Занимательная космология

Думаю, что напрягая народ читать разнообразные книжки, я рискую стать глуповатым снобом. Все тут начитаны не хуже меня, допускаю, что и поболее.

Сам я на склоне лет больше читаю нон-фикшн, восполняя проплешины в детском образовании.

Мне нравится поп-научная литература, она весьма полезна для тех, кто хреново учился в школе.

И достаточно занимательна, если подана хорошим языком. Это направление я безусловно освещу отдельным трактатом, пока же речь о метафорах и аллюзиях, рождающихся в моей частной недалёкой головёнке.

Попробуем представить литературную вселенную в виде нашей, близкой сердцу каждого, солнечной системы. Мультивселенность куда как интереснее, но это ненужная в данном случае широта.

Допустим, что место живительного Солнца, нашей глубоко посредственной во всех смыслах зелёной звезды, занимает Господь Бог. Или его эманация — Святой Дух. Или буддистский абсолют, животворное даосское Ничто, а может и папуасский Вуцли-Пуцли. То, что даёт творческую энергию, которая, по нездоровому философскому размышлению, и является истинным путём, смыслом, и жизнью.



Солнце даёт жизнь и развитие всей системе. Худо-бедно, но даже самый последний Плутон, немного побывший планетой астероид, и тот зависим от центра. Ближайшие же планеты зависимы от него более чем напрямую. Предсмертие нашей звезды будет ознаменовано сгоранием ближайших планет в буквальном смысле. Переносные смыслы можно разобрать поподробнее.

МЕРКУРИЙ

Небольшая, карликовая даже планетка, сходная больше с Луной, нежели с приличным небесным телом. Состоит из монолитного железного ядра, занимающего 97% от общей массы. Остальное не более чем космическая пудра, прикрывающая раскалённый сердечник.

Если бы встал вопрос, кого из литераторов поселить в этом явном аду, то я без сомнения отправлю туда поэтов, авторов саг, Шумер, Аккад, вавилонских пророков, и прочую разномастную тварь, обрамлённую Платонами, Софоклами и прочим «греческим чудом».

Поэты являются самым честным, безрассудным и восприимчивым слоем любого общества.

Они, подобно ядру Меркурия раскалены добела близостью Абсолюта, они выжжены дотла повседневно, им не нужна атмосфера.

Они целиком в ноосфере, равнозначно далёкие как от бога, так и от людей. Знаете, что Меркурий является самой большой естественной антенной? Да, это так. Ферроманитная суть этого тела притягивает к себе все радиоволны, все колебания в электромагнитном поле.

Меркурий, собственно, непрерывно поёт, плюясь стихами, которые не более чем отражённая суть, залетевшая извне. Поэты — святые люди, навроде пророков. Если, конечно, это честные безумцы.

Пусть поэты будут там, где им и самое место.



Скажете, что маловато площади для таких плотных рядов? Нет-нет, друзья. Учтите, что настоящих поэтов очень и очень немного. То, что не попало на Меркурий, находится совсем в другом, и порядочно гнусном месте вселенной. Но о нём позже, а мы двинемся к женской планете. К Венере.

ВЕНЕРА

Планета, которая очень сходна с Землёй по внешним характеристикам. Масса, размер, наличие атмосферы. Разве, что ближе к Солнцу, курортный такой вариант нашего общего дома. Казалось бы.

На деле атмосфера Венеры состоит из кислотных облаков, поверхность однообразна, преобладают серые тона в обрамлении оранжевой взвеси. До кучи, Венера вращается в противоположном направлении. Против часовой. Вразрез общепринятым космическим нормам.

Кого, ну кого нам поселить на планету с игривым названием? Разумеется, баб. Это их вотчина. Массовая плоскость, серость, кислотность.



Но, как подозревают учёные, именно там, в недрах, вполне возможна исключительно странная форма жизни. Думаю, что всё это очень подходит к женскому полу, дай бог учёным прояснить то, что не удалось и поныне. Разберись эти парни в планетарных особенностях нашей сестры, и всё устаканится.

Венеру бы я окрестил, будь моя воля, планетой Саган, именем моей любимой писательницы.



Далеко не единственной хорошей писательницы, надо признать. Упомянул бы и лесбиянку Сафо, но она, увы, на Меркурии.

Кстати об изврате! Мы живём в прогрессивное время, когда родители по номерам и без всяких половых девиаций. Посему Венеру можно заселить и разного рода Прустами. Уайльдами. Берроузами. Хуже то не будет. Чтобы не возникло ощущения, что я пренебрежительно отношусь к заповеднику для баб, отмечу главное: если на Венере найдут особую форму жизни, я первый сниму шляпу и поклонюсь этой форме. Бабы наше любимое всё, и этого не сдвинуть на йоту.

