О работе мозга

О работе мозга.

Некоторые соображения.

Отрывок из фантастической повести "Робинзоны Галактики".

  - Из головы не выходит эта твоя «реверсивная» логика, — обращаясь к Жукову, сообщил Григорий. - Я стараюсь проследить за ходом мыслей в своей голове и на самом деле замечаю, что они многократно двигаются то «вперёд», то «назад». Особенно это чувствуется, когда пытаешься найти какое-то нестандартное решение. Многократно повторяется смысл рассуждений, и каждый раз возникают новые нюансы, которые могут изменить весь ход решения. Проще говоря, мозг работает следующим образом. Если сделать вот так-то — получиться вот это. А изменить причины — выйдет несколько другое. Многократно повторяясь, этот процесс больше приближается к оптимальному варианту.
 
- И всё-таки чувствую, что мой мозг работает не так, как компьютер. Не ощущаю, что идёт процесс бездны вычислений и логических умозаключений, аналогичный работе процессора. Особенно когда я не думаю напряжённо, в моем сознании довольно медленно возникают определённые понятия или вопросы. Например, такие мысли, как: «что делаю?», «как себя чувствую?», «мне комфортно или неприятно?», «где нахожусь?», «чего не нужно делать в ближайшее время?» и т. п. Никакого «быстрого» мышления я не ощущаю. Это не вяжется с работой компьютера, который все время с большой скоростью «бродит» по различным ветвям программы, только иногда возвращаясь в исходные точки и ещё реже попадая в режим ожидания. Если судить по альфа-ритму, мозг работает всё время напряжённо. Что можешь сказать по этому поводу?
 
            - Ты прав, Григорий, – Владимир Жуков с готовность откликнулся на возможность подискутировать. – Мозг — это непросто компьютер. Я считаю, что мозг — это множество или семейство компьютеров со строгой иерархией. Как известно, он не только инструмент мышления, но и главный регулятор жизнедеятельности организма в целом, а также координатор всех движений тела.
 
Когда человек рождается, он, наверное, ещё не имеет самосознания, но мозг уже регулирует работу организма. Часть мозга уже «запрограммирована» природой, и мы совсем не ощущаем этой труда. Это так называемое подсознание. Такие программы передаются по наследству, как и во всем животном мире. Можно сказать, что это специализированные «компьютеры», которые анализируют состояние какой-то части организма и «сигнализируют» о её потребностях или опасностях. В первые месяцы жизни ребёнок выдаёт только знак тревоги – плач. Как это делать, мозг тоже знает с первых минут жизни. Что бы ни случилось: хочется есть, у него что-то болит, холодно или жарко, вывод один – плачь. Мать сама должна проанализировать причину и устранить её, результатом чего будет прекращение слёз и крика. А дальше идёт процесс обучения. Именно при этом в мозгу появляются все новые и новые специализированные «компьютеры», которых не было при рождении, но они выполняют определённые специальные функции.
 
 Все они получают иерархию чёткой подчинённости. Например, «компьютер», управляющий движением пальца руки, подчиняется «компьютеру» движения руки, а тот, в свою очередь, «компьютеру» контроля над рукой в целом. При этом чем выше иерархия «компьютера», тем более элементарные приказания ему нужны. Единой руке мозг может отдать нетрудную команду, например, «взять палку», а все подчинённые «компьютеры» приведут в потребное состояние десятки мышц, в результате чего повеление будет выполнено.
 
Человеку не нужно думать, как это сделать. Все уже изучено раньше и выполняется подчинёнными «компьютерами» на подсознательном уровне. Можно привести множество примеров, как происходит появление этих новых «компьютеров». Вначале это управление своим телом. Движение головой и ногами, способность держать что-либо в руке и т. д. и т. п. В начале процесса обучения весь мозг занят этой работой, а потом он отключается от этого дела, а специализированный «компьютер» выполняет всё чётко и быстро.
 
- Яркий пример этому — обучение вождению автомобиля, – Владимир, почесал затылок, как бы вспоминая личный опыт. - Это происходит уже почти во взрослом состоянии и можно передать свои ощущения по этому поводу. Вначале человек упорно пытается запомнить на какую педаль необходимо нажать, ту или другую передачу включить, сколь активно надо вращать баранку.
 
 Первые километры кажутся сущим адом, руки судорожно вцепились в руль, на лбу выступают крупные капли пота. Увидеть что-либо на дороге, например, дорожные знаки, нет никакой возможности. Только-только выровнял автомобиль, как надобно сворачивать в сторону, необходимо притормозить. А где педаль тормоза? Ещё нужно переключить передачу, для чего прежде надо выжать сцепление. Боже мой, как это всё запомнить? Как люди с этим справляются? И это повторяется довольно много раз, когда стажер вновь садится в машину. Но проходят часы, десятки сеансов вождения и все проблемы остались позади.
 
