. А ещё я хочу забрать каторжников с рудников.
        – А эти тебе зачем? Вроде неплохо работают.
        – Нужно очистить от тел столицу рахо. Нет у нас времени ждать, пока это сделает природа. Тела уже в безобразном состоянии, но там такой народ, который не напугаешь видом распухшего трупа. Обещаю им освобождение после окончания работ и приличное вознаграждение, чтобы могли купить себе дом и начать новую жизнь.
        – И выполнишь обещание? Там же одни мерзавцы.
        – Выполню. Поставим им магические метки и, если возьмутся за старое, будем отыскивать и укорачивать на голову. Чтобы они могли нормально работать, пошлём с ними магов, которые будут перед каждым выходом на работу ставить на лица магический фильтр для очистки воздуха. Это часть нашего заклинания, которое используется при проницаемости. Пошьём рукавицы, пригоним лошадей с повозками, и пусть работают. Каторжников у меня человек триста, а трупов тысяч тридцать или немного больше. Так что не так уж и много работы на одного.
        – Ладно, столицу ты очистишь, и после дождей её можно занять. И побережье укрепишь. Это всё жизненные планы. Но ведь нужны ещё крестьяне. Или будешь возить туда продовольствие с Земли?
        – И с Земли привезём на первое время, и крестьян на землю посадим. Там брошено много деревень, в которых есть всё для жизни. Наши переселенцы похоронили тела, забрали скот и часть имущества, а остальное стоит и ждёт хозяев. У нас по деревням большой избыток рабочей силы. Предложим людям землю в собственность, да ещё с готовым хозяйством – мигом набегут. И налог установим только десять процентов, да и то с третьего года, а пока сами подкинем им продовольствия.
        – Дворянство может быть недовольно.
        – Я как-нибудь переживу их недовольство. Будем брать крестьян понемногу отовсюду, так что дворяне не сильно пострадают. Объяснить, для чего это делаем, думаю, поймут.
        – Я вижу, что ты уже всё продумала. Может, объяснишь, кто сделает миллионы амулетов?
        – Вот это и будет твоей работой!
        – Я всегда говорил, что перетруждаться вредно, особенно молодым.
        – Ты не смейся, а лучше послушай. Сделать амулет не очень трудно даже неумелому и слабому магу. Ни особых умений, ни силы для этого не требуется, поэтому стоит задача получить нужное число таких магов и посадить их за работу. Мы с Мартом уже прикинули, что если этим будут попеременно заниматься по две тысячи магов, они за год обеспечат амулетами всех жителей королевства.
        – А почему попеременно?
        – Потому, что нудная и однообразная работа. За год точно свихнешься. Когда  Март делал амулеты сотнями, он чуть не лез на стенку.
        – Значит, задача – найти кандидатов на эту работу и сделать их магами?
        – Очень чётко сформулировал. У нас в армии, не считая гвардии, шестнадцать тысяч человек. Они уже обучены, так что на время можно многих оторвать от службы. Если объяснить им важность работы, дать возможности мага и его продолжительность жизни, да ещё стимулировать материально, от кандидатов не будет отбоя. Их можно загрузить на полгода, а потом подготовить других. А когда вернутся в строй, они усилят армию. Сейчас я буду говорить с канцлером, чтобы на всё это выделили средства и помещения. Ещё закажем мешочки со шнурами. Вроде ерунда, но если счёт пойдёт на миллионы...
        – Я уже говорил, что с тобой интересно жить?
        – Я слышу это от тебя в третий раз. Ладно, Лаш, бери магов и начинай, а я буду звонить канцлеру.
        Нужный амулет был на поясе, а герцог сразу же взял свой.
        – Лён, хотите войти в историю?
        – Смотря в какую, – ответил канцлер.
        – Тогда спрошу по-другому. Вы хотите лежать на морском берегу, слушать шум моря и смотреть на набегающие волны?
        – Что ты задумала?
        – Почему задумала? Я уже начала выполнять. Побережье свободно, и в ближайшее время мы его займём.
        – А даргоны?
        – Плевать на даргонов. Они потеряли почти весь свой флот и на год-два остались без зубов. А мы с вами используем это время с толком. Защитим побережье от флота, а население – от возможных магических атак. А если приплывут, будем топить! Всё равно нам с ними воевать, так зачем давать возможность врагам укрепиться?
        – И что тебе нужно от старого человека?
        – Вот что, старый человек, найдите мне в канцелярии того, кто занимается рудниками, и пусть он со мной созвонится через ваш амулет. Кроме того, нужно найти помещения для четырёх тысяч солдат, и людей, которые обеспечили бы их питанием и всем необходимым для жизни. Помещения нужны только на год, так что можно взять в аренду.
        Следующим на очереди был Сантор.
        – Капитан, срочно разыщите мне Троя Хоккера. Это тот болезный, которого я отправила во дворец. Пусть его доставят ко мне.
        Потом опять был звонок Марту. Март на звонок не откликнулся, и амулет взял управляющий.
        – Ваше величество, Март ещё не вернулся со второй ходки за чешуёй.
        – Тогда я попрошу вас, Виктор, отправить кого-нибудь в наше посольство. Мне срочно нужен Воронцов. Март вам оставил ключ от комнаты с вратами? Вот и действуйте.
        Ира успела сделать ещё несколько звонков и переговорить с нужными людьми, когда вошёл Мар и сообщил, что в приёмную доставили человека, которого она хотела видеть.
        – Пусть войдёт, а ты проследи, чтобы нам не мешали, – приказала она, дождалась, пока Трой переступит порог кабинета, и сказала: – Хватит кланяться, садись на стул и слушай! Я поручаю тебе очень важное дело. Выполнишь – снова станешь человеком, а не мальчиком на побегушках.