Заметьте, что женщинам я отдал целую и полноценную, потенциально комфортную планету. Мог бы поселить на Луну, не находите?

ЛУНА



Эта спутница нашего общечеловеческого дома весьма любопытна при внешней невзрачности. Неказистость и мелкотравчатость искупается огромным количеством непоняток. То на ней найдут воду, которой бы и не стоило быть, то фукнет горячий гейзер, то на тёмной стороне кто-то закопошится. Странное такое местечко. Не очень то для людей, какая то вроде и несносная неказистая шняга, казалось бы. НО!

От Луны зависит очень многое в нашей жизни. Приливы/отливы, бессонница, поэтический зуд, мигрени, почесун и прочая нервная перхоть. Этакий серый кардинал, подлый и двуличный, дёргающий, тем не менее, за витально-ментальные нити.

На Луне место философам. Не тем, славным героям с Меркурия, а всякому нервному говну вроде Ницше. И иже с ним Фрейдам. Шопенгауэра туда, и пусть идёт рядом с Гегелем, строго по известному вектору. И пусть живут на тёмной стороне, ну их в жопу.



Много чести для этих вольтерьянцев, полетели к Земле.

ЗЕМЛЯ

Вот мы и дома. В иллюминаторе наша планета выглядит исключительно голубой, но это, Слава Богу, пока лишь внешнее впечатление.

Зато прямо у дома растёт ТРАВА, чего явно не найдёшь ни на Луне, ни на Венере. И даже, увы, на железной планете поэтов.



Земля уникальна наличием разнообразной биологической жизни, неординарного явления, подобного которому пока не нашли нигде в пределах видимой вселенной.

Возможно, что где-то существуют иные формы бытия.

Силиконовые структуры, плазмоиды, мыслящие солярисы. Может быть, но пока что мы с ними не встречались, и я полагаю, что к лучшему.

По двум причинам: мы или разрушаем всё, что ниже нас, а потому бесполезно с экономической точки зрения; или напротив высокая форма жизни при встрече нивелирует нас до уровня морских свинок.

Оба варианта отдают геноцидом.

Есть мнение, что страдание ведёт к истине. Наша планета исключительно многострадальна в смысле борьбы с собственным выживанием. Библейский потоп не идёт ни в какое сравнение с пятью глобальными обледенениями. Материки несколько раз расползались во все стороны света, перманентно соединяясь в единый кулак. На древе жизни отмерзали конкретные такие суки, но под деревом, из полудохлых желудей опять произрастало нечто наглое до жизни.

Наконец, из нелепого клеточного сгустка навроде инфузорий, согласно дарвиновской эволюционной теории выросло нечто сильно отличное от простых позвоночных. Это заняло миллионы лет, но итог превзошёл ожидания. Существо, которое согласно мнению микробиологов занимает промежуточное место между кишечной палочкой и кукурузой, вдруг стало мыслить.

Скажу честно, что при всём уважении к естественным наукам, я придерживаюсь мракобесных теорий происхождения этого дара небес.

Однако не ставлю задачей отстаивать свою точку зрения в данном блоге.

Полагаю, что скептическое отношение ко мне, как биологу, должно поутихнуть, потому как я подхожу к самому главному отличию исключительно тупого сапиенса от исключительно умного шимпанзе.

Генетические различия между нами укладываются в 2%, а культурные где-то в космические величины.

Есть версия, что формулу «В Начале было Слово» вывел некий мифический персонаж.

Не буду расшифровывать формулу в глубину, это лишнее, ограничусь выделением Слова, как некой первопричины.



Уверен, что и первая линия художника из Альтамиры была не менее важна.

И первая нота диджери-ду в руках аборигена Австралии была не без толку.

Но, тем не менее, именно речь развила мозг примата, очень близкого к шимпанзе ровно втрое в триста раз кратчайшие сроки.

Вслед за устной речью стремительно развилась фиксированная во времени речь посредством разной клинописи и прочих папирусов с берестой.

Земля — планета словоблудов и словоделов. Сейчас букву стремительно замещает цифирь, но лично я не уверен, что этот процесс увенчается честной победой.

Для моей уверенности есть основания. Хотя бы столь контркультурные, как посылание в сердцах кого-то в котангенс. Это умно, но весьма пресно. Годно лишь для побитых брюквой веганов.

Земля оказалась странной планетой, на которой жёсткий окислитель кислород стал животворным; на которой главную ценность любого животворного аквариума создала такая ничтожность, как бактерия(правда в очень большом числе, превышающем по совокупности всю остальную биомассу, ползающую по поверхности); где неожиданно слезший с ветки примат запел стихами.

