Приёмыш2-Главы 39-40

                Глава 39


        Такого в министерстве магии ещё не видели. Маги приходили по одному и небольшими группами, в которых было мало мастеров. Сегодня всё было иначе. Пришедшие мастера были очень сильны и появились все сразу, видимо, получив привязку к приёмной у одного из отправленных к регенту магов королевы. Почти все были знакомы по битве у холмов. Вытаскивая их, полумёртвых, после проигранного Сандером сражения, она и думать не могла, что они будут стоять в приёмной Сардиса в роли просителей. Для такого количества людей помещение оказалось тесным, поэтому Ира вышла вратами в коридоре министерства и вошла в приёмную через дверь.
        – Я приветствую у себя мастеров Сенгала! – сказала она, обратив на себя общее внимание. – Мне звонил министр магии, но я хочу сама услышать, что привело вас ко мне.
        К ней подошёл старый маг, которого она раньше не видела.
        – И мы приветствуем вас, ваше величество! – поклонившись, сказал он. – Я мастер Лорин Селен. Меня выбрали общим решением для разговора с вами. Прежде чем перейти к причине нашего появления, я хотел бы попросить вас ответить на вопросы. Это не слишком большая наглость с нашей стороны?
        – Ну что вы, Лорин, – улыбнулась Ира. – Задавайте ваши вопросы, постараюсь на них ответить. Только сначала задам вопрос я. Гор вам, случайно, не родственник?
        – Этот шалопай жив? – удивился старик. – Приятное известие. Он мой внук.
        – Позже я вызову его, а сейчас, уважаемый Лорин, о чём вы хотели спросить?
        – Прежде всего мы хотели бы знать ваши планы в отношении королевства Сенгал.
        – Из королевской семьи остался в живых только младший принц, – сказала Ира, – но он ещё очень молод и наотрез отказался править. Назвал меня сестрой, переложил все дела на моего регента и целые дни проводит с принцем Сергом и его подругой. Если Деш, когда повзрослеет, изменит решение, то вернётся к управлению королевством. Если этого не случится, я включу Сенгал в объединённое королевство и регент станет наместником. Следующий вопрос.
        – Почему ваш министр магии не дотягивает даже до мастера? У вас так плохо с магами?
        – Сейчас у меня уже много магов, в том числе и сильных, – ответила Ира, бросив взгляд на бледного Сардиса, – но я придерживаюсь мнения, что у министра не обязательно должна быть большая сила, в его положении намного важнее организаторские способности. Министр управляет магами не собственной силой, а данным мною правом. Сардис ни разу меня не подвёл и устраивает на этом посту. Это не почётный, но ни к чему не обязывающий титул главного мага.
        – Вы собираете все земли соседей в своё государство. Почему же, захватив Сардию, потом от неё отказались?
        – Потому что вы ошибаетесь, Лорин. Я собираю не земли, а народы. В мире есть очень сильные государства, которые не склонны считаться со слабыми, поэтому и я захотела создать сильное королевство, чтобы разговаривать с ними на равных. Но сила в единстве, поэтому я и предоставила сардийцев самим себе. Они не усиливали королевство, а, наоборот, его ослабляли. В них, как и в вас, столетиями воспитывали чувство превосходства по отношению к остальным кайнам. Вам крепко досталось от нашествия кочевников, а они пострадали в войне с Зартаком и с нами. Чувствуете разницу? Вам я помогаю, а для большинства из них до сих пор являюсь врагом.
        – И какие перспективы у слабого и строптивого королевства, которое находится в центре ваших земель?
        – Плохие у них перспективы, Лорин. Их ничему не научил пример Ливены. Герцогов уже нет, столица разрушена, повсюду беззаконие и грабежи. Думаю, что всё закончится войной между теми, кто желает видеть меня на троне, и теми, кто этого категорически не хочет. Возможно, Сардия при этом распадётся на две части.
        – Урнай действительно дал вам вассальную клятву?
        – Все лучи считают меня своей богиней, и Урнай в этом не исключение. Я подкармливаю их и думаю, как использовать в дальнейшем.
        – Последний вопрос, ваше величество. Это правда, что вы заняли землю предков?
        – А какой мне смысл врать? – удивилась Ира. – Да, мы заняли все земли рахо, и вы можете в этом убедиться. Хотите увидеть их города или море? Это легко сделать.
        – Я хотел бы, если можно, увидеть море, – сказал старик, и Ире сразу вспомнился Лён и его мечта.
        – Конечно, можно, – ответила она, – только вы неподходяще одеты. На море в это время обычно штормит, да и дождь... Запоминайте заклинание. Оно называется «Водяной щит» и защитит вас не хуже плаща или зонта. Сама я не выбиралась на побережье, поэтому сейчас вызову Гора. Он руководит заселением городов рахо выходцами из Сенгала и, наверное, был на море.
        Ира достала из кармашка в платье амулет Гора, который предусмотрительно захватила с собой вместе с амулетом Лори.
        – Гор, ты чем занят? Оставь это на Хоша, солдаты и под его руководством всё перенесут. Я жду тебя в приёмной Сардиса, только ставь врата в коридор, а то здесь сейчас яблоку негде упасть.
        Тотчас же открылась дверь в приёмную, и на пороге удивлённо застыл Гор.
        – Ну что стал столбом? – сказала ему Ира. – Поздоровался бы с дедом, да и друзья у тебя здесь должны быть.
        – Мы с ним потом поздороваемся, – сказал Лорин. – Сначала море.
        – Ты ходил вратами на море? – спросила Ира.
        – Как-то не было времени, – стушевался под презрительным взглядом деда Гор. – Да и дождь... Лори ходила, это точно. По-моему, даже купалась.
        – Какая Лори? – спросила одна из женщин. – Гёрла?
        – Сейчас вызовем Лори, – вздохнула Ира, меняя амулет. – Лори, ты сейчас где? Лечебницы подождут. Срочно выходи в коридоре министерства, а потом заходи в приемную.
        – А почему нельзя сразу в приёмную? – раздался из амулета удивлённый женский голос. – Ого! Что у вас творится, ваше величество?
        – Ты не в «окна» подглядывай, а быстрее выполняй приказ! – рассердилась Ира. – Не тяни, мы тебя ждём.
        – Да я уже здесь, – открыла дверь Лори. – Галла! Извините, ваше величество, это моя хорошая подруга.
        – Потом будете обниматься. Ты была на море?
        – Мастера хотят увидеть море? – понимающе сказала Лори. – Да, я выбрала время и сходила, даже разок искупалась. Но там после той волны всё в грязи, поэтому в воду лучше залетать. А сейчас наверняка дождь, да и вода уже холодная.