        – Я весь внимание, ваше величество.
        – Сейчас пойдёшь в Сенгал искать сбежавшего принца. Возьми эти кошели. В одном серебро, в другом золото. Это амулет связи со мной. Чтобы он работал, нужно сжать в руке. Защитный амулет тебе уже дали. Не потеряй эти три камешка. Как только найдёшь принца или потребуется для чего-нибудь вернуться, выложи их вот так и свяжись со мной через амулет. Я открою врата, и ты уйдёшь. Оружие нужно?
        – Если можно, дайте кинжал, я неплохо им владею.
        – Возьми любой со стены, – разрешила Ира. – Теперь вспомни какое-нибудь место в столице, где обычно не бывает людей. Всё, я запомнила. Иди во врата и постарайся всё выполнить. Найдёшь принца – не пожалеешь. Да, постарайся не тащить его силой. Скажи, что я хочу ему помочь, а если упрётся, выкладывай маяк и вызывай меня. Я поговорю с ним сама.
        Едва Ира успела отправить Троя, как позвонил Новиков.
        – Ваше величество, товары от наших партнёров пошли валом, мои люди не справляются. Если можно, выделите кого-нибудь. Было бы неплохо иметь хоть одного мага, который мог бы убирать вес, а то у Альбера для этого мало сил.
        – У тебя есть связь с Сардисом? – спросила Ира. – Позвони ему, чтобы отправил к вам Олина. А что поступило?
        – Остальные повозки и шасси, много часов и весов, пятьсот тонн картофеля и посуда. И ещё привезли палатки. Мы в тот раз просили побольше и не дали отбоя.
        – Бери всё, пригодится. Купцы уже разобрали повозки с площадки, а шасси – только половину, но места должно хватить. Есть склады для остальных товаров? Ну и хорошо. Скажи Альберу, пусть сходит вратами в магистрат. Попросите там людей и оплатите услуги. На будущее наймите грузчиков на постоянной основе, чтобы не было авралов. Пусть лучше они сидят у вас без дела. Да, когда попадёшь домой, попроси жену сходить на мою кухню и показать главному повару, как варить и жарить картошку. Это неподходящее занятие для баронессы, но не королеве же заниматься готовкой на собственной кухне! Заодно пусть скажет, чтобы вам привезли картошки. Договорились? Ну и хорошо. В Госдепартаменте говорил?
        – Был такой разговор. Я немного нахамил, а они ещё раз извинились и сказали, что, как только у вас появится время, постараются обеспечить встречу с президентом. Я заодно подбросил идею договора.
        – Молодец, всё сделал правильно. Владимир, мне звонят, заканчиваем.
        Звонил Виктор Мариш.
        – Ваше величество, подошёл Воронцов, так что я отправил его к вам вместе с дружинником.
        Поблагодарив управляющего, Ира отложила амулет и устало откинулась в кресле.
        «Темп жизни ускоряется, – подумала она. – Число помощников растёт, но дел только прибавляется. Интересно, Брежнев тоже столько работает? У меня к концу дня язык совсем отвалится».
        Минут десять до прихода Павла никто не звонил, и она немного отдохнула.
        – Ваше величество... – начал вошедший Мар.
        – Прибыл Воронцов? – перебила Ира секретаря. – Давай его сюда... Привет, Павел, – поздоровалась она с вошедшим куратором. – Ещё не отобрали знак?
        – Здравствуйте, ваше величество. Конечно, отобрали. Это его копия из нашего золота. Что-то у вас сегодня загнанный вид.
        – Неужели так заметно? Ладно, давайте займёмся делами, у меня их к вам много. Прежде всего пройдёмся по тем, которые уже обсуждались. Что с минёрами и взрывчаткой?
        – Вот расчёты количества взрывчатки и цены на неё и на наши услуги. Устроит?
        – Устроит. Присылайте всё к замку, а мы переправим на место. Теперь по городу.
        – Есть принципиальное согласие руководства, так что мы можем прислать специалистов, чтобы они осмотрели вашу разрушенную столицу и примерно определились с объёмом работ.
        – Присылайте. У меня уже все дружинники говорят по-русски, так что есть кого выделить в сопровождение. Что по «Градам»?
        – Тоже никаких проблем. Как только скажете, сразу же пришлём инструкторов. Сколько людей хотите обучить?
        – Я сильно увеличила дружину, так что могу безболезненно выделить десять человек, а они потом сами обучат остальных. Я пока не хочу давать такое оружие армии. Теперь по магам. У меня намечается встреча с американским президентом, и я должна знать, что вы решили.
        – Мы только «за» и готовы поговорить о цене за обучение и об амулетах. Надеемся, что вы всё-таки не будете готовить американцам столько же магов, сколько и нам.
        – Я постараюсь учесть ваши пожелания, но ничего не обещаю. О магах поговорим позже. У меня временно нет возможности ими заниматься. У наших врагов обнаружился магический аналог атомной бомбы, и я должна срочно защитить своих подданных. Сейчас все силы уйдут на это, а вашими магами займёмся через месяц.
        – А как можно устраивать взрывы такой мощности с помощью магии? Вы же говорили, что энергия, которой оперирует маг, очень небольшая.
        – Это я выразилась образно. Никакого взрыва нет, просто при использовании этого оружия число жертв может исчисляться миллионами. А если человеку дать защитный амулет, это на него не подействует. А чтобы изготовить миллионы амулетов, нужно много магов.
        – Понятно. Ничего, мы обождём.
        – А как насчёт моего условия? Ну того, что магов буду делать только при наличии от вас переселенцев.
        – Будем подбирать вам добровольцев нужных специальностей, но позже, когда начнём восстанавливать город и деревни. Только там много работы, поэтому сразу предупреждаю, что и золота у вас вытянут много. После наших специалистов, которые осмотрят город, пришлём геологов.