 Водитель совершенно не думает, какие операции нужно выполнять, чтобы уверенно вести автомобиль. Это происходит автоматически, а в мозгу остаётся приятное чувство от управления этим мощным «зверем». Для многих людей вождение автомобиля становится несравненным наслаждением и отличным отдыхом. Что же произошло? Просто в мозгу создан отдельный «компьютер», который взял на себя все рутинные операции по управлению автомобилем. Он напряжённо работает, но в мозг посылает только сигналы о том, что все в порядке. От этого сознание получает удовольствие, ему не нужно вмешиваться в этот процесс.
 
Но в случае опасности или если что-то идёт не так, «компьютер-вассал» тут же выдаёт сигнал тревоги и требует ресурсов «компьютера» более высокого ранга или всего мозга. При этом он и сам иногда принимает неординарные решения, например, экстренное торможение до того, пока сознание ещё не определило степень опасности. Но такая реакция возможна только у опытного водителя, с большим стажем вождения. 
 
- И сколько же таких компьютеров в мозгу человека, по твоему мнению? – вступил в разговор Винсент. – А как синхронизируется их работа?
 
- Мне кажется, что компьютеров очень много, – Жуков увлечённо продолжал тему. – Можно привести массу таких примеров. Это и способность человека говорить, и читать, и писать. Навыки пользоваться различными инструментами – ложкой, вилкой, отвёрткой, спицами и т. д. Практически любое занятие человека имеет свой «компьютер». Во всех этих случаях происходит обучение, а затем автоматическое выполнение не задумываясь.
 
В итоге человек без труда может заниматься несколькими делами, если для этого используются различные органы чувств, например, управлять автомобилем, разговаривать с соседом и курить. Но он не может вести машину и читать книгу одновременно, потому что в обоих случаях используется зрение. А главному «компьютеру», каковым является сознание, предоставляется возможность думать о самом глобальном: состоянии здоровья, потребностях, настроении, желаниях, отношениях с другими людьми и т. п. Он вырабатывает мотивацию поведения организма в целом.
 
Кстати, по моему мнению, главный «компьютер» — самосознание, появляется только тогда, когда человек овладевает речью. Этот компьютер оперирует именно словами-понятиями. Человек как будто разговаривает сам с собой, это и есть сознание. Оно без языка существовать не может. И чем совершеннее владение речью, тем более совершенно самосознание. У последнего нет абстрактных суждений, все они выражаются только понятиями языка.
 
Через речь человек понимает красоту языка, его поэтичность, а также может выразить мельчайшие нюансы своего состояния. Отчасти музыка дополняет разговорную речь при передаче чувств и ритмов. Не зря есть такое понятие, что владение иностранной речью в совершенстве происходит тогда, когда человек начинает думать на этом языке. Это означает, что главный «компьютер» сменил "коды программирования" и может размышлять на другом. Думать, в этом случае, эквивалентно понятию осознавать себя на этом языке.
 
Я считаю, что в раннем детстве уровень самосознания равён степени освоения речи. Это происходит синхронно, ребёнок целиком уразумеет себя тогда, когда совершенно владеет языком и способен передать свои ощущения окружающим.
 
- Как биологический организм является сообществом отдельных клеток, так и разум представляется множеством виртуальных «компьютеров», — задумчиво произнёс Эндрю – Биологические возможности многоклеточного организма существенно больше, чем одной клетки. В высокоразвитом организме специализация клеток с многократным увеличением функциональных возможностей. Точно так же возможности разума сложного организма многократно превышают сумму интеллектов отдельных клеток. Это и есть выигрыш сообщества.
 
- Значит, чтобы смоделировать мозг, нужно организовать работу сообщества «компьютеров», в котором происходит процесс постоянного создания и обучения одних «компьютеров» другими, – попробовал подвести итог Злобин. – В настоящее время мы с успехом способны смоделировать только отдельные специализированные «компьютеры» человека. К таковому выводу ты притопал?
 
- Да, ты прав, я пришёл к подобному выводу, – согласился Владимир Жуков. – Мы моделируем отдельные функции человека и успешно с этим справляемся. Но чтобы спроектировать мозг человека, нужно изобрести компьютер, который способен сам создавать новые виртуальные компьютеры и обучать, т. е. программировать их. Тогда модель будет полной. Только так сознание человека может избавиться от рутинных занятий и от необходимости постоянно думать обо всём. Это понятие высокоорганизованного интеллекта.
 