        – Никто не собирается в нём купаться, поэтому сбрось мне картинку берега и можешь быть свободна. Господа, освободите место у стены, я поставлю врата.
        Вскоре все столпились на высоком, поросшем травой берегу, который переходил в десятиметровый обрыв. Внизу шумел прибой. Серое море рождало такие же серые волны, которые с шумом набрасывались на берег, бешено вспенивались и откатывались назад. Дождя не было, но сверху сыпалась противная и уже по-зимнему холодная морось. Ира создала щит, который сразу же сделался мутным от множества мелких капель. Кроме неё, никто не стал закрываться. Маги жадно смотрели вдаль, подставляя лица морскому ветру и брызгам.
        – Может быть, вы хотите посетить бывшую столицу рахо? – спросила Ира. – Там есть на что посмотреть и легко укрыться от дождя...
        Она растерянно замолчала. Собравшиеся на морском берегу мужчины и женщины становились перед ней на колени прямо на мокрую от дождя траву и склоняли головы.
        Освободилась она только к обеду. Мастера не согласились клясться вместе. Каждый хотел дать королеве клятву лично, и её принятие растянулось на два часа. Потом магов нужно было устроить с жильём и выдать всё, что полагается при поступлении на службу. Ира отдала им весь второй этаж своего дворца, кроме комнаты Страшилы и своих покоев, но места не хватило, поэтому кое-кого пришлось забрать в королевский дворец, где пока были незанятые помещения. Все получили золото и ручные часы вместе с инструкцией, как ими пользоваться. Напоследок Ира обработала каждого заклинанием, улучшающим управление силой и ускоряющим её восстановление, и объяснила, что было сделано. Она разбила их на две группы, одну из которых собиралась обучать сама, а вторую должен был учить Лаш.
        На обед младшие принцы пригласили с собой Ольгу. Девочка сильно изменилась за последние дни. В ней появилась уверенность и в то же время какая-то отстранённость. Присмотревшись внутренним зрением, Ира с удивлением увидела, что Ольга отрастила жгутик силы и играет им с синусом, как с котёнком. Синусы были забавными и безвредными обитателями мира сил. Пользы от этих существ не было никакой, поэтому маги не обращали на них внимания.
        – Что привлекло тебя в синусе? – спросила она Олю. – Они же глупые.
        – Они добрые и смешные, – возразила девочка. – И реагируют на игру, как котята. Только у котят коготки, а у синусов лапки мягкие, и их много.
        – Это я её научил! – гордо сказал Деш. – Я раньше сам часто с ними играл. А Серг их видит, но не может работать с чистой силой.
        – Что ты такой невесёлый? – спросила Ира Серга. – Обошли тебя в магии? Давай помогу поднять резерв. Только на это понадобится время. Если ты готов заниматься дыхательными упражнениями и медитацией и пить отвар, обещаю двукратное увеличение резерва за полгода.
        – Я готов заниматься и пить всякую дрянь! – мрачно сказал мальчик. – А то что за маг, если сил хватает только на иллюзии! Твой отвар не такой противный, как тот для памяти?
        – У моей матери не было вкусных отваров, но этот не очень противный, да и пить его нужно только пять дней. А на остальное у тебя уйдёт часа полтора в день. Но учти, что нужно заниматься постоянно.
        – Ты меня знаешь. Если я за что возьмусь, всё сделаю.
        – Помогу, но с условием, что будешь нормально есть. Лён, надеюсь, что вы не испортите нам аппетит своими новостями?
        – Нет у меня сегодня новостей. Тебя перед обедом искала Рада. Американцы что-то передали для тебя Новикову, а он отдал ей. Я не стал вникать, вернёшься после обеда и посмотришь сама.
        – Это тоже новость. Теперь я буду сгорать от любопытства, торопиться есть и давиться кусками.
        – Мне уже начала надоедать жареная картошка, – заметил Олес, накладывая её себе меньше обычного.
        – А кто заставляет есть? – пожала плечами Ира. – Возьми овощи.
        – Овощи надоели ещё больше.
        – Вроде рано для осенней хандры. Дожди идут только несколько дней. С Граей не поругался? Или вы, Лён, слабо его загружаете?
        – Да освоился он уже с работой канцелярии, вот и хандрит! – ответил канцлер. – Надоела канцелярская работа. Придумала бы ты для него занятие, где нужно побегать и пострелять.
        – Как только, так сразу, – пообещала Ира. – Отправлю вместе с женой и прочими амазонками, пока они от безделья чего-нибудь не натворили.
        После обеда она пришла в кабинет, взяла амулет Нела, немного поколебалась и сжала его в кулаке.
        – Приветствую, ваше величество! – отозвался голос, от которого у неё сразу же заколотилось сердце.
        – Нел, – как можно спокойнее сказала Ира, – первый этаж дворца заняли жрецы, второй – маги, а я не хочу селить вас в казармы дружины. Забирайте свои вещи и идите вратами в мою приёмную.
        Она вышла из кабинета и направилась в гостиную, по пути спросив у секретаря, что за дело было у Новикова.
        – Американцы пошили большую партию чехлов для амулетов, и он хотел узнать, кому их передать, – ответил Мар. – Я ему уже объяснил.
        – Спасибо, – сказала Ира. – Сейчас должен подойти Нел, направь его в гостиную.
        Минуты, которые пришлось ждать, показались ей часами.
        «Почему с Анишем всё было совсем по-другому? – думала девушка, не в силах унять нервную дрожь. – Неужели только потому, что он решил за меня? Это какое-то сумасшествие, я же совсем не могу держать себя в руках!»
        Когда он постучал и вошёл с небольшим узлом в руках, Ира уже растеряла всю свою решимость.
        – Нел, – сказала она охрипшим голосом, – подойдите ближе и положите свои вещи в кресло. Я задам вопрос, только, пожалуйста, не удивляйтесь. Мне один друг сказал, что вы меня любите. Ответьте правду, для меня это очень важно! Это так?
        – Да! – ответил он и добавил: – Ваше величество!
        – Какое я вам величество, Нел? – сказала она, поднявшись с кресла. – Я девушка, которая сходит с ума от любви, но не в силах в этом признаться. У меня в жизни такого не было, чтобы так тянуло к кому-нибудь из мужчин. У меня уже был муж, но тогда было совсем по-другому. Если бы я сама не была магом, точно решила бы, что вы меня приворожили. Да что же вы стоите, как пень? Мне и целоваться к вам лезть самой?!
        Когда схлынуло сумасшествие страсти, Ира положила голову ему на грудь и стала рассказывать о жизни, начиная с гибели папы. Она ничего не скрывала, ни плохого, ни хорошего. Рассказ длился и длился, а Нел обнимал прижавшуюся к нему девушку и таял от нежности. Вот уж чего он никак не предполагал найти в себе к женщинам, после того как узнал многих из них, так это такой всепоглощающей нежности и готовности на всё, только бы укрыть и защитить.