        – Делайте всё, что нужно, а золота расплатиться у меня хватит. Теперь ещё один вопрос. Я случайно в два раза увеличила территорию королевства. Теперь у меня появилось обширное побережье, и встал вопрос его охраны. Через год я жду вражеский флот. Он должен быть большой, но корабли деревянные, без бронирования, и вооружены только баллистами. Стреляют метров на двести-триста, так что флот можно подпустить на километр, а потом расстрелять. Для приморских городов мне будут нужны пушки не очень большого калибра. Но флот может не пойти в города, а высадить десант в любом месте побережья. Вы знаете возможности моих врат, поэтому пусть ваши военные специалисты подумают, что мне лучше применить.
        – Здорово! – с восхищением сказал Воронцов. – Поделитесь опытом, как можно случайно отхватить кусок земли размером в две Англии?
        – С учётом степи, которую я тоже считаю своей, там наберётся и на три Англии, только это долгий разговор, а я за сегодняшний день уже так наговорилась, что язык еле ворочается. Поэтому об этом поговорим в следующий раз. У меня остался вопрос по продовольствию.
        – Вы же его и так набрали у нас и у американцев. Куда вам столько? У вас был неурожай?
        – Урожай у нас нормальный, и своему населению продуктов хватит, но так получилось, что придётся кормить много лишних ртов. После набега кочевников половина крестьян в Сенгале ничего не соберёт со своих полей. Скоро у них начнётся голод, и если я не помогу сейчас, к холодам сенгальцы побегут через мою границу. А тогда их придётся не только кормить, но и обеспечивать хоть каким-то жильём. То же и в Сардии, от которой я отказалась. Урожай они вырастили, но сейчас идёт драка за власть. Начались грабежи и бесчинства, столица сгорела, так что, хоть и в меньших масштабах, но беженцы будут и от них.
        – Они ведь вас выгнали? Так зачем пускать к себе?
        – Хотите, чтобы я поставила армию вдоль границы и заворачивала женщин с детьми, обрекая их на голодную смерть? У меня на такое не хватит ни армии, ни чёрствости.
        – Извините, это я сказал, не подумав.
        – Продовольствие потребуется и для другого. На побережье нужно переселять около миллиона человек. Не сразу, конечно, и резервы продовольствия у меня есть, но очень не хочется трогать запасы, поэтому подумайте, что вы сможете продать. Нужны мука, крупы и растительное масло. Если с чем-то будут сложности, я куплю у американцев.
        – Это все вопросы?
        – Пока да. Напоить вас чаем?
        – Нет, спасибо, я недавно ел, да и вы сильно устали, поэтому лучше отправьте в мой кабинет, а с завтрашнего дня займусь вашими вопросами.

        Сознание возвращалось медленно. Сначала он услышал шум в ушах, потом ощутил сильную боль во всём теле. К счастью, со временем она немного стихла. Нел с трудом выплюнул набившийся в рот песок и попытался открыть глаза. Это удалось, хоть и не сразу, потому что проклятый песок попал и в них. Пришлось плакать, чего он не делал с детства. Когда слёзы очистили глаза, увидел, что находится в пустынной местности. Песка здесь хватало, кое-где он образовывал небольшие дюны, но эту местность трудно было назвать пустыней из-за видневшейся повсюду чахлой растительности. Превозмогая слабость и головокружение, Нел поднялся на ноги и осмотрелся. В десяти шагах от него лежал мёртвый дракон. Неудивительно, что крылатый ящер разбился, упав с высоты в половину ла, удивительно, как удалось уцелеть самому и даже ничего себе не сломать. Хотя сотрясение точно заработал, потому что головокружение и не думало проходить. Он лёг на песок и создал лечебное заклинание. Лежать пришлось долго.
        Почувствовав себя лучше, юноша поднялся и подошёл к дракону. Страшный удар порвал кожаную сбрую, которая удерживала Нела и груз. Ему очень повезло с падением и с тем, что разбросанные возле дракона вещи остались целыми. Он собрал их в большую сумку, которую одел на манер рюкзака, повесил на плечо арбалет и зашагал на юг. Вызывать группу было рано, сначала нужно было самому выйти в более обжитые места.
        Нел шёл полдня, но характер местности не менялся. Он остановился и задумался. Долго идти не хотелось, а использовать «степной шаг» одному... У него почти не было сил, они ушли на заклинание исцеления. Решив, что на одни врата его хватит, юноша открыл их в своей комнате в департаменте разведки.
        – Приятно, когда тебе так радуются, – сказал Нел разведчикам, которые окружили его в коридоре и от избытка чувств сильно хлопали по плечам, – но лучше вам быть со мной осторожнее, я ещё не совсем в форме.
        – Разойдитесь, господа! – протиснулся сквозь собравшуюся толпу начальник Нела. – Рад, что ты жив! Пойдём поедим, заодно расскажешь, чем закончился твой полёт.
        – Падением он закончился, – начал рассказывать Нел по пути в трапезную. – Грохнулись с большой высоты. Дракон разбился, а я каким-то чудом уцелел. Залечил повреждения и полдня шёл по чему-то вроде пустыни, которой не видно конца. Потом плюнул и решил вернуться за помощью. Дайте магов для «степного шага».
        – Дадим тебе магов, и сразу возьмёшь отряд. Маги пока останутся с тобой. Вернутся, когда выйдете в нормальные места и ты будешь в форме. Заодно мы будем знать точки привязки. Давай поедим, а потом я быстро всё организую.
        Ему дали немного отдохнуть, после чего пришлось открыть и держать врата, пока через них бегом не проследовали двенадцать человек. Последним вошёл он сам и с облегчением убрал заклинание.
