Былина про Илью Таланова

                http://www.proza.ru/2010/02/18/1148 
               
       В конце прошлого урока учительница русского языка и литературы Антонина Васильевна  Алмазова сказала, что жанры литературы бывают разные, а сегодня заявила, что про стихи и прозу она расскажет позже, а сейчас пора нам познакомиться с народным творчеством, с былинами. Не скажу, что было совершенно не интересно, но мы всё же снисходительно выслушали слова про Святогора, про Илью Муромца и Добрыню, также про напевность, тавтологию, гиперболизацию и многое другое... Скукота!

        Скукота кончилась, когда Антонина совсем другим голосом стала читать:
              ... как у той ли, как у речки у Смородинки,
              как у той ли, всё у грязи, всё у чёрныя,
              как у той ли у берёзы, у покляпыя,
              у того ли у креста, у Леванидова
              на сыром дубу...
                Соловей сидит,
              разбойник - Одихмантьев сын...

        В классе стало тихо и - смешно. Одновременно! И - что скрывать! - даже немножко страшно. И тут Антонина вдруг предложила нам самим каждому написать былину. Даже тема нашлась: подвиг Героя Советского Союза Ильи Таланова, совершённый при форсировании Днепра в сорок третьем.
        Кто он такой, мы не знали, и она коротко рассказала, что этот Таланов, будучи сапёром, наводил мост через Днепр и, увидев, что сверху по реке надвигается мина, пущенная немцами с целью разрушить мост, бросился вперёд и грудью сдержал её. Мы, конечно, сказали, что не умеем сочинять былины, что не можем, да и не получится у нас! И тут Антонина предложила сочинить первые строки былины всем вместе. Выглядело это так:       
                То не солнце красное из-за тёмных туч показалося:
                наша Красна Армия  в атаку пошла, в атаку пошла,
                злого ворога, волка хищного, чёрна ворона, немца лютого
                со нашей, со родимой земли за Днепр-батюшку загналА…

      Мы каждый сам по себе стали продолжать. У меня выходило так:
                Как на том Днепре, левом береге
                стоит сила ратная, богатырская,
                стоит молодцев Красной армии
                рать несметная, рать могучая.
                А на правом берегу – сила чёрная,
                сила чёрная немца-ворога:
                не хотят пустить добрых молодцев
                да на правый брег Днепра-батюшки…

      Вскоре я почувствовал, как нечто непривычное, новое и не зависящее от моего желания, возникает во мне и стремится выразиться:
                …Стали молодцы думу думати,
                думу крепкую, молодецкую –
                как им вышибить врага лютого
                с права берега Днепра-батюшки.
                Порешили все: впереди пойдёт
                богатырь Илья со товарищи, …

      Прозвенел звонок, и домашним заданием стало завершение начатого в классе. Домой я не шёл, а летел, я не мог остановить то, что во мне стремилось поскорее вырваться наружу. Едва пообедав, я продолжил:
                …наведёт понтонн через Днепр-рекУ,
                чтоб пройти бойцам к силе вражией.
                Богатырь Илья со товарищи,
                он пошёл к Днепру наводить понтонн.
                Взяли досочки и топорики, …

      А маме в этот день зачем-то надо было во что бы то ни стало пойти к тётке Олёне, и мне, как я ни умолял оставить меня дома, пришлось идти вместе с ней. У тётки я сразу забился в дровяную кладовку за кухней и буквально вцепился в свою вечку и в бумагу:
                …и большИ мешки со соломою.
                Стал топориком он помахивать,
                стал он класть мешки на хладнУ водУ.   
                Ой, ты, гой еси, богатырь Илья!
                А заметил ты смерть плавучую,
                мину чёрную в девяносто пуд,
                что грозит взорвать этот крепкий мост...

      Кажется, меня звали пить чай, стучали ко мне в кладовку - мне было всё равно. Удивительно - рука сама выводила:
                …Оглянулся он, поднатужился,
                белы рученьки опустил в водУ
                и схватил её за черны рога,
                за черны рога в сажень с четвертью...   
 
