Титово, Титовка, топонимы и гидронимы - этимология

Термином Титово, Титовка назывались малые поселения, деревни и деревеньки (10-15 дворов), топоним связывают с распространенным древнерусским именем Тит, которое фиксируется в русской литературе и актах примерно с XIV века.

* Киево-Печерский патерик (1462); http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4945
 «Два брата б;ста по духу: Евагрий-дияконъ, Титъ же попъ».

* Князь Тит Мстиславич (ум. после 1365) — князь Карачевский и Козельский.

1)  Существующая этимология

Википедия. «Тит (лат. Titus — честь, почёт) — мужское личное имя».

В истории известны:
 * Тит Татий — легендарный царь сабинян, правитель города Куреса (современного Коррезе).
* Тит Флавий Веспасиан (известный как Веспасиан) — римский император (69—79).
* Тит Флавий Веспасиан (известный как Тит) — римский император (79—81), «прославился» взятием и рарушением Иерусалима, 100 000 евреев обращены в рабство, ок. 1 000 000 было убито.
* Тит Флавий Домициан (известный как Домициан) — римский император (81—96); согласно церковной традиции (Евсевий Кесарийский, ок. 263—340) преследовал евреев и христиан.
* Святой Тит, апостол от 70, ученик Павла, епископ Крита (Послание апостола Павла Титу).
* Прямое имя по рождению у Ивана Грозного (род. 25 августа 1530 г.) – Тит, на сохранившихся иконках и панагиях Ивана Грозного изображены святой Иоанн и святой Тит.

2) Топонимическая традиция

а) Чин освящения дома (жилища)

В православии издавна существует обряды освящения жилища, построив новый дом, хозяин приглашал священника для того, чтобы получить благословение представителя церкви на благополучное проживание семьи в новом жилище. Молитвой и обрядом дом вводился в культ Бога, считалось, что семья, проживающая в нем, после освящения будет защищена от воздействия злых сил.

Из текстов Национального корпуса русского языка ясно, что освещались не только церкви (культурно-религиозный центр поселения) и жилища, но и различные объекты: источники и пруды, школы и академии, замки знати, банки и театры, памятники, каналы и мосты, корабли, приюты и больницы.  Если объект не имел имени, то при освящении (по согласованию власти и церкви) ему присваивалось ИМЯ (или изменялось).
 
* Николай II. Дневники (1894-1896)
 
В 12 ч. поехали вниз к месту Иордани, где произошло освящение знамен и штандартов. …В 3 часа поехал на освящение казарм сводного батальона и конвоя. …Поехали на освящение богадельни и детского приюта здесь в Царском, устроенных заботами княгини Оболенской. …В 3 1/2 пошли в Оружейную палату, где произошло освящение Государственного Знамени. …

б) Традиция называния

При образовании новых поселений - выселок, их стихийно называли именем первого жителя, владельца или основателя, при разрастании выселок (хуторов) до уровня села или деревни,  начальное поселение часто переименовывалось, сведения (документы) о первых жителях не сохранялись (очень редко до XVIII века). Обычно деревня называлась  по святому (апостолу), в день почитания которого она была основана (зарегистрирована), по храму или в связи с библейским топонимом.
 
* Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной церкви (1823-1824)   
«…святые и по кончине своей равно могут благотворно действовать через земные средства или предметы, получившие через них освящение».

В Древней Руси были распространены административно-территориальные единицы - погосты, которые ввела княгиня Ольга. Погост –  поселение с церковью (приход), объединяющее несколько рядом расположенных деревень; здесь велся первичный учет населения (метрические книги с 1667 г.). Большинство погостов имели составные имена, которое формировалось из наименования церкви (прихода, села с церковью) с добавлением имени выдающегося местного ориентира или топографических характеристик местности: реки, болота или озера, и т.д.

3) Тит,  Титово в Национальном корпусе русского языка

* Сотная с писцовых книг В. И. Наумова и И. И. Ордынцова на митрополичье с. Вятское, Костромского у (1562): «(Дрв) Титово: (в) Иванко Чернос, (в) зять его Емельян, (в) Мартынко Еремеев, (в) Мичюра Прокофьев». Дрв – деревня, в. – выселки.

* Купчая с отводом Иос.-Вол. монастыря старцев Варлаама, Гурия и Каллиста на купленные у Михаила Глебовича Кутузова и его сына Андрея дер. Корякино, Горлово, Воронцово, Юдино, Огашино и Мелешино в Локнышск. ст. Рузск. у (1479-1504)   
«А на то послуси: Семен Филипов сын Долгеньева, да Тит Нефедов Черленкова, да Игнат Ондреев сын Овъсокова, да Борис Шанин».

* Выпись из писцовых книг Г. Р. Застолбского на митрополичьи владения в Костромском у (1501-1502): «Погорелое: в. Омельянко, в. Тит. Дрв. Шилово»; в тексте Дрв – деревня, в. - выселки.

4) Существующие топонимы в связи с характерными особенностями  местности

Топографически большинство населенных пунктов располагаются на заболоченной местности или вблизи от болот.