        – Да, неприветливое место, – сказал один из магов. – В какую сторону идти?
        – Я двигался на юг, – ответил Нел. – Это направление в противоположную сторону от побережья.
        – Тебе виднее, – согласился маг. – Начинаем работать.
        «Степным шагом» шли недолго. Уже через два часа песок уступил место поросшей редкой травой земле и стали попадаться кусты. Ещё несколько проходов вратами, и трава стала гуще, кое-где появились деревья.
        – Вечереет, – сказал Нел. – Давайте устраиваться на ночёвку. Сейчас тепло, поэтому обойдёмся без палаток. Никто не хочет вернуться ночевать домой?
        – Все хотят, – ответил ему один из магов, – но мы выложились, а ещё нужно ставить сигнальный контур. Да и оставлять вас совсем без магической поддержки... Ты ведь не восстановился?
        – К утру должен.
        – Вот утром и будем смотреть.
        Утром прошли ещё немного и встретили деревню. Она была не очень большая, с сотню дворов, и в одном из них заметили не похожих на крестьян людей.
        – Нужно узнать, кто они такие, – сказал Нел. – Я попытаюсь подобраться ближе, а вы прикроете меня вон с того холма.
        Он оставил свои вещи, взял в руки арбалет и, пригибаясь, побежал в сторону деревни. Когда до неё осталось не больше ста шагов, лёг в траву и пополз. Добравшись до огородов, остановился и стал думать, что делать дальше. Разговор слышался отчётливо, но вёлся на незнакомом ему языке. Додумать не дали. В спину упёрлось что-то твёрдое, и мужской голос произнёс непонятную фразу. Нел повернул голову и увидел молодого парня с каким-то оружием в руках. Подчинить чужака не получилось, говорить с ним мысленно – тоже. Из-за холмика в его врага выстрелили из арбалета. Для стрельбы было далеко, но кто-то в группе решил рискнуть. Невероятно, но парень как-то почувствовал опасность и отпрыгнул в сторону. Воспользовавшись этим, Нэл вскочил и попытался применить арбалет. Удар в плечо бросил его на землю. Мгновением позже пришла боль. Теряя сознание, он успел услышать короткие, грохочущие звуки, а потом тьма погасила сознание.


                Глава 28


        В хлопотах прошли три дня. Работа, которую запустила Ира, втягивала всё новых людей и наконец начала приносить результаты. В столицу привезли больше трёхсот отобранных Лашем солдат, дали им способности к магии и стали учить её основам. Гвардейцы забили чешуёй подвал замка, после чего многих из них отправили в деревни на бывших землях рахо проверять, можно ли отправлять туда крестьян. Два десятка дружинников проходили обучение пользованию реактивными миномётами, а команда взрывников с двумя тоннами толовых шашек была отправлена к Яру. Воронцов сообщил, что в ближайшие дни пришлют архитекторов и геологов и начнутся поставки продовольствия. Непосредственного участия Иры не требовалось, всё прекрасно делалось и без неё. Винтор не появлялся с обещанными заклинаниями, поэтому решила воспользоваться свободным временем и встретиться с американским президентом. По её приказу Новиков сообщил в Госдепартамент о том, что королева готова к такой встрече. Пока не было ответа, она решила проверить, как идёт обучение языкам, и была приятно удивлена. Группа магов, которым поручили эту работу, уже обучила трём языкам её дружинников, чиновников канцлера и всех магов, работавших в министерстве магии. Даже канцлер и Олес с Граей прошли обучение. Теперь в работу взяли амазонок и полсотни гвардейцев из тех, кого королева часто привлекала для выполнения всякого рода поручений. Новиков отобрал людей для своей работы и тоже отправил их учить английский. Он накупил в Америке много книг и хотел после обучения усадить своих работников за их чтение.
        Едва Ира закончила с магами, примчался Серг.
        – Ты не забыла, что послезавтра воскресение и мы идём в гости? – с порога заявил он.
        – Разве я обещала ходить в гости каждую неделю?
        – Ну Ирочка! – начал канючил он. – Что тебе стоит? Мы ведь собирались пригласить их к себе, вот и пригласим. Ты только проведёшь сюда и поручишь мне, ну и заодно свяжешь нас заклинанием изучения языка. Пока я буду всё показывать, они выучат язык. А ты тем временем занимайся своими делами.
        – Так можно, – согласилась Ира.
        – Только попроси Новикова купить для Ольги брючный костюм, чтобы она не позорилась в трико.
        – А матери?
        – Оля говорила, что у неё есть.
        – Ладно, беги. Я закажу Новикову.
        Пришлось связываться с Владимиром.
        – Ну как, барон, ответа пока нет? Чем заняты?
        – Как только ответят, я сразу же вам доложу. А заняты... Были переговоры по поставке мясных консервов, муки и кукурузного масла, а сейчас принимаем башенные часы и мерные ёмкости, которые вы заказывали. Закончим с этим, и другой работы сегодня не будет.
        – Кто-нибудь из вас может купить приличный брючный костюм на худенькую девочку одиннадцати лет? Рост средний, а размеров я не знаю. Поговорите с продавцами, они подберут. Валюта у вас есть?
        – Валюты навалом, нам поменяли на золото. Конечно, сходим. Скорее всего, схожу я. Альбер большой любитель ходить по магазинам, но он теперь женат и свободное время проводит дома.
        Решив, что уже можно говорить с императором ланшонов о продаже чешуи, Ира сжала в руке амулет. Минут пять пришлось ждать пока пришёл ответ.
        – Это вы, Рина? – раздался голос Строга.
        – Я, – ответила она. – У вас есть время со мной поговорить?
        – Конечно, я вас слушаю.
