Сыны России, прославившие Отечество. Рецензия
Авторы так и назвали её – «Сыны России, прославившие Отечество». Сохранение исторической Памяти – духовной нити с нашим прошлым и будущим – позволяет нам ощущать себя единым целым, единым народом. В этом я вижу суть сборника.
Первая книга из этой серии посвящена выдающимся людям, прославившим имя Владимир.
Открывает её священник Валерий Духанин рассказом о равноапостольном князе Владимире Великом. «Через него Господь явил Руси великое счастье – православную веру, а сам князь, восприняв всем сердцем Христа, мужественно вёл за собой к свету Божию народы, населявшие Древнюю Русь.
Владимир назван равноапостольным, потому что дело, совершённое им, приравнивает его к святым апостолам, просвещавшим верой Христовой различные земли. По значению своих дел он назван Великим и так поминается в храмах.
Ещё его называют Владимиром Крестителем за то масштабное действо, которое по его повелению свершилось в водах Днепра. Простые же люди называли его Красным солнышком за свет добра и тепло милосердия, явленного им по принятии Крещения. И не было на Руси другой такой личности, которая так решительно и кардинально повлияла на всю дальнейшую историю нашего Отечества», - размышляет Валерий Духанин.
Автор, повествуя о военных и гражданских делах князя отца Владимира Святосла, , в то же время подчёркивает его неприятие христианства. Он откровенно называет и глубину зла, причинённого князем Владимиром по отношению к родственникам во время междоусобных войн, рассказывает о его бурной чувственной жизни и жестокой борьбе с христианской верой.
Князь Владимир был рачительным хозяином для родной земли, расширял и оборонял её пределы. По возвращении из походов устраивал для дружины и всего Киева щедрые и весёлые пиры. Но душе его не хватало чего-то главного. Князь Владимир как будто находился в другом измерении. Призвание человека к Богу всегда таинственно и совершается подчас вопреки сложившимся обстоятельствам.
Переход от ярого поклонения язычеству к выбору другой веры был ответственным шагом. Князь Владимир подошёл к нему осознанно. Принятие одной веры позволило бы объединить разрозненные племена в один народ, что помогло бы противостоять врагам и заслужить уважение союзников.
Превосходство православной веры над остальными князю Владимиру стало очевидным после посещения Руси посланцами из граничащих стран, исповедовавших ислам, католицизм, иудаизм. Затем послы князя Владимира посетили Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением.
Впечатление было неизгладимым, и по возвращении они признались; «Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не сможем более служить нашим богам».
Изумила князя Владимира встреча с греческим философом, имя которого история не сохранила. Увидев картину Второго пришествия Христова и Страшного Суда, он воскликнул: «Благо тем, которые стоят направо, и горе, стоящим налево. Философ на это ответил: «Если хочешь стоять по правую сторону, то крестись».
Но вступать в новые церковные отношения князь Владимир не торопился. Помог же Промысел Божий.
В Византийской империи возник мятеж против законных императоров Василия II и Константина YIII. Василий II обратился за помощью к князю Владимиру. Мудрый князь затребовал неслыханное вознаграждение – брак с сестрой императора царевной Анной. Общественно-политический ход по тем временам выдающийся. Для сохранения империи в Константинополе были вынуждены согласиться, но отдавать сестру за язычника не захотели. Предложили креститься и вступить с Анной в законный христианский брак.
Помощь Византии была оказана, но исполнение обещания затягивалось. Владимир Великий решил поторопить императора с выполнением обязательств и для устрашения направил войска в Корсунь (Крым).
«Если только Господь поможет взять этот город, то я крещусь», - сказал Владимир. Всё шло к Крещению князя, но видимо, в события вмешался сам Бог – князь ослеп. Царевна Анна, узнав об этом, посоветовала поскорее креститься. Владимир приказал всё приготовить для святого Крещения.
Едва князь погрузился в купель Крещения, как тут же прозрел. «Теперь узрел я истинного Бога», - были первые слова после Крещения. Русь подошла к переломному моменту своей истории – Крещению.
«Это был духовный переворот усилием равноапостольного Владимира, совершившийся в русском народе, - комментирует происшедшее священник Валерий Духанин. – В чистых киевских водах, осенённых благодатью Крещения, осуществилось таинственное преображение русской души, произошло рождение народа, призванного Богом к высочайшему в истории подвигу христианского служения миру».
«Я никого и ничего не боюсь», - этими словами священник Валерий Духанин начинает рассказ о митрополите Киевском и Галицком Владимире (Богоявленском). Они были произнесены митрополитом за полтора месяца до его мученической кончины. В этих словах отражена внутренняя связь со святым князем Владимиром: князь Владимир приобщил Русь к вере Христовой, а священномученик Владимир исповедовал её пролитием собственной крови.
Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской Православной церкви в сане архиерея. 7 февраля 1918 года вооружённые люди ворвались в покои священномученика, вывели из ворот Киево-Печерской Лавры и расстреляли в километре от неё. Ему даже не дали возможности закончить молитву. Так завершил свою жизнь святитель, про которого народ говорил: « Отец наш, а не Владыка!».
«Избранный Богом созидать церковь русскую», - так назвал священник Валерий Духанин повествование о Патриархе Московском и всея Руси Кирилле (в миру - Владимире Гундяеве), который по масштабам церковной деятельности является фигурой беспрецедентной.
«Если посмотреть на осуществлённые им труды, - рассказывает автор, - то трудно представить, что это выполнено одним человеком: архипастырское служение и ректорство в духовной академии, успешное руководство всей внешней деятельностью Русской Православной Церкви, неиссякаемая проповедь с сильной и оригинальной мыслью, широкая общественная и просветительская деятельность и наконец, Патриаршее служение…»
Избрание Святейшего Кирилла на патриаршество состоялось 27 января 2009 года. И что удивительно: в день выборов в Храме Христа Спасителя замироточила икона Божьей Матери «Умягчение злых сердец». Сам Господь послал Русской земле своё благословение.
Служение Церкви было приуготовлено исповедническим подвигом деда, а затем и отца. Дедушка Василий Степанович Гундяев «ещё до принятия священного сана пламенел духовной жизнью и ревностью о православном благочестии». Такое бескомпромиссное исповедание обернулось жестокими гонениями: он стал одним из первых соловецких узников. Всего провёл он в заключении около 30 лет, пройдя 47 тюрем и 7 ссылок.
«Среди беспрестанных скорбей и напастей случались по милости Божией настоящие чудеса, - пишет священник Валерий Духанин.
– В начале 1930 годов дедушку в очередной раз арестовали. То было время крайней скудости, семья без кормильца легко оказалась бы на краю голодной смерти, но Василий Степанович предсказал: «Поскольку я буду нести крест за Христа, вы останетесь живы».
Вскоре на всю семью остались лишь горсточка муки, бабушка приготовила из неё небольшие лепёшки, которые быстро съели, - в семье было семь родных детей и одна приёмная дочь. Назавтра есть уже было нечего, и бабушка сказала: «Завтра мы начнём умирать».
С какой молитвой семья легла спать, знает один Бог, но только ночью раздался стук в окно, бабушка услышала голос: «Хозяйка, принимай груз». Она открыла дверь и увидела мешок, полный муки, а рядом никого. Этот чудесно появившийся мешок спас многодетную семью и таким образом дал впоследствии появиться на свет Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Кириллу».
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №217060700649
Николай Кирюшов 14.09.2023 20:36 Заявить о нарушении
Раиса Лунева 14.09.2023 19:31 Заявить о нарушении