Жанровая специфика романа в стихах А. С. Пушкина Е

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву считается одним из самых значительных произведений отечественной словесности, которое создавалось на протяжении восьми лет – с 1823 по 1831 год. Работу над романом Александр Сергеевич Пушкин начал в Кишиневе, в 1823 году во время своей ссылки.  Что касается направления романа, то поэт в период своей ссылки решительно отказывался от романтизма как от творческого метода и, несмотря на то что, так или иначе, он, романтизм, чувствуется в первых главах романа, «Евгений Онегин» - роман реалистический.

  О своем новом романе Александр Сергеевич Пушкин писал своему другу, поэту и критику Петру Андреевичу Вяземскому так: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». Однако, в чем же именно заключается эта дьявольская разница?  Александров Анатолий Александрович, поэт и журналист, определяет роман в стихах как литературный жанр, который сочетает в себе свойства композиции, хронотопа (связь пространственно-временных координат) и системы персонажей, характерные роману, со стихотворной формой.    Светлана Павловна Белокурова же в своем «Словаре литературоведческих терминов» (2005г.) определяет роман в стихах как лиро-эпический жанр, который сохраняет в себе все признаки романа, но при этом отличается стихотворной формой. Данная форма, конечно, связана с содержанием, так как роман в стихах имеет такой же развитый сюжет и систему персонажей, как и роман, а также обращен к тем же проблемам, что и роман. Однако, наравне с эпическими средствами изображения действительности в романе стихах присутствуют и лирические: стихотворная  форма, образ лирического героя, лирические отступления др.  Впрочем, в «Краткой литературной энциклопедии» роман в стихах определяется как повествовательный жанр поэзии, в котором совмещаются лирическое начало и многоплановость романного повествования, а одной из особенностей этого жанра является наличие образа автора, который иногда активно включается в повествование наравне с героями.

Таким образом, роман в стихах – довольно сложный жанр, в котором сочетаются признаки романа со стихотворной формой.  Специфика и зарождение данного жанра стали предметом многих исследований. Так, Страхов Анатолий Александрович в статье «О жанре романа в стихах», опубликованной в журнале "Самиздат" (2014г.) , предпринял попытку проследить хронологию зарождения и развития романа в стихах, а также назвал «массовым стереотипом» утверждение, что роман «Евгений Онегин» - первый и единственный роман в стихах. Анатолий Алексеевич в своей статье утверждает следующее: «Роман в стихах зарождается в начале XIX века. Байрон приступает к работе над "Дон-Жуаном" в 1818 году. Последние песни романа написаны в 1823 году, в 1824 году поэт умер. Тогда же начинает писать свой роман Пушкин и завершает его в 1831 году. После чего начинает писать свой роман Мицкевич и завершает его в 1834 году. Даты написания романов выстраиваются так, словно поэты передают друг другу эстафету»  Именно эти романы, по его мнению, во-первых, написаны в период формирования жанра романа в стихах, во-вторых, являются его вершинами, так как ни в русской, ни в европейской литературе равных им романов еще не создано.

  Вячеслав Иванов, поэт и драматург, утверждает, что роман «Евгений Онегин» ознаменовал «переход от романтической поэмы к роману в стихах» . Он также склонен считать, что некоторые традиции «эпической поэмы» (так определил жанр своего произведения Джордж Гордон Байрон) «Дон Жуан» (1824) нашли отражение и в романе «Евгений Онегин», однако Александр Сергеевич Пушкин изменил ряд аспектов жанровой характеристики. Так, Ивонов в частности выделяет присущие «Евгению Онегину» «объективную и аналитическую установку» и «постепенное развитие характеров», которые, по его утверждению, отсутствуют в байроновском тексте.

  Характеризуя прозаическую сторону романа «Евгений Онегин» прежде всего, можно выделить широкий охват событий, полисюжетность, широкое использование разнообразных выразительных средств для организации разветвлённой системы образов, но а лирическое начало характеризуется тем, что в романе наблюдается единство лирического героя и автора-повествователя. За счет этого создается уникальный и в высшей мере реалистичный мир произведения, но при этом он также пронизан и душевными проживаниями и самого автора, и героев романа, что присуще лирике как роду литературы.  Именно жанр романа в стихах позволил Пушкину наиболее полно и явно отразить свое отношение к изображаемому, чем это позволяет сделать эпос. Отсюда можно сделать и еще один важный вывод: исследование особенностей композиции романа должно отталкиваться от жанрового своеобразия «Евгения Онегина», так как именно смесь эпоса и лирики во многом определяет композиционные особенности  романа.

  Таким образом, «Евгений Онегин», действительно, является романом новаторским и довольно сложным для литературоведческого разбора. Сам поэт так охарактеризовал свой роман:


«…Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных …»


Кроме того, поэт определял свое произведение как «свободный роман». В самом деле, в романе нет стройного повествования о героях и событиях; автор-повествователь позволяет себе переходить от изображения героев и событий  к размышлениям  на литературные и житейские темы. Так, читатель становится свидетелем его размышлений о жизни, о смерти, о любви, о дружбе и т.д.  Казалось бы, что в подобный «свободный» роман могло бы войти что угодно,  но едва ли все так просто: при всей своей «свободе» композиция романа стройна и продумана до мельчайших тонкостей. Поэт мастерски обыграл свой новаторский жанр, создав истинно реалистический роман, который открыл в свое время дорогу новой литературе.       


Рецензии
Вы ставите вопрос о жанровом своебразии.
Я написала довольно много о поэтике романа
http://pushkin.sapir.us/Introduction/

Марина Сапир   03.01.2024 14:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.