        – Когда вы захватили мой дворец, ваши маги забрали мои разговорные амулеты из чешуи дракона. Позже их вернули, но не все. Я звоню не из-за этого, а потому, что теперь вы должны знать её свойства. Чешуя очень долго хранит наложенные заклинания, причём, в отличие от других известных нам материалов, таких заклинаний может быть много. Все наши защитные амулеты выполнены из неё. У меня возникла потребность в золоте, а вместе с ней и идея продать вам чешую в большом количестве.
        – В большом – это сколько?
        – Пока миллион чешуек. Если у вас будет заинтересованность и золото для оплаты, такую операцию можно повторить.
        – И сколько же золота вы хотите?
        – Мне трудно сказать точно из-за отсутствия у нас с вами общих мер веса, но примерно это вес тысячи взрослых мужчин.
        – Я затрудняюсь ответить прямо сейчас. Мне нужно поговорить с магами, нужна ли вообще чешуя, и узнать, сколько имеется золота. Мы возобновили добычу, но я не знаю, что сейчас в хранилище. Давайте договоримся, что, когда я буду готов к разговору, сам с вами соединюсь. Рина, я хотел задать вам откровенный вопрос и услышать такой же откровенный ответ. Вам понравился мой сын?
        – Нет, Строг. Внешне он привлекателен, но вот внутренне... Мне кажется, что его никто не интересует, кроме него самого. Его раздражает моё высокое положение, и у него нет никакого желания за мной ухаживать. Видимо, у вас при дворе достаточно доступных красоток, и его это устраивает. Мой старший брат был точно таким же.
        – А теперь?
        – Теперь это сильный воин и государственный деятель, который со временем заменит канцлера. Он женился и уже не интересуется придворными шлюхами.
        – И как же этого удалось добиться?
        – Очень просто. Муж любил брата и во многом ему потворствовал. Когда закончилось терпение, я загнала его на обучение в дружину. Её капитану было приказано забыть, что он имеет дело с принцем, и сделать из него человека, а мои приказания обычно выполняются.
        – Действительно, простой способ. Спасибо, Рина, и до свидания. Я позже соединюсь.
        Связь разорвалась, и Ира решила заняться с учебником, который она пока освоила на две трети, но неожиданно в голову пришла интересная идея.
        – Страшила! – позвала она ящера. – Ты помнишь, как дал мне картинки пригодного для жизни мира, где не было своего разумного населения?
        – Сколько раз можно говорить, что я никогда ничего не забываю? – недовольно ответил ящер.
        – А сколько ты ещё знаешь таких миров?
        – Ещё три. А тебе зачем?
        – Нужно. Их не могли занять?
        – Вряд ли. Поблизости нет таких разумных, которым это под силу.
        – Слушай, будь другом, сходи туда ещё раз. Нужно проверить, свободны они или нет, и показать мне картинки из разных мест. Сделаешь?
        – Ладно, всё равно нечего делать.
        – Если тебе нечего делать, то заодно сходи на побережье, где жили рахо. Их там уже нет, но меня интересуют места на побережье, где стояли их города.
        – Почему стояли? Ты что-то с ними сделала?
        – Почему ты так решил? – удивилась девушка.
        – Ты взорвала наш город, вот я и подумал...
        – Нет, я не взрывала их городов. Там прошла огромная волна, так что города, наверное, разрушены.
        «Если у меня получится, нам всё построят без золота, – подумала Ира, – да и на мой мир уже не будут так разевать рот».
        Час, пока не было Страшилы, она провела как на иголках.
        – Как я и думал, миры по-прежнему свободны, – раздался в голове его голос. – Принимай картинки. Даю пять по каждому миру, тебе хватит. А это картинки тех мест, где стояли города. Всего нашёл пять. Там трудно искать, из-за того, что всё завалено грязью, так что их может быть и больше.
        – Спасибо, ты мне сильно помог.
        «Отдам по одному миру Советскому Союзу и Америке, – думала Ира, – и будут они мне строить города и прокладывать дороги. А золото, которого у меня много, а будет ещё больше, пущу только на приобретение товаров. Теперь нужно поговорить с американским президентом, а потом уже можно говорить со своими. А один мир оставлю для себя. Если верить имперским магам, такие миры – большая редкость».
        Долго никто не мешал, и она очень хорошо позанималась. Изучение учебника прервал звонок Новикова.
        – Получен ответ из Госдепартамента, – сказал Владимир. – Президент сейчас отдыхает на своём ранчо и останется там до завтрашнего утра. Поэтому сегодня он может с вами встретиться в любое время.
        – Что ещё за ранчо? – спросила Ира.
        – Это нечто вроде шикарной дачи, где он иногда отдыхает и принимает гостей. Сам он там, естественно, не работает, а для работы держит людей. Сейчас к вам придёт Альбер и принесёт костюм и фотографию ранчо.
        С сожалением закрыв учебник, девушка пошла переодеваться. На встречу она решила идти в сером брючном костюме, дав себе слово при первой же возможности обновить гардероб. Через десять минут в приёмной появился Альбер, принёсший фото и костюм для Ольги. Ира оставила в гостиной пакет с одеждой и по фотографии открыла врата. Не прошло и минуты, как к ней подошли двое молодых людей в чёрных костюмах.
        – Королева Рина? – спросил один из них и, получив утвердительный ответ, добавил: – Прошу пройти в дом. Президент вас ждёт.
        «Ничего себе дачка!» – подумала она, идя в сопровождении охраны к большому одноэтажному дому.
        Дорожки были выложены каменной плиткой, а газоны и клумбы тщательно ухожены. Невдалеке виднелись два дома поменьше и деревянная изгородь.
        – Прошу, ваше величество, проходите! – открыл перед ней дверь один из охранников. – Подождите в гостиной, сейчас мы предупредим президента.
