Иногда

   Мы строим канал Иртыш – Караганда. Это большая стройка, длинной пятьсот километров. Десятки экскаваторов и бульдозеров роют русло канала. Русло идёт всё время вверх. Воду надо поднять на высоту почти в пятьсот метров. Так Караганда высоко стоит по сравнению с рекой Иртыш. Воду будут поднимать насосные, их двадцать три. Каждая поднимает на двадцать метров. У каждой насосной плотина и большое или маленькое водохранилище. Одну такую плотину мы и отсыпаем. Нас много. Два карьера грузят экскаваторы 4,6 кубометров ёмкость ковша и большая бригада прицепных скреперов.
    Неожиданно сломался экскаватор. Говорят, сломался серьёзно. Целая команда наладчиков работает на экскаваторе. По слухам, которые звучат в среде водителей самосвалов, сгорел какой  - то Леонард, а это серьёзно.  Приехали начальники и заседают. Ближе к вечеру к нам, шоферам, вышел начальник транспортного управления. Сказал, что поломка серьёзная и надо двое суток, чтобы устранить поломку. Вы, двенадцать самосвалов направляетесь в Курганскую область за известью. Сборы коротки, сели в кабины, завели дизеля и… ко мне подошёл мой товарищ Перепёлкин, и говорит, давай рванём через соседнюю насосную. Девять километров экономия. Там же заливают водохранилище, дорогу, наверное, залило, говорю ему я. Он уверяет, что вчера вечером ездил там и до дороги ещё далеко. Мне задней мыслью показалось, что он ни куда не ездил, так как пахали вчера наши напарники. Рванули, он впереди, а я за ним. Подъезжаем к заливаемому новому водохранилищу. Степь наполняется водой. Озеро уже приличное. На поверхности плавает всякий мусор, сухая трава. К дороге вода ещё не дошла, но впереди уже залита половина дороги. Дальше стена, а вдоль стены была дорога, а теперь вода. Стена, это была раньше небольшая сопка, половину сопки срезали и убрали.
    Главное было у воды. На берегу будущего водохранилища загорали на солнышке, наверное, полсотни женщин. Женщины загорали голышом. Их неделю назад привезли из ленинградской тюрьмы и выпустили почти на свободу. Отбывать наказание за свои преступления они должны на стройках народного хозяйства. Увидев нас, вся эта команда вскочила и с криками: - «Мальчики» понеслась к нам. Перепёлкин резко дал газу, КрАЗ дыманул чёрным дымом и рванул вперёд, я за ним. Рядом с машиной бежали голые девчата, пытались вскочить на подножку. Разбрызгивая воду и буксуя, мы с Перепёлкиным с трудом оторвались от преследователей. Выехали на трассу.
    Постояли, погадали, где наши товарищи, впереди или сзади и решили ехать. Проехали километров тридцать деревня. Широкая улица. В центре деревни прямо посредине улицы колодец.  Рядом лавочка, просто сказать скамейка, на ней старый дедушка с палочкой. У колодца вся наша бригада. Кто воды доливает, а кто по  сторонам глазеет. Один наш товарищ гусака дразнит. Гусак, вытянув шею,  шипит и атакует неприятеля. Неприятель наступает, гусь высоко задирает голову, машет крыльями и гогочет.
   - "Ладно, поехали"- сказал наш бригадир Гордей. Захлопали двери кабин, заурчали моторы, трогаемся. Моя машина самая задняя. Вдруг мне говорит тачковщица наша Катя, сильно беременная женщина. Она  поехала с нами, хочет попасть в какое то - село к родственникам.
   - "Слава, не спеши, я с тобой поеду". Перепёлкин уже уехал. Остался тот, кто с  гусем игрался, да я. Сергей пошёл в кабину, гусь преследовал его, шёл за ним, вытянув шею. КрАЗ тронулся, гусь побежал за машиной, потом взлетел и в полёте преследовал обидчика. Дедушка сильно взволновался, удивлялся, как гусь яро преследует неприятеля. Мы с Катей тоже тронулись. Оказывается Сергей под конец представления, угостил гуся кусочком хлеба с рыболовным крючком на длинной леске.  Километров через пять мы увидели, что бригада наша у речушки разводит костёр, ощипывают гуся, собираются варить ужин. Поужинали супом с гусятиной и двинулись. Ехали долго. Хотелось спать. В три часа остановились, выстроили машины в рядок и уснули. Рано утром Гордей разбудил нас, проверили воду, масло, завели и поехали дальше. В десять прибыли, загрузились и поехали обратно.
    Во время погрузки возле Гордея вертелся наш водитель Гриша. Родом он из этих краёв. Уговаривает Гордея, заночевать в каком то -  селе, стоящем на нашем пути. В селе живёт его подруга. У Гриши нашлись помощники. Они хором уговаривали Гордея заночевать в незнакомом селе. Уговаривали всех нас. Давайте сложимся, купим мяса или барана, сварим, купим вина, посидим вечерок, заночуем, а утром поедем домой. С трудом, но Гордей сдался. Ближе к вечеру приехали в это село. У знакомой Гриши дом, двор, огород, хозяйство. Гриша переговорил с хозяйкой. Организаторы, по подсказке женщины, купили барана, освежевали, и хозяйка с Гришей начали варить ужин. Нашлось всё необходимое. Картошка и лук и другие приправы.
