Тенгриянство

Мифология Хуннов-Тюрков,Карачаево-Балкарцев.


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

БОЖЕСТВА В ТЕНГРИЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ


ТЕНГРИ: Творец вселенной и всего, что есть в ней. В народе его зовут «КЁК - ТЕЙРИ» (бог - небо), КЁК-УЛЛУ(глава небес), «ТОТУР - ТЕЙРИ» (бог - энергия).

ТЕЙРИ: Один из мощей Тенгри, ответственный за Землю и за все, что на ней. Все другие божества находятся в его ведении.

КЮН-ТЕЙРИ: — бог - Солнце.

ЭЛИЯ: (воспринимается в женском роде), божество дождя, радуги, грома, молнии.

ГОРИЙ (УСКУБРИЙ): божество воздуха, облаков и ветра.

ДЕБЕТ: божество, научившее людей обработке железа.

СУР: божество - покровитель огня.

КЪУТ: божество - покровитель войны.

ТЕЙРИ ЁГЮЗ (божество-вол): божество, держащее Землю на своих рогах.

ЭРИРЕЙ: божество - покровитель растительного мира.

АЙМУШ: божество - покровитель животного мира.

АПСАТЫ: божество - покровитель охоты, существо из вселенной.

УЛАЙ (Умай): треногая, летающая дочь Апсаты.

СУ АНА (СУУ АНАСЫ): божество - покровительница водного пространства.

СУ ЁРЕ (СУУ АТ): покровитель морской погоды.

ДОЛАЙ: божество, ответственное за питание людей.

АГЪАЧ КИШИ: божество-циклоп - покровитель гор и лесных массивов.

ДЖЕР ИЕСИ: божество - покровитель почвы.

ЧАЧЛЫ (Алмасты): (воспринимается в женском образе), мистическое существо, представительница параллельного,невидимого мира.

АТАЙТМАЗ: мистическое существо в мужском облике, представитель невидимого мира..

САРЫУБЕК: мистическое чудовище.

ДЖЕЛИМАУЗ: летающее, мистическое чудовище.

КЪЫРГЪЫЙ КЪУШ: мистическая птица - великан.

КЪАРТКЪУРТХА: этот персонаж мифологическим не признан, но образ этой старой женщины, именем которой называли в старину мудрых старух(билгич)и целительниц(бакъгъыч), всё же заслуживает причащения своего образа в мифологию нартов - тюрков, так как с её именем связано множество детских сказок, поговорок, сказаний и прибауток фантастического толка, относящихся, как к жизни хуннов(гунны), так и к тайнам вселенной, верховодимой Тенгри. К тому же это единственный персонаж, который одинаково представляет и видимый человеком мир и невидимое тенгриянское пространство, общаясь с созданиями, которые в мифологии представлены, как представители невидимого, параллельного мира - Алмасты, Чачлы, Атайтмаз).



ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТЕНГРИЯНСКОЙ РЕЛИГИИ:


-Тенгри - сущность бестелесная и постоянно творящая коды энергий всех своих созданий и манипулируя скоростью энергии, создающий творения;

-Каждое создание во вселенной имеет свой код энергии, который заложен в него и благодаря которому может создать себе подобных;

-Тенгри создает создателей, заложив них неизменный код вида;

-Тенгри невидим, но он везде и во всем;

-Энергия чувств человека – ориентир для Тенгри, который не имеет материального тела;

-Человек создан Тенгри специально, для понимания сути творений в материальном мире, их «нужности» или «ненужности»;

-Все в мироздании держится на филигранно выверенной энергии, поддерживаемой  Тенгри, где каждая сущность и творение имеет свое место и свой порядок бытия;

-Человек с материальным телом и тенгриянской душой – энергетический мост между всеми созданиями материального мира и Тенгри. Энергия чувств человека – основополагающее познание  Тенгри, для коррекции сути созданий материального мира;

-Человек видит мир в пределах заложенного кода. За границей кода, в сфере не фиксируемой органами чувств человека, есть невидимый мир и другие сущности – передающие энергию чувств Творцу;

-Все сущее – единая цепь различных кодов энергии Тенгри, а потому все взаимозависимо и взаимонеобходимо;

-Любая мысль, чувство создает энергию, которая излучается к Тенгри и возвращаются к источнику в виде воплощенного творения.(например: восхищение птицей может увеличить их популяцию,боязнь чудовищ послужила их исчезновению и пр.)
Энергия чувств воспринимается Тенгри, как необходимость, как нужда материального мира, по которой ориентируется во время творения новых созданий;

-Путем манипулирования скоростью энергии и кодами энергии создано и создается все сущее.