        Ждать почти не пришлось.
        – Рад приветствовать у себя высокую гостью! – сказал стремительно вошедший в гостиную мужчина, в котором она узнала Никсона.
        Президент был в джинсовых штанах и клетчатой рубашке с открытым воротом. Улыбался он искренне, но Ире не понравился из-за широкого приплюснутого носа.
        «Боксом он, что ли, занимался?» – подумала девушка, поднимаясь навстречу хозяину.
        – Я тоже рада вас видеть, господин президент! – сказала она, протягивая руку для пожатия, но Никсон её поцеловал.
        – Никаких президентов! – категорично сказал он. – У нас с вами неформальная встреча, вот и не будем излишне придерживаться формальностей. Зовите меня Ричардом.
        – Тогда и вы меня просто Риной.
        – Договорились. А теперь пойдёмте, я познакомлю вас с женой.
        Президент отвёл Иру на большую кухню, где симпатичная женщина заваривала чай.
        – Это моя жена Пэт. Дорогая, это наша гостья Рина, – представил он женщин. – Сейчас Пэт угостит нас пирогом с яблоками. Он у неё получается чудесно.
        – Когда я преподавала в школе, мы устраивали конкурсы на лучший пирог с яблоками, – сказала Патриция. – Мои пироги почти всегда были лучшими. Садитесь, Рина, попробуйте.
        – С удовольствием! – вернула Ира улыбку хозяйке. – Очень люблю пироги, особенно с яблоками. К сожалению, в моём мире нет яблонь.
        Они быстро съели действительно очень вкусный пирог, запили его ароматным чаем, после чего президент поднялся и подал руку Ире.
        – Пэт здесь всё уберёт, а мы опять вернёмся в гостиную и поговорим о наших делах.
        В гостиной они сели в глубокие кресла, и Никсон спросил, кто, по мнению Ирины, начнёт разговор.
        – Давайте начну я, – сказала она. – Прежде всего хочу предложить вам заключить с нами договор о сотрудничестве, чтобы закрепить его официально. Проблем с кадрами у нас больше нет, поэтому мы готовы открыть у вас посольство. В договоре с Советским Союзом указано, что я и мои помощники, принимающие участие в двухстороннем сотрудничестве, имеем право беспрепятственно посещать СССР без оформления каких-либо документов. Желательно, чтобы подобные строки были и в вашем проекте договора.
        – А как насчёт наших людей? – спросил президент.
        – С вашими всё не так просто. У нас нет каких-то виз или других документов, но даже если бы были, они вам не помогли бы. Ваши люди, как и русские, не знают языка и обычаев и легко могут попасть в неприятности, а я отвечаю за безопасность тех, с кем сотрудничаю. Да и не могу я сейчас этого позволить! У нас средневековое общество, и быстрый прогресс, носителем которого являются ваши люди, подействует на него разрушительно. Чужаков у нас сильно не любят. Ваши люди при работе с местным населением будут охраняться вооружённой стражей, знающей английский язык. Вписать в договор можно всё, вот выполнить... Могу обещать, что тех, кому надо по работе посетить наш мир, будем беспрепятственно пускать, но обеспечивать охраной. Я не возражаю, если и вы проследите за нашими людьми.
        – Разумная позиция, – сказал Никсон. – Вам виднее, как поступать в вашем королевстве.
        – Теперь пойдём дальше. У меня, помимо товаров, большая потребность в услугах. Настолько большая, что если запустить все проекты, то мне не хватит золота. Поэтому я предлагаю коммерческую сделку. Я отдаю вам нетронутый, полный жизни мир, а вы за это построите на моём побережье три города примерно на тридцать тысяч человек каждый и проложите дорогу через всю страну. Для меня это огромная помощь, а для вас – большая, но не запредельная работа. Мир, который я вам предлагаю, по условиям не хуже Земли и не имеет разумных обитателей. Во Вселенной это огромная редкость. Поблизости нет развитых цивилизаций, иначе его давно прибрали бы к рукам. Я поставлю для вас пять больших врат в пять его точек. Через такие врата может пройти тяжёлая техника, можно даже проложить железную дорогу.
        – И сколько времени будут стоять такие врата?
        – Если вы выполните свою работу по договору, то вечно. Если нарушите договор, то я их закрою, и вы не сможете мне помешать. Ваших людей, конечно, верну. Советую вести дела честно, тогда получите больше того, что я обещаю. Например, могу поставить вам транспортные врата в тех местах, где они вам понадобятся.
        – А поставить такие врата в этом мире?
        – Сейчас перейдём и к этому. В ближайшем будущем я буду делать Советскому Союзу много магов. Из взрослых людей получаются слабые маги, но они могут лечить любые болезни и открывать обычные врата, через которые пройдёт человек и можно пронести не очень громоздкий груз. Могу сделать таких магов и вам. Один умный человек сказал, что вы не пойдёте на массовое оздоровление населения и создание мгновенного транспорта. Это подорвёт позиции нефтяных корпораций и компаний, занятых перевозками, и ликвидирует бизнес, связанный с медициной и производством лекарств. Он сказал, что нас с вами после этого постараются убить. А вот использование магов в новом мире не затронет ничьих интересов, но очень поможет в его освоении.
        – И вы готовы дать нам таких магов?
        – Не дать, а сделать из тех людей, которых вы для этого выделите. Учтите, что их будет трудно контролировать, поэтому внимательно подойдите к отбору кандидатур. Маги могут не только лечить, но и наслать болезнь, а так же читать чужие мысли. Для того чтобы обезопасить себя от любых проявлений магии, достаточно носить с собой амулет. Мы можем изготовить для вас нужное количество таких амулетов. Это дорогой товар из-за применяемого для их изготовления материала, но для вас цены будут приемлемые. Магами и амулетами мы сможем заняться не раньше чем через месяц, сейчас все мои люди заняты срочной работой.
