Полонея Часть 6

Через три седмицы изорванный медведем мужчина встал и был препровожден в Полоцк.
Оказалось, что он боярин- старший княжеский дружинник, тысяцкий  родомыслова войска.
Именем Местята.
Местята оказался хорошим человеком, женатым на воеводской дочке Новожее, которая в скором времени должна была разрешиться их восьмым дитятем.
- Надеемся доча будет на сей раз.- Сказал Местята, когда Полонея как-то после перевязки сидела у его ложа и переводила ему из книг, присланных Родомыслом.-  Эти сорванцы ведь, все на улицу сбегают. Старшие трое уже в младшей дружине. А любушка-голубушка моя все сокрушается, что дочки у нас нет. Хорошая она у меня. - Вздохнул Местята. - Мудро все вот писано в твоей книжице. И ты мудрая- вона как лихо читаешь, да толмачишь из книжицы иноземной. Вот бы нам сделать чтобы как в ихнем Риме было. Это как справно, вода прямиком из колодца будет поступать в терем. И девкам таскать меньше  и время освободится для дел других.
- А и сделай, Местята.  Чего не сделать -то. Вон в книжке и рисунки есть как все устроено в Риме то. А коли, что я переведу на кожу и будет тебе в подмогу. Тут и качалка нарисовано как устроена, а коли покумекать, то глядишь мы и римлян ентих перещеголяем.
- Как возвернусь в Полоцк, сразу к князю пойду и пусть …. Да только не ведаю, даст ли согласие на такое.
- А начто тебе князь то? Ты в своем терему сделай, а потом зазовешь князя в гости. Глядишь, подивиться этакой премудрости и у себя сварганит в детинце. И князю потеха и тебе почет и уважение не лишними будут.
- И то правда твоя. Говорю мудрая ты шибко, Полонеюшка. Был вот воевода у нас, еще до того как отец моей Новожеюшки не стал воеводою, так он тоже смышленный такой был. И на гуслях играл, и вирши такие складывал, что дух запирало, когда в походах его слушали, а рисунки его....
- Что в воеводою то? - Затаив дыхание спросила Полонея.
Да погиб. Хороший человек был. Княжича спас и погиб. Дочка у него сказывают осталась от жены, что родами померла. Бают вроде бы была она княжичу невестой...
- И что с дочкой -то?
- Да кто ее знает. То ли померла, а вроде как в учение ее  к волхвицам лесных отдали, да только как погиб Владияр, то и невестку князь другую привез. Шептались, что не к добру энто все. Да только кто ему Родомыслу, то перечить станет.
- А что сказывали про воеводу погибшего?
- Да то, что он дескать, голову то сложил за Твердислава, надеялся, может на то, что доченьке его мужем добрым будет, а они вон князья взяли в княгини Милицу эту чужачку. Ведь кабы не защитил тогда княжича Владияр, не подставил бы себя под копье то.... И крада бы остыла уж твердиславова.
- Что невестка  князя -то? -Еще тише спросила девушка.
- А что невестка! Злющая она. Лепная, но  больно злющая. Да и пустая вся уж который год.
- Так может от того и злющая, что пустая?
- Да, что ты, сердешная. Она как приехала сразу злющая была. Девок вон кипятком шпарила, да собаку велела извести, что вишь ли спать ей не давала за полночь. Приехала да оказалась тут-  девка при ней что была брюхатая вышла.  Так та в проруби велела ее утопить, да княжич велел отпустить. Поселил  горемычную у людей, а ее вон с пузом то придушенной потом сыскали. Дитенок чей-то бегал на заднем дворе.... и уж чего ей там понадобилось на заднем дворе то, да только вышло, что он ей ошапень* испачкал. Так та била его кроху, на силу князь старый отволок в сторону, а он помер, дитя малое. А апосля как князь пощечину ей прилюдно отвесил, так сосем озверела баба злая.
- Ой- вздохнула девушка- Страсти то какие, сказываешь ты, Местята. Пойду я почивать. До свету встать нужно. Травы пойду собирать.
- Доброй ночи тебе, красавица. Доброй ночи, спасительница моя. Вовек мне с тобой не расплатиться и чем отблагодарить то тебя?