        – Когда убили мужа, я тоже хотела умереть, – продолжала она свой рассказ. – Не хотелось вообще ничего, всё стало безразличным. Наверное, я тогда умерла бы, если бы не канцлер. Он взял меня за шиворот, встряхнул и заставил жить сначала ради мести, а потом ради людей. Я и жила ради них. Но иногда так хотелось хоть немного пожить для себя, получить капельку того, что в достатке имеют многие женщины. Хоть немного любви и тепла, той уверенности и поддержки, которые дарят своим женщинам любящие их мужчины! Когда ты появился, меня сразу же потянуло к тебе, как магнитом, а когда я узнала, что тебе не безразлична, сил сопротивляться чувствам просто не осталось. Ты ведь не бросишь меня?
        – Я принёс клятву.
        – Это не те слова, которые я хотела от тебя услышать, – отодвинулась от парня Ира. – Я сняла бы твою клятву хоть сейчас, но не могу этого сделать.
        – Не доверяешь или действительно не можешь?
        – Доверяю и могу, но не буду. У тебя в мозгу стоит какой-то блок. Это не я обнаружила, а Лаш. Такой же ставят своим чиновникам и воинам ланшоны. Ты никому не сможешь выдать ваши секреты, а если сломаешься, просто умрёшь. К смерти приведёт и попытка его снять. Этот блок сродни моей клятве, но Лаш считает, что твои начальники могут с его помощью тобой управлять, а моя клятва отсекает это управление. Блок остался, а использовать его уже не могут.
        – А моё присутствие тебя не скомпрометирует?
        – Плевать! Я сама вызов обычаям. Почему королям можно тешить свою похоть, меняя фавориток, а королева не может жить со своим любимым? Я вышла бы замуж, но не могу, потому что кайны не признают тебя королём.
        – А как ко мне отнесутся твои близкие?
        – Они меня любят и будут рады тому, что у меня появился любимый человек. На ужин пойдём вместе, я тебя им представлю. Нел, что ты делаешь?
        – До ужина ещё слишком долго, и я не хочу терять время! И я хочу лучше тебя изучить.
        – Это называется изучение? Ах! Ну же! Милый...
        На ужин они отправились пешком.
        – Мар! – сказала Ира секретарю. – С сегодняшнего дня господин Нел будет жить в моих комнатах. Вы меня поняли?
        – Да, ваше величество! – поклонился Мар, но девушка успела уловить на его лице одобрение.
        По пути Ира зашла к Раде и представила ей Нела.
        – Я запомню, – сказала служанка. – Хороший выбор.
        – Кто она такая, эта рахо? – спросил Нел, когда они вышли из комнаты.
        – В прошлом была принцессой, сейчас моя служанка, – рассмеялась Ира. – Но иногда прорезаются старые замашки. Слышал, она одобрила мой выбор!
        Выбор одобрили и члены семьи, только канцлер выглядел озабоченным.
        – Я рад за тебя, и Нел кажется мне достойным, – сказал он, поймав её вопросительный взгляд. – Я даже думаю, что большинство твоих подданных отнесётся к этому одобрительно, но будут и недовольные. В первую очередь это те из герцогов, у кого есть подходящие по возрасту сыновья, и кто имел на тебя марьяжные планы. Большинство достаточно умно, чтобы смириться, но кое от кого можно ожидать пакостей. Я постараюсь сыграть с ними на опережение, а ты не ломай голову. Ты всё сделала правильно.
        – Ну и как тебе моя родня? – спросила Ира, когда они после ужина вернулись в свои комнаты.
        – Очень приятные люди, – сказал он то, что думал. – Никаких амбиций и очень простое поведение, даже странно. Видела бы ты членов семьи нашего императора! А эта девочка, она ведь тебе не родная? Почему же вы с ней так похожи? И сил у неё очень много.
        – Она, как и я, из другого мира. А сил со временем будет не меньше, чем у меня. Я даже думаю, что она когда-нибудь сможет заменить меня на троне.
        – А твои собственные дети?
        – У меня не может быть детей от тебя или другого мужчины этого мира. Для этого нужен мужчина моего мира. Пока мне не до детей, может быть, когда-нибудь...

        Прошло двадцать дней. Дожди стали холодными и шли почти постоянно. Страшила до тепла ушёл в какой-то жаркий мир, а арус теперь целыми днями пропадал в комнатах Серга. Ира выбрала время и провела брату чистку тела. Серг ухватился за возможность хоть немного увеличить свои возможности в магии и два раза в день делал показанные сестрой дыхательные упражнения и занимался медитациями. По просьбе Иры Лаш провёл с ним несколько занятий, а дальше занялась уже она, давая кое-что из запретного, что было ему по силам и могло хоть немного возместить их недостаток.
        Слухи о её любовнике очень быстро распространились, но, как и предсказывал канцлер, вызвали повсеместно только одобрение. Если кто и был недоволен, он держал недовольство при себе.
        – За такое отношение ты должна благодарить себя, – сказал ей Лён. – Ты, как проклятая, работала на благо подданных, а люди не слепые и всё видят. А когда почему-то не замечают, найдётся один старый канцлер, который ткнёт невнимательных носом. Попробовала бы ты сделать такое после смерти Аниша. Я думаю, что тебя тогда не простили бы. Ты правишь очень недолго, но уже успела приучить всех к мысли, что женщина на троне – это благо. Тебе во всём везёт и всё удаётся. Если у тебя получится всё задуманное, кайны будут пускать на трон только женщин.
        Работы в Дароме и в лагерях на побережье временно прекратились до улучшения погоды. Американцы успели пробурить две разведочные скважины и обнаружили много нефти. Попутный газ был, но пока в небольших количествах. В Ливене успели только собрать установку, а бурение отложили на зиму.
        – До чего надоел этот дождь! – сказал Нел, отложив книгу. – Я и в детстве не любил это время. В школе разведки в дождь никуда не выпускали и гоняли на учёбе как... просто не подберёшь слов.
        Он выучил русский язык и теперь одну за другой читал книги из библиотеки замка. Вчера они ходили туда вдвоём, так как привезли новые виды оружия, и обоим было любопытно на них посмотреть. Полученное за чешую золото ланшонов позволило не жаться с заказами, а наличие свободных помещений в подвале замка и арсенале давало возможность запасать нужное впрок.
