Суд Толстого

               

размышления о фильме Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского»

Я никогда не видела Елизавету Боярскую ни в одной роли, знала ее только по фотографиям. У меня было представление о том, как должна выглядеть Анна Каренина, но я не зацикливаюсь на однозначных установках и стереотипах и люблю разные прочтения и интерпретации. Не сразу, но постепенно игра Боярской меня убедила. Она прочувствовала каждое слово, вдумалась в каждый эмоциональный нюанс. У актеров бывает, что они выучат текст и просто его произносят (если не сказать – тараторят), не совсем понимая. Особенно, если текст сложный и философский, как у Достоевского или Ибсена. В современных постановках это не редкость. Боярская – это обратный пример. Своей вдумчивостью и добросовестностью она заслужила аплодисменты.

Мне казалось, что у нее по энергетике иной типаж женщины – она ближе к образу Дарьи Шатовой из «Бесов» (красивой, но по характеру – не человека великих страстей, а скорее сестры милосердия). Но актриса сыграла все: и темперамент, и угрызения совести, и временные просветления, и падение в бездну, и упоение местью всему миру. Единственное, что можно заметить – с моей точки зрения, в первых двух сценах она должна поразить воображение Вронского, привычного к женским прелестям. Это важно даже не столько в сцене бала (очень убедительной в фильме), сколько при первом свидании. Потому что влюбился Вронский не на балу. Так что она с первой секунды должна была быть блистательной. А у нее был будничный облик.

Все дальнейшие сцены Анны и Вронского – абсолютно естественны, и им веришь. Но начало в этой истории архиважно!

Елизавета Боярская сыграла силу характера, ум героини. Она отразила трагедию человека, который был в выигрышном положении по отношению к миру, к окружающим, и вдруг упал с пьедестала. Утратил уверенность в себе, душевный покой, способность смеяться над собой… и превратился в комок нервов, внутри которого вот-вот взорвется эмоциональная бомба. Это напоминает трагедию Версилова из «Подростка» Достоевского, который прожил до определенного возраста, привыкнув к восхищению окружающих, любви женщин, уважению и симпатии мужчин, и вдруг, влюбившись, все это утратил… Он был предметом поклонения, снисходил к окружающим, был горд  собой и уверен в себе… И его мнение о себе, гордыня, самооценка разлетаются вдребезги, когда он впервые в жизни увлекся до самозабвения. Это было крайне унизительно для него, он стал самому себе противен, превратившись в психопата, истерика, ревнивца, существо жалкое… Человек потерял способность любить себя, уважать – вот трагедия Анны. Она прекрасно понимала, как выглядит со стороны, какие чувства теперь внушает, и не могла не страдать от потери себя прежней.

Вспомним Толстого – их интимные сцены с Вронским (особенно в начале их романа) отнюдь не показаны как радостные, легкие и счастливые – в фильме они таковы, в книге – нет. Анна испытывала адовы муки совести, для нее все это было крайне мучительно. И актриса сыграла эти муки (не в этих сценах) великолепно. Физически ощущаешь ее состояние – болеешь и разрываешься на части вместе с ней. Такого эффекта я не ожидала!

Вронский прекрасно сыграл страдание. Но мне не хватило контраста между молодым Вронским и человеком в возрасте. Он и в юности выглядел таким же печальным, у него было то же самое выражение лица. Эпизод с Кити важен не сам по себе, а как характеристика Вронского. Это человек, безусловно, не злой, сознательно абсолютно не подлый, он просто бездумный… живет, перешагивая через людей, не понимая, что он ломает чьи-то жизни, потому что он не привык серьезно задумываться о чем бы то ни было. И у меня создалось впечатление, что именно такой тип людей Толстой хотел наказать. И только после того, как это чудовищное наказание (самоубийство Анны) состоялось, Вронского можно воспринимать как благородного страдальца. До этого это был человек, который все упрощал, не понимал, какой трагедией является распад семьи, с легкостью говорил о разводе… Если сравнить его поведение с тем, как вел себя герой рассказа Бунина «Солнечный удар», разница налицо: тот человек понимал, что не стоит лезть разрушать жизнь замужней женщины, которая ему приглянулась, даже после проведенной вместе ночи. У Вронского таких мыслей не возникало! Должно произойти что-то невероятное, чтобы заставить людей его типа думать, прежде чем делать. Анна понимала, что не все так просто, он – нет. Был уверен, что он ее осчастливит, - это тоже проявление некого самомнения.