    В ожидании вкусного ужина, да ещё с новым вином с красивым названием «Солнцедар», ожидающая кампания припоминала подобные случаи из длинной, как дорога, шофёрской жизни. Каждый новый случай был гораздо интереснее, а главное вкуснее предыдущего. Но не все были спокойны. Был в нашей бригаде мужик Максим. Человек солидный, трое детей, жена красавица. К предстоящему ужину Максиму не хватало романтики. Он кругами подошёл к Грише и попросил:- «Гриша, скажи хозяйке, пусть подругу позовёт. Гриша высказал Максиму светлую идею, что Максым  дурак. Какая женщина в селе пойдёт в кампанию к чужим мужикам. Максим отошёл от Гриши.
    Долго ли быстро ли, но ужин сварился, сдвинуты столы, приставлены лавки и табуретки. Разлили еду по мискам. На столе красовались два больших  блюда, на которых горой парила, испускала удивительный запах баранина. Запах этот вызывал острейшее желание испробовать это чудо. Наполнили стаканы и кружки вином и вопрос, кто скажет первый тост. Встала хозяйка дома и сказала – «Я прошу меня простить, но скажу я. Спасибо судьбе и Вам, что привезли ко мне моего Гришу. Мы давно любим друг друга, но ни как не сойдёмся жить вместе. Не осуждайте меня и будьте здоровы».
    Выпили, закусили, и началось застолье. Выпивали вино, ели, хвалили хозяйку. Потом начались разговоры. Застолье разбилось на отдельные группы. Ближе к полночи, постепенно разошлись по кабинам  и умостились спать. Летняя ночь пролетела быстро. Проснулись, умылись, позавтракали остатками от вчерашнего пира. Проверили масло и воду, завели и поехали, поблагодарив хозяйку.
    Остановились во второй половине дня в большом селе у столовой. Пообедали, вышли, курим. И тут выясняется, что Гриша, человек не лишённый юмора, во время застолья, отозвал в сторонку Максима и тихонько сказал ему, что подруга  хозяйки пришла и прячется на печи. Когда все улягутся, потихоньку приходи и на печь. Так и случилось. Максим тихонько в темноте стал пробираться на печь. Хозяйка заволновалась, а Гриша успокоил её. На печи уже год лежала больная, старенькая мама хозяйки. Что было на печи, покрыто мраком тайны. Шофера хохотали, фантазировали, Максим молчал, хмурился. Предполагал, что слух дойдёт до жены и тогда ему, Максиму придётся  туго. О будущем лучше не думать.
Расправа произошла через несколько месяцев. Праздновали день строителей. После отдыха на берегу маленькой степной речушки. Автобус за нами не пришёл, шли пешком. Мужская кампания шла впереди, шутили, хохотали. Женщины поотстали. Вдруг жена Максима, прибавила шаг. Мужики спрашивали Максима о том случае. Максим  в лёгком подпитии, потерял бдительность и своим басом рассказывал подробности на печи. Жена Максима, подслушав о его подвигах, размахнулась авоськой, а в авоське была стеклянная пол-литровая, пустая банка. Удар пришёлся по голове Максима, он упал, потерял сознание.  Началась шумная возня по оказанию помощи поверженному. Случай сам собой рассосался. Что у Максима было дома нам не известно. 
    Доехали мы благополучно. Мелко размолотую известь доставили, разгрузились.  Экскаватор УЗТМ, так назывался наш экскаватор, отремонтирован, и наступили однообразные будни. Экскаватор грузит два полнёхоньких ковша песчано-гравийной смеси, издаёт красивый мелодичный сигнал, и я включаю передачу, полный газ и легко взбираюсь из каръера, разгоняюсь, короткий мостик через степную речушку Шидерты. После мостика подъём на высокую плотину гидроузла. КрАз натужно рычит, вывозит на макушку. Разгружаюсь, вниз к экскаватору. Так целые сутки. Сорок пять, иногда сорок восемь ездок.
    Поломка экскаватора подарила нам не очень дальний, но всё-таки рейс, богатый приключениями. Как хорошо вспоминать прошлое. Мы были сильны, работящи, азартны. Строили в Казахской степи канал. Вели воду, что бы людям жить было легче. Не все по своей воле приехали  творить это чудо. Многие работой заслуживали право жить среди вольных людей. Смотрю в интернете. Канал работает до сих пор. Видать не зря мы тогда трудились. Вспоминают ли о нас люди. Теперь это другая страна. Наверное, вспоминают, иногда. Я так думаю.


Рецензии
Иртыш -- Караганда канал?
Не знал об этом.
На карте его нет.

С уважением,

Виктор Левашов   28.10.2021 22:27     Заявить о нарушении
если зайти на сайт канал Иртыш Караганда, там всё о канале.

Вячеслав Зиновьев 2   29.10.2021 07:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.