       Проданную чешую возместили за две ходки в город ящеров сотни гвардейцев во главе с Мартом. Маг закончил занятия с братьями ордена, после чего вынужден был сократить вылазки в королевский дворец. Ирина Александровна собрала свои платья и последовала за ним. Занятая учёбой и друзьями дочь в ней не нуждалась, хоть и регулярно навещала во время своих набегов в библиотеку.
        Несмотря на погоду, заселение городов на побережье шло полным ходом. Люди пока приводили в порядок сами города, свозили под присмотром солдат найденное добро в хранилища, откуда им потом выдавали необходимое, и обустраивались на новом месте. До организации ремёсел дело пока не дошло, но для мастеров заказали самые разные инструменты. В новых городах создавали и обучали стражу и размещали небольшие воинские гарнизоны. Амулетов было много, и переселенцы снабжались ими в обязательном порядке. По расчётам Гора, до холодов должны были устроить всех лишившихся жилья сенгальцев, после чего нужно было искать желающих уехать уже в своём королевстве. Дожди окончательно смыли всю дрянь с улиц, и воздух, благодаря закрытой канализации, стал чище, чем в городах кайнов. Но к деревням рахо лучше было не приближаться: останки людей и животных немилосердно смердели.
        По просьбе Иры периодически навещавший их Воронцов привозил «Известия» и «Комсомольскую правду», а Новиков приносил те американские газеты, которые, по его мнению, стоило читать. Основной темой газет были подаренные миры и реакция на это событие в разных странах. Счастливцам завидовали и возмущались тем, что им дали всё, а остальных оставили ни с чем. Американцы сразу же заявили, что не собираются ни с кем делиться. Возможно, пустят иностранцев при условии участия в освоении нового мира, но это решат не на межгосударственном уровне, а частным порядком. В Советском Союзе таких категоричных высказываний не было, но и там не спешили открывать освоение полученного мира для своих друзей и союзников. Американский президент обмолвился, что у королевы Рины остался в запасе ещё один мир, после чего образовалась коалиция стран, во главе с Францией и ФРГ, которые хотели выторговать этот мир для себя.
        – Вот сволочь! – ругала Ира Никсона. – Случайно он оговорился! И я тоже дура: кто тянул за язык?
        С Соединенными Штатами заключили договор и купили в Вашингтоне за бешеные деньги особняк под посольство, после чего в него наведался Лаш и тщательно осмотрел, уничтожив при осмотре с полсотни скрытых микрофонов. Новиков официально стал послом и переехал жить в посольство вместе с женой. Когда узнали, что он в прошлом офицер КГБ, а сейчас барон и женат на уроженке Альдегора, Владимир и Лина стали на какое-то время самыми популярными личностями, не сходившими со страниц американской и мировой прессы. В Советском Союзе эту тему старались не затрагивать, только Громыко заявил, что Новиков и Гнедых были демобилизованы по личной просьбе королевы Рины и в настоящее время не имеют никакого отношения к Комитету.
        В связи с тем что многие дела из-за дождей пришлось отложить, а то, что выполнялось, не требовало её непосредственного вмешательства, у Иры неожиданно образовалось много свободного времени.
        – Что мы с тобой сидим и слушаем осточертевший дождь? – сказала она Нелу. – На Земле конец ноября, и на Урале уже настоящая зима. Давай оденемся по-зимнему, наберём подарков и навестим семью тёти. А то получается как-то по-свински, что я стала королевой и забыла родных. Сегодня же закажу Новикову нужную одежду для нас и подарки родным, а от Воронцова потребую фотографию для перехода. Пока затишье и есть время, надо пользоваться, а то потом опять закручусь. К тому же я страшно соскучилась по зиме, а ты настоящей вообще не видел.
        – Что может быть приятного в вашей зиме? – пожал плечами Нел. – Разве что сверху не льёт, но холодно и сыро.
        – Посмотришь, а потом будешь делать выводы.
        При осмотре оказалось, что она выросла из шубы, а у Нела вообще не было тёплой одежды.
        – Новикову я заказала костюмы и обувь, а шубы пошьём здесь. И меха у нас не хуже, и шьют превосходно.
        – А что возьмём в подарок?
        – Я примерно знаю размеры тёти и её мужа, а насчёт братьев можно только гадать, поэтому дала задание накупить джинсовой одежды разных размеров. Что подойдёт, будут носить сами, остальное продадут. И надо не забыть торт, мальчишки у них были страшными сладкоежками.
        Воронцова не было, поэтому Ира через Марта послала свою просьбу о фотографии Алину. Март воспользовался случаем и захватил в Москву Ирину Александровну. Пришлось им посидеть в посольстве, пока секретарь Алина ездил по магазинам, подбирая отсутствующую зимнюю одежду и обувь. Прогулка удалась, хотя Март натёр ноги в непривычной обуви и намёрзся.
        Ира вызвала мастера по пошиву меховой одежды во дворец, где его помощники измерили королеву и её мага, а сам мастер предложил образцы меха и объяснил, что он собирается шить. С мехом определились быстро, выбрав сангарского соболя, а в предложенный фасон Ира внесла свои изменения.
        – Рукава только до сих пор. Понятно? А длина должна быть на ладонь ниже коленей. Не падайте в обморок: это шубы для другого мира, а там свои обычаи. Если вы сделаете шубу, которой я буду мести тротуар, надо мной будут смеяться. Вам же этого не хочется? И шапки нужны проще, без наворотов. А в шубах по бокам сделайте скрытые карманы.
        Только отпустили мастера, как прибежал Серг.
        – Вы идёте на Землю? Возьмите нас с Ольгой. Нет, не к твоей тёте, а к родителям её отца. Ты, между прочим, обещала, я сам слышал.
        – В другой раз. Там зима, а у вас нет тёплых вещей. Кстати, попроси брата, чтобы вызвал мастера, и закажи шубы себе и Ольге. Обещаю, что когда их пошьют, обязательно отведу к её старикам. Только сначала подумайте, что взять в подарок, и закажите Вольдеру. Скажите, что я попросила купить. Ходить в гости – это искусство. Я понимаю, что вы сами для её дедушки и бабушки вроде подарка, особенно ты, но почему не сделать людям приятное, если есть такая возможность?
        – Не хочешь ничего захватить для матери? – спросил Нел. – Тётя должна знать, где она живёт.
        – Я не знаю. Понимаешь, я ведь не чувствую с ней родства, а всё равно испытываю стыд за то, как поступила. Пусть она кругом виновата, но бросить подачку и уйти... Но я не хочу жить вместе с ней. И что делать? Взять у Алина для неё пачку денег? Как бы она после такого подарка не пошла запивать горе бутылкой водки. Лучше, наверное, вообще не встречаться.


                Глава 40


        – В нём две фотографии, – сказал Воронцов, передавая Ире конверт. – Первая – это вид на её дом издалека, а вторая – фотография двора.