      Я понимал, что рога у мины уж больно длинные, но ничего не мог сделать, так как Илья уже
                …оттолкнул её, мину чёрную
                саженей на сто от свово моста!
                Мина чёрная покачалася
                и опять плывёт к мосту новому.
                Три раза хватал за рога её,
                мину чёрную, богатырь Илья.
                На четвёртый раз он не вытерпел –
                прыгнул в воду он ледянЯщую
                и подставил он свою белу грудь
                под страшны рога смерти чёрноей…

      То, что я помню дословно все эти строки – не удивительно: как будто мурашки или пузырьки газировки шипели тогда во мне по всему телу, остановиться я просто не мог:
                …Три часа стоял богатырь Илья
                в той хладнОй воде во днепрОвскоЕй.
                Три часа стоял, а тем временем
                красны молодцы перешли тот мост,
                перешли они на прав бЕрежОк,
                прогналИ врага далеко назад.
                И победы день подымается,
                победила всех Красна армия!
                А сказать в секрет, говорит молва,
                что Илья был внук Ильи Муромца,
                И Таланову славу вечную
                наш народ поёт неумолчную. 

      Никому, даже маме, я не показал написанное и стойко вынес все упрёки по случаю моего непонятного затворничества в кладовке. Размер был, конечно, не былинный - двустопный анапест с урезанной второй стопой. Скорее всего, он вошёл в меня из стихов Никитина или Кольцова – веджь Дедусь во время войны часто подсовывал мне именно этих поэтов.

      На следующий день на вопрос «кто выполнил домашнее здание, дописал былину?» – руку поднял я один, чем вызвал всеобщее неудовольствие и осуждение. Но рука была поднята, и тетрадка с переписанной начисто былиной оказалась в руках Антонины Васильевны. Она молча прочла написанное, покраснела и, среди общей тишины зачитала вслух.
        Честное слово, я торжествовал, тихо торжествовал! А она - не тихо: она выражала глубокое удовлетворение. Главным было то - насколько я понял - не случайный успех ученика, а самое главное: её методика обучения, её подход, который дал плоды!

        Она пообещала отнести мою былину на выставку детского творчества в Дом писателей. Правда, сказала при этом, что автором не выполнено одно её требование. Нужно было в тексте отметить, что все мы - внуки Ильи Муромца!
        Во всём этом присутситвовала, однако, некая ложка дёгтя. Когда былина была опубликована в школьной стенгазете, оказалось, что в её конец вписаны две чужие строки про то, что мы, мол, все внуки, и имён авторов тоже было проставлено два. И всё без моего согласия!
        Я почувствовал себя ущемлённым, но Антонина Васильевна от меня просто отмахнулась. Позже я как-то намекнул, что хотел бы посетить обещанную выставку в Доме писателей - она ответила «да-да», но была ли в действительности такая выставка, не знаю…

       И ещё одно иногда вспоминается и не то, чтобы гложет, а так, поцарапывает душу. Витька Осипов, когда в самом начале мы ещё все вместе сидели и «влезали в образ», спросил у Антонины, можно ли про мину сказать «смерть плавучая». "Можно" - сказала она. Я запомнил это. Однако, все не написали, не закончили былину и Витька тоже не закончил. Не написал. Я же запомнил его метафору, записал. И написал. А, вообше-то, ведь  - стырил, так сказать…

                http://www.proza.ru/2009/12/25/1505


Рецензии
Написали ярко и очень хорошо. Тоже помню , как меня поразили слова учительницы, когда она прочитала:
-Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина, ...

Леонард Ремпель   15.08.2017 22:50     Заявить о нарушении
Так и не знаю, состоялась ли в Доме писателя та выставка - да и Бог с ней! Смешно подумать: это было 70 (семь-де-сят!) лет тому назад!...

Гордеев Роберт Алексеевич   15.08.2017 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.