Касательно литераторов, которых имело бы смысл поместить на этой планете загадок.

Я глубоко уверен, что это удел прозаиков. Всех мастей и расцветок. Близких до нельзя к самой земле, почвенников, пророков, сказителей и прочих приматов.

Склонных к перекладыванию из рода в род, наподобие генетического кода, разного рода басен, мифов, сказок и присказок.

Порою нелепых, часто сродных с живительным чернозёмом по удельному весу в истории.

Одновременно — совершенно необходимых для развития не только лишённых перьев птиц по Аристотелю, но и всей планеты в целом.



Есть такой принцип, антропоцентризм, предполагающий, что и вся вселенная создана исключительно для людей. Мне нравится эта гипотеза, хотя и кажется порядочно идеалистической конструкцией.

Но я уверен, что наша планета несомненно предназначена исключительно для людей. С их острыми, порою опасными экспериментами.

Странно, но как бы не хотели люди быть до конца прагматичными, основную идеологическую базу для их дальнейших телодвижений составляют глубоко аморальные и приземлённые рохли.

Порою пьющие и неприкаянные. Неустанно пишущие гигабайты знаков, обратимых в слова. По большей части пустых, становящихся удобрением, каменноугольным сырьём или газом.

Это метафора, разумеется. Но лишь в том смысле, что залежи букв трудно сравнивать с органическим нефтепродуктом. Однако, нельзя не признать, что оба продукты кормят цивилизацию.

Развивают, двигают вперёд, им пока нет альтернативы.

Бог его знает, правильный ли это путь развития.



Дели я Землю на континенты по новой, после очередного ледового периода, я бы оставил континенты русской и французской литературы, оставил бы блаженные острова итальянцам, скрепя сердце уделил бы удел англосаксам.

Остальную шелуху развеял по новой земле наугад, где там что и осядет. Может и прорастёт нечто любопытное, вроде латиноамериканской литературы, как знать.

Где-то три пятых Земли стоило бы назвать в честь Н.В. Гоголя, малоросса, потомка откопавших, прорубивших, начитавших и спевших всё в этом мире.



Это даже не обсуждается. Да и не стоит терять время на бактериальную классику, летим нахрен, к Марсу.

МАРС

Странная планета, с которой связано исключительно много чаяний и надежд.

Воинственное название связано с кровавым оттенком небесного тела, вызывающим нездоровые ассоциации.

На деле Красная Планета сера. Мало отлична от Луны в этом смысле. Наблюдателей вводит в заблуждение эффект Доплера, или какой другой атмосферный эффект, подходящий нашему зрению (напоминаю, что Солнце по факту зелёного цвета, а отнюдь не червонно). Снимки Марса, прошедшие кучу фильтров, создают впечатление багряной и угрожающей мрачности. Но это не так. Он до банальности серый. Марс гораздо меньше и легче Земли, менее интересен в геологическом смысле(химичеких элементов на нём меньше раз в восемь), атмосфера в условном состоянии, её фактически нет. Наличие хоть какой-либо жизни, обусловленной присутствием воды сильно сомнительно. Есть там вода, аква вита, вроде как. Но вполне в безжизненном смысле. Вода там мертва, как и сам Марс.

Ладно, речь не об этом.

Как верно догадались некоторые, эту планету я условно населю всякого рода умными и восторженными идиотами. Сюда ровным скопом идут все разом фантасты, лирики от науки, и прочие утописты. Я бы отправил на Марс российских экономистов, но это мечты, мечты...



Замечу, что людей вроде Свифта, Вольтера, или Уэллса, склонных к космическим аллюзиям, я на Марс не пихаю. Это куда как более высокий уровень жизни. На Марс с тоской смотрели не более, как все, но даже и более приличные люди. Вроде Алексея Толстого, Воннегута, или Брэдбери. Последнего я больше считаю философом, чем фантастом. Ровно как и Саймака с Диком. Всем бы хотелось, чтобы Марс был чем-то высоким, но, увы, он не более чем оторванная от нашего небесного тела Луна. Во всех смыслах.

Марс не столь интересен, как могло б показаться. Даже несколько отвратителен. Прикиньте: на красной планете двухметровый красавец Джордан выглядел бы распухшим карликом. Некоторых утешает, что всякого рода Берроузы в марсианской среде выглядят полноценными красавцами, но на земле стали б сходны с пауком-сенокосцем, смешной и несуразной пародией. Вся беда в разности атмосферного давления. Это касается и литературы, кстати.