        – Это Кама? – спросила девушка, рассматривая фотографии. – Их поселили на Мотовилихе?
        – Адрес на конверте есть, а я не знаю Перми. Я вообще не был на Урале. Если нужно, могу узнать.
        – Не надо, этого вполне хватит. Спасибо, Павел.
        – Может, всё-таки возьмёте охрану?
        – Давайте не будем говорить на эту тему? Скажите лучше, как у вас с погодой.
        – В Москве морозно и ветрено, но снега мало, но на Урале в это время не бывает проблем со снегом. Вы идёте вместе с мужем?
        – Я порядочная девушка и не хожу в гости без мужа, – засмеялась Ира. – И по договору имею право взять с собой хоть всю семью. А с чем связан вопрос?
        – Да ни с чем, я просто спросил. Как у вас дела с объединением земель?
        – Нечего уже объединять. Сенгал весь наш, кроме небольшой части Ливены, которую в своё время захватил Сандер. Эти пока думают, но мы на них не давим. А в Сардии разгорелось что-то вроде вялотекущей войны, причём там, где мы не ожидали, – на севере. Вялотекущая она из-за дождей, поэтому к зиме начнут драться всерьёз.
        – Не собираетесь вмешаться?
        – Я похожа на ненормальную? Любое вмешательство только ухудшит ситуацию. Нет уж, пусть они дерутся сами, сокращая число моих врагов, чем объединяются против меня. Беженцев пока нет, и слава богу. Но я запаслась палатками и продовольствием.
        – Когда идёте в гости?
        – Сегодня. Разница у нас с вами в два часа, приплюсуем ещё два на их время. Через час после обеда и пойдём, хватит времени пообщаться. Я не собираюсь долго гулять. Даже я отвыкла от настоящей зимы, а Нел никогда её не видел.
        – Ваш Март тоже не видел, но прекрасно переносит. Повадился вместе с Беловой гулять по Москве. Ходят по кино и ресторанам, два раза были в театре. Мы не вмешиваемся, но на всякий случай присматриваем.
        – Если они создают вам проблемы...
        – Если бы создавали, я сказал бы. Пусть гуляют. У нас на таких, как они, тренируют стажёров. Я сказал к тому, что к морозу привыкают быстро. У нас зимой даже негры не вымерзают.
        – Какие негры? – не поняла Ира.
        – Студенты, – пояснил Воронцов и поднялся из кресла навстречу вошедшему Нелу. – Привет, Нел!
        – Здравствуй, Павел!
        Мужчины крепко пожали друг другу руки.
        – Опять без жены? – спросил Нел. – Ты передал ей наше приглашение?
        – Мы сходим летом, – пообещал Воронцов. – Вы сами бежите от своих дождей в нашу зиму.
        – Это Рина бежит, – засмеялся Нел, – я только за компанию. Дожди я не люблю, но холод люблю ещё меньше.
        – Это ты не катался на лыжах. К холоду привыкают быстро, я хуже переношу жару.
        – А с чем пришёл сегодня?
        – Да вот принёс вам фотографии и обсудил, какие орудия будем устанавливать на берегу.
        – А почему не те же, что на кораблях?
        – На кораблях мы ограничены весом. Всё-таки парусник – это не крейсер. А на берегу поставим более серьёзные стволы. Те же двухорудийные  башенные установки, но уже калибра сто миллиметров. Дальность стрельбы у них шестнадцать километров, да и точность намного выше, чем у меньших калибров. Как только закончатся дожди, мы, не дожидаясь американцев, начнём строить систему береговой обороны. С катеров уже снимают мачты и всё, что на них навешано, а остальное должно войти во врата. Нам ещё строить для них две базы, которые тоже нужно прикрыть артиллерией. Да и военные городки для моряков и склады ГСМ сами собой не построятся. Лучше уж мы, как и договаривались, немного задержим строительство города, тем более что там ещё долго работать геологам.
        – Всё забываю спросить, какие результаты осмотра зданий Даромы? – спросила Ира.
        – Я не знаю точных цифр, – ответил Воронцов, – но если примерно... Процентов шестьдесят зданий нуждаются в капитальном ремонте, остальные нужно развалить до конца и вывезти мусор. Понятно, что коммуникации надо создавать с нуля. Для жилья ваши постройки малопригодны. Их можно использовать под кафе, библиотеки и тому подобное, а жилые дома проще построить рядом со старым городом.
        – А что с королевским дворцом?
        – От него остались одни развалины. Видимо, там были основные бои. Поблизости не сохранилось ни одного целого здания. Ладно, засиделся я у вас. Пора бежать, пока не пригласили на обед. Её величество подбросит меня в кабинет или топать ножками?
        – Идите уж... топтыгин, – засмеялась Ира, открывая врата в кабинет с африканскими масками. – Спасибо за то, что быстро принесли фото... Ну что, идём к моим? – спросила она Нела, когда ушёл Воронцов. – Для себя всё приготовили, подарки упаковали, а торт уже должны были испечь. Пообедаем и пойдём. Только нужно сильно не наедаться и прихватить с собой что-нибудь ещё помимо торта. А то не найдут, чем нас угощать, и тётя начнёт метаться. Возьмём хотя бы окорок, балык и каких-нибудь колбасок. Уже можно накрыть стол.
        – Надо было попросить Павла, чтобы их предупредили о нашем приходе, а то уйдут куда-нибудь и будем мы возвращаться с твоим тортом и колбасками.
        – Много ты понимаешь! Тётку только предупреди, так она такой стол поставит! Угробит весь день на готовку и устанет как собака, да и денег на это потратит столько... А у них с деньгами не очень. Зарабатывают мало, да ещё, наверное, помогают сыновьям, если те пошли учиться.
        – Давай поможем.
        – Я захвачу с собой деньги, – неуверенно сказала Ира, – но вряд ли они возьмут. А из дома вечером никуда не уйдут: домоседы ещё те.

        – Во двор незаметно не пройдём, – сказала она двумя часами позже, глядя в «окно». – Они залили каток и повесили лампочки, так что все дети трёх домов сейчас там. А вот со второй точки пройти можно.
        Они стояли в спальне, одетые в меховые шубы.
        – Работай быстрее, а то сейчас запаримся! – торопил Нел, который держал в руках две сумки и торт.
        Ира открыла врата, и они вышли на безлюдную улицу.
        – По-моему, идти туда, – она неуверенно показала рукой в сторону пятиэтажных домов. – Или в ту сторону.
        – Так куда идём? – спросил Нел, оглядывая плохо освещённую улицу.
        – Вон к тем домам, а там спросим, – решила Ира. – Не хочется мне здесь лазить. Можно встретить какую-нибудь шваль, особенно в это время.