Каренин, воспринимаемый Анной, то как бездушный канцелярист, цепляющийся за понятия о приличиях, то как кичащийся своей добродетелью христианин, мне кажется, просто ею не понят (как и многими зрителями). Мы как-то легко забываем то обстоятельство, что прожили они десять лет, и она в начала романа показана женщиной, довольной жизнью, а отнюдь не несчастной жертвой! Он - интроверт, такие люди свои страдания скрывают за вежливой, формальной маской, формализуют свои отношения с миром, не желая открывать душу. Самообладание для него крайне важно – это последняя соломинка, за которую он цепляется, скрывая от всех свои муки. Анна не представляет, как это тяжело, - жить вот так. Если человек всеми силами пытается сохранить контроль над собой, это не значит, что он переживает меньше, для него это – вопрос самолюбия. Он не хочет истерить и быть смешным, вызывать жалость. Так У НЕГО проявляется гордость. Чопорная церемонная манера выражаться – это маска, за которой он скрыт и которую не хочет снимать, как бы его на это ни провоцировали.   

Массовая культура вообще склонна к упрощенному пониманию любви. Как и люди, неспособные сильно страдать, - типа Стивы. А классики показывали любовь как трагедию, великое испытание на прочность, бездну… Достаточно вспомнить «Фауста» Тургенева – историю девушки, которой мать сознательно не давала читать о великой любви, желая, чтобы она всю жизнь прожила в детском неведении, и это потрясение ее не затронуло. Девушка вышла замуж, родила детей, но о любви не имела никакого понятия. И когда герой вместе с ней читает «Фауста», она понимает, что влюбилась в него, и оборачивается это катастрофой. На нервной почве она, замужняя женщина, мать, заболевает и умирает.

Фильм сильный, эмоционально убедительный, хотя, естественно, спорный. Как любое прикосновение к литературной классике.


Рецензии
Елизавета Боярская хороша в роли Карениной, а Матвеев психофизически на Вронского не подходит. Но если бы подходили оба главных актера, это бы уже, наверное, была небывалая роскошь.

Галина Богословская   12.06.2017 18:24     Заявить о нарушении
"Елизавета Боярская сыграла силу характера, ум героини. Она отразила трагедию человека, который был в выигрышном положении по отношению к миру, к окружающим, и вдруг упал с пьедестала".

Кстати, вот это отталкивает в героине - озабоченность мнением света. Тут мир перевернулся: сделала несчастным своего мужа, потеряла сына, чуть не умерла при родах, Вронский чуть не застрелился из-за нее... И после всего этого ее еще волнует, что подумают разные дураки?! Уж этому-то впору искренне возмутиться, а отнюдь не посочувствовать.

Галина Богословская   12.06.2017 18:39   Заявить о нарушении
Под пьедесталом я не только свет имею в виду - ее некое внутреннее состояние. Когда она была в себе уверена и даже смотрела на других свысока. Это сумма из многих слагаемых. Вообще человек ценить начинает какие-то вещи, только утратив их, до этого он это считал ерундой. А потом выясняется, что для его самоощущения это была вовсе не ерунда. Просто он это воспринимал как должное.

Наталия Май   13.06.2017 10:34   Заявить о нарушении
"Смотрела на других свысока" - вот здесь я не припомню чего-то, что бы это прямо подтверждало.

В целом, конечно, понимаю, что ты хочешь сказать. Самоуважение для человека - это норма, его утрата - трагедия. Но, по-моему, кроме самоуважения, Анну именно мнение света волновало. "Да как они смеют презирать ее?" - вот что ее точило, не давало покоя, не могла она эту гордыню в себе унять. Ни ради Вронского, ни хотя бы своего собственного спокойствия. Хотя... есть ведь такие натуры. (Хм, а гордыня ведь и мой бес.)

Галина Богословская   13.06.2017 12:41   Заявить о нарушении
Она прямо, конечно, не говорила этого, но по тому, как она утешала Долли в начале книги, я ощущала ее внутреннюю безмятежную уверенность в том, что она лично от таких ситуаций застрахована - ее все любят, ей все восхищаются, и ей приятно выглядеть еще и чьей-то благодетельницей. Вообще жена мужа, который намного старше, увереннее в себе, чем жена ровесника или того, кто моложе, тем более - плейбоя. Это уже несколько жалкая роль, невыигрышная.