- Тогда на какой-то стадии своего развития такой разум начнёт не только формировать «компьютеры» внутри, но и попытается сотворить что-нибудь и вне себя, – снова философски заметил Люден.
 
- Совершенно верно, Эндрю, – Владимир, что называется «сел на конька» и его понесло. - Человека в первую очередь не удовлетворяли недостатки его тела, поэтому он начал создавать разнообразные приспособления, которые позволяли увеличить его физические возможности. Осваивая эти орудия труда, он продолжал создавать внутри себя новые «компьютеры» для их использования. Рубить топором, стрелять из лука, метать копьё – это задачи, которые нужно решать "долго не задумываясь". 
 
Затем появились более сложные механизмы и машины, процесс их появления и совершенствования весьма напоминает эволюцию самого человека. Нужно было распоряжаться ими, других возможностей не имелось. Появилось множество людей, для которых управлять определёнными механизмами стало смыслом всей жизни. Например, профессиональные водители автомобилей. И только на высшей стадии «эволюции» машин и механизмов стали появляться устройства, моделирующие работу внутренних «компьютеров» человека, вначале самых элементарных, а затем всё сложнее и сложнее. Происходит уже эволюция не только человека, но и людей с техническими "придатками".
 
Но законы природы одни и те же. Высокий интеллект, существовавший вначале только внутри человека, постепенно, мелкими порциями «мигрирует» в неживую природу. Когда-нибудь машины и механизмы настолько «насытятся разумом», что не будет необходимости управления человеком. Чем больше машина насыщена своими компьютерами, тем проще становиться язык руководства ею. Это чем-то напоминает управление домашними животными, которые имеют свой определённый разум. Я бы сказал, что стираются грани между живой и неживой природой. А быть может, эти различия только и существовали в нашем сознании? Так или иначе, человек преобразует среду обитания, пропитывая её как энергией, так и разумом. Но ведь неважно, каким образом материя насыщается интеллектуальными способностями. Важно, что это происходит. Человечество зря предполагает, что только оно обладает высоким интеллектом. Это, по моему мнению, глубокое заблуждение.
 
Человек просто не может охватить своим воображением тысяч веков эволюции материи, он пленник отрезка времени, составляющего несколько десятков лет! Если проследить всё развитие материи, то и там можно найти отпечатки «разумных» преобразований. Просто эти изменения происходят столь медленно, что они практически незаметны. Возомнив себя венцом природы, человечество очень кичится своими интеллектуальными способностями. Причём каждый человек в отдельности представляет себя чрезвычайно разумным, хотя и выполняет в обществе довольно скромную интеллектуальную роль.
 
 
Скоро будет продолжение. «Интеллект и генетика». Стоит писать или нет?


Рецензии
"Кстати, по моему мнению, главный «компьютер» — самосознание, появляется только тогда, когда человек овладевает речью."
Вы правы, но это возможно только в социальной среде.
Дети "маугли" живут инстинктивно.
С уважением,

Радиомир Уткин   17.06.2018 22:04     Заявить о нарушении
"Кстати, по моему мнению, главный «компьютер» — самосознание, появляется только тогда, когда человек овладевает речью."

А просто ОСОЗНАНИЕ когда появляется?
Да, сразу! Любое воздействие на организм им осознаётся. Поэтому отодвиньте комп куда-то подальше.

Влад Тихонов   17.06.2018 22:16   Заявить о нарушении
Любое животное осознает внешнее воздействие, но речью не овладевает.

Радиомир Уткин   17.06.2018 23:35   Заявить о нарушении
Благодарю за полемику! Именно социальная среда и порождает разум, который развивается вместе с человечеством, а не с развитием индивида!

Михаил Богданович   18.06.2018 09:50   Заявить о нарушении
Человеческий индивид может развиваться только в социальной среде человечества. Если младенец до трех лет существовал в волчьей стае,он никогда не научится говорить и ходить будет на четвереньках. Такие естественные ситуации уже происходили.
Спасибо,что тратите время на общение со мной. С уважением,

Радиомир Уткин   18.06.2018 11:02   Заявить о нарушении
Теперь бы вам желательно определиться: как появился первый разум? само зародился? как возник социум? тоже само зародился?
Да и что такое разум? Операция сравнения - это операция разума? Если да, то любой живой организм ею обладает...

Влад Тихонов   18.06.2018 17:24   Заявить о нарушении
Уважаемый Радиомир Уткин !
Посмотрите "Коллективный разум"
Михаил Богданович http://www.proza.ru/2017/06/18/257

Михаил Богданович   19.06.2018 07:58   Заявить о нарушении