Сыны России, прославившие Отечество. Часть третья

     «Владимир Григорьевич Шухов - великий инженер», - так назвал свой очерк С.Арсеньев.  Инженер, архитектор, изобретатель Шухов принадлежит к числу учёных, чьи исследования намного опередили своё время. Он внёс выдающийся вклад в технологии переработки нефти, разработку оборудования для нефтяной промышленности, создание трубопроводного  транспорта и магистральных нефтепроводов в России.

       Вклад Владимира Георгиевича в развитие мировой архитектуры и создание им сетчатых несущих оболочек высотных башен и перекрытий общественных зданий по сей день вызывает восхищение профессионалов всего мира.

       В 21 веке уникальные сооружения с использованием сетчатых оболочек Шухова, называемых  в современной архитектуре  диагрид-системами, построены в Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Гуанчжоу. Сетчатые конструкции Шухова несут основную  силовую нагрузку в межконтинентальных ракетах «Тополь» и в современных отечественных и зарубежных спутниковых системах.


     1896 год стал триумфальным для Владимира Григорьевича. В Нижнем Новгороде, на Всероссийской промышленной  и  художественной выставке по проекту Шухова были построены восемь  гигантских павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде висячих и сводообразных сетчатых стальных оболочек.  В круглой ротонде центральная часть была перекрыта первой в мире стальной мембранной оболочкой. За границей покрытия появились только через тридцать   с лишним лет и используются по настоящее время.

     За долгие годы Владимир Григорьевич разработал огромное количество стальных  и  металлостеклянных конструкций.  При его участии в Москве был построен Музей изящных искусств имени Императора Александра III (ныне Государственный Музей имени А.С.Пушкина), Верхние торговые ряды на Красной площади (ныне Государственный Универсальный магазин), огромный дебаркадер Киевского вокзала (Москва), оригинальные светопрозрачные своды гостиницы Метрополь и Московского почтамта.

     30 июля 1919 года В.И.Ленин  подписал постановление Совета Рабоче-Крестьянской обороны об обеспечении надёжной и постоянной связи центра республики с окраинами и зарубежными государствами. В условиях гражданской войны необходимо было срочно построить мощную передающую станцию. Для установки передающих антенн требовалась высокая мачта. Обратились к Шухову, и он разработал первый проект радиобашни на Шаболовке.

       Она имела расчётную высоту 350 метров и должна была быть на 45 метров выше парижской Эйфелевой башни. Но металл шёл на фронтовые нужды, и учёному пришлось снизить высоту  до 148 метров.  Осенью того же года был сооружён фундамент, а в марте 1920 года начался монтаж стальной конструкции секции башни.
     В 1921 году во время подъёма четвёртой секции башни произошла авария, оборвался трос, секция упала и повредила третью.

     Из-за этой аварии В.Г.Шухова обвинили во вредительстве и приговорили к условному расстрелу. Сохранению жизни учёному могла помочь только постройка башни в намеченный срок. Как и планировалось, 19 марта 1922 года начались трансляции с антенн сетчатой радиобашни на Шаболовке. С Шухова сняли обвинения и отменили расстрел.

     10 марта 1939 года, помимо постоянной трансляции радио, с башни на Шаболовке начались регулярные радиотрансляции.

     Великий инженер был не очень богатым человеком, но он постоянно жертвовал деньги бедным. Владимир Григорьевич бесплатно разработал проект нового здания Политехнического общества в Москве и сделал крупный вклад в строительство Политехнического музея. В советское время помогал голодающим Поволжья и жертвовал деньги на  проекты, которые считал нужными народу.

     Огромную инженерную и научную работу Владимир Григорьевич Шухов сочетал с разносторонней и насыщенной деятельностью. Он увлекался художественной фотографией на профессиональном уровне. Регулярно читал крупные зарубежные научные журналы. Любил  театр. Занимался спортом: он стал одним из первых чемпионов Москвы по велосипедным гонкам и участвовал в велосипедных гонках в Париже.

     Владимир Григорьевич был глубоко верующим человеком. Вера в Бога не дала ему права принять коммунизм и он, несмотря на высокие должности и награждение Ленинской премией, никогда не был членом Коммунистической партии.   

     При воспоминании о выступлениях артиста балета Владимира Викторовича Васильева, а сегодня при чтении очерка о нём О.Колабской  «Имя, восхитившее мир», мысленно обращаюсь со словами благодарности к Елене Владимировне Росс. Это она стоит у истоков главного жизненного выбора Владимира Васильева, приметив музыкального, пластичного мальчика в хореографическом кружке районного Дома пионеров, и взявшая его с собой в хореографический ансамбль Московского городского дворца пионеров  (впоследствии  названный Локтевским.

      Через несколько десятилетий зрители, а за ними и критики назовут Владимира Викторовича   «богом танца».  Артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр и педагог! Народный артист СССР и Российской Федерации,  лауреат Ленинской и государственных премий СССР, обладатель высших наград  Литвы, Франции, Бразилии, Италии, Аргентины, США, Юнеско и ещё множества престижных отечественных и зарубежных наград – разве это не великое мировое признание нашего современника?!