Вронского свет еще как беспокоил - Толстой пишет об этом в период его ухаживаний: он знал, что его роль - выигрышна, молодой мужчина, который волочится за женой человека старшего возраста, нравится светскому обществу, а подтрунивать будут над мужем, а не над ним. В романе все время фигурирует "общественный" подтекст. Да и когда стрелялся Вронский - перед этим они с Карениным поменялись ролями, тот, простив Анну, вдруг возвысился над ним, и Вронский впервые почувствовал себя в жалкой роли. Он был этим раздавлен, а не только любовью к Анне.

Вообще довольно часто бывает, что люди любят "запретный плод" и ситуацию, когда есть препятствия, а когда этот плод доступен, острота ощущений уходит, Анна это осознала раньше Вронского.

Наталия Май   13.06.2017 13:53   Заявить о нарушении
Но роль Вронского перестала быть выигрышной, когда "блестящий адюльтер" закончился, а началась рутинная жизнь не с любовницей, но с гражданской женой (Анной), "не узаконенным" собственным ребенком.

Вронский, если подумать, этакое олицетворение нормальности. Делать глупости в молодости - и не жалеть о том, вовремя взрослеть и брать на себя ответственность, придавать значение мнению света - и не позволять другим руководить твоей жизнью. Страдать, когда страдается, - и вновь начинать жить, когда пришло время просто жить. Чем-то эта нормальность раздражает Толстого.:) Черты печоринщины-курагинщины он в ней ищет... И отчасти прав, должно быть.

Очевидно, что в романе автору близки люди с теми или иными крайностями в восприятии мира - Левин, да та же Китти, Анна после встречи с Вронским (но не "до").

Галина Богословская   14.06.2017 11:05   Заявить о нарушении
"Вообще жена мужа, который намного старше, увереннее в себе, чем жена ровесника".

Вот ведь интересно: тоже всегда так думала. А теперь другое вижу. Кончаловский и Высоцкая, к примеру, Табаков и Зудина, Гордон со своими женами... да сколько угодно! Это ведь все - игра в одни ворота, жизнь строится так, как нужно только одному человеку. Философия этих женщин - принимать вообще все, находить красивые объяснения абсолютно всему. Молодые, они отнюдь не избалованы обожанием своих немолодых мужей, тем более потаканием. Вот и скажи!..

Галина Богословская   14.06.2017 11:11   Заявить о нарушении
Толстого упрекают в том, что у него были двойные стандарты, но это не так. Он сформулировал свои взгляды устами Пьера Безухова: развлекайтесь с женщинами, подобными моей супруге, они вооружены против вас опытом разврата, но заморочить голову Наташе Ростовой или Кити - все равно что ударить старика или ребенка. Видимо, этим руководствовался и он сам. То есть, сходился с женщинами без иллюзий.

Наталия Май   24.06.2017 11:36   Заявить о нарушении
Кроме того, он испытывал угрызения (как Нехлюдов), а иные герои его на такие угрызения и вовсе не способны.

Наталия Май   24.06.2017 11:38   Заявить о нарушении
Из всех женщин русской литературы, которым заморочили голову, я, признаться, по-настоящему сочувствую только княжне Мэри. Печорин целенаправленно и сознательно уводил ее у Грушницкого, беседовал с ней наедине, расчетливо вводил ее в заблуждение, рассказывая, как он одинок и непонят, зная, как такие откровения действуют на юных девушек.

Прочие, более мягкие случаи, уж очень большой поправки на эпоху требуют и, признаться, не доходят до души (конкретно моей:)).



Галина Богословская   24.06.2017 18:55   Заявить о нарушении
Я Толстого вообще не люблю, я с ним спорю.

Но вот "Крейцерова соната" на удивление понравилась у него, принимаю "от" и "до".

Галина Богословская   24.06.2017 18:59   Заявить о нарушении
Подумала о Каренине. Анна, конечно, необъективна к нему, но не сказала бы, что она его совсем не понимает. Он не бесчувственный... Каренин, может быть, даже и не фарисей - у него маска давно и плотно приросла к лицу. Все те "общественные, моральные, религиозные установления", без которых он ни слова сказать, ни шагу ступить не может. Он по-настоящему симпатичен лишь в середине, в момент своего прозрения, когда Анна чуть не умирает при родах. Но затем он возвращается к себе прежнему - снова все те же установления, все тот же "долг", как он его понимает, и т. д. Весь этот "лес" понятий, через который не продерешься. И развода-то он ей в итоге так и не дает, внося тем свою немалую лепту в катастрофу.

Так что Анна отлично знала, когда говорила, что Каренин - "машина, и жестокая машина, когда рассердится". Именно так он себя и повел в последней части романа.

Галина Богословская   03.07.2017 09:30   Заявить о нарушении