Размышляя над памятником в Черкесске - завершение

(начало - http://www.proza.ru/2017/05/31/2085)
Отличительная черта всех настоящих исторических произведений монументального искусства - их обращенность одновременно к уму и совести потомков. Говоря это, я хочу не только еще раз подчеркнуть талант его создателей, но и обратить внимание на еще один символ, который создает глубокое смысловое наполнение памятника. Речь идет о щите с изображением кинжалов и стрел, а также обращенных против них штыков, а фактически ружей, оснащенных штыками. 

Значение композиции есть в описание у авторов памятника. Я же хотел сказать о том, что она воплощает собой еще один скрытый, но очень важный символ. Он дает ответ на вопрос о причинах поражения горцев в войне за свою свободу. (Отдельно этой теме посвящена моя статья – О главном уроке Русско-Кавказской войны (http://www.proza.ru/2017/05/20/1943). О чем конкретно речь?

Этот символ образно через тип оружия отражает противостояние разных технологических эпох, то есть уровней экономического и социального развития противостоящих сторон.

Вряд ли у кого-то из современников может быть сомнение в том, что самой важной причиной поражения горцев стала не только сравнительная малочисленность их вооруженных формирований, но и, в первую очередь, отсутствие современной профессиональной армии, оснащенной современным оружием. Оставшись к моменту колонизации Западного Кавказа на уровне позднефеодального общественного устройства и экономического развития, несмотря на самые высокие образцы храбрости и воинского искусства, черкесские племена и их соседи были обречены на поражение. 

Прежде, чем перейти к заключительной части, связанной с совестью, должен отметить еще один важный деятельный символ. Авторы идеи и организаторы строительства памятника черкесы - Мухамед Хахандуков и Султан Коблев. Однако, примечательно и знаково здесь и то, что исполнителями работ по отливке бронзовой части памятника стали русские мастера из ООО "Лит Арт" под руководством  генерального директора, бывшего морского офицера Александра Устенко, который лично присутствовал на открытие памятника в Черкесске. Судя по тому насколько качественно и с душой сделана работа, она была не просто «бизнесом», и это тоже символично.

Как известно памятники нужны не умершим, а тем, кому жить дальше. А потому важно, чтобы они несли энергию добра и созидания. И то и другое не может быть основано на лжи, силу им придает только правда. Только зная правду, какой бы горькой она ни была, помня о ней и извлекая из неё уроки, мы, потомки участников Кавказской войны, наученные опытом предков, можем уверенно вместе идти в будущее.

Я не знаю, как сложится дальнейшая работа над памятником, судя по описанию авторов, фактически это должен быть небольшой мемориальный комплекс, который будет еще достраиваться.  Выскажу пожелание, которое, я уверен, поддержат многие из наших земляков и соплеменников. 

Исходя из обозначенной даты, места и авторства, памятник, в первую очередь, имеет отношение к трагическим событиям, произошедшим на Западном Кавказе, и уже через них к Кавказу в целом. Сохраняя своё общекавказское и общероссийское значение, было бы справедливо, если комплекс будет включать в себя не просто высказывания о прошедших событиях, а названия всех тех населенных пунктов – аулов, станиц, крепостей, которые были уничтожены здесь в ходе военных действий. В которых погибли или вынуждены были покинуть свою родину тысячи людей. Об этом все должны знать и помнить.

Безусловно, всё это имеет отношение к вопросу совести, а фактически к примирению исторической памяти потомков Кавказской войны. Без этой правды её боль, а значит и разрушительный потенциал, будут тлеть, разлагая души и неся возможные угрозы мирному будущему. 

Вместо заключения.

Хотелось бы, что бы мы всегда помнили, что все мы живем в новое время, в нашем общем государстве-отечестве России. Желая добра себе и всем, с кем мы составляем сегодня одну политическую гражданскую нацию, мы обязаны помнить и то, что современная Российская Федерация, как это сформулировано в Законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

А это значит, что у нас есть не только право, но и обязанность сохранять и приумножать всё лучшее, что накоплено за всё время существования нашего государства, служит общим интересам наших народов, а также исправлять ошибки и негативные последствия прошлого и настоящего.

И еще вот о чем, очень важном. В связи с тем, что вокруг памятника уже пошли определенные негативные разговоры и дискуссии, связанные с желанием «перетянуть на себя одеяло», хочу сказать, обращаясь к своим соплеменникам. В героизме и мужестве наших предков нет нашего участия или наших заслуг. Наоборот, это они своим примером участвуют в нашей жизни. А это значит, что мы должны учиться жизни на их опыте и примере, брать от них все лучшее и жизненно важное, и не повторять их ошибок.

Одним из самых лучших образцов для подражания, составивших их славу и добрую память,  остается то, что они не просто на словах, а НА ДЕЛЕ жили ТАК, что их все уважали и помнили. Полагаю, что и сегодня среди нас есть продолжатели этих лучших традиций, и среди них, безусловно, создатели этого замечательного памятника в Черкесске.   
 


Рецензии