        – Это очень интересно, и мы примем с благодарностью, и поможем в том, о чём вы говорили, но у нас большая заинтересованность в вашем золоте. Вы заказываете небольшие объёмы товаров, поэтому и поступление золота нас не удовлетворяет.
        – Товарооборот с вами будем увеличивать. В самое ближайшее время из-за наплыва беженцев от соседей потребуется очень много продовольствия. Сейчас мы срочно строим склады для его хранения и скоро увеличим заказы. Да и в других ваших товарах есть большая заинтересованность.
         – Вы и Советскому Союзу предложите свой мир?
        – Да. В отношениях с вами я стараюсь придерживаться равенства получаемых вами ресурсов. Я не хочу нарушать сложившееся равновесие сил.
        – И что вы от них за это потребуете?
        – Они построят для меня город на тридцать тысяч жителей, заселят его нужными мне специалистами из добровольцев и поставят необходимое оборудование. Это только один проект, будут и другие. Не беспокойтесь: им мир тоже не достанется даром.
        – А вы не боитесь поселять у себя столько выходцев из Советского Союза?
        – Я поняла, что вы хотели сказать. Я сразу предупредила, что у меня не будет никакой политики. Мне нужны не их взгляды, а профессиональные качества. Я не возражаю и против ваших людей. Если вы оставите в каждом городе специалистов, которые будут поддерживать в рабочем состоянии все системы, я готова им щедро платить. Могут остаться совсем. Все построенные вами города будут соединяться вратами, и их жители смогут свободно общаться. Теперь мы легко можем дать им знание русского языка и языка кайнов. Для меня, Ричард, не существует русских или американцев, вы все для меня земляне. В портовые города, кстати, будут заселяться и местные жители, и выходцы с Земли. Там будут оборонительные системы, которые местным пока сложно обслуживать.
        – Как мы получим доступ к объектам строительства?
        – Я создам в тех местах, которые вы укажите, большие врата пока сроком на три месяца. Потом их можно обновить.
        – А почему не постоянные? Не доверяете?
        – Доверяю, но в определённых пределах. Не хочу вас искушать. У вас появится свой мир, а на мой лучше не разевать рот. Во многих смыслах это не очень удобное место для жизни. У нас есть такие соседи, которым вы без знания магии будете на один зуб. Им удалось вышвырнуть со своей планеты звёздную цивилизацию, а вам пока далеко до звездолётов. Вы ведёте запись разговора?
        – Вы что-то имеете против?
        – Ничего не имею, наоборот, довольна. Разговор трудно запомнить, а с записью легче работать. Когда полностью определитесь с моими предложениями, сообщите господину Новикову. Вот, кстати, пример того, как в новых условиях слетает идеологическая шелуха. Бывший офицер КГБ теперь барон, у него есть обширное имение и приличный капитал. Женился на местной и вполне рад жизни. И он у меня такой не один.
        – Если их будет тридцать тысяч...
        – Я этого не боюсь. У них будет богатая, долгая и интересная жизнь. Её во многом определит местное население, которого будет в сотни раз больше пришельцев с Земли. Мне вечно не хватает времени, поэтому не буду больше у вас задерживаться. Передайте от меня привет Пэт, она славная женщина.
        Вернулась она в свой кабинет и сразу же подошла к столу, на котором гудел амулет канцлера.
        – Наконец-то, ты появилась, – сказал Лён. – Звоню уже в третий раз. Ты собираешься обедать или нет?
        – Сейчас надену платье, чтобы не травмировать вас видом штанов, и приду.
        – Да привык я уже к твоим штанам, поэтому иди быстрее, все уже собрались.
        Она не стала бегать по коридорам, а сразу появилась в трапезной. Вся семья сидела за столом, а в нос ударил аромат жареной картошки.
        – Картошечка! – обрадовалась девушка. – Что вы столько накладываете, оставьте мне! Это только гарнир к мясу.
        – А ты шевелись быстрее, – засмеялся канцлер.
        – Вкусно, – сказал Олес. – Надо сказать, чтобы готовили больше.
        – Поешь несколько раз и надоест, – сказал Лён. – Ешь, Рина, потом поговорим. Есть новости из Сардии.
        – Ну и что у вас за новости? – спросила Ира, после того как они пообедали и расположились в кабинете канцлера. – Хорошие?
        – Это уж ты суди сама, хорошие они или нет. Сообщили о результате драки в королевском дворце. Герцога Роналя убили, а Старжа изранили и отхватили руку. Оставшиеся верными воины отвезли его домой. Местные дворяне собрали ополчение и явились к его старшему сыну с предложением бороться за трон, но молодой человек ответил, что не намерен заниматься глупостями. Ему достаточно примера отца, поэтому он лучше присягнёт тебе. Пришлось им ни с чем разойтись, а многие задумались, стоит ли свобода таких жертв. Столица, как оказалось, выгорела не полностью. Там ведь больше половины каменных зданий. Где-то сгорели крыши и вообще всё дерево, но стены остались. В город начали возвращаться люди. Многие сохранили золото, так что к холодам дома отремонтируют. Магистрат набрал новую стражу, которая ловит замеченных в грабежах и рубит им головы. Солдаты герцогов из города ушли. Меньшая часть пошла домой, а остальные подались грабить окрестные деревни. Пользуясь отсутствием власти, кое-кто из дворян тоже решил поправить свои дела. Выходят с дружинами на дороги, грабят купеческие обозы и вырезают всех подчистую, чтобы не оставлять свидетелей. Купечество с тоской вспоминает время твоего правления. И это они ещё не приехали к нам за товарами.
