Пятьсот весёлый...

Пятьсот весёлый…

Из серии «Погружаясь в прошлое…»

Тем, чьё детство пришлось на годы
Великой Отечественной войны, посвящается…
 
Пришло в голову неожиданно словосочетание «пятьсот весёлый» и всё что с ним связано, и долго-долго не отпускало. Впервые услышал я эту фразу в середине далёких теперь семидесятых во время службы. Перед назначением в караул строили нас на плацу на развод и дежурный офицер, прохаживаясь перед строем, внушал нам:   
- Из колонии в N сбежали два уголовника.
- Местные охотники предпочитают иметь в своем арсенале автомат, или врезать в ружьё вкладной ствол от автомата (Дословно не гарантирую, но именно так запомнилось).
- Из пятьсот весёлого полка ушел с поста караульный с оружием.
Ну и ещё другие «страшилки» в таком же духе. А заканчивал он каждую фразу словами.
- Спите бойцы, спите!
Имел он конечно в виду сон на посту.
Вот тогда я впервые услышал о пятьсот весёлом полку, прозванным так из-за того, что всё, что может случиться нехорошего в армии, именно там и случается. То ангар с техникой сгорит, то пьяный прапорщик на БТРе за водкой отправится, или караульный с оружием с поста уйдет. Армия организм большой и сложный, так что вероятности любых неприятностей там возможны. А может и не было в реальности такого полка, а так, для красного словца, называли любую «отличившуюся» военную единицу.

А через много лет, когда я собирал материалы о жизни нашей семьи, мамина сестра Екатерина Никифоровна рассказала мне о пятьсот весёлых поездах, которые видела она в 1946 году, провожая на вокзале сестру Лену.
Всезнайка Интернет поведал, что в своё время даже филологи обратили внимание на это словосочетание, и теперь дают ему следующее толкование - так в первые послевоенные годы называли плохо оборудованные и медленно ходившие поезда: Ходили после войны знаменитые тогда «пятьсот весёлые», сбитые из старых пассажирских вагонов и военных теплушек. Двигались они без чётких расписаний (И. Герасимов. Чёрное слово). Да и в народе оно не полностью забыто, и встречается иногда в песнях малоизвестных бардов.

Давно пришли эти «пятьсот веселые» на свою конечную станцию, на которой завершили трудный путь. Сгорели деревянные вагоны, порезаны в металлолом и ушли в переплавку металлические рамы и колеса. Только иногда в кино можно увидеть их на экране, только вот почему-то не очень верится. Вроде бы всё правильно, но выглядят как-то понарошку ровненькие и блестящие свежевыкрашенные вагоны, бросаются в глаза «ряженные и наглаженные» люди.
Не верится, да не об этом сейчас.

Я слушаю записи разговоров с Екатериной Никифоровной, и вспоминается тесная кухонька в хрущёвке в небольшом приморском городке на берегу Чёрного моря. Шуршит плёнка в диктофоне, слышно, как стучит нож по разделочной доске, звякает крышка на кастрюле, а тётя Катя рассказывает о своей жизни, о тех проводах.
Было ей в ту пору 17 лет, уезжали близкие люди – старшая сестра с мужем-военным к новому месту службы, увозили маленькую годовалую племянницу, и так было грустно расставаться, что стоя на перроне, она заплакала навзрыд.

А может плакала она не от ощущения разлуки, а о своей горькой жизни, когда сначала умерла мама и её с сестрами «воспитывала» подзатыльниками мачеха, о которой потом у них не нашлось доброго слова. Или скорбела о сиротской судьбе, когда в середине войны получили они с сестрой обычный солдатский треугольник, но почерк был незнакомым. Писал боец, что похоронил их отца, и просил тот перед смертью, чтобы дети не ждали его. Позже мачеха ушла в другую семью, и девочки остались одни в хате. Жили они тогда ожиданием писем с фронта от старших сестер, много лишений пришлось на их долю и немало слёз было пролито.
Через много лет скажет она мне о том времени, о себе и сестре, страшные, беспощадные по сути слова:
- Жил человек, который никому не нужен. В этих условиях у людей срабатывает инстинкт самосохранения. Вот и мы остались живы, не пропали.

С плёнки уже звучит следующий рассказ, но я почему-то ещё представляю эту плачущую на перроне девчонку. Вижу, как катятся мимо вагоны отходящего поезда – «пятьсот весёлого», а она стоит и плачет. Но рядом шумит обычная вокзальная жизнь. На втором пути тоже поезд – скоро отправление, толпится очередь с котелками и чайниками у водокачки, кто-то бегает по перрону в поисках кипятка.  Тучная торговка, усевшись в тени высокого тополя, кричит, завлекая покупателей:
- Картошечка горячая! Огурчики солёные!
Чуть в стороне, опершись на костыли, посасывает цигарку одноногий инвалид в гимнастерке с медалями. Может ждёт кого, или просто высматривает в вагонах знакомые лица тех, с кем он выходил из окружения, прятался от бомбёжки в окопе, лежал в госпитальной палате, поднимался в атаку, или переправлял пушку через Днепр. Вдруг выплыл тогда ещё кто-то. Надеется, что когда-нибудь окликнет его бывший однополчанин и обрадуются оба нечаянной встрече.
Неподалёку на перроне и шпалах растоптанный белый след. Ночью при посадке резанул кто-то бритвой снизу мешок с мукой. «Ах вы сволочи! Лови их!». А мазуриков уже и след простыл. 