     В год своего 75-летия В.В.Васильев поставил на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля сценическое воплощение Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха «Dona nobis pacem (Даруй нам мир)».  «Это самый драгоценный из подарков, которые я   получал за свою 75-летнюю жизнь, - признался русский танцовщик и балетмейстер. - …Месса си минор…обо мне. От рождения и юности до зрелости.

       Это разные проявления жизни, и все они заключены в этом произведении…Месса – вера в добро, любовь, во всё прекрасное, в Бога, который живёт в каждом. И мы все – частицы его». Спектакль звучит мощно, величественно и в то же время  - нежно. Здесь страдания, смерти, скорби. И одновременно – надежды, радости, ликования – что и лежит в основе произведения Баха. Месса-кантата была предназначена для солистов, хора и оркестра. Владимир Викторович впервые ввёл в музыкально-хоровое пение танец.

      Владимир Васильев шёл к созданию этого спектакля десятки лет. Каждодневный, многочасовой труд, включающий в себя упражнения у станка, репетиции, спектакли. Искания, победы и переживания, радости и поражения.…  В одном из своих интервью он признался, что редкий спектакль танцевал без боли. Жизнь артиста балета трудна, но дивные моменты  Полёта бесценны.

       Васильев настолько разный в каждой из своих ролей. Он играет, а точнее, проживает в танце  любую роль, интересную, прежде всего, ему самому. На отчётном концерте по окончании  хореографического училища восемнадцатилетний юноша создал образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Рамини».

      «Мы присутствуем при рождении гения», - так оценила выступление Владимира Васильева педагог Т.С.Ткаченко. И она не ошиблась. Подтверждение тому – вся творческая жизнь артиста.

     По окончании училища Владимира Викторовича приметила Г.С.Уланова и пригласила в партнёры в балете «Шопениана». Когда же первой ученицей Галины Сергеевны в театре стала Екатерина Максимова, все спектакли, где она выступала с Васильевым, они репетировали с Улановой.

     Дуэт Кати и Владимира сложился ещё в годы учёбы в балетном училище: они встретились в первом классе и больше не расставались никогда, пока Екатерина Сергеевна Максимова не ушла из жизни. Они прожили вместе без малого пятьдесят лет.

      Как-то Екатерину Сергеевну спросили о том, что такое Любовь? «Этого никто не знает. Но про нас с Володей догадываюсь. Это доверие друг к другу. Верность друг  другу. У меня на сцене были другие партнёры. Но надёжнее Володиных рук я не знала. В жизни тоже…».

      Вместе они объехали весь мир. Екатерине Максимовой и Владимиру Васильеву рукоплескали  в лучших театрах: Гранд-Опера, Ла Скала, Метрополитен Опера, Ковент-Гарден, Римская Опера…  Парижская академия присвоила им титул «Лучший дуэт мира».

     В 1959 году молодой хореограф  Ю.Н.Григорович  доверил вчерашнему выпускнику главную роль в своём новаторском спектакле  «Каменный цветок». Как показало время, все балеты лучшего периода творчества Григоровича связаны с именем Владимира Васильева.  Остаётся только сожалеть о том, что, в основном из-за разногласий с главным балетмейстером, в 1988 году  В.Васильев,  Е.Максимова,  М.Плисецкая,  М.Лиепа  и другие ведущие солисты балетной труппы были уволены из Большого театра.

     В каждом новом образе Владимир Викторович доказывал, что его возможности артиста и танцовщика  безграничны. Он был способен воплотить на сцене любой образ – и классического балетного Принца, и горячего итальянца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюблённого восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.  В последний раз в классическом амплуа  Владимир Васильев вышел на сцену вместе с Екатериной Максимовой в балете «Жизель» в роли Альберта на сцене Метрополитен Опера в Нью-Йорке, когда ему было пятьдесят лет.

     Васильев  и сегодня продолжает работать с огромной отдачей: приглашённый хореограф, режиссёр, драматический актёр, педагог.  С 1971 года  Владимир Викторович начал создавать балеты и концертные номера. Среди восемнадцати  балетов, созданных хореографом Васильевым, такие оригинальные постановки, как «Икар», «Макбет», «Эти чарующие звуки», «Анюта», «Ностальгия», «Золушка», «Красный мак», «Лебединое озеро»…

     Сегодня время великого артиста спрессовано до мгновений.  Постановка спектаклей, гала-концертов, работа в жюри международных конкурсов и фестивалей, работа с талантливой молодёжью, руководство Фондом Галины Улановой, большая благотворительная деятельность.

         Он пишет стихи: вышание следует)ло два поэтических сборника Васильева «Цепочка дней» и «Между  Да и Нет». Не расстаётся Владимир Викторович с кистью, холстом и красками. Любовь к живописи пришла ещё в раннем детстве.

     Многогранен талант Владимира Викторовича Васильева. Он любим в нашей стране и за рубежом. Недаром Андрей Вознесенский однажды сказал: «Владимир Васильев для нашего искусства драгоценен как, наверное, орден Святого Владимира».

                ( Окончание следует)


Рецензии