- Служба, у меня такая Местята. Служба. Ты вон князю служишь, да державу от ворогов лютых стережешь, а я … вот в лесу свою службу несу. Так что квиты, мы братец и нечего тут судить рядить.
На другой день из Полоцка прибыли люди княжии, оповестили Местяту, что супружница его Новожея разрешилась девочкой. Что, мол и мать и дитя в дравии и ждут отца-мужа домой.
Для Полонеи передала благодарная супруга отрезы полотна беленого, шкатулку самоцветами узукрашенную полную всяких прекрас, лампы, что маслом заправляются восточные, подушки, одеяла легкие да теплые на лебяжьем пуху, настельники  на стол тонкого льна замысловато распишитые, покрывала диковинные.  А еще  в укладке были горшки чугунные, три блюда серебряных, да еще всякие безделицы для трапезы .
Всплеснула девушка руками- Да на что мне все это-то? Любо поглядеть, да все уж вроде как есть у меня. А эти богатства....
Но из лазарета послышался голос Местяты-
- Ой не обижай ты мою любушку.  Это что барахло все и рухлядь. А нам во век не расплатиться с тобой, Полонеюшка.
- И то правда- сказал пожилой мужчина, что пригнувшись вошел в распахнутую дверь.- Здрава будь, красавица- ворожея- лечейка. И ты зятек выздоравливай.
Ох, и напугал ты нас, когда мужики с вестями приехали. Мы ведь все не хотели доченьке то моей, что в тягости была сказывать, что с тобой приключилось. Да вот ведь сердце женское, поди пойми, как почуяла. Пришла ко мне загодя- мужиков еще не было да и говорит- Мол беда приключилась с Местятой. И лица на ней нет.
Мать ей: Что ты доча? Окстись, а то глядишь и накличешь, пока он по путям-дорожкам мается. А эта в слезы. Мол уже....
А на другой день и мужики приехали с вестями. Ну я, как водится, отблагодарил спасителей то. Но прости, зять дел не впроворот, только и смог нынче вырваться.
Мужчина прошел в лазарет, обнял зятя сердечно. - Поздравляю, тебя сын! Внучка красавица, вся в меня вышла. И нос мой и уши.
Местята засмеялся. - Что батя, только нос да уши?
- А ты парень не рыгочи тут. Вся в меня внучка уродилась!
- Вот и славно, отец, что в тебя! В кого ей еще быть-то, как не в деда родного.
- Ступайте обедать,   Межко Венцеславович. Все уж на стол наметала, моя сестрица Чеслава. Оголодали поди дорогой, то?
- Добро, красавица, Да то верно. Оголодал.  Глызя!- Крикнул воевода.
- Да, хозяин- в дом вскочил худощавый хлопец и поклонившись Межко стал ждать распоряжений.
- Тащи, паршивец, короба со снедью, да все тащи, что Всенежа моя прислала.
- Ужо, хозяин. Все тащу- выбежал из избы Глызя. И тут же стал вносить короба со снедью, и  с пол дюжины бочонков.
- Что это, Межко Венцеславович? -спросила его хозяйка.
- Это вот всякие гостинцы, тебя супружница моя Всенежа Жихаревна прислала. Тут селедка, что из Варяжского моря везут соленая, тут огурчики хрустящие из Суздаля, в этих вон вино заморское, там имбирь засахаренный.
- Имбирь! - Ох как же я давно не ела имбирь! Еще батюшка привозил мне. Сколько лет уж прошло!
- А кто батюшка то твой, девица?
- А на что тебе, Межко Венцеславович? Иль сватов засылать собрался? Ты с супругою, гляжу, а сынов у тебя вроде как и нет.- отшутилась хозяйка.
- Да так. Больно лик твой мне кого-то припоминает. Да все не разберусь никак, где я тебя, дочка видеть мог.
- А нигде и не мог, гость дорогой. Ты вроде как по лесам не шастаешь.- снова пыталась отшутиться девушка
- По лесам, то не шастаю, да в Полоцке почитай всю жизнь прожил. Там и родился. Это вон Местята — зять мой у нас пришлый. А я всех до единого в Полоцке наперечет знаю.
- Да лесная я, Межко Венцеславович. Лесная.
- Ну лесная, так лесная. Давай, потчуй, хозяйка угощениями своими.
Сели за стол, отобедали.
- Дозволь, хозяйка, у тебя с ночевой остаться.  Когда, зятя то отпустишь?
- Оставайся, Межко Венцеславович. Постелю тебе в лазарете, рядом с зятем, а люди твои пущай кто в хлеву размещаются, кто в бане.  Чеслава им снесла снеди уже, баню топит.
- Благодарствую, хозяюшка.
 