На привокзальной площади фыркают лошади, привязанные к коновязям. Чуть подальше теребят быки и кони солому из бричек, отмахиваясь хвостами от назойливых мух. Пахнет конским потом и свежим навозом. Кто-то пьяненький, сидя на двуколке, терзает гармошку. Шныряют между повозками цыганята.
Степенно проходит казак в затянутой тугим поясом гимнастерке и заломленной назад фуражке. Не спеша отвязывает поводья, поправляет уздечку, потом похлопывает коня по морде. Вот одна нога уже в стремени, прыжок, и он в седле. Резкий свист нагайки и конь с места берет в карьер. «Тю, скаженный!» - несется ему вслед.

 Но не видит ничего этого плачущая девчушка – слёзы застилают её глаза, горько ей сегодня…
Ушёл поезд, высохли слёзы, пора отправляться домой. Впереди пятнадцатикилометровый путь, и хочется надеяться, что будет попутный транспорт. А пока она выйдет на окраину поселка, снимет туфельки и носочки, и пойдет дальше босиком.

Будет потом в её жизни много вокзалов и поездов. В конце лета уедет она с этого перрона на учёбу в Сталинград. Вместе с подругами будут они ехать сначала на товарняках, а потом по разбитым дорогам на попутных грузовиках. Запомнит она на всю жизнь послевоенный ещё разбитый сталинградский вокзал, под перроном которого будет ночевать. Разрушенные платформы нагревались за день, а ночью становились приютом для таких как она. А утром шли сдавать вступительные экзамены, и тогда по совету старшей сестры поступила она в медицинский техникум.
После окончания через несколько лет на вокзале в Потсдаме, её, отпускницу-медсестру военного госпиталя, увидит молодой капитан-фронтовик Николай Алёхин. Танкист-зампотех с нашивками о ранении и наградами на кителе, не привыкший отступать выделит её среди подруг и всю дорогу до Киева они будут ехать одной компанией. Потом их пути разделятся: ему к матери в Воронеж, а ей к сестре в Сталинград. И каково будет её удивление, когда уже в Сталинграде будет он встречать: долго ли лететь самолетом из Воронежа? С того лета 1951 года будут они вместе.

Офицерская судьба – переезды, гарнизоны, а судьба его жены: следовать за мужем.  Была служба, переезды в Рени и Болград Одесской области. Потом после 1956 года непростая служба в Венгрии. И снова переезд в небольшой черноморский городок. Подрастают в семье два сына: школа, институт и пустеет квартира – уезжают они в далёкие города. Там уже со временем подрастают внуки и внучки, радуя бабушку с дедушкой редкими встречами. Муж станет после увольнения в запас учителем начальной военной подготовки, подтверждая хорошими знаниями учеников свою квалификацию и характер.
Не всё и всегда бывает ладно, и от всех переживаний, трудного детства навалится болезнь. Но та жизненная закалка не даст ей опустить руки, будет она бороться за жизнь. Скажет ей уважительно профессор:
- Да Вы, Екатерина Никифоровна, о своей болезни и её лечении знаете побольше меня!
Как и положено младшей сестре, переживет она старших сестер, оставив о себе добрую память у родных и близких.

Всё это будет, всё впереди. А пока, ускоряясь, стучали мимо колёса «пятьсот веселого» и кричали ей из дверей теплушек солдаты:
- Смотри, какая хорошенькая. Давай её с собой подхватим.
- Не плачь, сестрёнка! Поехали с нами.


Рецензии
Я был пассажиром "Пятьсот веселого". Мне в 1946 году нужно было доехать до города Мариинск. Из Ленинграда до Свердловска доехал в общем вагоне, что так же могло послужить отдельным рассказом. Это путешествие более подробно в мой статьи "Во глубину сибирских руд". Так вот в послевоенный период происходило очень интенсивное перемещение отдельных людей и народов. Обычные пассажирские поезда не справлялись э этими потоками. И были придуманы поезда собранные из товарных вагонов. Его пускали во время свободных перегонов, практически без расписания. Дальнейший мой путь от Свердловска до Новосибирска достать билет было невозможно. Но тут подвернулся пресловутый "Пятьсот веселый". Все эти поезда имели номера - пятисотые. Москва - Владивосток 501. Я ехал на 510. Я был юношей 16 лет, ехал один, был теплый месяц август. И у меня осталось очень хорошие воспоминания.

Артем Кресин   20.11.2021 22:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.