Мне больно признаться, но я бы назвал эту планету именем По. Эдгара. Ему там самое место. Честно говоря, это довольно унылая планетка, летим дальше.

ПОЯС КОЙПЕРА



С астрономической точки зрения, это скопище космической несуразицы. Астероиды, кометы, разномастная непристроенная шваль. Несостоявшиеся куски чего-то, не ставшего даже Луной, тупо вращающихся в сферическом вакууме, но, однако, волею случая способные стать угрозой. Думаю, что аналогию с литературой провести несложно. Это скопище женских романов, женских детективных романов, мужских детективных романов, мужских романов, которые стыдно писать нормальному мужику. Тут я посмотрел в зеркало, и устыдился. Короче — это сонмище неприкаянного говна, столь же бессмысленного, сколь и потенциально вредного. С удовольствием пронесусь сквозь эту тупорылую взвесь, направляясь к Юпитеру.

ЮПИТЕР& САТУРН

Газовые гиганты. Так их определяют космологи. С моей точки зрения, это определение подходит к большинству современных нуворишей. В литературе особенно. Суть этого планетарного явления заключается в очень маленьком железном ядре, окутанном просто невообразимом слоем газа. Например, зонд, посланный на Юпитер, падал к его сердцу

несколько лет, но так и сдох от избыточного давления на полпути к счастью. Ядро осталось невидимым. У литераторов много такого ядра.

На Юпитер, самую мощную планету солнечной системы, вполне способную стать вторым солнцем при некоторых условиях, я бы отправил Достоевского, графа Толстого, Флобера, Томаса Манна, Сервантеса, Гёте, и иже с ними мощных старцев. Там им и место.



Сатурн несколько поменьше Юпитера. Но у него есть прекрасное качество — он оригинально своеобразен. Вокруг Сатурна вращается кольцо мелкой взвеси.

Эта красота кажущаяся, как и всё в этом мире. Не «ускользающая красота», а просто понты в космических величинах.

На Сатурн я бы поместил последних нобелевских лауреатов, бегбедеров с уэльбеками и алексеевичами. Всяких сратых акуниных с улицкими, кастаньед с паланиками. Вокруг них вращается динамичное кольцо из проплаченных прихлебал, что весьма неприятно, но астрономически весело в смысле красот. Мне что-то душно в этой газовой атмосфере, летим дальше.



Уран& Нептун

Это тоже гиганты. Ледяные гиганты. Поменее газовых, но поплотнее. В основном состоят из говна. Вы не ослышались. Лёд, из которого состоят эти гиганские планеты, в целом состоит из метана. А метан - сопутствующий продукт того, о чём вы и подумали.

Уран — планета кондовой мертвечины, что видно из названия.

Полагаю, что населён он душами журналюг, эссеистов и прочей братвы в смысле абсолютной безмозглости. Искусствоведами всякими, культурологами и балетными критиками.

На Нептуне живут совсем отмороженные персонажи. Додумайте сами, полагаю, что каждый найдёт нечто своё. Я бы на Нептун сунул пару-тройку современных философов, Машу Арбатову и Виктора Кастильбурга.



ПЛУТОН

Выяснилось, что это таки не планета, а банальный астероид. На Плутоне и селить то некого. Или наоборот — перенасытить литераторами, мнящими себя чем-то, будучи ничем по факту. Бог его знает, с Плутоном всё сильно неясно.



ДАЛЬШЕ

Далее, по наблюдением астрономов, коловращается много мутного, вроде дерьма из пояса койпера, разве что пока неясного в смысле величин и качеств. Думаю, что будет закономерно спроецировать всё это безобразие на сетевую литературу.

Я заканчиваю полёт, порядком опустошённый от увиденного, озадаченный по самое никуда, разочарованный по мере удаления от светила.

Но знаете что?

Меня несколько греет мысль о сомнительной планете Нибиру. Пока невидимой глазу, но на которой, возможно, порылось что-то сказочно удивительное, чего, увы, мы пока что не видим.


Рецензии
В романах Дугласа Адамса из серии «Автостопом по Галактике» частенько упоминается Галактический Путеводитель Для Путешествующих Автостопом – этакая своеобразная космическая энциклопедия. Согласно Адамсу это – редакторский труд издательского концерна Малой Медведицы. И вот, что мне думается:
- А как бы выглядел этот Путеводитель, если его взялся бы написать умудрённый годами питерский маргинал-философ?
И мне кажется, что сей Путеводитель был бы очень похож на ваш этот рассказ.
Воздаю аплодисменты.

С уважением
Владимир

Владимир Швец 3   14.08.2020 21:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.