        – Это все ваши новости? Тогда я расскажу свои. Они не такие мрачные.
        Ира рассказала о встрече с президентом.
        – Думаешь, согласятся? – спросил Лён.
        – Ни минуты не сомневаюсь. Я даю им намного больше того, что прошу сама. Другое дело, что мне этот мир и на фиг не нужен, а их услуги жизненно необходимы. Ладно, Лён, побежала я на свой узел связи. Всем наши амулеты хороши, плохо только, что их нужно так много. Наверное, все второстепенные отдам Мару. Пусть сам отвечает на вызовы, а мне потом докладывает, кто звонил и по какому поводу, а то я к ним как привязана.
        – Давно нужно было так сделать.
        – Вот сейчас и сделаю.
        Ира шагнула вратами в свой кабинет, подошла к шкафчику с амулетами и отобрала из него пять штук. Только она собралась отнести амулеты секретарю, как по одному из них пришёл вызов. Звонил маг, которого Сардис послал вместе с гвардейцами осматривать покинутые деревни.
        – Ваше величество! – сказал он. – Мы встретили группу неизвестных в количестве тринадцати человек. Судя по одежде и вооружению, эти люди из империи. Один подобрался к деревне и следил за нашими гвардейцами, остальные его подстраховывали. Они оказали сопротивление и все, кроме одного, убиты. Оставшийся в живых ранен в плечо, и от раны потерял сознание. Он маг средней силы, поэтому почти вылечил рану, но при этом лишился магических сил, и мне удалось взломать его защиту и погрузить в сон. Ждём вашего приказа, что делать дальше.
        – Заг, вы меня очень встревожили. Я была уверена в том, что имперцам нет хода в земли рахо, и уже собралась селить там людей, а теперь получается, что это не так. Доставьте вашего раненого в мой кабинет. Я выучу язык даргонов и его допрошу. Открывайте врата прямо в приёмную, а я сейчас предупрежу секретаря.
        Предупреждать Мара не потребовалась. Едва Ира отдала ему шкафчик с амулетами и объяснила свои подписи на ячейках, как открылись врата и два гвардейца внесли безжизненное тело пленника.
        – Несите его в кабинет и положите на стулья, – приказала королева. – Не запачкает кровью обивку?
        – Нет, ваше величество, – ответил один из гвардейцев. – Кровь уже запеклась.
        Ира открыла им дверь и показала, куда положить мужчину.
        «Красивый», – подумала она, осмотрев пленника, связала себя заклинанием со спящим юношей и села за стол изучать учебник. Он проснулся сам, когда Ира уже хотела его разбудить.
        – Как себя чувствуешь? – спросила она на новом языке. – Сесть можешь, или будем разговаривать так?
        Юноша пошевелил плечом, не почувствовал боли и сел на стул.
        – Я правлю королевством, которое в три раза меньше вашей империи, – сказала Ира. – Мне нужно знать, как и для чего вы появились на моих землях. Молчать не советую, врать – тоже. Мне не составит труда распознать ложь, а твою защиту я продавила бы даже в том случае, будь ты в полной силе. Сделать это сейчас не составит труда даже для слабого мага. Если будешь молчать, мне придётся лезть в твою голову и самой искать ответы. Знаешь, что после этого бывает с людьми? Потеряешь часть памяти или станешь идиотом.
        – Что с моими спутниками?
        – Они оказали сопротивление и были уничтожены. Ты уцелел один.
        Он ненадолго задумался, потом ответил:
        – Я прилетел в те земли на драконе и открыл врата для остальных. Мы завоевали эту землю и считаем её своей.
        – Да ну? – деланно удивилась Ира. – Разве вы победили? Вы уничтожили рахо, а они разбили ваш флот. У вас с ними боевая ничья, а я взяла бесхозные земли по праву. Не так давно мы ими владели.
        – Империя не отступит.
        – Кишка тонка у вашей империи со мной воевать. Я понимаю, что вы обязательно припрётесь к моим берегам. Два урока оказалось мало, поэтому устрою третий. Кто-нибудь в империи знает образы для постановки врат?
        – Нет, – ответил он, понимая, что врать бесполезно. – Я высадился в пустынной местности. Мы хотели передать образы более удачного места, но не успели.
        – Что с драконом?
        – Разбился при приземлении. Перелёт через океан был очень тяжёлым, и он полностью лишился сил.
        – И много у вас таких драконов?
        – Ещё два. Вряд ли в ближайшее время пожертвуют хоть одним из них, скорее, попытаются переплыть океан на судне. Штормит не постоянно, так что можно проскочить.
        – Ладно, – сказала Ира. – Иди в соседнее помещение и жди. Скоро за тобой придут. Силы к тебе вернутся только через три-четыре дня, а за это время я придумаю, что с тобой делать.

     Главы 29-30   http://www.proza.ru/2017/05/31/282


Рецензии
Очень понравилось это место: «Отдам по одному миру Советскому Союзу и Америке, – думала Ира, – и будут они мне строить города и прокладывать дороги. А золото, которого у меня много, а будет еще больше, пущу только на приобретение товаров. Теперь нужно поговорить с американским президентом, а потом уже можно говорить со своими. А один мир оставлю для себя. Если верить имперским магам, такие миры – большая редкость».

Ольга Анисимова 2   04.09.2018 01:05     Заявить о нарушении
Почему не отдать то, что досталось даром, пусть даже огромной ценности, и получить взамен что-то жизненно важное, что не можешь сделать сам?

Геннадий Ищенко   04.09.2018 06:11   Заявить о нарушении
Мне масштаб понравился.)))

Ольга Анисимова 2   05.09.2018 02:07   Заявить о нарушении