        – Ты боишься? – удивился Нел. – Что для нас с тобой в этом опасного?
        – Опасного ничего, но мне не хочется светить магией. И запомни, что ни в коем случае нельзя убивать.
        Они без приключений добрались до намеченных домов и убедились в правильности выбора по долетавшим с катка детским крикам и визгу. Справившись о номере дома у приглядывающих за малышами взрослых, вошли в нужный подъезд и поднялись на третий этаж, где Ира нажала на кнопку звонка тридцатой квартиры.
        – Не замёрз? – спросила она у Нела.
        – Не успел, – ответил он, растирая лицо. – Щёки онемели и ещё уши. Надо было поднять воротник.
        В прихожей раздались шаги и голос тёти спросил, кто пришёл.
        – Это я, тётя Надя! – отозвалась Ира. – Открывайте гостям!
        Надежда вскрикнула и бросилась открывать дверь. Наверное, она от волнения вращала ключ не в ту сторону, потому что пришлось долго ждать, пока справится с замком. Потом были слёзы, объятия и представление Нела. Как она и думала, Пётр оказался дома, как и самый младший из их мальчишек, который сейчас учился в десятом классе.
        – Остальные дети разъехались, – вытирая слёзы, рассказывала тётя. – Вовка учится в Москве на геолога, уже на третьем курсе, а Василий поехал этим летом в Челябинск поступать в высшее военное автомобильное училище. Сдал вступительные экзамены, и с тех пор мы его больше не видели. Шлёт каждый месяц по письму, а иногда и по два.
        – Потом расскажешь, Надя, – сказал ей муж. – Давай накрывай на стол!
        – Ой, действительно, что же это я сижу! – вскочила тётя. – Вы же голодные!
        – Мы недавно из-за стола, – попробовала успокоить Ира, но увидела, что Надежду уже не остановишь, взяла сумку с продуктами и торт и пошла за ней на кухню.
        – Игорь! – крикнула тётя сыну. – Покажи гостю, где вымыть руки! Ну зачем вы столько всего привезли?
        – Мы без приглашения, – сказала Ира. – Муж здоровый, как лось, ему нетрудно донести, а когда вы такое поедите? Куда поставить торт?
        – У вас ещё и торт? Как приятно пахнет. Ставь его на подоконник. Сейчас Петя разберёт и застелет стол, а я всё быстро нарежу. Картошку будем жарить? Я помню, ты её любила.
        – Я и сейчас люблю и ем каждый день. Наверное, обойдёмся без гарнира. Хлеб есть? Ну и хорошо, закусок здесь хватит на десять человек.
        Посидели они душевно, рассказывая о себе и задавая вопросы. За разговорами незаметно прошли три часа.
        – Не жалеешь, что тогда ушла? – спросил Пётр. – Мы ведь читали всё, что печатали по вашему миру. Даже нам понятно, что твоё королевство – это не Англия. Один бой с теми чудовищами, когда вы дрались на холме, чего стоил. Я ведь сам воевал, хоть и застал только конец войны, поэтому просто поразился, с каким хладнокровием ты сражалась.
        – Это точно, что не Англия, – рассмеялась Ира. – Только наша жизнь не состоит из одних драк, в ней немало хорошего. Вон как горят глаза у твоего сына. Скажи ему – и пойдёт за мной, не глядя. Пойдёшь, Игорь?
        – Только позови! – ответил тот. – Всё брошу на фиг!
        – Я тебе брошу! – подскочила мать. – Что ты говоришь ему всякие глупости?!
        – Да шучу я, – опять засмеялась Ира. – К нам скоро придёт от вас много людей, но нужны специалисты, так что учись, а там будет видно. Может, и заберём.
        – Ты лучше забрала бы мать, – сказала Надежда, – пока она не наложила на себя руки! Ты ведь знаешь, как я относилась к сестре. Бесхребетная и не слишком умная женщина. И когда ты оставила её здесь, я не осуждала: она дала тебе право так поступить. Я ведь была в вашем городе этим летом специально, чтобы повидаться с ней. Она меня немного напугала своим письмом, в котором написала, что хотела бы встретиться, может быть, в последний раз. Я и примчалась.
        – И что? – спросила Ира.
        – И то! Передо мной был совсем другой человек. Ты ведь с ней что-то сделала, из-за чего Вера помолодела лет на двадцать. Она и раньше была хорошенькой, а сейчас, по-моему, ещё красивее. Я разговаривала с девчонками из её парикмахерской. К твоей матери неоднократно пытались подбить клинья, но без толку. Ей никто не нужен. Знаешь, как проходит её жизнь? Утром она идёт на работу, вкалывает там до конца смены, а потом возвращается домой.
        – Ну и что? – не поняла Ира. – У многих так.
        – А то, что на этом её жизнь и заканчивается. Она что-нибудь перехватит на кухне, сядет на тахту с твоей фотографией в руках и плачет. Вот такая жизнь.
        – А фотография откуда? Я забрала альбом.
        – Не о том спрашиваешь! – рассердилась Надежда. – Твоих фотографий навалом в любом газетном киоске. Я попыталась прекратить это безобразие, так знаешь, что она мне сказала? Что целиком и полностью заслужила свою судьбу. Её ведь похоронили. На городском кладбище есть могила Веры Волковой. Туда даже кто-то приносит цветы. Фамилию ей в паспорте изменили, оставили прежнее имя. Она на тебя не в обиде. Я, говорит, понимаю, что у неё не может быть матери-алкашки или тем более убийцы. Она подарила мне здоровье, молодость и деньги и ушла. А то, что унесла с собой и мою жизнь, это уже неважно, лишь бы у неё всё было хорошо. А меня уже похоронили.
        – Надя! – попытался остановить жену Пётр. – Давай не будем об этом...
        – Что Надя? Что вы, мужчины, понимаете! Мы все делаем ошибки. Одних жизнь за это сурово наказывает, а других почему-то нет. Так вот, нельзя человека, пусть даже за большой грех, наказывать вечно. Это только у попов, если грешник, то гореть ему в огне до окончания времён!
        – У тебя нет её фотографии? – спросила Ира.
        – Откуда? Она больше не фотографируется. Хорошо хоть одевается прилично, наверное, только из-за работы. А спиртного не терпит, даже отворачивает лицо, когда брызгает клиента одеколоном. Сама видела.
        – Тогда дай адрес.
        – Я дам конверт от письма, там есть обратный адрес. Думаешь навестить?