 * Титово озеро  – Омская обл., несколько озер в середине крупного болота; см. карту http://www.etomesto.ru/tut351015/

* Титово – Тверская область Кимрский р-он; деревня, жителей 658 чел., с севера, запада и востока  болота; см. карту http://www.etomesto.ru/tut14220/

* Новое (116 чел.) и Старое Титово (171 чел, существовала в нач. XIX в.), деревни, Московская обл., Орехо-Зуевский р-он; местность осушена, ирригационные каналы, остались болотистые участки. См. карту; http://www.etomesto.ru/tut11730/

* Титово – Алтайский край, Тогульский р-он; село, расположено на повороте реки, на противоположном берегу – болота; см. карту http://www.etomesto.ru/tut132614/

* Титово – Вологодская обл., Череповецкий р-он, население – 1 чел.; к востоку от посёлка болото; см. карту, http://www.etomesto.ru/tut104665/

* Титово – Смоленская обл., Духовщинский р-он, население – 2 чел.; к востоку от деревни болото; карта
* Титово – Кемеровская обл., Промышленский р-он, население – 1120 чел.; село расположено на двух берегах реки, заливные луга, болота; см. карту http://www.etomesto.ru/tut135313/

* Титово – Вологодская обл., Кириловский р-он, население – 80 чел.; к западу от деревни крупное болото, ирригационные каналы, местность болотистая, осушена; http://www.etomesto.ru/tut135313/

* Титово – Костромская обл., Чухломский р-он, население – 8 чел.; деревня, к северу и западу болота; http://www.etomesto.ru/tut216511/

* Титово – Вологодская обл., Белозерский р-он, деревня, население - 0, к востоку болото; см. карту http://www.etomesto.ru/tut251903/

* Титовка – Алтайский край, Егорьевский р-он, население – 910 чел., расположена на краю лесного болота, озеро Вавилон; см. карту http://altay-krai.ru/817588_BIG_0_0.jpg

* Титовка – Брянская обл., Почепский р-он, население – 879 чел., на юге села болото, с востока болотистая (пойма) реки Судость; см. карту http://www.etomesto.ru/tut126725/

* Титовка (фин. Vaalesjoki) — река в Мурманской области, длина реки 83 км, верхнее и среднее русло заболочены, см. карту
5) Обобщение и вывод

У нас есть три варианта истолкования имени:

1. По имени (прозвищу, фамилии) основателя или владельца мелкого поселения  Тит – недоказуемо (сведений нет), возможны только единичные факты.

2. В связи с именем Святого апостола Тита, день поминовения по старому стилю 25 августа, по новому стилю 7 сентября. Более правдоподобно, если знать дату основания деревни или села, что крайне редко отражалась в источниках.

3. Большая часть поселений Титово и  Титовка  расположены в непосредственной близости от крупных болот, пойменных лугов или сильно увлажненных участков местности (зарастание озер, подземные воды). Заболоченность Русской равнины 20-50%, Западной Сибири – 70%, следовательно, феномен (явление в созерцании) имени ТИТ, ТИТОВО можно связать с болотистым характером местности, низкий уровень производства с/хозяйственных культур из-за повышенной влажности – характеристика окружающих земель.  Деревни Титово (есть исключения, где была проведена ирригация) не развились до крупных сельских поселений и городов, состояние окружающей природы требовало больших финансовых вложений и человеческих усилий.
 
Вывод

Целесообразно рассмотреть топоним в связи с библейскими образами и терминологией.
 
6) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ТИТОВО, ТИТОВКА = ТИТ+ОВО, ТИТ+ОВКА (русское окончание), у нас моментально появляется корень иврита ТИТ топь, грязь.

* иврит ТИТ топь, грязь, глина, непролазная грязь.
 
Источники

* См. стронг 2916, ТИТ

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_168.htm

б) Библейский образ

* Захария 9:3: «И устроил себе Тир крепость, накопил серебра, как пыли, и золота, как уличной грязи (ТИТ).
* Захария 10:5: «И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь (ТИТ), и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях».
* Михей 7:10: «И увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: "где Господь Бог твой?" Насмотрятся на нее глаза мои, как она будет попираема подобно грязи (ТИТ) на улицах».
* Иеремия 38:6: «Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь (ТИТ)».
* 2 Царств 22:43: «Я рассеваю их, как прах земной, как грязь (ТИТ) уличную мну их и топчу их».
* Исаия 57:20: «А нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь (ТИТ)».

Таким образом, содержание большинства топонимов и гидронимов ТИТ+ОВО, ТИТ+ОВКА  - топь, грязь. Термин позаимствован из библейского лексикона, обозначал болотистые местности, способствовал  ориентировке человека на местности. Система топонимики ОЧЕВИДНО связанна с религиозной доктриной и позволяет проследить общность культур разных народов, название географических объектов – библейский топоним или образование нового топонима на базе библейского имени или термина.

1.6. 20017 г.


Рецензии