Удивительной особенностью тюркской (хуннской, карачаево-балкарской) мифологии является то, что по сравнению с другими мифологиями, в частности с древнегреческой, мысль здесь идет с неба на землю, тогда как во множестве других мифологий мысль идет в обратном порядке, с земли на небо.
Если, например, в греческой мифологии, боги действуют, как люди, то в тюркской мифологии боги действуют совершенно по другим критериям: там нет личных отношений между богами и божествами, есть только понятие ЛАДА между всеми сотворенными.


Идея единого бога, сама по себе прогрессивная идея, показывающая, что язычество народом оставлено позади.
 
Многие народы пришли к единобожию, что символизирует новую ступень эволюции.

Что касается Хуннов, если судить по скудным упоминаниям в древней хронологии Китая, тенгриянская религия  у Хуннов – Тюрков была общепринятой уже в 4-3вв.д.н.э. В исторических источниках Китая есть описание местечка Лунчен, где шанюй Тууман, бывший во главе Хунну в 3 в.д.н.э., ходил со знатью на молебень. Таким образом можно сказать, что в 4- 3 вв. д.н.э. Хунны уже верили в единого энергетического бога Тотур - Тенгри.


Теологи, почему-то, до сих пор не обратились к детальному изучению тенгриянства, ограничиваясь общими, не раскрывающими истинную суть этой религии, краткими объяснениями, путая ее с шаманизмом, который существовал в древние, языческие времена. А ведь в тенгриянской  религии много удивительного, способствующего раскрепощению человека, ориентирующего его на благо, творчество, созидание  и ведущего к пониманию себя и окружающих сущностей, как важных звеньев в цепи мироздания.


Эта вера проповедует равенство и единство всего, что в мироздании, их неразрывную связь и взаимозависимость. Также здесь есть и ссылки на невидимый мир, который существует рядом с видимым человеком миром.


В нартско – тюркской(один из аристократических родовых союзов Хуннов звались "нарты", 4 фамилии: Куян, Лана,Сюйбу,Сио-Лин)  мифологии человек не принижен и не вознесен, не раб и не господин, он ровня всему и насколько он нуждается в других созданиях, настолько и они нуждаются в нем.


Но, поскольку Творец обособил положение человека, которому предназначено излучать энергию чувств к Тенгри, то на него возлагается и большая нравственная ответственность за окружающих сущностей, чувственное и умственное исследование сути которых и дает человеку переживания, которые превратившись в энергию чувств, становятся общим чувственным достоянием для всех созданий и дает Тенгри понять суть своих творений и определить их «нужность» или «ненужность».


Триединство Рух, Джан, Тёнгек (их собирательное название - Чарх - душа духовная,  душа энергетическая,  тело) дано только человеку и у него есть обязанность перед Создателем, совершенствовать и защищать всю многоликость  сотворённого, исследовать всё, превратить свои знания в чувства и излучать их к Творцу, потому что только излученное человеком энергия чувств дает Создателю различие нужного и ненужного, поскольку творец - энергия не имеет материального тела и не может обладать органами чувств, способных распознавать суть материальных творений. Только «энергия чувств» человека  дает Творцу определение, чему быть, а что стереть из цепи сотворенных.

И Человек определен Создателем  для прочувствования и излучения энергии, для коррекции всего сотворенного во вселенной.

Человек - мост между Тенгри и всем материальным сущим, так как тенгриянская душа и материальное тело соединены воедино именно в нём.

Пока человек будет излучать «энергию зла», творец будет продолжать творить то, что соответствует излученной энергии, а когда человек станет излучать только «энергию добра», польется тенгриянская энергия на создание того, что соответствует посланной энергии чувств от человека.

По тенгриянскому мироощущению, только так может  установиться ЛАД между всеми творениями,  чтобы воцарилось  равновесие во взаимососедстве всех сотворенных.

Тенгри оценочными чувствами не обладает, у него нет критерия плохого-хорошего, добра и зла, нужности или ненужности того или иного создания для данного пространства или среды.

Потому и понадобился творцу человек, который был бы сотворен из той же материи, что и все сущее и имел бы еще и его тенгриянскую душу(тотур-энергия).


Тенгри – создатель создателей, так как все творения в себе имеют энергетический код, для воспроизведения себе подобных.


Тенгри для человека разработал особый код энергии, который стал генетическим кодом человека и наделил его Рухом (духовной, божественной душой), чтобы через его материальное тело постичь суть материального мира и через его энергию чувств понять суть своих творений, решая быть им или не быть.

-Тенгри-сгусток энергии, которая сумела установить внутри себя ЛАД всех мелких энергий, которые разлетелись, когда Тенгри "саморасширился" и стали создателями своих видов, в рамках возможностей имеющейся в них энергии.Так создался материальный мир.


/продолжение следует/


Рецензии