Как вечер стал опускаться, Полонея пошла травы шурудить в сарай. К ней и пришел Межко Венцеславович
- Ты ж дочка  Владияра и Руты, бывшая невеста княжича.- Гость внимательно смотрел на девушку.
- Почем знаешь?- Обернулась к нему Полонея.
- Да, ты как сказала, про то, что отец тебе имбирь возил, так я сразу и смекнул, что ты на мать похожа. Ох и красавица она была! Глядел на нее- наглядеться не мог, как померла....  Да и батька твой частенько сказывал, что дочка шибко любит сахарный имбирь.

- Ты не сказывай никому, дядя Межко.- Спокойно попросила она.- Я тоже тебя признала. Хоть и видела, когда мне семь лет от роду было в останний раз тебя. И не надо, не спрашивай почему.

- Да смекнул я. Гордая! И отец твой, дурак гордый был. Да поперся под копья, заслонил собой Твердислава.
- Это его выбор, дядька Межко. -Сказала Полонея.
- Так он же ….- Возмутился Межко и саданул кулаком о столб сарая.
- Нет. Не потому, что жених мой. Батюшка был человек служивый. И служил он князю своему. И стало быть княжьего отпрыска защитить ему было и по службе и по совести.
- Ладно, дочка. Не буду я лезть в твои дела. Спасла зятька моего, поклон тебе низкий. А то уж больно его Новожея, дочка моя любит.-Он огладил бороду.-  И человек хороший, уважительный. Да муж и отец справный.
- Вот и славно.- Сказала знахарка. - Благодарствую, что родителей моих добрым словом поминаешь, дядко Межко.
- Да добрые люди они были. Твой отец как привез Руту, так воспылал я  к ней. Эх. Какая она была!- Вспомнил мужчина.- А она верная, да неприступная. Пришел к твоему отцу, я как-то- он тогда воеводой был.
Мол отправь меня на рубежи дальние, не могу видеть жену твою. А он вот и говорит мне.
- Жаль, брат, мне, что вышло так, да нужен ты здесь. А слава ж богу, что моя Всенежа.... А то и не знаю....
- Да, дядько Межко, славная у тебя супружница и умом и всем взяла. -Подтвердила Полонея и вышла из сарая.

Переночевал с зятем Межко Венцеславович, и отправился восвояси в Полоцк с гостинцами да подарками для роженицы и новорожденной.

Потом Местята выздоровел, да уехал. По весне, как дороги стали приехал ханский посланец, привез золото, забрал заказанные у Полонеи дощечки.
Договорились о свадьбе Чеславы. Будущий свекор быстро забыл, что невеста пришлая. От количества майна, что принесет та в дом свекра, как тот порешил, обомлел.
Но как Полонея сообщила, что молодых отведут в их собственную избу, то вроде и обрадовался, что у сына будет свой дом, да только не по нраву старому пришлось, что перинами да котелками, бычком да телочкой не поживится. Но  Любочад напустился на него и тот угомонился.


Рецензии
Неплохое продолжение. Наконец-то её узнали, и читатель уже начинает думать о продолжении. Но диалоги сделай динамичнее, чуть покороче. Есть немного ошибки - о них в сообщении. С уважением Э.Л.

Элла Лякишева   22.07.2017 19:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.