        – Думаю забрать с собой, если захочет уйти. Слушай, вы нас заболтали, и мы совсем забыли о подарках. Игорь, будь добр, принеси из прихожей большую сумку. Там десяток джинсовых костюмов разных размеров. Брали с расчётом, что каждый что-нибудь себе подберёт. Женский костюм на твою фигуру тоже есть. Покупали в Штатах, так что вещи фирменные и ненужное без труда продадите. И вот ещё что... Постарайся не кипятиться. У вас три сына, и всем нужно помогать. Они мне тоже не посторонние, поэтому я оставляю эти деньги. Мне они не нужны, а вам пригодятся. Десяти тысяч вам хватит надолго.
        Когда попрощались, ушли прямо из квартиры, поэтому верхнюю одежду взяли в руки.
        – Ну и как тебе мои родственники, муж? – спросила Ира.
        – Хорошие люди, – ответил он. – Мне больше других понравился Павел. За весь вечер сказал несколько слов, и все по делу.
        – А как зима?
        – Не успел почувствовать, но детям перед домом нравилось, так что, может, в ней что-то и есть.
        – Ничего, ещё почувствуешь, когда проводим Ольгу с Сергом. Купим лыжи и на полдня пойдём в парк. Жаль, что нет паспортов, можно было бы взять напрокат и не морочить голову с покупкой. А если там есть каток...
        – Ты когда собираешься за матерью?
        – Завтра, примерно в это же время. Выйду в городском парке, немного пройдусь пешком и возьму такси. Пока доберусь, будет часов шесть вечера, и она должна быть дома.
        – Не хочешь, чтобы я пошёл с тобой?
        – Мне лучше идти одной.
        Всё произошло так, как Ира и запланировала. Она вышла на пустую аллею и быстро пошла к выходу. До стоянки такси надо было идти только один квартал, и на ней были свободные машины, а вот добираться до дома матери пришлось минут сорок. Начало темнеть, когда такси въехало в один из дворов нового микрорайона. Ира расплатилась с водителем, вошла в нужный подъезд и поднялась на второй этаж. Она не стала стучать в дверь, а применила проницаемость и вошла в квартиру. Мать сидела на тахте и, закрыв глаза, тихо раскачивалась из стороны в сторону. Свет она не включила, но девушка увидела и свою фотографию в её руках, и две мокрые дорожки на щеках, и что-то беззвучно шепчущие губы. Вернув телу обычные свойства, Ира бросила на пол шубу, села на тахту и обняла испуганно вздрогнувшую мать.
        – Ира! – прошептала она. – Пусть это бред, пусть тебя нет рядом и мне это только чудится! Только, пожалуйста, не уходи, побудь со мной хоть чуточку! Моя жизнь потеряла всякий смысл, я живу по инерции. Сначала я ждала, что, может, ты меня простишь, вернёшься и заберёшь с собой. Потом поняла, что таких ошибок не прощают и я тебе больше не нужна. Я ведь не хотела тебя вынашивать и рожать, это Игорь настоял. Ты росла непоседой и постоянно требовала внимания, а я из-за этого целых пять лет не могла работать и оказалась привязанная к дому. Стоило отвести тебя в садик, как через два-три дня ты заболевала простудой, и твой отец, которому это надоело, настоял на том, чтобы я сидела дома. Помнишь, как я разбила о твою голову посуду? Какая же я была дура и эгоистка! Муж на меня тогда наорал, а ты целую неделю пряталась. Что-то я не то говорю...
        – Мама! – Ира прижалась мокрой щекой к щеке матери. – Я могу забрать тебя с собой и жить вместе, но о том, что ты моя мать, будут знать очень немногие. И не из-за того, что я тебя стесняюсь, просто так нужно. Ты согласна?
        – Иришка, это действительно ты? – до матери только сейчас дошло, что всё происходящее – это не бред расстроенного воображения, а реальность. – Как ты сюда попала?
        – Мы с мужем вчера навестили семью Надежды, и её рассказ о тебе больно обжёг мою совесть. Поэтому я и пришла. А закрытые двери для меня не преграда.
        – Постой! – мать потёрла лоб. – Но ведь твоего мужа убили.
        – Тот муж был королём, а этого мужчину я люблю, но не могу выйти за него замуж из-за своего положения. Для меня и моих близких он мой муж, а для остальных – любовник. Мама, давай соберём всё, что ты хочешь взять с собой, и уйдём. Ключи от квартиры оставь соседям, потом у них заберут. Бери с собой только самое необходимое, остальное потом купим или сделаем. Тебе помочь?
        – Не нужно. Человек обрастает вещами, когда он живёт. Я не жила, а существовала, поэтому соберусь быстро.
        Собралась она действительно быстро, уложив за десять минут все вещи в потёртый чемодан.
        – Он у меня единственный, – извиняющимся тоном сказала мать, увидев, какой взгляд на него бросила Ира. – Это ещё с места заключения.
        – Ладно, до дома послужит, а там выбросим. Я думаю, что делать с твоими ногами.
        – А что с ними не так? – осмотрела свои ноги мать.
        – С ними всё так, проблема в том, что у нас никто не носит такие короткие юбки. В спальню я тебя проведу, но ни одно моё платье на тебя не налезет. И подруги у меня слишком миниатюрные. У тебя есть трико?
        – Нет, только пижама.
        – На первый раз сгодится и пижама, а сегодня же вызовем мастера и закажем для тебя платья и брючный костюм. Мама, перекрывай воду и газ, и уходим. Ключи есть кому отдать? Вот и отдашь, а я подожду с вещами на первом этаже. Да не бойся ты, никуда я не денусь. Просто не хочу показываться твоим соседям.
        И всё-таки она боялась, что дочь исчезнет так же неожиданно, как и появилась, поэтому спустилась на первый этаж бегом и чуть не упала, зацепившись носком сапога за выщербленную ступеньку.
        – Ну куда ты так несёшься? – подхватила её дочь. – Пошли, врата я открыла. Да смелее же.
        Слегка подтолкнув в спину оробевшую мать, Ира прошла за ней следом и сказала Нелу, чтобы немедленно покинул спальню.
        – О чём я и говорила, – сказала она, снимая свою шубу и помогая матери снять пальто. – Даже мой муж начал знакомство с тобой с ножек. Это заложено в них природой. Поэтому доставай свою пижаму и переодевайся, а потом я отведу в твои комнаты и распоряжусь, чтобы вызвали мастера. Ты ужинала?
        – Съела какой-то бутерброд.
        – Ужин сегодня принесут в комнаты. Вечером я приду и посижу с тобой, чтобы ты смогла научиться здешнему языку. Заодно и поговорим... Заходи! – пригласила Ира мужа, когда мать переоделась в пижаму. – Познакомься, это моя мама, зовут Верой. Только для всех она будет старшей сестрой королевы. Никто не против? Ну и прекрасно, давай руку. Нел, возьми чемодан, проводишь нас до комнат... Мар, – сказала она, когда вышли в приёмную, – это моя старшая сестра Вера. Она пока не знает языка кайнов.
        – Миледи, позвольте выразить восхищение вашей красотой! – проявил свои знания русского языка Мар, согнувшись в элегантном поклоне. – Куда вы хотите поселить свою сестру, ваше величество? Я должен знать.
        – Она будет жить в свободных комнатах напротив амазонок. Ближе ничего не осталось, а этих оторв я предупрежу.
        – Кто этот кавалер? – спросила мать, семеня вслед за быстро идущей дочерью.
        – Это не кавалер, а мой секретарь. Научишься языку, тогда со всеми познакомлю. Хотя у нас и на русском во дворце уже может говорить каждый третий.
        – Это хорошо, а то у меня нет способностей к языкам.
        На подходе к нужным комнатам им встретилась Ольга в компании несовершеннолетних принцев.
        – Сестра! – обрадовался Серг. – Наши шубы уже готовы, и сапоги Вольдер передал. Когда идём?
        – Я тоже хочу с ними! – заявил Деш. – Чем я хуже? У меня во дворце отца навалом зимней одежды, нужно только сходить принести.
        – Вот сходи и принеси! А пока отстали от меня. Да, это моя сестра Вера. Кайна она пока не знает, так что говорите только по-русски, а лучше помолчите.
        – Здорово! – сказал Деш. – Была одна сестра, стало две.
        – Исчезли! – скомандовала Ира. – Я уже устала, станете надоедать – будет вам поход на Землю! Вот это твои комнаты. Нел, давай сюда чемодан. Твоя работа закончилась, с комнатами я ознакомлю мать сама.
        – Почему ты прогнала мужа? – спросила мать. – Он славный.
        – Потому что сейчас буду рассказывать, как у нас пользуются удобствами. И запомни, что муж он только для меня, официально он личный маг королевы. Наручные часы я тебе дам завтра, у меня во дворце нет дамских. Но время можешь узнать по настенным. В шесть вечера у нас ужин. Тебе его могут принести немного позже. Сейчас отправлю вызов своему мастеру, и он сразу после ужина снимет мерки, а потом подойду и я.
        – Одна эта комната в два раза больше моей квартиры, – сказала мать, осматривая гостиную. – Ты говоришь, что есть ещё одна?
        – Вон дверь в спальню. Она выполнена из того же дерева, что и стенные панели, поэтому не бросается в глаза. А в спальне дверь в ванную комнату, где расположен и унитаз.
        – А что со светом? – спросила мать. – Я не вижу ни светильников, ни выключателей, а уже темнеет.
        – Электричества здесь нет, поэтому сразу после ужина служанка принесёт зажжённую масляную лампу. Я потом покажу, как её погасить. Раскладывай свои вещи в шкаф в спальне и отдыхай. Я поужинаю и приду.
        – Ну как мать? Довольна комнатами? – спросил Нел, когда Ира вернулась в свою гостиную.
        – Она сейчас растеряна, какое тут довольство. Подожди до завтра. Я знаю свою мать. После того как выучит язык и немного привыкнет к новой обстановке, она быстро освоится.
        – Довольна, что её забрала?
        – И да и нет. Мне нравится то, как она изменилась, вопрос в том, надолго ли. Может, я об этом пожалею, но сейчас у меня с души спал такой камень!
        – Откуда у тебя взялась сестра? – спросил Лён, когда пришли на ужин. – И почему её нет здесь?
        – Уже растрепали? – спросила Ира уткнувшихся в тарелки детей. – Говорю только для своих, что это моя мать, а не сестра. Но для остальных должно быть только так, как я сказала, поэтому и вы сразу привыкайте относиться к ней как к моей сестре. Для этого у меня есть основания. А оставила в комнатах, потому что ей у нас пока нечего надеть. Завтра пошьют платья, тогда и увидитесь.
        – Она так молодо выглядит? – спросил Олес.
        – Матери тридцать семь лет, а я год назад провела ей полное оздоровление и влила много сил. Не знаю, что произошло, но она помолодела лет на пятнадцать.
        – А почему ты привела её только сейчас? – спросил канцлер. – Были причины?
        – Были и есть. Это личное, и я не собираюсь ни с кем делиться, даже с вами, Лён. И давайте пока оставим мою сестру в покое и поедим. Вы хотели что-то сказать?
        – Хотел поинтересоваться, действительно ли ты собираешься отправить на Землю эту компанию. Тебе не жалко свой мир?
        – Я не отпущу их одних, – улыбнулась Ира. – Ольга, где живут твои старики?
        – В Тушинском районе Москвы. Дед у меня авиаконструктор, а бабушка не работает.
        – Вот я вместе с ними туда и нагряну. Если её дед переживёт такое нашествие, я ещё с ним пообщаюсь. Давно хотела поговорить с грамотным человеком насчёт самолётов.
        – Ты же боялась внедрять летающую технику, – напомнил Лён.
        – Я и сейчас боюсь. Но когда-нибудь начнём, а в районе Даромы или приморских городов, где будут в основном люди с Земли, это можно сделать раньше. Я не знаю, сколько мы ещё сможем сотрудничать с Советским Союзом или Америкой. Земля слишком непредсказуемый мир, поэтому я хочу набрать всего, что нам может пригодиться, и с хорошим запасом, чтобы потом не кусать локти. Мы не вечно будем получать товары за халявное золото. Сейчас стоит задача выстоять и уцелеть, и я не сомневаюсь в том, что нам это удастся. А потом нужно развивать местное население. Дело это долгое... Лён, вы опять меня завели? Всё, я ем – и больше ни одного слова. И вообще нужно прекращать болтовню за едой.
        Дальше ужин прошёл в молчании. Закончив есть, Ира из трапезной вратами ушла к комнатам матери и постучала в дверь. Портной уже снял мерки и уехал, а слуги убрали грязную посуду и принесли масляную лампу. Мать сидела в кресле в гостиной и выглядела очень уставшей.
        – Какие тебе сейчас разговоры, – сказала Ира. – Я запустила заклинание изучения языка. Пойдём, помогу лечь, а сама посижу рядом и отдохну. А ты спи, для заклинания безразлично, спишь ты или нет. А поговорить у нас теперь будет много возможностей, и лучше это сделать, когда ты хоть немного освоишься.

     Главы 41-42   http://www.proza.ru/2017/06/01/330


Рецензии
Какие славные главы! Замужество по любви, исправление матери и великодушие Ирины... Класс!

Ольга Анисимова 2   16.09.2018 09:11     Заявить о нарушении
Любви все возрасты покорны

Олег Грязнов   22.01.2022 00:10   Заявить о нарушении